Прилагательное близкое по значению это

Прилагательные, близкие и противоположные по значению — ЧАСТИ РЕЧИ

Цель: формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу; устанавливать связь между прилагательным и существительным; применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии.

Оборудование: изображения веселого и грустного клоунов, земляники и клюквы; мячик, школьные словари синонимов и антонимов.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа

— Продиктуйте словарные слова своему соседу по парте.

Вариант I. Подлежащее, синонимы, алфавит, до свидания.

Вариант II. Сказуемое, антонимы, здравствуй, извини.

— Обозначьте непроверяемую безударную гласную.

2. Орфографическая минутка

— Спишите, добавляя по два слова с мягким знаком на конце.

Зимние месяцы: январь, . .

Огородные растения: картофель, . .

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель показывает рисунки.)

— Веселый клоун. Как называется эта пара слов? (Словосочетание.)

— Из каких частей речи состоит наше словосочетание?

— А это какой клоун? (Грустный.)

— Это какая ягода? (Сладкая.)

— О каких прилагательных идет речь? (О близких и противоположных по значению.)

— Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)

— Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы.)

— Назовите тему урока. (Прилагательные, близкие и противоположные по значению.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам.)

— Назовите слова, в которых мягкость предшествующего согласного обозначена буквой Ь. (Маленький, большой, горький.)

— Назовите слово с проверяемой безударной гласной. Как проверить, какую гласную надо писать в корне слова? (Тропинка — тропка.)

— Назовите слова с парной согласной в корне. Как проверить, какую парную согласную надо писать в корне слова? (Сладкий — сладок.)

— Я называю слово и бросаю мяч кому-нибудь из вас. Вы должны поймать мяч и назвать слово в зависимости от задания.

— Назовите слова, противоположные по смыслу слову близкий, добрый, огромный, медленный, грустный.

— Назовите слова, близкие по смыслу слову мудрый, смелый, скорый, храбрый, большой.

— Слова, близкие и противоположные по смыслу, можно найти в специальных словарях.

(Учитель показывает словари для учеников начальной школы.)

— Такие словари есть и в нашем учебнике.

Сели — встали, сели — встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали.

А потом пустились вскачь,

Будто наш упругий мяч.

Снова вышли на парад.

Заниматься нам пора!

VI. Закрепление изученного материала

(Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам.)

1. Замени прилагательные антонимами.

Легкая задача, мелкий пруд, старый дом, слабый голос.

2. К данным словам подбери синонимы.

Хлопок, нефть и уголь, вагон метро, телевизор.

Слова для справок: голубой экспресс, черное золото, белое золото, голубой экран.

VIII. Подведение итогов урока

— О каких словах мы говорили сегодня на уроке? (О словах, близких и противоположных по смыслу.)

— Что обозначает имя прилагательное?

— На какие вопросы отвечает?

— Какую роль играют имена прилагательные в речи? (Они делают нашу речь точной, яркой, выразительной.)

— Что понравилось на уроке?

— Что хотели изменить?

Выполнить упр. 157 (с. 91).

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Прилагательные близкие и противоположные по значению

1. Русский язык Прилагательные близкие и противоположные по значению.

Синонимы — это слова одной части речи,
различные по звучанию и написанию, но
имеющие одинаковое или очень близкое
значение. Они могут заменять друг друга
по значению.

Антонимы – это слова одной
части речи, различные по
звучанию, имеющие прямо
противоположное значение.

Прилагательные – синонимы.
Крошечный — хорошенький, слабый, маленький.
Дождливый – ненастный, страшный, сильный.
Весёлый — громкий, радостный, ласковый.
Мудрый – умный, талантливый, хороший.
Отважный – верный, храбрый, преданный.

5. Прилагательные — антонимы.

Добрый — злой.
Громкий — тихий.
Светлый — тёмный.
Низкий — высокий.
Полезный –вредный.

6. Составьте пословицу наоборот, используя антонимы.

Маленькое дело лучше большого
безделья.
Большое безделье хуже
маленького дела.

Сегодня холодный хмурый
день. Стоит ненастная погода.
По небу плывут тяжёлые чёрные
тучи. Под ногами сырая земля.
Выделенные слова заменить синонимами .

8. Синонимы в тексте Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Под ногами сырая

земля.
Сегодня прохладный пасмурный день.
Стоит дождливая погода. По небу плывут
тяжёлые тёмные тучи. Под ногами влажная
земля.

9. Антонимы в тексте. Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Под ногами сырая

земля.
Сегодня тёплый солнечный день. Стоит
ясная (хорошая) погода. По небу плывут
лёгкие белые облака. Под ногами сухая
земля.


источники:

https://compendium.su/rus/2klass_2/140.html

https://ppt-online.org/744101