1.7. Ударение
Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.
В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.
Логическое ударение | Словесное ударение (или просто ударение) |
---|---|
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.
Например, в стихотворении А. Ахматовой «Мужество» (1942 г.) строки Мы знаем, что ныне лежит на весах произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы. |
это выделение слога в слове.
Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо. Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные. Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле. Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей. 1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на предпоследний слог, в чешском языке – на первый слог. В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог. Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть. 2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог. Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты. 3. Именно ударение может: отличать одно слово от другого; Ср.: а́тлас – атла́с. быть показателем грамматической формы слова. 4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение. 5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться. Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка. 6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными. Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное. 7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными. Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть. Обычно варианты различаются сферой употребления. Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся). Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными). Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь. При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям. Что такое ударение в русском языке?Ударение — это выделение голосом одного из слогов в слове. Понятие о слогеКаждое слово произносится на выдохе, причём говорящий расходует воздух постепенно, выпуская его небольшими порциями изо рта. Убедимся в этом, если произнесем слова: При произношении слова́ делятся на короткие звуковые отрезки — слоги. Центром слога является гласный звук как наиболее звучный. К нему присоединяются один или несколько согласных. Так образуется слог. Слова могут состоять из одного, двух и трёх слогов. Если в слове один гласный, то он организует с согласными звуками односложное слово: Два гласных звука составляют двусложные слова: Три гласных звука образуют трехсложные слова: Понятие об ударенииПри произношении слова гласный звук одного из слогов звучит более напряжённо, с бо́льшей силой голоса и долготой по сравнению с другими гласными. Послушаем, как звучат слова: В слове «домик» гласный «о» первого слога явно выделяется интонацией голоса. Он произносится немного сильнее, громче и звучит более протяжно, чем второй гласный «и». Говорящий как бы ударяет его невидимым молоточком, как по струне музыкального инструмента. Это ударный гласный в этом слове. В слове «кузнечик» голосом выделяется гласный второго слога, который также является ударным. Он звучит отчётливее и длиннее, чем другие гласные в этом слове. Именно один гласный звук в каждом слове мы произносим громче и длительнее, выделяя его интонационно среди других гласных. Ударение обозначается специальным значком в виде наклонной черточки, которая ставится над гласной буквой ударного слога. В русском языке ударение свободное. Оно может падать на любой слог слова как первый, так и второй, третий и т.д.: Под ударением гласные звуки звучат отчётливо и не доставят затруднений в написании. Гласный звук ударного слога является ударным гласным. Остальные гласные звуки слова называются безударными. Не во всех словах русского языка следует ставить ударение. Учтем, что буква «ё» всегда обозначает ударный гласный в любом слове, поэтому нет никакой необходимости обозначать её специальным значком: В односложных словах один гласный всегда звучит ясно и чётко: Итак, ударение не ставится
Функции ударенияУдарение является важным фонетическим признаком слова. Если неправильно поставить ударение, слово потеряет свой смысл. Никто не поймёт, что такое «ру́ка». С помощью ударения можно различить похожие по написанию слова, имеющие разное значение:
Видеоурок «Слоги и ударение (1 класс)»Ударение в русском языке — ДИКТОРЫ.comСуществует огром но е количество колебаний, которые возникают под вл ия нием местных говоров, просторечия, под вли яни ем родного языка, если говорящий нерусский. Об л асть ударения в большей степени, чем другие обл ас ти речи, привлекает к себе внимание. Вы р аботка навыков правильной постановки словесного ударения обяза те льна для каждого диктора. Итак, словесное ударение в русском яз ы ке. Каждое слово состоит из одного и ли нескольких слогов. Если в слове более двух слогов, о ни произносятся неодинаково. Один слог бу де т выделяться. Это выделение и есть словесное ударение. В китайском, яп о нском, вьетнамском ударяемый слог выделяется с пом о щью изменения высоты тона. Это музыкальное, ил и тоническое ударение. В древних язы ках — греческом и латинском ударяемый слог выделялся благодаря б о льшей длительности гласного. Это количественное ударение. Также есть динамическое, или силовое, удар., когд а ударяемый слог выделяется большей произносительной силой. Этот тип удар. свойствен русскому, ан гл ийскому, французскому, и другим языкам. Однако динамическое удар. не выступает в чис-т ом виде. Словесное ударение обладает несколькими признаками одновременно. Например, удар. в русском яз ык е — в основном динамическое, предполагает также большую длительность гласного в удар я емом слоге. В русском языке — разноместное ударение, т.е. с во бодное. Оно не закреплено за каким-то определённым слогом или частью слова. Удар. м ож ет падать на любой слог слова. Ударными могут быть разные морфологические части слова: корень, суффикс, при ст авка, окончание. Разноместность ударения является причиной того, что на практике могут параллельно существовать два и более акцентных варианта. Они различаю тс я между собой в лексическом, либо в грамматическом, или в стилистическом отношении. Когда мы говорим о лексичес ко м различии, то имеется в виду семантика слов, т.е. появление самостоятельных значений с изменением места удар. в сло в е. Сравнивая такие слова, как харАктерный и характЕрный, безОбразный и безобрАзный, ви дн о, что разница в ударении делает их разными словами. Поэтому диктору необходимо точно зн а ть место ударения. Разноместность ударения та к же является средством различения грамматиче ск их форм. Иногда это формы одного и того же слова: струнЫ — род ит ельный падеж единственного числа слова струнА и стрУны — именительный падеж множественного чи сл а этого слова; то же самое при сопоставлении форм сестрЫ — сЁстры. Глаголы насыпАть и насЫпать, разр ез Ать и разрЕзать, рассыпАть и рассЫпать различаются по видовой принадлежности: первые — гл аг олы несовершенного вида, вторые — глаголы совершенного вида. В других случаях это формы двух слов, наприм ер , пАли — прошедшее время глагола пасть и палИ — повелительное наклонение глагола п ал Ить, мОю — 1-е лицо единственного числа настоящего времени глагола мыть и мою — притяжательное место им ение моя в винительном падеже. Бывает, что акцентные варианты не раз ли чаются ни в лексическом, ни в грамматическом отношении. Тогда один из вариантов признают соответствую щи м норме, а другой отвергают как диалектный, просторечный, профессиональный, арха и чный и т.д. Глагольные формы с ударением на перв ом слоге: дАришь, вЕртишь — современные, с ударением на втором: дарИшь, вертИшь — устарелые. Формы страдательных причастий прошедшего вр ем ени: Избранный, Изгнанный, пОпранный, сОтканный, вЕнчанный употребляются сейчас, а формы из бр Анный, изгнАнный, попрАнный, соткАнный, венчАнный вышли из широкого употр еб ления. Другую стилистическую окраску имеют сл о ва: мОлодец, дЕвица, богАтырь, сЕребро, шелкОвый. Их фольклорное происхождение служит при чи ной присущего им народно-поэтического колорита. Соответствующие им нейтральные слова — мол од Ец, девИца, богатЫрь, серебрО, шЁлковый . Наряду с литературными вариантами: порт фЕ ль, доцЕнт, медикамЕнты, хозЯева, срЕдства, свЁкла, красИвее, звонИшь существуют просторечные: пОр т фель, дОцент, медикАменты, хозяевА, средствА, свеклА, красивЕе, звОнишь. тележурналисту, артисту, юристу, политическому или общественному деятелю. Сложность в усвоении законов ударения связана с тем, что оно подвижное. Т.е. при образовании разных грамматических форм ударение может перемещаться с одного слога на другой. Иногда это не наблюдается. Например, кнИга во всех падежных формах единственного и множественного числа сохраняет удар. на основе: кнИги, кнИге, кнИгу, кнИгой, кнИгам, кнИгами, о кнИгах. Но при склонении слова ногА удар. падает и на окончание: ногА, ногИ, ногЕ, нОгу, ногОй, о ногЕ; нОги, ногАм, ногАми, о ногАх.
