Необычные ударения в русских сказках

Презентация по Родному языку «Ударения в сказках»

«Календарь счастливой жизни:
инструменты и механизм работы
для достижения своих целей»

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

Прочитайте отрывки из сказок

Прочитайте отрывки из сказок

Прочитайте предложения. Найди «сказочные» слова и выражения. Какие из них нужно читать с необычным ударением?

Спиши отрывок стихотворения А. С. Пушкина. Расставь ударения, ориентируясь на ритм и рифму.

Соедините части выражений. Прочитайте правильно. Как снег на смех Курам Положа руку Поверить Водить на голову на слово за нос на сердце

Спасибо за урок!

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 940 человек из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 894 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 362 человека из 70 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • Голикова Анастасия АлексеевнаНаписать 10546 16.04.2020

Номер материала: ДБ-1113189

    16.04.2020 0
    16.04.2020 0
    16.04.2020 0
    16.04.2020 0
    16.04.2020 0
    16.04.2020 0
    16.04.2020 0
    16.04.2020 0

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения готовит рекомендации по построению «идеальной школы»

Время чтения: 1 минута

Детский омбудсмен предложила ужесточить наказание за преступления против детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Необычные ударения в сказках.

Задание на 11 декабря.

Просмотр содержимого документа
«Необычные ударения в сказках. »

Итоги урока. Рефлексия .

Что особенно вас заинтересовало во время урока?

Волшебное ударение в сказках

ВОЛШЕБНИК УДАРЕНИЕ. . Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить УДАРЕНИЕ. И оно. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЕлена Яничкина

Похожие презентации

Презентация на тему: » ВОЛШЕБНИК УДАРЕНИЕ. . Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить УДАРЕНИЕ. И оно.» — Транскрипт:

2 . Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить УДАРЕНИЕ. И оно очень обиделось. — — Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас! Что же из этого получилось?

3 Мальчик болен. Ему нужно принять лекарство. Он берёт бутылочку с лекарством и читает на этикетке: — Три раза в день по одной чайной ложке. После приёма пищи. Мальчик принимает лекарство и начинает пищать. Вбегает мама: — Что случилось, сынок? — Я принял лекарство. Мама посмотрела на этикетку и всё поняла! А ты?

4 Беседа об ударении Ударение подобно биению сердца. Но мы не вспоминаем о нём, пока кто-нибудь не исказит слово. Ударение в русском языке очень своеобразно. Русское ударение силовое. Ударный слог отличается от безударных слогов большей силой и отчётливостью произношения. че-ло-вЕ-ка

5 Беседа об ударении Русское ударение СВОБОДНОЕ. Оно может падать и на первый слог (город), и на второй (свобода), и на третий (эскимо) и т. д. В других языках ударение зачастую прикреплено к определённому слогу. Например, во французском и турецком языках оно всегда падает на последний слог. Сравни французские слова: одеколон, эскимо, пломбир, туалет, пальто, комбинезон, Париж, дебют.

6 Русское ударение ПОДВИЖНО. Оно способно менять своё место в зависимости от формы слова: сестра – сёстры. Русское ударение ИЗМЕНЧИВО. Раньше говорили воздух, музыка, паспорт Сейчас такое ударение в этих словах считается неправильным.

7 Задание 1 Поставь ударение в словах-парах, имеющих одинаковое написание В ведёрко руку окуни, Не бойся: это окуни. Косит косец, А зайчишка косит, Трусит трусишка, А ослик трусит.

8 Иголка ходит вверх и вниз, Вот листья появились. Жует Алёнушка ирис, А вышивает ирис. На путях я вижу сорок Резво скачущих сорок. Этот вид мне очень дорог Средь неведомых дорог.

9 Задание 2 Поставь верно ударение в выделенных словах. А поможет тебе в этом рифма Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный КАТАЛОГ. Выполняя ДОГОВОРЫ, ИНЖЕНЕРЫ и ШОФЁРЫ, СТОЛЯРЫ и МАЛЯРЫ – Потрудились все на славу, Чтоб за месяц до зимы Возвести домов КВАРТАЛЫ.

