Возраст не подлежащий военному призыву

Призывникам

Служба

Освобождение от призыва и отсрочки

Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности.

1. От призыва на военную службу освобождаются граждане:

а) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

г) прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

2. Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:

а) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;

б) являющиеся сыновьями (родными братьями):

  • военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
  • граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

3. Не подлежат призыву на военную службу граждане:

а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

4. Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.

Отсрочка от призыва граждан на военную службу

1. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:

а) признанным в установленном настоящим Федеральным законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, — на срок до одного года;

б) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);

б.1) являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

в) имеющим ребенка и воспитывающим его без матери ребенка;

г) имеющим двух и более детей;

д) имеющим ребенка-инвалида в возрасте до трех лет;

з) поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий — на время службы в указанных органах и учреждениях;

з.1) поступившим в войска национальной гвардии Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования при наличии у них высшего образования и специальных званий — на время службы в указанных войсках;

и) имеющим ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель;

к) избранным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований или главами муниципальных образований и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, — на срок полномочий в указанных органах;

л) зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах в качестве кандидатов на замещаемые посредством прямых выборов должности или на членство в органах (палатах органов) государственной власти или органах местного самоуправления, — на срок до дня официального опубликования (обнародования) общих результатов выборов включительно, а при досрочном выбытии — до дня выбытия включительно.

2. Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:

а) обучающиеся по очной форме обучения в:

  • организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
  • образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
  • федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, перечень которых установлен в соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», — на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования;
  • образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:
  • программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
  • программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;
  • программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
  • Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:
  • первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем пятым настоящего подпункта;
  • первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацами вторым и (или) пятым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым настоящего подпункта;
  • первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.

Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином:

  • получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год;
  • восстановившимся в той же образовательной организации (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации, не увеличивается;

б) обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования;

в) которым это право дано на основании указов Президента Российской Федерации;

г) успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, — на период до 1 октября года прохождения указанной аттестации;

д) получающие по очной форме обучения среднее профессиональное образование или высшее образование по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций в духовных образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, — в период обучения, но не свыше сроков получения соответствующего образования;

  • покинувших место жительства на территории иностранного государства и прибывших на территорию Российской Федерации, обратившихся с ходатайством о признании вынужденным переселенцем, — на срок со дня регистрации указанного ходатайства до дня его рассмотрения, а в случае признания вынужденным переселенцем, — на срок до трех месяцев со дня признания вынужденным переселенцем;
  • до приобретения гражданства Российской Федерации признанных в Российской Федерации беженцами, — на срок до шести месяцев со дня приобретения гражданства Российской Федерации.

2.1. Право на предусмотренную подпунктом «е» пункта 2 настоящей статьи отсрочку от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз и при условии, если ходатайство о признании лица вынужденным переселенцем зарегистрировано или статус беженца приобретен после достижения им возраста семнадцати лет и шести месяцев.

Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета

Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.

В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.

Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.

Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).

Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.

В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.

Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.

При этом КС подчеркнул, что поскольку не исключены ситуации, когда гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где он проживал, не проводились связанные с призывом мероприятия), – предполагается , что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разд. III Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят заключение на основе коллегиальности с учетом всех обстоятельств, вследствие которых гражданин не исполнил его конституционную обязанность.

Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.

Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.

В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.

Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).

Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).

Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.

Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

До какого возраста военнообязанный в России

Что такое воинский учет и кто является военнообязанным в России

В России в силу статьи 9 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положения, утвержденного постановлением правительства РФ от 27.11.2006 № 719 подлежат учету в военкоматах, органах местного самоуправления и организациях-работодателях:

  • все мужчины от 18 до 27 лет (призывники) и мужчины, отслужившие срочную службу или по контракту (военнообязанные);
  • все военнообязанные женщины, имеющие военно-учетные специальности;
  • граждане, которые не прошли военную службу в связи с освобождением от призыва.

В законах прописано, до какого возраста военная обязанность в России, — зависит от разных факторов: состояния здоровья, звания. Воинский учет — это сбор, систематизация, документирование и контроль всех данных граждан, которых призовут на службу в случае объявления военного положения. Организации обеспечивают документирование на местах и оперативно передают информацию в военкоматы. Пока человек способен нести службу, он подлежит учету, для снятия с него требуются законодательно установленные основания.

