Предоставление жилья при признании дома аварийным и подлежащим сносу

Нормы предоставления жилья при расселении из аварийного дома

В России много домов, которые опасны для жизни проживающих в них людей и капитальный ремонт здесь проблему не решит. Такие дома в установленном законом порядке должны быть признаны аварийными и подлежащими сносу, а жильцы этих домов расселены в другое жилье, которое вполне пригодно для проживания. Государство обязано обеспечить всех граждан, проживающих в аварийных домах, новым благоустроенным жилищем. Для тех, чей дом был признан подлежащим сносу, остается актуальным вопрос о том, что они получат взамен при расселении.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как БЕСПЛАТНО решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

8 800 350-31-82 (Регионы)

Это быстро и бесплатно!

Проблема расселения граждан из ветхих и аварийных домов в России стоит очень остро, а все потому, что на территории государства немало жилых многоэтажных зданий, которые были возведены еще в послевоенный период и на сегодняшний день их потенциал исчерпан. Они уже не могут соответствовать всем нормативам и требованиям безопасности, которые определены российским законодательством и не могут быть безопасными для проживания. Но сегодня, в эпоху капитализма, государство и муниципалитет практически не занимаются строительством новых жилых зданий. Преимущественно это прерогатива частных застройщиков.

Поэтому государственный жилой фонд из года в год постепенно уменьшается. На месте старых зданий, подлежащих сносу, государство не возводит новые, и соответственно проблема с расселением жильцов растет, словно снежный ком. Этим обусловлено то, что с каждым днем очередь лиц, нуждающихся в новом жилье, постоянно увеличивается, и людям приходится ждать годами, когда они удостоятся чести и получат заветные квадратные метры взамен на старую квартирку в ветхом доме. Но рано или поздно, до всех доходит очередь, и они все-таки становятся полноправными владельцами благоустроенного жилища.

Какое жилье подлежит сносу

Некоторые законодательно-нормативные акты дают следующее определение ветхому и аварийному жилью:

  • под ветхим понимают здание из жилого фонда, моральный и физический износ которого превышает 70% при том, что основание дома (фундамент, несущие стены и конструкции) не утратили свою прежнюю прочность и соответствуют нормам безопасности согласно российскому законодательству;
  • аварийным признается дом, износ конструкций которого составляет более 70% (иногда доходит до 100%), а основание частично или полностью утратило прочность, из-за чего проживание в таком доме может быть небезопасным.

Подлежащими сносу могут быть признаны только аварийные дома, поскольку многоэтажные жилые здания с прочным основанием могут быть отреставрированы, и пригодными для проживания. Если в процессе межведомственная комиссия пересмотрела свое решение о сносе и приняла новое решение о возможности реконструировать здание, то жильцы, проживающие в нем, должны быть расселены во временное жилище.

Что такое временное жилье

Временное расселение жильцов аварийных домов осуществляется в жилье из специализированного фонда. К такому относится:

  • служебные квартиры;
  • жилые помещения из маневренного фонда;
  • жилые комнаты и квартиры, находящиеся в домах, принадлежащих системе соцобслуживания населения;
  • жилой фонд для временного проживания вынужденных беженцев и переселенцев;
  • жилище, предназначенное для социально незащищенных слоев населения (сироты, инвалиды и др.).

Статьями 105 и 106 Жилищного Кодекса РФ определяется минимальная санитарная норма (нижняя граница допустимой площади на одного человека) – 6 метров квадратных. Этот норматив чаще всего применяется к общежитиям и жилью из маневренного фонда. Статья 92 ЖК РФ, а также статьи 99-103 того же Кодекса гласят о том, что жилплощадь из маневренного фонда выделяется в случаях:

  • переселения жильцов из квартир, что находятся в аварийном и подлежащем сносу доме, проживающих в них на правах договора социального найма (те, чьи квартиры в аварийном доме приватизированы, обязательно должны встать в очередь как нуждающиеся в новом жилье);
  • если человек лишился крыши над головой вследствие какого-то стихийного бедствия или другого ЧП (пожар, взрыв газа, затопление, разрушение селевыми потоками и др.);
  • если квартира была в залоге, и банк изъял ее, когда заемщик утратил платежеспособность (уволен с работы, лишен возможности регулярно погашать кредит);
  • если человек в установленном законом порядке получил официальный статус вынужденного беженца или переселенца.

