Оборот товаров подлежащих маркировке

Какие товары подлежат обязательной маркировке с 2021 года

На кого возложена обязанность по маркировке товаров

Во-первых, разберемся, кого закон обязал заниматься маркировкой товаров с 2021 года. Это должны делать все участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке. В п. 19 ст. 2 федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ указано, что к таким участникам приравниваются все хозсубьекты, которые взаимодействуют с товаром:

  • производители продукции;
  • импортеры продукции;
  • поставщики продукции;
  • торговые предприятия, продающие товар конечному потребителю.

Об организационно-правовой форме ничего не сказано, поэтому эта обязанность относится как к организациям, так и к индивидуальным предпринимателям.

О продаже маркированных и немаркированных товаров одновременно мы писали здесь.

Как совмещать УСН и ПСН, можно прочитать в статье.

Кто не должен заниматься товарной маркировкой в 2021 году:

  • Конечный покупатель, когда он является организацией или ИП: если товар куплен для личных или хозяйственных нужд предпринимателя или предприятия, то маркировать товар уже не следует.
  • Посредники при продаже товаров.
  • Те, кто оказывает услуги по перевозке, доставке, упаковке и пр.

За счет процедуры маркировки будет отслеживаться весь путь товара от производителя до конечного потребителя.

Остановимся на перечне товаров, подлежащих маркировке с 2021 года.

Список товаров, подлежащих обязательной маркировке

Не все товары входят в перечень товаров, подлежащих маркировке. Да и сроки, когда маркировка станет непременным атрибутом производства и продаж, варьируются в зависимости от вида товара. Ниже приведем перечень товаров с обязательной маркировкой в 2021 году:

Далее в таблице приведем данные о том, какие товары подлежат обязательной маркировке в течение 2021 года.

Также следует иметь в виду, что для некоторых видов товаров есть свои законы о маркировке товаров с 2021 года — это различные распоряжения и постановления Правительства РФ.

Например, в список товаров для маркировки в 2021 году также входят:

  • лекарственные препараты;
  • одежда из меха.

Наравне с обязательной маркировкой товаров проводятся экспериментальные маркировки. Какие товары подлежат маркировке в виде эксперимента, посмотрите в таблице:

Отметим, что список для ИП маркировки товаров с 2021 года не отличается от аналогичного списка для организаций. То есть в части маркировки товаров никаких поблажек для ИП нет.

Что относится к одежде, подлежащей маркировке

Много вопросов вызывает обязательная маркировка одежды с 2021 года. Рассмотрим подробнее, что относится к одежде, подлежащей маркировке.

Как видим, маркировка одежды с 2021 года обязательна не вообще для всей одежды, а лишь для некоторой ее части. То же самое относится к обязательной маркировке детской одежды: ей подлежит не вся детская одежда, а лишь перечисленная в таблице.

При определении, входит ли одежда в перечень товаров для маркировки с 2021 года, необходимо руководствоваться технической документацией к товару, а не ее внешним видом. Производителям следует внимательно и максимально точно выбрать код ТН ВЭД и соотнести его с кодами, указанными в распоряжении об обязательной маркировке.

Порядок маркировки товаров подробно описан в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ и узнайте алгоритм маркировки.

Переходные периоды для некоторых видов товаров

Для того чтобы товары, подлежащие маркировке, правильно оформить, необходимо зарегистрироваться в системе «Честный знак» и нанести на товары специальные коды. Кроме того, розничные продавцы обязаны указывать в чеке код товара в любом случае. До 20 апреля было послабление в этой части при продаже товаров через курьера или по почте.

Даже после введения обязательной маркировки были установлены переходные периоды, в течение которых допускалось маркировать остатки товаров и еще торговать непромаркированными изделиями. Для каждого вида продукции свой срок, установленный постановлениями Правительства РФ.

Какие именно товары входят в список с переходным периодом и каков этот переходный период, смотрите в таблице:

Итоги

Список товаров, которые подлежат обязательной маркировке, утвержден Правительством РФ. Переход на обязательную маркировку происходит постепенно, в течение продолжительного времени, с разными сроками маркировки разной продукции и с установленным плавным переходным периодом.

Всё о маркировке товаров

В течение ближайших пяти лет в России будет планомерно вводиться система маркировки различных групп товаров. Под контроль потребителей и государства попадут не только рынки лекарств и табака, но и шин, фотоаппаратов и духов. Зачем нужна эта «реформа» и к чему уже сейчас нужно готовиться бизнесу?

Оглавление:

В декабре 2017 года президент одобрил создание Единой системы сплошной маркировки и прослеживаемости товаров. Распоряжение от 28.04.2018 №791-р определило базовые принципы в модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации. Эти базовые принципы предусматривают:

  • идентификацию каждой единицы товара — присвоение товарам уникальных кодов;
  • создание информационной системы маркировки, в которой будет храниться вся информация, генерируемая всеми участниками системы маркировки в процессе жизненного цикла товара;
  • создание Единого каталога товаров.

Что такое маркировка

С 1 января 2019 года действует Федеральный закон от 25.12.2018 N 488-ФЗ. В нем нет термина «маркировка», но есть такие определения, как «товары, маркированные средствами идентификации» и «код маркировки».

Товары, маркированные средствами идентификации, — это товары, на которые нанесены средства идентификации и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Код маркировки — уникальная последовательность символов, состоящая из кода идентификации и кода проверки.

В Концепции маркировка определяется как комплекс действий по идентификации единицы или совокупности единиц товара с помощью нанесения средства идентификации или контрольного знака со средством идентификации. Она необходима для обеспечения прослеживаемости товаров при их движении по товаропроводящей сети.

Зачем в России внедряется маркировка

К 2024 году по поручению правительства должна быть создана сквозная система маркировки товаров контрольными идентификационными знаками. То есть предполагается, что к этому времени основная масса потребительских товаров, которая продается, производится и импортируется в страну, должна быть промаркирована в единой системе.

По словам Андрея Кириллова, операционного директора Центра развития перспективных технологий, основная задача, которую ставит перед собой государство в рамках этого проекта, — это защита жизни и здоровья граждан, повышение уровня их безопасности. Так, например, сегодня шансов купить легальную воду, кроме как в крупных сетях в крупных городах, у людей фактически нет — 60 % бутилированной воды является поддельной.

«Единая система маркировки обеспечит достоверность того, что продаваемый продукт был произведен на такой-то фабрике, был доставлен через такие-то каналы товародвижения и был продан на кассе в таком-то магазине», — объясняет Андрей Кириллов.

В результате внедрения системы маркировки с рынка уйдут предприятия, уклоняющиеся от налогов и занимающиеся контрафактом, — те, что конкурируют с остальными участниками рынка недобросовестно. Честные производители в свою очередь, наоборот, увеличат долю за счет повышения прозрачности рынка.