Нет единообразия и при изменении двусложных и трехсложных существительных мужского рода. В косвенных падежах часто происходит перенос ударного гласного с основы на окончание: багАж — багажА; валУн — валунА; весельчАк — весельчакА; карандАш — карандашА; миндАль — миндалЯ; секретАрь — секретарЯ; соловЕй — соловьЯ; тирАж — тиражА. Но во многих словах этот п е ренос не наблюдается: вопрОс — вопрОса; оскОлок — оскОлка; перехОд — перехОда; прИгород — прИгорода; пр и цЕл — прицЕла; пролИв — пролИва; раздЕл — раздЕла. Часто вызывает затруднение пос та новка удар. в винительном падеже единственного числа имён существительных жен ск ого рода. У некоторых существительных, кото р ые имеют удар. на окончании, ударение сохраняется там и в этой форме: веснА — веснУ; избА — избУ; нор А — норУ; овцА — овцУ; полыньЯ — полыньЮ; соснА — соснУ; статьЯ — статьЮ. бор — о бОре, но: в бо рУ; В родительном падеже множеств ен ного числа существительные женского рода произ но сятся иногда с ударной гласной на основе: гАва н ей, мЕстностей, Отраслей, пОчестей, прИ бы лей, прОписей ; иногда с ударением на окончании: должн о стЕй, крепостЕй, новостЕй, повестЕй, ска те ртЕй, скоростЕй, четвертЕй . Различаются по знач ен ию и произношению формы слова ступЕнь. По нормам орфоэпии, нужно говорить несколько ступЕней лестницы и несколько ступенЕй раз ви тия . Многие краткие прилагательные бе з суффиксов в основе или с суффиксами -Н-, -Л-, -К-, -ОК- обычно имеют ударение на первом слоге основы во всех формах, кроме единст ве нного числа женского рода, где ударение переходит на око нч ание: Иногда варианты удар. в кратких формах мн ож ественного числа связаны с различием в значении. Например, велИки — множественное число от прилагател ьн ого велИкий в значении «выдающийся, имеющий большую ценность»: они велИки своими делами. Фор м а великИ употребляется в значении «больше, чем нужно»: ботинки великИ, комнаты великИ. ВажнЫ имеет значение «суще ств енны», вАжны — «напыщенны, горды». Семантическая разница есть и между формами вИ д ны — виднЫ . ВиднЫ — хорошо различимы, вИдны — статны, рослы, представительны. Возникают трудности при постановке ударения в фо рм ах прошедшего времени многих глаголов. Одни из них имеют удар. на основе во всех фор ма х, кроме формы женского рода, в которой оно переносится на окончание: гнал, гналА, гнАло, гн Ал и; брАлся, бралАсь, бралОсь, бралИсь; водИл, водИла, водИло, водИли; Аналогичное явление наблюдается и п р и образовании кратких форм страдательных причастий прошедшего времени: взят, взятА, взЯто, взЯты; В этих случаях ударение, по нормам орфоэпии, сохраняется на основе во всех формах, кроме формы женского рода. Однако многочисленны примеры перене се ния удар. на окончание во всех кратких формах (кроме формы мужского рода, где окончание — нулевое): введён, введенА, введенО, введе н Ы; В иных причастиях ударение сохраняется на основе во всех кратких формах: гарантИрован, гарантИрована, гарант Ир овано, гарантИрованы; В последние годы наблюдается тенденция к сдвигу удар. ближе к началу слова в формах женского рода кратких прилагательных и кратких с тр адательных причастий прошедшего времени. Существуют колебания в произношении глаг о лов на -ировать. Большинство глаголов такого типа имеет удар. на первом гласном суффикса. Таковы: Некоторые глаголы имеют ударение на -ир ов ать в инфинитиве и на -иру- в личных формах настоящего времени. Например: бомбардировАть — бомба рд ирУю; Ударение в страдательных причастиях про ше дшего времени на -ированный обычно подчиняется такому правилу: от глаголов на -Ир ов атъ образуются причастия на -Ированный; от глаголов на — ировАть — причастия на -ирОванный. Н ап ример: блокИровать — блокИро в анный; но: гофрировАть — гофр и рОванный; Отдельного разгов о ра требуют безударные слова. Служебные слова и частицы, как правило, не имеют на себе ударения в русском языке. Одни из них — односложные