Ударение на подготовке к школе

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Понятие об ударении».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Понятие об ударении».

Скачать:

Вложение Размер
Понятие об ударении. 24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Понятие об ударении».

ГБДОУ № 87 Приморского района

Воспитатель: Тетерина И.Ю.

г. Санкт- Петербург 2016 г.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Вызвать у детей стойкий интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте.

Дать понятие об ударении и ударном слоге.

Упражнять в определении ударного слога.

Закреплять умение делить слова на слоги.

Закреплять умение проводить полный звуко-слоговой анализ слов, работать над предложением.

Развивать коммуникативные навыки.

Кукла Буратино, предметные картинки, полоски-схемы, пособие «Звуковые часы», кубики и палочки, индивидуальные схемы для звукового анализа.

  • Садятся те, кто назовёт слово, состоящее из одного слога.
  1. Повторение изученного о предложении, слове, слоге.
  • Ребята, кого вы видите на картинке?
  • Что делает мальчик?
  • Составьте предложение по картинке. («Мальчик читает книгу»)
  • Составьте схему к предложению.
  • Из чего состоит предложение? (Из слов.)
  • Посчитайте, сколько слов в предложении? (Три.)
  • Какое первое слово, второе, третье? Как обозначим каждое слово? Какой знак поставим в конце предложения? Почему?
  • Можем ли мы разделить слова на части? Как называются эти части? (Слоги.)
  • Произнесите первое слово по слогам. Определите количество слогов. Как показать это на схеме? (Далее проводится аналогичная работа с каждым словом).
  • Ребята, хотите узнать, какую книгу читает мальчик? (Демонстрация книги А. Толстого «Приключение Буратино»).
  • Вам знакома эта книга? А вы знаете, когда Буратино учился говорить, он не мог произнести сразу всё слово целиком, а говорил по слогам. Давайте с вами представим, что я-папа Карло, а вы-Буратино. Я буду называть слово целиком, а вы-по слогам. (па-па, ру-ка, Бу-ра-ти-но и др.)
  1. Введение понятия «Ударение».
  • Так как Буратино умеет говорить по слогам, сегодня он будет моим помощником. (Воспитатель показывает детям куклу Буратино).
  • Буратино хочет проверить, как вы научились делить слова на слоги. Он приготовил вам такое задание: «Поставьте слова парами». (На магнитной доске выставлены картинки: пенал, ручка, карандаш, линейка). Нужно найти слова с равным количеством слогов.
  • Что нарисовано на этой картинке? (Ручка).
  • Проговорите по слогам. Сколько слогов? (Два). (Составляется схема под картинкой).
  • Что на этой картинке? (Карандаш). Сколько слогов? (Три). Можно поставит в пару эти слова? (Нет). (Картинка располагается отдельно, записывается схема слова. После анализа остальных слов, картинки раскладываются попарно).
  • Чем похожи слова в первой паре? (имеют два слога). А одинаковы ли они по произношению?
  • Прослушайте слово «ручка». Какой из слогов произносится с большей силой голоса-т.е. более громко, протяжно? (Первый-«руч»). Этот слог произносится с ударением в голосе, является ударным. Произнесите слово «ручка», выделив ударный слог. На схеме ударный слог обозначается так. (Показ). Это знак ударения. Только гласный звук может быть ударным.
  • Какой слог был ударным в слове «ручка» (Первый).
  • Послушайте слово «пенал». Какой слог произносится более громко, протяжно-т.е. с ударением? (Второй).
  • Итак, эти слова похожи, но не одинаковы. Чем же они отличаются? (Местом ударения). (Аналогично проводится работа со второй парой слов).
  • Чтобы не ошибиться и правильно поставить ударение в слове, нужно как бы пропеть или окликнуть предмет. «Кни-и-и-жечка»! «Ру-у-у-чка»!
  • Какой слог ударный в слове «книжечка»? А какой звук тянется? (Гласный). Значит звук (и)-гласный ударного слога.
  • Иногда ударение может изменить смысл слова. Вот, послушайте стихотворение:

-Не мук а , а м у ка,

(Дети выясняют значение слов «мук а » и «м у ка»).

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл,

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

  1. Упражнение в выделении ударного слога.

А теперь про ударенье

Ударный слог, ударный слог…

Он назван так недаром.

Эй, невидимка – молоток.

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

Следи за поведеньем молотка.

Держи в руках его, озорника!

