Предложения с однородными подлежащими сказуемыми 4 класс

Русский язык. 4 класс. Правила. Однородные члены предложения.

Однородные члены предложения – это члены предложения, которые:

  • отвечают на один и тот же вопрос,
  • относятся к одному и тому же слову,
  • являются одним и тем же членом предложения.

Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

Несколько подлежащих при одном сказуемом — это однородные члены предложения.

Несколько сказуемых при одном подлежащем – это однородные члены предложения.

Несколько второстепенных членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова, — это однородные члены предложения.

Как произносятся однородные члены?

Однородные члены произносятся с интонацией перечисления.

Однородные члены предложения могут иметь при себе зависимые слова:

Однородные члены предложения.

Члены предложения.

Вопросы.

Примеры предложений.

Однородные подлежащие.

кто? что?

Река, берега и деревья
залиты розовым светом.

И. Никитин

Однородные сказуемые.

что делает?

Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

К. Паустовский

Однородные второстепенные члены предложения (отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова)

какие? где? к а к?

определения Холодные, тяжёлые тучи неслись над землёй.

обстоятельства В поле, в кустах жили серые куропатки.

обстоятельства Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.

Какие знаки ставятся между однородными членами?

Однородные члены предложения могут быть связаны между собой перечислительной интонацией и союзами и, а, но.

Если однородные члены предложения связаны интонацией перечисления (без союза), то запятая между ними ставится.

О, О, О.

Улетают на юг стрижи, зяблики, жаворонки.

Если два однородных члена соединены союзом и, то запятая между ними не ставится.

О и О.

Тихая и тёплая заря занималась над землёй.

Между однородными членами перед союзами а, но всегда ставится запятая.

О, а О.

О, но О.

Дом был не большой, а меленький.

На улице было холодно, но солнечно.

Урок русского языка в 4-м классе по УМК «Планета знаний». Тема: «Предложения с однородными членами. Подлежащие и сказуемые»

Презентация к уроку

Цели урока:

  • ознакомить с признаками однородных членов предложения;
  • развивать умение распознавать однородные подлежащие и сказуемые, связанные с помощью союзов и бессоюзной связью;
  • конструировать предложения с однородными главными членами предложения;
  • обогащать словарный запас учащихся посредством введения новых слов;
  • формировать общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей);
  • делать выводы о значимости данной темы в русском языке;
  • работать над выработкой орфографической зоркости.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Технологии:

  • технология проблемно-диалогического обучения;
  • технология деятельностного метода.

Метод постановки учебной проблемы: побуждающий диалог.

Приём создания проблемной ситуации: практическое задание на новый материал.

Оборудование урока:

  • презентация «Предложения с однородными членами предложения. Однородные подлежащие и сказуемые»;
  • схемы предложений с однородными членами с союзами и без союзов;
  • дидактический раздаточный материал;
  • карточки для дифференцированного индивидуального задания;
  • учебник «Русский язык» 4 класс. Авторы – Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина,М., «Астрель», 2011.

1. Организационный момент

– приготовление к работе;
– распределение работы у доски по карточкам с индивидуальным заданием;
– распределение работы по индивидуальным карточкам с дифференцированным заданием.

2. Орфографическая работа

а) Записать словосочетания, определить спряжение, лицо, число глаголов:

б) Проверка работы по индивидуальным карточкам:

Разбери слова по составу:

Городской, краснеет, слышишь, осторожная, трепетные, интересный, рассказ, осенние.

Работа с классом:

– назовите слово, которое нельзя перенести (сад);
– составьте цепочку однокоренных слов к слову сад;
– Как пишутся корни родственных слов?
– Составьте словосочетания со словом сад; распространённое предложение со словом сад (устно).

в) Проверка синтаксического разбора предложения:

В городском саду завершились осенние работы.

Какие работы осенью люди выполняют в парках, садах, скверах?

3. Физкультурная минутка (релаксация зрения).

– Повернуться к окошку, посмотреть на дальний объект – 1, 2, 3.
– Перевести взгляд на цветок на окне – 1, 2, 3.
– Закрыть глаза – 1, 2, 3, 4, 5; открыть.

4. Сообщение темы, цели урока. Постановка проблемы.

– Сегодня мы познакомимся со строением предложений с несколькими подлежащими или сказуемыми, которые выполняют однородные (одинаковые) функции. (Слайд 1).

Наши задачи на уроке:

– научиться находить в тексте однородные подлежащие и сказуемые;
– правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях;
– употреблять предложения с однородными членами в своей речи.

