Урок 8 класс подлежащее способы выражения подлежащего

Конспект урока по русскому языку в 8 классе : «Подлежащее».

Урок русского языка в 8 классе по теме:

«Главные члены предложения. Подлежащее».

Форма урока: урок-практикум.

Обобщить сведения о подлежащем, знакомые учащимся по курсу 5-7 классов.

Расширить знания о подлежащем, его признаках, способах выражения.

Формировать умение выделять главные члены предложения и среди них подлежащее, определять способы его выражения.

Развивать наглядно-образное мышление, самостоятельности, творческих способностей.

Оборудование: презентация, листы, карточки(3-х цветов)

Технологии: проблемная ситуация, дифференцированный подход, тестовая технология, информационные технологии, индивидуальные задания, работа в парах, фронтальный опрос.

Организационный момент. ( запись числа, классной работы)

А) Работа с таблицей (устно)

— Ребята, перед вами таблица. Дополните недостающие звенья таблицы.

… — номинативные единицы синтаксиса.

… — коммуникативные единицы синтаксиса.

Подлежащее и сказуемое — ….

… , …, … — второстепенные члены предложения.

Распространённое предложение – это предложение, …

… — предложение, в котором есть только главные члены предложения.

Односоставное предложение – это предложение, …

… — предложение, в котором два главных члена предложения (подлежащее и сказуемое).

Б) Тест ( словосочетание)

— Какую тему проходили в течение предыдущих уроков? (словосочетание)

Повторим тему «Виды подчинительной связи в словосочетании», которая встречается в задании №7 ОГЭ и даёт нам 1 балл.

Вспомним основные виды связи в словосочетании (СУП) – таблица — объяснение учащихся.

Выполним тест. Самопроверка.

В) Работа с предложением ( у доски и в тетрадях)

Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. (И.А.Бунин)

— синтаксический разбор предложения

-подчеркнуть все члены предложения

— указать части речи

-найти все возможные словосочетания

-определить вид подчинительной связи в словосочетании (СУП)

Г) Проблемный вопрос:

— Какое сочетание слов в предложении не является словосочетанием? Почему?

— Сформулируйте тему нашего урока. ( Главные члены предложения. Подлежащее.)

Изучение нового материала.

А) Работа по учебнику.

— Что такое подлежащее? Найдите правило в учебнике на с.55 параграфа 17.

— Чем может быть выражено подлежащее? (Выслушиваются ответы)

— Наблюдение по таблице “Способы выражения подлежащего”

Способ выражения подлежащего

Существительное в именительном падеже

Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч.

Метель надвинулась сразу.

Местоимение в именительном падеже

Со школьных лет я чувствовал красоту языка. Каждый отправился в свою комнату.

Стойкий всегда побеждает.

А ( Кто?) самый дерзкий и молодой смотрел на солнце над водой. ( составная форма превосходной степени прилагательного)

Сегодня не похоже на вчера.

Одиннадцать — нечетное число.

Провожающие стояли у вагона.

(Кто?) Опоздавшие на спектакль не допускаются.

Встретить друга — большая радость.

Охранять природу — значит охранять Родину.

Вдали послышалось ку-ку .

Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак.

Прошло несколько дней.

В поле вышли (кто?) от мала до велика.

(Что?) Филькина грамота – это пустая, ничего не значащая бумажка.

Российская Федерация – одна из влиятельных держав мира.

Широкой полосой, от края до края, протянулся
Млечный Путь .

«Не стреляйте в белых лебедей» — повесть Бориса Васильева.

— Какой вывод вы можете сделать? ( в роли подлежащего могут встречаться практически все части речи русского языка).

— Как разграничить подлежащее, выраженное именем существительным в форме именительного падежа и дополнение, выраженного формой винительного падежа?

(мы должны понять кто выполняет действие, это и будет подлежащее)

Хороший снежок урожай сбережет.

Проспект засыпал снег.

Кленовый лист срывает ветер сильный.

— Найти грамматическую основу предложения и дополнение в каждом предложении.

Самостоятельная работа учащихся с последующей взаимопроверкой .

Закрепление темы урока.

А) Дифференцированное задание. Ребята сами выбирают уровень.

