Маломерные суда не подлежащие регистрации закон

Какие требования предъявляются к маломерным судам, не подлежащим государственной регистрации?

Федеральный закон от 23.04.2012 № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» внес изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации в части, касающейся требований по регистрации маломерных судов и упростил порядок пользования маломерными судами массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателя (в случае установки) до 8 кВт включительно.

В соответствии с требованиями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ) и Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – КВВТ) не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 кг. включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно (п. 1.1. ст. 33 КТМ и п. 1.1 ст. 16 КВВТ).

Порядок пользования маломерными судами регламентируется Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утверждёнными приказом МЧС России от 06.07.2020 № 487. Правилами предусмотрено, что при эксплуатации маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации, требования к наличию каких-либо регистрационных документов на судно, а также документов, подтверждающих наличие права управления таким судном действующим законодательством не предусмотрены.

При этом маломерное судно, не подлежащее государственной регистрации должно быть укомплектовано спасательными и сигнальными средствами предусмотренными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (ТР ТС 026/2012).

ГИМС поясняет: новинки в законодательстве о маломерных судах в 2021 году

Что представляет собой регистрация маломерного судна? Знаете ли вы тонкости процедуры? А ведь многие люди, живущие на территории России, имеют разного рода судна, в особенности небольшие для рыбной ловли или простых водных прогулок. Безусловно, как и любой транспорт, водные средства передвижения обязаны иметь перечень определенных документов. Этот вопрос входит в компетенции Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). В данной статье постараемся ответить на самые важные вопросы, касающиеся обязательной регистрации.

Основные понятия

Что означает регистрация маломерного судна? Прежде чем разбираться непосредственно в процессе документирования и всех касающихся его аспектов, необходимо разобраться в другом. Что же непосредственно является объектом регистрации?

По Федеральному закону №36 к маломерным плавательным средствам относятся судна длиной до 200 метров, вместительностью менее 12 человек. Также важным показателем является мощность мотора лодки, которая не должна превышать 8кВт (либо 10,88 лошадиных сил).

Таким образом, весельные лодки, катамараны, надувные плавательные средства и подобное не подлежит обязательной регистрации. Ниже следует перечень транспорта, которому она необходима:

  • катера;
  • гидроциклы;
  • яхты;
  • моторные лодки;
  • моторные катамараны.

Судна такого вида не могут находится на водной территории Российской Федерации без определенного перечня документов.

Вступили в силу новые правила регистрации маломерных судов в ГИМС

Обладатели надувных ПВХ лодок переживают, нужно ли обращаться в госинспекцию и платить транспортный налог. Ведь небольшая надувная или гребная лодка на воде кажется таким незначительным средством передвижения.

Судна, которые не нужно регистрировать в Госинспекции:

  • лодки, купленные с целью передвижения во внутренних водоемах (реках и озерах) РФ;
  • плавстредство без силовой установки и грузовой подъемностью до 200 кг включительно;
  • плавсредство с мощностью силовой установки до 8 кВт или 9,9 л/с;
  • гребные лодки.

Для рыбалки, охотничьего промысла и различных подсобных работ просто необходима надувная резиновая лодка. Закон РФ обязывает регистрировать катамараны, гидроциклы, яхты, катера и различные надувные лодки, попадающие под регламент ГИМС.

Резиновую лодку нужно регистрировать, если:

  • вес больше 200 кг.;
  • установленный движок имеет мощность больше 8 кВт или 9,9 л/с;
  • техпаспорт лодки разрешает установку мотора с параметром, превышающим 10 л/с.

Все резиновые лодки, которые не попадают под эти параметры регистрировать в ГИМС не нужно. Но правила использования резиновых лодок нарушать не стоит. На воде сотрудник МЧС РФ может потребовать у судовладельца документ на право эксплуатации лодкой.

Владельцу резиновых лодок при выходе на воду нужно иметь:

  • паспорт РФ или его копию;
  • документ права собственности судна;
  • удостоверение на управление (для лодок с мощностью мотора выше 5 л.с/3,58 кВт);
  • весла;
  • спасательный жилет;
  • черпак.

Чтобы поставить любую, попадающую под параметры требований, лодку на учет в Государственную Инспекцию Маломерных Судов, а именно получить Судовой Билет маломерного судна необходимо:

  1. Приобрести лодку.
  2. Собрать необходимый список документов.
  3. Приехать в ГИМС, расположенный по месту регистрации.
  4. Предоставить необходимый список документов.
  5. Получить Судовой Билет.

ВАЖНО! Зарегистрировать лодку в ГИМС можно не выходя из дома через портал Госуслуги.

Документы в порядке, удостоверение в кармане и судовой билет получен. Остался еще один важный шаг, чтобы уверенно и свободно разгонять волны на территории РФ – это нанести номер на лодку по правилам ГОСТ и ГИМС.

Правильно нанесенный номер должен обладать следующими признаками:

  • соответствовать рекомендуемым размерам;
  • иметь контрастный цвет с лодкой;
  • находиться между носовой частью и четвертью длины форштевня судна.

Необходимые документы

Бумажная волокита сопровождает все виды деятельности человека, и, несомненно регистрация маломерного судна без нее произойти не может. Важно отметить, что владельцу этого вида транспорта после покупки (или заключения права собственности) не следует затягивать с визитом в ГИМС.

Чтобы не возвращаться многократно к этому вопросу, сразу подготовьте документы для регистрации маломерных судов. Речь идет о:

  1. Заявлении на постановку судна на учет.
  2. Праве на маломерные суда и его двигатель (например, договор купли-продажи, дарственная, чек и топа подобное).
  3. Паспорте и идентификационном номере налогоплательщика (ИНН).
  4. Техпаспорте судна.

