Как изменяется имя прилагательное по

Существительное и прилагательное по падежам. Как изменяется имя прилагательное? Формы прилагательных. Русский язык: прилагательные

Ответ от Лися [активный]
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА и отвечает на вопросы КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКОЕ?, КАКИЕ?Имя прилагательное всегда связано с именем существительным.По родам имена прилагательные изменяются только в единственном числе.Изменение имен прилагательных по числамИмена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета: дружный класс, интересная игра, доброе сердце. Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак двух или нескольких предметов: теплые дни, дальние страны, общие дела.Имена прилагательные во множественном числе в именительном падеже отвечают на вопрос КАКИЕ? и имеют окончания –ЫЕ, -ИЕ: легкие примеры, почтовые марки, выразительные лица.Число имени прилагательного определяются по числу имени существительного, к которому оно относится.Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится.

Ответ от Елена Ямолетдинова [новичек]
изменяются по числам, родам и падежамсклоняются, то есть изменяются по числам и падежам

Ответ от Владимир Котов [новичек]
падежам и родам

Ответ от Оксана Георгян [гуру]
По родам и по падежам

Ответ от Максим Чуев [гуру]
ж. р. — окончание аям. р. окнчание ой

Ответ от тадевос кюрегян [новичек]
Прилагательные изменяются по родам (только в единственном числе) , числам и падежам (новый стол, новая шапка, новые вещи, о новых вещах причём род, число и падеж прилагательного зависят от рода, числа и падежа того существительного, к которому данное прилагательное относится.

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе

16. Прочитайте таблицу «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе» (см. выше). Какие имена прилагательные склоняются одинаково?

17. Прочитайте. Просклоняйте, пользуясь таблицей, любое из данных имён прилагательных вместе с именем существительным.

Овощной суп, ночное небо, земная кора.

18. Прочитайте. Определите падеж имён существительных.

Сшили из. ткани, остановились около. здания, плыли по. небу, подъехали к. сторожке, смотрели. спектакль, влетел в. окно, украсились. инеем, вырос под. берёзкой, купались в. море, прочитали о. медведе.

Слова для справок: высокого, шёлковой, голубому, лесной, открытое, интересный, молодой, тёплом, серебристым, буром.

19. Прочитайте памятку, как определить падеж имени прилагательного, и образец рассуждения.

Рассуждайте по образцу: имя прилагательное большим относится к слову селом. Селом — имя существительное среднего рода (село ), стоит в творительном падеже (всходит (над чем?) над селом ), в единственном числе. Значит, и имя прилагательное большим также стоит в среднем роде, в творительном падеже, в единственном числе (над селом (каким?) большим ).

20. Прочитайте.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(М. Лермонтов)

21. Прочитайте.

Валентин Александрович Серов — прекрасный мастер портретной живописи. Его картина «Мика Морозов» — один из лучших детских портретов в мировом искусстве. Всмотритесь в картину.

Малыш чуть привстал в кресле. Что-то увидел и замер. Курчавый, вихрастый. Черноглазый. Поднял тонкие брови. Приоткрыл пухлые розовые губки. Что поразило мальчонку рано утром? Ещё не прибранный, в белой ночной рубашке, готов он хоть сейчас вскочить и разобраться в происходящем. Ручонки уцепились за поручни кресла. Миг удивления.

Художнику удалось этот миг подсмотреть и отразить в картине.

  • Определите тему и главную мысль текста. Объясните значение выражений мастер портретной живописи, мировое искусство .
  • Найдите в тексте имена прилагательные. Скажите, с какой целью они употреблены в 1-й и во 2-й частях текста.
  • Прочитайте описание мальчика. Каким вам представляется мальчик по этому описанию?

22. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Валентина Александровича Серова «Мика Морозов».

  • Не правда ли, художник поведал нам целую историю о мальчике? Совпадает ли описание мальчика из упр. 21 с вашим впечатлением о картине? Каковы ваши впечатления о портрете? А что могло удивить мальчика? Выскажите свои предположения.
  • Составьте и напишите сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова «Мика Морозов»». Начните сочинение первыми двумя предложениями из текста упр. 21.

