Капитальный ремонт подлежащий не государственной экспертизе

Письмо Минстроя России от 26.02.2020 N 6470-ИФ/09

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 февраля 2020 г. N 6470-ИФ/09

В связи с многочисленными запросами, поступающими в Минстрой России по вопросу проведения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщает.

В силу пункта 4 части 13 статьи 48 Кодекса проектная документация должна включать раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» (в случаях, если строительство, реконструкция, снос финансируются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, указанных в части 2 статьи 8.3 Кодекса, капитальный ремонт финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса).

Частью 1 статьи 48 Кодекса предусмотрено, что при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи, осуществляется подготовка раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства». При этом в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.

В силу пункта 27(4) Положения об организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее — Положение) проверке сметной стоимости подлежит сметная стоимость капитального ремонта объектов капитального строительства в случае, если такой капитальный ремонт включает:

а) замену и (или) восстановление всех видов строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) или замену и (или) восстановление всех строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) в совокупности с заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;

б) замену и (или) восстановление всех видов систем инженерно-технического обеспечения или всех видов сетей инженерно-технического обеспечения;

в) изменение всех параметров линейного объекта, которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования такого объекта и при котором не требуется изменение границ полосы отвода и (или) охранной зоны такого объекта.

Абзацем 5 пункта 27(3) Положения установлено, что при проверке сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации проводится изучение и оценка соответствия указанных в абзаце первом пункта 27(3) расчетов физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ и акт, утвержденный застройщиком или техническим заказчиком и содержащий перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов по состоянию на дату обследования.

Таким образом, обязанность застройщика по подготовке проектной документации в строгом соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87, при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства градостроительным законодательством не предусмотрена.

Застройщик подготавливает смету на проведение капитального ремонта объекта капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов (дефектной ведомости).

Негосударственная экспертиза

Негосударственная экспертиза, в том числе в форме экспертного сопровождения, проводится в соответствии с требованиями, установленными статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. № 272 «Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее – Положение, утвержденное постановлением № 87), приказом Минстроя России от 8 июня 2018 г. № 341/пр «Об утверждении Требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий».

Негосударственная экспертиза проводится Учреждением по инициативе заявителя, обратившегося с заявлением о проведении негосударственной экспертизы на основании заключенного договора.

С заявлением о проведении негосударственной экспертизы может обратиться технический заказчик, застройщик или уполномоченное кем-либо из них лицо, а также лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Негосударственная экспертиза проводится:

а) в случае, если имеется совокупность следующих обстоятельств:

  • проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или негосударственной экспертизы является обязательным;
  • проектная документация и инженерные изыскания выполнены в целях строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов капитального строительства, которые не указаны в части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
  • застройщиком, техническим заказчиком или лицом, обеспечившим выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, принято решение о проведении негосударственной экспертизы;

б) в случае, если проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или негосударственной экспертизы не является обязательным в соответствии с частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, однако заявителем принято решение о направлении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на негосударственную экспертизу;

в) в случае принятия заявителем в соответствии с частью 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о проведении экспертного сопровождения.

Объектом негосударственной экспертизы являются все разделы проектной документации и (или) результаты инженерных изысканий, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат представлению для проведения негосударственной экспертизы.

Документы для проведения негосударственной экспертизы представляются в Учреждение в электронной форме с использованием автоматизированных сервисов на официальном сайте Учреждения.

С информацией о порядке подачи документов для оказания услуги по проведению негосударственной экспертизы можно ознакомиться на сайте Учреждения, а также круглосуточно по телефонам в Москве +7 (495) 625-95-95 или по России 8 (800) 775-95-95 (бесплатный звонок)

Вопрос-ответ

Согласно части 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если сметная стоимость строительства, включая капитальный ремонт, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации.

ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» не является надзорным органом, а в рамках переданных в соответствии с ч.1 ст. 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) полномочий осуществляет государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Согласно ст. 49 ГрК РФ, экспертизе подлежит проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации. При этом в предмет экспертизы проектной документации входит оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов и другим обязательным требованиям, в том числе заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, а также проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства.

