Слово с ударением на суффикс ость

Отвлеченные существительные с суффиксом -ость-

Суффикс -ость- име­ют в сво­ем мор­фем­ном соста­ве отвле­чен­ные суще­стви­тель­ные. Приведем при­ме­ры суще­стви­тель­ных с суф­фик­сом -ость-/-есть.

Суффикс -ость- у суще­стви­тель­ных обра­зу­ет новые сло­ва со зна­че­ни­ем абстракт­но­го при­зна­ка или состо­я­ния, отвле­чен­но­го от его носи­те­ля. Это сло­во­об­ра­зо­ва­ние осу­ществ­ля­ет­ся, как пра­ви­ло, от одно­ко­рен­ных при­ла­га­тель­ных, например:

  • неж­ный → нежн ость ;
  • сме­лый → смел ость ;
  • глу­пый → глуп ость ;
  • храб­рый → храбр ость :
  • празд­ный → праздн ость .

Отвлеченные суще­стви­тель­ные с суф­фик­сом -ость упо­треб­ля­ют­ся исклю­чи­тель­но в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла, то есть не изме­ня­ют­ся по чис­лам. Они не могут соче­тать­ся с коли­че­ствен­ны­ми чис­ли­тель­ны­ми, а толь­ко упо­треб­ля­ют­ся со сло­ва­ми, име­ю­щи­ми неопре­де­лен­ное ука­за­ние на количество:

Написание суффикса -ость- существительных

Гласный в рас­смат­ри­ва­е­мом суф­фик­се чаще все­го явля­ет­ся без­удар­ным, так что запом­ним, что суф­фикс -ость- пишет­ся с бук­вой «о» после твер­дых соглас­ных осно­вы, а суф­фикс -есть- с бук­вой «е» — после шипя­щих соглас­ных «ж», «ч», «ш», «щ».

Понаблюдаем за напи­са­ни­ем суф­фик­са -ость-/-есть отвле­чён­ных существительных:

  • мяг­кий — мя́гк о сть прикосновения;
  • рез­кий — ре́зк о сть замечания;
  • ковар­ный — его кова́рн о сть ;
  • роб­кий — ро́б о сть первоклассника;
  • прав­ди­вый — правди́в о сть ответа;
  • креп­кий — кре́п о сть рукопожатия;
  • ста­рый — чья-то ста́р о сть ;
  • опас­ный — неми­ну­е­мая опа́сн о сть ;
  • све­жий — све́ж е сть розы;
  • блед­ный — бле́дн о сть лица;
  • шипу­чий — шипу́ч е сть ;
  • теку­чий — теку́ч е сть ручья.

Примеры

И еще ука­жем нали­чие суф­фик­са -ость- в мор­фем­ном соста­ве сле­ду­ю­щих суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода:

  • рад ость ребенка;
  • жал ость к без­дом­но­му животному;
  • кра­сочн ость пейзажа;
  • бегл ость чтения;
  • важн ость осанки;
  • нагл ость мальчишки;
  • понят­ная осто­рожн ость ;
  • созна­тельн ость действий;
  • оши­бочн ость суждения;
  • юно­ше­ская поры­вист ость ;
  • тор­же­ственн ость обстановки.

Посчитайте, сколь­ко суще­стви­тель­ных с суф­фик­сом -ость- исполь­зо­вал автор в этом стихотворении?

Когда бы всё, что нам хотелось,
Вершилось в жиз­ни без труда,
С лица зем­ли исчез­ла б смелость,
Которой бра­ли города.
И если б горь­кие ошибки
Не жгли
нам руки и умы,
Считали б чистые улыбки
Всего лишь веж­ли­во­стью мы…

Слова с суффиксом ость

  • хитрость
  • выносливость
  • явственность
  • ядовитость
  • ядрёность
  • язвительность
  • яйценоскость
  • яловость
  • яркость
  • ясность
  • юркость
  • юродивость
  • экономность
  • экспансивность
  • экспрессивность
  • экстерриториальность
  • экстренность
  • эксцентричность
  • элегантность
  • фабульность

Смотрите примеры слов с суффиксами ист, ник, ниц, онок, ёнок, ость , чик.

«Учимся писать суффикс -ость»

«Календарь счастливой жизни:
инструменты и механизм работы
для достижения своих целей»

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

План-конспект урока русского языка во 2 «А» классе

Тема: «Учимся писать суффикс –ость-»

Учитель начальных классов МОУ Лицей №7 г. Волгограда: Каптан Татьяна Владимировна

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель : познакомить с образованием слов при помощи суффикса -ость- и отработать правописание слов с этим суффиксом.

