Ударение работа с орфоэпическим словарем

Конспект урока русского языка «Ударение. Ударные и безударные слоги. Работа с «Орфоэпическим словарём» (УМК «Школа России», 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений об ударении, ударном и безударном слогах; знакомство с «Орфоэпическим словарём» русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать: понятие «ударение», «ударный слог», «безударный слог»; правило постановки знака ударения, выделение ударного слога; правильное произношение слов.
  • Уметь: находить в слове ударный слог; определять место ударения в слове; сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока русского языка «Ударение. Ударные и безударные слоги. Работа с «Орфоэпическим словарём» (УМК «Школа России») 604.4 КБ
Презентация к уроку русского языка «Ударение. Ударные и безударные слоги. Работа с «Орфоэпическим словарём» (УМК «Школа России») 276.81 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План — конспект урока русского языка «Ударение. Ударный слог» 2 класс («Перспектива»)

План — конспект урока русского языка («Перспектива») «Ударение. Ударный слог» 2 класс.

Конспект урока русского языка «Ударение. Ударный слог.» 2 класс УМК «Перспектива»

Конспект урокарусского языка 2 класс УМК «Перспектива&raquo.

Конспект урока. Русский язык. Тема. Ударные и безударные гласные звуки. Наблюдение над обозначением гласных звуков в ударных и безударных слогах (общее представление).

Развивать умение писать двусложные слова с безударным гласным звуком; формировать умение обосновывать правильность написании проверяемой буквы безударного гласного звука; учить пользоваться «Орф.

Конспект урока русского языка «Что такое текст-повествование? Какова в нём роль глаголов?» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель деятельности учителя: — формирование условий для ознакомления с понятием «текст-повествование» и его отличительными признаками; совершенствование умения правильно выделять в тексте гл.

Конспект урока русского языка «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих» (УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихЦели деятельности учителя: формирование умения писать мягкий знак на конце имен существительных ж.

Конспект урока русского языка «Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам» (УМК «Школа России», 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.Цели деятельности учителя: совершенствование умений изменять глаголы по числам, выделять в .

Конспект урока русского языка «Ударение. Ударные и безударные слоги» (1 класс)

Цели деятельности учителя: познакомить детей с ударением, создать условия для формирования навыка правильной постановки в словах ударения, развития речи учащихся. Планируемые результаты:Предметны.

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 33. Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Глоссарий по теме:

Орфоэпия – наука, изучающая правильное произношение слов и правильный выбор ударения.

Орфоэпические нормы – это правила словесного ударения и правильного произношения звуков в словах.

Ударение – это выделение слога силой голоса.

Орфоэпический словарь – это словарь, в котором есть данные о правильном произношении слов русского языка и правильной расстановке ударения в словах.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 70.

2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 5 – 6.

3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 36 – 38.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Наука орфоэпия изучает законы и правила произношения слов, постановку ударения в словах. Эти законы и правила называют орфоэпическими нормами. Слово «орфоэпия» происходит от двух греческих слов: «орфос», что значит правильный и «эпос», значит речь.

Неправильное произношение слов отвлекает собеседника от понимания устной речи. А вот речь грамотного человека приятна на слух и не вызовет раздражения.

Вот поэтому говорить, соблюдая нормы орфоэпии, так же важно, как и писать, соблюдая нормы орфографии. Ведь устная речь в современном мире звучит отовсюду. Она является главным средством общения и передачи информации.

В русском языке ударение подвижное, оно может падать на любой слог и менять свое месторасположение в слове. Оно может переходить с одного слога на другой в следующих случаях:

— при изменении формы слова: горА – гОры, рекА — рЕки, рукА — рУки.

— при образовании нового слова: тИгр – тигрЁнок, лЕс – лесОк.

Ударением называют выделение одного из слогов слова при помощи голоса.

Оно может полностью изменить смысл слова. Вот, например: мукА и мУка; зАмок, замОк. Чтобы человеку стало понятно, как произносить слово, его можно записать при помощи транскрипции. Так называется звуковая запись слова. Например, [мукА]; [мУка]; [замОк]; [зАмок].

Точное произношение того или иного слова можно узнать из специальных орфоэпических словарей.