Рекомендуем обратиться по указанному вопросу с заявлением в органы прокуратуры.

Согласно части 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если сметная стоимость строительства, включая капитальный ремонт, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а именно:

— замены и (или) восстановления строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций,

— замены и (или) восстановления систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов,

— замены отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором.

Согласно п.13 приказа Минстроя России №421/пр от 4 августа 2020 года «Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации» результаты конъюнктурного анализа оформляются в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в Приложении № 1 к Методике, и подписываются застройщиком или техническим заказчиком ». Указанная в приложении форма носит рекомендательный характер, поэтому допускается оформление в другом виде, но чтобы была указана вся информация согласно п. 13-16 Методики (коды ресурсов, ИНН поставщиков, ссылка на сеть интернет, поставщик или производитель, дата и т.д.). Поэтому представленная форма в Методике считается самой информативной .

В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Рабочая документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, их частей. Рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации. Подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно (часть 2.1 статьи 48 Кодекса).

Кроме того, статья 52 Кодекса дополнена следующими частями:

1.2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с проектной документацией и рабочей документацией.

1.3. В случае внесения в рабочую документацию изменений, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктами 1 – 5 части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, приведение проектной документации в соответствие с такими изменениями, внесенными в рабочую документацию, не требуется при условии, что такие изменения в рабочую документацию утверждены застройщиком, техническим заказчиком в порядке, предусмотренном частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса.

В этом случае утвержденные застройщиком, техническим заказчиком изменения в рабочую документацию признаются частью проектной документации.

Обращаем также внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 49 Кодекса экспертизе подлежит проектная документация.

Согласно частям 5 и 15 статьи 48 Кодекса подготовка проектной документации и внесение в нее изменений является прерогативой застройщика. На основании части 15 статьи 48, части 6 статьи 52 Кодекса строительство объекта капитального строительства должно осуществляться в соответствии с получившей положительное заключение государственной экспертизы и утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документацией.

Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в неё соответствующих изменений в установленном порядке (часть 7 статьи 52 Кодекса).

Решение о необходимости внесения изменений в ранее утвержденную в установленном порядке проектную документацию принимается застройщиком (техническим заказчиком); внесение таких изменений осуществляется на основании задания застройщика (технического заказчика).

Условия проведения повторной экспертизы установлены пунктом 44 Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 № 145.

Кроме того, частью 3.8 статьи 49 Кодекса установлены требования к изменениям, внесенным в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, одновременное соблюдение которых позволяет застройщику по своему решению не направлять проектную документацию на повторную экспертизу. Таким образом, утверждение застройщиком откорректированной проектной документации без направления на повторную экспертизу правомерно при соответствии изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 Кодекса.

Согласно части 3.8. статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) экспертиза проектной документации по решению застройщика может не проводиться в отношении изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, если такие изменения одновременно:

1) не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы;

2) не влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов;

3) не приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объекта;

4) соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий;

5) соответствуют установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Застройщик вправе утвердить изменения, внесенные в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ, только при наличии Подтверждения главным инженером проекта соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 ГрК РФ. При этом направление проектной документации с внесенными в нее изменениями, на повторное прохождение экспертизы проектной документации не требуется.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 145 от 05.03.2007 (далее – Положение), проектная документация (часть проектной документации в случае, предусмотренном подпунктом «г» пункта 13 Положения) и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 раза и более) на государственную экспертизу:

а) после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы;

б) при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, не предусмотренных частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ;

в) при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, предусмотренных частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ, – по инициативе заявителя.

При этом, согласно пункту 45_12 Положения в случае, если после получения положительного заключения государственной экспертизы сметные нормативы, федеральные единичные расценки, в том числе их отдельные составляющие, к сметным нормам и (или) сметные цены строительных ресурсов, с учетом которых были осуществлены расчеты сметной стоимости, изменились, представление документов для проведения повторной проверки сметной стоимости в соответствии с подпунктом «б» пункта 27 Положения осуществляется после корректировки сметной документации в части, подвергшейся изменениям в результате изменения физических объемов работ, конструктивных, организационных-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, с учетом утвержденных сметных нормативов федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, и (или) определенных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сметных цен строительных ресурсов на дату представления документов для проведения повторной государственной экспертизы, при этом остальная часть сметной документации не корректируется.