Очевидные преимущества от маркировки получит потребитель. Помимо возможности приобретать только легальный и качественный товар он будет иметь возможность давать прямую обратную связь по нелегальным товарам контролирующим органам. Инструмент общественного контроля будет реализован в виде специального приложения, и им можно будет пользоваться с помощью смартфона.

Какие товары участвуют в системе маркировки

Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р утвердило перечень из 10 товарных групп, подлежащих обязательной маркировке.

  1. Табачная продукция
  2. Духи и туалетная вода
  3. Шины и покрышки пневматические резиновые новые
  4. Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи
  5. Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек
  6. Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков
  7. Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек
  8. Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное
  9. Обувные товары
  10. Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки

В настоящее время уже существуют системы маркировки для алкоголя и меховых изделий. Они продемонстрировали эффективность. Так, например, благодаря запуску обязательной маркировки шуб в 2016 году только за год доля легального оборота изделий выросла в 10 раз. А в рамках эксперимента по маркировке лекарств было выявлено нарушений на полмиллиарда рублей и пресечены случаи вторичной продажи дорогостоящих препаратов.

На сегодняшний день в пилотных проектах участвуют следующие товарные группы:

Осуществляется подготовка проектов по маркировке шин, молока.

Оператор системы маркировки

В Федеральном законе от 25.12.2018 № 488-ФЗ уточняется, что оператора системы маркировки определяет Правительство. И таким оператором был назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Сейчас это, по сути, частный партнер в государственно-частном партнерстве. Именно ЦРПТ занимается реализацией Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак».

ЦРПТ самостоятельно генерирует код маркировки, обеспечивает его защиту, разрабатывает и эксплуатирует платформу системы. Также центр работает над созданием единого каталога товаров, занимается локализацией производства оборудования для маркировки.

Этапы внедрения маркировки

2024 год определен правительством как год полноценного функционирования Единой национальной системы маркировки. При этом производителям дается время на то, чтобы «обкатать» систему: с 2018 года стартовала добровольная маркировка Data Matrix кодами табака, обуви и лекарственных препаратов.

Чтобы подключиться к пилотному проекту, достаточно подать заявку на участие. Для полноценного участия также необходима усиленная квалифицированная электронная подпись. Если у вас есть такая подпись для торгов, ЕГАИС, ЭДО, отчетности, то можно использовать ее. Также для подключения к пилоту вам потребуется обновить прошивку онлайн-кассы, то есть обратиться к поставщикам соответствующих решений и оборудования, настроить систему электронного документооборота (ЭДО), обновить товароучетную программу и купить 2D-сканер для считывания кода.

Если исходить из сроков, обозначенных в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р, то переход на маркировку товаров начнется с 2019 года.

В таблице указаны даты эксперимента и даты перехода на систему:

Товар Старт эксперимента Обязательное использование
Лекарства С 1 февраля 2017 года С 1 июля 2020 года
Табак С января 2018 года С 1 июля 2020 года
Обувь С 1 июня 2018 года С 1 июля 2020 года
Шины и покрышки Нет официальной информации С 1 декабря 2019 года
Духи и туалетная вода С 1 марта по 30 ноября 2019 года С 1 декабря 2019 года
Товары легкой промышленности (трикотажные блузки, пальто и полупальто, плащи и куртки, ветровки и штормовки, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье Нет официальной информации С 1 декабря 2019 года
Фотоаппараты и лампы-вспышки С 1 марта по 30 ноября 2019 года С 1 декабря 2019 года
Пиво С 1 июля 2018 года Нет официальной информации

Что такое «Честный знак»?

Вся система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров называется «Честный знак». И она включает два компонента:

  • цифровое решение маркировки и прослеживаемости;
  • инструмент общественного контроля (приложение «Честный знак»).

Приложение «Честный знак» уже доступно для скачивания в App Store и Google Play. С помощью любого смартфона, в котором оно установлено, можно считать Data Matrix код или другой тип маркировки на упаковке товара и моментально получить результаты проверки.

Через приложение потребитель может сообщить контролирующим органам об обнаружении контрафакта. Чтобы мотивировать граждан участвовать в процессе общественного контроля, инициаторы внедрения системы маркировки планируют вознаграждать активных участников бонусными программами за помощь в борьбе с контрафактом.

Что будет, если потребитель захочет купить товар, которого нет в системе маркировки?

Андрей Кириллов, операционный директор Центра развития перспективных технологий, подчеркивает, что ФНС выступает за уведомительный порядок контроля. Это значит, что и покупателя, и продавца система уведомляет о том, что совершается сделка с продуктом, который выглядит как контрафактный, но не запрещает им совершить эту сделку.

Что такое Национальный каталог товаров?

В рамках системы маркировки «Честный знак» существуют различные подсистемы, но одна из основных — это Национальный каталог товаров. Он будет содержать информацию по всем маркированным товарным категориям, и эта информация будет использоваться далее в ОФД и в розничных сетях для контроля операций по этим товарным категориям.

Предполагается, что все участники товарооборота получат бесплатный и свободный доступ к каталогу. При этом производители, дистрибьюторы и розничные сети, как обещает ЦРПТ, не будут нести затраты на управление данными.

С учетом тех категорий товаров, для которых система маркировки станет обязательной уже в 2019 году, каталог сначала будет интегрирован с федеральными информационными ресурсами Россельхознадзора, Росаккредитации, Роскачества и ФНС. В нем будет храниться разрешительная и сопроводительная документация, без которой, например, невозможна продажа лекарств и продуктов животного происхождения.

Национальный каталог товаров также будет работать с классификаторами ТН ВЭД, ОКПД 2, ОКВЭД 2 и КТРУ, системой GS1.

Data Matrix код и его криптозащищенность

Система маркировки товаров предполагает, что на упаковке каждой бутылки, пачки сигарет, лекарства будет размещаться Data Matrix код, что позволит эффективно бороться с контрафактом и контрабандой.

Data Matrix код представляет собой уникальный ключ к информации о товаре в базе данных системы «Честный знак». Код наносится один раз при производстве товара. С его помощью, войдя в систему (онлайн или через мобильное приложение), можно получить доступ ко всей информации о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи. Такой код практически невозможно подделать, поскольку в него вложены сложные криптографические технологии.

Data Matrix код состоит из двух частей:

  • код идентификации: определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров;
  • код проверки (крипто-хвост): генерируется оператором.

На каждом этапе движение товара будет фиксироваться в системе «Честный знак». Это позволит получать информацию о производителе товара, его характеристиках, в том числе сроке годности для некоторых категорий товаров.

В ЦРПТ отмечают, что система маркировки в России будет радикально отличаться от той, что существует в других странах. Основное отличие заключается в едином центре эмиссии кода: код выпускается в одном месте, то есть только одна компания (ЦРПТ) в рамках партнерства с государством отвечает за выпуск этого кода. В других странах каждое предприятие выпускает свой код.