Разряды прилагательных

Разряд — единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Бывает три разряда прилагательных:

Большинство качественных прилагательных имеет полную и краткую формы . Полная форма изменяется по падежам, числам и родам. Прилагательные в краткой форме изменяются по числам и родам . Краткие прилагательные не склоняются; в предложении употребляются как сказуемые . Некоторые прилагательные употребляются только в краткой форме: горазд, рад, должен, надобен. Некоторые качественные прилагательные не имеют соответствующей краткой формы: прилагательные с суффиксами , обозначающие высокую степень признака , и прилагательное, входящие в состав терминологических наименований (скорый поезд, глубокий тыл). Качественные прилагательные могут сочетаться с наречием очень, иметь антонимы . Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степени сравнения. По форме каждая степень может быть простой (состоит из одного слова) и составной (состоит из двух слов): более твердый, самый тихий.

  • относительные (отвечают на вопрос «какой?»)
    • относительные прилагательные не имеют степеней; обозначают материал, из которого сделан предмет, пространственные и временны́е признаки предмета: дереводеревянный , январьянварский , морозморозный ;
    • большинство относительных прилагательных не сочетается с наречием «очень»;

    Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени . Относительные прилагательные не имеют краткой формы , степеней сравнения, не сочетаются с наречием очень, не имеют антонимов . Относительные прилагательные изменяются по падежам , числам и родам (в единственном числе).

    • притяжательные — отвечают на вопрос «чей?» и обозначают принадлежность чему-либо живому или лицу (отцовский , сестрин , лисий ).

    Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего — либо лицу и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? Притяжательные прилагательные изменяются по падежам , числам и родам (в единственном числе).

    Чтобы отнести имя прилагательное к какому-либо разряду, достаточно найти хотя бы один признак этого разряда у прилагательного.

    Границы лексико-грамматических разрядов прилагательных подвижны. Так, притяжательные и относительные прилагательные могут приобретать качественное значение: собачий хвост (притяжательное), собачья стая (относительное), собачья жизнь (качественное).

    Согласование имён прилагательных с именами существительными

    Имена прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.

    • Пример: прилагательное «синий»
      • синий (Ед.ч. , м.р. , Им.п.) дом (Ед.ч., м.р., Им.п.)
      • синее (Ед.ч., ср.р., Им.п.) небо (Ед.ч., ср.р., Им.п.).

      Склонение имён прилагательных.

      Род, падеж и число прилагательного зависят от соответствующих характеристик существительного, с которым оно согласуется. Несклоняемые прилагательные обычно находятся в постпозиции по отношению к существительному, их род, число, и падеж определяются синтаксически по характеристикам соответствующего существительного: красный пиджак, пиджаки беж .

      • твёрдый: красный , красного , красному
      • мягкий: синий , синего , синему
      • смешанный: большой , большого , большим .

      Склонение имён прилагательных включает в себя изменение по числам, а в единственном числе — и по падежам и родам.

      Форма прилагательного зависит от существительного, к которому прилагательное относится и с которым согласуется в роде, числе и падеже.

      Краткие прилагательные изменяются только по родам и числам.

      Формы мужского и среднего рода различаются в именительном и винительном падежах, в остальных формах совпадают.

      Различаются формы винительного падежа прилагательных в единственном числа мужского рода и во множественном числе, относящихся к одушевлённым и неодушевлённым существительным:

      • В.п. = И.п. при неодушевлённых существительных:
        • «Их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам» (А. Пушкин);
        • «Маша не обратила внимания на молодого француза» (А. Пушкин);
        • «И славить вечно вся земля должна простых людей, которым за победы я б звёзды перелил на ордена» (В. Сысоев).

        Прилагательные мужского рода на -ой склоняются так же, как и на -ый , но всегда имеют ударное окончание: серый , молодо́йсерого , молодо́госерому , молодо́муо сером , о молодо́м .

        Буквенное обозначение окончаний прилагательных в ряде случаев резко расходится со звуковым составом: бел-огобел[ъвъ] , летн-еголетн[ьвъ] .

        Склонение качественных и относительных прилагательных:

        • твёрдое склонение;
        • мягкое склонение;
        • смешанное склонение.

        Твёрдое склонение имён прилагательных

        По твёрдому типу склоняются имена прилагательные с основой на твёрдый согласный, кроме Г, К, Х, Ц и шипящих: худой, белый, прямой, родной, нудный, глупый, серый, лысый, крутой, сытый.

        Образование прилагательных

        Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото — болотн ый. Прилагательные также могут образовываться приставочным: не большой, и приставочно-суффиксальным способами: под водн ый. Прилагательные также образуются сложносуффиксальным способом: льн осемяочист ительный. Прилагательные также могут образовываться путём словосложения двух основ: бледно-розовый , трёхлетний .