ВАЖНО!Военнообязанными признаются только граждане Российской Федерации (статья 15 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ), они подлежат учету. Граждане других стран вправе служить в российской армии по контракту, но они не являются военнообязанными.

Призывной возраст

Дело в том, что с 18 лет граждане РФ мужского пола считаются военнообязанными. Они уже встали на учет в военкомате и теперь ждут момента призыва. Призывным возрастом в России считается период с совершеннолетия и до 27 лет включительно.

Что это значит? Закон “О воинской обязанности и военной службе” указывает на то, что граждане в этот период должны отслужить минимум 1 год в Вооруженных Силах страны. Их забирают в армию.

После этого человек или продолжает военную карьеру, или его увольняют в запас. В мирное время призываться к службе гражданин больше не будет.

Но в случае войны или военных действий в стране его могут забрать для защиты Родины.

Кто относится к военнообязанным лицам

Давайте разберемся с тем, кто из граждан относится к военнообязанным. В соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719, к военнообязанным относятся граждане, пребывающие в запасе. Указанный документ (Положение о воинском учете) содержит перечень лиц, являющихся военнообязанными.

К ним относятся лица, которые:

  • уволены с военной службы с зачислением в запас;
  • успешно завершили обучение в военных учебных заведениях либо в военных учебных центрах при федеральных государственных вузах и окончили федеральные государственные вузы;
  • не прошли военную службу в связи с освобождением от призыва, предоставлением отсрочек от призыва или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении возраста 27 лет;
  • не подлежали призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет;
  • не прошли военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, по достижении возраста 27 лет;
  • уволены с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставлены на воинский учет в военкоматах;
  • прошли альтернативную гражданскую службу;
  • являются женщинами, имеющими определенные военно-учетные специальности.

Военнообязанных надо отличать от призывников, к которым относятся не пребывающие в запасе мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие либо обязанные состоять на воинском учете.

Есть такое понятие, как воинский учет. Так вот, военнообязанные лица состоят на таком учете. Как только гражданин перестает быть военнообязанным, он снимается с воинского учета.

Снятие граждан с воинского учета производится, когда они достигают определенного возраста.

О том, до скольких лет граждане остаются военнообязанными, мы расскажем в следующем разделе.

Обязанности в запасе

Граждане, состоящие на воинском учете и пребывающие в запасе, находятся под наблюдением военных комиссариатов. Они обязаны выполнять их распоряжения, являться на прохождение медосмотров или на военные сборы, объявленные Верховным главнокомандующим. Обязанность сохраняется до достижения предела, в каком возрасте снимают с военного учета, или перевода в отставку по состоянию здоровья.

ВАЖНО! В 2021 году призыв на военные сборы объявлен указом президента РФ № 247 от 26.04.2021. Резервистов призовут в ряды Вооруженных Сил и органы федеральной безопасности.

Сборы проводят ежегодно, но одного резервиста призывают не чаще чем один раз в 3 года. Всего на военных сборах военнообязанный суммарно проводит не более 12 месяцев, а за одни сборы — не более 2 месяцев.

Кроме участия в сборах, граждане в запасе обязаны:

  • информировать военкоматы об изменении места жительства, персональных данных и других важных событиях (срок зависит от события);
  • являться по вызову;
  • бережно относиться к военному билету;
  • проходить медицинские осмотры.

Возрастные границы

В зависимости от звания военнослужащего, предельный срок нахождения в запасе варьируется от 45 до 70 лет.

В ст. 53 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ приведена таблица предельных возрастов пребывания в запасе военнослужащих, с помощью которой определяется продолжительность нахождения граждан на воинском учете.

Возраст военных в запасе различается не только по званиям, но и в зависимости от пола.

Мужчина становится военнообязанным, как только ему исполняется 18 лет. Дальнейшее его отношение к военной службе зависит от состояния здоровья. Если юноша признается годным к службе, то он остается военнообязанным, пока позволяет здоровье или до достижения им предельных лет в соответствии с законами РФ.

По закону, до какого возраста мужчины военнообязанные в России, зависит от их состоянию здоровья. Если проведенная медицинская проверка показывает непригодность к дальнейшей службе, мужчину признают негодным к воинской службе и отправляют в отставку.

