Уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют:

— матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

— матери, проходящие военную службу по контракту, матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

— матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;

— матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;

— матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком);

— другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

— с 01.01.2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. участниками которого являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан и с 02.01.2015 г. Республика Армения (с 12.08.2015 к этому Договору присоединилась Республика Кыргызстан). Таким образом, граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Республики Кыргызстан будут иметь право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребёнка, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком, социальное пособие на погребение) с первого дня работы на территории Российской Федерации независимо от того, являются ли они временно пребывающими, временно или постоянно проживающими на территории Российской Федерации, а работодатели должны будут уплачивать за них страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в тех же размерах, что и за граждан Российской Федерации.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.

Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

В случае наступления отпуска по беременности и родам в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком ей предоставляется право выбора одного из двух видов выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков пособий.

Матери, имеющие право на отпуск по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.

Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

В случае если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц.

Продолжительность выплаты пособия

Матерям либо отцам, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком, подлежащим обязательному социальному страхованию и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, а также матерям либо отцам, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку полутора лет.

Матерям либо отцам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию (в том числе обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования и находящимся в отпуске по уходу за ребенком) и матерям, уволенным в период беременности в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка по день исполнения ребенку полутора лет.

Матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка либо со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, по день исполнения ребенку полутора лет.

Другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее дня смерти матери и (или) отца либо дня вынесения соответствующего решения (вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения учреждения здравоохранения) по день исполнения ребенку полутора лет.

40 % среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:

— матерям либо отцам, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком, подлежащим обязательному социальному страхованию и находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

— матерям, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

Минимальная сумма пособия по уходу за ребенком до полутора лет с 01.02.2021 составляет 7082,85 руб. + районный коэффициент.

Максимальная сумма пособия по уходу за ребенком в 2021 году составляет 29 600,48 рублей.

Если мать не трудоустроена, выплаты будут назначены ей в минимальном размере: 7082,85 руб. + районный коэффициент.

Особенности расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованным лицам:

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 276-ФЗ с 1 января 2013 года средний дневной заработок (из двух календарных лет) для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начислялись.

В случае, если застрахованное лицо в указанные периоды не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

В средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2020 № 478-ФЗ (ред. от 31.12.2014). При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный размер указанного пособия определяется с учетом этих коэффициентов.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100 процентов среднего заработка, но не может быть менее суммы двух размеров минимального пособия.

Сроки назначения пособий:

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

При обращении лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, за ежемесячным пособием по уходу за ребенком по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом страховщика при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием утверждён приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 № 74.

В случае если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей ежемесячное пособие по уходу за ребенком — выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) — по основному или по совместительству по выбору застрахованного лица.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату указанного пособия.

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит), справку из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Застрахованное лицо, занятое у нескольких страхователей, при обращении к одному из указанных страхователей по своему выбору за назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком наряду с документами, указанными выше, представляет справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком этим страхователем не осуществляются.

Территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляет выплату пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет застрахованному лицу путем перечисления на карту национальной платёжной системы «МИР».

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначаются и выплачиваются ежемесячные пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет:

а) постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение;

б) постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;

в) постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы.

Выплата пособия осуществляется по месту подачи гражданином заявления о назначении пособия: в организации по месту работы (службы, учебы).

Назначенное, но не полученное застрахованным лицом своевременно ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих обращению за ним. Пособие, не полученное застрахованным лицом полностью или частично по вине страхователя или территориального органа страховщика, выплачивается за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи). Удержание производится в размере не более 20 процентов суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

Начисленные суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не полученные в связи со смертью застрахованного лица, выплачиваются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Пособие с 1 января 2021 года выплачивается не работодателем, а непосредственно территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации на карту национальной платёжной системы «МИР» работника с 1 по 15 число включительно месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается пособие.