10 Задание 3 Должны получиться слова-омонимы Я – травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету. Я – сборник карт; от ударения Зависят два моих значения. Хочу – преображусь в название Блестящей, шелковистой ткани.

11 Мы – для пильщиков подставка, Мы – для кучера сиденье. Но попробуй-ка, поставь-ка Нам другое ударенье. Осторожней будешь с нами: Забодаем мы рогами.

12 Задание 4 Поставь правильно знак ударения в словах: Красивее, квартал, нефтепровод, каталог, баловать, банты, договор, звонит, обеспечение, столяр, танцовщица, шофёр, щавель.

13 Задание 5. Поставь знак ударения в выделенных словах а) Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили. Я мою руки. Мою руку взял доктор. Ребёнок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм. Наташа выходила из зала. Мать выходила больного ребёнка. а) Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили. Я мою руки. Мою руку взял доктор. Ребёнок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм. Наташа выходила из зала. Мать выходила больного ребёнка.

14 б) Я сижу под синим пологом на холме пологом. Солнце село за село. Замок был закрыт на замок. Семена гвоздики похожи на гвоздики. Огородное пугало всех пугало. б) Я сижу под синим пологом на холме пологом. Солнце село за село. Замок был закрыт на замок. Семена гвоздики похожи на гвоздики. Огородное пугало всех пугало.

15 Задание 6. Придумай и запиши предложения со словами, в которых ударение служит средством различия смысла слов. Атлас – атлас уже — уже Атлас – атлас уже — уже Мука – мука пропасть — пропасть Мука – мука пропасть — пропасть

16 Задание 7 Игра «Школа» Запиши слова на тему «Школа» в три столбика Ударение на первом слоге Ударение на первом слоге Ударение на втором слоге Ударение на третьем слоге

17 Задание 8. Вставь нужное слово в предложение и поставь в нём знак ударения Уху Мы сегодня ели ….. Уху Мы сегодня ели ….. Комар подлетел к ….. Комар подлетел к ….. Ворот Собака сидела у ….. Ворот Собака сидела у ….. У рубахи оторван ….. У рубахи оторван …..

18 Задание 9 Измени место ударения в словах так, чтобы получились другие слова и запиши их рядом с данными. Хлопок – замок — кружки — Полки – пары — мука — Пропасть – дорога — плачу — Стоит – трусить — поля — Мелки – крою — мою — Потом – стрелки — знаком — Сушу — угольный — солью —

Внеурочное занятие » Волшебник Ударение»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Организационно – мотивационный этап.

Цель: обеспечить мотивацию учащихся на совместную деятельность.

— Здравствуйте, ребята !.Садитесь. Меня зовут …… Я улыбнулась вам и вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и приветливы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее и мы начнём занятие.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Цель: актуализировать имеющиеся знания, необходимые для изучения темы. Создать проблемную ситуацию – мотив для изучения нового материала.

— Ребята, сегодня мы отправляемся в сказочное путешествие к одному очень доброму Волшебнику. Чтобы попасть в его королевство и узнать его имя, вы должны выполнить одно задание. Прочтите слово на доске.

— Почему получились разные рисунки, а слово было одно? ( разное ударение)

— А что вы знаете об ударении? Как найти в слове ударный слог?

— А знаете ли вы почему к ударению относятся с большим уважением?

Сказка « Волшебник Ударение».

Собрались однажды слова на совет. Стали говорить о том, какие они полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И ударение очень обиделось. Когда слова стали выступать, ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:

— Что вы без меня значите? Если захочу, то возьму и изменю значение у некоторых из вас.

Слова , конечно, не поверили. И вот вышли вперёд стрелки и сказали:

— Мы тебя не боимся! Мы такие сильные и меткие, что справимся с каким – то Ударением. Ведь Ударение – это просто чёрточка.

Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый. И исчезли стрелки , а появились стрелки.

Зашумели слова. А Ударение продолжало показывать свою значимость, перепрыгивая с одного слога на другой. Вот, что из этого получилось.

Хотела мама с дочкой купить в магазине атлас, чтобы пошить платье, но ударение поменяло своё место и им подали атлас.

Пошли ребята в лес, чтобы посмотреть на то, какие красивые там живут белки. Но ударение тут как тут. И белки превратились в белки.

