Русский язык 5 класс тема тире между подлежащим и сказуемым

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Тире между подлежащим и сказуемым

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.
  2. Способы выражения подлежащего и сказуемого.

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы кто? что?

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы: «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?».

  1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – С. 79-81.
  1. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – С. 115.
  2. Розенталь Д. Э., Русский язык на отлично. Правила и упражнения // Розенталь Д. Э., – М.: ОНИКС. Мир и образование, 2009. – С. 181.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение – это основная единица синтаксиса. Предложение не может существовать без грамматической основы, то есть без подлежащего и сказуемого. Подлежащее и сказуемое могут быть выражены разными частями речи.

Ученики нашей школы участвуют в конкурсе бальных танцев. Подлежащее ученики выражено именем существительным; сказуемое участвуют выражено глаголом.

К славному подвигу каждый готов. В этом предложении подлежащее каждый выражено местоимением, а сказуемое готов – кратким прилагательным.

Солнце – это яркая звезда. В этом предложении подлежащее солнце выражено именем существительным, сказуемое звезда – тоже имя существительное. Но в этом предложении ещё стоит тире. Почему?

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте проанализируем грамматическую основу предложения Язык мой – друг мой.

Подлежащее можно найти без труда, а вот сказуемое…

Давайте напишем это предложение по-английски. My language is my friend. В переводе это будет выглядеть так: Мой язык есть мой друг. По-русски мы так не говорим, но в нашем предложении глагол есть вместо себя оставил заместителя – тире.

Таким образом, если предложение имеет конструкцию «подлежащее» – «что это такое?», то в нём обязательно надо поставить тире между подлежащим и сказуемым. Обратите внимание, что в таких предложениях подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже: Лес – наше богатство.

Очень часто в предложениях, построенных по этой модели, перед сказуемым употребляются слова ЭТО и ВОТ. Например: Голубика – это витамины и полезные соки. Дружба – это прежде всего искренность.

Теоретический материал для углубленного изучения.

Тире между подлежащим и сказуемым. Исключения.

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если подлежащее выражено личным или указательным местоимением.

Тире не ставится, если предложение содержит отрицание и перед сказуемым стоит частица НЕ.

Тире также не ставится, если между подлежащим и сказуемым есть сравнительные союзы как, словно, все равно что, точно, будто.

Тире не ставится, если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

1. Вычеркните предложения, в которых не надо ставить тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания не расставлены!

Книги дети разума.

Себялюбие яд для дружбы.

Разбор задания: Анализируем предложения. В первом предложении подлежащее выражено именем существительным, сказуемое тоже имя существительное; задаём вопрос: книги – это что? Следовательно, надо поставить тире. Проверим предложение 2. Подлежащее – местоимение, сказуемое – имя существительное, тире не ставится. В третьем предложении подлежащее «себялюбие» и сказуемое «яд» выражены существительными. Следовательно, вычёркивая только те предложения, в которых не нужно ставить тире, получаем ответ:

2. Укажите, в каком предложении надо поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены).

Лягушки являются холоднокровными животными.

Я честный человек.

Мысли крылья души.

Разбор задания: В первом предложении подлежащее выражено именем существительным, сказуемое – глаголом. Тире не нужно. Во втором предложении подлежащее выражено местоимением, сказуемое – существительным. В третьем предложении подлежащее и сказуемое выражены именами существительными, предложении соответствует схеме «мысли – что это такое?», следовательно надо поставить тире. Ответ: Мысли крылья души. (Мысли – крылья души).

Урок русского языка в 5-м классе «Тире между подлежащим и сказуемым»

Класс: 5

Планируемые образовательные результаты.

Предметные

  • знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительным в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи,
  • схему данной конструкции; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом;
  • заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.

Метапредметные

  • Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться словарем.

Личностные

  • Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры: стремление к речевому самосовершенствованию; бережное отношение к традициям, обычаям семьи, народа.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ресурсы урока: Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской. – М.: Дрофа 2012, презентация к уроку, приложения к уроку.

Технологии: метод субъективизации, проблемное обучение, ИКТ-технология.

Ход урока

I. Мобилизующий этап

Слово учителя. Приветствие (слайд 1)

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой.

А какова тема урока, вы определите сами, выполнив 1 задание (слайд 2)

Перед вами 3 предложения:

1. Зима нарядила деревья в снежные шубы.

2. Новый год – любимый праздник детей.

3. Зимние каникулы – любимая пора.

— Прочитайте и спишите предложения и ответьте на вопросы.

— Что общего в этих предложениях? (С т. зр. смысла, строения)

— Подчеркните грамматические основы предложений.

— Какие предложения можно объединить по нескольким признакам одновременно? (2 и 3)

— Что объединяет эти предложения? (одинаковые по строению).

— Назовите грамматические основы 2 и 3 предложений.

II. Актуализация знаний

Формулирование темы и цели урока.

Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных вами предложениях, и сформулируйте тему и цели урока. (слайд 3)

Воспользуйтесь для этого опорными схемами.