В соответствии с пунктом 3 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 145 от 05.03.2007 (далее – Положение), Организация по проведению государственной экспертизы обязана разъяснять бесплатно по запросам заинтересованных лиц порядок проведения государственной экспертизы.

Телефоны специалистов учреждения размещены на официальном сайте учреждения в разделе «Контакты»/ «Телефонный справочник» .

Кроме того, на сайте учреждения размещена информация о порядке прохождения экспертизы, о требованиях к представляемой документации, об особенностях проведения экспертизы в электронной форме, инструкция по работе с автоматизированной информационной системой «Экспертиза».

Также, на youtube -канале учреждения размещены обучающие видеоролики и вебинары по актуальным вопросам.

Дополнительно учреждение оказывает квалифицированную консультационную помощь заявителям на «предпроектной» стадии, позволяющую повысить эффективность взаимодействия. С подробными условиями консультационной услуги «Консультационный пакет» можно ознакомиться в разделе сайта «Услуги»/ «Консультационные услуги».

Государственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий проводится в порядке, установленном Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 145 от 05.03.2007 (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 14 раздела 2 Положения для проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий до направления проектной документации на государственную экспертизу представляются документы, указанные в подпунктах «а», «е», «ж», «и»-«к 2» и «о» пункта 13 Положения.

Согласно пункту 16 раздела 2 Положения для проведения государственной экспертизы проектной документации после проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляются документы, указанные в пункте 13 Положения (за исключением задания на выполнение инженерных изысканий, а также выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, членом которой является исполнитель работ по выполнению инженерных изысканий, или документов, подтверждающих, что для исполнителя работ по выполнению инженерных изысканий не требуется членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий), и положительное заключение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, при этом результаты инженерных изысканий повторно не представляются.

При этом в соответствии с подпунктом «б» пункта 27 раздела 3 Положения проверка достоверности определения сметной стоимости в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации может осуществляться отдельно от оценки соответствия проектной документации, установленной подпунктом «а» пункта 27 раздела 3 Положения.

Таким образом, при каждом обращении выдается отдельное заключение государственной экспертизы.

Определение сметной стоимости строительства на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов. Указанная сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия.

Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421/пр), установлены единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.

В соответствии с пунктом 13 Методики № 421/пр при отсутствии во ФГИС ЦС данных о сметных ценах в текущем уровне цен на отдельные материалы, изделия, конструкции (далее – материальные ресурсы) и оборудование, а также сметных нормативов на отдельные виды работ и услуг допускается определение их сметной стоимости по наиболее экономичному варианту, определенному на основании сбора информации о текущих ценах (далее – конъюнктурный анализ). Результаты конъюнктурного анализа оформляются в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в Приложении № 1 к Методике № 421/пр и подписываются застройщиком или техническим заказчиком (далее – заказчик).

Согласно пункту 14 Методики № 421/пр конъюнктурный анализ проводится по данным производителей (поставщиков) соответствующего субъекта Российской Федерации (части территории субъекта Российской Федерации), на территории которого осуществляется строительство. Для субъектов Российской Федерации (частей территорий субъектов Российской Федерации), на рынке которых не представлены необходимые материальные ресурсы и оборудование, допускается проведение конъюнктурного анализа по данным ближайших производителей (поставщиков), расположенных в других субъектах Российской Федерации (частях территории субъекта Российской Федерации), с учетом стоимости доставки до объекта строительства, рассчитанной в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН, или согласно положениям пункта 91 Методики № 421/пр.

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен (часть 1 статьи 7); информация в форме открытых данных размещается в сети Интернет с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне (часть 5 статьи 7).

Таким образом, открытыми источниками информации являются печатные издания, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» и иные.

