Изменение имен прилагательных по числам карточки

Открытый урок Изменение имен прилагательных по числам 3 класс.

Тема: «Изменение имён прилагательных по числам. » Тип урока: сообщение новых знаний.

Цель урока: — познакомить с изменением имен прилагательных по числам, учить определять имена прилагательные в тексте;

— развивать орфографическую зоркость, мышление, речь, кругозор;

— воспитывать аккуратность при письме, любовь к природе, активность, самостоятельность.

Магнитные доски с магнитами

Карточки для самостоятельной работы (по количеству учеников)

Картинка с изображением лисы

«Цветик- семицветик» (все детали отдельно друг от друга) На частях цветка написано: сердцевина- Имя прилагательное; лепестки- Самостоятельная часть речи; Отвечает на вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?»; Обозначает признак предмета; Украшает наш язык; Изменяется по родам; Изменяется по числам; В предложение является определением.

Карточки со словами: деревья, осень, девочка, картины, мячи, листья, яблоко, красивый.

Вот звонок веселый смолк,

Пригласив нас на урок.

Время нам нельзя терять,

Будем работу начинать.

Друг на друга посмотрите,

Посмотрите на гостей,

Улыбнитесь им скорей,

Пожелайте друг другу удачи!

II. Актуализация знаний.

а) — Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Ребята, скажите, какую часть речи мы с вами начали изучать?

Имя прилагательное — огромная страна,

И нами лишь частично изучена она.

Сегодня на уроке мы продолжим исследовать имя прилагательное , будем открывать новые знания. Узнаем что — то новое об этой части речи.

б) Повторение об имени прилагательном.

А сейчас давайте повторим всё, что мы уже знаем об этой части речи.

Наш урок мы начнем с украшения цветами. Перед вами множество лепестков с сердцевиной «Имя прилагательное». Ваша задача: вам нужно выбрать те лепестки, которые относятся к имени прилагательному. Будьте внимательны!

А с остальными учащимися, которые сидят за партами, мы сыграем в игру «Или нет, или да, а не знаешь — беда….»

«да»- строчная буква п; « нет» — строчная буква н.

• Имя прилагательное — самостоятельная часть речи (да).

• Имя прилагательное дружит с глаголом. ( нет)

• В предложении имя прилагательное является дополнением. (нет)

Взаимопроверка: п п п н н ( на доске) .

Оцените работу :(взаимопроверка) зел.кружок — без ошибок, кр. кружок — есть ошибки. ( на полях)

допишите всю строчку.

Ребята, давайте же проверим, как собрали наш «Цветик- семицветик». Что же такое имя прилагательное?

в) Орфографическая минутка:

И ошибки появились.

Вы их быстро все найдите,

Правильно слова спишите. (на карточках)

У вас на партах лежит карточка. Найдите № 1.

Задание: Найдите в словах ошибки, объясните какую букву надо писать и почему?

Слидит, грусный, улыпка, марозы, загатка, клас, бижит.

(Анализируют орфограмму, устно подбирают проверочные слова,)

Оцените работу : зел. кружок — без ошибок, кр. кружок — есть ошибки.

г ) А сейчас я хочу, чтобы вы были поэтами! Помогите украсить наше стихотворение именами прилагательными. Задание по карточки № 2.

Работа по заданию: «Быть поэтом?» В паре.(Устно)

Ты посмотри, какая красота!

___________снег мерцает еле-еле.

Давайте прочитаем наши стихотворения.

Какое время года сейчас на улице?

Закройте глаза и тихо скажите «Зима». Представьте себе ее.

Какие у вас ассоциации возникли с этим словом?

д) Сейчас поработаем с заданием № 3. Выполняем в карточках.

Текст о зиме. В этот текст мы с вами вставим подходяшие по смыслу имена прилагательные.

Пришла ___________зима. Прилетели __________ снегири. Ветки деревьев покрылись _________ инеем. Только ели стоят_________.

Проверка: — Скажите, нужны ли в нашей речи имена прилагательные?