Маневренный фонд предоставляется для временного заселения гражданами, дома которых находятся на капитальном ремонте или реконструкции, и только на основании договора краткосрочного найма. Если же срок действия данного договора истек, а дом еще не сдан в эксплуатацию, то срок действия соглашения о найме жилья из маневренного фонда автоматически продлевается.

Кто имеет право на получение нового жилья

Далеко не все жильцы аварийных домов имеют право на расселение и получение альтернативного жилища взамен того, что находится в аварийном доме. Воспользоваться таким правом могут лишь:

  • те, кто проживал в квартире на основании договора соцнайма;
  • собственники приватизированных квартир и их семьи при условии, что квартира находится в муниципальном доме или этот дом построен на муниципальном земельном участке.

Жильцам аварийного дома не обязательно ждать, когда у представителей власти дойдут руки и до их дома, чтобы заняться процедурой признания его непригодным для жизни и подлежащим сносу. Они сами могут инициировать этот процесс, тем самым ускорить расселение из опасного жилища.

На что могут рассчитывать наниматели квартир

Тем, кто когда-то заключил договор социального найма с местными органами власти и получил жилье для временного проживания, также как и собственники приватизированных квартир, имеют право на получение другого благоустроенного жилья из муниципального фонда в случае признания их дома аварийным и подлежащим сносу. В редких случаях, государство, пытаясь урегулировать жилищный вопрос с нанимателями, предоставляет им безвозмездную материальную помощь в виде жилищной субсидии для приобретения собственного жилья или его строительства.

В статье 50 ЖК РФ говорится о том, что при расселении жильцов, снимающих квартиру по договору социального найма в непригодном для проживания доме, обязательно должна учитываться определенная местными властями норма квадратных метров на одного человека, которая заметно превышает установленную законодательством санитарную норму. Нормативы, регламентируемые данной статьей, применяются в случае расселения следующих категорий лиц:

  • ветеранов ВОВ;
  • участников БД;
  • служащих ОВД;
  • малоимущих граждан и их семей;
  • военнослужащих;
  • сотрудников ведомственных и силовых структур;
  • судей.

В каждом регионе установлены свои нормативы, касаемо размера жилплощади на одного человека, но на законодательном уровне РФ предусмотрены минимально допустимые границы, при которых:

  • одинокий человек (без семьи) не может получить жилье общей площадью менее 33 квадратных метров;
  • семья из двух человек смело может претендовать на жилище из 42 м²;
  • если в семействе три и больше человек, то норма определяется в расчете на каждого из них (может отличаться по регионам), но не менее 18 квадратных метров на одного;
  • муниципалитет может выделить жилье, превышающее установленные нормы, но не более чем в два раза.

Факторами, которые могут застопорить процесс расселения граждан из домов, подлежащих сносу, являются:

  • отсутствие свободных квартир, принадлежащих муниципалитету;
  • отсутствие резервов запасного жилья для расселения жильцов коммунальных квартир, находящихся в аварийных домах (согласно российскому законодательству жильцы коммунальных квартир должны получить взамен при расселении отдельные квартиры каждый, если до этого у них была в собственности отдельная комната в коммуналке);
  • дефицит финансирования муниципального строительства из госбюджета и нерентабельность данного направления.

Что получат взамен собственники приватизированных квартир

Согласно статье 89 ЖК РФ жильцы домов подлежащих сносу имеют полное право получить другое благоустроенное жилье (в соответствии с условиями конкретного региона или населенного пункта, в котором оно находится), являющееся полной аналогией ранее занимаемой ими квартире. Это значит, что новое жилье должно быть равноценным по общей площади тому, в котором граждане проживали ранее. Ключевым здесь является «общая площадь», то есть жилая площадь может изменяться.

Пример. Семья Ивановых, состоящая из четырех человек – матери, отца, сына и дочери, проживала в трехкомнатной квартире общей площадью 62,5 метра квадратных, из которых 44 м² — жилая площадь. После признания их дома подлежащим сносу с последующим расселением семье было предложена в качестве замены двухкомнатная квартира, общая площадь которой 68 м², из них всего 32 м² — жилая площадь. Государство предоставило взамен квартиру немного большую по площади, несмотря на то, что жилая площадь уменьшилась с 44 до 32 м². Если бы в семье были однополые дети, то этот вариант считался бы приемлемым, а так семья имеет полное право требовать другое жилье – с тремя комнатами.