Список мал. Поэтому все перечисленные документы физическое лицо обязательно должно иметь при себе при регистрации маломерного судна в ГИМС.

Какие лодки надо регистрировать?

Подача, рассмотрение документов и постановка на учет занимает три дня. Проводится процедура в таком порядке:

  • На месте судовладелец заполняет заявление.
  • Предоставляет личный паспорт или документы, подтверждающие вид на жительство.
  • Если заявитель не является судовладельцем, подается доверенность.
  • Предоставляется судовой билет.
  • Подается документ об уплате госпошлины.

В случае нестандартной ситуации процесс оформления может длиться до 30 дней.

Обязательному занесению в реестр подлежит следующий водный транспорт:

  • Длина корпуса не должна превышать 20 метров.
  • Вместительность – 12 человек.
  • Вес снаряженного судна составляет более 200 кг.
  • Мощность установленного двигателя превышает 8,0 кВт или свыше 10 л.с.

От госрегистрации и уплаты налоговых платежей освобождены владельцы судов, масса которых вместе с навесным оборудованием не превышает 200 кг, а мощность двигателя составляет до 8,0 кВт или до 10 л.с. Например, не нужно регистрировать двухтактные двигатели типа TOYAMA T2.6 CBMS и TC3.6BMS, четырехтактные TOYAMA F5BMS и F5BMS.

Чтобы не ошибиться с выбором, лучше всего, проконсультироваться перед покупкой с менеджером, который подберет модель с техническими параметрами, подходящими под конкретный запрос, и не требующее постановки на учет.

  1. Внимательные сотрудники ГИМС обнаружили, что на лодке уничтожена или изменена маркировка, которая нанесена производителем.
  2. Документы, предоставленные вами, числятся украденными или потерянными.
  3. Вы не пришли в ГИМС в назначенный срок.

Теперь вы имеете чёткое представление о том, какие лодки нужно регистрировать и как это делать.

Делитесь своим опытом в комментариях и не забывайте посещать наш магазин, в котором есть много интересного и полезного для рыбаков и просто любителей водного отдыха!

Правила регистрации судов в ГИМС отличаются в зависимости от типа судна. Вероятнее всего, вам нужна регистрация малоразмерных судов для частного пользования. Сюда относятся все яхты с длиной менее 20 метров и вместительностью менее 12 человек, которые не будут использоваться для коммерческой деятельности (водное такси, туристические услуги, аренда и т.д.) Коммерческое судно нужно регистрировать не в ГИМС МЧС РФ, а в РС или РРР. Мы остановимся на регистрации маломерных судов для личного использования.

Правила регистрации малоразмерных судов радикально изменились с начала 2021 года после выхода приказов №339 и №340 от 24.06.2016. Раньше судна регистрировались только по месту их постоянной стоянки или использования, а теперь документы должны оформляться по месту постоянной регистрации владельца яхты. Номер, который раньше помещался на борту яхты или катера, теперь устанавливается сразу с двух сторон. Более того, обязательным стало помещение флага РФ на корпус. Добавилась пошлина и дополнительные причины отказа.

Если столкнетесь с противоречивой информацией о регистрации маломерных судов в интернете, обязательно проверьте даты публикации. Возможно, говорится о требованиях на 2021 год.

Обратите внимание! Если вы регистрировали судно до 2021 года, повторную регистрацию по обновленным правилам можно не проходить. Вы спокойно можете плавать со старым номером и судовым билетом.

Собираем пакет документов: что понадобится для регистрации яхты в ГИМС?

Физическим лицам для регистрации яхты нужно всего 5 документов. По порядку:

  • копия паспорта гражданина РФ;
  • подтверждение права собственности на яхту (например, договор покупки или счет-контракт);
  • техпаспорт на яхту, заверенный печатью и подписью уполномоченного лица;
  • подтверждение права собственности на двигатель (в случае регистрации моторной яхты);
  • инструкция по использованию двигателя (в случае регистрации моторной яхты).

Если судно уже ранее было зарегистрировано в ГИМС, но сменило владельца (например, вы купили б/у модель), нужна только копия паспорта, договор о покупке, судовой билет предыдущего владельца и чек уплаты государственной пошлины.

Документы для юридических лиц

Для юридических лиц регистрация маломерных транспортных средств так же необходима, как и для физических, однако, перечень документов в их случае будет несколько отличатся. Что же в этот список входит:

  1. Все реквизиты организации в письменном виде. Банковские в том числе.
  2. Справка, в которой содержится информация о правах на маломерные суда определенной компании. Здесь должна быть информация о наименовании двигателя, его модели и серии.
  3. Паспорт средства со всеми описанными деталями.
  4. Двигатель также должен иметь свой паспорт.
  5. Заявление должно быть заполнено по определенному образцу. На этом документе должна находиться печать организации-хозяйки плавательного средства.
  6. Доверенность на человека, который будет назначен водителем данного средства, а также приказ о назначении этого человека.

Некоторые правила регистрации маломерного водного судна подверглись изменениям. Однако правила для коммерческих организаций остались прежними.

Что такое паспорт плавсредства?

Паспорт водного средства — это документ, содержащий большую часть сведений о транспорте. Так, в паспорте можно найти информацию о способе производства и материале сборки, о типе модели и годе производства, о заводском номере и стране изготовителя. Так же он содержит сведения о габаритах изделия, количестве пассажиров и массе подъемного груза.