Задачи: 1.Познакомить с новым суффиксом -ость- и отрабатывать правописание слов с ним.

2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, мышление;

3. Воспитывать дружеские отношения, уверенность в своих силах.

· уметь выделять суффикс в слове;

· определять значения суффиксов;

· уметь действовать по алгоритму и по образцу.

· составлять слова из заданных элементов;

· наблюдать за группами слов и высказывать предположение о написании суффикса –ость-;

· понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера;

· учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.

· контролировать собственные действия в соответствии с правилом;

· формировать ценностное отношение к совместной деятельности.

Методы обучения: деятельностный

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Предполагаемый результат: повышение познавательного интереса к предмету, самостоятельные и грамотные высказывания детей в устной форме, развитие коммуникативных способностей.

Оборудование: учебник “Русский язык” 2 класс (авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.), карточки с заданиями.

1. Мотивационно-организационный момент.

— Дети, вам тепло? (Да!)

— Дети, вам светло? (Да!)

— Прозвенел уже звонок? (Да!)

— Уже закончился урок? (Нет!)

— Только начался урок (Да!)

— Хотите учиться? (Да!)

— Значит, можно садиться!

2. Актуализация знаний ( минут)

Откройте тетради, отступите 2 рабочие строки от написанного и запишите:

1. Минутка чистописания.

На доске записаны сочетания букв:

евн евич овн ич иничн

ушк юшк чик еньк ок ек

— Посмотрите внимательно на запись. Что это за группа? (суффиксы)

Что такое суффикс?

— Для чего служат суффиксы? (суффиксы служат для образования новых слов)

-Каково значение суффиксов в первой строчке? (с помощью этих суффиксов можно написать отчества)

-Во второй? (уменьшительно-ласкательные слова).

— На минутке чистописания запишите только те суффиксы, при помощи которых образуются уменьшительно-ласкательные слова. (2 строка)

2. Открытие нового знания

1. Проблемная ситуация

На партах у детей одна карточка со словом

хитрый слабый глупый

У вас есть слово, с которым мы поиграем, добавляя наши суффиксы. Запишите это слово в тетрадь.

Добавьте к слову уменьшительно-ласкательный суффикс. Какое слово образовалось? Запишите. (Хитренький, слабенький, глупенький)

Верно. А теперь добавьте суффикс со значением «не очень». Запишите новое слово.

(Хитроватый, слабоватый, глуповатый)

Молодцы. Какое слово образуется, если добавить суффикс со значением качества человека?

Какие у вас есть предположения? (Дети предлагают суффикс –ость).

В тетради дети записывают: хитрость, слабость, глупость.

Итак, сегодня гостем на уроке у нас будет новый суффикс — ость.

Учитель показывает «гостя», новый суффикс — ость. (Приложение 1)

3 . Постановка учебной задачи.

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

(Суффиксы. Правописание суффикса – ость).

Верно. У нас на уроке будет гость – новый суффикс, с которым мы должны подружиться.

Попробуйте сформулировать цели нашего урока, используя слова:

(Познакомиться со значением и правописанием нового суффикса).

— Узнать от каких слов образованы данные слова и зависит ли правописание суффикса -ость- от места ударения в слове? Какое значение придает словам суффикс -ость-.

(Повторить значения, правописание суффиксов).

4. Усвоение новых знаний и способов действия.

хитрость, слабость, глупость, гибкость, ловкость.

— Подумайте, от каких слов – имен прилагательных или имен существительных – данные слова образованы. (От имен прилагательных)

— Понаблюдайте, зависит ли написание суффикса от места ударения в слове? Что для этого нужно сделать? (Поставить ударение в словах)

Как пишется этот суффикс? Написание суффикса от чего-то зависит, или его написание всегда одинаково и его надо запомнить? (Нужно запомнить – ость.)

Итак мы с вами исследовали как же пишется суффикс –ость и пришли к такому результату, что суффикс – ость всегда пишется одинаково и его нужно запомнить.

— Предлагаю подтвердить или опровергнуть наши предположения по правилу, помещенному в учебнике на стр. 131.

— Что обозначают слова с суффиксом — ость? (Качества характера или состояние живого существа)

2.Образование слов с помощью суффикса — ость

Какие качества присущи этим детёнышам? Вставьте пропущенные буквы, рядом запишите качества характера. Выделите знакомые суффиксы.