Законодательство также определяет критерии, которым должно отвечать новое жилье, предоставляемое взамен жильцам домов, которые нужно снести. Оно должно:

  • быть благоустроенным в соответствии с условиями конкретного населенного пункта (проведены все коммуникации, электричество, водопровод, отопление, санузел и т.д.);
  • находиться в том же населенном пункте, что и жилье, в котором семья проживала до признания дома аварийным;
  • быть идентичным по размеру жилплощади и по числу комнат, если это необходимо – разнополые дети, семья проживает с бабушкой/дедушкой, члены семьи не состоят в браке (брат и сестра, отец и дочь, мать и сын) и т.д.;
  • соответствовать всем нормам и требованиям безопасности, установленным российским законодательством.

Собственнику квартиры муниципалитет обязан предложить на выбор несколько альтернативных вариантов, из которых он должен будет выбрать то, что ему больше всего пришлось по душе. Если ни один из предложенных вариантов не соответствует установленным законом требованиям и нормам, собственник вправе отказаться переезжать, поскольку закон на его стороне.

Владелец приватизированного жилья имеет полное право заявить о желании получить вместо другого жилья денежную компенсацию. Но здесь важно учитывать следующие нюансы:

  • компенсация выплачивается строго по безналичному расчету;
  • рассчитывается сумма компенсации исходя из рыночной стоимости конкретного жилья на основании заключения независимых экспертов по результатам оценки в соответствующем населенном пункте;
  • собственник может претендовать на денежную компенсацию лишь в случае, когда приватизированное жилье находится на его же земельном участке, и у него имеются все необходимые правоустанавливающие документы;
  • сумму компенсации можно будет расходовать исключительно на приобретение нового жилья, если человек в результате сноса дома остался без крыши над головой.

Порядок расселения из подлежащего сносу жилья

В зависимости от того, на каких правах проживает гражданин в жилье, находящемся в аварийном здании, изменяется процедура и порядок действий для расселения.

Нанимателям муниципальных квартир в сносимых домах необходимо:

  1. Обратиться в муниципалитет с заявлением о включении их и членов их семьи в программу расселения.
  2. К поданному заявлению приобщить справку о составе семьи, справку из ЖЭКа с перечнем прописанных в квартире лиц.
  3. Дождаться рассмотрения заявления межведомственной комиссией и принятия решения по нему.
  4. В случае положительного решения, местные органы власти должны предоставить альтернативный вариант – жилое помещение с не меньшей площадью, чем то, в котором семья заявителя проживала ранее и со всеми благоустройствами (электричество, водопровод, туалет и т.д.).
  5. Если решение обычно выносится в среднем спустя две-три недели после подачи заявления, то квартиру семья может получить с существенной задержкой.
  6. Когда квартира получена, необходимо ее осмотреть в присутствии уполномоченных лиц и в установленном порядке составить акт приема-передачи.

Если собственника приватизированного жилья не устроил ни один предложенный муниципальными властями вариант или по каким-то субъективным причинам он может потребовать денежной компенсации. Процедура заключается в следующем:

  1. Пишется заявление на имя главы местной администрации с изъявленным в нем желанием о получении компенсации.
  2. Подождать принятия решения комиссией (пять рабочих дней).
  3. Заключается договор о передаче прав собственности на аварийное жилье на баланс местной администрации.
  4. Собственник обязан съехать с семьей из квартиры и этот факт должен быть зафиксирован соответствующим актом, составленным уполномоченным представителем местных органов власти, присутствовавшим при выезде бывшего хозяина и его семейства.
  5. После выселения из квартиры, бывший ее владелец должен в администрацию представить собственные расчеты, которые включают рыночную стоимость жилья, определенную независимыми экспертами, а также остальные расходы, понесенные в результате выселения (временный съем жилья, расходы на переезд и др.). Все расходы должны быть подтверждены документально (чеки, квитанции, счета).
  6. Далее администрация осуществляет перевод денежных средств в размере выкупной цены на банковский счет бывшего собственника аварийного жилья.