  • Буратино предлагает вам поиграть. Посмотрите, что он нам принёс. (Кубики и палочки). Кубики будут обозначать слоги, а палочки-наш ударный молоточек. Кто первым хочет начать игру? (Один ребёнок становится лицом к детям). Я называю слово «книга». Сколько в нём слогов? Сколько кубиков надо взять? Какой слог обозначает первый кубик? Второй? А теперь найдём ударный слог, ударим его молоточком. Какой это слог? (Первый). Кто хочет продолжить игру? (Проводится аналогичная игра со словами «парта», «тетрадь», «точилка»).
  • А теперь Буратино предлагает вам взять в руки карандаш и поработать в тетради. Он говорит, что оказывается слова можно «вышивать крестиком». Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный-маленьким. (Дети записывают: Хх-школа, ххХ-алфавит, хХ-перо и т.д.)
  • Буратино что-то поглядывает на часы, быть может он торопится? Нет, наоборот, он просто ещё не наигрался, ведь часы то не простые, а звуковые. А называется эта игра «Найди пару». (Выставляется пособие «Звуковые часы». Дети объединяют слова в пары, определяется ударный слог.)
  1. Звуко-слоговой анализ.
  • Буратино очень любит загадки и одну хочет загадать вам.

По чёрному белым

Пишут то и дело.

  • Что это, ребята? (Доска).
  • Буратино мне подсказывает, что теперь вы умеете делить слова на слоги и ставить ударение, а значит, сможете сделать полный звуковой анализ слова. (Дети работают со словом «доска», а Буратино проверяет).
  1. Итог занятия.
  • Кто напомнит Буратино тему сегодняшнего занятия? Какая была тема? Как можно определить ударный слог?
  • На следующем занятии мы продолжим изучение темы «Ударение».

Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов».

Конспект занятия по обучению грамоте «Ударение» (подготовительная группа)

Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Ударение» (подготовительная группа)

ЗАНЯТИЕ №8.

Тема. Ударение.

Цель: дать понятие об ударении; вырабатывать умение выделять ударение в словах; на примерах показать роль ударения; познакомить с условным обозначением ударения.

Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Ход занятия:

Воспитатель: Сейчас, все внимание на меня. Возьмите друг друга за руки. Улыбнитесь друг другу.

1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПЕДЫДУЩЕМ ЗАНЯТИИ

1. БЕСЕДА. (В беседе активное участие принимает игрушка — Мишутка и Буратино)

— С чем мы познакомились на прошлом занятии?

— Как вы делите слова на слоги?

Чтобы определить количество слогов в слове,нужно:

ПЕРВЫЙ СПОСОБ — представить себя болельщиком на стадионе и проговорить слово.

ВТОРОЙ СПОСОБ — простучать слово карандашом по столу или прохлопать слово и сосчитайте хлопки.

ТРЕТИЙ СПОСОБ – расположить кисть руки чуть ниже подбородка и сосчитать сколько раз подбородок коснулся вашей руки.

— Разделите свои имена на слоги.

1. Игра «Рассели в домики».

-А сейчас поиграем. Я буду давать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.

• Чтобы поселить предмет в домик нужно сосчитать сколько слогов в названии этого предмета, а затем нужно выбрать тот прямоугольник –«домик», который разделён на столько частей, сколько в слове слогов.

-Посмотрите на картинку. Что вы видите? Назовите. Определим количество слогов.

Чтобы определить количество слогов в слове, есть ещё один способ. Вы располагаете кисть руки чуть ниже подбородка. Деля слово на слоги, вы следите за тем, сколько раз подбородок коснулся вашей руки.

Что обозначают эти схемы?

(Воспитатель показывает разные схемы.)

Назвали все картинки по порядку,

Теперь всех приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки – раз, два, три,

Легкие прыжки – раз, два, три.

Вот и вся зарядка – раз, два, три,

Легкая посадка – раз, два, три.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно определим количество слогов.

. 2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

На этом занятии мы узнаем, что такое ударение и как определить ударный слог. Для этого мы отправимся в лес

. 3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА —Произнесите слово мама. Разделим это слово на слоги. (Вызванный ребёнок произносит слово по слогам.)

Назовите первый слог, назовите второй слог. А теперь ещё раз послушайте и скажите, какой из этих двух одинаковых слогов я произнесу с большей силой — первый или второй.

(воспитатель несколько раз произносит слово, усиленно акцентируя ударный слог.

Для того чтобы дети безошибочно определяли ударный слог, слово следует произносить слитно, естественно, единым голосовым потоком. Нельзя при этом делить его на слоги. Слово, разделённое на слоги, теряет ударение, поскольку сила голоса распределяется почти равномерно между слогами. Поэтому операции по слогоделению и определению ударного слога нельзя объединять в одну.)

Дети также произносят слово мама. Делается вывод, что в нё сильнее произноситься первый слог.

Воспитатель рисует на доске схему слова с ударным первым слогом.

— Сильнее произносимый слог, — объясняет воспитатель, — называется ударным. По нему мы как бы ударяем голосом, и он произносится сильнее, чем другие.

Ударение в слове вы буде обозначать маленькой чёрточкой, которую будем ставить на схеме над ударным слогом.

Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром.