5. Поиск решения поставленной проблемы. Работа над темой урока

а) Поработаем редакторами (слайд 3). Вы видите на экране несколько предложений. Какие речевые недостатки заметили?

Ласточки осенью улетают в тёплые края.
Грачи осенью улетают в тёплые края.
Дрозды осенью улетают в тёплые края.

Составьте из данных предложений одно, следите за сохранением смысла передаваемой информации.

1 – Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают в тёплые края.
2 – Ласточки, грачи и дрозды осенью улетают в тёплые края.

– Запишите в тетрадь первый вариант предложения.

Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают в тёплые края

– Найдём грамматическую основу предложения.

Кто? ласточки, грачи, дрозды
Что делают? улетают

– Уточним сведения о главных членах предложения (слайд 4):
– На какой вопрос отвечают подлежащие? (Отвечают на один и тот же вопрос.)
– Каким членом предложения являются? (Являются одним членом предложения.)
– К какому члену предложения относятся? (Относятся к одному и тому же члену предложения – сказуемому.)
– Какой частью речи выражены? (Выражены одной и той же частью речи.)
– С какой интонацией произносятся? (Произносятся с перечислительной интонацией.)
– Мы с вами определили признаки однородных членов.

Вывод: В предложении три подлежащих отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно сказуемое. Такие подлежащие называются однородными.

б) Работа с учебником

– Прочитайте правило на странице 102, 1 часть.

в) Продолжим редактирование текста

Перед отлётом они волнуются.
Перед отлётом они кричат.
Перед отлётом они суетятся.

Ваш вариант исправленного текста:

1 – Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся.
2 – Перед отлётом они волнуются, кричат и суетятся.

– Запишите в тетрадь первый вариант предложения.

Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся.

Найдём грамматическую основу предложения.

Кто? они
Что делают? волнуются, кричат, суетятся.

– Уточним сведения о главных членах предложения (слайд 6):
– На какой вопрос отвечают сказуемые? (Отвечают на один и тот же вопрос.)
– Каким членом предложения являются? (Являются одним членом предложения.)
– К какому члену предложения относятся? (Относятся к одному и тому же члену предложения – подлежащему.)
– Какой частью речи выражены? (Выражены одной и той же частью речи.)
– С какой интонацией произносятся? (Произносятся с перечислительной интонацией.)

– Мы с вами определили признаки однородных членов.

Вывод: В предложении три сказуемых отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно подлежащее. Такие сказуемые называются однородными.

г) Работа с учебником

– Прочитайте правило на странице 102, 2 часть.

6. Физкультурная минутка

Выполните указанные в физкультурной минутке действия.

Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Вправо, влево поворот.
Дружно хлопаем руками – 1-2-3,
Дружно топаем ногами 1-2-3.
Тихо сядем мы за стол
И продолжим разговор.

7. Первичное применение знаний

– Продолжим работать с предложениями, содержащими однородные подлежащие и сказуемое.
– Учебник, стр. 102, упр. 229.
– Чтение задания к упражнению.
– Кто знает, кто такой натуралист?

Словарь иностранных слов русского языка так определяет лексическое значение слова натуралист (слайд 8):

Натуралист – (из франц. языка) – человек, исследующий и изучающий природу, мир животных и растений.
Натуралистом могут быть писатели, путешественники, журналисты, умеющие заметить необычное в обычных предметах и явлениях, записать свои наблюдения для читателей.
– Мы будем работать с зарисовкой писателя Дмитрия Зуева. Как вы понимаете слово зарисовка?

Школьный толковый словарь объясняет значение слова зарисовка так:

Зарисовка – это набросок с натуры, воспроизводящий увиденное в живописи, музыке, литературе.

Познакомимся с зарисовкой писателя.

– Чтение текста зарисовки.
– Назовите предложения, в которых употребляются при одном сказуемом два и более подлежащих. (1,2)
– Назовите предложения, в которых употребляются при одном подлежащем два и более сказуемых. (3,4)
– Обратите внимание на последнее предложение: сказуемые в нём выражены именами прилагательными: Что? Утро. Утро какое? Что о нём узнали? Оно свежее и ясное.

8. Домашнее задание

Домашнее задание будет опираться на текст упражнения 229. Запишите: Упр. 230, учить правила.

9. Закрепление изученного

– Продолжим работу. Рассмотрим упражнение 231.

а) Чтение задания и текста зарисовки.