— Выберите задание, уровень сложности увеличивается от 1 до 3. Чем выше сложность, тем больше балл за выполненное задание. ( задание в презентации )

Б) Работа по учебнику – упр. 90

(по вариантам 1 часть – девочки, 2 часть – мальчики – по заданию)

В) Индивидуальные карточки – 2 человека.

Г) Работа в парах ( на листочке)

— Подпишите листочки, выпишите на них подлежащее из каждого предложения

1. Гости приехали утром.

2. Он был в музее.

3. Старшие помогали младшим.

4. Желающие могли покататься на лодке.

5. Два да два – четыре.

6. Курить- здоровью вредить.

7. Завтра не наступит никогда.

8. Га-га-га слышалось на лугу.

9. Мы с сестрой радовались возвращению домой.

Параграф 17, упражнение 93

Подведение итогов урока.

– Что такое подлежащее?

— Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

-Что это?(фразеологизмы) Что они обозначают? Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке.

ШЕВЕЛИТЬ МОЗГАМИ – зелёный (думать)

КРАЕМ УХА – жёлтый (услышать часть информации)

ХЛОПАТЬ УШАМИ – красный (прослушать)

Индивидуальная карточка №1

Подчеркните подлежащее, укажите, чем оно выражено.

Полицейские внимательно следили за порядком.

Сквозь тучи пробился луч солнца.

Вчера посадили мы дерево.

Люблю грозу в начале мая.

Отправился Иван-царевич на поиски своей невесты.

Хороша была Танюша.

Жили-были дед да баба.

Каждый пошел в свой дом.

Индивидуальная карточка №2

Подчеркните подлежащее, укажите, чем оно выражено.

Комендантша с дочерью удалились.

Кто-то угрюмо молчал.

Для меня жить — значит работать.

Вечером мы с братом будем заливать каток.

Не шутя, Василий Теркин, подружились мы с тобой.

Широкой полосой, от края до края, протянулся Млечный Путь .

В поле вышли от мала до велика.

Провожающие стояли у вагона.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • КАРПОВА ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНАНаписать 11050 19.01.2016

Номер материала: ДВ-358735

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    19.01.2016 474
    19.01.2016 3700
    19.01.2016 842
    19.01.2016 595
    19.01.2016 4381
    19.01.2016 489
    19.01.2016 490

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Москве планируют внедрить экспресс-тестирование на коронавирус в школах

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме рассмотрят вопрос верификации образовательных онлайн-курсов

Время чтения: 2 минуты

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения дополнит цифровым модулем каждую профессию в СПО

Время чтения: 2 минуты

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок русского языка «Подлежащее и способы его выражения»
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Урок русского языка «Подлежащее и способы его выражения»

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx 35.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе по теме «Подлежащее и способы его выражения»

«Урок с использованием ИКТ»

Тип урока : урок изучения нового материала.

Педагогические технологии: технология встречных усилий ученика и учителя, ИКТ.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, работа в парах, индивидуальная работа, групповая работа.

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, тренажер, карточки.

1) образовательная: систематизировать знания учащихся о главных членах предложения и самостоятельных частях речи; расширить понятие о подлежащем и способах его выражения;

2) развивающая: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; умение находить подлежащее в тексте; умение анализировать и делать выводы;

3) воспитательная: воспитывать самостоятельность учащихся; формировать у учащихся устойчивые познавательные интересы к русскому языку через технологию встречных усилий ученика и учителя и информационно-коммуникационные технологии.

  1. Начало урока — разминка, разогрев.

Подлежащее и сказуемое

не составляют словосочетания,

они являются основой предложения и

связаны между собой двусторонней связью.

Е.И.Литневская [3]. (слайд 2).

Эмоциональная и интеллектуальная «разминка». Приёмы – «погружение».

Словарный диктант. Выделить орфограммы, определить вид связи.

Дружные ровесники и сверстники (согл.), талантливый кандидат

(согл.), участвовать в олимпиаде (упр.), президент в президиуме (упр.), интересная профессия (согл.), девочка упала (предлож.).

ІІ. Контрольно-подготовительный: опрос по предыдущим темам.

Приёмы – «повтор с расширением», «лови ошибку».