Адрес:
620014, г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, д. 55, оф. 901 (9 этаж)
Схема проезда
Телефоны Режим работы

Контакный телефон: (343) 375-86-81

Адрес электронной почты: info@ro66.fss.ru

понедельник — четверг: 08:30-17:30, перерыв 12:30-13:18

пятница: 08:30-16:30, перерыв 12:30-13:18

суббота, воскресенье: выходной день

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком для лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию

Администрации районов Санкт-Петербурга
  • Электронный способ
  • МФЦ
  • Традиционный способ

Общее описание

Если у вас появился малыш, вы можете взять отпуск по уходу за ребенком до трех лет. Также вы можете получать ежемесячное пособие, пока ему не исполнится полтора года. Если вы не работаете, для получения выплат нужно обратиться в отдел социальной защиты населения (ОСЗН) администрации района Санкт-Петербурга.

Размер пособия составляет:

  • 7 082,85 руб. — для неработающих родителей;
  • 14 165,70 руб. — для уволенных в связи с ликвидацией предприятия .

Если в семье двое (и более) детей до полутора лет, то пособие по уходу вы будете получать на каждого ребенка (однако его размер не может превышать величину среднего заработка).

Работающие родители могут оформить выплату через своего работодателя. В случае если он не может выплатить пособие, нужно обратиться в Санкт‑Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (СПб РО ФСС РФ).

Если у вас изменились реквизиты карты или другие личные данные (например, фамилия), сообщить об этом можно:

  • с помощью электронного обращения в СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр»;
  • через МФЦ;
  • лично обратившись в ОСЗН Администрации.


Полное наименование:

Результат предоставления

  1. Принятие решения Администрацией о назначении пособия.
  2. Принятие решения Администрацией об отказе в назначении пособия.

Срок предоставления

  1. Заявление о назначении пособия подлежит рассмотрению Администрацией в 10‑дневный срок с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.
  2. Выплата государственного пособия заявителям осуществляется Администрацией через организации федеральной почтовой связи либо кредитные организации, указанные заявителями в заявлении, не позднее 26 числа месяца, следующего за месяцем приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами, исходя из размеров государственных пособий, назначенных в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 №81‑ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Стоимость

Заявители

I. Получатели государственной услуги:

Один из родителей родившегося ребенка либо лицо, его заменяющее (усыновитель, опекун), из числа:

  • граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации;
  • постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев.

К указанным заявителям относятся:

  1. Матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, матери, уволенные в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, отпуска по беременности и родам в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию.
  2. Матери, уволенные в период беременности в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию.
  3. Матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
  4. Другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и других аналогичных организаций.

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Лица, получатели услуги, указанные в п. I.
  2. Представители получателей государственной услуги.
  3. Доверенные лица получателей государственной услуги.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

I. Для заявителей, подающих документы в ОСЗН:

  1. Обращается в ОСЗН.
  2. Подает заявление по форме и необходимые документы.
  3. Получает копию решения Администрации (с уведомлением о результатах предоставления государственной услуги), либо письмо об отказе в предоставлении пособия.
  4. Получает пособие в отделениях федеральной почтовой связи или в указанных кредитных организациях.

II. Для заявителей, получающих пособия по месту работы (учебы, службы):

  1. Подает по месту работы заявление по форме и необходимые документы.
  2. Получает пособие по месту работы (учебы, службы).

Решение об отказе в назначении государственного пособия выносится:

  1. В случае обращения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении.
  2. Если обращение за пособием последовало позднее 6 месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка.
  3. Гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав либо ограниченным в родительских правах.
  4. Гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием и регистрация заявления и необходимых документов

Специалист Администрации:

  1. Сверяет данные представленных документов с данными, указанными в заявлении.
  2. Проверяет комплектность документов, правильность оформления и содержание представленных документов, соответствие сведений, содержащихся в разных документах.
  3. Снимает копии с документов в случае, если представлены подлинники документов.
  4. Заверяет копии документов, подлинники документов возвращает заявителю.
  5. Регистрирует заявление в установленные сроки.
  6. Выдает (направляет) заявителю расписку‑уведомление о приеме заявления и документов с указанием регистрационного номера и даты приема заявления.
  7. Принимает решение о возврате заявителю заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата в случае:
    • назначение государственного пособия не отнесено к компетенции уполномоченного органа;
    • заявителем не представлены в уполномоченный орган надлежащим образом оформленное заявление и (или) в полном объеме необходимые документы.