В соответствии с пунктом 6 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр, накладные расходы и сметная прибыль определяются в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.

При этом Методикой по разработке и применению нормативов сметной прибыли при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 11.12.2020 № 774/пр, не предусмотрен отдельный порядок применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли на строительные (ремонтно-строительные) работы, осуществляемые хозяйственным или подрядным способом.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) – проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 данной статьи.

Кроме того, согласно части 3.3 данной статьи ГрК РФ:

3.3. Проектная документация объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, проектная документация, указанная в части 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации:

1) подлежат государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения;

2) по собственной инициативе застройщика или технического заказчика могут быть направлены на государственную или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, указанных в пункте 1 настоящей части.

В соответствии частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ в случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором.

Предметом экспертизы проектной документации являются (часть 5, статьи 49 ГрК РФ):

1) оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, за исключением случаев проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, и проектной документации, указанной в части 3 настоящей статьи, в соответствии с пунктом 1 части 3.3 настоящей статьи. При проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется;

2) проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 настоящего Кодекса. При этом такая проверка может осуществляться отдельно от оценки соответствия проектной документации указанным в пункте 1 настоящей части требованиям.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 5 МАРТА 2007 ГОДА N 145 О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ (с изменениями на 9 апреля 2021 года):

27_4. Проверке сметной стоимости подлежит сметная стоимость капитального ремонта объектов капитального строительства в случае, если такой капитальный ремонт включает:
а) замену и (или) восстановление всех видов строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) или замену и (или) восстановление всех строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) в совокупности с заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементо
б) замену и (или) восстановление всех видов систем инженерно-технического обеспечения или всех видов сетей инженерно-технического обеспечения;
в) изменение всех параметров линейного объекта, которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования такого объекта и при котором не требуется изменение границ полосы отвода и (или) охранной зоны такого объекта.
(Пункт дополнительно включен с 17 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 1948)
Значит ли это, что если капремонту подлежит только кровля или водосточная система, то экспертизу по достоверности сметной стоимости можно не проходить.

Согласно части 2 статьи 8.3 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) в случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором.

Между тем, капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Основные понятия в соответствии со статьей 2 «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» (ТР №384-ФЗ):

— строительная конструкция – часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции;

— система инженерно-технического обеспечения – одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности;

— сеть инженерно-технического обеспечения – совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.

Основные признаки капитального ремонта здания или сооружения:

1. Замена и (или) восстановление любых ограждающих конструкций, конструкций, выполняющих эстетическую функцию: замена окон, дверей, восстановление отделки фасадов, внутренней отделки помещений, замена полов, замена (восстановление) кровли, утепление ограждающих конструкций и т.п.

2. Восстановление отдельных элементов несущих конструкций или их замена на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций: замена элементов стропил, балок и плит перекрытий, восстановление кладки стен, восстановление фундаментов и т.п.

3. Замена и (или) восстановление любых систем и сетей (от точки подключения к наружным сетям до ввода в здание) инженерно-технического обеспечения – может выполняться как замена системы (сети) полностью, так и восстановление ее работоспособного состояния (замена отдельных трубопроводов, приборов, оборудования и т.п.).

Таким образом, капитальный ремонт кровли или водосточной системы за счет бюджетных средств подлежит обязательной государственной экспертизе на предмет проверки достоверности определения сметной стоимости, если сметная стоимость превышает 10 млн рублей или если это предусмотрено договором.

Кроме того, на основании пункта 2 части 3.3 статьи 49 ГрК застройщик или технический заказчик независимо от объема и вида работ, предусмотренных проектной документацией по капитальному ремонту, по собственной инициативе вправе направить документы для проведения государственной экспертизы, предметом которой может являться проверка достоверности определения сметной стоимости.

Если финансирование капитального ремонта осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а сметная стоимость превышает десять миллионов рублей, то, согласно части 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, такая сметная стоимость подлежит проверке в ходе государственной экспертизы в случаях, установленных пунктом 27(4) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145.