Зачем нужен этот документ? Во многих странах невозможно пройти регистрацию при его отсутствии. Так же немало важен и номер двигателя. Чтобы зарегистрировать маломерное судно, необходимо соблюсти ряд правил, что в принципе сложно. Для того чтобы этот процесс произошел успешно, необходимо быть подкованным в этой области и готовыми ко всем неожиданностям.

Что гласит закон?

Начиная с 2013 года, правила постановки на учет маломерных судов поменялись.

Согласно Федеральному закону от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты РФ в области уточнения определений маломерных судов».

Опираясь на дополнения к закону, маломерное судно – это плавсредство, длиной, не превышающей 20 метров и с максимальным количеством возможным пассажиров равное 12.

Еще в данной поправке уже вступившей в силу, указано, что оформление о.

То есть все транцевые суда, независимо от возможной грузоподъемности, не являются предметом для обязательного регистрирования, даже при оснащении движком в 10 л. с.

Как себя вести, если вы не первый владелец?

Если вы становитесь владельцем лодки по дарственной или перекупке, для вас и перечень документов, и сам процесс регистрации становится другим. Так выглядит перечень документов для вашего случая:

  1. Паспорт гражданина страны, в которой осуществляется регистрация плавсредства.
  2. Договор, исходя из которого производится смена владельца имущества.
  3. Обязательно должен быть ИНН.
  4. Билет предыдущего владельца судна со штампом о снятии с учета.
  5. Все данные об оплате чеков, а также о завершении регистрации.

Как определить вес судна

По правилам регистрации плавательного судна в паспорте должен указываться его вес. Данный показатель потенциально зарегистрированного плавсредства в нашей стране регламентировано ГОСТом. В этом документе указано, какие именно моторы и составляющее лодки учитываются при расчете общего веса. Например, возможны такие случаи, при которых учитывают не фактический вес используемого мотора, а самого тяжелого либо мощного, который вообще допустим для подобного типа водного транспорта.

Правила регистрации МС

Как говорят эксперты, последний законодательный акт немного «ослабил гайки», и после его принятия перечень МС, не подлежащих обязательной регистрации, заметно расширился.

Регистрировать не нужно:

  • любые безмоторные плавсредства массой до 200 кг (включительно);
  • моторные изделия до 200 кг с мощностью двигателя до 8 кВт, т.е. до 10,88 л.с. (включительно).

Материал, из которого изготовлено плавательное средство, значения не имеет. Главное, соблюдать требования по весу. Значит, регистрации не подлежат следующие МС до 200 кг:

  • надувные транцевые лодки;
  • надувные, типа «Турист»;
  • пластиковые;
  • металлические;
  • деревянные;
  • разборные композитные;
  • лодки с электромоторами указанной мощности;
  • различные байдарки;
  • гребные и парусные катамараны.

Совет. Если ваш катер или лодку не нужно регистрировать, то на рыбалку стоит взять ксерокопию документов на судно и на мотор, а также ксерокопию собственного паспорта. Если судно зарегистрировано, то с собой нужно возить судовой билет или его заверенную копию.

Все остальные МС, весящие более 200 кг, или оснащенные мотором свыше 8 кВт, необходимо регистрировать в службе ГИМС. Владелец плавательного средства должен регулярно проводить его технический осмотр и платить соответствующие налоги. Нарушение правил приводит к штрафу.

Регламентация процесса регистрации. Новая

Правила регистрации маломерного судна постоянно подвергаются пересмотру, зачастую приобретают новый облик или даже разные прочтения. Все нюансы отражены в этой части статьи.

Проще всего понять и оценить весь масштаб изменений в регламенте возможно только на конкретном примере. Представим, что некоторое плавстредство имеет определенную массу снаряжения, которая составляет 110 кг. Раньше, до внесения изменений в правила, к такому судну возможно было прикреплять двигатель с мощностью равно 9,9 лошадиных сил, что позволяло даже не ставить на учет и не проходить регистрации плавательного средства в определенных органах. В подобном случае вес лодки совместно с мотором исчислялся 200 килограммами.

Новый регламент заставляет владельцев водных транспортных средств учитывать такой вес мотора, максимальная мощность которого позволена непосредственным производителем плавсредства. Допустим, изготовители лодки указали в паспорте изделия, что максимальная мощность любого двигателя, возможного к применению, может быть равна 50 лошадиным силам. Подобный мотор на сегодняшнем рынке имеет вес приблизительно сто килограммов.

Таким образом, выходит, что суммарный вес транспорта и двигателя, несомненно, будет значительно превышать указанную в Федеральном законе норму в 200 килограмм. Теперь другого выхода, кроме регистрации плавательного средства в органах, производящих контроль, нет.

Но это не все, что предполагают новые правила регистрации маломерных судов. Для второго примера, разберем типичную ситуацию с лодкой. Данный представитель плавсредств известен большому кругу любителей и профессионалов. В целом вес подобного изделия составляет около 145 килограмм. Если учитывать стандартный мотор мощностью 9,9 лошадиных сил, то суммарный вес не перешагнет допустимый (200 кг). По устаревшим правилам эта лодка не должна подвергаться регистрации, но обновление ввело ряд своих особенностей.

Производитель этого водного транспортного средства позволяет устанавливать на него двигатель с мощностью равной, но не превышающей 25 лошадиных сил. Даже если учесть самый минимальный вес мотора с подобной мощностью в совокупности с весом плавсредства неизбежно превысит 200 килограмм. Поэтому вам все-таки придется возложить на себя ответственность и завершить процесс регистрации. Многие личности, желающие увернуться от буквы закона, и здесь прикладывают непомерные усилия, чтобы не проходить регистрацию либо оставить свое судно незамеченным. Это одна из главных причин таких изменений регламента.