предлоги и союзы, б ыва ют предударными словами, так называемыми проклитиками. Они прим ык ают в произношении к следующим за ними самостоятельным словам, имеющим ударение: на водЕ, при дорОге, от лЕса, по п ут И. Другие — односложные частицы, явля ют ся энклитиками, то есть послеударными словами. Они примыкают в произношении к предшествующему слову, имеющ ем у на себе удар.: пришел ктО-то, скажИ-ка, Я ведь обещал, тЫ же открыл дверь, придУт ли о ни . В этих сочетаниях частицы то, ка, ведь, же, ли становятся энклитиками. Бывает, предлог принимает удар. на се б я, тогда следующее за ним знаменательное слово оказывается безударным. Чаще всего перетягивают на себя удар. пре д логи НА, ЗА, ПОД, ПО, ИЗ, БЕЗ. Перенос ударения на предлог, по нормам орфоэпии, возм ож ен тогда, когда сочетание существительного с предлогом входит в состав устойчивого об о рота или когда оно выступает в обстоятельственном значении и имеет наречный характер. В том же случ ае , когда важно выделить существительное как объект, на который направлено действие, и когда это существитель но е выступает в роли дополнения, удар. на предлог не переходит. Например: поверить нА слово, но: обратить вн има ние на слОво «преобразование»; Мы скажем взять грех нА душу. Это устой чи вый оборот, и удар. в нем закреплено. Но нельзя говорить: столько-то продукции приходится нА ду шу населения. Мы говорим свалиться как снег нА гол ов у . Это тоже фразеологизм, в котором ударение традиционно ставится на предлог. Но нельзя говорить: он бросил кон фе тти нА головы друзей. Наконец, следует сказать, что иногда содерж ан ие текста подсказывает необходимость сохранить удар. на знаменательном слове, а не переносить его на пр ед лог. В беседе о творчестве известного русского композитора речь шла о сюите на двЕ русск ие темы (а не нА две). Ведущий специально выделил слово две, чтобы обратить на это внимание ауд ит ории. ЗА — зА ногу, зА руку, зА зиму, зА душу, зА гор од , зА ночь, зА день, зА два, зА три, зА пять, зА семь, зА сорок. Но и здесь те же ограничения: спрятать руки зА спину — спря та ться за спИну матери; ПО — пО лесу, пО полю, пО полу, пО н о су, пО два, пО три, пО сто, пО двое, пО трое. Не переносится удар. на предлог при сочетании ег о с числительными пять, шесть, семь, восемь, девять, десять. сорок и сложными числи тел ьными одиннадцать, двенадцать, пятьсот, шестьсот и т.д.: по пЯть часов, по шЕсть дней, по дЕвять руб ле й, по сОрок копеек. по двЕ-трИ тарелки, по пЯть-шЕс ть человек; ПОД — пОд ноги, пОд руки, пОд гору, п Од нос, пОд вечер. Некоторые двусложные предлоги всегд а бывают безударными. Таковы ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД и предлоги с беглым О: ПОДО, НАДО, ОБО, ОТО, ИЗО — из-за лЕ са , из-под столА, подо мнОй, обо мнЕ, ото всЕх, изо всЕх. Слабоударяемые слова — это те слова, ко то рые хотя и имеют во фразе ударение, но более слабое, чем у самостоятельных слов. Такое ударение называю т п обочным. Слабоударяемыми словами бывают многие наречные предлоги, такие, как ПОСЛЕ, КРУГОМ, МИМО, ВОКРУГ, НАПРОТИВ, ПОПЕРЕК, ОКО ЛО и другие. То, что на эти слова падает лишь ослабленное удар., ясно ощущается при сопоставлении с фр азами, в которых слова эти, употребленные в качестве наречий, становятся носителями нормального уда р.: мать стояла сз а ди детЕй — река ост ал ась сзАди; Побочное ударение (или второсте пенн ое) обозначается знаком «гравис», в отличие от основного удар., обозначаемого знаком «акут». Побочное удар. имеет обычно предлог СКВОЗЬ: пр об ираться скв о зь чАщу, скв о зь зАросли, скв о зь тумАн. Всегда несёт на себе побочное удар. и пр е длог КРОМЕ: собрались все, кр о ме негО; ничего не надое собой брать, кр о ме кнИг; кр о ме берЁз, здесь были и л ипы. Слабоударяемыми бывают некоторые г лаг ольные формы и вводные слова БЫЛО, БЫВАЛО, СТАЛО БЫТЬ: я хотЕл б ы ло взяться за чтение; сид Ел и мы, быв а ло, вечерами вместе и