Слова с главным и второстепенным ударением

Словесное ударение: общие правила и исключения

Выде­ле­ние одно­го или более сло­гов в сло­ве назы­ва­ет­ся сло­вес­ным уда­ре­ни­ем. Слог на кото­рый пада­ет уда­ре­ние про­из­но­сит­ся более энер­гич­но и во вре­мя про­из­но­ше­ния орга­ны речи напря­же­ны. Сло­вес­ное уда­ре­ние в англий­ском язы­ке очень созвуч­но с рус­ским уда­ре­ни­ем, поэто­му разо­брать­ся с дан­ной темой будет доста­точ­но просто.

При про­из­но­ше­нии сло­ва уда­ре­ние име­ет боль­шое зна­че­ние, так как помо­га­ет отли­чить одну грам­ма­ти­че­скую фор­му от дру­гой. Например:

  • ‘руки (име­ни­тель­ный падеж мно­же­ствен­ное число)
  • рук‘и (роди­тель­ный падеж един­ствен­ное число)

Основные правила

В англий­ском язы­ке сло­вес­ное уда­ре­ние поз­во­ля­ет отли­чать одну часть речи от другой:

  • ex‘port (гла­гол «экс­пор­ти­ро­вать»)
  • ‘export (суще­стви­тель­ное «экс­порт»)

а так­же состав­ное сло­во от сво­бод­но­го соче­та­ния слов:

  • ‘blackboard (класс­ная доска)
  • ‘black ‘board (чёр­ная доска)

В англий­ском язы­ке знак уда­ре­ния ста­вит­ся перед удар­ным сло­гом, а не на глас­ную удар­но­го сло­га, как в рус­ском языке.

Как в рус­ском язы­ке, так и в англий­ском сло­вес­ное уда­ре­ние явля­ет­ся сво­бод­ным и может падать на раз­ные сло­ги слов.

  • В англий­ском язы­ке: ‘animal, be‘fore, repre‘sent
  • В рус­ском язы­ке: ‘год, год‘а, годов‘ой.

Мно­го­слож­ные сло­ва, где есть более четы­рех сло­гов, могут иметь два или даже три уда­ре­ния, одно из кото­рых явля­ет­ся глав­ным и обо­зна­ча­ет­ся знач­ком ввер­ху удар­но­го сло­га, дру­гое – вто­ро­сте­пен­ным, кото­рое ста­вит­ся вни­зу удар­но­го слога:

  • ‚demon‘stration (демон­стра­ция)
  • ‚indi,visi‘bility (неде­ли­мость)

В рус­ском язы­ке два уда­ре­ния могут нахо­дить­ся лишь в состав­ных сло­вах: ‚тёмнозел‘ёный.

Уда­ре­ние пада­ет на пер­вый слог:

  • ‘тен­нис ‘tennis – теннис
  • ‘мама ‘public – общедоступный
  • ‘цент­нер ‘center – центр
  • ‘ско­ро ‘different – другой
  • ‘кли­мат ‘climate – климат

Уда­ре­ние пада­ет на вто­рой слог:

  • ру‘чей en‘tire – весь, целый
  • му‘ка oc‘casion – случай
  • мо‘роз ap‘prove – одобрять
  • степ‘ной ex‘pense – расход
  • лю‘бить de‘part – уезжать

Сло­ва с глав­ным и вто­ро­сте­пен­ным уда­ре­ни­ем:

  • ‘светло-‘серый, ad,mini‘stration – администрация
  • ‚судостро‘ение, popu‘lation – население
  • ‚ракооб‘разный, conti‘nental – континентальный
  • библио,теко‘ведение, acci‘dental – случайный
  • ‚бого‘словие, contra‘dictory – противоречивый

Изменение места словесного ударения

Фор­мы боль­шо­го коли­че­ства суще­стви­тель­ных сов­па­да­ют с фор­ма­ми гла­го­лов, но отли­ча­ют­ся от них уда­ре­ни­ем – суще­стви­тель­ные име­ют уда­ре­ние на пер­вом сло­ге, а соот­вет­ству­ю­щие им гла­го­лы на втором.

Это же явле­ние мож­но уви­деть и в рус­ском язы­ке. Оно отно­сит­ся к фор­ме одно­го и того же слова.