-Всё ли здесь в порядке? В диктанте встретились только словосочетания? Что лишнее? Почему? Что же перед нами? А что такое предложение?

Чем предложение отличается от словосочетания? Обратите внимание на эпиграф. (Имеет грамматическую основу).

А что входит в грамматическую основу? (подлежащее и сказуемое).

  1. «Вызов». Постановка учебной цели.

Вызов, обеспечивающий интерес к поставленной цели.

Цель: создание ситуации преодоления.

Приемы: знаю — не знаю.

-Запишем тему урока (слайд 3). Сформулируйте цели нашего урока (слайд 4).

На дан текст. Прочитаем его.

Когда мы читаем произведения того или иного поэта, писателя, мы нередко удивляемся богатству, красочности, выразительности его языка. Все эти прекрасные качества зависят в основном от двух причин: от того, какими словами пользуется этот художник, и от того, как именно он ими пользуется, как сочетает их в ткани своей поэмы или романа. [2; 116] (слайд 5).

— Выделите главную мысль высказывания Л. Успенского. (Я знаю, что главная мысль сосредоточена в последнем предложении.)

— Какая из двух причин выразительности языка, о которых говорит писатель, имеет непосредственные отношения к синтаксису? (Я знаю, к синтаксису имеет отношение следующая мысль: выразительность языка зависит от того, как используются слова, как сочетаются в связном тексте).

— Найдите грамматические основы, свой ответ начитайте словами: «Я знаю…» (один ученик у доски комментирует).

— В каком наклонении и времени ведётся изложение? Какими средствами выражены эти значения? (Имеет значение изъявительного наклонения настоящего времени, что характерно для текстов – рассуждений, к типу которых относится приведённый отрывок. Я знаю, что эти грамматические значения выражены глаголами-сказуемыми).

— Со словами из текста составить словосочетания (слайд 6).

— Зачитать свои словосочетания. Ввести эти словосочетания в предложения. Какими членами предложения стали главные и зависимые слова полученных словосочетаний? Найдите подлежащее (если есть) в ваших предложениях.

— Что же такое подлежащее? ( Несколько человек повторить).

Подлежащее — главный член предложения, грамматически независимый; обозначает предмет. Подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?» (слайд 7).

— Ваши примеры предложений с подлежащими.

— Чем может быть выражено подлежащее в предложении? Обратимся к таблице (слайд 8). Проанализируем её, используя начало: «Я знаю…».

Имя существительное в И.п.

Снег идет. Солнце сияло.

Местоимение в И.п.

Кто-то постучал. Я люблю осень.

Прилагательное в роли существительного в И.п.

Бородатый оглянулся. Домашние искренне радовались гостям.

Причастие в роли существительного в И.п.

Танцующие были неподражаемы. Сидящий поднял голову.

Неопределенная форма глагола.

Любить – значит прощать. Учиться – дело нужное.

Твои завтра мне надоели.

По лесу разносилось «ау».

Десять не делится на три без остатка. Четверо пробежали мимо меня.

Семь пятниц на неделе у ленивого.

У него золотые руки.

Брат с сестрой вернулись порознь.

Прошло три года. У меня много работы.

Несколько человек отошли в сторону. Куча вещей скопилась в углу.

Я отложил подальше приключенческий роман, который мешал мне сосредоточиться на подготовке к контрольной работе.

Обратимся к ЭОР. Найдем таблицу «Способы выражения подлежащего». Что вас удивило в новом материале или заставило остановиться?

IV. Сотворчество: сведение воедино усилий всех участников.

1. Устно назвать основы. На каком основании это слово подлежащее? (слайд 9).

Все вокруг блестело сильным блеском. Часовые контрольного пункта козырнули генералу. Рассказывать мальчикам было нечего. Пятеро заходят выше пояса в воду.

Что-то у Володи произошло с администрацией. Танцующие кружились под звуки вальса.

2. Индивидуальная и дифференцированная работа учащихся по карточкам и на тренажерах в парах.

По карточкам — Первое задание – назвать в предложении подлежащее, чем оно выражено. Второе задание — составить со словом или словосочетанием предложение, где это слово — подлежащее.

На компьютере на тренажерах – (Пример: Найти подлежащее, определить, чем выражено).

