Имя прилагательное род падеж число правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных 5 класс

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных — ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ — МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: обратить внимание на связь прилагательного с существительным в словосочетании и предложении; показать способ выбора окончаний прилагательных; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять падеж имен прилагательных; применять правила правописания падежных окончаний прилагательных; использовать методы проверки; объяснять языковые явления.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Рассказ об имени прилагательном.

2. Реализация индивидуального задания.

3. Упр. 573, 574 — чтение описаний (в это время три ученика выполняют на доске фонетический, морфологический и пунктуационный разбор).

III. Работа по теме урока

1. Самостоятельные наблюдения (§ 102, с. 86).

Вывод. Окончания прилагательных совпадают с окончаниями вопросов к ним.

2. Чтение правила на с. 86 и теоретических сведений на с. 87 и 88.

3. Задание. Выпишите из текста словосочетания “существительное + прилагательное”, устно объясните выбор окончаний прилагательных. Вспомните, из какого произведения взят фрагмент.

(Текст записан на доске.)

Дворец. Классная комната королевы. Широкая доска в резной золотой раме. Парта из розового дерева. На бархатной подушке сидит и пишет длинным золотым пером четырнадцатилетняя королева. Перед ней седобородый профессор арифметики и чистописания, похожий на старинного астролога. Он в мантии, в докторском причудливом колпаке с кистью.

1) Можно усложнить задание и попросить выписать словосочетания “существительное + прилагательное”, сгруппировав их по падежам.

2) Обратим внимание на произношение окончаний в Р. п.: на месте —ого-, —его— буква г обозначает звук [в].

(Это фрагмент из сказки С.Я. Маршака “Двенадцать месяцев”.)

3) Запишем ответы на доске и в тетрадях.

И. п.: классная комната, широкая доска, четырнадцатилетняя королева, седобородый профессор.

Р. п.: из розового дерева, на старинного астролога.

Т. п.: длинным золотым пером.

П. п.: в резной золотой раме, на бархатной подушке, в докторском причудливом колпаке.

— Окончания прилагательных в каких падежах мы проверяем по вопросам? (В косвенных падежах.)

— Почему нельзя проверить окончания прилагательных в И. п. и В. п. по вопросам? (Примерный ответ. Потому что в И. п. и В. п. (неодушевл.) прилагательные мужского рода отвечают на один вопрос: какой?, но имеют разные окончания: —ый, -ий, -ой.)

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 578 — комментированное письмо.

2. Упр. 579 — обсуждение вопросов, самостоятельное выполнение.

3. Упр. 580 — выразительное чтение, обсуждение заданий, самостоятельное выполнение.

Варианты заглавий: “Разноцветный снег”, “Какого цвета снег?”, “Цвета снега”.

(Два ученика выполняют на доске морфемный и фонетический разбор, третий составляет схему последнего предложения.)

4. Упр. 582 — выразительное чтение, самостоятельное выполнение.

V. Занимательная лингвистика

(Слова записаны на доске, учитель их не произносит. Подсказка: дело в произношении слов.)

— Укажите лишнее слово.

1) Синего, большого, немного, прекрасного (немного — произносится (г]).

2) Прилично, привычно, скучно, отлично (скучно — произносится [ш]).

3) Строго, старого, берлога, дорога (старого — произносится [в]).

VI. Подведение итогов

— Как с помощью вопросов можно определить гласные в окончаниях прилагательных?

ГДЗ учебник по русскому языку 5 класс Ладыженская. §102. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Упражнение №*

Определите род, число и падеж прилагательных. Как с помощью вопроса можно определить написание безударного окончания у прилагательного?
Вин. п. − в теплую весеннюю пору. В пору какую ?
Тв. п. − теплым весенним утром. Утром каким ?
Предл. п. − о теплом весеннем дне. О дне каком ?

Решение

Окончание прилагательного можно проверить окончанием вопросительного слова. Прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже единственного числа − каким? −им(ым), в предложном падеже−о каком? −ом(ем). Прилагательное женского рода в винительном падеже единственного числа — (какую?) −ую(−юю), в родительном, дательном, творительном, предложном — (какой?) −ой(−ей).

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных – правило

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных – правило

Чтобы проверить правильность написания гласных в падежных окончаниях прилагательных, необходимо запомнить два важных правила, представленных в этой статье. Помимо примеров, вы также найдете исключение из правил.

Для проверки правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных существует два основных правила:

  • Окончание прилагательного проверяется вопросом, который ставится к слову (окончание в вопросе совпадает с окончанием прилагательного). В зависимости от типа основы прилагательного в окончаниях могут писаться -о, -ы (после твердых) и -е, -и (после мягких и шипящих).
  • Написание безударного окончания можно проверить подбором похожего прилагательного в той же форме с ударным окончанием

Русский язык Как отличить причастие от прилагательного

Русский язык Безударные падежные окончания имен прилагательных – как проверить правописание


источники:

https://compendium.su/rus/5klass_2/143.html

https://reshalka.com/uchebniki/5-klass/russkii_yazik/ladyzhenskaya/687

https://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/260201-pravopisanie-glasnyh-v-padejnyh-okonchaniiah-prilagatelnyh-pravilo.html