Особенности и трудности русского ударения кратко

Трудности и особенности русского ударения

Ударение — это выделение слога в слове. В русском языке ударный гласный в слоге выделяется длительностью и интенсивностью (силой звука).

К особенностям (и трудностям) русского ударения относятся:

1) нефиксированность и подвижность,

2) наличие профессиональных и стилистически окрашенных типов произнесения слов,

3) наличие акцентологических вариантов,

4) колебания в постановке ударений,

5) ударение в именах собственных;

6) ударение в словах иноязычного происхождения;

7) ударение в глаголах на –ировать;

8) двойное ударение в сложных словах;

9) смысловая функция ударения (различение слов).

Рассмотрим это на конкретных примерах.

1. В некоторых языках ударение фиксированное (например, на по­следнем слоге — во французском языке). Русское ударение нефиксиро­ванное (разноместное) и подвижное (перемещается в разных грамма­тических формах одного и того же слова: доска — доски). Вследствие этого могут возникать пары слов, в которых одно несет нормативное ударение и используется в литературном языке, а другое — ударение, встречающееся в профессиональной речи, например:

алкоголь — алкоголь, шприцы — шприцы (у медиков); компас — компас (у моряков); добыча — добыча, рудник — рудник (у горняков); шасси — шасси (у летчиков);

2. Разное ударение имеют слова, принадлежащие разным стилям речи (просторечному, нейтральному, книжному):

кладбище (нейтр.) — кладбище (устар., поэтич.); девица (нейтр.) — девица (народно-поэтич.); шёлковый (нейтр.) — шелковый (народно-поэтич.);

Запомните! Профессиональные, просторечные и устаревшие ва­рианты не являются нормативными.

3. В русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, это акцентологические варианты. Иногда они равно­правны, например: пиццерия и пиццерия. Но чаще один вариант стано­вится предпочтительнее другого. Например:

творог — основной (предпочтительный) вариант, творог — дополни­тельный;

нет творога — нет творога (доп.); тефтели — тефтели (доп.); искристый — искристый (доп.); баржа — баржа (доп.);

4. Во многих словах сегодня наблюдаются колебания в постанов­ке ударения: джинсовый — джинсовый, металлургия — металлургия, по волнам — волнам, петля— петля, сажень — сажень.

Однако в подавляющем большинстве случаев в нарицательных су­ществительных только один вариант произношения является норматив­ным: агрономия, алфавит, баловать, валовой, вероисповедание, гражданство, дефис, диспансер, жалюзи, завидно, изыск.

валовой (доход, продукт);

уставный (фонд, капитал);

опт — оптом — оптовый — оптовик;

дебитор — должник, дебиторская задолженность (сумма долгов);

дебет — левая сторона бухгалтерских счетов.

5. Следует помнить о правильном произношении общеизвестных имен собственных, таких, например, как Сергий Радонежский, Сальва­дор Дали, Алексий, Соколов-Микитов, Великий Устюг, Кижи, Ставропольский край, Никарагуа, Перу, Квебек, Сидней, Шри-Ланка, Флорида и т. д.

В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение: Ньютон — Ньютон, Рембрандт — Рембрандт, Линкольн — Линкольн и т. д. В именах собственных иноязычного происхождения ударение обычно неподвижно, например: Мориак — у Мориака. У Бальзака, в Познани. Интересно положение с ударением в фамилии Пикассо: «…дело в том, что это испанский художник, долгое время живший и творивший во Франции. В испанском ударение на предпоследний слог, во французском – на последний. Отсюда два возможных варианта: Пикассо и Пикассо. Почему в словаре дано только Пикассо? Я услышала, как это имя произносили недавно в репортаже собственного корреспондента Первого канала во Франции Жанны Агалаковой: Пикассо, и подумала: если так говорят люди, погруженные во французскую языковую среду, значит произошел определенный сдвиг, значит ударение Пикассов качестве нормативного уже не следует фиксировать.» (Ф.Л. Агеенко)

В тех случаях, когда одно имя собственное относится к двум (или более) лицам, предметам, понятиям, нужно уточнить конкретное значе­ние данного слова и, пользуясь словарями, выяснить правильное ударе­ние. Например, Джордж Вашингтон (первый президент США) — Ва­шингтон (столица США); Макбет (персонаж одноименной трагедии Шекспира) — Макбет (название повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).