— Какую роль выполняют имена прилагательные?

С заданием справились. Молодцы!

Вывод: имена прилагательные делают нашу речь более точной, яркой и выразительной.

ІІІ. Музыкальная физминутка.

IV. Постановка проблемы, темы и цели

а ) Назовите «лишнее слово». Задание № 4.

ЛАНДЫШ ТРАВА ТЁПЛЫЙ ПТИЦЫ РУЧЕЙ ОБЛАКА

— Назовите «лишнее» слово. (тёплый)

— Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные) Докажите. (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)

— Задайте вопрос к каждому слову, скажите какое число у каждого слова?

— Скажите, а сможем ли мы определить число этого слова? ТЁПЛЫЙ

— Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи).

— Как называется тема нашего сегодняшнего урока? ( Изменение имён прилагательных по числам).

узнаем как изменяются имена прилагательные

будем учиться определять число имен прилагательных

б) Открытие новых знаний.

Что нам делать предстоит?

Вот вопрос какой стоит.

Чтоб ответ вам получить

Надо эту задачу решить.

Узнайте для начала

О ком я прочитала?

Зверь хищный, рыжий, красный, для кур опасный.

-Это лиса. ( картинка с изображением)

— Правильно, это лиса. А какие слова вам помогли разгадать загадку?

— Какой частью речи являются эти слова? На какой вопрос они отвечают?

— Запишите прилагательные из этого предложения в столбик и выделите окончание.

— Что такое окончание?

— Форма какого числа у существительного «зверь»?

—Давайте изменим форму слова «зверь» на форму множественного числа. Как у нас будет звучать предложение теперь? Что ещё изменилось?

-Давайте запишем получившиеся прилагательные через тире.

— А кто может ответить, почему изменились прилагательные, если мы изменяли только одно существительное?

-И что из этого следует? Кто сделает вывод из нашего наблюдения?

(В этом предложении изменилось число существительного. Прилагательное связано с им. существительным, поэтому изменились и формы прилагательных.

-При изменении числа существительного меняется форма имени прилагательного, т.е. изменилось окончание.)

— При изменении числа имени прилагательного меняются и вопросы:

в единственном числе: какой? какая? какое?

во множественном числе: какие?

Вывод: Прилагательные изменяются по числам. При изменении формы числа прилагательного изменяется его окончание.

— Закрепим изученное и прочитаем правило в учебнике на стр.17

Определим число у существительного.

V. Первичное закрепление.

V. Первичное закрепление

Работа по учебнику. ( самостоятельно)

-Ребята, откройте учебник на странице 18, упражнение 37.

Задание: — Напишите имена прилагательные во множественном числе. Выделите окончания.

Далекая звезда- … звезды, маленькая почка- …почки, грозовое облако-… облака, лесная полянка- …полянки, колючий куст-… кусты, дремучий лес-… леса, поздний вечер-…вечера, вкусный обед-… обеды, комнатный цветок-… цветы.

Оцените работу : зел. кружок — без ошибок, кр. кружок — есть ошибки.

VІ. Итог урока. Игра « Веер».

На доске табличка со словом «красивый».

У учителя в руках в виде веера карточки со словами — деревья, осень, девочка, картины, мячи, листья, яблоко.

-У меня в руках карточки с существительными. Ваша задача — к каждому существительному подобрать прилагательное «красивый» в нужной форме. Вам будут помогать вопросы (устно)

(Учащиеся выходят к доске по одному, вытягивают карточку с существительным, образуют словосочетание с помощью вопроса, записывают получившийся вариант, определяют число прилагательного, выделяют его окончание.)