Как работает система маркировки

Процесс включает следующие этапы:

  1. На уровне производителя / импортера: уникальный Data Matrix код наносится на товар.
  2. На уровне логистики: фиксируется весь путь товара — от завода до потребителя.
  3. На уровне магазина: товар размещается на полке только после сканирования Data Matrix кода, что исключает возможность вброса подделки.
  4. На уровне кассы: система не позволит реализовать контрафактный товар при продаже на онлайн-кассе. Когда кассир сканирует код в момент продажи, ОФД сообщает в систему маркировки о том, что товар выбыл.
  5. На уровне потребителя: осуществляется общественный контроль и выявление нелегального товара с помощью приложения «Честный знак».

Если соединить все перечисленные этапы, то получится следующая схема:

Оператор маркировки ЦРПТ генерирует коды и ведет список всех участников оборота. Это значит, что каждая организация, участвующая в обороте (передача товара путем купли-продажи, импорта, экспорта), должна будет зарегистрироваться в системе маркировки. Далее производитель товара или импортер должен заказывать коды и, соответственно, уметь их наносить на товар до момента передачи и до момента провоза через границу (товар должен быть маркирован до момента попадания на территорию РФ).

После этого каждый раз при передаче товара другому юрлицу необходимо будет уведомлять оператора маркировки о том, что товар был отгружен (это делает отправитель) или что товар быть получен (это делает получатель). Например, в табаке такая передача регистрируется путем формирования электронного первичного документа, то есть стороны между собой подписывают первичный документ, в котором перечислены все коды маркируемого товара, и дальше этот первичный документ представляется ЦРПТ. На основании первичного документа ЦРПТ переносит коды от одного собственника другому.

После того, как производитель заказал код, нанес и зарегистрировал в системе, что он ввел его в оборот, можно прослеживать, через кого и куда он был перемещен, до самого конца, когда происходит продажа через кассу и код выбывает из оборота.

Схема может усложняться, например, если код выбывает из оборота не через кассу: списание товара, хищение, брак, порча, возвраты и т.д.

Как бизнес должен подготовиться к маркировке

Прежде всего бизнесу нужно смириться с мыслью о том, что маркировка неизбежна. Начиная с 2019 года придется озадачиться ее внедрением и подготовиться к определенным финансовым затратам, которые будут сильно зависеть от степени вовлеченности в процесс маркировки и уровня автоматизации в компании.

Нужно оценить ситуацию и ответить на ряд вопросов. Потребуются ли вам онлайн-кассы? Придется ли менять оборудование? Нужен ли будет электронный документооборот (ЭДО)? Так, если у компании уже есть ЭДО, то достаточно будет только доработать процессы и подключить систему маркировки.

Чек-лист: что нужно для внедрения системы маркировки

Лучше уже сейчас изучить эту тему, чтобы определиться с оператором и обсудить с ним варианты налаживания бизнес-процессов в компании и подключения контрагентов.

  • Новое оборудование, которое умеет работать с кодами маркировки

Поскольку на упаковку товара будет наноситься Data Matrix код, то необходимо иметь оборудование, умеющее этот код считывать. Например, 1D-сканер с этой задачей не справится.

Если вы работаете с табаком и используете слабые 2D-сканеры, то будьте готовы к тому, что такие сканеры тоже не смогут считать Data Matrix код. Поэтому обратите внимание на поставщиков оборудования и их возможности.

Обратите внимание на то, какие касса и кассовое ПО у вас установлены: умеют ли они сейчас работать с маркированным товаром? Поинтересуйтесь об этом у своего поставщика.

Удостоверьтесь в том, что оператор фискальных данных умеет взаимодействовать с ЦРПТ и передавать необходимые сведения.

Проанализируйте их состояние и возможности. Если вы до сих пор пользуетесь старой самописной системой, то нужно озаботиться вопросом хранения и учета кодов маркировки.

  • IT-решение для передачи сведений в «Честный знак»

Нужно определиться, каким решением вы будете пользоваться: разработаете собственное или воспользуетесь тем, что предлагают профильные IT-компании.

Пока у бизнеса есть время на то, чтобы подключиться к пилотным проектам, посмотреть, как устроена система маркировки в их отрасли, и решить существующие проблемы.

Участие СКБ Контура в системе маркировки

Компания СКБ Контур является оператором ЭДО и фискальных данных, ее системы интегрированы с информационной системой регулятора, что исключает необходимость прямого взаимодействия клиента с регулятором и позволяет клиенту оперативно решать свои задачи.

Маркировка — это совокупность различных бизнес-процессов. Исходя из этого СКБ Контур предлагает комплексное решение по автоматизации всех бизнес-процессов, которые участвуют в процессе маркировки товара. Кроме того, компания оказывает экспертную поддержку в методологии и технологиях, а также предлагает различные интеграционные решения или решения «под ключ».

Если у вас маленький неавтоматизированный магазин, то вам как раз подойдет решение «под ключ» – Контур.Маркет. Вы просто покупаете готовый комплект продуктов и в дальнейшем не заботитесь о том, как работать с ЕГАИС и маркированным товаром, как осуществлять ЭДО, приемку и учет товаров. Вместе с этим решением вы получаете все необходимое оборудование и кассовое ПО.

Обратите внимание на то, что для соблюдения правил оборота маркированной продукции на всех этапах работы с ней, в том числе и вывода кода маркировки из оборота, необходимо подключение ОФД.

Контур.ОФД отправляет с кассы данные о продаже маркированного товара единому оператору по маркировке — ЦРПТ. Благодаря этому уникальный идентификационный знак выводится из оборота, и оператор маркировки сразу же получает сведения о продаже данного товара. Контур.ОФД взаимодействует со всеми видами онлайн-касс и товароучетных систем.

Онлайн-кассы для торговли маркированными товарами

Торговым сетям и крупному бизнесу (оптовики, дистрибьюторы, производители) необходимы другие возможности: ЭДО, автоматизированный учет и обработка входящих и исходящих документов, интеграционные решения, позволяющие автоматизировать бизнес-процессы. Для таких клиентов решения подбираются с учетом их процессов, желаний, степени автоматизации и текущих систем. Они получают работающий и связанный комплекс инструментов для работы.

Торговым сетям подойдет Контур.EDI. Это решение ускоряет процесс обработки заказов, избавляя от ошибок ручного ввода наименования и количества номенклатуры, сокращает время создания документов в учетной системе, формирует электронные юридически значимые документы.

Кроме того, требуется подключение ОФД — это позволит соблюдать правила оборота маркированной продукции на всех этапах работы с ней. Данные о продаже маркированного товара ЦРПТ отправляет Контур.ОФД, оператор взаимодействует со всеми видами онлайн-касс и товароучетных систем.

Оставить заявку на подключение торговых сетей

Для крупного бизнеса есть Диадок. Сервис позволяет отправлять и получать электронные документы, хранить документы в электронном архиве, приглашать к работе контрагентов, производить сверку взаиморасчетов и многое другое.