– Перечитаем 1 часть. Определите, какие однородные члены предложения в 1 части? (Однородные подлежащие).
– С какой интонацией произносятся? (С интонацией перечисления).
– Вслушайтесь в интонацию последнего предложения 1 части: понижается или повышается голосовой тон после союза и? (Понижается).
– Союз И показывает, что перечисление закончилось, тон голоса понижается. Об этом напоминает «Золотой ключик»: прочитайте информацию на стр. 103.

б) Самостоятельная работа с 1 частью упражнения 231: записать предложения, подчеркнуть основу предложения. (Проверка).

в) Познакомимся с зарисовкой 2 части.

– Слово снуют отмечено значком.
– Стр. 131, работа с толковым словарём в учебнике.
– Как объяснить значение словосочетания «стеклянными крылышками»? Какое сравнение наблюдается – явное или скрытое? Как называется такой приём в литературе, когда присутствует скрытое сравнение? (Метафора)
Самостоятельная работа со 2 частью упражнения (запись предложений, подчёркивание основы предложения).

10. Итог урока. Релаксация

– Над какой темой работали?
– В итоге мы можем сказать, чему научились на уроке.

Я знаю:
– Какие члены предложения называются однородными;
– Признаки однородных членов предложения;

Я умею:
– Находить в предложении однородные подлежащие и сказуемые;
– Расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

– А если вы ещё в чём-то не уверены – не огорчайтесь. Это тема наших следующих уроков. У вас будет возможность разобраться во всём.
– Спасибо за работу на уроке!

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Однородные подлежащие и сказуемые»

Тема: « Однородные подлежащие и сказуемые».

Учитель: Василишина В.Н.

Место работы : МОУ Тетюшская средняя школа

Должность: учитель начальных классов

Место урока в системе уроков: «Предложения с однородными членами». Урок № 1.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: урок- исследование

технология проблемно-диалогического обучения;

технология деятельностного метода.

– формирование понятия однородные члены предложения , раз витие умений находить в предложении однородные подлежащие и сказуемые;

— конструирование предложения с однородными главными членами предложения;

– овладение умением устной речи – интонировать предложения с однородными членами, опознавать их на основе перечислительной интонации; — работа над выработкой орфографической зоркости.

Задачи: 1. Актуализировать знания о предложении.

2. Раскрыть понятие «однородные члены предложения».

3. Научиться выделять однородные подлежащие и сказуемые , ставить знаки препинания между ними.

Используемые методы и приёмы : — групповая работа; метод постановки учебной проблемы : побуждающий диалог; приём создания проблемной ситуации : практическое задание на новый материал.

Материально- техническое обеспечение: компьютер, проектор, дидактический раздаточный материал.

1.Презентация «Предложения с однородными членами предложения. Однородные подлежащие и сказуемые». 2.Схемы предложений с однородными членами с союзами и без союзов. 3.Дидактический раздаточный материал. 4. Толковый словарь Ожегова. 5.Орфографический словарик. 6.Словарь иностранных слов русского языка. 7. Материалы для выполнения самостоятельной работы. 8.Алгоритм самооценки. 9.Физминутка. 10.Учебник «Русский язык» 4 класс. Авторы – Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина,М., «Астрель», 2014г. УМК « Планета знаний»

Планируемые результаты УУД:

1. Развиваем умение выказывать своё отношение к учебной деятельности

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. 2.Проговаривать алгоритм действий на уроке. 3.Работать по плану в группах. 4.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 5 . О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 6 . Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Ра звиваем умения извлекать информацию из схем, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. На основе анализа объектов делать выводы. 4. Обобщать и классифицировать по признакам. 5. Ориентироваться в учебнике. 6. Находить ответы на вопросы в словаре. 7. Уметь отличать от других предложений предложение с однородными членами предложения. 8. Уметь составлять предложение с однородными подлежащими и сказуемыми и схемы к ним.

1. Р азвиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в группе.

познакомиться с понятием «однородные подлежащие и сказуемые»;

называть признаки однородных членов предложения;

распознавать в предложении однородные подлежащие и сказуемые;

конструировать предложения с однородными членами;

1. Организационный момент. Слайд 1.

Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Сегодня мы с вами принимаем у себя гостей, то есть выступаем в роли хозяев. А как гостеприимные хозяева встречают гостей? Давайте и мы повернёмся, поздороваемся, поприветствуем наших гостей улыбкой и постараемся сделать всё, чтобы им было интересно и комфортно в нашей школе и на нашем уроке. Спасибо, присаживайтесь.

Мотивация. Психологический настрой на урок.

— Ребята, я забыла рассказать вам об одном случае, который произошёл со мной сегодня утром. Хотите узнать?