  • обрезать – обрезать
  • реки – реки
  • руки – руки

Ударение в составных словах

Если сло­во име­ет два раз­лич­ных кор­ня, тогда его назы­ва­ют состав­ным. В этом слу­чае сло­ва могут писать­ся слит­но, отдель­но или через чёр­точ­ку, при этом их смысл — это еди­ное целое.

В рус­ском язы­ке к состав­ным сло­вам отно­сят­ся такие сло­ва как: само­лёт, паро­ход, блед­но-розо­вый, взры­во­опас­ный и т.д.

В боль­шин­стве англий­ских состав­ных суще­стви­тель­ных уда­ре­ние пада­ет на пер­вый ком­по­нент слож­но­го слова.

  • ‘reading-lamp – настоль­ная лампа
  • ‘sitting-room – гостиная
  • ‘writing-desk – пись­мен­ный стол

Два рав­но­цен­ных уда­ре­ния на обо­их эле­мен­тах име­ют такие сло­ва как:

  • ‘arm‘chair – кресло
  • ‘ice-‘cream – мороженое
  • ‘passer-‘by – прохожий
  • ‘up‘stairs – наверху
  • ‘down‘stairs – внизу
  • ‘north-‘east – северо-восточный

Состав­ные при­ла­га­тель­ные все­гда про­из­но­сят­ся с дву­мя рав­но­цен­ны­ми уда­ре­ни­я­ми:

  • ‘well-‘planned – хоро­шо спланированный
  • ‘good-‘looking – симпатичный

Гла­го­лы с наре­чи­я­ми-после­ло­га­ми все­гда име­ют два оди­на­ко­вых уда­ре­ния, так как наре­чие-после­лог изме­ня­ет зна­че­ние слова:

  • ‘put – класть
  • ‘put ‘down – записывать
  • ‘put ‘on – надевать
  • ‘put ‘off – откладывать

Изменение словесного ударения под влиянием ритма

Итак сло­ва, состо­я­щие из 3‑х и более сло­гов и состав­ные сло­ва, име­ют два уда­ре­ния. Чис­ли­тель­ные от 13 до 19 име­ют два оди­на­ко­вых уда­ре­ния: одно на пер­вом сло­ге, дру­гое на суф­фик­се teen: thirteen [ ‘θə :‘ti:n ]

Часто из-за рит­ма сло­ва с дву­мя уда­ре­ни­я­ми утра­чи­ва­ют одно из них под вли­я­ни­ем слов, сто­я­щих рядом с ними. Напри­мер, если перед дву­у­дар­ным сло­вом сто­ит дру­гое удар­ное сло­во, то оста­ёт­ся лишь вто­рое ударение:

  • ‘Bus ‘number eigh‘teen.
  • It’s ‘number seven‘teen.

Если же за сло­вом с дву­мя уда­ре­ни­я­ми идёт удар­ное сло­во, то дву­у­дар­ное сло­во лиша­ет­ся сво­е­го вто­ро­го ударения:

  • I have ‘eighteen ‘pens.
  • There are ‘thirteen ‘books on the shelf.

Упражнения

Зада­ние 1. Про­чти­те сло­ва, обра­щая вни­ма­ние на ударение:

  1. Уда­ре­ние на пер­вой части слож­но­го слова:
  • di‘van-bed – диван-кровать
  • ‘coffee table – жур­наль­ный столик
  • ‘sitting-room – гостиная
  • ‘dining-room – столовая
  • ‘bedroom – спальня
  • ‘window-sill – подоконник
  • ‘flower-bed – клумба
  1. Состав­ные при­ла­га­тель­ные с дву­мя рав­но­цен­ны­ми ударениями:
  • ‘ugly-‘looking – некрасивый
  • ‘fair-‘haired – светловолосый
  • ‘broad-‘shouldered – широкоплечий
  • ‘hard-‘working – трудолюбивый
  • ‘absent-‘minded – рассеянный
  • ‘medium-‘sized – сред­не­го размера/ роста
  • ‘kind-‘hearted – добросердечный
  1. Сло­ва с дву­мя рав­но­цен­ны­ми ударениями:
  • ‘ice-‘cream – мороженое
  • ‘passer-‘by – прохожий
  • ‘south-‘east – юго-восток
  • ‘north-‘west – северо-запад
  • ‘up‘stairs – наверху
  • ‘down‘stairs – внизу
  1. Гла­го­лы с наре­чи­я­ми-после­ло­га­ми с дву­мя рав­но­цен­ны­ми ударениями:
  • ‘sit ‘down – садиться
  • ‘stand ‘up – вставать
  • ‘go ‘on – продолжать
  • ‘turn ‘off – выключать
  • ‘come ‘back – возвращаться
  • ‘find ‘out – выяснять