3. Работа по учебнику.

Выполнить упражнение 100 письменно. По 3 предложения по рядам. Четыре слабых ученика работают с 1 предложением у доски.

4. Разгадать кроссворд на тему «подлежащее» (слайд 10).

  1. Член предложения, в роли которого выступает выделенное слово: Вдалеке раздалось «ура».

5.Падеж, который является показателем подлежащего.

  1. То, чем выражено подлежащее в предложении: Столовая была закрыта на ремонт.

3.То, чем выражено подлежащее в предложении: Отец с сыном долго беседовали за чаем.

4. Часть речи, выступающая в роли подлежащего в предложении: Они будут творить историю.

6. Часть речи в роли подлежащего в предложении: Трижды три — девять.

5. Тест (на листочках).

1. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

После обеда никто не стал засиживаться в палатке.

1) личное местоимение
2) имя существительное
3) отрицательное местоимение
4) неопределённое местоимение

2. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Три чужие железные кровати вразброд стояли посреди комнаты.

1) имя существительное
2) сочетание количественного числительного и существительного
3) количественное числительное
4) сочетание собирательного числительного и существительного

3. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Мне хорошо запомнилась футбольная встреча между бригадами

1) личное местоимение
2) притяжательное местоимение
3) имя существительное
4) словосочетание

4. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Один из часовых услышал в лесу шорох.

1) числительное
2) словосочетание со значением совместности
3) имя существительное
4) словосочетание со значением избирательности

5. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Ранним утром по широкой деревенской улице шли трое.

1) местоимение
2) собирательное числительное
3) имя существительное
4) количественное числительное

6. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Катеринка с матерью приехали к нам ещё во время войны.

1) Словосочетание со значение совместности
2) местоимение причастие
3) имя существительное
4) словосочетание со значением избирательности

7. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Низким раскатистым громом прогрохотало несколько взрывов.

1) неопределённое местоимение
2) сочетание отрицательного местоимения и существительного
3) сочетание неопределённого местоимения и существительного
4) отрицательное местоимение

8. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Все шумели, галдели, возмущались.

1) личное местоимение
2) имя существительное
3) неопределённое местоимение
4) определительное местоимение

9. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее.

1) Тёмное облако дыма заволакивало НЕБО.
2) Не КАЖДЫЙ из гребцов согласился бы пойти на скалы с малокалиберной винтовкой.
3) На палубу поднялись ТРОЕ В ФУФАЙКАХ, высоких сапогах, оленьих шапках.
4) МНОГИЕ первый раз видели июньский восход.

10. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее.

1) НАМ зимой в школе эту книжку читали.
2) ПАСТИ стадо — непривычное занятие для городского мальчишки.
3) Маленькие окна ИЗБЫ казались красными от позднего летнего заката.
4) Сухо и рассыпчато стучали два БАРАБАНА.

Проверьте тест (слайд 11).

6. Творческая работа. Сочинение — миниатюра «Поздняя осень» с заданием. Подчеркнуть подлежащее в каждом предложении, выделить, чем выражено (слайд 12).

  1. Рефлексивный: осмысление результатов, оценивание.

Приёмы: Общие итоги; 3 уровня домашнего задания.

1. Так что же такое подлежащее?

Чем может быть выражено в предложении?

2. Синквейн на тему «Подлежащее» (слайд 13).

называет, отвечает, согласуется

главный член в предложении

Домашнее задание (слайд 14): параграф 11.

1 уровень: упражнение 101.

2 уровень: упражнение 101 и составить план-ответ к параграфу 11.

3 уровень: из любого произведения выписать отрывок 10-12 предложений, выделить подлежащее и надписать, чем выражено.

1. Разумовская М.М., Львова С.И. — М.: Дрофа 2009 год.

2. Успенский Л.В. Слово о словах — М.:Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 542 с.

Перечень используемых на занятии ЭОР

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

  1. Набор информационных инструментов

2. Коллекция интерактивных заданий «Определите, чем выражено подлежащее»

«Способы выражения подлежащего»

4. Тест по теме «Подлежащее и способы его выражения»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок объяснения нового материала по русскому языку в 8 классе по УМК Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. Актуальность проявляется в разнообразии форм обучения, учёте индивидуальных способностей об.