— Я шла сегодня и собирала улыбки. Вы удивлены?

А дело было так:

Я по улице шагала и улыбки собирала.

И улыбку малыша, до чего же хороша!

И улыбку почтальона – гордость нашего района!

И улыбку продавщицы – очень редкая вещица!

И веселый смех ребят – для меня он просто клад!

Всем в ответ я улыбалась- получается менялась!

— И сегодня у меня отличное настроение.

Поделиться с вами? Тогда – ловите!

— Ну, как? Вам стало теплее и уютнее на душе?

— Гостям мы уже подарили улыбки, а теперь подарите друг другу свои улыбки.

— Настроенье у вас каково? (ВО. )

— Очень хочется, чтобы каждый из вас в конце урока мог сказать: «Сегодня я искал, творил, и знания новые открыл. Я научился применять эти знания и теперь мне легко выполнять задания».

Девиз к уроку: «Знания собираются по капле!» СЛАЙД 2

-Как вы понимаете смысл этих слов? — Всю жизнь человек учиться, пополняет свой багаж знаний.

-Отлично! Самое время отправляться в путь за новыми знаниями.

— У каждого из вас на парте лежит лист самооценки, с которым вы будете работать в течение урока и сами оценивать свои знания. 2. Орфографическая работа — Откройте тетради, положите и под наклоном, сядьте красиво, запишите число, классную работу.(Двадцать первое ноября

Мы на уроке будем ……(на доске)

— На столе у вас лежат листочки, на которых записаны словарные слова. Вам нужно вставить пропущенные буквы Запишите все буквы в строчку. Прочитайте слово, составленное из этих букв. СЛАЙД 3. Записьслов: Пр И вет, ба СС ейн, кристал Л , ч Е тверг, обе Д , кил О грамм, здра В ствуйте, завтр А , отве Т , здес Ь

-Что у вас получилось?

Получилось слово: ИССЛЕДОВАТЬ.

— А кто знает, что обозначает это слово?

— Где можно узнать точное значение слова?

— В толковом словаре.

— У вас на столах лежат толковые словари Ожегова. Найдите слово в словаре.

1.Подвергнуть научному изучению;

2.Осмотреть для выяснения чего-либо

3.Повторение знаний о предложении.

— Мы с вами многое уже знаем о предложениях. Все наши знания можно представить в виде кластера.

Кластер произошло от английского слова и обозначает гроздь или скопление. В центре располагается ключевое, главное понятие, а от него идут понятия, которые раскрывают его смысл.

— Посмотрите на доску.

— Что вы заметили на кластере?

— Сегодня мы должны так поработать, чтобы заполнить пустое окно

3.Подготовка к изучению нового материала.

Но сначала ответьте мне: любите ли вы поспорить, похвастаться? А хорошее ли то качество у человека? Однажды все члены предложения собрались как-то все вместе и стали хвастаться.

– Мы самые важные, наша роль в предложении самая главная, мы основа предложения.

-Какие члены предложения могли так о себе говорить?

— Главные : подлежащее и сказуемое.

— Мы тоже очень важные, мы распространяем предложения, делаем его более полным и красивым.

— Какие это члены предложения?

— Мы тоже замечательные. Мы самые дружные, все одинаковые и очень похожи друг на друга, ведь мы одного роду-племени .

— Так могли сказать какие члены предложения?

5.Изучение нового материала.

Чтобы найти ответ на этот вопрос, я предлагаю вам провести исследование в группах .

(Повторить правила работы в группах.) Слайд 5

— У каждой группы на столах лежат листочки. На них записаны предложения, у всех групп разные.

— Посмотрите внимательно на эти предложения, что вы заметили, что в них не так?

— Замените два предложения одним и запишите его в тетрадь — Дальше работаем по плану.

План исследования . Слайд 6

Выдели грамматическую основу

Заполните рабочий лист. 4. Сделайте вывод.

1.В предложении может быть несколько

1 группа: Снегири прилетели к нашей кормушке. Воробьи прилетели к нашей кормушке.

Составляют: Снегири и воробьи прилетели к нашей кормушке.

2 группа : Осенью солнце светит мало. Осенью солнце греет мало. Составляют: Осенью солнце светит и греет мало.

3 группа : Свиристели лакомятся рябинкой. Снегири лакомятся рябиной. Составляют: Свиристели и снегири лакомятся рябинкой.

4 группа : На улице порхает снежок. На улице кружится снежок. Составляют : На улице порхает, кружится снежок.