6. В существительных иноязычного происхождения правильно по­ставить ударение можно, зная происхождение слова. Например, пуло­вер, потому что слово пришло из английского языка (pullover — «свитер, любая вязаная одежда, натягиваемая через голову»), нувориш — из французского (nouveauriche — букв. «новый богач»). Сравни также: им­пичмент, дефис, саммит, маркетинг, диспансер, хаос (беспорядок), некролог, квартал, генезис, биогенез, феномен, эксперт, каталог.

7. В глаголах на -ировать более продуктивным считается вариант с ударением на и (суффикс -ир- восходит к немецкому -ieren). В словах же, вошедших в русский язык только в прошлом веке, ударение часто падает на последний слог, но некоторые из них допускают колебания ударения (*):

блокировать — маркировать;

национализировать — премировать;

приватизировать — нормировать;

экспортировать — бомбардировать.

Читайте также:
  1. I Тема: Структурно-смысловые особенности описания
  2. I. Нормы современного русского литературного языка. Орфоэпические нормы. Лексические нормы.
  3. I. Особенности гигиенических требований к детской одежде.
  4. I.II Психологические особенности леворуких детей
  5. II. Особенности службы и контингента ТД.
  6. III. 10. Особенности канонического права
  7. III. Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках в качестве субподрядчиков
  8. III. Первоначальное накопление капитала (особенности, примеры)
  9. III. Своеобразие творческих игр дошкольников и особенности руководства ими в дошкольных учреждениях.
  10. IV. Особенности развития социологической мысли в России.
-úровать блокировать, -úрует; буксировать, -úрует; деформировать (ся), -úрует(ся); реформировать, -úрует; трансформировать (ся), -úрует(ся)
-ировáть бомбардировáть, -ирýет; гофрировáть, -ирýет; маскировáть, -ирýет; нормировáть, -ирýет; (за)пломбировáть, -ирýет; премировáть, -ирýет; (рас-, с-, пере-) формировáть (ся), -ирýет(ся); экипировáть(ся), -ирýет(ся), маркировáть*, -úрýет

8. В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных сло­вах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главноеивторостепенное, т. е. побочное (на первой части длинного сложного слова): картофелекопалка, суперобложка, энергосистема, телепередача, нефтепровод, машиностроение, среднесуточный, книго­издательский.

Запомните! Нефте- (трубо-, газо-) провод (название действия), но: провод (проволока).

Среди сложных слов есть и одноударные: самостоятельный, меж­республиканский и др.

9. Ударение в русском языке может выполнять смысловые и грамматические функции. С его помощью различаются омонимы (разные по значению слова, совпавшие по написанию, но не по произ­ношению): ирис — ирис, замок — замок, мука — мука, угольный — уголь­ный, атлас — атлас, хлопок — хлопок, орган — орган. Неправильная по­становка ударения влечет за собой искажение смысла. Сравните: лед­ник (в горах) — ледник (погреб); парить (репу) — парить (в облаках); рефлекторный (от рефлектор) — рефлекторный (от рефлекс); наголо (держать шашки) — наголо (остричь); броня(защитная облицовка из ста­ли) — броня (закрепление чего-либо за кем-нибудь).

Ударение в отдельных грамматических формах. Определенную трудность (даже для образованного человека) представляет сегодня правильная постановка ударения в отдельных грамматических формах. Обратите внимание на следующие основные правила.

1. Ударение в кратких формах прилагательных и страдатель­ных причастий прошедшего времени всегда стоит на основе. И только в форме единственного числа женского рода оно переносится на окон­чание:

создан — создана — созданы; взят — взята — взяты; занят — занята — заняты; начат — начата — начаты.

2. Во многих глаголах в прошедшем времени только в форме женского рода ударение стоит на окончании:

отнять — отнял — отняла — отняли; понять — понял — поняла — поняли; начать — начал — начала — начали; но: класть — клал — клала — клали.

3. Глаголы, образованные от прилагательных, обычно имеют ударение на последнем слоге:

бодрый — ободрить, подбодрить.

4. Место ударения в отглагольных существительных обычно сов­падает с местом ударения в исходном глаголе:

5. Место ударения в форме родительного падежа множественного числа может быть различным — на окончании либо на основе:

1) область — областей; ведомость — ведомостей; ступень — ступеней (в развитии чего-либо); но: ступеней (в лестнице);

2) доска — досок; сирота — сирот; отрасль — отраслей; мощность — мощностей; прибыль — прибылей; дно — доньев; торт — тортов; порт — пор­тов – о порте – в порту.

