Тире между подлежащим и сказуемым
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Урок по теме: «Тире между подлежащим и сказуемым«.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тире между подлежащим и сказуемым | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Тире между подлежащим и сказуемым.
Учитель: Кудрявцева Т.М.
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
1) организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правила: «Тире между подлежащим и сказуемым»,
обеспечить применение учащимися знаний и способов действий в разнообразных ситуациях»,
2) содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль в учебной деятельности,
3) воспитывать патриотизм на примерах используемых предложений.
Методические приемы : таблица, тесты, работа с учебником, работа по карточкам, объяснительный диктант.
- Сообщение темы урока. Объяснение нового материала.
1) Вступительное слово учителя.
Вопрос: зачем нужно изучать данную тему?
Правила пунктуации не случайны: они помогают так расставить знаки препинания, чтобы было легко понимать текст, выявлять его структуру, передавать его эмоциональное напряжение. К. Паустовский писал: «Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
К концу урока вы должны знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, и уметь: ставить знаки препинания между главными членами.
2) Рассматривается таблица, анализируются примеры
Тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым.
- Книга – памятник ушедшим в вечность умам.
Сущ. И. п. – сущ. И.п.
(будто, словно, как)
- Жить – Родине служить .
Гл. неопр. ф. – гл. неопр. ф.
- Дважды два – четыре.
- Расстояние не помеха для друзей.
- Наша задача – хорошо учиться .
Сущ. им. п. – гл. неопр. ф.
- Чтение – вот лучшее учение .
тире между подлежащим и сказуемым ставится :
а) если подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже;
б) если оба главных члена выражены неопределенной формой глагола;
в) если один главный член выражен неопределенной формой глагола, а другой – именем существительным;
г) когда перед сказуемым стоит указательная частица это, или вот.
а) если сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами;
б) если подлежащее выражено личным местоимением;
в) если при сказуемом есть отрицательная частица НЕ.
III . Закрепление материала.
1) — Краткость – сестра таланта.
— Дважды два – четыре.
— Учить – ум точить.
— Расстояние между окнами – один метр.
— Ходить босиком – большое удовольствие.
2) Выполнение объяснительного диктанта.
Записать предложения под диктовку, предварительно объясняя постановку знаков препинания, указывая, чем выражена грамматическая основа:
1) Мы с волнением слушали сообщения с фронта.
2) Дети были потрясены рассказами о войне.
3) На фронте шли жестокие, наступательные бои.
4) Подвиг русского солдата будет жить вечно в памяти народа.
5) День Победы — великий праздник русского народа.
6) 22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны.
7) Жить- Родине служить.
8) Сталинградская битва—первая победа советской армии в войне.
9) Война – это страшное бедствие в истории народа.
3) Работа с учебником.
Стр. 70, упр. 153 – устно.
4) Работа с карточками.
Карточка № 1 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.
1. Грубость – такое же уродство, как горб. (М.Горький)
2. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. (И.Тургенев)
3. Воспоминанья – старцев мед. (А.Марков)
4. Человек – венец поднебесной красы, нашей светлой земли украшение. (С. Наровчатов)
5. Придумать радости умей, коль их на самом деле нет! Иначе жизнь – сухой ручей, смешные письма без ответа. (А.Марков)
6. Острый язык – дарование, длинный язык – наказание . (Д.Минаев)
7. Слово родины – матери слово, воля родины – воля отца. (Ю.Смуул)
8. Лишь свобода и правда – мой главный оплот. (М.Джалиль)
9. Густая ночь – владычица зимой. (Дм. Кедрин)
10. Душа моя – бескрайний дремучий лес: шум – тишина, падение – взлет, смех – плач, рождение – смерть. (И.Юзеев)
Карточка № 2 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым отсутствует тире .
1. Смерть есть то, чего мы не минуем. (С.Липкин)
2. Человек есть украшение мира. (М.Горький)
3. И, может быть, степные вот эти овцеводы суть листья травяные неведомой породы. (С.Липкин)
4. Любовь и время – это несовместно. Любовь есть вечность. Вечность есть любовь. (В.Сидоров)
5. Каждый человек есть необходимое звено в цепи человечества. (Д.Веневитинов)
Переделайте эти предложения так, чтобы в них между подлежащим и сказуемым стояло тире.
Карточка № 3 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире .
1.Курить – здоровью вредить. (Пословица)
2. Без дела жить – небо коптить. (Пословица)
3. Жить – родине служить. (Пословица)
4. Учить – ум точить. (пословица)
5. Спешить – делу вредить. (Пословица)
Карточка № 4 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире .
1. Жалеть, любить – знакомые глаголы. (С.Липкин)
2. Сынок! Перестань врать! Говорить неправду – великий грех. (Сказка)
3. Строку нанизывать на строки – зарядка легкая, не труд. (А.Мартынов)
4. Прославить подвиг храбреца – и честь, и доблесть для певца. (Т.Шмаков)
5 Отсиживаться по щелям – удел тараканов. (Из газеты)
6. Служить народу – дело непростое. (С.Васильев)
7. На судьбу жаловаться – дело легкое, но пустое. (Э.Зорин)
Карточка № 5 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире .
1. Пятнадцать лет – счастливая пора. (И.Лялечкин)
2. Сентябрь. Седьмое число – день моего рождения. (Э.Асадов)
3. Лентяй да шалопай – два родных брата. (Пословица)
4. Природа и наука – два вогнутые зеркала, вечно отражающие друг друга. (А.Герцен)
5. Шестью семь – сорок два.
5) Тесты. (см. прилож.)
IV . Подведение итогов. Выставление оценок.
- В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире?
- В каких случаях между подлежащим и сказуемым тире не ставится?
Конспект урока по русскому языку на тему «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 класс)
Открытый урок по русскому языку в 8 классе
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
Отработать навыки учащихся по постановке тире между подлежащим и сказуемым.
Обучающие: Систематизировать знания учащихся о постановке тире между подлежащим и сказуемым; углубить знания учащихся о нормах пунктуации
Развивающие : Формировать навык использования нового пунктуационного правила на практике; формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, умение учиться и способность организовать свою деятельность; развивать коммуникативную и информационную компетентность; способствовать развитию грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции;
Воспитательные : воспитывать интерес к выразительным возможностям русского языка; прививать любовь и интерес к русскому языку через художественное слово
эпиграф «Удивление –путь к познанию»
I. Организационный момент.
— Добрый день, ребята, Я думаю, он по-настоящему добрый . Посмотрите друг на друга, улыбнитесь своему соседу по парте, улыбнитесь всем, улыбнитесь новому дню, солнцу (слайд-2).
II .Актуализация опорных знаний . Объявление темы урока.
Учитель . Я предлагаю вам прослушать сказку и отгадать, какая будет сегодня тема урока.
Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.
− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.
− Согласно, − кивало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.
На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.
— О чем же идет речь в сказке? Знакома ли она вам?
Тему урока вы узнаете из стихотворения: Я минус в математике, но знак другой в грамматике. Знаком я детворе, Меня зовут… тире.
— Так о чём мы будем говорить на уроке? (ответы детей).
— Сформулируйте тему урока. (Тире между подлежащим и сказуемым).
— Поставьте перед собой цели, которых мы должны будем достичь в результате работы на уроке (слайд-3).
(- научиться определять постановку тире между подлежащим и сказуемым;
— научиться правильно ставить тире).
— Какие вопросы о тире необходимо решить, чтобы в итоге достичь поставленных целей?
(1. В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире?
2. Как образуются причастия?
3. Каковы особенности употребления тире в речи?)
— какие знаки препинания вы знаете?
— знаете ли вы историю знаков препинания? Сейчас некоторые дети познакомят нас с историей некоторых знаков препинания.
4. Сообщения учащихся.
1 уч-ся Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие .
2 уч-ся Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая . Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире ( черта ) — из французского tiret, tїrer (тянуть)
3 уч-ся Тире [-] относится к более поздним знакам . Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А.А. Барсова.
4 уч-ся Тире многозначно . Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речь, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. В энциклопедии «Русский язык» обозначено девять условий постановки тире в современной письменной речи. Может быть, именно из-за многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство авторской пунктуации.
5. А когда же ставится тире?
(диалог, прямая речь, неполные предложения, между подлежащим и сказуемым).
7. У вас имеются знания по постановке тире между подлежащим и сказуемым, вы прослушали сказку. А когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится? (ответы учащихся)
Теперь ваша задача – составить опорную схему, которая поможет вам в постановке тире.
Составьте схемы, когда между подлежащим и сказуемым ставится тире-1 команда, когда тире не ставится-2 команда.
Пятью девять — сорок пять
Расстояние между посёлками — пятьдесят километров.
4. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.
5. Сущ. + н. ф. глаг.
6. Н. ф. глаг. + сущ.
7. сущ. (гл.) + Это( вот, значит) + сущ.(гл.)
Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
Тире не ставится:
1. Если в роли связки выступают сравнительные союзы как, словно, будто, точно, вроде как и др.
2. Если подлежащее выражено личным местоимением.
Подлеж. = личное местоим.
Он порча, он чума, он язва здешних мест.
3. Если перед сказуемом стоит частица не
4. Если подлежащее и сказуемое образуют фразеологический оборот
5. Если перед сказуемым стоит вводное слово
8. Самостоятельная работа.
3. Программированный диктант.
На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.
9. Защита своих схем.
10. Отработка навыков.
На доске записано слово счастье , учащимся предлагается объяснить его значение.
Учитель, опираясь на словарь С. И. Ожегова, обобщает:
Счастье –
1. чувство и состояние полного, высшего удовлетворения;
2. успех, удача.
Задание классу:
1. Подберите синонимы к слову (успех, удача, удовлетворение).
2. Подберите антонимы к слову (мука, скорбь, горе, печаль).
3. Подберите однокоренные слова (счастливый, счастливчик, счастливица, счастливо и т.д.)
4. Включите слово счастье в словосочетание (счастливый случай, полный счастья, надеяться на счастье, несчастный исход, половина счастья и т.д.).
5. Составьте предложение с последним словосочетанием (устно).
10.1. Деформированный текст.
Один писатель перепутал все слова в предложении. Ваша задача составить правильное предложение. Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букета. (Икебана – это искусство составления букета из веток и цветов.) Объяснить тире.
10.2. Карточки. Нет на земле (н…)чего пр…краснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и замечательного настр…ения!. Объяснить пропущенные буквы и знаки препинания.
10.3. Объясните употребление тире в отрывке из стихотворения М.И. Цветаевой, посвященном А. Блоку
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке,
Одно — единственное движение губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
— Когда свои подчёркиваешь мысли,
Когда ты пишешь диалог любой,
Твоя отметка полностью зависит
От поперечной палочки одной.
Тире – моё короткое названье,
Не палка я, а очень важный знак .
Чтоб уделить грамматике вниманье,
Не сможешь избежать меня никак!
10.4. А теперь вы сами попробуете составить текст с использованием тире. Самостоятельная работа
А теперь все дружно встали,
К потолку глаза подняли,
Руки вверх, вперед, назад –
Вот разминка для ребят!
Но немного мы устали,
Книжки в сторону отложим,
Организму мы поможем.
Все мы правила учили,
О тире мы не забыли
11.Поэты в своих произведениях тоже используют причастия. Послушайте в исполнении ребят стихотворения и выполните задание карточки.
(Заранее подготовленные ученики читают наизусть отрывки из стихотворений о зиме русский поэтов).
Великие люди в своих высказываниях использовали тире
Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире .
1. Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть. (А.Чехов)
2. Ах, красота – это страшная сила. (С.Надсон)
3. Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее. (Ф.Достоевский)
5. Самое трудное для человека – это борьба с самим собой. (Г.Троепольский)
7. Мы – это воля людей, устремленных только вперед, вперед! (А.Прокофьев)
1. Грубость – такое же уродство, как горб. (М.Горький)
2. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. (И.Тургенев)
6. Острый язык– дарование, длинный язык – наказание . (Д.Минаев)
9. Жить – это значит радоваться. (В.Сидоров)
10.6 .Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.
1) Повесть «Капитанская дочка» была историческим произведением.
2) Основу повести составляют картины восстания Пугачева.
3) Маша Миронова стала любимым женским образом автора.
4. Индивидуальная работа ( работа в формате ЕГЭ)
Детская клиника (со связью согласование на связь управления) – клиника для детей
Друг человека (со связью управление на связь согласование) – человеческий друг
Горных ущелий (со связью согласования на связь управление) – ущелий гор
Найдите грамматическую основу.
Он был доктором бедняков, профессором анатомии в Амстердаме.
Я всегда хотела танцевать.
Здесь мост через овраг построят.
Подчеркните подлежащее и сказуемое; Поставьте, где нужно, тире. Объясните свой выбор.
О б р а з е ц: Ученье — свет, а неученье — тьма. [сущ. — сущ.], а [сущ. – сущ.].
