Изменение имён прилагательных по родам
Автор: Николенко Татьяна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУСОШ№9
Населённый пункт: станица Советская Новокубанский район Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Изменение имён прилагательных по родам
Раздел: начальное образование
Учитель начальных классов Т.М. Николенко, МОБУСОШ №9
Новокубанский район , Краснодарский край.
Урок по русскому языку в 3-м классе .
Тема урока: Изменение имен прилагательных по родам.
Образовательные:
— познакомить с окончаниями имён прилагательных женского, мужского и среднего рода.; — научить определять род у имё прилагательных; — повторить ранее изученные орфограммы .
Развивающие:
— развивать орфографическую зоркость, внимание, память; – развивать логическое мышление
Воспитательные:
— воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Ход урока
1. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
Учитель помогает детям настроиться на работу, снять напряжение. На доске карточки со словами: внимательн
ая
внимательн
ый
активн
ая
активн
ый
любознательн
ая
любознательн
ый
трудолюбив
ая
трудолюбив
ый
аккуратн
ая
аккуратн
ый
сомостоятельн
ая
самостоятельн
ый
— Что видите на доске? Что это за слова? Дети отвечают. Учитель помещает на доске картинку с изображением ученика и ученицы. — Какие из этих слов могут относиться к ученику, а какие к ученице? Дети отвечают. — Я желаю вам , чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, аккуратными, любознательными, трудолюбивыми, самостоятельными.
2. Постановка целей через проблемную ситуацию и сообщение темы
урока.
— Я предлагаю ещё раз посмотреть на слова в таблице. Как вы думаете, что это за слова? Почему я выбрала именно эти слова и как их можно связать с уроком русского языка? Дети отвечают. -Почему у одинаковых прилагательных разные окончания и от чего это зависит? — Попробуем вместе догадаться и назвать тему урока. Дети отвечают.
3. Исследовательскя деятельность.
– Без какой части речи мы не сможем определить род прилагательных? (подсказка) Хожу я по базару, Ищу себе я пару. Помогите мне , друзья, Ведь без пары мне нельзя. Дети отвечают.
4. Сообщение темы урока.
— Сегодня мы будем изменять имена прилагательные по родам в паре с именем существительным в единственном числе. Учитель выставляет карточки – отгадки к загадкам. 1. Сочное и сладкое, Румяное и гладкое Растёт на втке высоко Это – (яблоко). 2. Хвост с узорами, Сапоги со шпорами, Песни распевает, Время считает.( петух) 3. Кто любит морковку, И прыгает ловко, Портит в огороде грядки, Удирает без оглядки? 4. Глядишь – ласкается, Дразнишь, кусается. ( собака) 5. Нам шагать по лестнице Незачем тобой, Лестница- чудесница Бежит сама – собой. ( метро) 6. Хитрая плутовка , Рыжая головка, Пушистый хвост – краса, И называется ( лисица). — Что объединяет данные слова ? — Разделите их на три группы по родам. — Кто напомнит , как определить род у имён существительных? ( Проверка- карточки « да – нет») М. р. Ж. р. Ср. р. заяц собака яблоко петух лисица метро
5. Работа в парах.
Наблюдение над изменением имён прлагательных по родам.
Зрительно – слуховой диктант. с.р. с. р. Море синее пылает. м. р. м. р. Лебедь синий вдаль плывёт. ж. р. ж. р. Чайка синяя взлетает, В синеву небес зовёт.( проверка парами) — Какая часть слова изменилась у прилагательных? Выделите окончание. От чего это зависит? ( Определите род у прилагательных по роду существительных.)
6. Самостоятельная работа.
Упражнение в определении рода имён прилагательных.
Работа удоски. Определить род имён существительных и найти прилагательные того же рода. песня яркое солнце сильный ветер грустная ( карточки «да- нет») -Все мы знаем сказку А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Допишите существительные к прилагательным. Определите род. Выделите окончание. ( самостоятельно). ж. р. ж. р. Золотая ( рыбка). с.р. р. ср. р. Синее (море). м. р. м. р. Высокий (терем). ср. р. ср.р. Разбитое ( корыто). ж.р. ж.р. Сварливая ( баба). ( карточки «да – нет )
7. Обобщение.