Презентация к уроку русского языка по теме «Словобразование. Основные способы образования новых слов», 5 класс, первый урок в разделе «Словообразование». Программа по русскому языку С.И.Львовой.

Конспект урока русского языка в 9 классе.

повторить о подлежащем всё известное; углубить знания учащихся по данной теме; разобрать все способы его выражения воспитывать любовь к поэзии Тютчева.

Урок русского языка с примененем технологии РКМЧП.

Представленный урок построен в соответствие с современными методами и формами организации урочной деятельности, такими как: групповая работа — основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – о.

Урок русского языка по теме «Главные члены предложения. Подлежащее». 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (369 кБ)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-практикум.

Задачи урока:

  • Обобщить сведения о подлежащем, знакомые учащимся по курсу 5-7 классов.
  • Формировать умение выделять главные члены предложения и среди них подлежащее, определять способы его выражения.
  • Развивать наглядно-образное мышление.

Учебно-методическое обеспечение:

  • “Русский язык. 8 класс” учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. Москва. Просвещение, 2010.
  • Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. Книга для учителя. Москва, Просвещение, 2008.

Время реализации занятия 45 минут.

1. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word

2. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ Временная реализация № слайда
1 Организационный момент. 1 минута
2 Повторение “Виды связи слов в словосочетании”. 4 минуты Слайды 2-3
3 Тест. 5 минут Слайды 4-9
4 Актуализация знаний учащихся. Проблемный вопрос. 2 минуты Слайд 10
5 Формулирование темы и цели урока. 1 минута Слайд 11
6 Самостоятельная работа учащихся. 5 минут Слайд 12
7 Проверка. 1 минута Слайд 13
8 Работа в парах. 4 минуты Слайд 14
6 Воспроизведение опорных знаний. 3 минуты Слайды 15-19
7 Практическая работа. 6 минут Слайд 20
8 Проблемный вопрос 2 минуты Слайд 21
9 Самостоятельная работа учащихся. Проверка 4 минуты Слайд 22
10 Тест “Как мы усвоили урок” 2 минуты Слайд 23 и 24
11 Домашнее задание 1 минута Слайд 25
12 Подведение итогов 2 минуты Слайд 26
13 Оценивание. Анализ результатов. 2 минуты
14 Интернет-ресурсы. Слайд 27

Краткое описание содержания интерактивных учебных кадров-экранов:

2. Повторение темы “Виды связи в словосочетании”

3. Таблица “Виды связи слов в словосочетании”

4-9. Тестовые задания.

10. Проблемный вопрос.

12. Практикум. Задание 1 для самостоятельной работы.

14. Таблица “Способы выражения подлежащего”.

15-19. Примеры к таблице слайда 14.

20. Практикум. Задание 2.

21. Проблемный вопрос. Практикум. Задание 3.

23. Тест “Как мы усвоили урок?”

24. Проверка теста.

25. Домашнее задание.

26. Вопросы для итоговой беседы.

27. Ссылки на Интернет-ресурсы.

Система навигации: слайды 1-14 связаны последовательно; слайд 14 связан параллельно со слайдами 15-19; слайды 20-25 связаны последовательно.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  • недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебнике мало иллюстраций, схем, текстов по теме урока)
  • эффективность индивидуального подхода к работе учащихся.
  • интенсификация учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)
  • повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов
  • формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации)
  • развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать предлагаемый материал)

Задачи занятия:

    Образовательные — овладение учащимися системой знаний, умений по теме урока, способов познания и оперирования этими знаниями, умениями;
  • Развивающие — развитие познавательных и творческих способностей учащихся, их способностей к самообучению, к самоконтролю и взаимоконтролю.
  • Воспитательные — формирование коммуникативных и организаторских умений, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в коллективе, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

Необходимое оборудование и материалы для занятия: мультимедийный проектор, персональный компьютер.