Необходимые документы

Чтобы получить право на предоставление другого жилья, в органы местной власти нужно подать:

  • договор социального найма или правоустанавливающие документы, если речь идет о собственнике приватизированной квартиры (договор купли-продажи, свидетельство о наследовании, дарственная и др.);
  • свидетельство о праве собственности (для хозяев приватизированного жилья);
  • соответствующее заявление о расселении с указанием точного адреса квартиры и сведений о заявителе и членах его семьи;
  • нотариально заверенное согласие всех заинтересованных граждан (органов опеки и попечительства, супругов, других собственников, кредиторов и др.);
  • документ с программой реабилитации для инвалидов (подтверждает необходимость в обеспечении инвалида особыми условиями проживания);
  • справка о составе семьи заявителя;
  • справка из ЖЭКа с указанием прописанных в квартире лиц;
  • паспорт гражданина.

Кто и когда может претендовать на расширение жилплощади

Каждый, кто проживает временно в муниципальной квартире по договору социального найма, при расселении из аварийного дома может претендовать на жилище, общая площадь которого рассчитывается исходя из установленной санитарной нормы – 6 метров квадратных и то при условии, что у местных властей имеется возможность предоставить эту жилплощадь. Во многих случаях жильцов местные власти переселяют в жилье, площадь которого определяется установленными региональными нормативами, не смотря, что квадратура может быть меньше положенной по закону, но не менее 10 м² на человека.

При расселении из аварийных и подлежащих сносу домов, жильцы не могут претендовать на расширение жилплощади, за исключением случая, когда они признаны в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и стоят в очереди на жилое помещение. В таком случае они могут рассчитывать на жилое помещение, площадь которого будет определяться с учетом установленной нормы. В каждом регионе РФ установлена своя учетная норма. К примеру, в Москве и области этот показатель равняется 10 м², а в Самаре – 14 м².

Она применяется:

  • к нанимателям муниципальных или государственных квартир;
  • при появлении новых членов семьи (если владелец вступил в брак, в семье появился ребенок и т.д.);
  • кто-то в семье болеет тяжелым хроническим заболеванием из списка, определенного российским законодательством (в данном случае помимо учетной нормы берется в расчет и отдельная комната для больного);
  • когда размер жилой площади в результате реконструкции дома существенно уменьшился;
  • если здание подлежит сносу, но не является аварийным (для строительства дорог, различных комплексов и т.д., по решению местной власти).

При расселении лиц, проживающих в аварийных жилых зданиях, не берется во внимание ни появление еще одного ребенка в семье, ни вступление владельца в брак, ни другие обстоятельства, при которых семья может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Жильцам аварийного жилого помещения предлагается идентичная по размеру площади квартира и соответствующая всем требованиям законодательства. И если в этот момент семья нуждается в расширении жилплощади, она должна подать соответствующее заявление в местные исполнительные органы о признании ее нуждающейся и встать в очередь на получение жилищного сертификата.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Саха (Якутия)

Прокурор разъясняет

  • 31 декабря 2019, 18:19

Конституционное право граждан на жилище имеет ряд проявлений, одним из которых является гарантия защиты жилищных прав в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу. При этом особенности механизма защиты прав граждан зависят от формы собственности жилого помещения, находящегося в аварийном доме.

В чем заключаются эти отличия? На что имеют право наниматели и собственники при сносе их жилья? Как складывается правоприменительная и судебная практика по таким вопросам?

Об этом мы поговорим с прокурором отдела по надзору за исполнением законов в социальной сфере прокуратуры РС(Я) Сергеем Веревкиным

Какие права есть у граждан — нанимателей муниципального жилья при сносе их дома?

Согласно ст. 86, ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ граждане, проживающие в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, и являющиеся нанимателями находящегося в нем жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, подлежат выселению с обязательным предоставлением другого, равнозначного по площади благоустроенного применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилого помещения по договору социального найма. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в границах населённого пункта, в котором расположено аварийное жилье, за исключением случаев выраженного письменно согласия гражданина на предоставление ему жилья в другой местности.

Чем отличается ветхое жилье от аварийного? И влияет ли эта разница на права граждан.

Действующее законодательство не содержит понятия «ветхое жилье». Однако из общего смысла термина следует, что это жилье, которое вследствие физического износа полностью или частично утратило свои эксплуатационные свойства. При этом аварийным жилье признается на основании решения государственного органа или органа местного самоуправления, поэтому сама по себе ветхость жилья не влияет на права граждан.

А какие вопросы чаще всего возникают при расселении муниципального жилья?