Зада­ние 2. Про­чти­те пред­ло­же­ния, обра­щая вни­ма­ние на ударение:

  1. I am ‘four‘teen. (Мне 14 лет.)
  2. It is ‘number four‘teen. (Это номер четырнадцать.)
  3. There are ‘fourteen ‘toys in the box. (В короб­ке 14 игрушек.)
  4. She is ‘six‘teen. (Ей 16 лет.)
  5. It is ‘number six‘teen. (Это номер шестнадцать)
  6. There are ‘sixteen ‘photos on the wall. (На стене 16 фотографий.)
  7. He is ‘eigh‘teen. (Ему 18 лет.)
  8. It is ‘number eigh‘teen. (Это номер восемнадцать.)
  9. There are ‘eighteen ‘pages in the book. (В кни­ге 18 страниц.)
  10. They are ‘nine‘teen. (Им 19 лет.)
  11. It is ‘number nine‘teen. (Это номер девятнадцать.)
  12. There are ‘nineteen ‘boys in the group. (В груп­пе 19 мальчиков.)

Мы научи­лись уда­рять англий­ские сло­ва пра­виль­но. Теперь мож­но брать­ся за лек­си­ку и раз­ви­вать раз­го­вор­ную речь!

Ударение в английском языке

Что такое ударение

Почти во всех языках мира речь обладает такой характеристикой как ударение – stress . Ударение выделяет какую-либо единицу языка – слог, слово или фразу. Соответственно существуют словесное, синтагматическое и фразовое ударение. Словесное относится к ударению в слове на определенный слог, синтагматическое или тактовое выделяет одно из слов в фразе, а фразовое выделяет сразу несколько слов в предложении. Чаще всего под ударением подразумевается именно словесное – word stress или lexical stress . Именно его мы и разберем.

Выделение слога в слове производится с помощью акустических средств: длительности звучания, интенсивности, высоты тона. В разных языках используются разные способы. Например, в русском ударные звуки сильнее и немного длиннее, но редко отличаются по высоте. Для многих других европейских языков тоже свойственно силовое ударение, тогда как в древнегреческом, японском, шведском и некоторых других преобладает музыкальное ударение с изменением высоты тона.

Также ударения могут быть фиксированными, свободными или ограниченными. При фиксированном типе ударение всегда падает только на определенный слог в слове – например, на первый, третий или последний. В языках со свободным ударением нет такого правила, ударным может быть любой слог.

Особенности ударения в английском языке

  1. Английский язык отличается силовым или динамическим типом ударения – как и русский. Это значит, что выделение слога происходит в первую очередь за счет энергичного произнесения с повышенной силой выдоха. При этом длительность звучания и высота тона почти не меняются.
  2. В английском языке ударение не фиксированное, а свободное. Хотя для большей части слов характерно ударение на первый слог, оно также может стоять и в любом другом месте слова. Кроме того, иногда изменение ударения приводит к изменению значения слова.
  3. Английский язык, в отличие от русского, имеет ритмическое ударение. Это значит, что в речи все ударные слоги произносятся через равные промежутки времени, вне зависимости от длины слов. Чтобы добиться такого эффекта, в длинных словах или фразах со вспомогательными словами, на которые не падает ударение, безударные гласные сокращаются, произносятся быстро и меняют свои характеристики. В результате получается определенный ритм, который придает речи узнаваемую мелодику.
  4. Безударные гласные в английском языке редуцируются всего до двух звуков: [ɪ] и [ə]. В неформальной речи почти все безударные гласные произносятся как «шва» [ə]. При этом важно не забывать менять их длительность, подстраивая под ритм речи.
  5. В английском языке не принято обозначать ударение на письме для логического выделения или различения смысла, как в русском. Даже в детских книгах для обучения чтению ударения обычно не ставятся. Знак ударения можно найти только в транскрипции в словарях. Он может обозначаться вертикальной чертой перед слогом по правилам Международного фонетического алфавита или штрихом после слога в некоторых словарях. Также можно встретить и другие обозначения – заглавными буквами или полужирным шрифтом. Мы будем пользоваться выделением полужирным: beautiful .
  6. В английских словах с несколькими слогами присутствуют сразу два ударения – главное и второстепенное. Это помогает поддерживать нужный ритм речи. Как правило, главное и второстепенное ударения находятся через слог друг от друга. Второстепенное ударение очень важно – часто иностранцы, не привыкшие к такой особенности, пренебрегают им и произносят слова с одним ударением. Это звучит очень непривычно и иногда непонятно для носителей языка.