Работа с предметными картинками. м.р. м.р. м.р. м.р. Шар какой? красный , синий, большая. .ж.р. ж.р. ж.р. ж.р Шапка какая? красная, синяяя, большая. – Какая часть изменилась у прилагательных? — Что изменилось у прилагательных? — Определите род у существительных и прилагательных. Вывод делают сами ученики. ( таблица) Ж. р. М.р. Ср.р. — ая, — яя -ой, -ый, — ий -ое, ее
8. Творческая работа.
— Вспомните из какого произведения А.С.Пушкина эти строчки? Расположите строчки так, чтобы получилось стихотворение ( по рядам). 1-ряд. ж.р. 1. Златая цепь надубе том. 2 м.р У Лукоморья дуб зелёный. 1 (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») 2-ряд. Молвил он царю-на спицу 2 Посади ты эту птицу, 1 м.р. Будет верный сторож твой 4 м.р. Петушок мой золотой. 3 ( «Золотой петушок») 3-ряд. Распахнулся и девица 2 Вдруг шатёр 1 ж.р. Шамаханская царица 3 Тихо встретила царя 5 Вся сияя, как заря. 4 (Золотой петушок») — Найдите прилагательные и определите род.
9.Итог урока. Рефлексия. ( карточки «да-нет»)
— Вы согласны , что наша речь состоит только из прилагательных? — Вы согласны , что прилагательные в единственном числе изменяются по родам? — Вы согласны . что прилагательные обозначают предмет? — Вы согласны, что прилагательные связаны с именем существительным? Оцените свою работу. Покажите мне, другим детям свою ленту « Мои успехи».
Изменение прилагательного по родам и числам карточки
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Русский язык. «Изменение имён прилагательных по родам и числам»
Тема : «Изменение имён прилагательных по родам и числам»
Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом существительного, к которому данное прилагательное относится.
Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.
Развивающие : создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники.
Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.
Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний .
По форме организации – комбинированный ( парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная).
Оборудование : учебники, c игнальные карточки м. р., с.р., ж.р., экран, проектор.
2. Минутка чистописания. Словарная работа.
3. Введение в тему урока.
4. Постановка проблемной ситуации.
5. «Открытие» нового знания.
1) -Что мы уже знаем о прилагательном?
Гимнастика для глаз
2) Связь имён прилагательных с существительными.
3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?
6. Первичное закрепление.
7. Рефлексия. Итог урока.
8. Домашнее задание.
Мотивация на урок .
Прикрыли глаза и мысленно сказали: “Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”. Покажите улыбкой, что мы желаем друг другу удачи в сегодняшнем путешествии по «Стране знаний.» Каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, интересного.
-А с каким настроением вы отправляетесь в путешествие? С этим настроением мы будем работать весь урок.
2. Минутка чистописания. Словарная работа.
А) Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
— О каком времени года говорится в этом четверостишие?( о весне)
Да, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Весна — это «утро года».
-Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])
— Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)
— Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания .(Вв).
Б) Словарная работа.
— А словарную работу мне помогут провести загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму.
(Один ученик идет к доске, записывает отгадки с обратной стороны доски.)
1. Я румяную матрешку,
От подруг не оторву,
Подожду, пока Матрешка,
Упадет сама в траву.
(Ябл о ко)
2. Неживая, а идет,
Неподвижна, а ведет .
(Д о рога)
3.. Как на нашей грядке ,
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(П о мидоры)
4. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
( О сина)
5. В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Ул и ца)
6. Что за дорога?
Кто по ней идет, —
Тот хромает?
(Лес т ница)
7. Я в любое время года,
И в любую непогоду.
Очень часто, в час любой,
Провезу вас под землей.
(М е тро)
8. Днем спит на ней подушка,
А по ночам –
Андрюшка.
(Кр о вать)
— Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске.
— Назовите слова в которых букв больше ,чем звуков.(кровать, лестница)
3. Введение в тему урока.
