Урок прилагательное как часть речи

Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.

Тема урока : «Имя прилагательное как часть речи»

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятие о роли прилагательных в речи, формировать умение обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных; определять синтаксическую роль имени прилагательного.

Урок открытия новых знаний (комбинированный урок)

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.

Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: испытывает желание освоить новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Методы и формы обучения

Эвристический метод, проблемно-поисковый метод, диалогическое общение;

индивидуальная, групповая, фронтальная форма работы

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Презентация по теме урока, выполненная учителем.

Имя прилагательное, словосочетание, согласование прилагательного и существительного.

Организационная структура урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы организации взаимодействия

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала

— Доброе утро! Я рада приветствовать вас! Проверьте свою готовность к уроку. На столе у каждого из вас лежит смайлик. Покажите, с каким настроением вы пришли на урок?

— Я тоже к вам пришла с хорошим настроением (слайд 2).

участвуют в диалоге с ним, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Личностные: положительно относятся к учению,

познавательной деятельности, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Листы обратной связи

2.Актуализа-ция и проблемное учебное действие. Выявление места и причины затруднения.

Эвристическая беседа по теме урока.

— Какое сейчас время года?

— Какое настроение создает весна?

— Наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного стихотворения Л. Кузьминской «Весна» (слайд 3).

Зеленым бисером на ветках,
Явились первые листочки
И в небе облаков виньетки,
И певчих птиц большие точки.
И заиграло ярким светом
Весной разбуженное небо.
И закружилась над планетой
Весна, но канет вскоре в небыль.

— Прочитайте стихотворение и скажите, какое художественно-изобразительное средство вам встречается чаще? Назовите их. ( Эпитеты ).

— Как вы думаете, какой частью речи выражены эпитеты. ( Именем прилагательным ).

— К какой группе относятся имена прилагательные ( Самостоятельная часть речи ).

— Какую еще группу вы знаете? ( Служебные части речи ).

— В каком разделе языкознания изучаются самостоятельные и служебные части речи? ( Морфология ).

— С какой частью речи вы уже познакомились?

— Свой урок мы начали с прочтения стихотворения, нашли в нем эпитеты, определив, что они выражены именем прилагательным. Когда говорили о настроении, тоже употребляли имена прилагательные.

— Как вы думаете, о какой части речи мы сегодня будем говорить? ( Об имени прилагательном ).

— Подумайте и скажите, как правильно сформулировать тему урока? ( Имя прилагательное как часть речи ).

— Откройте тетради, запишите дату урока, вид рабо-

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей. Задают вопросы для уточнения информации.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.

Просмотр мультимедийной презентации с заданиями «Употребление ь на конце существительных после шипящих»; «Буквы о-а в корне –лаг-, -лож-, -раст-,

-ращ-, -рос-»; «Буквы и-ы после ц».

ты и тему, которую мы с вами сформулировали.

— В начале урока проведем небольшую орфографическую зарядку в форме самостоятельной работы (слайд 5).

Обучающиеся вставляют пропущенные буквы в слова, выделяют орфограммы, затем записи сверяют с ключом. Работы оценивают самостоятельно, используя критерии оценивания. Оценки ставят в листы самооценивания.

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины.

Познавательные: способны понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Ознакомление с заданием.

— Продолжаем наш урок. Несколько минут назад мы определили тему нашего урока. Что теперь мы с вами должны сделать? ( Поставить цель ).

— Правильно. Какова цель нашего урока?

( Научиться находить прилагательное в тексте, уметь правильно применять эту часть речи ).

— Чтобы достичь этой цели, что мы должны сделать?

(Поставить перед собой задачи.)

Задаю наводящие вопросы для определения задач.

  1. Вспомнить, что знаем о прилагательных из начальной школы.
  2. Определить особенности морфологических признаков имен прилагательных.
  3. Выяснить, какую синтаксическую роль выполняют имена прилагательные.

Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством педагога составляют план работы над заданием.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Задают вопросы для уточнения информации.

4. Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, работа с дидактическим материалом.

— Итак, вы с этой частью речи встречались уже в начальной школе. В связи с этим, предлагаю вам выполнить задание в группах на скорость. Какая группа выполнит задания быстрее и правильнее.

(На партах лежит лист № 1, задача обучающихся вставить пропущенные слова, выполнить задание, сделать вывод).

  1. Закончите предложение.
  • Имя прилагательное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета .
  • Отвечает на вопросы какой? или чей ?
  • В предложении чаще всего бывает определением .
  1. Вставьте окончания в именах прилагательных:

Мягк__ сиянием месяц освещал кроны больш__ деревьев. Высоко в небе ровн__ бел__ светом сверкал Юпитер. Вся природа грезила предрассветн__ сном. Голуб__ сумрак ещё окутывал землю, реку, но в воздухе и на небе почувствовалось приближение зари.

  • Вывод: имена прилагательные согласуются с именами существительными, т.е. ставятся в том же роде и числе, что и существительные, к которым они относятся.

Выполняют задание, проверяют правильность выполнения, делают выводы.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Устные ответы, выполнение задание,

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Эвристическая беседа по вопросам. наблюдение над языковыми явлениями, анализ единиц языка.

— А теперь вернемся к нашему стихотворению, с которого начали урок.

— Выпишите прилагательные вместе с существительными, от которых зависят.

( Дети выписывают словосочетания, читают вслух выписанные словосочетания ).

— Попробуйте определить падеж у выписанных прилагательных.

( Дети пробуют определить падеж, но понимают, что падеж можно определить, только определив его у имени существительного. Делают соответствующие выводы ).

Принимают участие в работе, под руководством педагога выполняют задание. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, ответы на вопросы.

Обобщение полученных на уроке сведений.

— Ребята, а вы помните, каким членом предложения может быть имя прилагательное?

( Имя прилагательное может быть определением ).

— Откройте учебник на 85-ой странице, прочитайте правило. Отметьте знаками:

«+»- мне это уже известно;

«-»- об этом я не знал (-а);

«!» — хочется узнать больше.

( Дети читают правило, комментируют расставленные знаки. Делают вывод, что не знают, в каком случае имя прилагательное бывает сказуемым ).

— Возьмите на столе лист №2. Разберите предложения по членам (работа в группах).

Разберите предложения по членам.

  • Мне нравятся большие яркие цветы .
  • Моя мама обаятельная .

(Дети сами не могут определить , почему во втором предложении прилагательное является сказуемым, объясняю правило, в каком случае прилагательное является сказуемым).

— В заключении я вам предлагаю, пользуясь правилом из учебника, сделать памятку по теме «Имя прилагательное».

— Хорошо. А теперь, оцените свою работу на уроке, используя прилагательные.

— Я тоже хочу сказать, что вы на уроке были…

— Спасибо. Наш урок закончен. Пользуясь смайликами, покажите, с каким настроением вы уйдете с урока?

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Создают памятки, рассказывают правило по своей памятке, слушают одноклассников, оценивают их. Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Заполняют листы достижения.

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению по памяти).

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа.

Листы обратной связи.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Урок русского языка 5 класс

ВЕСНА Зеленым бисером на ветках, Явились первые листочки И в небе облаков виньетки, И певчих птиц большие точки. И заиграло ярким светом Весной разбуженное небо. И закружилась над планетой Весна, но канет вскоре в небыль. Лариса Кузьминская

Имя прилагательное как часть речи

Орфографическая зарядка Печ … (), глуш … (), меч… (), р…сток, р… стительность , изл … жение , пол…жить, ц … ган , акац …я, ц … рк .

Проверьте и оцените свою работу. Пе ч ь (ж.р., 3 скл .), глу ш ь (ж.р., 3 скл .), ме ч (м.р., 2 скл .), р о ст ок ( искл .), р а ст ительность, изл о ж ение, пол о ж ить, ц ы ган, ака ц и я (на — ция ), ц и рк. Критерии оценивания: «5» — нет ошибок, «4» — 1-2 ошибки, «3» — 3-4 ошибки, «2» — 5 и более ошибок .