Если компания самостоятельно разрабатывает решение под себя, то ей могут потребоваться услуги по его интеграции с информационной системой ЦРПТ. СКБ Контур может предложить API для взаимодействия с ЦРПТ. Имея опыт работы с большим количеством клиентов, компания располагает всеми необходимыми ресурсами для оказания необходимой техподдержки в таких случаях.

Для соблюдения правил оборота маркированной продукции необходимо подключить ОФД, чтобы данные о продаже маркированного товара отправлялись ЦРПТ. Контур.ОФД выполняет эту задачу, взаимодействуя со всеми видами онлайн-касс и товароучетных систем.

Оставить заявку на интеграцию для крупного бизнеса

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

ФТС отвечает на вопросы: введение обязательной маркировки товаров средствами идентификации

Ответы на вопросы, поступившие в адрес ФТС России в ходе подготовки и проведения вебинара.

Можно ли наносить маркировку во время временного хранения на складе (до таможенного оформления)?

Ввод в оборот на территории Российской Федерации (то есть выпуск в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления или реимпорта) товаров, произведенных вне таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, осуществляется при наличии на таких товарах средств идентификации и указания сведений о кодах идентификации в графе 31 декларации на товары (далее – ДТ) (при соблюдении иных условий выпуска товаров, установленных ТК ЕАЭС).

Нанесение средств идентификации на товары, подлежащие обязательной маркировке, может быть осуществлено:

  • вне таможенной территории ЕАЭС (например, иностранным производителем). В данном случае под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (реимпорта) помещается уже маркированный товар;
  • на территории Российской Федерации до их выпуска в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления (реимпорта).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 158 Таможенного кодекса ЕАЭС с разрешения таможенного органа с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, могут совершаться операции по подготовке товаров к продаже и перевозке (транспортировке), включая маркировку товаров. Таким образом, маркировка товаров может быть осуществлена до их ввода в оборот на территории таможенного склада при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада.

Возможность нанесения маркировки на товары, находящиеся под таможенным контролем, в иных местах, в том числе на складе временного хранения, правом ЕАЭС не предусмотрена.

Требуется ли указание кода маркировки в статистических формах при перемещении товаров в рамках ЕАЭС?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 891 определены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами – членами ЕАЭС (далее – Правила).

Правила определяют порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами – членами ЕАЭС в отношении товаров, полученных российским лицом в Российской Федерации с территорий государств – членов ЕАЭС или отгруженных российским лицом из Российской Федерации на территории государств – членов ЕАЭС, а также статистическую форму учета перемещения товаров и правила заполнения статистической формы учета перемещения товаров.

Пунктом 17 правил заполнения статистической формы учета перемещения товаров (приложение 2 к Правилам) определены сведения, которые указываются в графе 12 «Описание товара».

Для товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в числе прочих сведений указываются коды идентификации (коды идентификации групповой или транспортной упаковки).

На Честном знаке висит статус обуви «Отрицательное решение ФТС», но мы имеем выпущенную декларацию. Что делать?

Оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее – ГИС «Маркировка») ООО «Оператор-ЦРПТ» разработаны и согласованы с федеральными органами исполнительной власти бизнес-процессы маркировки товаров средствами идентификации, в том числе бизнес-процесс «Маркировка и ввод в оборот товара, произведенного в странах, не являющихся членами ЕАЭС».

Согласно указанному бизнес-процессу участник оборота товара, получив уведомление о принятом решении таможенного органа с кодами:

«10» (выпуск товаров разрешен),

«11» (выпуск товаров при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, за исключением выпуска товаров, поименованного в позициях с кодами 12 и 13),

«12» (выпуск товаров с особенностями, предусмотренными статьей 121 ТК ЕАЭС),

«13» (выпуск товаров с особенностями, предусмотренными статьей 122 ТК ЕАЭС),

«14» (выпуск товаров с особенностями, предусмотренными статьей 123 ТК ЕАЭС),

«20» (условный выпуск товаров), осуществляет подачу сведений о ввозе товара (импорте) в ГИС «Маркировка». Участник оборота товаров регистрирует сведения о ввозе товара на территорию ЕАЭС. Квитанцию (уведомление) об успешной регистрации документа в ГИС «Маркировка» участник оборота маркированных товаров получает в личном кабинете (на адрес электронной почты).

После регистрации сведений о товаре в ГИС «Маркировка» весь зарегистрированный товар получает статус «Предварительно одобренные к вводу в оборот».

Статус «Предварительно одобренные к вводу в оборот» позволяет осуществлять перемещение товара до точки хранения по территории Российской Федерации, но не позволяет осуществлять передачу права собственности и вывода товара из оборота.

После регистрации сведений о ввезенном на территорию ЕАЭС товаре ГИС «Маркировка» запускает механизм проверки и получения подтверждения введенных сведений.

С учетом полученных из Единой автоматизированной информационной системы (далее – ЕАИС) таможенных органов сведений ГИС «Маркировка» осуществляет сопоставление полученных и имеющихся в ней сведений, и изменяет статус кодов идентификации на статус «Введен в оборот».

Если в полученном ответе от ЕАИС таможенных органов содержатся сведения об отказе в выпуске товаров либо отсутствуют сведения о таможенном декларировании товаров, то участник оборота маркированных товаров получает квитанцию (уведомление) в личном кабинете (на адрес электронной почты) о зафиксированном нарушении и отказе в вводе товара в оборот.

Таким образом, согласно бизнес-процессу, отказ в вводе в оборот ввезенных товаров осуществляется при получении от таможенного органа сведения об отказе в выпуске товаров (код «90»), либо отсутствуют сведения о таможенном декларировании товаров (в том числе, например, выпуск товаров аннулирован – коды «51», «52», таможенная декларация отозвана до выпуска товаров – код «40» и т.п.).

В остальных случаях происходит смена статуса с «Предварительно одобренные к вводу в оборот» на «Введен в оборот», и участник оборота маркированных товаров получает квитанцию (уведомление) в личном кабинете (на адрес электронной почты) о вводе товара в оборот.

Вопросы в части изменения статуса товара в ГИС «Маркировка» необходимо урегулировать участнику оборота с ООО «Оператор-ЦРПТ».

Наша компания является импортером обуви. Маркированный товар был растаможен и получен нами на склад. Существует проблема с продажей данной партии обуви, в личном кабинете «Честного знака» статус товара «Отрицательное решение ФТС», как такое возможно, и что с этим делать, т.е. по факту мы не можем продать данный товар?

Оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее – ГИС «Маркировка») ООО «Оператор-ЦРПТ» разработаны и согласованы с федеральными органами исполнительной власти бизнес-процессы маркировки товаров средствами идентификации, в том числе бизнес-процесс «Маркировка и ввод в оборот товара, произведенного в странах, не являющихся членами ЕАЭС».