Женщины признаются военнообязанными только после получения военно-учетной специальности. Они несут военные обязательства до 45 лет, кроме тех, кто имеет офицерское звание. Для женщин возраст снятия с воинского учета офицеров запаса заканчивается по достижению 50 лет.

Плюс разобрали, работника организации призвали на военные сборы, за время прохождения военных сборов организация обязана выплатить ему средний заработок, в какой момент следует рассчитать ему средний заработок за время прохождения военных сборов и когда обязаны перечислить в бюджет сумму НДФЛ с суммы среднего заработка. Используйте эти инструкции бесплатно.

Досрочное увольнение

Сколько составляет возраст снятия с воинского учета? По возрасту граждан снимают в определенное время. Но, как показывает практика, в некоторых ситуациях человека досрочно освобождают от воинской обязанности в военное время, не говоря уже о мирном периоде.

Уже было сказано, что не всех призывают в армию. Люди, которые не прошли воинскую службу по состоянию здоровья, увольняются окончательно. Им присваивается категория «Д». Она указывает на полную негодность к службе. А значит, даже в военное время человек не будет служить.

Также при получении инвалидности и нахождения на службе/в запасе человека снимают с учета. К счастью, встречаются подобные ситуации не так уж часто. Поэтому приходится ждать момента, при котором гражданина официально снимут с учета в военкомате.

Как долго оформляется военный билет? Сроки.

Мы неоднократно напоминаем всем нашим клиентам, что для законного оформления военного билета необходимо пройти ряд обязательных, бюрократических процедур. Они, как правило, включают в себя 3-4 визита в военкомат, прохождение диагностических исследований, медицинского освидетельствования и обследования, а также заседания призывной комиссии.

Таким образом, процесс оформления документа воинского учёта – военного билета может затянуться на 3, 4 и более месяцев.

По непонятным причинам люди достаточно часто продолжают верить «знакомым со связями», но, учитывая горький опыт других знакомых, чаще сначала обращаются за советом к адвокату, до того, как «переступить черту»и пойти на неоправданный риск.

Помните: после получения военного билета вы продолжаете состоять на воинском учёте и вопросы по поводу нарушения закона при его получении могут возникнуть даже спустя несколько лет!

Перед визитом в военкомат, вам нужно будет собрать все медицинские документы

Конечно, перед медицинским освидетельствованием военкомат обязан самостоятельно запрашивать амбулаторную карту, справки из диспансеров и другие сведения, характеризующие ваше состояние здоровья. Но не стоит надеяться на добросовестную работу врачей, поскольку на практике нередко медицинские сведения неоправданно оставались без внимания.

Стоит проявить инициативу. Часто, предварительный анализ документов не позволяет сделать однозначных выводов и наверняка придётся организовать небольшие дополнительные исследования.

Всё дело в том, что категорию годности (а именно её и будут определять врачи военкомата) характеризует не диагноз, а степень ограничения функции органа или системы. И именно для выяснения степени ограничения врачу требуются специальные познания в области военно-врачебной экспертизы, а гражданину – прохождение дополнительных исследований.

Как правило, сбор документов занимает 2-3 недели.

Вам следует знать, что обязательным является личное прохождение медицинского освидетельствования в военкомате

По новым правилам

медицинское освидетельствование включает и обследование, которое придётся пройти вне стен военкомата.

Раскроем небольшой секрет, рассказав, что лист медицинского освидетельствования – это своего рода связующее звено между результатами пройденных обследований и иными медицинскими сведениями и категорией годности к военной службе, которая будет определена в вашем личном деле и появится потом в выданном вам военном билете!

Обследование по направлению военкомата занимает, как правило, 7-10 рабочих дней. В ходе этой процедуры нужно будет пройти ряд обязательных исследований, предусмотренных стандартами качества медицинской помощи и характеризующими ту или иную степень нарушения функций организма.

В ходе обследования вы можете заявлять жалобы, представлять медицинские документы и пользоваться всеми правами, которые предусмотрены действующим законом для пациентов.

Вам предстоит лично пройти заседание призывной комиссии

Копию решения призывной комиссии вам должны внести в удостоверение гражданина, подлежащего призыву (это обязанность сотрудников военкомата), и по вашей просьбе (это уже ваше право) выдать копию решения призывной комиссии на руки.

Срок выдачи такого решения – 5 рабочих дней.