Изменение имен прилагательных по числам карточки

Публикация
в издании
«Образование»

Публикация
в журналах

Конференции
для учителей

Конкурсы
для учителей

Олимпиады
для учителей

Энциклопедия «Гордость Казахстана»

Курсы

Конкурсы
для учащихся

Олимпиады
для учащихся

Реквизиты
для оплаты

Книги и журналы

Помощь и
инструкции

Урок русского языка по теме: «Изменение имён прилагательных по числам»

Урок русского языка предназначен для учащихся 3 класса. Урок по теме «Изменение имён прилагательных по числам» способствует формированию знаний и умений изменять имена прилагательные по числам. Урок включает в себя групповую работу учащихся, применение п

Тип урока: сообщение новых знаний. Цель урока: формировать умения изменять имена прилагательные по числам; формировать знания учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (числе); о том, что число прилагательного совпадает с числом существительного, к которому данное прилагательное относиться. Задачи: -учиться строить речевые высказывания, участвовать в обсуждении содержания учебного материала, учиться формулировать собственное мнение, учиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищами в классе. -понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. -искать, использовать информацию; слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; пользоваться словарём, имеющимся в учебнике; формулировать выводы на основе выделения существенных признаков; проводить сравнение; строить объяснение в устной форме; строить логическую цепь рассуждений. Ход урока I. Организационный момент. Позитивный настрой. -Вот звонок веселый смолк, Пригласив нас на урок. Время нам нельзя терять, Будем работать начинать Друг на друга посмотрите, Посмотрите на гостей, Улыбнитесь им скорей, Пожелайте друг другу удачи! -Ребята, какое у вас настроение? -Возьмите смайлики и определите своё настроение на начало урока. II. Актуализация знаний. — Откройте тетради, запишите число, классная работа. -Ребята, скажите, какую часть речи мы с вами начали изучать? Имя прилагательное – огромная страна, И нами лишь частично изучена она. Сегодня на уроке мы продолжим исследовать имя прилагательное, будем открывать новые знания и закреплять полученные. Повторение об имени прилагательном. А сейчас давайте повторим всё, что мы уже знаем об этой части речи. А чтобы было интересно повторять, сыграем в игру «Или нет, или да. » «да»- +; «нет» — -. • Имя прилагательное – самостоятельная часть речи (да). • Имя прилагательное обозначает предмет (нет). • Имя прил. отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?(да) • Имя прилагательное дружит с глаголом. (нет) • В предложении имя прилагательное подчеркивается прямой линией. (нет) Взаимопроверка: (на доске). Словарная работа Вставить пропущенные буквы (на доске) Айтыс, пальто, огурец, чеснок, ромашка, комар, лягушка, медведь, сметана. Орфографическая минутка: Орфограммы веселились, И ошибки появились. Вы их быстро все найдите, Правильно слова спишите. (на доске) — Найдите в словах ошибки, объясните какую букву надо писать и почему? Заиц, грусный, улыпка, марозы, загатка, клас, шоссе. Взаимопроверка. III. Постановка проблемы, темы и цели Работа в группах. (делю на 2 группы) -Составьте слова из данных слогов.. 1 группа: ЛАНДЫШ ТРАВА ТЁПЛЫЙ ПТИЦЫ РУЧЕЙ ОБЛАКА 2 группа: ВЕТЕР ЦВЕТЫ ЛЁГКИЙ ЗВЕРИ СКВОРЕЦ БЕРЁЗА -Назовите «лишнее» слово. (тёплый, лёгкий) -Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные) Докажите. (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет) Определите число имен существительных. Скажите, а сможем ли мы определить число этого слова? ТЁПЛЫЙ, ЛЁГКИЙ — Почему возникло затруднение? (Другая часть речи). -Как называется тема нашего сегодняшнего урока? (Изменение имён прилагательных по числам). — Какие цели перед собой поставим? • узнаем как изменяются имена прилагательные • будем учиться определять число имен прилагательных • научимся изменять прилагательные по числам Открытие новых знаний. Что нам делать