Написание какого суффикса мы с вами закрепили, выполняя данное задание?

— А какие суффиксы встретились еще в этом задании?

— Когда мы пишем суффикс –онок-? –енок_?

— Подбор слов противоположных по значению.

— А теперь предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах лежат карточки. На них написаны слова в два столбика. В столбиках записаны противоположные по смыслу слова.

— А кто помнит, как называются эти слова? (антонимы)

— Найдите и соедините пары слов с помощью стрелочек.

— Назовите, какие пары у вас получились.

(работа с карточками)

5. Закрепление знаний (повторение)

— Запишите предложение под диктовку.

Мудрость совы победила гнев опасного лесного зверя.

— Какое качество характеризует сову? (Мудрость)

— Что такое мудрость? ( Мудрость – это умение грамотно применять свои знания. Опыт)

— Разберите данное слово по составу.

— Выпишите слово с безударным гласным звуком в корне слова и подберите проверочное. (Совы- совушка)

— Выпишите слово с орфограммай «парный согласный в корне слова» и подберите проверочное. (Гнев –при гневе, нет гнева, гневаться)

— Выпишите слово с орфограммой «непроизносимый согласный в корне слова» и подберите проверочное. (опасного – опасен)

6. Подведение итогов.

С написанием какого суффикса мы сегодня познакомились на уроке?

— Как же пишется суффикс –ость?

— Зависит ли написание суффикса -ость от ударения?

— От слов какой части речи образуются слова с суффиксом –ость?

Обведи правильный ответ в кружочек.

Суффикс – ость- пишется в словах

в зависимости от ударения

Что обозначают слова с суффиксом

характер человека или его состояние

Найди слова, образованные с помощью суффикса –ость- и выдели суффикс.

Учитель сообщает, что завтра нам предстоит открыть «Сундучок знаний»

8. Домашнее задание

Ребята, домашнее задание: с. 131 выучить правило, упражнение1

— Спасибо за работу на уроке. Урок окончен!

Учитель рассказывает сказку, по ходу выставляет карточки со словами

«паук», «паучище», «паучок», «паучишко».

У . Послушайте сказку.

Жил на свете паук. Вот идет он по дороге лесной, а на встречу ему муравей. Испугался муравей и говорит: «Ой, какой паучище!», — и спрятался за листочек.

Расхрабрился паучище, идёт, ни на кого не смотрит, а все букашки ему дорогу уступают. Вот бежит заяц. Посмотрел он на паучка и сказал: «Посмотрите какой паучок», — побежал дальше.

Грустно стало паучку. Почему это не все его боятся? А тут воробей летит. Ничего не сказал, клюнул только, и нет паука. «Какой вкусный паучишко»,-прочирикал воробей и улетел.

3. Постановка учебной задачи.

У. Ребята, что вы заметили?

Д. Родственные слова

У. Что помогло превратиться слову «паук» в слово «паучище»?

Д. Суффикс-труженик – ищ.

У. Что помогло превратиться слову «паучище» в слово «паучок»?

Д. Суффикс-труженик – ок.

У. Что помогло превратиться слову «паучок» в слово «паучишко»?

Д. Суффикс-труженик – ишк.

У. Что такое суффикс?

Самостоятельное применение полученных знаний. Закрепление.

Я предлагаю вам поработать в группах. Повернитесь друг к другу и объединитесь по четыре человека. Вы получили карточку с текстом. Задание следующее:

Прочитай текст. Выбери из предложенных слов те слова с суффиксом -ость-, которые охарактеризуют качество человека, о котором говорится в тексте.

С давних времён служить своей Родине, защищать её было почётно. Мы хорошо знаем из истории великих полководцев, бесстрашных воинов, защищавших нашу страну. Во все времена спасали они свою землю, сражались не ради почестей и славы, а ради жизни на нашей прекрасной земле. Исторически сложилось так. Наша страна доступна для друзей, но и для врагов тоже привлекательна. Поэтому во все времена на защите её рубежей стоял воин, солдат!

Слова для справок: злость, глупость гордость, молодость, мудрость, робость, слабость, старость, строгость, хитрость, храбрость, щедрость, ловкость, вежливость, смелость, уверенность, осторожность.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.


источники:

http://morphemeonline.ru/suffix-ost.html

http://infourok.ru/uchimsya-pisat-suffiks-ost-5222856.html