Запомните! Среда — среды — по средам.

6. В часто употребляющихся глаголах звонúть, включúть, растúть, вручúть нормы литературного произношения часто нарушаются. В этих глаголах на —úть ударение всегда падает на окончание во всех личных формах настоящегоибудущего времени: звонúть– звоню, звонúшь, звонúт, звонúм, звонúте, звонят; включúть – включý, включúшь, включúт, включúм, включúте, включáт; растúть – ращý, растúшь, растúт, растúм, растúте, растят; вручúть – вручý, вручúшь, вручúт, вручúм, вручúте, вручáт. Данные глаголы, соединяясь с приставками (кроме приставки вы-, которая, как правило, принимает ударение на себя) и суффиксом —ся, обычно не меняют места ударения: позвонúшь, зазвонúт, созвонúмся, перезвонят; переклю-чúшь(ся), отключúт(ся), заключúм, подключúте(сь), исклю-чáт и т.д.

7. Некоторые предлоги принимают ударение на себя, и тогда следующее за ним слово (существительное или числительное) оказывается безударным:

нá: берег, воду, год, голову, два, день, дом, душу, зиму, ногу, нос, ночь, руку, спину, стену, сто, сторону, три, угол, ухо, шесть;

зá: волосы, год, голову, город, два, душу, зиму, ногу, нос, ночь руку, спину, сто, три, ухо, уши, шесть;

пóд: гору, ноги, нос, руку;

пó: два, двое, лесу, морю, носу, полу, полю, сто, три, трое, уху;

úз: виду, дому, лесу, носу;

бéз:вести, году, толку;

óт: год óт году, час óт часу;

дó: дó полу.

Ознакомьтесь с типами наиболее распространенных орфоэпических ошибок.

Распространенные орфоэпические ошибки

Неправильно произносят Следует произносить
включим приемник включим приемник (включу, включишь, включит, включим, включите, включат)
возраста, возрастов мн. ч. возрасты, -ов
возвращение на круги своя возвращение на круги своя
вручат орден вручат орден (вручу, вручишь, вручит, вручит, вручите, вручат)
гражданство гражданство
2,2% — два и два десятых % два и две десятых %
[жу]ри жюри [ж’у]
истёкшие сутки истекшие сутки
конкурентноспособный конкурентоспособный
красивее красивее
недуг недуг
отключено электричество отключено электричество (отключённый, отключён, отключена, отключено, отключены)
оторвало плотину оторвало плотину (оторвал, оторвала, оторвало, оторвали)
отставка принята отставка принята (принят, принята, принято, приняты)
сорвало переговорный процесс сорвало переговорный процесс
расценено расценено (расценённый, расценён, расценена, расценено, расценены)
сняты сняты
Кижи, Кижей (музей- заповедник деревянного зодчества) Кижи, Кижей

3. Важнейшие нормы произношения в современном русском языке.

Произносительные нормы русского языка определяются следующими основными законами:

1) редукция безударных гласных, т.е. количественные и качественные изменения звуков в результате ослабления артикуляции;

2) оглушение парных звонких согласных в конце слов;

3) оглушение парных звонких согласных, стоящих перед глухими, и озвончение парных глухих согласных перед звонкими на стыке морфем и слов (ассимиляция);

4) смягчение твердых согласных перед мягкими в некоторых корнях и на стыке морфем (слов);

5) уподобление согласных на морфологических стыках слова или на стыке предлога и слова на месте некоторых буквосочетаний;

6) выпадение некоторых звуков в сочетаниях согласных.

Поясним законы произношения более подробно.

В безударных слогах гласные подвергаются редукции, т.е. качественным и количественным изменениям в результате ослабления артикуляции. Качественная редукция – это изменение звучания гласного с потерей некоторых признаков его тембра, например, произношение [вадá] вместо [водá]. Количественная редукция – это уменьшение длительности и силы безударного гласного. Гласные, подвергшиеся редукции, называются редуцированными. В меньшей степени редуцируются гласные, находящиеся в первом предударном слоге, в абсолютном начале и конце слова, в большей степени – гласные остальных безударных слогов.

Нормы произношения гласных звуков. Московский говор — акающий, поэтому и современный русский язык характеризуется акань­ем. В русской литературной речи безударный О не произносится, а за­меняется в первом предударном слоге на А [а]. Он отличается от ударного [á] меньшей длительностью и меньшей активностью артикуляции. В транскрипции его обозначают как [Λ]: в[Λ]дá, к[Λ]рóва, [Λ]кнó, [Λ]зóт, шкóл[Λ].