Эй, невидимка — молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

Работа с картинками.

— Найдите схему, в которой ударение обозначено на первом (втором, третьем) слоге. Найдите и поднимите изображение того предмета, в котором ударение падает на первый (второй, третий) слог.

(Воспитатель обращает внимание детей на то, что ударение может быть только в словах с двумя, тремя, четырьмя и более слогами. Если в слове один слог, ударение не ставят, ведь ударный слог – это более сильный, а здесь он всего один. Воспитателю нужно подбирать рисунки. На которых изображения предметов соответствуют словам с простыми слогами – слияниями,без смягчения согласных: лисица, корова и т. д.).

А теперь послушайте слова и скажите, какой из трёх слогов у них ударный: телёнок, ягнёнок, козлёнок, и т. д.)

(Все слова с ударным вторым слогом).

А что ещё можно сказать об этих словах? Что между ними общего?

(Все они называют детёнышей животных)

едленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

2. Физкультминутка «Слоговички- попрыгунчики»

Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.

Составим слоговые схемы к слову замок (гвоздики, мука).

Ударение помогает нам различать отдельные слова.

6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

В русском языке ударение может падать на любой слог. А вот во французском языке ударение всегда падает на последний слог. Представьте, что вы французы и по – русски говорить не умеете. Вы повторяете слово, сказанное мной, но ударение ставите на последний слог.Например: я говорю «рыба», а француз говорит «рыба».

7. Итог занятия

-Что нового вы узнали на занятии?

-Для чего нужно уметь ставить ударение в словах?

Попробуйте дома поиграть с родными в игру «французы».

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Ударение. Ударение — это тот музыкальный тон, на который настраивается слово. [cut=Читать далее. ]тот «голос», по которому мы узнаем слово. Все.

Конспект занятия по обучению грамоте детей в логопедической подготовительной к школе группе «Ударение»

«Календарь счастливой жизни:
инструменты и механизм работы
для достижения своих целей»

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Конспект занятия по обучению грамоте детей в логопедической подготовительной

Подготовила и провела:

учитель – логопед высшей категории

МБДОУ детский сад № 122 «Лучистый»

Цель: 1.Познакомить детей с понятием ударение и графическим

изображением ударения на схеме.

2.Учить детей определять ударный слог.

3.Упражнять детей в прохлопывании ритмического рисунка.

Оборудование: картинка «Волшебник Ударение», предметные картинки к сказке, слоговые схемы слов с ударением.

— Сядет тот, кто поделит слова на слоги: УТКА, УЛИЦА, МАК, КОЗА,

КАБИНА, СОН, КУСТ, КАЛИНА, ВАЗА, МУЗЫКА, ПИРАМИДКА, ЛИЦО.

— Все ли слоги в словах произносятся одинаково или какой — то один слог произносится дольше и громче остальных? Пример: утка.

— Про слог, который мы выделяем голосом. произносим громче, говорят, что на него падает ударение.

б). Сказка «Волшебник Ударение».

Собрались однажды слова на совет и стали говорить. какие они все полезные и значимые. Но забыли слова на свой совет пригласить Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, ударение выскочило откуда — то и закричало: «Что, вы, без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас. Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким — то Ударением. Ведь Ударение — это же просто чёрточка!»

Ударение рассердилось и вдруг ударило своей волшебной палочкой по первому слогу вместо последнего, и исчез Замок, а перед взором всех предстал великолепный замок . Слова зашумели. Тогда вышли вперёд маленькие гвоздики и сказали: «Сейчас мы его прибьём к одному месту. Но волшебник Ударение хитро улыбнулся, взмахнул своей волшебной палочкой и ударил по второму слогу. Маленькие гвоздики сейчас же превратились в прекрасные гвоздики. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Вместо рогатых забияк козлов, появились козлы, подставка для пилки брёвен. Сладкий ирис превратился в цветущий ирис, а меткие стрелки в обычные часовые стрелки. Видят слова, что дело плохо — не обойтись им без Ударения! Отвели ему почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к ударению с большим уважением.

— Кого слова забыли пригласить на свой совет? (Ударение)

— Сегодня мы с вами будем учиться правильно ставить и находить ударение.

3.Прослушивание и отхлопывание ритмического рисунка.

х — х — Х, х — х — Х

х — Х — х, х — Х — х

4.Нахождение ударения в двусложных словах.

Нахождение ударения в словах и отхлопывание ритмического рисунка данных слов.

а). липа, ваза, руки, бусы, вата

б). коньки, коза, глаза, усы, лицо

— Чтобы найти ударение в слове, надо позвать или окликнуть предмет: шууба! Лисаа!


источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-obucheniyu-gramote-podgotovitelnaja-grupa-zanjatie-8.html

http://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-obucheniyu-gramote-detey-v-logopedicheskoy-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppe-udarenie-996825.html