Кружки превратились в кружки , а вилки ( капусты) – в вилки.

Видят слова, что дело плохо – не обойтись без Ударения. Отвели ему почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.

3.Формулирование темы занятия.

Цель: сформулировать тему занятия.

— Итак, ребята, кто догадался в гости к какому волшебнику мы сегодня отправляемся?

— Правильно, мы попадём с вами в сказочное королевство, где живёт Волшебник Ударение. Он подготовил для нас увлекательное путешествие и много интересных заданий. В путь!

4. Этап открытия новых знаний.

Цель: сделать вывод в результате совместной работы.

— И вот мы подходим к воротам сказочного королевства. Но посмотрите, на воротах большой замок. Давайте правильно поставим ударение и замок откроется. Как определить в слове ударный слог?

( Ударный слог произносится с большей силой и длительностью в голосе . Нужно как бы окликнуть, позвать этот предмет ( даже если он неодушевлённый))

Вот мы и открыли замок. Давайте поменяем в слове ударение и посмотрим, где мы окажемся.

— Посмотрите , ребята, нас встречает сам Волшебник Ударение. А давайте подумаем , зачем нам нужно ударение? А с чем его можно сравнить?

Ударение, подобно биению сердца. Послушайте ваше сердечко. Стучит? А всегда ли вы обращаете внимание на стук сердца?

Вот и ударение. Мы вспоминаем о нём тогда, когда кто-то произнесёт слово неправильной постановкой ударения – и оно сразу теряет свой смысл, становится непонятным. И вот наш Волшебник следит за тем , чтобы наша речь была правильной и понятной. Для этого у Волшебника Ударения есть волшебная палочка, которой он ударяет на нужный слог и слово приобретает смысл. Он обещал и нам подарить такие палочки. Давайте докажем Волшебнику, что мы этого достойны.

* Игра « Подбери слова»

Волшебник знает , что вы учитесь в самой замечательной школе. Давайте расскажем ему , что есть у вас в школе.

Надо придумать слова на тему « Школа»:

1 слог ударный ( школа, парта, ручка), 2 слог ударный ( учебник, тетрадь, пенал) ,

3 слог ударный ( ученик, перемена)

Волшебник Ударение любит загадывать загадки. ( загадки на слайдах)

Кто в лесу тоннели роет,

Из ветвей плотины строит,

Зубы – точно топоры.

Сел на белый одуванчик.

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять

Как его родная мать.

Живёт спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит,

Под ним, не зная страха,

( в отгадках ставим ударение и выполняем упражнения)

Поставь ударение в словах.

— Ребята, а какое сейчас время года ? (весна). А что происходит в природе с приходом весны?

Вот и в сказочном королевстве тоже расцвели цветы. А вот какие цветы мы с вами должны узнать.

Для этого надо правильно поставить в словах ударение. Волшебник предупредил меня, что это очень трудное задание. ( слайд)

Постановка ударения в словах с буквой ё.

— Ребята, в замке находится фонтан . Но он ещё не работает. И волшебник ждал нас, чтобы мы помогли открыть ему фонтан.

( карточки в виде капельки со словами)

Задание: в словах клён, плёнка, маслёнка, пелёнка надо найти растение, из которого получают прядильное волокно и масло. Поставьте в словах ударение. Что заметили? Надо ли на гласную ё ставить ударение.

Расскажи-ка, буква Ё ,

Как твоё житьё – бытьё?

Буква Ё даёт отчёт:

Ничего себе, течёт.

Я ударная всегда

Ребята, посмотрите на экран и скажите, когда ещё в словах не надо ставить ударение? ( если 1 слог)

5. Практикум по самостоятельному использованию полученных знаний.

Цель: применить полученные знания на практике.

Волшебник сказал мне по секрету, что волшебные палочки находятся на вершине огромной горы. Нам нужно взобраться на эту гору.

Для этого надо правильно поставить знак ударения в парах- словах, имеющих одинаковое написание.

От удивленья ахнул кок

И почесал затылок.

Капустный бросился вилок

Вскачь от ножей и вилок .

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведёрко руку окуни,

Не бойся, это окуни.