II. Взаимодействие с иными органами государственной власти, направление межведомственных запросов в указанные органы для получения документов и сведений, которые находятся в распоряжении указанных государственных органов

Специалист Администрации, ответственный за подготовку, направление межведомственных запросов и получение ответов на них:

  1. Определяет состав документов (информации), подлежащих получению по межведомственным запросам, и органы (организации), в которые должны быть направлены межведомственные запросы; подготавливает проекты межведомственных запросов, в том числе в форме электронного документа; при необходимости представляет проекты межведомственных запросов на подпись лицу, уполномоченному подписывать межведомственные запросы, в том числе с использованием электронной подписи.
  2. В течение 5 рабочих дней после приема и регистрации заявления направляет межведомственные запросы в:
    • органы социальной защиты субъектов Российской Федерации (запрашивается справка из органа социальной защиты населения по месту постоянной регистрации по месту жительства заявителя о том, что пособие не назначалось, в случае обращения за назначением пособия в орган социальной защиты населения по месту фактического проживания);
    • Комитет по труду и занятости населения Санкт‑Петербурга (запрашиваются сведения о регистрационном учете гражданина в качестве безработного и о выплате (невыплате) ему пособия по безработице);
    • Санкт‑Петербургское государственное казенное учреждение «Жилищное агентство. района» посредством автоматизированной информационной системы «Население. Жилой фонд» (справка о регистрации по месту жительства граждан (форма №9); архивная справка о регистрации по месту жительства граждан (форма №9));
    • Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Санкт‑Петербургу и Ленинградской области (запрашивается справка о регистрации по месту пребывания граждан (форма №3));
    • Комитет по делам записи актов гражданского состояния (запрашиваются сведения из свидетельства о рождении, из свидетельства о смерти, если документы выданы на территории Санкт‑Петербурга);
    • Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) (запрашиваются сведения об отсутствии регистрации в качестве страхователя и о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств обязательного социального страхования);
    • органы опеки и попечительства Санкт‑Петербурга (запрашивается акт органа местного самоуправления об установлении над ребенком (детьми) опеки или попечительства, если заявитель является опекуном (попечителем) ребенка (детей));
    • Санкт‑Петербургском государственном казенном учреждении «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства» (запрашивается справка о постановке на учет граждан Российской Федерации без определенного места жительства в Санкт‑Петербургском государственном казенном учреждении «Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства» (для лиц без определенного места жительства));
    • исполнительные органы государственной власти других субъектов РФ (запрашивается справка из субъекта Российской Федерации, где он (она, они) имеет постоянную регистрацию по месту жительства, о неполучении аналогичной выплаты по месту его постоянной регистрации, в случае если ребенок (дети) имеет регистрацию в Санкт‑Петербурге по месту пребывания).
  3. Получает ответы на межведомственные запросы.
  4. Анализирует документы (информацию), полученные в рамках межведомственного взаимодействия (ответы на межведомственные запросы), на соответствие направленному межведомственному запросу.
  5. Передает полученные документы (информацию), уполномоченному лицу, ответственному за подготовку проекта решения о предоставлении государственной услуги.

III. Принятие решения о назначении государственного пособия либо об отказе в назначении государственного пособия

Специалист Администрации:

  1. Определяет наличие либо отсутствие права заявителя на получение пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. Принимает решение о назначении (об отказе в назначении) государственного пособия в 10‑дневный срок с даты подачи заявления и необходимых документов, которое подписывается главой Администрации.

IV. Уведомление заявителя о решении о назначении государственного пособия либо об отказе в назначении государственного пособия

Специалист Администрации:

  1. Уведомляет о принятом решении по адресу, указанному заявителем, почтовым отправлением в течение 5 рабочих дней после принятия решения.
  2. В случае принятия решения об отказе в назначении государственного пособия уведомление о принятом решении направляется заявителю в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения с указанием причины отказа и порядка его обжалования.