Вопросы государственной регистрации лодки без документов

Государственная инспекция по маломерным судам потребует некоторые сведения от владельцев. При этом заявленные в бумагах характеристики должны соответствовать техническим особенностям техники. Специалистами также будет оценено состояние лодки. Для регистрации потребуется следующее:

  • договор купли-продажи. Среди прочих бумаг потребуются договор-дарения, доверенность, свидетельство о передачи наследства.

На лодку и мотор необходимо предоставить техпаспорт.

  • Паспорт гражданина РФ.
  • ИНН.
  • Квитанция об оплате госпошлины.
  • Существуют установленные законодательством сроки – 10 дней, чтобы оформлять бумаги после покупки или получения в дар. Иные случаи предусматривают административную ответственность или помещение на штрафную стоянку. Как восстановить документы на лодку после этого срока ответить сложно, поскольку нюансов решения вопроса существует несколько.

    Мы разобрались, на какой лодочный мотор не нужны права. Государственная регистрация, получение прав сегодня обязательны лишь в отношении маломерного водного транспорта. Но что им является по обновленным нормам?

    Маломерное судно соответствует следующим характеристикам:

    • Длина — не более 20 м.
    • Число пассажиров — не более 12.
    • Масса — более 200 кг.
    • Мощность двигателя — более 8 кВт (или 10,88 л. с.)

    Будьте внимательны: масса маломерного судна высчитывается по ГОСТ Р ИСО-8666-2012. По нему берется в расчет не вес фактически установленного на лодку мотора. А вес самого тяжелого двигателя наибольшей мощности, допустимой для судна данного типа.

    Лодки, которые вместе со снаряжением весят меньше 200 кг от постановки на учет освобождаются. На регистрацию можно не ставить имущество с моторами, чья мощность менее 10 л.с. Можно не регистрировать маломерные суда, предназначенные для перевозки пассажиров, но если вместимость не более 12 человек. Еще одно ограничение касается длины моторки – до 20 метров. Как оформить лодку в гимс без документов для этих категорий судов не имеет значения.

    По законодательству (приказ МЧС РФ № 500 от 2005 г.) не подлежат внесению в реестр надувные лодки без мотора массой до 200 кг. Однако разрешение действует только для внутренних водных объектов РФ. При перемещении вдоль рек, граничащих с государственными границами, по закрытым водным ресурсам процедура регистрации надувных лодок обязательна.

    Собственникам лодок из поливинилхлорида с массой, превышающей 200 кг, и мощностью двигателя от 10 л.с., регистрация плавсредств обязательно. Оформление документации должно выполняться по законодательству в период до 10 дней после покупки. При одновременном приобретении двигателя и плавсредства выполняется их регистрирование и внесение в реестр.

    При решении, нужно ли регистрировать модернизированную лодку, необходимо руководствоваться законодательством. После ремонта и докомплектации мотором необходима повторная регистрация надувных лодок из поливинилхлорида.

    Что касается грузоподъемности плавательного средства, она уже перестала иметь для ГИМС значение с введением новых правил.

    На какую лодку не нужны права сегодня? На плавсредство, которое по вышеобозначенным характеристикам не подлежит госрегистрации.

    Прежним осталось только обязательство уплаты налога на транспортное средство. Если на вашей лодке стоит мотор мощностью от 5 л.с., вы должны перечислять соответствующий взнос в госказну. Только сегодня всю необходимую информацию вы предоставляете в налоговую инспекцию самостоятельно.

    Важно помнить и о том, что если ваше плавсредство не подлежит госрегистрации, вы не обязаны в текущем году проходить техническое освидетельствование.

    Если вы встретитесь с инспектором, он не имеет права требовать от вас соответствующие документы. Как правило, специалист по надписям на моторе и самой лодке определяет, что перед ним: плавательное средство или же маломерное судно. Максимум, что он может потребовать от владельца лодки, — предоставить доступ к шильде на плавсредстве и его моторе.

    С правами на лодку всё понятно — обучение и сдача экзаменов. Теория — 10 вопросов на компьютере и практика. При неудачной попытке, пересдача может быть только через 7 дней.

    Вообще все плавсредства должны быть зарегистрированы. Это касается многих катеров, яхт, катамаранов, парусников и лодок с мотором (и даже на гидроцикл).

    Необходимо пройти процедуру регистрации. Занимает она энное количество времени. На сегодня можно вызвать инспектора ГИМС к себе, но эта услуга платная (по-моему, час — 500 рублей).

    Ставить на учет необходимо лодки и катера, которые отвечают определенным требованиям. Не важно, из чего изготовлено маломерное судно (ПВХ, дерево, пластик или метал) и для каких целей оно используется. Во внимание берут:

    • длину — она должна быть до двадцати метров;
    • вместительность — не больше 12 человек;
    • масса — от 200 кг.;
    • мощностью — от 8 кВт, что равняется 10,8 лошадиным силам.

    Судоводителям стоит знать, как производят расчеты грузоподъемности: учитывается не вес катера или лодки по паспорту, а фактический. Другими словами, в расчет берут максимально мощный мотор, который может быть установлен на данной модели маломерного судна, а также оснащение и оборудование. К примеру, если ТС весит 180 кг, но на него поставили двигатель весом 30 кг, придется регистрировать его в Государственной инспекции.

    Из всего этого следует, на какие маломерные судна требуются права судоводителя. Управлять лодкой весом от 200 кг, мотором мощностью более 8 кВт и вместительностью до двенадцати человек без удостоверения недопустимо.