Правила постановки ударения в английском языке

В русском языке ударения ставятся непоследовательно, почти не подчиняясь никаким правилам и часто меняясь в зависимости от грамматической формы слова. Четкая система постановки ударения была в древнерусском, но затем она стала постепенно меняться, подстраиваясь под другие принципы, и сейчас находится в середине пути: некоторые ударения произносятся по старым правилам, другие по новым, из-за чего их невозможно запомнить. В английском языке все немного проще.

В постановке ударений в английских словах можно уловить несколько повторяющихся особенностей. Это не строгие и обязательные правила, а скорее закономерности, которые складываются в неидеальную, но рабочую систему. Они помогут изучающим английский язык догадываться об ударении в незнакомых словах с довольно большой точностью, так как исключения встречаются редко.

  1. В английском языке самое распространенное ударение – на первый слог. Почти все существительные, незаимствованные слова, слова без приставок, слова с двумя слогами произносятся с ударением на первый слог. Можно назвать это базовым английским ударением. Если вы не уверены, как произносится то или иное слово, но сказать его надо – попробуйте поставить ударение на первый слог.
  1. Если в слове есть приставка, чаще всего ударение падает на следующий слог после нее – приставка как менее значащая часть слова пропускается, и опять действует правило ударения на первый слог – в основе слова. Исключений довольно много, но ударение все равно очень редко падает на саму приставку.
  1. В глаголах из двух слогов ударение чаще падает на второй слог. Во многих словах это помогает различить существительное или глагол.

Pre sent – pre sent (подарок – дарить)

Con tract – con tract (контракт – заключать контракт)

Ob ject – ob ject (объект – возражать)

  1. В словах с тремя или четырьмя слогами ударение чаще всего падает на третий слог с конца.
  1. В словах с суффиксами -ion , -ant , -ent , -tion , -ious , -ity , -ence , -ic , -ical ударение падает на слог, идущий перед суффиксом.
  1. В многосложных словах главное ударение чаще всего падает на третий слог с начала, а второстепенное – на первый слог.
  1. В большинстве недавно заимствованных из французского слов ударение падает на последний слог. Это не касается множества распространенных слов, пришедших из французского несколько столетий назад.
  1. Английские слова, начинающиеся на a- и be -, обычно имеют ударение на второй слог.
  1. В словах с тремя слогами и окончаниями -er или -ly ударение обычно падает на первый слог.
  1. В составных существительных, образованных из двух односложных слов, ударение падает на первый слог.

К каждой из этих закономерностей можно подобрать несколько исключений. При любых сомнениях лучше свериться со словарем и послушать, как произносят слово носители языка.

Побочное ударение

§ 109. Кроме главного (основного) ударения некоторые слова имеют и побочное (второстепенное) ударение.

Существует разное понимание того, что такое побочное ударение. Согласно первому из них таковым считается первое ударение в сложных словах, состоящих из двух тактов (красно-белый, горсовет и т.п.). Такое ударение практически ничем не отличается от «главного» — оно задает ту же схему редукции в пределах первого фонетического слова, что в пределах второго задает «главное». Это ударение фонетически выражается менее ярко, чем «главное», но данное явление наблюдается в любой последовательности из двух ударений: при прочих равных условиях второе ударение в русском языке всегда выражено ярче первого.

Согласно другому пониманию побочным ударением называется чисто фонетическое (не словарное) выделение первого гласного в длинных словах, в которых ударение приходится на 5-й слог от начала и далее. В этом случае схема редукции изменениям не подвергается, и дополнительно усиленный гласный остается редуцированным (например, кръспопролетарская).

Наконец, иногда термином «побочное ударение» описывается усиление безударного гласного, связанное с реализацией на нем части сложного фразового акцента (например, замечательно!), при этом схема редукции изменениям обычно тоже не подвергается.


источники:

http://lingua-airlines.ru/articles/udarenie-v-anglijskom-yazyke/

http://studme.org/312869/literatura/pobochnoe_udarenie