Согласно указанному бизнес-процессу участник оборота товара, получив уведомление о принятом решении таможенного органа с кодами:

«10» (выпуск товаров разрешен),

«11» (выпуск товаров при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, за исключением выпуска товаров, поименованного в позициях с кодами 12 и 13),

«12» (выпуск товаров с особенностями, предусмотренными статьей 121 ТК ЕАЭС),

«13» (выпуск товаров с особенностями, предусмотренными статьей 122 ТК ЕАЭС),

«14» (выпуск товаров с особенностями, предусмотренными статьей 123 ТК ЕАЭС),

«20» (условный выпуск товаров), осуществляет подачу сведений о ввозе товара (импорте) в ГИС «Маркировка». Участник оборота товаров регистрирует сведения о ввозе товара на территорию ЕАЭС. Квитанцию (уведомление) об успешной регистрации документа в ГИС «Маркировка» участник оборота маркированных товаров получает в личном кабинете (на адрес электронной почты).

После регистрации сведений о товаре в ГИС «Маркировка» весь зарегистрированный товар получает статус «Предварительно одобренные к вводу в оборот».

Статус «Предварительно одобренные к вводу в оборот» позволяет осуществлять перемещение товара до точки хранения по территории Российской Федерации, но не позволяет осуществлять передачу права собственности и вывода товара из оборота.

После регистрации сведений о ввезенном на территорию ЕАЭС товаре ГИС «Маркировка» запускает механизм проверки и получения подтверждения введенных сведений.

С учетом полученных из Единой автоматизированной информационной системы (далее – ЕАИС) таможенных органов сведений ГИС «Маркировка» осуществляет сопоставление полученных и имеющихся в ней сведений, и изменяет статус кодов идентификации на статус «Введен в оборот».

Если в полученном ответе от ЕАИС таможенных органов содержатся сведения об отказе в выпуске товаров либо отсутствуют сведения о таможенном декларировании товаров, то участник оборота маркированных товаров получает квитанцию (уведомление) в личном кабинете (на адрес электронной почты) о зафиксированном нарушении и отказе в вводе товара в оборот.

Таким образом, согласно бизнес-процессу, отказ в вводе в оборот ввезенных товаров осуществляется при получении от таможенного органа сведения об отказе в выпуске товаров (код «90»), либо отсутствуют сведения о таможенном декларировании товаров (в том числе, например, выпуск товаров аннулирован – коды «51», «52», таможенная декларация отозвана до выпуска товаров – код «40» и т.п.).

В остальных случаях происходит смена статуса с «Предварительно одобренные к вводу в оборот» на «Введен в оборот», и участник оборота маркированных товаров получает квитанцию (уведомление) в личном кабинете (на адрес электронной почты) о вводе товара в оборот.

Вопросы в части изменения статуса товара в ГИС «Маркировка» необходимо урегулировать участнику оборота с ООО «Оператор-ЦРПТ».

Подлежат ли маркировке незавершенные производством товары легкой промышленности, ввозимые в Российскую Федерацию (в дальнейшем товары продаются предприятию для завершения процесса производства)?

Обязательной маркировке подлежат с 1 января 2021 года следующие товары легкой промышленности, перечень которых определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р:

Дата запрета на ввод в оборот без маркировки: 01.01.2021.
Отдельные товары легкой промышленности:

  • предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи (код ТН ВЭД 4203 10 000);
  • блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек (код ТН ВЭД 6106);
  • пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков (код ТН ВЭД 6201);
  • пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек (код ТН ВЭД 6202);
  • белье постельное, столовое, туалетное и кухонное (код ТН ВЭД 6302).

При декларировании товара в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (реимпорта) программные средства ЕАИС таможенных органов осуществляют проверку, является ли декларируемый товар подлежащим обязательной маркировке средствами идентификации на основании сведений о наименовании товара, указанных в графе 31 ДТ, и кода в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, указанного в графе 33 ДТ.

Таким образом, обязательной маркировке будут подлежать с 1 января 2020 года товары легкой промышленности, наименование и код ТН ВЭД ЕАЭС которых включены в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р.

При этом обращаем внимание, что сроки обязательной маркировки товаров при их вводе в оборот определяются Правилами маркировки отдельных категорий товаров, утвержденными соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, в данном конкретном случае – пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1956

«Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности».

Производить перемаркировку нужно на СВХ, где хранится основная партия, или нужно перемещать товары для перемаркировки на таможенный склад?

В случае необходимости маркировки (перемаркировки) товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, на территории Российской Федерации, нанесение средств идентификации возможно на территории таможенного склада под таможенной процедурой таможенного склада.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 158 ТК ЕАЭС с разрешения таможенного органа с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, могут совершаться операции по подготовке товаров к продаже и перевозке (транспортировке), включая маркировку товаров.

Возможность нанесения маркировки на товары, находящиеся под таможенным контролем, в иных местах, в том числе на складе временного хранения, правом ЕАЭС не предусмотрена.

Таким образом, для нанесения средств идентификации (перемаркировки) потребуется перемещение товаров со склада временного хранения на таможенный склад.

В новых статистических формах появились дополнительные поля для товаров, подлежащих маркировке. Вопрос: если товар предназначен для экспорта в ЕАЭС, то как поступить?

Порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами – членами ЕАЭС в отношении товаров, полученных российским лицом в Российской Федерации с территорий государств – членов ЕАЭС, или отгруженных российским лицом из Российской Федерации на территории государств – членов ЕАЭС, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила заполнения статистической формы учета перемещения товаров утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 891.

Пунктом 17 правил заполнения статистической формы учета перемещения товаров (приложение 2) определены сведения, которые указываются в графе 12 «Описание товара».

Для товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в числе прочих сведений указываются коды идентификации (коды идентификации групповой или транспортной упаковки).

Таким образом, в случае вывоза товаров из Российской Федерации на территорию государства – члена ЕАЭС, в таможенный орган необходимо представить не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведена отгрузка товаров, статистическую форму учета перемещения товаров, в графе 12 которой должны быть указаны сведения о кодах идентификации (в случае, если перемещаемый товар подлежит обязательной маркировке средствами идентификации).

В каком документе указано, что товары на экспорт не подлежат обязательной маркировке?

В соответствии со статьей 4 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС (заключено в г. Алматы 02.02.2018) (далее – Соглашение) средства идентификации наносятся на товары, подлежащие обязательной маркировке, до помещения таких товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта.

В соответствии со статьей 8 Соглашения требования к маркировке товаров не распространяются на товары, помещенные под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Таким образом, товары, помещаемые под таможенную процедуру экспорта (то есть вывозимые за пределы таможенной территории ЕАЭС), не подлежат обязательной маркировке средствами идентификации).

Обязательно ли маркировать товар, который производится для отгрузки на экспорт? Экспортные клиенты и зарубежные сети требуют четкого соблюдения маркировки согласно своим требованиям. Поэтому российская маркировка (особенно на русском языке) для них неприемлема, изменяет внешний вид изделия.

В соответствии со статьей 4 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС (заключено в г. Алматы 02.02.2018) (далее – Соглашение) средства идентификации наносятся на товары, подлежащие обязательной маркировке, до помещения таких товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта.