6. Контрольно – оценочная деятельность.

Цель: самостоятельно применять полученные знания и умение оценивать свою работу.

Волшебник Ударение прощается с нами. И чтобы вернуться домой надо выполнить последнее задание.

( работа в парах по карточкам)

Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили.

Я мою руки. Мою руку взял доктор.

Ребёнок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм.

Наташа выходила из зала. Мать выходила больного ребёнка.

Солнце село за село.

Замок был закрыт на замок.

Семена гвоздики похожи на гвоздики.

Огородное пугало всех пугало.

7. Рефлексия. Подведение итогов.

— Как вы думаете, полученные вами знания пригодятся вам в дальнейшем обучении? А что нового узнали?

Учим ставить в слове ударение. Или «Сказка про волшебный молоточек».

Ох, уж это ударение! Никак не получается правильно определить его место в слове.

Первоклассники, перед тем, как изучать буквы, учатся делить слово на слоги и ставить в слове ударение. Нам кажется, что это просто, но на деле оказывается далеко не так. Малышам очень трудно научиться правильно ставить ударение. Сначала дети научились делить слово на слоги. И когда надо поставить ударение, учитель спрашивает: «На какой слог падает ударение?» Дети сразу начинают делить слово на слоги и этим затрудняют себе работу.

Когда мы произносим слово по слогам, определить ударение очень трудно! Как же помочь малышам? И здесь приходит на помощь сказка и игра.

Сказка о молоточке.

Однажды на лесную полянку пришел Мишка. Он походил по полянке и никого не нашел. Мишка оставил свой след. Почему след остался такой? (Потому, что в слове МИШКА 2 слога). А сам ушел искать друзей.

В это время на полянку выскочил Зайка. Он уже давно бегал по лесу в поисках Мишки. Мишку он не увидел, но заметил след и сразу подумал, что здесь был Мишка. Зайка решил позвать его.

« Миш-ка, Миш-ка», — кричал Зайка. Но Мишка не слышал. И тут Зайке на помощь пришел волшебный Молоточек. Он ударил по одному слогу и слог прозвучал громко-громко и очень долго: «Миииииш-ка»! Мишка сразу услышал, что его зовут и пришел. Зайчик был рад другу. А след Мишки стал таким

Теперь Зайка и Мишка решили позвать остальных друзей. «Ли-сич-ка»,- кричали они. Но Лисичка не отзывалась. Тогда Зайка позвал волшебный Молоточек на помощь и ударил на один слог. Этот слог звенел громче и дольше, чем остальные, и Лисичка сразу услышала.

Так друзья позвали и Ежика, и Волчонка, и Белочку. И каждый раз волшебный Молоточек помогал им. Он ударял по одному слогу и этот слог звучал очень громко и долго.

Когда все друзья собрались, Зайка поблагодарил Молоточек за помощь. А Молоточек улыбнулся и сказал: «Я живу в каждом слове и называюсь Ударение. Только один слог в слове я могу сделать громким и долгим. И чтобы этот слог звучал долго, я всегда стучу по гласному звуку, ведь только гласные могут петь. А еще я могу перепрыгивать с одного слога на другой и изменять слова, ведь я Ударение — волшебный Молоточек».

А теперь можно предложить ребенку самому определить, по какому слогу стучит молоточек Ударение. Для этого разделите слово на слоги и напишите слоговую схему. А потом «позовите» это слово, указывая на произносимый слог. Если ребенок затрудняется, то стоит ему помочь.

Главное, чтобы ребенок понял:

  • чтобы определить ударный слог, не надо слово произносить по слогам. Надо «позвать» его, произнося нараспев.
  • Ударение падает на гласный звук, т.к. только гласный можно протянуть, пропеть.

Понравилась сказка? Ваши друзья будут благодарны, если вы поделитесь этим материалом с ними. Кликните по кнопочкам соц.сетей и ваши друзья тоже смогут прочитать эту сказку и научить ребенка ставить ударение.


источники:

http://multiurok.ru/files/neobychnye-udareniia-v-skazkakh.html

http://b2.cooksy.ru/articles/volshebnoe-udarenie-v-skazkah/