Наиболее часто возникающие в правоприменительной практике вопросы связаны с понятием равнозначностии благоустроенности нового жилого помещения, его удаленности от ранее занимаемого жилья.

Что означает равнозначность?

Критерием равнозначности предоставляемого жилого помещения, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ, является его соответствие ранее занимаемому по площади. При этом, несмотря на фактическое ухудшение условий проживания, предоставление, например, вместо трехкомнатной квартиры хотя и равной по площади, но двухкомнатной или, скажем, вместо двух изолированных комнат двух смежных не является противоречащим закону (определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.04.2017 № 81-КГ17-2, определение Верховного Суда РФ от 03.11. 2015 № 1-КГ15-10).

Не исключены случаи предоставления гражданам квартир большей площади по сравнению с ранее занимаемыми, что вынуждает нанимателей осуществлять бремя содержания жилых помещений в повышенном размере. Указанный вариант не противоречит правилу о предоставлении равнозначного жилья, поскольку не ухудшает положение гражданина (п. 59 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018).

Следует понимать, что предоставление нового жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома является мерой компенсационного характера, в связи с чем, например, предоставление однокомнатной квартиры площадью 30 кв. м. взамен такой же, но находящейся в аварийном доме, семье из 4 и более человек является законным и обоснованным (п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»). Вместе с тем, предоставление нового жилья в указанной ситуации не лишает права семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и впоследствии претендовать на получение квартиры с большей площадью.

Какое жилье признается благоустроенным?

Степень благоустроенности определяется органами местного самоуправления применительно к условиям каждого конкретного населенного пункта и не всегда означает обязательное наличие центрального отопления или системы водоотведения. Например, согласно постановлению Главы ГО «город Якутск» от 02.03.2009 № 14 жилое помещение должно быть обеспечено электроосвещением, хозяйственно-питьевым и горячим водоснабжением, водоотведением, отоплением, а в газифицированных домах также и газоснабжением.

А какие ограничения по удалённости предоставляемого жилья?

Судебной практикой разделяются понятия «населенный пункт» и «муниципальное образование». Так, под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село) (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014). Из вышеизложенного следует, что, например, гражданину, проживающему в с. Сегян-Кюель Кировского эвенского национального наслега Кобяйского района, в связи со сносом дома не может быть предоставлено жилье, находящееся в с. Батамай, входящего в состав указанного наслега, поскольку в таком случае ему было бы предоставлено жилое помещение за пределами населенного пункта. Вместе с тем, переселение граждан из одного района города в другой, пусть это и повлечет для них неудобства, не является противоречащим закону.

Так, Верховным судом РС (Я) указано, что положения ст. ст. 86-89 Жилищного кодекса РФ о предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением из аварийного дома, не содержат требований к инфраструктуре жилого района (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 1 полугодие 2017 года). Разрешая спор, суд апелляционной инстанции указал, что отказ ответчиков от переселения по мотиву отсутствия инфраструктуры и удаленности от школы не основан на законе, в связи с чем суд первой инстанции принял правильное решение об удовлетворении заявленных Окружной администрацией г. Якутска исковых требований, выселив ответчиков из жилого помещения, признанного аварийным и подлежащего сносу, в другое жилое помещение.

Законна ли отсрочка предоставления другого жилья?

Вероятно, под отсрочкой Вы подразумеваете случаи, когда дом признан аварийным в текущем году, а его расселение производится спустя несколько лет. Если мы говорим о муниципальном жилье, то жилищное законодательство не предусматривает каких-либо сроков переселения граждан из аварийного дома в другой, поэтому в таких случаях следует руководствоваться общеправовым принципом о разумном сроке. Но в любом случае представляется неправомерным проживание граждан в аварийном жилье на протяжении нескольких лет при условии, что органом местного самоуправления не принимается никаких мер по восстановлению прав данных граждан на надлежащие условия проживания. При указанных обстоятельствах возможна успешная защита прав в судебном порядке. Вместе с тем, следует учитывать, что один лишь факт непригодности жилого помещения для проживания не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 2017 год).