    Ставить на учет не надо судна, которые не попадают под вышеописанные характеристики. Какие моторные лодки и катера не надо регистрировать в ГИМС стоит запомнить каждому любителю отдыха на воде. Этому не подлежат любые плавательные средства без мотора (но длиной меньше 20 метров), лодки весом вместе с оснащением менее 200 кг и вместительностью до 12 пассажиров. Однако если на катере стоит мотор от 10,8 лошадиных сил, все остальные характеристики не имеют значения.

    Еще раз стоит повторить о максимально допустимой мощности. Например, всем известная Казанка весит 145 кг, но производитель разрешает устанавливать на нее мотор до 25 лошадиных сил, следовательно, в ГИМС в расчет возьмут именно эту цифру. Подобные двигатели весят около 55-70 кг, а значит ее придется регистрировать в реестре.

    Номер маломерного судна

    Для номерных знаков плавсредств малого размера в ГИМС также существуют определенного рода правила, которые необходимо выполнить владельцу. В этом вопросе, придерживаясь ранее взятого образца, конечно, проведем череду сравнений и в этой области. Раньше, например, в 2021 году регистрационный номер представлял собой совокупность семи различных знаков. Здесь использовались как цифры, так и буквы. Этот номер должен был наносится на обе стороны судна: внутреннюю и внешнюю.

    Для чего это нужно? Это было необходимо для того, чтобы речная полиция могла опознать как само судно, так и его владельца. Сегодня ситуация немного изменилась. Владелец транспортного средства идентично наносит на оба борта номер, но делает это на определенном расстоянии от форштевня. Только после этого можно совершать движение маломерным суднам.

    Порядок проведения техосмотра

    Если раньше ТО был ежегодным, то со 2 июня 2013 г правила изменились. Теперь осмотр зарегистрированного судна необходимо проходить в следующих случаях:

    • обязательно – 1 раз в 5 лет. Причем дата ТО считается от даты регистрации, которая указанной в вашем судовом билете;
    • перед регистрацией плавательных средств, построенных самостоятельно, или тех, которые не прошли сертификацию на заводе;
    • техосмотр перед перегоном судна в другой регион;
    • осмотр после устранения неисправностей, выявленных во время предыдущего осмотра, или после ремонта.

    Инспектор обязан осмотреть плавательное судно и на плаву и на суше, чтобы оценить не только его техническое состояние и комплектацию, но и мореходные качества.

    Аргументация отказа

    В этом году, кроме усложняющих изменений, были добавлены следующие, касающиеся действий владельцев при отказе в просьбе о регистрации катеров и лодок:

    1. Если произошли какие-либо изменения, владелец имеет право подать все документы заново. Однако эксперты не советуют злоупотреблять этим. Если вдруг вы не успели исправить все найденные недостатки, не стоит рисковать, ведь, скорее всего, следующей попытки может уже не быть.
    2. Вы можете подать заявку на восстановление, если вдруг произошла утрата документов.

    Обновление документов в законодательстве

    Раньше регистрационный билет выдавался в формате А5 (тетрадный лист). Сегодня этот документ выглядит немного по-другому. Сейчас он представляет собой лист формата А4, заполненный с обеих сторон. Категорически запрещено использование, если не было оформления в регламентированном порядке, не произведен техосмотр маломерных судов и не имеется бортовых номеров; без удостоверения возможности управления; со сменой оборудования без должного разрешения. Лица, нарушившие данные правила на определенной акватории, несут ответственность в соответствии с законом.

    Статья 16 КВВТ РФ. Государственная регистрация судна и прав на него, учет плавучих объектов (действующая редакция)

    1. Судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации (далее также — реестры судов):

    Государственном судовом реестре;

    реестре маломерных судов;

    реестре арендованных иностранных судов;

    Российском международном реестре судов;

    реестре строящихся судов.

    1.1. Не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.

    1.2. Плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

    2. Судно, которому в соответствии с пунктом 8 статьи 23 настоящего Кодекса временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, подлежит государственной регистрации в реестре арендованных иностранных судов.

    2.1. Суда, построенные российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года и используемые в целях судоходства, включая их использование в сообщении между портами, расположенными на внутренних водных путях Российской Федерации, а также между морскими портами Российской Федерации и портами, расположенными на внутренних водных путях Российской Федерации, могут регистрироваться в Российском международном реестре судов.

    3. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

    4. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    5. Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

    6. За государственную регистрацию судов, в том числе строящихся на территории Российской Федерации, и прав на них, изменений, вносимых в реестры судов, и предоставление информации о зарегистрированных правах на суда взимается плата, размер, порядок взимания и использования которой устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    7. Реестры судов являются открытыми для любых заинтересованных в получении содержащейся в них информации лиц.

    Органы, осуществляющие государственную регистрацию судов, бесплатно предоставляют информацию о зарегистрированных правах на суда по запросам:

    правоохранительных органов и судов о находящихся в производстве делах;

    органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

    государственных или муниципальных органов в связи с предоставлением ими государственных или муниципальных услуг;

    налоговых органов, размещающихся на территории, находящейся под их юрисдикцией;

    государственных органов, осуществляющих контроль за использованием природных ресурсов;

    органов государственной статистики;

    иных определенных федеральными законами органов.

    • URL
    • HTML
    • BB-код
    • Текст

    Комментарий к ст. 16 КВВТ РФ

    1. Пункт 1 комментируемой статьи конкретизирует для речных судов общую обязанность собственника судна осуществлять его государственную регистрацию. Аналогичная обязанность предусмотрена в ст. 33 КТМ, ст. 3 Федерального закона от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» в отношении других видов судов.