        Морфологический разбор имени прилагательного

        1. Общее грамматическое значение.
        2. Начальная форма. Начальной формой у имени прилагательного считается форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода (синий ).
        3. Постоянные признаки: разряд.
        4. Непостоянные признаки: употреблено в краткой/полной (только у качественных); степень сравнения (только у качественных); число, род, падеж (синий — употреблён в полной форме, единственном числе)
        5. синтаксическая роль — определение

        Переход в другие части речи

        Чаще всего в разряд прилагательных переходят причастия . В качестве прилагательных также могут выступать местоимения (Художник из него никакой ).

        Прилагательные, в свою очередь, могут субстантивироваться , то есть переходить в разряд существительных : русский, военный .

        Особенности прилагательных в других языках

        Примечания

        Wikimedia Foundation . 2010 .

        Смотреть что такое «Имя прилагательное» в других словарях:

        Сущ., кол во синонимов: 1 прилагательное (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

        Имя прилагательное — см. Прилагательное … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

        Часть речи, характеризующаяся; а) обозначением признака предмета (качества, свойства, принадлежности и т. д.) (семантический признак); б) изменяемостью по падежам, числам, родам (морфологический признак); в) употреблением в предложении в функции… … Словарь лингвистических терминов

        Имя прилагательное часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос «какой»/«чей». В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам, числам и лицам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательные бывают… … Википедия

        Имя числительное самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который? Числительные делятся на три лексико грамматических разряда: количественные (два, пять, двадцать,… … Википедия

        Является отдельной частью речи, обозначающей предмет и обладающей развитой морфологией, унаследованной в основном из праславянского языка. Содержание 1 Категории 1.1 Число 1.2 Па … Википедия

        ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ого, ср. или имя прилагательное. В грамматике: часть речи, обозначающая качество, свойство или принадлежность и выражающая это значение в формах падежа, числа и (в ед.) рода. Полные, краткие прилагательные. Качественные,… … Толковый словарь Ожегова

        Сущ., кол во синонимов: 2 имя прилагательное (1) слово (72) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

        Что вам необходимо найти предметы (явления), которые характеризуются найденными прилагательными. В данном случае это слова «заря» и «городом».

        Определите падеж найденных . Вспомните, что именительный падеж отвечает на вопросы «кто?»(«что?»), — на вопросы «кого?»(«чего?»), дательный — на вопросы «кому?»(«чему?»), винительный — на вопросы «кого?»(«что?»), творительный — на вопросы «кем?»(«чем?»), предложный — на вопросы «о ком?»(«о чем?»). Итак, «заря» , а существительное «городом» творительного падежа.

        Именительный и винительный падежи легко спутать, так как неодушевленные существительные в этих падежах отвечают на один вопрос. Для того, чтобы различать их, нужно помнить, что существительное в именительном падеже всегда является подлежащим в предложении, а существительное в винительном падеже — второстепенным членом предложения. Например, «Ленивый кот видел сладкий сон». Здесь подлежащим является слово «кот». Следовательно, словосочетание «ленивый кот» именительного падежа, а словосочетание «сладкий сон» винительного падежа.

        • как правильно определить падеж существительных

        Имя существительное – это часть речи, которая обозначает человека или предмет и отвечает на вопросы «кто?» и «что?». Существительные изменяются по падежам , которых в русском языке шесть. Чтобы падежи не путались между собой, существует строгая система правил и различий между ними. Чтобы уметь правильно и быстро определить винительный падеж, необходимо знать его вопросы, и для чего он применяется.

        Чтобы никогда не ошибиться с падежом существительного, помните, что каждый из них имеет определенные для него уникальные вопросы, задав которые, вы получите соответствующий . Вопросы винительного падежа – это вопрос «вижу кого?» для одушевленных и «вижу что?» для неодушевленных существительных.

        Кроме этого, выучите определения винительного падежа русского языка, а, точнее, случаи, когда он употребляется. Итак, винительный падеж обозначает передачу временных и пространственных отношений ( неделю, пройти километр); переход действия полностью на предмет (вести автомобиль, листать книгу). Очень редко винительный падеж в качестве зависимости от (обидно за друга).

        Однако даже по правилам или окончаниям иногда очень трудно определить падеж, поэтому всегда пользуйтесь специальными вопросами. По своим вопросам винительный падеж частично совпадает с родительным и именительным. Чтобы не путать их, сделайте следующее: если перед вами , и оно отвечает на вопрос «кого?», который совпадает с , подставьте вместо него и задайте вопрос к нему. Если слово отвечает на вопрос «вижу что?», тогда перед вами винительный падеж.