предстоит? Вот вопрос какой стоит. Чтоб ответ вам получить Надо эту задачу решить. Узнайте для начала О ком я прочитала? Отгадайте загадку. Зверь хищный, рыжий, красный, для кур опасный. -Кто это? -Это лиса. (картинка с изображением) -Правильно, это лиса. А какие слова вам помогли разгадать загадку? Какой частью речи являются эти слова? На какой вопрос они отвечают? — Запишите прилагательные из этого предложения в столбик и выделите окончание. — что такое окончание? (на доске) Хищный – хищные Рыжий – рыжие Красный – красные Опасный — опасные -В форме какого числа стоит существительное «зверь»? —Давайте изменим форму слова «зверь» на форму множественного числа. Как у нас будет звучать предложение теперь? Что ещё изменилось? -Давайте запишем получившиеся прилагательные через тире. — А кто может ответить, почему изменились прилагательные, если мы изменяли только одно существительное? -И что из этого следует? Кто сделает вывод из нашего наблюдения? (В этом предложении изменилось число существительного. Прилагательное связано с им. существительным, поэтому изменились и формы прилагательных. -При изменении числа существительного меняется форма имени прилагательного, т. е. изменилось окончание.) Вывод: Прилагательные изменяются по числам. При изменении формы числа прилагательного изменяется его окончание. Сравним вывод с правилом в учебнике на стр. 17 -что новое мы узнали об имени прилагательном! -Как мы должны определять число имени прилагательного? Памятка: 1. Найдём существительное, 2. Определим число у существительного. 3. Определим число у прилагательного. Работа по учебнику упр. 37. Напиши имена прилагательные во множественном числе. -Скажите, кто такие поэты? -Вы бы хотели стать поэтом? Задание. Быть поэтом. (Дополните строчки стихотворения:) Ты посмотри, какая красота! ___________снег мерцает еле-еле. Поляна_____________светом залита Вокруг_____________ели. Прочитайте. Молодцы! -Какое время года сейчас на улице? Закройте глаза и тихо скажите «Зима». Представьте себе ее. Какие у вас ассоциации возникли с этим словом? Сейчас поработаем с заданием. Выполняем в карточках. Текст о зиме. В этот текст мы с вами вставим подходяшие по смыслу имена прилагательные. Пришла ___________зима. Прилетели __________ снегири. Ветки деревьев покрылись _________ инеем. Только ели стоят_________. — Скажите, нужны ли в нашей речи имена прилагательные? — Какую роль выполняют имена прилагательные? Вывод: имена прилагательные делают нашу речь более точной, яркой и выразительной. IV. Физкультминутка. Нам за партой не сидится, Разминаем поясницу. Корпус крутим влево — вправо- Так мы отдохнём на славу. Хорошо мы отдохнули. (Вращение туловищем.) И к учёбе вновь вернулись. (Дети садятся за парты.) Задание: -Запишите словосочетания сущ+ прил. в тетрадь. Укажите число прилагательных. Игра «Веер» На доске табличка со словом «красивый». У учителя в руках в виде веера карточки со словами — деревья, осень, девочка, картины, мячи, листья, яблоко. -У меня в руках карточки с существительными. Ваша задача — к каждому существительному подобрать прилагательное «красивый» в нужной форме. (устно) (Учащиеся выходят к доске по одному, вытягивают карточку с существительным, образуют словосочетание с помощью вопроса, записывают получившийся вариант, определяют число прилагательного, выделяют его окончание.) Рефлексия. Урок подходит уж к концу И требует оценки. Прошу его вас оценить, Но прилагательными только. Его вам надо оценить двумя-тремя словами И их в тетради записать, Чтоб я могла потом узнать И сделать вывод с вами: Каким он был. Отличным, скучным, Хорошим, может быть, плохим, Совсем ненужным, бесполезным… Иль поучительным…? Каким? Домашнее задание Стр. 17 прав. Упр 38 Оценки. — вспомните свое настроение в начале урока. Изменилось ли оно? Смайлики. (настроение в конце урока) Молодцы! Все хорошо работали. Спасибо за урок.


источники:

https://botana.biz/prepod/nachalnye_klassy/ozff7pfn.html

https://prosveshenie.kz/article?id_article=1204