Цель урока: научиться находить прилагательное в тексте, уметь правильно применять эту часть речи.

Задачи: Вспомнить, что знаем о прилагательных из начальной школы. Определить особенности морфологических признаков имен прилагательных. Выяснить, какую синтаксическую роль выполняют имена прилагательные.

Закончите предложение. Имя прилагательное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета . Отвечает на вопросы какой? или чей ? В предложении чаще всего бывает определением .

Вставьте окончания в именах прилагательных: Мягк им сиянием месяц освещал кроны больш их деревьев. Высоко в небе ровн ым бел ым светом сверкал Юпитер. Вся природа грезила предрассветн ым сном. Голуб ой сумрак ещё окутывал землю, реку, но в воздухе и на небе почувствовалось приближение зари. Вывод: имена прилагательные согласуются с именами существительными, т.е. ставятся в том же роде и числе, что и существительные, к которым они относятся.

Выпишите эпитеты с существительными, определите падеж у прилагательных Зеленым бисером на ветках Явились первые листочки И в небе облаков виньетки, И певчих птиц большие точки. И заиграло ярким светом Весной разбуженное небо. И закружилась над планетой Весна, но канет вскоре в небыль.

Определите падеж у имен прилагательных Зеленым бисером , первые листочки , певчих птиц, большие точки , ярким светом. Вывод: — прилагательное изменяется по падежам как существительное; — падеж у прилагательного можно определить только по имени существительному, к которому оно относится.

Прочитайте правило и отметьте знаками: «+» — мне это известно, «-» — об этом я не знал (-а), «!» — хочется узнать больше.

Проверьте выполненное задание Мне нравятся большие яркие цветы . Моя мама обаятельная .

Оцени свою работу на уроке, используя прилагательные, например: активный усидчивый, любознательный, дружелюбный, пассивный, исполнительный, аккуратный внимательный

Конспект урока «Имя прилагательное как часть речи»

Предметные: Расширить знания о значении и основных грамматических признаках имени прилагательного. Осмыслить понятие «признак предмета».

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, адекватно

воспринимать оценки учителя, товарищей.

Познавательные:

Владеть основами смыслового чтения текста, подводить языковой факт под понятия

разного уровня обобщения.

Коммуникативные:

задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения

Личностные: Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Оборудование: учебник под редакцией Рыбченкова

Л.М. О.М. Александрова. карточки с заданиями, смайлики разных цветов для рефлексии

1.Организационный момент . (Эмоциональный настрой)

— Наш сегодняшний урок я хочу начать с вопроса. Ребята, а вы знаете, кто делает

открытия? (Открытия делают ученые, исследователи, открыватели.)

— Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие? (Да)

— Давайте же сегодня на уроке будем научными исследователями. И исследовать мы будем часть речи, которая вам уже немного известна из начальной школы.

2. Актуализация знаний

— Для начала я прочту вам стихотворение, которое поможет нам окунуться в атмосферу необыкновенных исследований.

Если б все на свете было

одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым,

на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою

на рассвете умываться,

И зеленым-презеленым

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди

Белым. Желтым. Синим. Красным.

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным.

— Чтобы рассказать об удивительном и разном нам нужны слова одной части речи. О какой части речи мы с вами сегодня будем говорить? Догадались? (имя прилагательное)

Записываем тему урока. Имя прилагательное, как часть речи.

— Итак, мы исследователи. Сегодня на уроке поэтапно, шаг за шагом мы будем исследовать имя прилагательное. А чтобы нам не сбиться с верного пути, нужно поставить перед собой цели. И помогут вам в этом опорные слова

3. Осмысление и закрепление материала

— Итак, вспомним, что мы с вами знаем об имени прилагательном. И поможет нам в этом рубрика «Знаете ли вы что…»

По количеству употребляемых слов прилагательные занимают третье место,

после существительных и глаголов. И это не случайно. Что бы мы ни делали, где бы ни были, человеческий мозг стремиться не только назвать предмет, но и оценить его, определить его качественную сторону. Нас всюду сопровождают вопросы:

Какой?Какая? Какое?