В соответствии со статьей 8 Соглашения требования к маркировке товаров не распространяются на товары, помещенные под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Таким образом, товары, помещаемые под таможенную процедуру экспорта (то есть вывозимые за пределы таможенной территории ЕАЭС), не подлежат обязательной маркировке средствами идентификации).

Возможен ли условный выпуск товара с обязательством дальнейшей маркировки и последующим предоставлением маркировки таможенному органу?

В соответствии со статьей 4 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС средства идентификации наносятся на товары, подлежащие обязательной маркировке, до помещения таких товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта.

Статей 126 ТК ЕАЭС установлен исчерпывающий перечень случаев, когда товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, считаются условно выпущенными.

Исходя из приведенных положений, товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, не могут быть условно выпущены для осуществления маркировки (нанесения на товар средства идентификации и передачи сведений о таких товарах в ГИС «Маркировка»).

Нанесение на товары средств идентификации должно быть осуществлено до помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления:

  • либо вне таможенной территории ЕАЭС до их ввоза в Российскую Федерацию;
  • либо на территории Российской Федерации на таможенном складе под таможенной процедурой таможенного склада.

Стики айкос (iqos) будут ли товарами обязательной маркировки?

Правила маркировки табачной продукции средствами идентификации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 № 224 (далее – Правила маркировки).

В соответствии с Правилами маркировки с 1 июля 2020 года подлежат обязательной маркировке сигареты и папиросы, классифицируемые кодом 2402 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

Разделом II приложения к Правилам маркировки определен исчерпывающий перечень альтернативной табачной продукции, подлежащей обязательной маркировке: табак для кальяна (код 2403 11 000 0 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС), сигары, сигары с обрезанными концами (черуты) (код 2402 10 000 0), сигариллы (сигары тонкие) (код 2402 10 000 0), биди (код 2402 20 900 0), кретек (код 2402 20 100 0), табак курительный (код 2403 19 100 0), трубочный табак (код 2403 19 100 0), табак жевательный (код 2403 99 100 0), табак нюхательный (код 2403 99 100 0).

С 1 июля 2021 года ввоз в Российскую Федерацию перечисленных видов альтернативной табачной продукции не может быть осуществлен без нанесения средств идентификации.

Как передать коды маркировки на обувь покупателю в Белоруссию или каким способом необходимо списать коды со своей организации?

Данный вопрос относится к компетенции оператора ГИС «Маркировка» ООО «Оператор-ЦРПТ».

Со своей стороны обращаем внимание, что в настоящее время организовано информационное взаимодействие между оператором ГИС «Маркировка» ООО «Оператор-ЦРПТ» и оператором национальной системы маркировки товаров Республики Беларусь РУП Издательство «Белбланкавыд». По информации Представительства таможенной службы Российской Федерации в Республике Беларусь белорусским субъектам хозяйствования выдаются российские средства идентификации (двухмерные штриховые коды DataMatrix), которые белорусские участники оборота товаров наносят на товары, подлежащие обязательной маркировке в Российской Федерации и планируемые к ввозу (ввозимые) в Российскую Федерацию. Соответствующая информация о промаркированных товарах передается национальным оператором Республики Беларусь в ГИС «Маркировка».

Таким образом, по вопросам, касающимся получения кодов идентификации на товары, ввозимые в Российскую Федерацию из Республики Беларусь, либо перемещаемые белорусскому покупателю с территории Российской Федерации, необходимо обращаться в ООО «Оператор-ЦРПТ».

Маркировка товаров при ввозе в Российскую Федерацию обязательно должна быть на русском языке?

Средства идентификации, которые наносятся на товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, представляют собой код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде штрихового кода (как правило, DataMatrix), формируемый в соответствии с требованиями, предусмотренными соответствующими Правилами маркировки (утверждаются отдельными постановлениями Правительства Российской Федерации в отношении каждой категории товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации).

Средство идентификации состоит из цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных символов.

Если код физически потерян на упаковке (товаре), но при этом он есть в базе ГИС «Маркировка», нужно маркировать заново данный товар?

Согласно разъяснениям Минпромторга России, являющегося координатором создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации, в случае отсутствия средств идентификации на товаре и/или отсутствия в ГИС «Маркировка» сведений о нанесении средств идентификации товар признается немаркированным.

Требуется ли маркировка на медицинские изделия?

С 1 июля 2020 года подлежат обязательной маркировке средствами идентификации лекарственные препараты для медицинского применения (статья 67 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2018 № 1556 «Об утверждении Положения о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения»).

Исключение составляют лекарственные препараты для медицинского применения, произведенные до 1 октября 2020 года и ввозимые на территорию Российской Федерации в период до 1 января 2020 года, на которые Росздравнадзором выдано согласование, оформленное на основании решения созданной при Росздравнадзоре Межведомственной комиссии (постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2020 г. № 955).

В настоящее время в Российской Федерации проводится эксперимент по маркировке средствами идентификации кресел-колясок, относящихся к медицинским изделиям (постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2019 № 1028).

Кроме того, Минпромторгом России, обладающим полномочиями по разработке предложений по расширению перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, прорабатывается вопрос о проведении эксперимента (пилотного проекта) по маркировке отдельных видов медицинских изделий.

В настоящее время медицинские изделия обязательной маркировке средствами идентификации не подлежат.

В случае ввоза немаркированного товара и открытии транзита, местом доставки указывать таможенный склад? Если указать местом доставки не таможенный склад, то транзитная декларация не будет оформлена?

В соответствии со статьей 4 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС средства идентификации наносятся на товары, подлежащие обязательной маркировке, до помещения таких товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта.

В случае если на территорию Российской Федерации ввозится немаркированный иностранный товаров, произведенный вне таможенной территории ЕАЭС, но подлежащий в Российской Федерации обязательной маркировке средствами идентификации, до его декларирования в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления он должен быть перемещен на таможенный склад для нанесения средств идентификации (пункт 2 статьи 158 ТК ЕАЭС).

Таким образом, если открытие транзита осуществляется в целях последующей маркировки товара и его ввода в оборот на территории Российской Федерации (то есть его выпуска в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления или реимпорта), осуществляется помещение ввезенного товара под таможенную процедуру таможенного транзита (место доставки таможенный склад) (статья 151 ТК ЕАЭС), помещение под таможенную процедуру таможенного склада для проведения маркировки на территории таможенного склада, и далее завершение таможенной процедуры таможенного склада таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (ИМ4070).

В правила по маркировке обуви не попали в исключения полупары, которые ввозятся для демонстрации. Планируется ли внесение изменений в правила маркировки в этой части?

Статьей 8 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС определено, что требования об обязательной маркировке товаров средствами идентификации не распространяются на:

  • пробы и образцы товаров в необходимых количествах, предназначенные для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям актов органов ЕАЭС, а также нормативных технических актов государств-членов в области стандартизации, при их хранении и транспортировке;
  • товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов и не предназначенные для реализации (продажи);

Аналогичные положения установлены Правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 515, а также Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 № 860.