        Помните также, что есть некоторые , которые во всех падежах выглядят одинаково: метро, кино, пальто, кафе и др. Чтобы определить их падеж, задайте вопрос к ключевому слову. Например, в предложении «Вчера мне купили дорогое пальто», слово «пальто» стоит в винительном падеже, поскольку на вопрос «вижу что?» можно ответить «красивое пальто». К тому же, замените здесь слово «пальто» на изменяемое, например, «украшение». Тогда принадлежность к винительному падежу сразу становится более очевидной.

        При определении падежа любого существительного всегда применяйте все правила и методы, которые вы знаете, тогда вам будет гораздо легче убедиться в принадлежности слова к тому или иному падежу.

        В отличие от финского и венгерского языков, в которых насчитывается полтора-два десятка падежей , в русской грамматике их выделяют всего шесть. Окончания слов, стоящих в разных падежах, могу совпадать, поэтому для определения падежа необходимо задать к проверяемому слову правильный вопрос.

        Чтобы определить падеж имени существительного, внимательно прочитайте фразу, в состав которой оно входит. Найдите слово, к которому относится проверяемое вами существительное, — именно от этого слова вы будете задавать вопрос. Например, вам дана фраза «Я люблю собак», и нужно определить падеж существительного «собак». Слово «собак» в этом предложении подчиняется слову «люблю». Следовательно, задавать падежный вопрос вы будете следующим образом: «люблю кого?»

        Каждому из шести падежей соответствует свой особый вопрос. Так, в именительном падеже отвечают на вопрос «кто?» или «что?». К этому падежу можно подставить вспомогательное слово «есть». Например, есть (кто?) . Вопрос родительного падежа – «кого?» или «чего?». К существительному в этом падеже можно подставить вспомогательное слово «нет». Дательный на вопрос «кому?/чему?» и сочетается со вспомогательным словом «давать». Вопрос винительного падежа – «кого?» или «что?», а его вспомогательное слово – «винить». Существительные в творительном падеже отвечают на вопрос «кем?/чем?» и сочетаются со словами «сотворён» и «доволен». Наконец, следующими вопросами: «о ком?/о чем?», «в ком?/в чем?». Одним из вспомогательных слов этого падежа является слово «думаю».

        Чтобы определить падеж , для начала нужно найти то существительное или местоимение, к которому оно относится. Определив падеж этого главного слова, вы узнаете и падеж прилагательного, так как всегда согласуются в роде, числе и падеже с теми существительными (), от которых они зависят. Например, «Коля съел большую грушу» существительное «грушу» употреблено в винительном падеже, поэтому падеж относящегося к нему прилагательного «большую» тоже является винительным.

        Именительный падеж – это начальная словарная форма имен существительных, противопоставленная всем остальным формам косвенных падежей: родительного, дательного, винительного, творительного, предложного. Слово в именительном падеже никогда не используется с предлогом и в предложении обычно выполняет синтаксическую функцию подлежащего или именной части составного сказуемого.

        Для именительного падеж а главными являются субъектное и определительное значения. В первом случае эта форма обозначает деятеля, выполняющего действие, или предмет, на который оно направлено. Сравните:«Мать любит сына». Слово «мать» обозначает деятеля.«Сын любим матерью». Слово «сын» обозначает предмет, на который направлено действие.

        Определяйте субъектное значение формы именительного падеж а по синтаксической роли подлежащего в двусоставном предложении («Сын – студент, но при этом работает») или подлежащего в односоставном назывном («Шепот, дыханье, трели соловья…»).

        Определительное значение формы именительного падеж а в составном именном сказуемом или в синтаксической конструкции приложения.«Новое – это фабрика». Слово «фабрика» является именной частью сказуемого, которое отвечает на вопрос « новое здание?».«Женщина-врач пригласила меня в кабинет». Слово «врач», отвечающее на вопрос «кто?», − это приложение, выполняющее синтаксическую функцию определения.Обратите внимание, что именительный падеж , употребляющийся в определительном значении, дает другое наименование предмету по свойству, качеству, признаку, а значения ему не свойственны.

        Дополнительными значениями именительного падеж а имени существительного являются: — оценочное значение, выраженное в именной части сказуемого («Он был добряк»);- выражение временного признака, отнесенного к прошлому («В то время был еще жених ее супруг»);- значение информативно восполняющей формы, употребляемой как при имени собственном («Ее назвали Оля»), так и нарицательном («Он числится как сторож»). Чаще всего именительный падеж употребляется в этом значении при географических названиях («Потом стал называться Петроград»).