А также стихотворение об имени

прилагательном:

Определяю я предметы.

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь

— Что значит «определяю я предметы»? (обозначает признак предмета). Значит, имя прилагательное обозначает признак предмета по цвету, форме, вкусу, запаху, размеру, материалу, из которого сделан предмет, скорости, принадлежности кому-либо, чему-либо, характерным особенностям личности человека, животного, растения. По тому или иному признаку мы можем догадаться о ком или о чем идет речь. В этом вам помогут убедиться загадки . Я загадываю – вы постарайтесь отгадать
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза.)

Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой. (Гриб.)

Я — черный, красный, желтый, синий,
С начинкой твердой в середине.
Я с острым ножиком дружу
И что хочу — изображу. (Цветные карандаши.)

Какая часть речи помогла отгадать загадки? (прилагательное)

Как вы думаете, какой вопрос после прослушанного вами материала я хочу вам задать? (что называется именем прилагательным?)

Но перед тем как его задать, я приглашаю вас прослушать отрывок из комедии «Недоросль» известного русского классика Дениса Ивановича Фонвизина. Речь в этом отрывке идет об экзамене, на котором юноша по имени Митрофан демонстрирует свое знание прилагательного как части речи.

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофанушка . Дверь? Котора дверь?

Правдин . Котора дверь! Вот эта.

Митрофанушка. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофанушка.

Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.

-Какое определение прилагательного дали бы вы? (Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой, какая, какое).

— Итак, мы с вами вспомнили, что такое имя прилагательное.

— Проверим, все ли вспомнили. Игра называется «Найди лишнего». Вы должны

хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.

— Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.

— Но внимательно слушавшие сценку из комедии Фонвизина «Недоросль» обратили внимание на остроумное толкование прилагательного как части речи, которая к чему-то приложена. К чему же приложено прилагательное? ( к существительному, местоимению)

— Далее мы должны с вами, юные исследователи, вспомнить морфологические признаки имен прилагательных. Для этого просклоняем словосочетания. Вспомним, что мы

называем склонением (изменение слова по падежам)

1 ряд – белая берёза

2 ряд – школьный двор

3 ряд – классное собрание

Все – зимние каникулы

— Изменилось ли прилагательное? (Да, точно так же, как существительное.)

— Значит, прилагательное изменяется по падежам. А какая часть речи помогает нам определить падеж? (Существительное)

— Давайте внимательно посмотрим на существительные. Что их отличает друг от друга?

Какие морфологические признаки? (род, число)

— Определите род и число существительных.

— Могут ли существительные и прилагательные быть разного рода и числа?

(Нет, они согласуются)

— Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род?

Прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам.

Ед. число- приседаем;

Мн.число- хлопаем в ладоши

Новое здание, новые туфли; стройное дерево, красивые улицы; лесная поляна, полевые цветы; подъёмный кран, строительные материалы;

Продолжаем наше исследование.

Прочитайте текст, попробуйте определить, о каком звере идёт речь, где он живёт?

Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим лосенком и задремала на теплом весеннем солнышке. А маленький лосёнок учится бегать. Спотыкаются о высокие кочки его длинные ноги.

Ласково пригревает в редком лесу весеннего солнышка. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Из березовой ветки прозрачными каплями сочится сладкий сок.

Весенние лужи отражают высокое небо и кажутся синими. Золотистыми пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки.

Хорош запах весеннего леса!

Задремала старая лосиха, но чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится маленький лосенок. Знает он, что не даст его в обиду чуткая и сильная мать. (По И. Соколову-Микитову).

1. Какие слова помогают нам определить, где происходит событие?

2.Укажите слова, благодаря которым описание стало наиболее точным?

3.Можно ли без вставленных слов узнать, о ком идёт речь? Почему?