При принятии решения о назначении государственного пособия выплата государственного пособия осуществляется Администрацией через организации федеральной почтовой связи либо кредитные организации, указанные заявителем, не позднее 26 числа месяца, следующего за месяцем приема (регистрации) заявления и необходимых документов, исходя из размеров государственных пособий, назначенных в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 №81‑ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные документы:

  1. Заявление о предоставлении государственной услуги по форме.
  2. Свидетельство о рождении ребенка, выданное консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, — при рождении ребенка на территории иностранного государства и его копия, а в случаях, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства:
    • документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный и удостоверенный штампом «апостиль» компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык, — при рождении ребенка на территории иностранного государства — участника Конвенции 1961 г.;
    • документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и легализованный консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, — при рождении ребенка на территории иностранного государства, не являющегося участником Конвенции 1961 г.;
    • документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и скрепленный гербовой печатью — при рождении ребенка на территории иностранного государства, являющегося участником Конвенции 1993 г.
  3. Заверенная выписка из трудовой книжки о последнем месте работы и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном трудовым законодательством порядке, копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, справка о размере ранее выплаченного пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком — для лиц, указанных в п. 1 раздела «Заявители».
  4. Заверенная выписка из трудовой книжки о последнем месте работы, сведения о среднем заработке, исчисленном в порядке, установленном Положением об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 №1100 «Об утверждении Положения об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан» — для лиц, указанных в п. 1 раздела «Заявители», из числа уволенных в период отпуска по беременности и родам.
  5. Заверенная выписка из трудовой книжки о последнем месте работы и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном трудовым законодательством порядке, — для лиц, указанных в п. 2 раздела «Заявители».
  6. Копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о выдаче вида на жительство — для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, копия удостоверения беженца — для беженцев, которым назначение и выплата государственного пособия, осуществляются органами социальной защиты населения
  7. Копия разрешения на временное проживание по состоянию на 31.12.2006 — для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации и не подлежащих обязательному социальному страхованию.
  8. Заверенная копия трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном трудовым законодательством порядке, — для лиц, указанных в п. 3 раздела «Заявители».
  9. Заверенная копия трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном трудовым законодательством порядке, — для лиц, указанных в п. 4 раздела «Заявители».
  10. В случае отсутствия у заявителя трудовой книжки в заявлении указываются сведения о том, что заявитель нигде не работал и не работает по трудовому договору, не осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, не относится к иным физическим лицам, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.
  11. Cправка с места учебы, подтверждающая, что лицо обучается по очной форме обучения, справка с места учебы о ранее выплаченном матери ребенка пособии по беременности и родам — для лиц, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях, указанных в п. 3 раздела «Заявители».

II. Документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе:

  1. Документы, которые находятся в распоряжении воинских частей, учреждений и организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, и военных комиссариатов муниципальных образований, — справка о прохождении гражданином военной службы по призыву, извещение о переводе военнослужащего в другую воинскую часть, извещение о досрочном увольнении военнослужащего и других случаях прекращения им военной службы по призыву, акт о расформировании (ликвидации) воинской части, находящейся за пределами Российской Федерации.
  2. Документы, которые находятся в распоряжении территориальных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, — справка о признании заявителя безработным, справка о невыплате пособия по безработице.
  3. Документы, которые находятся в распоряжении органов записи актов гражданского состояния, — справка о рождении ребенка (детей), копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка (детей), копия свидетельства о заключении (расторжении) брака, копия свидетельства о смерти.
  4. Документы, которые находятся в распоряжении судов, — выписка из решения об установлении над ребенком (детьми) опеки (копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении).
  5. Документ, который находится в распоряжении медицинской организации, — копия заключения о рождении ребенка.
  6. Документ, который находится в распоряжении территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно‑кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов, — решение о государственной регистрации прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращения полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, прекращения статуса адвоката и прекращения деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.
  7. Документы, который находится в распоряжении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений, — справка о нахождении родителей под стражей или об отбывании ими наказания в виде лишения свободы.
  8. Документы, которые находятся в распоряжении территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации, — копии документов, подтверждающих статус плательщика страховых взносов на обязательное социальное страхование, а также справка об отсутствии регистрации в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя и о неполучении государственного пособия за счет средств обязательного социального страхования.
  9. Документы, которые находятся в распоряжении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов:
    • сведения о наличии либо отсутствии регистрации по месту жительства и месту пребывания гражданина Российской Федерации в пределах Российской Федерации;
    • сведения о регистрации по месту жительства (пребывания) гражданина Российской Федерации;
    • сведения о регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства;
    • сведения о постановке на учет по месту пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства.
  10. Документ, подтверждающий совместное проживание на территории Российской Федерации ребенка с одним из родителей либо лицом, его заменяющим, осуществляющим уход за ним, выданный организацией, уполномоченной на его выдачу, — для лиц, указанных в п. 3, 4 раздела «Заявители».