        Кроме имен существительных, категорию падежа имеют склоняемые части речи: прилагательное, числительное, причастие и местоимение. Определяйте именительный падеж прилагательных и причастий по вопросам «какой? какая? какое? какие?», задаваемым от определяемого имени существительного, «сколько?» − для количественных числительных, «какой по счету?» − для порядковых. Местоимения в зависимости от разряда могут отвечать в именительном падеже на вопросы «кто? что?» (я, тот), «какой? чей?» (некоторый, свой), «сколько?» (столько).

        Прилагательные, как можно логически заключить из названия – это одни из основных частей речи, прилагающиеся к существительным и являющиеся их определением, к ним ставится вопрос «Какая?», «Какой?», «Какое?», «Какие?». Имена прилагательные склоняются с изменением окончания, то есть, изменяются в зависимости от существительного, характеристики и качества которого они определяют. Правильное склонение имен прилагательных в 4 классе было в программе у всех. Но кто-то прогулял, кто-то проболел, а кто-то просто не учил или забыл – словом, склонение имен прилагательных и причастий стоит повторить, чтобы не совершать досадных ошибок при заполнении важных документов, написании отчетов или выполнении домашнего задания для сына или дочери.

        Запомнить: Имена прилагательные почти все склоняются, то есть, изменяются по числу, роду и падежу так же, как и существительное, от которого оно зависит.

        Говоря проще, если существительное употребляется в предложении в им. п. ед. ч. муж. р. – например, школьный блокнот или синий мяч, — то и прилагательное тоже будет иметь именительный падеж ед. ч. муж. р., соответственно, окончание –ый или –ий. Это одно из правил склонения имен пр-ых, 4 класс.

        Определяем род нужной части речи

        Чтобы разобраться в склонении прилагательных и причастий, для начала следует понять, как определять род и какое окончание ставить в им. п. В русском языке их используется три:

        Соответственно, окончания будут:

        • для мужского — -ый, -ий;
        • для женского — -ая, -яя;
        • для среднего — -ое, -ее;
        • для множественного числа — -ие, -ые.

        Для определения вначале определяется род того существительного, от которого оно зависит в предложении. Нужно просто поставить вопрос, и все будет ясно. Для примера:

        Яркое солнце: солнце – оно, это средний, солнце какое? – яркое, это прилагательное ср. р. в ед. ч. и им. п.

        Красивая кукла: кукла – она, это женский, кукла какая? – красивая, это та же жен. р. в ед. ч. и им. п.

        Красный портфель: портфель – он, это муж. р., портфель какой? – красный, это та же часть речи муж. р. в ед. числе и им. п.

        Как склонять по падежам

        Всего их шесть – запомнить их в 4 классе, как и склонение имен прилагательных по падежам было не так-то и просто. Но на самом деле ничего сложного тут нет, все логично и закономерно. Самое главное, что требуется от прилежного ученика – это запомнить вопросы. Поставив вопрос, можно будет точно определить, какое окончание должно быть у склоняемой части речи.

        Кроме того, помните, что при склонении прилагательных множественного числа или единственного, при склонении прилагательных женского рода, мужского или среднего они обязательно перенимают тот падеж, в котором употребляется главное существительное, качества которого они описывают.

        Чтобы все стало ясно, рассмотрим простой пример:

        На столе лежит зеленая тетрадь.

        Сначала определяем имя существительное, его род, число и падеж. Для этого ставим вопрос: лежит что? – тетрадь, тетрадь она, значит, это женский род в им. п. (вопрос «что?» относится к этому падежу). Теперь ставим следующий вопрос: тетрадь какая? – зеленая, это и есть прилагательное, тоже женского рода в им. п.

        Если падеж существительного изменится, то он изменится вместе с окончанием и у другой части речи. Например:

        У меня нет зеленой тетради. – Ставим вопрос: нет чего? – тетради, это существительное женского рода в род. п., так как «кого?чего?» вопросы этого падежа. Тетради какой? – зеленой, следовательно, прилагательное «зеленой» тоже женского рода и стоит в предложении в род. п.

        Склонение имен прилагательных множественного числа осуществляется по тем же правилам. То есть, всегда сначала определяйте склонение существительного, затем ставьте вопрос – и вы поймете, какое окончание нужно писать.