Все орфоэпические словари делятся на две группы: бумажные и электронные.

Бумажный орфоэпический словарь — это обычная книга, в которой в алфавитном порядке размещены слова и указано, где в них ставится ударение.

Есть маленький словарик и в учебнике русского языка.

Если не знаете, как правильно слово произносится, загляните в орфоэпический словарь на странице 134. Слова в нём располагаются в алфавитном порядке.

Попробуем найти слово «конечно» и узнать, какая буква обозначает ударный звук и как правильно произносить буквосочетание «чн».

Для этого находим в словаре слова на букву «к». Среди них находим слово «конечно». Определяем, что ударным будет звук [э], который обозначен буквой е.

Буквосочетание «чн» в соответствии с нормами орфоэпии нужно произносить как [шн].

Иногда под рукой нет необходимого бумажного словаря. В этом случае на помощь может прийти электронный словарь.

Электронный орфоэпический словарь – это программа, которая ищет слова автоматически. Чтобы узнать информацию о необходимом слове, надо, запустив программу, в окне поисковой системы ввести нужное слово, а дальше система сама его отыщет.

В интернете есть и удобные поисковые системы, например Яндекс. В строку поиска набираем «орфоэпический словарь он-лайн».

В появившихся результатах выбираем «словарь», нажимаем на него.

Например, в словаре вводим слово «столяр».

Там мы водим, где стоит знак ударения и читает со знаем того, какой гласный ударный.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Укажите, какой слог может быть ударным в словах русского языка.

1.Только последний слог.

2.Только первый слог.

3. В словах русского языка не бывает ударного слога.

4.В русском языке ударным может быть любой слог в слове.

1.Изучите теоретическую часть урока.

2.В данной части урока найдите верный ответ.

3.Отметьте правильный ответ в тестовом вопросе.

4.В русском языке ударным может быть любой слог в слове.

Образуйте пары изображений слов, у которых ударным является одинаковый по счёту слог.

1.Внимательно ознакомьтесь с основным содержанием урока.

2.Изучите орфоэпический словарь, расположенный на 134 странице учебника.

3.Расположите изображения парами, в соответствии с заданием.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Ударение. Словообразующая функция ударения. Работа с орфоэпическим словарём.» Стёпина Светлана Юрьевна

«Календарь счастливой жизни:
инструменты и механизм работы
для достижения своих целей»

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

МКОУ «Угловская СОШ»

Конспект урока по русскому языку

« Ударение. Словообразующая функция ударения. Работа с орфоэпическим словарём.

учитель начальных классов

Стёпина Светлана Юрьевна

Систематизировать и уточнить знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных

Сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах;

Дать представление о словесном эмоциональном ударении;

Формировать потребность и умение орфоэпически правильно произносить слова;

Расширять словарный запас, развивать речь детей;

Развивать мышление, интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Личностные УУД :умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Познавательные УУД: переносить слова с одной строки на другую.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Оборудование. Учебник, рисунки к уроку.

I. Организация класса.

Садитесь, пожалуйста. Начинаем урок русского языка.

-Приготовьтесь к письму. Проверьте осанку, положение тетради.

-Начинаем минутку чистописания.

-Сегодня у нас дежурит буква Я.

-Посмотрите и скажите, на что похожа буква? (Ответы)

На доске таблица с написанием печатной, строчной и заглавной Яя.

( Учитель объясняет последовательность работы)

Во время письма и после поощряются лучшие работы.

-Поиграйте , кто больше слов назовёт. Условие — буква Я в начале слова.

(ряды, кто больше придумает)

III. Актуализация субъектного опыта учащихся

-Ребята, вы любите загадки? (Да)

-Отгадайте одну из них. Слушайте внимательно:

Всегда во рту, а не проглотишь? ( Если затрудняются, «про запас» ещё одна). Если б не было его – не сказал бы ничего? ( Дети отгадывают, объясняя, как они догадались)

-Давайте красиво запишем это слово.

Не спеши языком, торопись делом.

-Ребята, прочитайте пословицу. Когда так говорят? (Если затрудняются, учитель объясняет)

-Какая буква дежурит сегодня? (Я)

-Послушайте, что она говорит о себе.