Сохранение произношения безударного О возможно в союзах, заимствованных словах фор-пост, бомонд, Ромео и др.

В остальных слогах про­износится среднее ы/а, обозначаемый как [ъ], — м[ъ]л[Λ]кó.

Произношение гласных в заударных слогах аналогично безудар­ным слогам кроме первого.

Для современной произносительной системы русского языка характерно не только аканье, но еще «иканье»: в без­ударном положении все гласные (кроме у), в первом предударном слоге после мягких согласных заменяются звуком И с призвуком [э]. Напри­мер, лес- л'[и]сник , п'[а]ть — к п[и]ти.

После ж,ш,ц на месте А произносится А (в первом предударном слоге и в абсолютном конце слова — ж[Λ]ргóн, ш[Λ]гáть, ж[Λ]нглúровать, ж[Λ]кéй, синúц[Λ]) или Ы (перед мягкими согласными, в формах косвенных падежей множественного числа слова лóшадь, а также в формах косвенных падежей числительных двáдцать, трúдцать). В ряде слов звук [ы э ] произносится на месте буквы а и перед твердыми согласными: рж[ы э ]нóй, ж[ы э ]смúн, ж[ы э ]кет. Произношение в этих словах сочетаний ш[Λ], ж[Λ], ц[Λ] является нелитературным. В других безударных слогах после [ж], [ш] и [ц] на месте букв а и о произносится гласный [ъ] : ш[ъ]колáд, ш[ъ]винúзм, ш[ъ]мполá, ж[ъ]люзú.

После ж, ш, ц, на месте Е в первом предударном слоге произносит­ся ы/э — жена, шептать, в других безударных слогах произносится редуцированный гласный [ъ]: шерстяной, целиком.

В начале слова при тесном слиянии с предшествующим, имеющим на конце твердый согласный, после предлогов, а также после приставок, оканчивающихся на твердый согласный, буква и произносится как [ы]: свет-[ы]-тень, из-[ы ]скры, с-[ы]глóй, в-[ы]тáлии, меж[ы]нститýтский. Гласный [ы] произносится также в сложных словах, первая часть которых оканчивается на твердый согласный, а вторая начинается с буквы и: пед[ы]нститýт, гос[ы]нспéкция.

В абсолютном начале слова Э иноязычного происхождения произ­носится и в первом предударном слоге э/и экран, этаж, эпоха.

Сочетания аа, оо, ао, оа могут произноситься АА — коала, евроази­атский.

Произнесение звуков [е] или [о] после мягких согласных под уда­рением вызывает затруднения у многих носителей русского языка. В некоторых словах гласный звук [ó], обозначаемый на письме буквой ё, ошибочно подменяют ударным гласным [э ], и наоборот. Это происходит вследствие того, что в книгах, как правило, вместо буквы ё используется буква е. Необходимо запомнить слова, в которых под ударением произносится звук [ó] или [э ], причем в некоторых словах возможны оба варианта (*):

е [ó] амёба, безнадёжный, белёсый*, блёклый*, всплёскивать*, гололёд, гравёр, жёлоб, жёлчный*, жёлчь*, жёрдочка, жёрнов, клёст, короткошёрстный, манёвр*, манёвренный*, наёмник, никчёмный, одноимённый, осётр, остриё, платёжеспособный, полёгший, разноплемённый, смётка
е [э ] афéра, доп. белéсый*, доп. блéклый*, бытиé, всплéскивать*, гололéдица, гренадéр, дебéлый, доп. жéлчный*, доп. желчь*, житиé, забрéдший, иноплемéнный, лéска, доп. манéвр*, доп. манéвренный*, местоимéнный, можжевéльник, недоумéнный, опéка, осéдлый, отцвéтший, пéкло, привéдший, сажéнный, совремéнный, хребéт

НО! В суффиксах страдательных причастий под ударением обыч­но произносится [о]: углублЁнный — (не углУбленный), возбуждЁнное дело — (не возбУжденное).

В отдельных случаях буквы е и ё используются для различения слов по смыслу: истекший год – истекший кровью; кричит как оглашенный – приказ, оглашенный вчера; крестный ход – крестный отец.

Нормы произношения согласных звуков.

1.. Оглушение-озвончение.

Согласные звуки отчет­ливо произносятся перед гласными, сонорными согласными (м, н, л, р), перед звуком в, перед разделительными ъ и ь знаками.