Таким образом, маркировка образцов обувных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации не в целях, указанных выше, и помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта, является необходимой.

Для внесения изменений в Правила маркировки обувных товаров, учитывающих специфические особенности оборота обувных товаров, предлагаем обратиться в Минпромторг России, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в части маркировки товаров средствами идентификации, для внесения в постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 № 860 необходимых изменений.

Юридическому лицу необходима ли маркировка обуви для выставки в своих шоу-румах, которая не предназначена для продажи?

Статьей 8 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС определено, что требования об обязательной маркировке товаров средствами идентификации не распространяются на:

  • пробы и образцы товаров в необходимых количествах, предназначенные для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям актов органов ЕАЭС, а также нормативных технических актов государств-членов в области стандартизации, при их хранении и транспортировке;
  • товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов и не предназначенные для реализации (продажи);

Аналогичные положения установлены Правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 515, а также Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 № 860.

Таким образом, маркировка образцов обувных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации не в целях, указанных выше, и помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта, является необходимой.

Для внесения изменений в Правила маркировки обувных товаров, учитывающих специфические особенности оборота обувных товаров, предлагаем обратиться в Минпромторг России, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в части маркировки товаров средствами идентификации, для внесения в постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 № 860 необходимых изменений.

Колесо (шина + диск) не подлежит маркировке. В дальнейшем при вводе в оборот и последующей продаже шины отдельно от диска нужно ли указывать таможенную декларацию, по которой товар оформлен как колесо?

Правила маркировки шин средствами идентификации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1958 (далее – Правила маркировки).

После 1 ноября 2020 года при ввозе в Российскую Федерацию иностранных шин, произведенных вне таможенной территории ЕАЭС, классифицируемых кодами 4011 10 000 3, 4011 10 000 9, 4011 20 100 0, 4011 20 900 0, 4011 40 000 0, 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, их ввод в оборот (то есть помещение под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта) должен осуществляться с нанесенными средствами идентификации, за исключением следующего случая.

Ввод в оборот немаркированных шин может быть осуществлен в период с 1 ноября до 15 декабря 2020 года в случае, если ввозимые шины приобретены до 1 ноября 2020 года (абзац десятый пункта 2 Правил маркировки).

Колеса в сборе обязательной маркировке не подлежат и при их декларировании в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления или реимпорта таможенный контроль в части проверки соблюдения требований законодательства об обязательной маркировке не осуществляется. Кроме того, идентифицировать составную часть колеса в сборе по таким декларациям на товары не представляется возможным.

В случае последующей продажи на внутреннем рынке шин, ввезенных в составе колеса в сборе, и выявлении таможенными органами при проведении контрольных мероприятий (в том числе совместно с подразделениями МВД России и Роспотребнадзора) отсутствия маркировки таких шин средствами идентификации, такие товары признаются немаркированными, что может повлечь за собой административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 15.12 КоАП России либо уголовную ответственность в соответствии со статьей 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Импортный товар во время открытия транзита может быть не маркирован? В этом случае нужно везти товар исключительно на таможенный склад?

Нанесение средств идентификации на товары, подлежащие обязательной маркировке, может быть осуществлено:

  • вне таможенной территории ЕАЭС (например, иностранным производителем). В данном случае под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (реимпорта) помещается уже маркированный товар;
  • на территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 статьи 158 ТК ЕАЭС маркировка товаров может быть осуществлена на территории таможенного склада при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада.

В соответствии со статьей 8 Соглашения требования по маркировке товаров не распространяются на товары, находящиеся под таможенным контролем, при их транспортировке.

Таким образом, в случае ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной маркировке, на которые не нанесены средства идентификации, такие товары могут быть помещены под таможенную процедуру таможенного транзита для перемещения на таможенный склад для последующего нанесения на товар средств идентификации.

Если товар импортируется для собственных нужд, уполномоченный экономический оператор может маркировать у себя данный товар в течение временного хранения?

Если товар подлежит обязательной маркировке средствами идентификации, то его маркировка на территории Российской Федерации может быть осуществлена на таможенном складе (пункт 2 статьи 158 ТК ЕАЭС).

В настоящее время прорабатывается возможность установления специального упрощения для уполномоченных экономических операторов, осуществляющих перемещение через таможенную границу ЕАЭС товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в части реализации возможности нанесения средств идентификации на товар на его площадках.

Проект решения коллегии ЕЭК «Об определении дополнительных специальных упрощений, предоставляемых уполномоченным экономическим операторам» в части предоставления уполномоченным экономическим операторам II и III типов специального упрощения в виде возможности маркировать товары на собственных площадках находится в Евразийской экономической комиссии на рассмотрении.

Какова ответственность декларанта, если по результатам контроля после выпуска товаров будет выявлен факт не целевого использования тех же резиновых сапог?

Статьей 171.1. Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 15.12 КоАП России предусмотрена административная ответственность за продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозку либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта.

В случае выявления факта несоблюдения условий маркировки товаров средствами идентификации, установленных законодательством в сфере маркировки товаров, контрольно-надзорными органами будут приниматься соответствующие меры в рамках имеющихся полномочий.

После подачи ДТ процедура ИМ 40 таможенным представителем в ходе таможенного досмотра, таможенным органом были выявлены товары с отсутствующей на них маркировкой, либо не читаемой (поврежденной) маркировкой. Будет ли в этом случае таможенный представитель привлечен к административной ответственности?

Статьей 171.1. Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 15.12 КоАП России предусмотрена административная ответственность за продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозку либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта.

В случае выявления факта несоблюдения условий маркировки товаров средствами идентификации, установленных законодательством в сфере маркировки товаров, контрольно-надзорными органами будут приниматься соответствующие меры в рамках имеющихся полномочий.

Должен ли импортер, получивший коды маркировки от ЦРПТ и направивший их иностранному поставщику для нанесения на товар, направить в ЦРПТ информацию о факте нанесения иностранным поставщиком данных кодов маркировки на товар? Каковы последствия непредоставления такой информации в ЦРПТ? Просьба перечислить все статусы кодов маркировки с момента получения кодов из ЦРПТ до вывода товаров из оборота.

Данный вопрос относится к компетенции оператора ГИС «Маркировка» ООО «Оператор-ЦРПТ».

Должны ли включаться в таможенную стоимость расходы по обязательной маркировке товаров средствами идентификации (например, оплата за присвоение кодов идентификации)?

Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определяется в соответствии с положениями главы 5 ТК ЕАЭС.

Дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, подлежащие включению в таможенную стоимость ввозимых товаров, а также вычеты, выделенные из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, не подлежащие включению в таможенную стоимость товаров, регламентированы положениями статьи 40 ТК ЕАЭС.