Так, Нерюнгринский районный суд, отказывая в удовлетворении иска гр. К. о предоставлении ей другого жилья ввиду непригодности для проживания ныне занимаемого, исходил из того, что дом, в котором находится жилое помещение истца, хоть и признан аварийным и подлежащим сносу, физический износ составляет 82 %, однако он включен в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО «Город Нерюнгри» PC (Я) на 2016-2022 годы», истец числится в списке граждан, подлежащих переселению в срок до 31.12.2019, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований во внеочередном порядке отсутствуют. С названной правовой позицией согласился и Верховный суд РС (Я).

Если же мы говорим о жилье, находящемся в собственности гражданина, то срок расселения аварийного дома устанавливается одновременно с его признанием аварийным. Данный срок законодательством также не определен. Вместе с тем, возложение на орган местного самоуправления обязанности по внеочередному предоставлению других жилых помещений до наступления установленных сроков сноса и расселения жильцов допустимо, если занимаемое жилое помещение создает непосредственную угрозу для проживающих и грозит обвалом на момент рассмотрения дела (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 1 полугодие 2018 года).

Вправе ли орган местного самоуправления делегировать застройщику свою обязанность по расселению нанимателей жилого дома, подпадающего под застройку?

Статьями 46.1, 46.2 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена возможность заключения органами местного самоуправления договоров о развитии застроенной территории, согласно условиям которых застройщики обязуются уплатить возмещение за изымаемые жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома.

В каком порядке происходит переселение граждан из жилья, находящегося в их собственности?

Вопросы переселения граждан, проживающих в находящихся в их собственности жилых помещениях имеют определенную специфику.

Так, ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусматривает два способа обеспечения прав собственников жилых помещений, расположенных в аварийных домах: изъятие земельного участка вместе с находящимся на нем жилым помещением для государственных или муниципальных нужд с предоставлением либо денежного возмещения исходя из стоимости изъятого, либо другого, равноценного жилого помещения.

При этом процедура изъятия жилья вместе с земельным участком включает в себя несколько этапов (направление собственникам требований о сносе аварийного дома, принятие решения об изъятии, заключение с собственниками соглашений о таком изъятии).

Возможно ли признание аварийными частных домов?

Жилищный кодекс РФ и Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, предусматривают возможность признания аварийным только многоквартирного дома, вследствие чего частные дома не могут быть включены в региональную программу переселения из аварийного жилья. Вместе с тем, признание частного дома непригодным к проживанию влечет обязанность органа местного самоуправления обеспечить жилищных прав проживающих в нем граждан.

Какие проблемы наиболее часто возникают при восстановлении прав собственников аварийного жилья?

Наиболее часто в правоприменительной практике возникают вопросы, связанные с размером возмещения за изъятое жилье и обязанностью переселенных в новые жилые помещения граждан осуществить доплату за предоставление жилья большей площади, чем ранее занимаемые.

Предоставление жилья при признании дома аварийным и подлежащим сносу

Конституционное право граждан на жилище имеет ряд проявлений, одним из которых является гарантия защиты жилищных прав в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу. При этом особенности механизма защиты прав граждан зависят от формы собственности жилого помещения, находящегося в аварийном доме.

Какие права есть у граждан — нанимателей муниципального жилья при сносе их дома?

Согласно ст. 86, ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ граждане, проживающие в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, и являющиеся нанимателями находящегося в нем жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, подлежат выселению с обязательным предоставлением другого, равнозначного по площади благоустроенного применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилого помещения по договору социального найма. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в границах населённого пункта, в котором расположено аварийное жилье, за исключением случаев выраженного письменно согласия гражданина на предоставление ему жилья в другой местности.

Чем отличается ветхое жилье от аварийного? И влияет ли эта разница на права граждан.

Действующее законодательство не содержит понятия «ветхое жилье». Однако из общего смысла термина следует, что это жилье, которое вследствие физического износа полностью или частично утратило свои эксплуатационные свойства. При этом аварийным жилье признается на основании решения государственного органа или органа местного самоуправления, поэтому сама по себе ветхость жилья не влияет на права граждан.

А какие вопросы чаще всего возникают при расселении муниципального жилья?

Наиболее часто возникающие в правоприменительной практике вопросы связаны с понятием равнозначностии благоустроенности нового жилого помещения, его удаленности от ранее занимаемого жилья.

Что означает равнозначность?