— Прочитайте эти слоги. (на доске)
-Какие слова можно составить?
На вес лан дыш тёп сол лое нце (весна, ландыш, , солнце, тёплое)
-Составьте слова, запишите .Обратите внимание на получившийся ряд слов .
-Назовите «лишнее» слово (тёплое).
— Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные)
Что вы знаете об имени существительном? (Слайд 1)
Записано на доске.
Определите род и число имен существительных.
Ветерок – м. р.; ед.ч.
-Как изменяются имена существительные? (по родам и числам)
4. Постановка проблемной ситуации.
-А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово тёплое.
— Скажите, а сможем ли мы определить род и число этого слова?
Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи).
А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные?
Назовите цель нашего урока ?(Научиться определять род и число прилагательных).
Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.
5. «Открытие» нового знания.
Какой частью речи является наше слово ТЁПЛЫЙ ? (прилагательное)
1) -Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь)
Гимнастика для глаз .
1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
2.Крепко зажмурить глаза (считать до трех), открыть их и посмотреть в даль (считать до пяти). Повторить 4-5 раз.
3.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и право, вверх и вниз. Повторить4-5 раз.
2) Связь имён прилагательных с существительными.
-Предлагаю понаблюдать, как использует прилагательные А.Толстой в своём стихотворении. (у каждого ученика на парте)
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;
а) выразительное чтение
б) разбор стихотворения по вопросам
-Какое время года описывает поэт? Какие слова и выражения вам помогли понять это? Почему лес назван юным, а молодая листва – зелёным дымом?
в) находим прилагательные, признаки каких предметов они обозначают, запись на доске и в тетради.
снег (какой?) последний
пар (какой?) тёплый
кувшинчик (какой?) синий
дым (какой?) зелёный
гроз (каких?) летних
-Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.
-Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители».
Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.
-А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, — мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.
-Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.
3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?
-Подберите к нашему слову тёплый существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа.(у доски).
тёплый… день (м.р., ед.ч.)
тёплая …погода (ж.р., ед.ч.)
тёплое… солнце (ср.р., ед.ч.)
тёплые …лучи (мн.ч.) — У прилагательных множественного числа род не определяем.
-У прилагательных выделить окончание и основу. Что заметили?
— Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч .
— Как определяется род имени прилагательного? (по существительному)
Работа по учебнику ( с. 56 правило)
Прочитайте группы слов:
белая, белизна, белеет;
смех, смешное, рассмешил.
— Как называются слова каждой группы? Почему?
— Назовите имена прилагательные . (летний, белая, смешное)
— Запишите эти прилагательные в три столбика по родам. (у доски)
— Измените прилагательное летний по родам, затем белая, смешное.
— Сформулируйте вывод по следующему плану: (Слайд 2)
Как изменяются имена прилагательные?
Как определяется род имени прилагательного?
На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода?
— Попытайтесь составить схему по теме урока “Изменение имён прилагательных по родам”, заполнив пустые “окошечки”.
В ходе работы на доске появляется схема:(слайд3)
(Имя прилагательное изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительного, такого рода имя прилагательное. Имена прилагат. м.р. отвечают на вопрос какой? Они имеют окончания -ой, -ый, -ий. Имена прилагательные ж.р. отвечают на вопрос какая? Они имеют окончания -ая, -яя. Имена прилагательные с.р. отвечают на вопрос какое? Они имеют окончания -ое,-ее).
Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)
Больше спать не захотел(наклоны вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.(руки вверх, встать на носочки)
Солнце утром лишь проснётся (руки вверх. в стороны, вниз)
Бабочка кружит и вьётся. (покружится)
6. Первичное закрепление.
Определите род и число имён прилагательных?
Проверка. (показать карточки)
Так как же определить род и число имени прилагательного?
7. Рефлексия. Итог урока.
-Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.
-Понравился вам урок?
-Научились ли вы чему- то новому?
— Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)
-Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам).
https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=898
https://doc4web.ru/russkiy-yazik/russkiy-yazik-izmenenie-imyon-prilagatelnih-po-rodam-i-chislam.html