В конце слов на месте парных звонких согласных произносятся соответствующие глухие: год – го[т], газ – га[с]и т.п. Если в конце слова два звонких согласных, то они оглушаются оба: визг – ви[ск], пóезд – пóе[ст]. Звонкие согласные оглушаются также и перед глухими в середине слова и на стыке слов: лóжка – лó[ш] ка, прóбка – прó[п] ка, снег пáдает – сне[к-п] áдает, из теáтра – и[с-т] еáтра, меж шарáми – ме[ш-ш]арáми.

На месте глухих согласных перед звонкими (кроме [в], [р], [л], [м], [н]) в середине слова и на стыке слов произносятся соответствующие звонкие: сдать – [з] дать, отбрóсить – о[д]брóсить, вокзáл – во[г] зáл, с Борúсом – [з-б]орúсом.

Дата добавления: 2014-12-20 ; просмотров: 66 | Нарушение авторских прав

Трудности и особенности русского ударения. Ударение – это выделение слога в слове

Ударение – это выделение слога в слове. В русском языке ударный гласный в слоге выделяется длительностью, интенсивностью и движением тона.

К особенностям (и трудностям) русского ударения ученые-лингвисты относят: 1) нефиксированность и подвижность ударения; 2) наличие акцентологических вариантов произношения слова; 3) колебания в постановке ударений; 4) ударение в именах собственных и др.

1. В некоторых языках ударение фиксированное (например, на последнем слоге – во французском языке). Русское ударение нефиксированное (разноместное) и подвижное (перемещается в разных грамматических формах одного и того же слова: средсрды – по средм.).

2. В русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, это акцентологические варианты.

Иногда они равноправны, например: пиццрия и пиццеря; но чаще один вариант становится предпочтительнее другого. Например:

Основной (предпочти- Дополнительный вариант

нет творог – нет тврога

2. Во многих словах сегодня наблюдаются колебания в постановке ударения: джнсовыйджинсвый, металлургиґяметаллргия, по
влнам
волнм, птляпетляґ, сженьсажнь. Однако в подавляющем большинстве случаев в нарицательных существительных только один вариант произношения является нормативным.

Запомните!

Валовй (доход, продукт);

уствный (фонд, капитал);

дебитр (должник), дебитрская задолженность (сумма долгов);

дбет (левая сторона бухгалтерских счетов).

4. Следует помнить о правильном произношении общеизвестных имен собственных, таких, например, как Сргий Рдонежский, Сальвадр Дал, Пикссо, Алексй, Соколв-Микитв, Балашха, Велкий Устюг,
Кж, Ставропльский край, Никаргуа, Пер, Квебк, Сдней, Шри-Ланк
и т.д.

5. В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная происхождение слова. Например, пулвер, потому что слово пришло из английского языка (pullover «свитер, любая вязаная одежда, натягиваемая через голову»), нуворш – из франц. nouveauriche букв. «новый богач». Ср. также: импчмент, дефс, сммит, мркетинг, диспанср, хос (беспорядок), некролг, квартл, гнезис,
биогенз, фенмен, экспрт, каталг.

6. В глаголах на –ировать более продуктивным считается вариант с ударением на и (суффикс –ир– восходит к немецкому –ieren). В словах же, вошедших в русский язык только в XX в., ударение часто падает на последний слог.

Ударение в русском языке может выполнять смысловые и грамматические функции. С его помощью различаются омонимы (разные по значению слова, совпавшие по написанию, но не по произношению):
рисирс, змокзамк, мукмка, тласатлс, хлпокхлопк,
рган
оргн. Неправильная постановка ударения влечет за собой искажение смысла. Ср.: рефлкторный (от рефлектор) – рефлектрный (от рефлекс); брон (защитная облицовка из стали) – брня (закрепление чего-либо за кем-нибудь); языковя (подготовка) – языквая (колбаса);
занятй (человек) – знятый (дом).

ВЫВОДЫ

1. Культура речи – это такое качество речи, которое обеспечивает максимально эффективное общение при соблюдении языковых, коммуникативных и этических норм.

2. Языковая норма – центральное понятие культуры речи. Различают нормы грамматические, лексические и орфоэпические.

3. Коммуникативные нормы – это выбор и употребление языковых средств, обеспечивающих: полное соответствие коммуникативным целям и задачам; точность, понятность и чистоту речи. Нарушением коммуникативных норм являются чрезмерные заимствования, общение на жаргоне, просторечия, диалекты.