В случае, если вы не согласны с принятым призывной комиссией решением (например, вам была определена категория годности «Г» вместо «В»), вы вправе оспорить его в вышестоящую комиссию или в суд

Учитывая сроки судебных разбирательств, делать это лучше параллельно.

В случае удовлетворения вашей жалобы вышестоящим органом, вы всегда сможете отозвать заявление из суда. К слову нужно сказать, что суды, при правильной подготовке к делу, часто становятся на сторону призывников. Но судебное разбирательство запросто может занять ещё 5-6 месяцев вашего времени.

Не стоит пугаться отсрочки, которая может быть предоставлена призывной комиссией в соответствии с законом. Ряд заболеваний требует наблюдения (полгода и более) и, в этой связи, категория годности может вполне отвечать установленным медицинским требованиям.

Мы привлекаем медицинского специалиста для таких целей, который даёт нам грамотные рекомендации. Специалиста, кстати говоря, можно привлечь и на стадии получения направления на обследование – он может проконтролировать соблюдение стандартов оказания медицинской помощи в данном случае.

После решения призывной комиссии о зачислении в запас вооруженных сил вас могут вызвать на очное контрольное освидетельствование (так называемое КМО), которое нужно будет обязательно пройти. Ничего страшного в этой процедуре нет.

Призывная комиссия субъекта, где вы будете проходить это самое КМО, полномочна отменять или изменить решения, принятые призывной комиссией района.

После прохождения всех вышеописанных процедур, вам нужно явиться в военкомат, сдать фотографии (2, размером 3 см на 4 см на матовой бумаге), документы об образовании (если ранее вы их не предоставляли), иные документы (справка с места работы, документ о семейном положении) и вам будет выдан военный билет

документа воинского учёта определён Приказом Министра обороны – его
должны выдать в течение 10 рабочих дней
со дня принятия решения призывной комиссией или получения выписки из протокола призывной комиссии субъекта Российской Федерации.

Мы не зря использовали слово «должны»: на практике такой срок не соблюдается и составляет от одного до полутора месяцев. Но не стоит огорчаться – ведь так вы получаете полностью законный документ воинского учёта.

Какие преимущества даёт военный билет?

Если у гражданина есть на руках военный билет рядового запаса, это означает, что он уже не подлежит призыву на срочную военную службу, службу в резерве. Это очень важное отличие в случае зачисления в запас до достижения 27 лет по состоянию здоровья.

Злоумышленники могут прибегать к самым коварным уловкам с целью изъять военный билет у такого гражданина. Обман, гипноз, запугивание и даже физическое воздействие — всё это может быть применено к доверчивому рядовому запаса с целью лишить его основного достоинства!

Граждане, зачисленные в запас по состоянию здоровья (рядовые запаса с НГМ), могут найти на странице 19 военного билета сведения о том, когда и каким решением призывной комиссии они были признаны негодными и зачислены в запас. Эти сведения не будет лишним записать где-нибудь или сфотографировать, в частности, дата принятия решения призывной комиссии позволит определить точную дату, с которой можно будет проходить переосвидетельствование, если нет освобождения от него.

Если рядовой запаса освобожден от прохождения переосвидетельствования, то никаких записей об этом, включая запись о сроке проведения следующего переосвидетельствования, в военном билете быть не должно (иногда в нарушение порядка заполнения военного билета такие записи вносятся).

«У меня есть военный билет, потому что я военнообязанный» — верное утверждение, «Я военнообязанный, потому что у меня есть военный билет» — неверное. Потеряв военный билет, вы не перестанете являться военнообязанным, а лишь потеряете документальное подтверждение данного статуса (в связи с чем вам придется срочно обращаться в военкомат с заявлением для выдачи дубликата военного билета либо временного удостоверения).

Так и после полного прохождения переосвидетельствования с признанием годным и переводом на учет призывников вы не останетесь рядовым запаса, если не отдадите военный билет.

Некоторым гражданам России интересен возраст снятия с воинского учета. По возрасту людей в военкомате будут снимать в обязательном порядке.

Но о каких особенностях данного процесса требуется знать? Что вообще воинская обязанность приготовила населению? Можно ли как-то избежать законными путями воинской службы и занесения в военный запас в мирное время? На самом деле разобраться во всем это не так трудно, как кажется. Достаточно изучить современное российское законодательство.

И тогда получится в полной мере понять, что предстоит вынести мужскому населению РФ относительно военной службы.