  • Познакомиться с правилом постановки ……… между ………… и ……….….;
  • Научиться находить предложения, в которых ставится ……… между ………… и ……….….;
  • Составлять предложения, в которых ставится ……… между ………… и ………….(ответ)

III. Изучение нового материала (слайд 4)

— Давайте еще раз обратимся к выделенным вами предложениям.

— Скажите, словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в первом предложении. (Им. существительными)

— В каком падеже стоят эти имена существительные? (В Им.п)

— Расскажите, чем выражены подлежащее и сказуемое во втором предложении (Им. существительными )

— Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Вывод: если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире. (слайд 5)

— Прочитайте новый материал в учебнике (стр. 157-158).

— Сравните его с нашим выводом.

— Расскажите правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым.

— Приведите свои примеры на тему «Зима. Зимние праздники».

— Составьте схему нового правила. Выбирают лучший вариант.

— Им.сущ. в И.п. — Им.сущ. в И.п. (слайд 6)

— Им.сущ. в И.п. — это, вот Им.сущ. в И.п.

IV. Закрепление изученного материала

Упражнение 1 (написано на доске и на карточке) (слайд 7)

План-конспект урока по русскому языку для 5 класса на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым»

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым

-изучить случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, когда оба они выражены именем существительным в именительном падеже;

— формировать у учащихся любовь к русскому языку и литературе;

— закрепить навык определения грамматической основы предложения в рассматриваемом случае.

Добрый день, дорогие ребята! Прошу вас быть максимально внимательными на сегодняшнем уроке. Ведь речь сегодня пойдет об очень важном и нужном.

А для того, чтобы нам навести порядок в своих мыслях, я задам вам несколько вопросов.

-Правда ли, что в слове «парашют» нет буквы «Ю»?

-Правда ли, что в слове «цыган» нет буквы «Ы»?

-Правда ли, что в слове длинношеее три буквы «Е»?

3. Актуализация знаний

— Какой частью речи обычно выражены подлежащее и сказуемое?( подлежащее — существительным или местоимением, сказуемое — глаголом)

— Запишем предложение: В большой комнате стоял огромный стол.

— Выделим грамматическую основу предложения .(Стол стоял)

— А теперь попробуйте отгадать мои загадки про знаки препинания.

Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся коромыслом.
(вопросительный знак)

Всегда подслушать норовят
То.что другие говорят.
(кавычки)

Выйдет на дорожку-
Всем подставит ножку.
(запятая)

Я минус в математике,

Но знак другой в грамматике.

И знаком я детворе,

— Именно про знак препинания «тире» сегодня и пойдет речь на нашем уроке.

4. Объяснение новой темы.

К доске вызывается ученик. Записываем предложение.

Мой дедушка- самый лучший в мире человек.

— В каком падеже обычно стоит подлежащее?( в именительном)

— А если в предложении два существительных в именительном падеже, как вы думаете, какими членами предложения они являются?( дети могут предположить, что это однородные подлежащие)

— Но сейчас мы проверим, правы ли вы. Попробуйте определить, о ком или о чем говорится в предложении ( о дедушке )

— Есть ли в предложении сказуемое, выраженное глаголом?( нет)

— Но сказуемое, ребята, в этом предложении все же есть. Это «дедушка».

Подчеркиваем, пишем, чем выражено.

— А теперь откроем нашу тетрадь для правил и запишем следующее: Если подлежащее и сказуемое в предложении выражены существительном в именительном падеже, то между ними ставится тире.

— Существуют слова-помощники, видя которые, вы сможете не ошибиться с постановкой тире в предложениях подобного типа. Это слова «это» и «вот». Если же эти слова отсутствуют, то мысленно мы можем подставить их в предложение для дополнительной проверки. Попробуем сделать это с тем предложением, которое мы записали.

Мой дедушка — это самый лучший в мире человек.

— Смысл предложения не изменился.

— Ребята, а теперь мы попробуем закрепить те знания, которые получили.

Начертим в тетради следующую табличку. Распределяя предложения по столбикам, не забывайте подчеркивать грамматическую основу предложения.

Я люблю играть в шахматы. Шахматы — моя любимая игра. Мой папа работает на заводе. Завод — это место работы моего отца. Рома мечтает о новой игрушке. Мечта Ромы — новая игрушка.

— Расставьте знаки препинания в данных пословицах. Подчеркните грамматическую основу. Объясните знаки препинания. Составьте схемы данных предложений (раздаточный материал на каждого ребёнка).

Баня вторая мать.

Доброе начало половина дела.

Ум одежда, которая никогда не износится.

У лжи ноги коротки.

Дружба с хорошим человеком свет, дружба с плохим змеиный яд.

Ложь зло для всех.

— Назовите главные члены предложения?

— Чем они могут быть выражены?

— Когда между главными членами ставится тире?

6. Домашнее задание . Упражнение 170.

7. Выставление оценок за урок.

М не понравилось на уроке…

Сегодня я понял…

Чтобы правильно ставить знаки препинания…

Тире между подлежащим и сказуемым ставится …


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/682809

http://infourok.ru/plankonspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-dlya-klassa-na-temu-tire-mezhdu-podlezhaschim-i-skazuemim-3282888.html