III. Дополнительные документы (при обращении представителя гражданина, имеющего право на получение государственной услуги):

    Документ, удостоверяющий личность и полномочия представителя заявителя.

Данное требование не распространяется на лиц, признанных безвестно отсутствующими, и на разыскиваемых лиц, место нахождения которых не установлено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

  • Документ, подтверждающий полномочия представителя (документ, оформленный в соответствии с действующим законодательством, подтверждающий наличие у представителя права действовать от лица заявителя, и определяющий условия и границы реализации права представителя на получение государственной услуги):
    • доверенность, удостоверенная нотариально либо удостоверенная в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. При предоставлении доверенности, удостоверенной нотариально либо удостоверенной в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой содержатся сведения о реквизитах документа, удостоверяющего личность заявителя, предоставление подлинника документа, удостоверяющего личность заявителя, либо его нотариально удостоверенной копии, не требуется;
    • доверенность в простой письменной форме;
    • документ, подтверждающий право законного представителя выступать от имени заявителя (свидетельство о рождении, решение органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства;
    • документ, подтверждающий право законного представителя (представителя) выступать от имени заявителя (свидетельство о рождении, постановление органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства (в отношении граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о назначении руководителем организации для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для государственных организаций), акт учредителя о назначении руководителем организации для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для негосударственных организаций).
  • Может быть представлена доверенность, составленная в простой письменной форме и не требующая дополнительного удостоверения, при условии обязательного предъявления оригинала или нотариальной копии документа, удостоверяющего личность получателя услуги.

    Основание для принятия Администрацией решения о возврате заявителю заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата — заявителем не представлены в полном объеме необходимые документы.

    Выплата пособий по уходу за ребенком до полутора лет с 01.06.2020

    Автор: Зарипова М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

    Федеральным законом от 08.06.2020 № 166-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции. Поправки, в частности, коснулись выплаты пособия по уходу за ребенком, которое предусмотрено Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Закон № 81-ФЗ). В материале рассмотрим данные новшества и вспомним порядок выплаты этого пособия.

    В соответствии со ст. 13 Закона № 81-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком до полутора лет и подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Право на пособие сохраняется и в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, трудится на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также продолжает обучение.

    В силу ст. 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособие по уходу за ребенком выплачивается работающим гражданам в размере 40% от среднего заработка, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Законом № 81-ФЗ. Именно данный размер был изменен Федеральным законом № 166-ФЗ.

    Что изменилось?

    В силу поправок, внесенных в ст. 15 Закона № 81-ФЗ, минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, которое выплачивается работающим гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию с 01.06.2020, составляет 6 752 руб. При этом неважно, на какого по счету ребенка осуществляется такая выплата. Как уже было отмечено, работодатели определяют ее размер исходя из 40% среднего заработка, но не менее минимального размера пособия, установленного Законом № 81-ФЗ.

    Напомним, что с 01.02.2020 по 31.05.2020 минимальный размер пособия по уходу за ребенком составил (см. Постановление Правительства РФ от 29.01.2020 № 61):

    на первого ребенка – 3 375,77 руб.;

    на второго ребенка и последующих детей – 6 751,54 руб.

    Однако граждане, работающие полный рабочий день, но не имевшие в расчетных периодах заработка (либо если средний заработок, определенный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц был ниже МРОТ), были вправе получить пособие по уходу за ребенком, рассчитанное из МРОТ.

    Таким образом, для отпуска по уходу за ребенком, начавшегося с 01.01.2020, пособие по уходу за первым ребенком составило 4 852 руб. (12 130 руб. х 40%). С указанной даты минимальный размер пособия по уходу за ребенком не может быть меньше 6 752 руб.