4. Этические нормы предписывают применение правил языкового поведения в конкретной ситуации. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, прощания, благодарности, поздравления и т.п.; обращение на «ты» или «Вы»; выбор полного или сокращенного имени и др.).

5. Орфоэпия (от греч. orthos «правильный» и epos «речь») – это наука о правильном литературном произношении.

6. В настоящее время для любого специалиста владение нормами литературного произношения является насущной необходимостью и играет огромную роль в процессе общения.

7. Ударение – это выделение слога в слове. В русском языке ударный гласный в слоге выделяется длительностью, интенсивностью и движением тона.

8. Каждому человеку, выступающему публично, необходимо знать основные правила литературного произношения и учитывать трудные случаи произношения (гласных звуков, согласных звуков, заимствованных слов и др.).

9. К особенностям (и трудностям) русского ударения ученые-лингвисты относят: 1) нефиксированность и подвижность ударения; 2) наличие акцентологических вариантов произношения слова; 3) колебания в постановке ударений; 4) ударение в именах собственных и др.

10. Ударение в русском языке может выполнять смысловые и грамматические функции. С его помощью различаются омонимы (разные по значению слова, совпавшие по написанию, но не по произношению:
рисирс).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое культура речи?

2. Что представляют собой языковые нормы?

3. Что входит в понятие коммуникативные нормы?

4. Какие примеры нарушения коммуникативных норм вы можете привести?

5. Что такое этические нормы?

6. Что такое орфоэпия?

7. Какие примеры трудных случаев произношения гласных и согласных звуков вы можете привести?

8. Каковы правила произношения заимствованных слов?

9. Каковы основные трудности и особенности русского ударения?

10. Приведите примеры смыслоразличительной роли русского ударения.

Дата добавления: 2015-01-01 ; просмотров: 24 ; Нарушение авторских прав

Русское ударение и его особенности

Словесное ударение — это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое — фонетическое слово.

Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков.

Русское ударение и его особенности

Ударение – это выделение слога в слове. В русском языке ударный гласный в слоге выделяется длительностью, интенсивностью и движением тона.

Русскому языку свойственно динамическое, или садовое, ударение. Это значит, что ударный слог в слове произносится с большей силой артикуляции, чем безударные слоги. Кроме того, особенностью русского ударения является несколько большая длительность произношения ударного слога в сравнении с безударным.

Гласные звуки под ударением произносятся отчетливо и ясно, они обычно обозначаются “своими” буквами: вал — [вАл], вол — [вОл].

Гласные звуки в безударных слогах обычно произносятся неясно. Звук [о] в безударном слоге произносится близко к [а]. Например, слова волЫ и валЫ при произнесении совпадают (произнесите: [валЫ], а при письме их нужно различать.

Звук [э] в безударном слоге произносится близко к [и]. Например, слова лисА и лесА при произнесении совпадают (произнесите: [лисА] ), а при письме их нужно различать.

Ударение в русском языке является разноместным, или свободным, то есть может стоять на любом слоге слова, например: полночь, получка, полукруг. Кроме того, ударение может перемещаться при изменении форм слова, т.е. является подвижным, например: волнА — вОлны, рЕдкий — редчАйший.

Ударение в русском языке может различать формы одного и того же слова (сЕстры — сестрЫ) и разные слова (Атлас — атлАс).

К особенностям (и трудностям) русского ударения относятся: 1) нефиксированность и подвижность, 2) наличие профессиональных и стилистически окрашенных типов произнесения слов, 3) наличие акцентологических вариантов, 4) колебания в постановке ударений, 5) ударение в именах собственных и др.

1. В некоторых языках ударение фиксированное (например, на последнем слоге – во французском языке). Русское ударение нефиксированное (разноместное) и подвижное (перемещается в разных грамматических формах одного и того же слова: доска – доски). Вследствие этого могут возникать пары слов, в которых одно несет нормативное ударение и используется в литературном языке, а другое – ударение, встречающееся в профессиональной речи, например:

алкоголь – алкоголь, шприцы – шприцы (у медиков);

компас – компас (у моряков);

кета – кета (у рыбаков);

добыча – добыча, рудник – рудник (у горняков);

шасси – шасси (у летчиков);

искра – искра (у шоферов).