Какие законы регулируют воинский учет

Воинский учет граждан ведут по месту их работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением и методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • п. 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее по тексту — Положение о воинском учете);
  • Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ;
  • для работодателей-организаций, расположенных на территории Республики Крым, — Методические рекомендации, утв. Постановлением территориальной комиссии Республики Крым по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе, от 13.03.2017 № 6.

Какие бывают виды воинского учета

  1. Специальный — на таком учете состоят военнообязанные, кто пребывает в запасе на периоды мобилизации и военного положения, а также те, кто служат в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.
  2. Общий — на таком учете состоят остальные военнообязанные.

Документы для ведения воинского учета

Воспользуйтесь чек-листом, чтобы убедиться, правильно ли организован воинский учет в компании:

  1. Проверьте наличие документов воинского учета у работников. Сведения в них и в личной карточке Т-2 должны совпадать.
  2. Для этих целей подготовьте проект приказа, которым руководитель установит обязанность для работников, подлежащих воинскому учету, приносить ответственному лицу документы для проведения сверок. Обратите внимание: желательно не забирать у работников документы воинского учета, а проводить сверки в их присутствии. Если вы все же берете на время документы — заполняйте расписки и ведите журнал учета приема таких расписок. Это рекомендуют сами военкоматы.
  3. Запросите документы:
    • у призывников — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
    • военнообязанных — военный билет или справку взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета.
  • Справка взамен военного билета. Выдается по заключению призывной комиссии после достижения 27 лет гражданам, которые без законных оснований уклонились от военной службы. Документ указывает на то, что такой гражданин все же находится в запасе.
  • Временное удостоверение. Выдается для установления личности военнообязанных, у которых нет необходимых документов для оформления и выдачи им военных билетов. А также для проверки и подтверждения подлинности предъявленных ими документов, для запроса и получения военных билетов, которые были сданы на хранение в военный комиссариат муниципального образования по прежнему месту их жительства. На удостоверении должна быть подпись военного комиссара и гербовая печать.
  • Обратите внимание: отказать в приеме на работу в связи с отсутствием документов воинского учета нельзя.

О снятии с воинского учета по возрасту: во сколько лет снимают, предельный срок

Ведете воинский учет в организации? Обратите внимание на порядок, в котором оформляется снятие с воинского учета по возрасту в 2019-2020 году, и заранее предупредите работников о достижении предельного возраста пребывания в запасе. Вам поможет пошаговая инструкция.

Процедура снятия с воинского учета гражданина ввиду наступления определенного возраста субъекта подразумевает полную ликвидацию его обязанностей в части исполнения воинского долга перед государством. Этот возраст четко регламентируется законодательством, и при этом варьируется для разных категорий граждан с учетом всех особенностей и нюансов званий субъектов.

Законодательство РФ фиксирует, что воинский учет должен проводиться относительно следующих категорий граждан:

  • мужчин, находящихся в призывном возрасте, а также тех лиц, которые уже числятся в запасе;
  • женщин, признанных специалистами в областях, перечень которых приведен в Положении о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006г. В частности, подразумеваются врачи, геодезисты и прочие профессии.

Не каждый субъект, относящийся к указанным категориям населения, фактически проходит воинскую службу, однако все из рассматриваемых лиц имеют соответствующий военный билет.

Наличие указанного документа обуславливает право законодательных органов призвать рассматриваемые категории населения на службу в случае начала боевых действий, в которых будет задействована РФ.

Однако подобное возможно только до момента наступления определенного возраста данных граждан.

Исходя из ст. 53 ФЗ № 53 от 28.03.1998г., все лица в запасе делятся на 3 разряда в соответствии с их военным билетом. Распределение происходит на основании звания, возраста и пола субъектов. Присваиваемый разряд также подразумевает фиксацию в военном билете возраста, когда субъект полностью снимается с соответствующего учета.

В частности, максимальная отметка возраста, до которой гражданин может числиться, как военнообязанное лицо, составляет 60 лет. Данная позиция также характерна для возможности субъекта находиться в запасе ввиду наличия определенной должности до рассматриваемого возраста.

В основе распределения разрядов лежит различная степень интенсивности и тяжести формируемых перед гражданином военных задач, исходя из его возраста, пола и особенностей образования.