    Каков размер максимальной выплаты?

    Что касается максимального размера пособия по уходу за ребенком, то тут изменений не произошло. Как и ранее, он зависит от предельной величины базы для начисления страховых взносов за каждый год расчетного периода (п. 3.3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ), которая составила:

    за 2019 год – 865 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 № 1426);

    за 2018 год – 815 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1378).

    Для выплаты пособия по уходу за ребенком необходимо рассчитать средний дневной заработок. Он определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730 (ч. 3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Таким образом, максимальная сумма среднего дневного заработка в 2020 году равна 2 301,37 руб. ((865 000 + 815 000) руб. / 730 дн.).

    Порядок расчета среднего заработка приведен в п. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ: он определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4. Значит, среднемесячный заработок составит 69 961,65 руб. (2 301,37 руб. х 30,4 дн.) (ч. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Следовательно, максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет в 2020 году – 27 984,66 руб. (69 961,65 руб. х 40%).

    Примеры расчета пособия

    Рассмотрим несколько примеров.

    Работница учреждения культуры с 01.06.2020 уходит в отпуск по уходу за первым ребенком до полутора лет. Ее заработная плата за два года составила 340 800 руб. Количество календарных дней в периоде за минусом отпуска по беременности и родам и временной нетрудоспособности – 571. Районный коэффициент к заработной плате не применяется. Субъект, в котором находится учреждение, в пилотном проекте ФСС не участвует.

    Напомним, что «детские» пособия выплачиваются за счет средств ФСС и на основании подтверждающих документов, перечень которых приведен в Порядке и условиях назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1012н. Так, согласно п. 54 этого документа для получения пособия по уходу за ребенком работающему родителю (матери ребенка) необходимо представить:

    заявление о назначении пособия;

    свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход;

    документы о рождении предыдущего ребенка либо документ об усыновлении предыдущего ребенка и копию этого документа;

    справку с места работы (службы) отца ребенка о том, что он не использует такой отпуск и не получает пособие.

    Размер пособия по уходу за ребенком будет равен 7 257,67 руб. (340 800 руб. / 571 кал. дн. x 30,4 дн. x 40%).

    Поскольку данная сумма больше минимального размера пособия (7 257,67 руб. > 6 752 руб.) и меньше максимального (7 257,67 руб. 6 752 руб.), оно изменению не подлежит. До конца 2020 года работнице будет выплачиваться одна и та же сумма.

    Пример 3.

    Работнице учреждения культуры с 01.03.2020 предоставлен отпуск по уходу за первым ребенком. Поскольку в расчетном периоде она не имела среднего заработка, пособие ей было определено из МРОТ и составило 4 852 руб. Районный коэффициент к заработной плате не применяется. Субъект, в котором находится учреждение, в пилотном проекте ФСС не участвует.

    С 01.06.2020 минимальный размер пособия по уходу за ребенком не может быть меньше 6 752 руб. Таким образом, сотруднице следует пересчитать пособие и назначить его в сумме 6 752 руб.

    Бухгалтерский учет пособий

    В 2020 году при отражении операций в бухгалтерском учете применяются:

    Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утвержденные Приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н (далее – Порядок № 85н);

    Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н).

    С учетом положений этих нормативных актов выплата пособия по уходу за ребенком работающим сотрудникам будет отражена:

    по коду вида расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» (п. 48.1 Порядка № 85н);

    по подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ (п. 10.1.3 Порядка № 209н).

    В бухгалтерском учете будут составлены следующие записи:

    Содержание операции

    Дебет

    Кредит

    Начислено пособие работнику учреждения

    Выплачено пособие работнику учреждения

    0 201 11 610
    Забалансовый счет 18

    С учетом поправок, внесенных Федеральным законом № 166-ФЗ в Закон № 81-ФЗ, минимальный размер пособия по уходу за ребенком с 01.06.2020 составляет 6 752 руб. При этом неважно, на какого по счету ребенка осуществляется данная выплата.


    источники:

    http://gu.spb.ru/187909/traditional/

    http://www.audit-it.ru/articles/account/stuff/a58/1015084.html