(Имена прилагательные используются для того, чтобы точно описывать предметы, они помогают раскрыть признаки, характерные для этого предмета, помогают создать яркую, образную картину. По свойствам и качествам предмета мы можем понять, о ком или о чём идёт речь.)

А теперь применим наши знания на практике. По данным словам — признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.):

1) Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый … (котенок)

2) Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое … (яблоко)

3)Огромный, тёмно-серый, толстокожий, толстоногий. (слон)

4)Серый, хищный, жадный.(волк)

5)Рыжая, хитрая, ловкая. (лиса)

Вам понравилось играть? Продолжаем

Предложение рассыпалось. Соберите его и сделайте синтаксический разбор предложения.

К, прилетели, кормушке, снегири, и , суетливые, красногрудые, синички.

Каким членом предложения являются прилагательные в данном предложении? (определением)

Рефлексия

У вас на партах лежат смайлики разных цветов.

Поднимите тот цвет, которому соответствует вопрос.

Зелёный — я все понял(а)

Жёлтый – не полностью тему понял(а)

Красный – очень плохо запомнил(а)

Послушайте очень хороший стих

Очень занимательное —

Имя прилагательное,

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признаков предмета

Будем спорить ,говорить

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Стоит разве мучиться?

Не скажем мы «прекрасное»,

Не скажем «безобразное»

Не скажем маме «милая

Красивая, любимая».

Отцу и брату, и сестре,

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При-ла-га-тель-ны-е

Подведение итогов, выставление оценок

Дом.задание стр. 30-31 п.43. Упр.324

Мы с вами очень плодотворно поработали, спасибо за урок

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Имя прилагательное как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок — знакомство с частью речи — имя прилагательное. Содержится элемент игры и итоговое тестирование на уровень усвоения изученного материала.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему «Имя прилагательное как часть речи»»

Конспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи» (УМК «Алгоритм успеха»)

Учитель. Сотникова С.В., МБОУ СШ №1 г. Сычевки Смоленской области.

Цель урока: показать роль прилагательного в тексте, повторить морфологические признаки прилагательного, их синтаксическую роль в предложении, правильно употреблять прилагательные в речи.

Задачи урока:

Планируемые образовательные результаты:

предметные: добиться от учащихся осмысления понятия «признак» применительно к имени прилагательному, определять синтаксическую роль имени прилагательного.

метапредметные: владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;

личностные: формирование навыков работы в паре (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.

Оборудование: конспект урока, дидактический материал, учебник ( Русский язык: учебник для 5 кл.)

Организационный момент. Приветствие.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно Записываем дату.

Наш урок — первый в самом начале большой темы. И я предлагаю вам немного побыть следователями, детективами.

Целеполагание и постановка учебных задач.

— Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит расследовать дело об исчезновении. Уважаемые коллеги! Наше агентство получило срочное секретное сообщение: в стране Морфологии случилось ужасное ЧП – пропала важная часть речи. Наша задача – отыскать и вернуть ее, иначе жизнь в стране станет серой и безрадостной.

Вот приметы пропавшей части речи:

С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я. (имя прилагательное). (слайд № 2)

Запишите тему урока: «Имя прилагательное как часть речи»

Учитель: Ребята, а как вы понимаете смысл названия этой части речи? Повторите про себя несколько раз это слово и подумайте, что значит ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?

Дети: Прилагается к чему-то.

Учитель: Молодцы, ребята! Прилагательное имеет значение приложенное, добавленное к чему- то.

К чему же «приложено» прилагательное?

К имени существительному.

– Почему с именами существительными? (Существительное обозначает предмет, а прилагательное – признак предмета)

– Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой».

Актуализация знаний, умений.

Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из иностранных языков. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное.»

Учитель: Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных — в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту.

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

Учитель: Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину?

Дети: Потому что поэт использовал прилагательные.

Учитель: Посмотрите, роса бывает жемчужной или озеро серебряным? Что значит «озеро серебряное», «роса жемчужная»? Почему автор так говорит?