        Если вы не помните вопросы падежей ни для одной части речи в русском языке и нет времени или желания их заучивать, то тогда придется использовать тяжелую артиллерию – скачать таблицу, распечатать ее, заламинировать и повесить над рабочим столом. Со временем вы все-таки запомните их, и будете использовать автоматически, уже не заглядывая в шпаргалку.

        Важно: выше были приведены основные правила склонения прилагательных за 4-ый класс. Но не все так просто. Есть и небольшие исключения, о которых тоже нужно помнить, чтобы писать всегда правильно и грамотно и суметь помочь ребенку с домашним заданием.

        Исключения из правил

        Русский язык недаром считается одним из самых сложных — правил много, и к тому же почти на каждое из них есть исключение. Понять, почему так, сложно не только иностранцу, изучающему русский – нам тоже иногда тяжело. Итак, плохая новость: склоняются не все прилагательные:

        1. Краткие не изменяются по падежам.
        2. Стоящие в простой сравнительной форме не изменяются вообще.

        Кроме того, есть группа определенных слов (как правило, заимствованных из иностранных языков), которые определяют качество предмета, но при этом не изменяются и не склоняются никогда. Например: мини, макси, индиго, хаки. Их легко спутать с существительными, выручит опять же постановка вопроса: юбка мини цвета хаки. Ставим вопрос: юбка какая? – мини. Цвета какого? – хаки. Они не будут получать окончание или менять его в зависимости от склонения существительного, которое описывают.

        Что еще нужно знать

        Отдельно следует запомнить, как изменяются притяжательные части речи, то есть, отвечающие на вопросы «Чей? Чья? Чье? Чьи?». Например:

        Р п. – маминого супа

        Д. п. – маминому супу

        Тв. п. – маминым супом

        П. п. – мамином супе

        Аналогично изменяются притяжательные части речи мужского и среднего рода, а также множественного числа – в любом случае всегда основное правильно ставить вопрос.

        Также в русском языке существуют так называемые субстантинированные части речи – то есть те, которые преобразовались в существительные. Это, к примеру, такие слова, как «лаборантская» (комната), «больной» (человек), «премиальные» (деньги). Такие части речи подчиняются стандартным правилам склонения, о которых подробно было рассказано выше.

        Во взрослом возрасте часто приходится жалеть о том, что не было сделано в юности. Такая простая вещь, как склонения различных частей речи, порой может стать причиной больших сложностей и проблем. По счастью, есть гугл и справочники, но все же лучше контролируйте знания своих детей своевременно, чтобы в будущем они не столкнулись с вашими проблемам.

        Конспект урока русского языка»Изменение прилагательных по родам и числам»

        Цель: Формирование представлений учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом существительного, к которому данное прилагательное относится.

        Образовательные:

        -учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи;

        раскрыть некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию;

        организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

        Развивающие:

        -развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать самостоятельность, используя для этого проблемные ситуации; развивать познавательный интерес школьников.

        Воспитательные:

        -воспитывать интерес к процессу обучения;

        воспитывать в ребёнке потребность быть активным участником учебного процесса.

        Планируемые результаты:

        Личностные УУД:

        × развивать навыки сотрудничества со сверстниками при работе в паре и группе;

        Регулятивные УУД:

        × способность принимать и сохранять учебную задачу;

        × контролировать и оценивать свои действия;

        × адекватно воспринимать оценку, как учителя, так и учеников.

        Познавательные УУД:

        × общеучебные (умение сравнивать) устанавливать аналогии, обобщать,

        × учить выделять существенные признаки прилагательного.

        Коммуникативные УУД:

        × учитывать разные мнения, умение сотрудничать;

        × уметь формулировать собственное мнение и позицию;

        строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

        -Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть. Давайте с вами поиграем в игру «Скажи обо мне». Сейчас вы должны придумать по одному прилагательному к слову день. Например: теплый день.

        -Молодцы. Давайте проверим вашу готовность к уроку.

        Настраиваются на работу. Играют в игру. Проверяют наличие учебных принадлежностей.

        -Ребята, сегодня мы продолжим изучать тему «Имена прилагательные», посмотрим, как вы подружились с этой частью речи. Вам надо выполнить тестовую работу, чтобы я посмотрела как вы усвоили тему.

        1. Имя прилагательное обозначает:

        б) признак предмета;

        в) действие предмета;

        2. Имя прилагательное связано по смыслу:

        а) с прилагательным;

        в) с существительным;

        3. имя прилагательное отвечает на вопросы:

        а) что делает? что сделает?