Например, 1-й разряд означает, что субъект может быть призван на военную службу при наступлении боевых действий. Под 2-м разрядом подразумеваются лица, которые могут быть призваны на службу после окончания боевых действий.

В свою очередь, представители 3-го разряда могут служить в тылу.

Военнообязанные женщины, вне зависимости от наличия у них какого-либо звания, относятся к 3-му разряду, вследствие чего снимаются с учета в 45 лет. В свою очередь офицеры женского пола снимаются с учета по достижению 50 лет.

Когда субъект достигает максимально допустимого возраста для фиксации в рядах военнообязанных, сотрудники военкомата исключают гражданина из соответствующего учета. Практически во всех условиях данная процедура проводится по адресу прописки автоматически и без участия самого человека.

Однако нередки ситуации, когда гражданин переезжает. Так, снятие с воинского учета при смене места жительства осуществляется по факту личного обращения лица. Субъект должен заранее подготовить все необходимые бумаги, после чего снятие с учета происходит по умолчанию на основании уже имеющихся в соответствующих базах структуры сведений о конкретном человеке.

К необходимым документам относят:

  • паспорт и военный билет;
  • запрос на снятие учета, который составляется по стандартному шаблону. Это правомерно сделать в местном органе военкомата, куда направился субъект.

Основным нюансом является тот факт, что законодательство РФ не фиксирует за населением обязанности предоставлять в военкомат заявление или иные доказательные бумаги при переезде.

Также при наличии необходимости доказать тот факт, что гражданин был снят с учета ввиду достижения конкретного возраста, правомерно обратиться в военкомат с письменным прошением проставления соответствующей отметки в паспорте. Эта процедура носит бесплатный характер, и ее возможно осуществить буквально за один день.

  1. Также важно подчеркнуть, что ликвидация статуса военнообязанного происходит не только в военкомате, снятие с воинского учета в организации также является обязательным процессом.
  2. Подобное характерно для трудоустроенных субъектов, которые продолжают исполнять свои трудовые обязанности после достижения преклонного возраста.

Для этого пожилому сотруднику нужно предоставить в кадровое подразделение военный билет с отметкой о снятии с учета.

Затем в компании, где трудоустроено лицо, личная карточка субъекта изымается из картотеки, которая предполагается для запасников, после чего в документе также проставляется отметка: «Снят с учета по возрасту». Кадровый служащий должен осуществить подобную процедуру на основании постановления военкомата.

Единой величины возраста, после которого предполагается ликвидация статуса военнообязанного, законодательство не предусматривает.

Существует градация возрастов, в соответствии с которой происходит снятие с учета. В частности, подразумевается ст. 53 ФЗ № 53 от 28.03.1998г.

В указанном нормативе детально приведены все звания и полномочия, исходя из которых субъект вправе претендовать на снятие с учета по возрасту.

Досрочное снятие с учета возможно только при условии признания конкретного субъекта негодным к службе ввиду состояния здоровья.

Таким образом, снятие с воинского учета – это быстрый и простой процесс.

Военнообязанным лицам необходимо только заранее ознакомиться с законодательной базой с целью правомерного запроса в военкомат при наличии соответствующих условий.

Одним из вопросов, которым задаются военнообязанные граждане, является вопрос о возрасте, при котором снимают с воинского учета. Возраст снятия с учета зависит от воинского звания гражданина и от разряда, к которому он относится. Более подробную информацию вы найдете в статье.

Всех граждан России можно условно разделить на военнообязанных и невоеннообязанных. Военнообязанные граждане, вне зависимости от того, находятся ли они на действительной службе или в запасе, обязательно состоят на учете в военкоматах, то есть на воинском учете.

Невоеннообязанные граждане, к которым относятся несовершеннолетние граждане, подавляющая часть женщин, а также мужчины, признанные негодными к военной службе, на воинском учете не состоят.

Как только гражданин перестает быть военнообязанным, он сразу снимается с воинского учета. К военнообязанным (читай – лицам, находящимся на учете в военкоматах) относятся лица:

  • уволенные с военной службы с зачислением в запас;
  • успешно завершившие обучение в военных учебных заведениях либо в военных учебных центрах при федеральных государственных вузах и окончили федеральные государственные вузы;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва, предоставлением отсрочек от призыва или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении возраста 27 лет;
  • не подлежавшие призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет;
  • не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, по достижении возраста 27 лет;
  • уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военкоматах;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • являющиеся женщинами, имеющими определенные военно-учетные специальности.