Учитывая, что в данном случае сметная стоимость капитального ремонта составляет менее 10 млн. рублей, то проверка достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации не является обязательной.

В месте с тем, по желанию заказчика может быть проведена проверка сметной стоимости капитального ремонта в ходе экспертной оценки сметной документации, и сделаны выводы о соответствии либо несоответствии сметной документации нормативам в области сметного нормирования и ценообразования.

Таким образом, проверка сметной стоимости в рамках экспертной оценки осуществляется на соответствие тем же требованиям, что и при проверке достоверности определения сметной стоимости, при этом данная услуга является консультационной и оказывается в инициативном порядке.

Состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог установлен документом «Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», утвержденная приказом Минтранса России от 16.11.2012 г. № 402.

Согласно п. 3.2 б, 4.2 а, б классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, данные виды работ возможно отнести к капитальному ремонту.

В соответствии со статьей 48 п.12.2 ГрК РФ «…в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8_3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства…».

Проектно-сметная документация на объекты капитального ремонта, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8_3 настоящего Кодекса, подлежит государственной экспертизе только на предмет достоверности определения сметной стоимости в соответствии п. 3.3 (1) статьи 49 ГрК РФ.

Обязательности проведения госэкспертизы проектной документации объектов капитального ремонта на соответствие требованиям технических регламентов законодательством не предусмотрено (п. 3 статьи 49 ГрК РФ).

ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» является автономным учреждением, подведомственным органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченному на проведение государственной экспертизы проектной документации.

Согласно ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, экспертизе подлежит проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации. При этом в предмет экспертизы проектной документации входит оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов и другим обязательным требованиям, а также проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства.

Таким образом, государственная экспертиза проектной документации не проводится в отношении проектов, не предусматривающих строительство, снос, реконструкцию или капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Хотя законодатель и не конкретизировал наименование и стороны договора, которым должно быть предусмотрено условие о проверке сметной стоимости строительства, финансируемого с привлечением бюджетных средств, если такая стоимость составляет менее 10 млн. руб., но является очевидным, что данное условие должно содержаться в контракте на разработку проектно-сметной документации.

В соответствии с определением, приведенным в статье 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) к капитальному ремонту линейных объектов относится изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Государственной экспертизе подлежат проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, объектов, указанных в части 3.4 ГрК РФ.

Необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации в отношении объектов капитального строительства установлена частью 1 статьи 49 ГрК РФ. Согласно части 15 статьи 48 ГрК РФ направление проектной документации на государственную экспертизу является застройщика или технического заказчика, который с учетом характеристик и параметров проектируемого объекта капитального строительства и в соответствии с критериями, установленными частями 2, 3, 3.1, 3.2 статьи 49 ГрК РФ, определяет необходимость ее направления, а в соответствии с положениями частей 3.4, 4.1 и 4.2 статьи 49 ГрК РФ – экспертную организацию, куда должна быть направлена соответствующая проектная документация.

Замену насосного оборудования без изменения параметров КНС можно отнести к виду работ «Капитальный ремонт».

В соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства.

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 8.3 ГрК РФ в случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором.

Стоит отметить, что в соответствии с частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.

Согласно пункту 2 части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) государственной экспертизе подлежит проектная документация на объекты, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта которых в соответствии с требованиями ГрК РФ подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, за исключением случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта линейных объектов и сооружений на них для выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

При этом, если финансирование строительства, в т.ч. и капитального ремонта, осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов , и сметная стоимость превышает десять миллионов рублей, то согласно части 2 статьи 8.3 ГрК РФ такая сметная стоимость подлежит проверке в случаях, установленных пунктом 27(4) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 (далее – Положение № 145). Вместе с тем, частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов, лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ, проектирование может ограничиваться составлением сметы, а следовательно, экспертиза по желанию заказчика может проводиться только на предмет проверки достоверности определения сметной стоимости.


источники:

http://gge.ru/services/negosudarstvennaya-ekspertiza/

http://ge74.ru/press_center/faq/