        б) какой? какая? какое? какие?

        4. Имена прилагательные подчёркиваем:

        а) волнистой линией;

        в) двумя чертами.

        -Выполняют тестовую работу

        Формулировка темы, целеполагание

        -Ребята, посмотрите на слова и попробуйте найти лишнее слово. слайд1

        -Какое слово будет лишним?

        -Что общего у оставшихся слов? Докажите.

        -Определите род и число имен существительных .

        На доске опорные слова распечатаны : слово, вопрос, часть речи, значение, род, число. Каждый выходит и прикрепляет нужные карточки к словам

        n Ландыш – м.р., ед.ч.

        n Солнце – с.р.; ед.ч.

        n Ветерок – м.р.; ед.ч.

        n Солнце – с.р.; ед.ч.

        n Ветерок – м.р.; ед.ч.

        n Солнце – с.р.; ед.ч.

        n Ветерок – м.р.; ед.ч.

        Ландыш – что? Сущ., предмет, м.р., ед.ч.

        Трава – что? Сущ., предмет, ж.р.,ед.ч.

        Солнце – что? Сущ., предмет, с.р.; ед.ч.

        Ветерок – что? Сущ., предмет, м.р.; ед.ч.

        Птицы – кто? Сущ., предмет, мн.ч.

        -А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово тёплое

        — Скажите, а сможем ли мы определить род и число этого слова?

        — Почему возникло затруднение?

        -А какая это часть речи? На какие вопросы отвечает? Что обозначает?

        -Что значит признак предмета? Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

        -Ребята, а как вы думаете, могут ли прилагательные изменяться по родам и числам ?

        -Хотите вы узнать это?

        — Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.

        -Давайте попробуем сформулировать тему урока

        — Хорошо. Давайте поставим цель. Чему мы можем сегодня научиться?

        Тема и цель вывешиваются на доску

        -Отвечают на вопрос кто? что? И обозначают предмет

        -Число и род имени прилагательного

        -Научимся определять род и число прилагательных

        -Это другая часть речи

        -Прилагательное, отвечает на вопросы какой? какая? какое? Обозначает признак предмета

        -Признак предмета – значит его отличие, прилагательное украшает нашу речь.

        -Число и род имени прилагательного

        -Научимся определять род и число прилагательных

        Открытие нового знания

        n Солнце – с.р.; ед.ч.

        n Ветерок – м.р.; ед.ч.

        -Сегодня на уроке мы будем учиться определять род и число имён прилагательных и правильно писать родовые окончания имен прилагательных.

        (На доске слайд 2)

        большая зимняя еловая

        большое зимнее снежное

        большой зимний еловый глубокий

        — Прочитайте слова первого столбика. Какой частью речи они являются? Почему?

        — Прочитайте слова второго столбика. Какой частью речи они являются? Почему?

        — Подберите к существительным соответствующие имена прилагательные. Задайте к ним вопрос.

        Лес (какой?) большой, зимний, еловый. (работают у доски)

        — Запишите словосочетание. Выделите окончания в вопросе и прилагательных.

        -Вспомните какие три рода есть у существительных

        — Какого рода существительное лес?

        — А как вы думаете, какого рода будут имена прилагательные, если имя существительное мужского рода? Почему?

        -Итак, для того чтобы определить род имени прилагательного, достаточно определить род имени существительного, с которым оно связано.

        -Значит какой род будет у прилагательных?

        -Давайте продолжим дальше.

        Дорога (какая?) большая, зимняя, снежная.

        Запишите словосочетание. Выделите окончания в вопросе и прилагательных.

        — Какого рода существительное дорога ?

        — Какого рода будут имена прилагательные? Почему?

        Озеро (какое?) большое, зимнее, глубокое.

        Запишите словосочетание. Выделите окончания в вопросе и прилагательных.

        — Какого рода существительное озеро ?

        — Какого рода будут имена прилагательные? Почему?

        — Как же можно определить род имени прилагательного

        -Прочитайте группы слов:

        белая, белизна, белеет;

        смех, смешное, рассмешил.

        — Как называются слова каждой группы? Почему?

        — Назовите имена прилагательные .

        — Запишите эти прилагательные в три столбика по родам. (

        — Измените прилагательное летний по родам, затем белая, смешное.

        — Сформулируйте вывод по следующему плану:

        1. Как изменяются имена прилагательные?

        2. Как определяется род имени прилагательного?

        3. На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода?

        — Попытайтесь составить схему заполнив пустые «окошечки».