    В соответствии с положениями п. 3 ст. 16 комментируемого Кодекса государственной регистрацией судна и прав на него следует признавать акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

    Считается общепризнанным, что только факт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (недвижимым имуществом в данном случае выступает и речное судно) порождает изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов правоотношений.

    В этой связи акт государственной регистрации судна следует считать правоустанавливающим правовым актом. Это обусловлено тем обстоятельством, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являясь правоустанавливающей деятельностью уполномоченных органов исполнительной власти, подтверждает и права на такое имущество, и производимые с ним сделки.

    Кроме этого, следует отметить, что указанная деятельность выражается в действиях специального уполномоченного государственного органа исполнительной власти или уполномоченной им организации, то есть представляет собой административный (позитивно-управленческий) процесс по реализации функции государственного управления.

    Вышеизложенное позволяет признать, что государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует воспринимать как правовой административный акт ненормативного характера и индивидуальной направленности, имеющий правоустанавливающую силу.

    2. В соответствии с требованиями комментируемой нормы государственной регистрации подлежат суда, которые являются самоходными или несамоходными плавучими сооружениями, предназначенными для использования в целях судоходства, в том числе суда смешанного (река — море) плавания, паромы, дноуглубительные и дноочистительные снаряды, плавучие краны и другие технические сооружения подобного рода.

    Административно-правовые отношения по государственной регистрации судна и прав на него возникают между:

    1) собственником судна, судовладельцем, юридическими и физическими лицами, реализующими вещные права на судно на любом законном основании, в том числе органами государственной власти, органами местного самоуправления, судебным приставом, лизингодателем, кредитором, доверительным управляющим, с одной стороны;

    2) регистрирующим органом, с другой стороны (о регистрирующих органах см. п. 8 комментария к настоящей статье и комментарий к ст. 17).

    В соответствии с комментируемой статьей собственник должен зарегистрировать свое судно в одном из нижеперечисленных реестров судов:

    — Государственный судовой реестр. В нем содержится информация о существующих и прекращенных правах на судно, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. В государственный судовой реестр включается информация только о судах, находящихся в собственности российских лиц.

    Пример: акционерная компания «Оушн Тролерс Интернэшнл Лимитед» («Ocean Trawlers International Limited», Гонконг) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к ООО «САХАЛИНИНВЕСТМОРЕ» о признании права собственности на судно — МПБ «Дальмос» и истребовании его из чужого незаконного владения.

    Иск был обоснован тем, что указанное судно приобретено (оставлено) за собой компанией, являющейся залогодержателем судна по договору ипотеки, в силу п. 5 ст. 58 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Это является основанием возникновения права собственности компании на судно и его истребования у ответчика.

    Дело рассматривалось арбитражными судами в нескольких инстанциях. Апелляционный суд, сославшись на положения п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 131 ГК, пришел к выводу о том, что, поскольку право собственности истца на судно не зарегистрировано в Государственном судовом реестре, оно не возникло у истца и не может быть признано за ним. Отказывая в удовлетворении требования об истребовании спорного судна из незаконного владения, апелляционный суд исходил из отсутствия доказательств наличия у истца права собственности на МПБ «Дальмос», находящегося во владении ответчика.

    Суд кассационной инстанции посчитал указанный вывод апелляционного суда ошибочным, сделанным без учета того, что истец является иностранным юридическим лицом, право собственности которого на спорное судно не может быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре, так как включению в указанный реестр подлежат суда, обладающие правом плавания под Государственным флагом РФ. Правом плавания под Государственным флагом РФ обладают только суда, находящиеся в собственности российских лиц. Переход права собственности на судно к иностранному лицу влечет за собой исключение судна из Государственного судового реестра РФ.

    Вместе с тем суд кассационной инстанции посчитал, что в данном случае истцом избран ненадлежащий способ защиты его прав. Так, обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, компания исходила из того, что в силу положений ФЗ «Об ипотеке» право ответчика как залогодателя по договору ипотеки на спорное судно прекратилось в связи с оставлением истцом (залогодержателем) его за собой в установленном законом порядке. В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. С учетом того что право собственности иностранной компании на спорное судно не подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре, то надлежащим способом защиты прав истца в данном случае будет являться предъявление иска о признании права ответчика на судно отсутствующим (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16 августа 2011 г. по делу N А59-4567/2010);

    — реестр маломерных судов. Государственную регистрацию маломерных судов в реестре маломерных судов осуществляет подразделение Государственной инспекции по маломерным судам — ГИМС МЧС. Реестр маломерных судов содержит информацию о судне, необходимую для его идентификации. Порядок ведения реестра маломерных судов регламентируется Правилами государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС, утв. Приказом МЧС от 24 июня 2016 г. N 340;

    — реестр арендованных иностранных судов. В соответствии с п. 113 Правил государственной регистрации судов включению в этот реестр подлежат зарегистрированные в реестре судов иностранного государства суда, предоставленные в пользование и во владение российским арендаторам по договору аренды судна без экипажа, в случае, если:

    арендатор судна отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с п. 2 ст. 23 КВВТ;

    собственник судна дал в письменной форме согласие на перевод судна под Государственный флаг РФ;

    законодательство государства-собственника не запрещает предоставление судну права плавания под флагом иностранного государства;

    право плавания под флагом иностранного государства приостановлено или будет приостановлено в момент предоставления судну права плавания под Государственным флагом РФ;

    — Российский международный реестр судов. Государственная регистрация в этом реестре осуществляется по выбору собственника судна или фрахтователя иностранного судна, зафрахтованного по бербоут-чартеру, в одном из морских портов РФ из Перечня морских портов, утв. распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. N 583-р. Это установлено в п. 7 Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов, утв. Приказом Минтранса от 19 мая 2017 г. N 191;

    — реестр строящихся судов. В соответствии со ст. 18 КВВТ (см. комментарий к ст. 18) и Правилами государственной регистрации судов в этот реестр подлежат включению суда, в отношении которых заведено дело на строящееся судно. В это дело помещаются все документы, поступающие для государственной регистрации прав на строящееся судно.