Структурные элементы Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1 Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Мотивация учебной деятельности учащихся. Положительный настрой на урок. 1
2 Повторение “Виды связи слов в словосочетании” Организует выразительное беседу, объясняет задание. Отвечают на вопросы, приводят примеры. 4
3 Тест Переключает слайды презентации Выполняют задание, записывают ответ в тетрадь 5
4 Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Организует диалог. Решают проблемный вопрос. 2
5 Формулирование темы урока Ставит вопрос. Формулируют и записывают в тетрадь тему урока 1
6 Самостоятельная работа учащихся. Дает задание заполнить таблицу, работая с § 11 и 12 . Заполняют таблицу в тетрадях. 5
7 Проверка. Организует самопроверку и коррекцию записей в тетрадях. Осуществляют проверку, дополняют записи. 1
8 Работа в парах. Разъясняет задание. Дает инструктаж по работе в парах Работают в парах. Заполняют таблицу “ Способы выражения подлежащего” (без примеров) 4
9 Воспроизведение опорных знаний. Организует проверку, подкрепляя теоретические вопросы примерами Работают в парах. 3
10 Практическая работа Индивидуальная работа со слабыми. Работают индивидуально. Выполняют взаимопроверку. 6
11 Проблемный вопрос. Ставит вопрос. Ищут ответ 2
12 Самостоятельная работа. Индивидуальная работа со слабыми. Работают индивидуально.

Осуществляют взаимопроверку. 4 13 Как мы усвоили урок? Разъясняет задание. Работают индивидуально.

Осуществляют взаимопроверку. 2 14 Домашнее задание Объясняет задание на дом. Записывают задание в дневник. 1 15 Подведение итогов. Организует беседу. Отвечают на вопросы. 2 16 Оценки. Анализирует работу. Оценивают работу одноклассников и свою. 2

Приветствие. Сообщение темы первой части урока, формы урока (урок-практикум). Объяснение порядка работы в парах, правил взаимопроверки.

Повторение. Слайд 2.

— Какова тема прошлого урока? (Выслушать ответы) Сегодня мы повторим виды связи слов в словосочетании.

— Прочитать тему, назвать и записать виды связи слов в словосочетании. Повторить по таблице виды связи, привести свои примеры. Слайд 3.

— Проверим, как мы усвоили тему прошлого урока. Предлагаю выполнить тест.

Взаимопроверка. Слайд 9.

Актуализация знаний учащихся. Слайд 10.

— Какое сочетание слов не является словосочетанием? Почему?

— Как будет звучать тема сегодняшнего урока? Слайд 11.

Работа в парах. Пользуясь материалом учебника (с.64, 66), заполнить таблицу “Главные члены предложения” Слайд 12 и проверить по открывшемуся Слайду 13.

Изучение нового материала.

— Чем может быть выражено подлежащее? (Выслушиваются ответы)

Работа в парах. Заполнить таблицу “Способы выражения подлежащего”, пользуясь материалом параграф 11.

Проверка по Слайду 14.

Наблюдение по таблице “Способы выражения подлежащего”, анализ промеров. Слайды 15-19.

— Найти в тексте упражнений (№ 115-119) учебника примеры к заполненной таблице. Слайд 20.

— Как разграничить подлежащее, выраженное именем существительным в форме именительного падежа и дополнение, выраженного формой винительного падежа?

Хороший снежок урожай сбережет.

Проспект засыпал снег.

Кленовый лист срывает ветер сильный.

Найти грамматическую основу предложения и дополнение в каждом предложении. Слайд 21.

Самостоятельная работа учащихся с последующей взаимопроверкой Слайд 22.

Проверка усвоения материала урока.

— Как мы усвоили материал?

Выполним тест. Выписать подлежащее из каждого предложения: Слайд 23.

1. Гости приехали утром.

2. Он был в музее.

3. Старшие помогали младшим.

4. Желающие могли покататься на лодке.

5. Два да два – четыре.

6. Курить- здоровью вредить.

7. Завтра не наступит никогда.

8. Га-га-га слышалось на лугу.

9. Мы с сестрой радовались возвращению домой.

Взаимопроверка по Слайд 24.

Параграф 11, упражнение 119. Слайд 25.

Подведение итогов урока. Слайд 26.

– Что нового узнали о подлежащем?

— Какими частями речи может быть выражено подлежащее?


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/02/02/urok-russkogo-yazyka-podlezhashchee-i-sposoby-ego-0

http://urok.1sept.ru/articles/627446