2. Разное ударение имеют слова, принадлежащие разным стилям речи (просторечному, нейтральному, книжному):

кладбище (нейтр.) – кладбище (устар., поэтич.);

девица (нейтр.) – девица (народно-поэтич.);

шёлковый (нейтр.) – шелковый (народно-поэтич.);

свёкла (нейтр.) – свекла (прост.);

музыка (нейтр.) – музыка (устар.)

Профессиональные, просторечные и устаревшие варианты не являются нормативными. В русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, это акцентологические варианты. Иногда они равноправны, например: пиццерия и пиццерия. Но чаще один вариант становится предпочтительнее другого. Например:

творог – основной (предпочтительный) вариант, творог – дополнительный;

нет творога – нет творога (доп.);

тефтели – тефтели (доп.);

искристый – искристый (доп.);

ржаветь – ржаветь (доп.);

кирза – кирза (доп.);

баржа – баржа (доп.).

4. Во многих словах сегодня наблюдаются колебания в постановке ударения: джинсовый – джинсовый, металлургия – металлургия, по волнам – волнам, петля – петля, сажень – сажень.

Однако в подавляющем большинстве случаев в нарицательных существительных только один вариант произношения является нормативным: агрономия, баловать, валовой, вероисповедание, гражданство, диспансер, жалюзи, завидно, изыск, исчерпать, каталог, кухонный, мусоропровод, намерение, обеспечение, облегчить, оптовый, памятуя, предвосхитить, принудить, сосредоточение, средства, столяр, углубить, украинский, упрочение, феномен, ходатайство, ценовая, христианин, щавель, эксперт.

Валовой (доход, продукт);

уставный (фонд, капитал);

опт – оптом – оптовый – оптовик;

дебитор – должник, дебиторская задолженность (сумма долгов);

дебет – левая сторона бухгалтерских счетов.

5. Следует помнить о правильном произношении общеизвестных имен собственных, таких, например, как Сергий Радонежский, Сальвадор Дали, Пикассо, Алексий, Соколов-Микитов, Балашиха, Великий Устюг, Кижи, Ставропольский край, Никарагуа, Перу, Квебек, Сидней, Шри-Ланка и т.д.

В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение: Ньютон – Ньютон, Рембрант – Рембрант, Линкольн – Линкольн и т.д. В именах собственных иноязычного происхождения ударение обычно неподвижно, например: Мориак – у Мориака. У Бальзака, в Познани.

В тех случаях, когда одно имя собственное относится к двум (или более) лицам, предметам, понятиям, нужно уточнить конкретное значение данного слова и, пользуясь словарями, выяснить правильное ударение. Например, Джордж Вашингтон (первый президент США) – Вашингтон (столица США); Макбет (персонаж одноименной трагедии Шекспира) – Макбет (название повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).

6. В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная происхождение слова. Например, пуловер, потому что слово пришло из английского языка ( pullover – «свитер, любая вязаная одежда, натягиваемая через голову»), нувориш – из французского (nouveauriche – букв. «новый богач»). Сравни также: импичмент, дефис, саммит, маркетинг, диспансер, хаос (беспорядок), некролог, квартал, генезис, биогенез, феномен, эксперт, каталог.

7. В глаголах на -ировать более продуктивным считается вариант с ударением на и (суффикс -ир- восходит к немецкому –ieren). В словах же, вошедших в русский язык только в прошлом веке, ударение часто падает на последний слог. Сравни:

8. В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное, т.е. побочное (на первой части длинного сложного слова): картофелекопалка, суперобложка, энергосистема, телепередача, нефтепровод, машиностроение, среднесуточный, книгоиздательский.

Нефте- (трубо-, газо-) провод (название действия), но: провод (проволока).

Среди сложных слов есть и одноударные: самостоятельный, межреспубликанский, вице-премьер и др.

9. Ударение в русском языке может выполнять смысловые и грамматические функции. С его помощью различаются омонимы (разные по значению слова, совпавшие по написанию, но не по произношению): ирис – ирис, замок – замок, мука – мука, угольный – угольный, атлас – атлас, хлопок – хлопок, орган – орган. Неправильная постановка ударения влечет за собой искажение смысла. Сравни: ледник (в горах) – ледник (погреб); парить (репу) – парить (в облаках); рефлекторный (от рефлектор) – рефлекторный (от рефлекс); наголо (держать шашки) – наголо (остричь); броня (защитная облицовка из стали) – броня (закрепление чего-либо, за кем-нибудь); видение (призрак) – видение (точка зрения); проклятый (ненавистный) – проклятый (подвергшийся проклятью); хоры (балкон в верхней части зала) – хоры (певческие коллективы); языковая (подготовка) – языковая (колбаса); занятой (человек) – занятый (дом).