        -Прочитаем правило на странице 72.

        -Давайте посмотрим какие окончания имеют прилагательные ж. р., м. р., ср. р.? Стр.73

        -Выполним упражнение 125 (Устно)

        -Существительные. Отвечают на вопрос кто? Что?

        -Прилагательные, отвечают на вопрос какой, какая, какое

        -летний, белое, смешное

        Выполняют и проговаривают новый материал

        А теперь, ребята, встали,

        Быстро руки вверх подняли, помахали,

        В стороны развели, вперёд, хлопок, назад, хлопок.

        Повернулись вправо, влево, вправо, влево,

        Тихо сели, вновь за дело.

        Продолжение темы уока

        -Мы узнали, как определить род имен прилагательных, а теперь мы с вами определим, как узнать число прилагательных.

        -Отгадайте загадку.
        Зверь хищный, рыжий, красный, для кур опасный.
        -Кто это?
        -Это лиса. (картинка с изображением) слайд 10
        — Правильно, это лиса. А какие слова вам помогли разгадать загадку?
        — Какой частью речи являются эти слова? На какой вопрос они отвечают?
        — Запишите прилагательные из этого предложения в столбик и выделите окончание.
        — Что такое окончание? Давайте с вами изменим с формы одного числа в форму множественного числа. Например Хищный – хищные. Слайд 11
        Хищный – хищные
        Рыжий – рыжие
        Красный – красные
        Опасный — опасные
        — Форма какого числа у существительного «зверь»? Он один – значит какая форма?

        — Давайте изменим форму слова «зверь» на форму множественного числа. Как у нас будет звучать предложение теперь? Что ещё изменилось?
        -Давайте запишем получившиеся прилагательные через тире.
        — А кто может ответить, почему изменились прилагательные, если мы изменяли только одно существительное?
        -И что из этого следует? Кто сделает вывод из нашего наблюдения?
        -При изменении числа существительного меняется форма имени прилагательного, т.е. изменилось окончание.
        — При изменении числа имени прилагательного меняются и вопросы:
        в единственном числе: какой? какая? какое?
        во множественном числе: какие?
        -Какой вывод можем сделать?
        Вывод : Прилагательные изменяются по числам. При изменении формы числа прилагательного изменяется его окончание.
        — Закрепим изученное и прочитаем правило в учебнике на стр.78

        -Прочитайте памятки, которые я вам раздала и вклейте их в тетрадь.
        Памятка:
        1. Найдём существительное,
        2. Определим число у существительного.
        3. Определим число у прилагательного .

        -Какой, какая, какое

        -Это изменяемая часть слова

        -Потому что они связаны с существительным

        — В этом предложении изменилось число существительного. Прилагательное связано с им. существительным, поэтому изменились и формы прилагательных.

        — Прилагательные изменяются по числам. При изменении формы числа прилагательного изменяется его окончание.

        Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.

        -Почему же прилагательные связаны именно с существительными?

        -Послушайте сказку «Скромные просители»

        Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

        -А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время,

        — мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

        -Понравилась вам сказка?

        -Почему же прилагательные связаны с существительными?

        время, — мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с

        Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они

        одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень

        рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные.

        Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат

        формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба

        -А теперь вернемся к нашему слову, которое было лишним.

        -Подберите к нашему слову тёплый существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа. (у доски).

        Проверим (Слайд №12)

        тёплый… день (м.р., ед.ч.)

        тёплая …погода (ж,р., ед.ч.)

        тёплое… солнце(ср.р., ед.ч.)

        тёплые …лучи (мн.ч.)

        -Можем ли мы определить род у прилагательных во множественном числе?

        -Прочитаем правила на странице 79.

        -У прилагательных множественного числа род не определяем.

        -У прилагательных выделить окончание и основу. Что заметили?

        -Давайте определим признаки рода и числа у прилагательных. Постоянные они или нет?

        -А сейчас мы выполним с вами творческое задание, у вас на столах есть текст.

        — Прочитайте его. Как он выглядит?

        -Что нужно сделать, чтобы это стало художественным произведением? Добавьте имена прилагательные, выпишите словосочетания прилагательное + существительное и определите род и число прилагательных.


        источники:

        https://derdomus.ru/appliances/sushchestvitelnoe-i-prilagatelnoe-po-padezham-kak-izmenyaetsya-imya-prilagatelnoe/

        https://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-izmenenie-prilagatelnyh-po-rodam-i-chislam-5126883.html