    В соответствии с позициями высших судебных инстанций не подлежат государственной регистрации договор аренды речного судна (см. решение Верховного Суда РФ от 5 июля 2010 г. N ГКПИ10-618; Постановление Президиума ВАС РФ от 26 апреля 2011 г. N 14736/09 по делу N А65-8814/2009).

    3. Пункты 1.1 и 1.2 комментируемой статьи устанавливают:

    — виды объектов, не подлежащих государственной регистрации;

    — особенности учета плавучих объектов, не являющихся судном.

    Не подлежат государственной регистрации:

    — плавучие средства, которые являются принадлежностями судна;

    — суда массой до 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно;

    — спортивные парусные суда, длина которых не превышает 9 м, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха;

    — беспалубные несамоходные суда, длина которых не превышает 12 метров.

    Особый порядок учета устанавливается п. 1.2 комментируемой статьи в отношении плавучих объектов. В соответствии со ст. 3 КВВТ под плавучим объектом понимается несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода. Их учет осуществляется администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Это организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные нормами комментируемого Кодекса.

    Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с Правилами учета плавучих объектов, утв. Приказом Минтранса от 1 ноября 2017 г. N 470, с целью обобщения информации о плавучих объектах в интересах обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях и не связан с наличием права собственности и иных прав на плавучие объекты. Это положение Правил подчеркивает принципиальное отличие учета плавучих объектов от государственной регистрации судов. Сущность регистрации, в отличие от учета плавучих объектов, заключается в фиксации приобретения права собственности на судно и иных прав на него.

    4. Пункты 2 и 2.1 комментируемой статьи устанавливают особенности государственной регистрации судов.

    Суда, зарегистрированные в судовом реестре иностранного государства, принятые российским арендатором в аренду без экипажа, в связи с чем им временно предоставлено право плавания под Государственным флагом РФ (подробнее см. комментарий к п. 8 ст. 23), подлежат государственной регистрации в реестре арендованных иностранных судов.

    Суда, построенные российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 г. и используемые в целях судоходства, включая их использование в сообщении между портами, расположенными на внутренних водных путях, а также в сообщении между морскими портами РФ и портами, расположенными на внутренних водных путях, могут регистрироваться в Российском международном реестре судов.

    Государственная регистрация в Российском международном реестре судов осуществляется по выбору собственника судна или фрахтователя иностранного судна, зафрахтованного по бербоут-чартеру, в одном из морских портов Российской Федерации из Перечня морских портов, определенных в распоряжении Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. N 583-р.

    5. Пункты 3 и 4 комментируемой статьи определяют юридическое значение государственной регистрации судна и прав на него. В соответствии с положениями комментируемой статьи государственная регистрация судна и прав на него — это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно.

    На основании п. 2 ст. 130 ГК недвижимым имуществом признаются подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК право собственности и другие вещные права на недвижимость, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре.

    Подлежат регистрации следующие права на судно и их ограничения (обременения):

    — право хозяйственного ведения;

    — право оперативного управления;

    — право пожизненного наследуемого владения;

    — право постоянного пользования;

    — иные права в случаях, предусмотренных гражданским и иным федеральным законодательством.

    6. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Это право может быть оспорено только в судебном порядке.

    В настоящее время в юридической науке отмечается, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе и судов, обладает правоустанавливающим, правоподтверждающим и охранительным значением для заинтересованных лиц и контролирующим, фискальным и статистическим значением для государства в лице его специальных органов . Данные обстоятельства свидетельствуют о многофункциональности государственной регистрации судна и прав на него, причем для заинтересованных лиц и для органов государства эти функции различны.

    См.: Матвеев П.А. Понятие и значение института государственной регистрации прав на недвижимое имущество // Российская юстиция. 2017. N 5. С. 11.

    Кроме этого, в соответствии с комментируемой нормой заинтересованное лицо не может доказывать право собственности и иные права на судно иными доказательствами кроме свидетельства, выдаваемого регистрирующим органом (см. п. 8 комментария к настоящей статье и комментарий к ст. 17). Факт государственной регистрации судна и прав на него может быть оспорен лишь в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.

    7. Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает, что за государственную регистрацию судов и прав на них, а также за изменения, вносимые в один из указанных в п. 1 комментируемой статьи реестр судов, взимается плата. Плата также взимается за предоставление информации о зарегистрированных правах на суда. Размер, порядок взимания и использования указанной выше платы устанавливаются Правительством РФ.