Критерием равнозначности предоставляемого жилого помещения, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ, является его соответствие ранее занимаемому по площади. При этом, несмотря на фактическое ухудшение условий проживания, предоставление, например, вместо трехкомнатной квартиры хотя и равной по площади, но двухкомнатной или, скажем, вместо двух изолированных комнат двух смежных не является противоречащим закону (определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.04.2017 № 81-КГ17-2, определение Верховного Суда РФ от 03.11. 2015 № 1-КГ15-10).

Не исключены случаи предоставления гражданам квартир большей площади по сравнению с ранее занимаемыми, что вынуждает нанимателей осуществлять бремя содержания жилых помещений в повышенном размере. Указанный вариант не противоречит правилу о предоставлении равнозначного жилья, поскольку не ухудшает положение гражданина (п. 59 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018).

Следует понимать, что предоставление нового жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома является мерой компенсационного характера, в связи с чем, например, предоставление однокомнатной квартиры площадью 30 кв. м. взамен такой же, но находящейся в аварийном доме, семье из 4 и более человек является законным и обоснованным (п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»). Вместе с тем, предоставление нового жилья в указанной ситуации не лишает права семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и впоследствии претендовать на получение квартиры с большей площадью.

Какое жилье признается благоустроенным?

Степень благоустроенности определяется органами местного самоуправления применительно к условиям каждого конкретного населенного пункта и не всегда означает обязательное наличие центрального отопления или системы водоотведения. Например, согласно постановлению Главы ГО «город Якутск» от 02.03.2009 № 14 жилое помещение должно быть обеспечено электроосвещением, хозяйственно-питьевым и горячим водоснабжением, водоотведением, отоплением, а в газифицированных домах также и газоснабжением.

А какие ограничения по удалённости предоставляемого жилья?

Судебной практикой разделяются понятия «населенный пункт» и «муниципальное образование». Так, под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село) (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014). Из вышеизложенного следует, что, например, гражданину, проживающему в с. Сегян-Кюель Кировского эвенского национального наслега Кобяйского района, в связи со сносом дома не может быть предоставлено жилье, находящееся в с. Батамай, входящего в состав указанного наслега, поскольку в таком случае ему было бы предоставлено жилое помещение за пределами населенного пункта. Вместе с тем, переселение граждан из одного района города в другой, пусть это и повлечет для них неудобства, не является противоречащим закону.

Так, Верховным судом РС (Я) указано, что положения ст. ст. 86-89 Жилищного кодекса РФ о предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением из аварийного дома, не содержат требований к инфраструктуре жилого района (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 1 полугодие 2017 года). Разрешая спор, суд апелляционной инстанции указал, что отказ ответчиков от переселения по мотиву отсутствия инфраструктуры и удаленности от школы не основан на законе, в связи с чем суд первой инстанции принял правильное решение об удовлетворении заявленных Окружной администрацией г. Якутска исковых требований, выселив ответчиков из жилого помещения, признанного аварийным и подлежащего сносу, в другое жилое помещение.

Законна ли отсрочка предоставления другого жилья?

Вероятно, под отсрочкой Вы подразумеваете случаи, когда дом признан аварийным в текущем году, а его расселение производится спустя несколько лет. Если мы говорим о муниципальном жилье, то жилищное законодательство не предусматривает каких-либо сроков переселения граждан из аварийного дома в другой, поэтому в таких случаях следует руководствоваться общеправовым принципом о разумном сроке. Но в любом случае представляется неправомерным проживание граждан в аварийном жилье на протяжении нескольких лет при условии, что органом местного самоуправления не принимается никаких мер по восстановлению прав данных граждан на надлежащие условия проживания. При указанных обстоятельствах возможна успешная защита прав в судебном порядке. Вместе с тем, следует учитывать, что один лишь факт непригодности жилого помещения для проживания не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 2017 год).

Так, Нерюнгринский районный суд, отказывая в удовлетворении иска гр. К. о предоставлении ей другого жилья ввиду непригодности для проживания ныне занимаемого, исходил из того, что дом, в котором находится жилое помещение истца, хоть и признан аварийным и подлежащим сносу, физический износ составляет 82 %, однако он включен в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО «Город Нерюнгри» PC (Я) на 2016-2022 годы», истец числится в списке граждан, подлежащих переселению в срок до 31.12.2019, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований во внеочередном порядке отсутствуют. С названной правовой позицией согласился и Верховный суд РС (Я).