Дети: Потому что озеро похоже на серебро, блестело, было очень красивым.

Учитель: Понравилось вам стихотворение?

Учитель: Молодцы, ребята!

Учитель: Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину?

Дети: Использование эпитетов.

Слово учителя:

Ребята, мы нашли первые улики в деле о пропавшей особе (ее происхождение) – Имени Прилагательном. Для того чтобы дальше продолжить расследование, необходимо определить цель всей нашей деятельности. Для этого вспомним:

— Какой раздел науки о языке изучает прилагательное?

Итак, юные сыщики, какая цель стоит сегодня перед нами?

Сейчас вы проверите себя. Умеете ли вы ставить цель? Кто озвучит цель урока? Поближе познакомиться с именем прилагательным. Совершенно верно. Ведь это только первый урок большой темы «Имя прилагательное».

Но как же нам поближе познакомиться с именем прилагательным, чтоб ничего не напутать? Можно составить план работы на уроке. Посмотрите на слайд. Я предлагаю вам расставить цифры— в какой последовательности, по-вашему, стоит рассматривать учебный материал.

Роль прилагательного в речи.

Общее значение имени прилагательного

Морфологические признаки имени прилагательного

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
– Что нам нужно вспомнить об имени прилагательном? (1. Общее значение, 2. Морфологические признаки, 3. Синтаксическая роль)
– А зачем нам нужно это знать? (Чтобы уметь отличать прилагательные от других частей речи, правильно употреблять имена прилагательные, чтобы речь была красивая, точная…)

– По опорным фразам сформулируйте цель урока:
Опорные фразы:

Повторить изученное об … (имени прилагательном)

Учиться … речи (использовать прилагательные в устной и письменной речи)

Определить … в предложении. (синтаксическую функцию прилагательных)

Сделали? А теперь проверим. Внимание на слайд.

Каждый сыщик, приступая к делу, изучает досье, уже имеющиеся материалы.

Учитель: Вам эта часть речи уже знакома из начальных классов. Что вы знаете об имени прилагательном?

Дети: Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое? какие? чей?, чья? чьё?, чьи?

Учитель: Запомните имя прилагательно — это часть речи, которая обозначает признак предмета. И это является значением прилагательного.

Учитель: Давайте хором повторим, имя прилагательное — обозначает признак предмета.

Анализ изученного содержания.

По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов, по частоте употребления – 5 место.

Когда же чаще всего мы используем прилагательные? (при описании картин природы, характера человека, его чувств, настроений, душевных переживаний, при названии морей и рек, цветов, в загадках).

А может и не нужно нам сегодня разыскивать прилагательное.

Зачем нам нужно хорошо знать эту часть речи?

Дети: Чтобы наша речь была красивой, красочной, яркой.

Перед вами 2 варианта текста. Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой?

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел — это лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

Учитель: Все слова вам понятны?

Учитель: Скажите, почему дятла называют лесным лекарем?

Дети: Потому что он лечит деревья от насекомых

Учитель: Да, у него много достоинств. И о них мы узнаем больше из второго текста.

Учитель: Сравните по объему. Где больше слов? Где описание дятла более точное?

Дети: Во втором.

Учитель: Укажите слова, благодаря которым описание дятла более точное.

Дети: Глухой ритмичный стук, чёрная птица, яркими, красными перышками, сильный острый прямой клюв, большую часть времени, вредных насекомых, больные деревья, лесной лекарь.

(показывается слайд с выделенными прилагательными)

Учитель: К какой части речи относятся выделенные слова?

Дети: К прилагательному

Учитель: К какому выводу вы пришли, для чего в речи используются прилагательные?

Дети: Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным, выразительным.

Прилагательные создают яркое зримое представление о предмете, явлении.

На какой вопрос они отвечают?

Прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? чей?

Прилагательные не только дарят признаки, но и сами имеют свои характеристики и отличительные свойства.