1. Плохой товарищ не подмога. 2. Сердце не камень. З. Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. 4. И неподкупный голос мой был эхо русского народа. 5. Точность и краткость вот первые достоинства прозы. 6. Друга любить себя не щадить. 7. Земля как будто глобус. 8. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг.
В каком предложении не ставится тире?
1) Грузинские деревни__это сплошные сады.
2) Прилет журавлей__есть признак весны.
3) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра.
4) Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни столицы.
2. В каком предложении не ставится тире?
1) Расточать восторги__признак ограниченности понимания и вкуса.
2) Наш долг__совершенствовать знания.
3) Эти равнины__словно море бескрайнее.
4) Безумство храбрых__вот мудрость жизни.
3. В каком предложении ставится тире?
1) Твои радость и горе__это радость и горе для меня.
2) Этот яркий свет__словно ливень золотой.
3) Наш край__богат и прекрасен.
4) Снег__словно шелк.
4. В каком предложении ставится тире?
1) Одна беда еще__не беда.
2) Принятый сотрудник, кажется,__хороший специалист.
3) Сегодня небо__как море.
4) Превосходная должность__быть на земле человеком.
-А вы знаете, что картины осенней природы можно создать не только с помощью слов, но и красками. Рассмотрите репродукции картин
-Составьте связный текст, используя тире между подлежащим и сказуемым.
( Пока учащиеся работают, звучит музыка П.И.Чайковского «Зима»).
После выполнения задания представители каждой из команд зачитывают по одному сочинению.
IV . Выставление оценок командам. Итоги урока.
Закончите предложение: «На уроке мне понравилось…»,
Урок русского языка в 5-м классе «Тире между подлежащим и сказуемым»
Класс: 5
Планируемые образовательные результаты.
Предметные
- знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительным в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи,
- схему данной конструкции; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом;
- заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.
Метапредметные
- Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться словарем.
Личностные
- Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры: стремление к речевому самосовершенствованию; бережное отношение к традициям, обычаям семьи, народа.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ресурсы урока: Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской. – М.: Дрофа 2012, презентация к уроку, приложения к уроку.
Технологии: метод субъективизации, проблемное обучение, ИКТ-технология.
Ход урока
I. Мобилизующий этап
Слово учителя. Приветствие (слайд 1)
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой.
А какова тема урока, вы определите сами, выполнив 1 задание (слайд 2)
Перед вами 3 предложения:
1. Зима нарядила деревья в снежные шубы.
2. Новый год – любимый праздник детей.
3. Зимние каникулы – любимая пора.
— Прочитайте и спишите предложения и ответьте на вопросы.
— Что общего в этих предложениях? (С т. зр. смысла, строения)
— Подчеркните грамматические основы предложений.
— Какие предложения можно объединить по нескольким признакам одновременно? (2 и 3)
— Что объединяет эти предложения? (одинаковые по строению).
— Назовите грамматические основы 2 и 3 предложений.
II. Актуализация знаний
Формулирование темы и цели урока.
Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных вами предложениях, и сформулируйте тему и цели урока. (слайд 3)
Воспользуйтесь для этого опорными схемами.
- Познакомиться с правилом постановки ……… между ………… и ……….….;
- Научиться находить предложения, в которых ставится ……… между ………… и ……….….;
- Составлять предложения, в которых ставится ……… между ………… и ………….(ответ)
III. Изучение нового материала (слайд 4)
— Давайте еще раз обратимся к выделенным вами предложениям.
— Скажите, словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в первом предложении. (Им. существительными)
— В каком падеже стоят эти имена существительные? (В Им.п)
— Расскажите, чем выражены подлежащее и сказуемое во втором предложении (Им. существительными )
— Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.
Вывод: если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире. (слайд 5)
— Прочитайте новый материал в учебнике (стр. 157-158).
— Сравните его с нашим выводом.
— Расскажите правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым.
— Приведите свои примеры на тему «Зима. Зимние праздники».
— Составьте схему нового правила. Выбирают лучший вариант.
— Им.сущ. в И.п. — Им.сущ. в И.п. (слайд 6)
— Им.сущ. в И.п. — это, вот Им.сущ. в И.п.
IV. Закрепление изученного материала
Упражнение 1 (написано на доске и на карточке) (слайд 7)
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-tire-mezhdu-podlezhaschim-i-skazuemim-klass-2908170.html
http://urok.1sept.ru/articles/682809