5 группа : Во дворе весело бегали дети. Во дворе весело прыгали дети. Во дворе весело бегали и прыгали дети.

Какой вывод сделаем?

(Читают предложения, называют грамматическую основу.)

— Мы провели исследование и обнаружили, что в предложении может быть :

1 группа — 2 подлежащих при одном сказуемом;

2 группа — 2 сказуемых при одном подлежащем; 3 группа — 2 подлежащих при одном сказуемом

4 группа — 2 сказуемых при одном подлежащем 5 группа- 2 сказуемых при одном подлежащем

— Как можно назвать эти слова?

Ответить на этот вопрос нам поможет учебник.

-Открываем по закладкам стр. 102 в учебнике и находим правило.

Как же называются эти слова?

-Это однородные члены предложения.

— Чем же они похожи, какие у них одинаковые признаки?

1. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.

2. Связаны с одним и тем же словом в предложении.

3. Являются одинаковыми членами предложения.

Однородные члены предложения ………. Слайд 7

— Вернёмся к кластеру, который мы рассматривали. Какие слова мы вставим в пустое окошко.(однородные члены)

– Мы с вами определили признаки однородных членов. А какими однородными членами мы встретились?

С однородными подлежащими и сказуемыми.

— Как вы думаете, какой наш следующий шаг на уроке?

— Закрепить знания об однородных подлежащих и сказуемых.

– Сегодня мы познакомились со строением предложений с несколькими подлежащими и сказуемыми, которые выполняют однородные (одинаковые) функции.

Наши следующие задачи на уроке: Слайд 8

– научиться находить в тексте однородные подлежащие и сказуемые;
– правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях;
– употреблять предложения с однородными членами в своей речи.

8. Поиск решения поставленной проблемы.

Работа с учебником.

– Продолжим работу. Рассмотрим упражнение 231.

а) Чтение задания и текста зарисовки.

Словарь иностранных слов русского языка так определяет лексическое значение слова натуралист

Натуралист (из франц. языка) – человек, исследующий и изучающий природу, мир животных и растений. – Мы будем работать с зарисовкой писателя Дмитрия Зуева. Как вы понимаете слово зарисовка ?

Школьный толковый словарь объясняет значение слова зарисовка так:

Зарисовка – это набросок с натуры, воспроизводящий увиденное в живописи, музыке, литературе.

Познакомимся с зарисовкой писателя

– Перечитаем 1 часть. Определите, какие однородные члены предложения в 1 части? (Однородные подлежащие).
– С какой интонацией произносятся? (С интонацией перечисления).
– Вслушайтесь в интонацию последнего предложения 1 части: понижается или повышается голосовой тон после союза и ? (Понижается).

Перечитаем 2 часть.

— Какие однородные члены предложения во 2 части?( однородные сказуемые, соединятся с помощь перечислительной интонации и при помощи союзов)

Правило
– Союз И показывает, что перечисление закончилось, тон голоса понижается. Об этом напоминает «Золотой ключик»: прочитайте информацию на стр. 103.

9. Первичное применение знаний. Закрепление изученного

б) Самостоятельная работа с 1 частью упражнения 231: записать предложения, подчеркнуть основу предложения.

Первое вместе, последнее самостоятельно. Составить схемы. (Проверка выходят к доске со схемой).

в) Познакомимся с зарисовкой 2 части.

– Слово снуют отмечено значком.
– Стр. 131, работа с толковым словарём в учебнике.
– Как объяснить значение словосочетания «стеклянными крылышками» ? Какое сравнение наблюдается – явное или скрытое? Как называется такой приём в литературе, когда присутствует скрытое сравнение? (Метафора)
Самостоятельная работа со 2 частью упражнения (запись предложений, подчёркивание основы предложения).

9. Домашнее задание

Запишите: Упр. 230, учить правила.

10. Итог урока. Слайд

– Над какой темой работали?
– В итоге мы можем сказать, чему научились на уроке.

Я знаю:
– Какие члены предложения называются однородными;
– Признаки однородных членов предложения;

Я умею:
– Находить в предложении однородные подлежащие и сказуемые;
– Расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

– А если вы ещё в чём-то не уверены – не огорчайтесь. Это тема наших следующих уроков. У вас будет возможность разобраться во всём.
– Спасибо за работу на уроке! (Слайд )

— Вернёмся к началу урока. Ответили мы на вопрос кластера? — Добавили в кластер табличку: однородные

Оцените свою работу?

Отметьте свои достижения на лестнице успеха.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/612331

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-po-teme-odnorodnie-podlezhaschie-i-skazuemie-3353551.html