Учитель: Посмотрите, ребята на экран. Выполните следующее задание:

Вставьте окончания в имена прилагательные, определите род, число и падеж.

Глух. ритмичн.. стук (м.р., ед.ч., И.п.), лесн. царь (м.р., ед.ч., И.п.), лесн. птица (ж.р., ед.ч., И.п), длинн. клюв(м.р., ед.ч., И.п.), голуб. небо (ср.р., ед.ч., И.п.), ярк , красн (какие?) перышки (мн.ч., И.п.), вредн (какие?) (мн.ч., И.п.) насекомые, больн (какие?) (мн.ч., И.п.) деревья.

-Какой это признак прилагательного. Посмотрите, можем ли мы сказать лесная царь или лесной птица?

Учитель: А почему?

Дети: Потому что слово птица стоит в ж.р. и прилагательное должно стоять в ж.р.

Учитель: Какой это признак прилагательного?

Дети : Прилагательные ставятся в том же роде, числе, что и сущ.

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно! Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и ещё в падеже. Например: Глухой, ритмичный стук-Стук- определяемое существительное — какой? Сущ. Стук стоит в м.р. , т.к. имеет нулевое окончание, в ед. ч, им п., значит прил. тоже должно стоят в м.р, им.п, ед. числе.

А какая форма прилагательного считается начальной (И.п., ед.ч, м.р)

Выделение главного в изученном.

Вывод: Прилагательное — самостоятельная часть речи, Которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей7

Прилагательные изменяются по числам, падежам и в единственном числе – по родам.

Прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.

Мы сейчас сформулировали морфологические признаки имени прилагательного.

Физкультминутка. Для детектива важна хорошая физическая форма. Сейчас нам необходимо собрать улики. Я буду называть слова, а вы будете выбирать из этих слов не только имена прилагательные, но и оставшиеся слова: глаголы и существительные. Все слова аккуратно разложим по своим коробкам. Итак, правила: Видим прилагательное – присесть, глагол – подпрыгнуть, существительное – хлопнем в ладоши. Начали:

Слова: Белый, краснота, белизна, белеть, синеть, синь, славные, хороша, синева, зелень, молодую, веселых, деревянное, красивым, красить.

Улики отобраны. Молодцы, ребята!

Слово учителя.

Расследование продолжается, оно близко к завершению. Но вот еще один важный свидетель, который видел прилагательное по дороге в страну Синтаксиса. Нам нужно определить синтаксическую роль прилагательных в предложении.

Работа со взаимопроверкой.

Внимательно посмотрите на предложения.

Распустился красивый цветок.

-Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Найдите прилагательные. Определите, каким членом предложения они могут являться.

Вывод: имена прилагательные в предложении являются определением или сказуемым.

Систематизация и обобщение.

-Итак, ребята, какую часть речи мы с вами открыли?

— Какое значение имеет прилагательное?

— На какие вопросы отвечает прилагательное?

-Какие морфологические признаки у прилагательного?

-Каким членом предложения является прилагательное?

-Сформулируйте определение: что такое имя прилагательное?

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает……………………..

и отвечает на вопросы………………………

В единственном числе по…………………

Имена прилагательные . с именами существительными, т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.

В предложении является …………………и…………………

Ну вот и подошел к концу наш урок. Ребята, скажите, что мы сегодня с вами повторяли? Вы убедились в том, что прилагательные занимают важное место в русском языке?

Ну что ж ребята, по крупицам мы собрали сведения об имени прилагательном. Самое время обобщить собранную информацию. Каждому сыщику предстоит для этого выполнить тест.

Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков?

А) Имя существительное;

Б) Имя прилагательное;

2. Имя прилагательное обозначает:

А) признак предмета;

Б) признак признака;

В) признак действия.

3. Какое слово называет признак предмета?

Среди тишины послышался тихий говор.

4. Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

А) смышленый (ребенок);

Б) о книжной (полке);

В) отцовского (участка).

5. Имя прилагательное не изменяется:

6) В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом?

Б) дружелюбный от природы.