беседовали; Он, ст а ло быть, собрался уехать? Однако не следует увлекаться побочн ым и ударениями. Если речь диктора выдержана в умеренном темпе, произношение безударных слов — с второсте п енным удар., а слабоударяемых слов — с нормальным удар. будет создавать избыточную акцентуацию, к о торая лишь утяжеляет восприятие речи и мешает слушателям. Слова с побочным ударением привлекают к с еб е особое внимание. В большинстве своём каждое самостоятельное слово им ее т всего одно удар. Но есть слова с большим количеством слогов и сложные по составу, которые имеют еще и поб оч ное удар. Это главным образом: слова, образованные путем слож ен ия двух основ: ц е льнометаллИческий, ч е репно- мозговОй, бесср о чноотпускнОй; Если в слове два ударения, то основное ударение бу де т располагаться ближе к концу слова, а ближе к началу находится побочное. Также имеет зна чен ие и удалённость основного удар. от начала слова: челов е коненавИстник, вр е мяпрепровож дЕ ние, хл о пкоочистИтельный . Широко употребляемые сложные слова, если они не ве лики, обычно не имеют побочного ударения: пылесОс, водостОк, садовОд, водопровОд, черн озЁ м, благодАрный, дальнозОркий, землемЕр, многовековОй . Без побочного удар. произносятся и такие распространённые с ло ва, как землетрясЕние, сельскохозЯйственный и другие. Побочные ударения чаще появляются в к н ижных по стилистической окраске словах: (кл я твопреступлЕние, кн и гохранИлище) и в специальных сло ва х: (электр о нновАкуумный, гальв а ноакУстика, р а диорепортАж, к и носценАрий, ф о токорреспондЕнт, ш а хтоподъЁ мн ик ). Бывает, при образовании сложного сл ова путем словосложения основное удар. перемещается ближе к центру слова и оказывается не на том слоге, на ко то рый падает в слове, употребленном самостоятельно. Так, мы говорим: боЕц — но молотобОец, сва еб Оец; Сложные прилагательные и сложные пор я дковые числительные, в первой части которых есть 3, 4, от 11 до 20, а также 30, 40, 50, 60. 100, нередко произносятся с двумя ударениями (по боч ное — на числительном): од и ннадцатиметрОвый, пятн а дцат и литрОвый, сем и десятикилометрОвый, девян о столЕтний, ст о тЫсячный. Побочное ударение может падать на некоторые при ст авки: СВЕРХ-, ПОСЛЕ-, МЕЖ-. Но и здесь играет роль степень употребительности слова. Напр им ер, с побочным удар. произносятся слова п о слеубОрочный, п о слеоперациОнный, п о слеродо вО й . Но оно отсутствует у слов послезАвтрашний, послеобЕденный, послеслОвие. А в словах с приставками МЕЖ — к СВЕРХ- побочное удар. ставится всегда: м е жнационАльный, м е жотраслевОй, м е жпланЕтный; св е р хглубИнный, св е рхмобИльный св е рхскоростнОй . Побочное ударение необходимо, чтобы прав ил ьно произносить соответствующие гласные в слове. Если произнести слово х о змАг без второстепенного удар., то о но будет звучать так: хазмАк. Слушатель может не догадаться о значении такого с ло ва. Следовательно, побочное удар. выполняет важную смысловую функцию. Кроме того, оно играет и существенную ст и листическую роль. Появление второстепенного удар. там, где оно не обязательно, свидетельс тв ует о просторечном стиле, например: о бщежИтие, в о семьсОт, д е вятьсОт. Кроме недопустимой просторечной окр ас ки, такая избыточная ударность придаёт речи утомительность и трудна для во сп риятия. Изобразительно-выразительные возможности ударения широко испо льз уются в публицистических и художественных произведениях. Автор даёт персон аж у яркую характеристику, показав своеобразие его удар. и произношения. Проявляются социальная, на ц иональная, профессиональная принадлежность персонажа и степень его образованности. Но, в стилистически нейтральной речи отступле н ие от литературных норм недопустимо. Нормативное словесное ударение способствует правильному восприятию и дейс тв енности звучащего слова.
источники: http://russkiiyazyk.ru/fonetika/chto-takoe-udarenie.html http://diktory.com/osobennosti.html |