Всем на свете буква Я

А вы знаете, кто Я?

Вы не знаете, кто Я?

Я не только буква Я —

Буква, слог и слово.

-Сейчас мы будем решать с вами задачи, но не такие, как на уроках математики, а лингвистические или языковые. Ведь лингва (по- латыни) – язык.

-Постарайтесь ответить на вопросы:

Исполняет ли буква «Я» в слове язык роль буквы (Да, мы её видим и пишем)

Работает ли как слог в этом слове? (Да)

— Сколько слогов в слове язык, как узнать?

(Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Является ли буква «Я» в слове язык, отдельным словом? ( Нет)

-Приведите пример, когда эта буква является словом? (Когда каждый говорит о себе – Я)

-Придумайте устно предложение.

-Все ли значения слова язык мы рассмотрели? ( Нет, ещё это и язык, как изучаемый предмет. Например: русский язык, английский язык).

-А сейчас поработайте в группах с орфографическими словариками: Запишите по 3-4 слова, начинающихся на букву – Я.

После выполнения задания – проверка.

IV. Самоопределение к деятельности.

Спишите предложение с доски

Я нарисовал замок.

К какому рисунку подходит эта запись?

Шутник он невидимка-

Тук и ударил в безударный слог…

И сразу же исчез огромный

Замок и появился маленький замок.

Итак, оба рисунка могут быть правильным ответом, все зависит от ударения

-Запишите в тетрадь слова замок, замок; поставьте ударение. Что же такое ударение?

V. Работа по теме урока .

-Откройте учебник на с.67. Прочитайте тему урока.

— На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

-Чем необычна запись стихотворения? (слова разделены на слоги)

-Что показывает знак над буквами? (ударение)

-Прочитайте строки , выделяя ударение голосом.

-Прочитайте правило самостоятельно. Что такое ударение? Как произносится ударный звук?

-Давайте и мы с вами, ребята, попробуем выделять ударный слог. Итак, к ударению приготовиться, молоточки настроить. Ударение найти легко, надо только пропеть или окликнуть предмет.

-Ударный слог определяет не только сила звучания, но и длительность.

-Давайте пропоём слова.

На двери висит замок,

Кто открыть его бы смог?

Постучали – и открыли.

VI. Закрепление изученного материала.

-Посоветуйтесь с соседом по парте, как определить ударение в слове?

— Какие советы у вас получились?

-Спишите, обозначьте ударение. (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Взаимооценка –смайлики на полях)

-Прочитайте слова по цепочке, выделяя ударный слог.

— Запишите слова в тетрадь (каждый ряд 1 столбик), обозначьте в словах ударение .

Проверьте по орфоэпическому словарю (с.134). Самооценка.

Здравствуй, милая пчела!

Как здоровье? Как дела?

— Всё в порядке! Всё жужжу!

Извините, я спешу!

— Вежливая ли речь участников разговора? Почему?

— Найдите в диалоге синоним к слову простите. Когда употребляют в речи эти слова?

— Слово извините – словарное. Запишите его в тетрадь. Какие буквы нужно запомнить в этом слове?

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

— Что же мы изучали на уроке?

— Как определить ударение в слове?

-На какие из поставленных вопросов мы ответили? Кто сможет ответить на эти вопросы?

Оцените свою работу на уроке.

Что особенно запомнилось?

Учитель даёт положительную оценку действиям всех, пусть даже за самые маленькие достижения.

Д/з с.68 упр.101 (выписать слова к данным схемам),

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 940 человек из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 898 человек из 81 региона

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 359 человек из 71 региона

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ШМО Начальных КлассовНаписать 4854 20.10.2015

Номер материала: ДВ-079859

    20.10.2015 509
    20.10.2015 632
    20.10.2015 454
    20.10.2015 3841
    20.10.2015 3595
    20.10.2015 558
    20.10.2015 631

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Детский омбудсмен предложила ужесточить наказание за преступления против детей

Время чтения: 1 минута

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения готовит рекомендации по построению «идеальной школы»

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/5283/conspect/

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-vo-klasse-udarenie-slovoobrazuyuschaya-funkciya-udareniya-rabota-s-orfoepicheskim-slovaryom-st-506384.html