Ключ к тесту.

Выполняют тест. Самопроверка. Выставление оценок.

Установление межпредметных и внутрипредметных связей.

А теперь вспомним цель нашего урока. Достигли ли мы ее? Давайте наметим, что еще хотелось бы узнать об имени прилагательном?

Да, наш урок только открывает тему «Имя прилагательное». Вам многое ещё предстоит узнать: разряды прилагательных, степени сравнения, правописание имен прилагательных. Так что , будет ещё чем заняться на следующих уроках.

Домашнее задание: правило на стр. 195 выучить. Упр. 11 с.197.

Рефлексия: Слово учителя.

Итак, юные сыщики, оказывается, Прилагательное спряталось, так как обиделось на людей. Ему кажется, что они пренебрежительно относятся к нему в своей речи. Решило посмотреть, что будет без него.

— Ребята! Изменится ли что- либо в нашей жизни без прилагательного? Обоснуйте свой ответ.

Итак, ребята, наше расследование подходит к концу. Мы создали морфологический «портрет» прилагательного и отыскали среди других частей речи. Выскажете свое впечатление об уроке, используя только прилагательные.

Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали _______________________ответы.

На уроке я узнал много _____________ и __________________. Результат выполненного мною теста ________. Своей работой на уроке я ______________.

И сейчас у меня ____________ настроение.

— Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Удачи всем. Спасибо!

Учитель: Молодцы! Теперь давайте разделимся на 3 команды для выполнения следующего задания. Но оно посложней, ребята! При его выполнении вам необходима внимательность и смекалка.

(Групповая работа. Раздаются разные тексты, ученики должны по смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже.)

Образец: 1 команда. (1 ряд)

1.(…) утром приятно побродить по лесу, подышать (…) воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц.

2. Летним утром приятно побродить по лесу, подышать свежим воздухом. 2. С раннего утра и до поздней ночи слышится чудесное пение птиц.

Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный.

Образец: 2 команда. (2 ряд)

1.Наступило (…)лето. 2. Только в (…) лесу сквозь (…) деревья пробивались (…) лучи.

2.Наступило жаркое, знойное лето. 2. Только в зеленом лесу сквозь высокие, могучие деревья пробивались редкие, солнечные лучи.

Прилагательные: знойный, зеленый, высокий, солнечный.

Образец: 3 команда. (3 ряд)

1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2. Сквозь (…) облака неожиданно появились (…) тучи.

Маленькая птичка сидела на верхушке зеленой ели. 2.Сквозь голубые облака неожиданно появились мрачные тучи.

Прилагательные: маленький, зеленой, голубой, мрачный.

(Каждая команда читает свои тексты, правильные варианты текстов будут показаны на слайде.)

Учитель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо справились с этим заданием.

Список использованной литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

Ларионов Л.Л /Сборник упражнений по орфографии: 5 класс. Пособие для учителя. – М,: Просвещение, 2001.

Аксенова Л.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений» – М,: Издательство «Экзамен», 2014.

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся/ Под ред. Л.П. Крысина. – М,: Просвещение, 1995.

Богданова Г.А. Русский язык без репетитора: учеб. Пос. В 2-х ч. – Ч.1. Орфография. – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2012.

Ссылки на источники:

Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html Основные правила грамматики русского языка

Интернет-ресурсы по ФГОС http:// mon. gov. ru — сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел Федеральные государственные образовательные стандарты содержит текст ФГОС и нормативные акты, регламентирующие введение ФГОС. http:// www. mcko. ru — сайт Московского центра оценки качества содержит методические рекомендации по реализации основной образовательной программы, раскрывает специфику деятельностного подхода при реализации ФГОС.


источники:

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/10/24/tehnologicheskaya-karta-uroka-russkogo-yazyka-po-teme-imya

https://infourok.ru/konspekt-uroka-imya-prilagatelnoe-kak-chast-rechi-5047444.html

https://multiurok.ru/files/metodicheskaia-razrabotka-uroka-russkogo-iazyka-17.html