Если говорить о снятии с учета по возрасту, то чаще всего это происходит, когда граждане уже находятся в запасе. То есть граждане снимаются с воинского учета при достижении определенного возраста.

Более подробно о возрасте снятия с военного учета граждан различных воинских званий и разрядов мы расскажем в следующем разделе.

Граждане, находящиеся в запасе, снимаются с воинского учета при достижении ими определенного возраста. Возраст снятия с учета зависит от воинского звания и присвоенного гражданину разряда. Так, минимальный предельный возраст пребывания в запасе составляет 35 лет.

Он установлен для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов 1-го разряда. Максимальный же предельный возраст составляет 70 лет. Он установлен для высших офицеров 2-го разряда.

Женщины, находящиеся в запасе и имеющие офицерские звания, снимаются с военного учета по достижении возраста 50 лет, а остальные — по достижении 45 лет.

В таблице ниже приведена информацию о возрасте, при достижении которого граждане, имеющие различные воинские звания, и находящиеся в запасе, снимаются с воинского учета.

Составы запаса (воинские звания) Возраст военнообязанных граждан (пребывающих в запасе), лет
Первый разряд Второй разряд Третий разряд
Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы до 35 лет до 45 лет до 50 лет
Младшие офицеры до 50 лет до 55 лет до 60 лет
Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга до 55 лет до 60 лет до 65 лет
Полковники, капитаны 1 ранга до 60 лет до 65 лет
Высшие офицеры до 65 лет до 70 лет

К первому и второму разрядам относятся граждане (запасники) до возраста, который является предельным возрастом пребывания на военной службе для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в мирное время. Именно мирное время является ключевым критерием включении военнослужащих запаса в эти разряды.

Граждане, пребывающие в запасе первых двух разрядов, в период мобилизации и военное время направляются в воинские части постоянной готовности, граждане третьего разряда направляются в тыловые части и другие вспомогательные подразделения.

Предельный возраст снятия с воинского учета, то есть возраст пребывания в статусе военнообязанного в зависимости от воинского звания указан в графе, относящейся к 3-му разряду.

Ответственность за уклонение от воинской службы

Отказ проходить службу относится к серьезным правонарушениям. Верховный суд РФ подписал постановление с описанием действий, которые судьи вправе расценивать в качестве уклонения от воинской обязанности.

Отказ расписаться о получении повестки.

Отсутствие гражданина в назначенную дату и время в военкомате. Обращают внимание на вручение повестки под роспись. Если извещение отправили по почте, неявка не считается уклонением.

Симулирование болезни, чтобы получить отсрочку или освобождение по здоровью.

Переезд в другой район или страну без оповещения военкомата.

Неявка по истечению отсрочки. Военная организация не обязана высылать повестку. Если до конца призыва юноша не появляется, действия автоматически считаются преступлением.
За такие действия судят по ст. 328 УК РФ.

Гражданину грозит штраф до 200 000 рублей или в размере заработной платы за 18 месяцев. Отказник может быть арестован на 180 дней или отправиться на принудительные работы на 2 года. Максимальная мера наказания – 2 года тюремного заключения.

Если человек отказался проходить альтернативную службу, его ждут штрафные санкции до 80 000 рублей, обязательные работы в течение 480 часов или арест на 6 месяцев.

Неявка по повестке, для постановки на учет или исключение из него, переезд без уведомления военкомата считается административным правонарушением. Согласно ст.21.5 КоАП РФ гражданину выносят предупреждение или штрафуют на сумму от 100 до 500 рублей.

В законодательстве РФ указано, что гражданин страны должен пройти военную службу. Человек вправе выбрать альтернативную деятельность, если для этого существуют серьезные причины.

Призывной возраст составляет 18 — 27 лет, а военнообязанными россияне остаются до 50 – 70 лет в зависимости от звания. В законе предусмотрены обстоятельства, которые позволяют освободиться или отсрочить исполнение долга.


источники:

http://www.advgazeta.ru/mneniya/priznanie-uklonistom-pravovye-osobennosti-vydachi-spravki-vzamen-voennogo-bileta/

http://voin.guru/armiya/do-kakogo-vozrasta-voennoobyazannyy-v-rossii-v-2021-godu/