Иные доначисления к цене, а также вычеты из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, не учитываются.

Вопрос добавления к цене сделки расходов, связанных с маркировкой товаров средствами идентификации, должен рассматриваться индивидуально, с учетом всех условий и обстоятельств внешнеэкономической сделки.

Решения о добавлении расходов на маркировку в структуру таможенной стоимости ввозимых товаров должны приниматься по результатам таможенного контроля и на основании документов, отражающих сущность и содержание внешнеторговой сделки в отношении ввозимых товаров, а также анализа всех условий и обстоятельств, сопутствующих продаже товаров для ввоза на таможенную территорию ЕАЭС.

Требуется ли маркировать обувь, ввозимую для собственных нужд предприятия (товар не предназначен для коммерческой деятельности)?

Правила маркировки обувных товаров утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 № 860 (далее – Правила маркировки).

Правилами маркировки определено, что комплекс мер, необходимых для маркировки товаров, начиная с регистрации в ГИС «Маркировка» и заканчивая внесением в ГИС «Маркировка» сведений о выбытии товара из оборота, в том числе и нанесение средств идентификации на товары, осуществляют участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке.

Пунктом 2 Правил маркировки определены участники оборота обувных товаров, а также способы и цели ввода в оборот, оборот и (или) вывод из оборота, использования таких товаров.

Согласно пункту 2 Правил к участникам оборота обувных товаров не относятся юридические лица и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, приобретающие обувные товары для использования в целях, не связанных с их последующей реализаций (продажей).

Таким образом, требования по маркировке средствами идентификации не распространяются на обувные товары, ввозимые в Российскую Федерацию для собственных нужд.

Товар должен быть промаркирован при ввозе?

Маркировка товаров, произведенных вне таможенной территории ЕАЭС и ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС, осуществляется до помещения таких товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта.

При помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (реимпорта) осуществляется таможенный контроль в части соблюдения требований законодательства в сфере маркировки товаров.

В частности, в целях принятия решения о выпуске товара, подлежащего обязательной маркировке, таможенные органы осуществляют проверку сведений о средствах идентификации в графе 31 ДТ (пункт 15 Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №257), проводят сверку данных о маркированных товарах, указанных в ДТ, с информацией, полученной по запросу таможенного органа из ГИС «Маркировка».

Кроме того, маркировке средствами идентификации подлежат товары, подлежащие обязательной маркировке, произведенные вне таможенной территории ЕАЭС, но ввозимые с территорий государств – членов ЕАЭС. Средства идентификации на такие товары должны быть нанесены до фактического перемещения товаров через государственную границу Российской Федерации.

Исключение составляют товары, включенные в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, но не подпадающие под требования об обязательной маркировке. Такие исключения установлены:

  • статьей 8 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС;
  • пунктом 3 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 515;
  • а также правилами маркировки отдельных категорий товаров, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.

Требуется ли внесение сведений о средствах идентификации в графе 31 ДТ ИМ70 после проведения маркировки товаров на таможенном складе? Будет ли отсутствие сведений о средствах идентификации в графе 31 ДТ ИМ70 препятствием для последующего выпуска товаров для внутреннего потребления (с указанием этих сведений в ДТ ИМ40)?

В соответствии со статьей 4 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС средства идентификации наносятся на товары, подлежащие обязательной маркировке, до помещения таких товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта.

Таким образом, указание сведений о кодах идентификации в графе 31 ДТ при помещении товара под таможенную процедуру таможенного склада (ИМ70) не требуется.

После нанесения на товар средств идентификации при завершении таможенной процедуры таможенного склада таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (ИМ4070) в графе 31 ДТ в обязательном порядке указываются коды идентификации маркированного товара (коды групповой упаковки, коды транспортной упаковки) на основании пункта 15 Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257.

Возможно ли внесение изменений в ДТ до выпуска товаров, в части сведений средствах идентификации, заявленных в графе 31 ДТ с ошибкой при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по мотивированному обращению декларанта/таможенного представителя (если декларант/таможенный представитель самостоятельно выявил ошибку), либо таможенный орган откажет в выпуске этих товаров? Будет ли является заявление таких ошибочных сведений о средствах идентификации товаров основанием для возбуждения дела об АП таможенным органом на основании положений части 3 статьи 16.2 КоАП РФ?

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» в графе 31 ДТ под номером 13 в Российской Федерации для товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации на территории Российской Федерации, необходимо указание сведений о кодах идентификации товаров, о кодах идентификации групповой упаковки, кодах идентификации транспортной упаковки.

В соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, и сведений в электронном виде ДТ на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Евразийской экономической комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.

Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и случаи таких изменений установлены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии».

Вопрос по агрегированному таможенному коду (АТК). Он на данный момент может использоваться при оформлении ДТ? Или сейчас этот вопрос не доработан? Интересует именно АТК, а не Код идентификации групповой упаковки (КИГУ) и Код идентификации транспортной упаковки (КИТУ), которые агрегируются и наносятся на упаковку, в то время как АТК по факту формируется виртуально для прохождения таможенных формальностей и никуда не наносится. По инструкции о заполнении ДТ не вижу возможности использования АТК, в том числе и потому, что кодовое обозначение уровня маркировки позволяет занести только три значения: 0 — средство идентификации нанесено на товар, на товарный ярлык или потребительскую упаковку (а в случае ее отсутствия — на первичную упаковку), 1 — средство идентификации нанесено на групповую упаковку, 2 — средство идентификации нанесено на транспортную упаковку), а также (через знак разделителя «/» при подаче ДТ в виде документа на бумажном носителе) коды идентификации товаров или коды идентификации, содержащиеся в средствах идентификации, нанесенных на групповую упаковку (далее — коды идентификации групповой упаковки), или коды идентификации, содержащиеся в средствах идентификации, нанесенных на транспортную упаковку (далее — коды идентификации транспортной упаковки). Если АТК можно использовать, то какой должен ставиться уровень маркировки?

В настоящее время в соответствии с пунктом 15 Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №257, при помещении товара, подлежащего обязательной маркировке средствами идентификации, под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта в графе 31 ДТ указываются сведения о кодах идентификации (кодах идентификации групповой упаковки, кодах идентификации транспортной упаковки).

В целях упрощения и ускорения совершения таможенных операций в части возможности агрегирования (объединения) кодов идентификации и указания в ДТ только агрегированного таможенного кода (далее – АТК) подготовлен, согласован российской стороной и направлен в Евразийскую экономическую комиссию (далее – ЕЭК) проект Решения Коллегии ЕЭК о внесении изменений в Порядок заполнения декларации на товары, утвержденный Решением КТС от 20.05.2010 № 257, в части установления обязанности декларанта по указанию в графе 31 ДТ информации об АТК.

После его издания и вступления в силу у декларанта появится возможность агрегирования кодов идентификации и указания АТК в графе 31 ДТ.


источники:

http://kontur.ru/articles/5365

http://www.alta.ru/expert_opinion/77304/