Определенную трудность (даже для образованного человека!) представляет сегодня правильная постановка ударения в отдельных грамматических формах. Существуют следующие основные правила.

1. Ударение в кратких формах прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени всегда стоит на основе. И только в форме единственного числа женского рода оно переносится на окончание:

создан – создана – созданы;

взят – взята – взяты;

занят – занята – заняты;

начат – начата – начаты.

2. Во многих глаголах в прошедшем времени только в форме женского рода ударение стоит на окончании:

отнять – отнял – отняла – отняли;

понять – понял – поняла – поняли;

начать – начал – начала – начали;

но: класть – клал – клала – клали.

3. Глаголы, образованные от прилагательных, обычно имеют ударение на окончании:

бодрый – ободрить, подбодрить.

4. Место ударения в отглагольных существительных обычно совпадает с местом ударения в исходном глаголе:

5. Место ударения в форме родительного падежа множественного числа может быть различным – на окончании либо на основе:

1) область – областей; ведомость – ведомостей; ступень – ступеней (в развитии чего-либо); но: ступеней (в лестнице);

2) доска – досок; сирота – сирот; отрасль – отраслей; мощность – мощностей; прибыль – прибылей; дно – доньев; торт – тортов; порт – портов.

Среда – среды – по средам.

Не следует забывать, что голос – первое, что доносится до слушателя после зрительного восприятия собеседника. И то, как мы говорим, во многом определяет отношение к нам собеседника.

Рисунок 1. Структурно-логическая схема «Трудности русской орфоэпии».

Первой особенностью русского ударения является то, что оно свободное, то есть не прикреплено к определенному слогу в слове. Оно может падать и на первый слог (воля, город), и на второй (свобода, природа), и на третий и т.д. Такое ударение называется также разноместным.

Второй особенностью русского ударения является его подвижность, то есть способность менять свое место в зависимости от формы слова.

Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость, которая выражается в том, что с течением времени ударение меняет свое место в слове и появляется новый вариант произношения. Например, раньше говорили: кладбище, паспорт, эпиграф, воздух, библиотека, музыка, призрак, роскошный. Сейчас такое произношение считается неправильным. Но оно сохранилось в художественных произведениях. И мы можем встретить старое произношение в стихах Пушкина, Лермонтова, Некрасова, баснях Крылова и в произведениях других поэтов и писателей.

Процесс изменения ударения идет и сейчас, на наших глазах. Так, если раньше можно было произносить только договор, то сейчас допустимым является и договор. Такая вариативность и подвижность русского ударения создает определенные трудности при произношении не только для иностранцев, но и для русских людей.

1. Безгодов А. А. Рифмы и ударения в русском языке. — Янтарный сказ, 2007 г., 520 стр.

2. Горбачевич К. С. Современный орфоэпический словарь русского языка. Все трудности произношения и ударения. — АСТ, Астрель, 2009 г., 480 стр.

3. Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. — АСТ, Астрель, Харвест, 2008 г., 608 стр.

4. Иванова Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. — Русский язык — Медиа, 2007 г., 912 стр.

5. Резниченко И. Л. Словарь ударений русского языка. — АСТ-Пресс Книга, 2008 г., 944 стр.

6. Штудинер М. А. Словарь образцового русского ударения. — Айрис-Пресс, 2009 г., 576 стр.


источники:

http://lektsii.com/1-50636.html

http://lesnaya.nethouse.ru/articles/132422

Читайте также:
  1. III династия Ура. Особенности политического и социально-экономического развития данного периода.
  2. III.4.1) Общие особенности вменения ответственности.
  3. L-формы бактерий, их особенности и роль в патологии человека. Факторы, способствующие образованию L-форм. Микоплазмы и заболевания, вызываемые ими.
  4. V. Особенности развития реализма на рубеже 19-20вв.
  5. А) Типы и конструктивные особенности баз.
  6. А. Особенности российского либерализма в 50— 60-х годах XIX в. Консерваторы
  7. А. Особенности формирования древнерусской культуры
  8. А. Особенности экономического развития России при Петре I. Мануфактурное производство
  9. Александр (Самсон) Засс. Номера русского силача сокрушали здравый смысл англичан.
  10. Анализ произведения Мильтона «Самсон борец». Проблематика. Образ Самсона. Художественные особенности.