    В настоящее время плата за государственную регистрацию судна и прав на него определяется как государственная пошлина и взимается в соответствии налоговым законодательством. Так, в соответствии с подп. 59 — 62 ст. 333.33 НК государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

    1) за регистрацию в Государственном судовом реестре, реестре маломерных судов или бербоут-чартерном реестре:

    — судов внутреннего плавания — 3 тыс. 500 рублей;

    — судов смешанного (река — море) плавания — 5 тыс. рублей;

    — спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных судов — 1 тыс. 600 рублей;

    2) за государственную регистрацию изменений, вносимых в Государственный судовой реестр, реестр маломерных судов или бербоут-чартерный реестр в отношении:

    — судов внутреннего плавания, — 800 рублей;

    — судов смешанного (река — море) плавания, — 1 тыс. рублей;

    — спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных судов, — 200 рублей;

    3) за выдачу свидетельства о праве собственности, за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на:

    — судно внутреннего плавания — 3 тыс. 500 рублей;

    — судно смешанного (река — море) плавания — 5 тыс. рублей;

    — спортивное парусное судно, прогулочное судно, маломерное судно — 800 рублей;

    4) за выдачу свидетельства о праве плавания под Государственным флагом РФ:

    — судов внутреннего плавания — 3 тыс. 500 рублей;

    — судов смешанного (река — море) плавания — 5 тыс. рублей.

    8. Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает правовой режим информации, содержащейся в реестрах судов. В соответствии с положениями комментируемой нормы реестры судов являются открытыми для любых заинтересованных в получении содержащейся в них информации лиц. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указанная информация в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению.

    Информация о зарегистрированных правах на суда предоставляется бесплатно по запросам:

    — правоохранительных органов и судов о находящихся в производстве делах. Должностное лицо правоохранительного органа, в производстве которого находится дело, касающееся судна и прав на него, может обратиться в соответствии с уголовно-процессуальным и административно-процессуальным законодательством к капитану морского порта или к должностному лицу службы капитана морского порта, действующему по его поручению, для получения информации о правах на судно. Такими органами являются органы Следственного комитета, Главного следственного управления МВД, Генеральной прокуратуры, ФСБ и их территориальные подразделения, а также федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи;

    — органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

    — государственных или муниципальных органов в связи с предоставлением ими государственных или муниципальных услуг. Государственные услуги предоставляются федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ. Муниципальные услуги предоставляют органы местного самоуправления. Государственные и муниципальные услуги также могут предоставляться многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»);

    — налоговых органов, размещающихся на территории, находящейся под их юрисдикцией. Имеются в виду территориальные налоговые органы, являющиеся подразделениями ФНС;

    — государственных органов, осуществляющих контроль за использованием природных ресурсов. К числу таковых органов необходимо отнести Минприроды и его территориальные органы, Росгидромет и его территориальные органы, Росприроднадзор и его территориальные органы, Росводресурсы, Рослесхоз, Роснедра и его территориальные органы;

    — органов государственной статистики. Такими органами является Росстат и его территориальные органы;

    — иных органов, определенных федеральными законами. В эту группу можно отнести Минтранс, Ространснадзор, Росавиацию, Росавтодор, Росжелдор, Росморречфлот и др.

    9. Федеральным законом от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ были внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна. Письмом Минтранса от 16 мая 2012 г. N 05-04-1655 «О государственной регистрации морских и речных судов» в связи с этим направлены разъяснения по вопросам регистрации судов.

    В письме обобщен основной порядок регистрации судов, действующий в России. Рассмотрим его с учетом действующего законодательства:

    1) плавсредство массой до 200 кг и мощностью двигателя до 8 кВт не подлежит государственной регистрации — на такие суда документы о государственной регистрации не выдаются, классификация и освидетельствование не производится;

    2) спортивное парусное судно длиной менее 9 м и не оборудованное местами для отдыха (спальные места) не подлежит государственной регистрации, на такие суда документы о государственной регистрации не выдаются, классификация и освидетельствование не производится;

    3) маломерное судно, не осуществляющее коммерческой деятельности, — классификация, освидетельствование и государственная регистрация в реестре маломерных судов осуществляется ГИМС МЧС России, выдается судовой билет;

    4) маломерное судно, осуществляющее коммерческую деятельность, — для внутреннего водного плавания классификация и освидетельствование осуществляются Российским речным регистром с выдачей акта классификации и освидетельствования, государственная регистрация — администрациями бассейнов внутренних водных путей, выдается судовой билет. Суда смешанного (река — море) плавания регистрируются капитанами морских портов;

    5) спортивное парусное судно вне зависимости от размерений (за исключением спортивных парусных судов, не подлежащих государственной регистрации) — для внутреннего водного плавания классификация и освидетельствование осуществляются Российским речным регистром с выдачей акта классификации и освидетельствования, государственная регистрация — администрациями бассейнов внутренних водных путей, выдается судовой билет. Суда смешанного (река — море) плавания регистрируются капитанами морских портов;

    6) прогулочное немаломерное судно (более 20 м или количество людей от 12 до 18, не занятое коммерческой деятельностью) — для внутреннего водного плавания классификация и освидетельствование осуществляются Российским речным регистром с выдачей акта классификации и освидетельствования, государственная регистрация — администрациями бассейнов внутренних водных путей, выдается судовой билет. Суда смешанного (река — море) плавания регистрируются капитанами морских портов;

    7) любое немаломерное судно (за исключением указанных выше) вне зависимости от того, занято оно коммерческой деятельностью или нет, — для внутреннего водного плавания классификация и освидетельствование осуществляются Российским речным регистром, а для судов, регистрируемых в Российском международном реестре судов, — также Германским Ллойдом или Бюро Веритас, с выдачей классификационного свидетельства и свидетельств, предусмотренных КВВТ и международными конвенциями. Государственная регистрация этих судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей, выдается свидетельство о собственности и свидетельство о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации. При этом суда смешанного (река — море) плавания регистрируются капитанами морских портов.


    источники:

    http://zkm-v.ru/karp/registraciya-malomernogo-sudna-v-gims-2018.html

    http://www.zakonrf.info/kvvt/16/