Если же мы говорим о жилье, находящемся в собственности гражданина, то срок расселения аварийного дома устанавливается одновременно с его признанием аварийным. Данный срок законодательством также не определен. Вместе с тем, возложение на орган местного самоуправления обязанности по внеочередному предоставлению других жилых помещений до наступления установленных сроков сноса и расселения жильцов допустимо, если занимаемое жилое помещение создает непосредственную угрозу для проживающих и грозит обвалом на момент рассмотрения дела (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 1 полугодие 2018 года).

Вправе ли орган местного самоуправления делегировать застройщику свою обязанность по расселению нанимателей жилого дома, подпадающего под застройку?

Статьями 46.1, 46.2 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена возможность заключения органами местного самоуправления договоров о развитии застроенной территории, согласно условиям которых застройщики обязуются уплатить возмещение за изымаемые жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома.

В каком порядке происходит переселение граждан из жилья, находящегося в их собственности?

Вопросы переселения граждан, проживающих в находящихся в их собственности жилых помещениях имеют определенную специфику.

Так, ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусматривает два способа обеспечения прав собственников жилых помещений, расположенных в аварийных домах: изъятие земельного участка вместе с находящимся на нем жилым помещением для государственных или муниципальных нужд с предоставлением либо денежного возмещения исходя из стоимости изъятого, либо другого, равноценного жилого помещения.

При этом процедура изъятия жилья вместе с земельным участком включает в себя несколько этапов (направление собственникам требований о сносе аварийного дома, принятие решения об изъятии, заключение с собственниками соглашений о таком изъятии).

Возможно ли признание аварийными частных домов?

Жилищный кодекс РФ и Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, предусматривают возможность признания аварийным только многоквартирного дома, вследствие чего частные дома не могут быть включены в региональную программу переселения из аварийного жилья. Вместе с тем, признание частного дома непригодным к проживанию влечет обязанность органа местного самоуправления обеспечить жилищных прав проживающих в нем граждан.

Какие проблемы наиболее часто возникают при восстановлении прав собственников аварийного жилья?

Наиболее часто в правоприменительной практике возникают вопросы, связанные с размером возмещения за изъятое жилье и обязанностью переселенных в новые жилые помещения граждан осуществить доплату за предоставление жилья большей площади, чем ранее занимаемые.

Как определяется размер возмещения?

Согласно ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением местапроживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Необходимо отметить, что рыночная стоимость жилого помещения зависит, в том числе, от места расположения земельного участка, т.е., например, очевидно, что жилые помещения, расположенные в г. Якутске, как правило, имеют более высокую стоимость, чем находящиеся в районах республики, а расположенное в центре города жилье стоит дороже, чем находящееся на периферии того же населенного пункта.

Собственникам жилых помещений следует понимать, что с одной стороны изъятие у них жилого помещения не допускается без заключения с ними соглашения, в котором должны быть определены условия такого изъятия, в том числе способ возмещения, но с другой стороны жилищное законодательство прямо предусматривает возможность принудительного изъятия жилья у граждан в судебном порядке.

Обязаны ли граждане осуществлять доплату?

В части вопросов о необходимости граждан осуществить доплату за предоставленное жилье соразмерно увеличившейся по сравнению с ранее занимаемым жилым помещением площади до недавних пор суды общей юрисдикции неизменно удовлетворяли иски органов местного самоуправления с такими требованиями, обязывая граждан уплатить в местный бюджет значительные для них суммы, вплоть до миллиона рублей.

Между тем, в определении от 11.06.2019 по делу № 1-КГ19-9 Верховный Суд РФ, отменяя апелляционное определение Архангельского областного суда от 06.08.2018, выразил противоположную правовую позицию. Так, высшим судебным органом указано, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность граждан оплачивать разницу в стоимости предоставленного и изъятого жилого помещения. Кроме того, региональная адресная программа переселения из аварийного жилья, во исполнение мероприятий которой истцы были переселены в новое жилое помещение,в качестве источников финансирования предусматривает средства ГК – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областного и местного бюджетов, но не средства граждан.


источники:

http://epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc_14/activity/legal-education/explain?item=16934305

http://mr-verhneviljujskij.sakha.gov.ru/informatsija-dlja-naselenija/ne-stanovites-vinovnikom-lesnogo-pozhara/prava-grazhdan-v-sfere-pereselenija-iz-avarijnogo-zhilja-ih-realizatsija-i-zaschita