Каким является ударения в русском языке

1.7. Ударение

Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.

В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Логическое ударение Словесное ударение
(или просто ударение)
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Например, в стихотворении А. Ахматовой «Му­жество» (1942 г.) строки

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.

произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.

это выделение слога в слове.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные.

Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле.

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.

1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на пред­последний слог, в чешском языке – на первый слог.

В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты.

3. Именно ударение может:

отличать одно слово от другого;

Ср.: а́тлас – атла́с.

быть показателем грамматической формы слова.

4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка.

6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное.

7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся).

Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.

При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

Что такое ударение в русском языке?

Ударение — это выде­ле­ние голо­сом одно­го из сло­гов в слове.

Понятие о слоге

Каждое сло­во про­из­но­сит­ся на выдо­хе, при­чём гово­ря­щий рас­хо­ду­ет воз­дух посте­пен­но, выпус­кая его неболь­ши­ми пор­ци­я­ми изо рта. Убедимся в этом, если про­из­не­сем слова:

При про­из­но­ше­нии сло­ва́ делят­ся на корот­кие зву­ко­вые отрез­ки — сло­ги. Центром сло­га явля­ет­ся глас­ный звук как наи­бо­лее звуч­ный. К нему при­со­еди­ня­ют­ся один или несколь­ко соглас­ных. Так обра­зу­ет­ся слог.

Слова могут состо­ять из одно­го, двух и трёх сло­гов. Если в сло­ве один глас­ный, то он орга­ни­зу­ет с соглас­ны­ми зву­ка­ми одно­слож­ное сло­во:

Два глас­ных зву­ка состав­ля­ют дву­слож­ные сло­ва:

Три глас­ных зву­ка обра­зу­ют трех­слож­ные слова:

Понятие об ударении

При про­из­но­ше­нии сло­ва глас­ный звук одно­го из сло­гов зву­чит более напря­жён­но, с бо́льшей силой голо­са и дол­го­той по срав­не­нию с дру­ги­ми гласными.

Послушаем, как зву­чат слова:

В сло­ве «домик» глас­ный «о» пер­во­го сло­га явно выде­ля­ет­ся инто­на­ци­ей голо­са. Он про­из­но­сит­ся немно­го силь­нее, гром­че и зву­чит более про­тяж­но, чем вто­рой глас­ный «и». Говорящий как бы уда­ря­ет его неви­ди­мым моло­точ­ком, как по струне музы­каль­но­го инстру­мен­та. Это удар­ный глас­ный в этом слове.

В сло­ве «куз­не­чик» голо­сом выде­ля­ет­ся глас­ный вто­ро­го сло­га, кото­рый так­же явля­ет­ся удар­ным. Он зву­чит отчёт­ли­вее и длин­нее, чем дру­гие глас­ные в этом слове.

Именно один глас­ный звук в каж­дом сло­ве мы про­из­но­сим гром­че и дли­тель­нее, выде­ляя его инто­на­ци­он­но сре­ди дру­гих гласных.

Ударение обо­зна­ча­ет­ся спе­ци­аль­ным знач­ком в виде наклон­ной чер­точ­ки, кото­рая ста­вит­ся над глас­ной бук­вой удар­но­го сло­га. В рус­ском язы­ке уда­ре­ние сво­бод­ное. Оно может падать на любой слог сло­ва как пер­вый, так и вто­рой, тре­тий и т.д.:

Под уда­ре­ни­ем глас­ные зву­ки зву­чат отчёт­ли­во и не доста­вят затруд­не­ний в напи­са­нии. Гласный звук удар­но­го сло­га явля­ет­ся удар­ным глас­ным. Остальные глас­ные зву­ки сло­ва назы­ва­ют­ся без­удар­ны­ми.

Не во всех сло­вах рус­ско­го язы­ка сле­ду­ет ста­вить уда­ре­ние. Учтем, что бук­ва «ё» все­гда обо­зна­ча­ет удар­ный глас­ный в любом сло­ве, поэто­му нет ника­кой необ­хо­ди­мо­сти обо­зна­чать её спе­ци­аль­ным значком:

В одно­слож­ных сло­вах один глас­ный все­гда зву­чит ясно и чётко:

Итак, уда­ре­ние не ставится

  • в сло­вах с бук­вой «ё»;
  • в сло­вах с одним слогом.

Функции ударения

Ударение явля­ет­ся важ­ным фоне­ти­че­ским при­зна­ком сло­ва. Если непра­виль­но поста­вить уда­ре­ние, сло­во поте­ря­ет свой смысл.

Никто не пой­мёт, что такое «ру́ка».

С помо­щью уда­ре­ния мож­но раз­ли­чить похо­жие по напи­са­нию сло­ва, име­ю­щие раз­ное значение:

  • а́тлас и атла́с;
  • за́пах и запа́х (хала­та).

Видеоурок «Слоги и ударение (1 класс)»

Ударение в русском языке — ДИКТОРЫ.com

Существует огром но е количество колебаний, которые возникают под вл ия нием местных говоров, просторечия, под вли яни ем родного языка, если говорящий нерусский. Об л асть ударения в большей степени, чем другие обл ас ти речи, привлекает к себе внимание. Вы р аботка навыков правильной постановки словесного ударения обяза те льна для каждого диктора.

Итак, словесное ударение в русском яз ы ке. Каждое слово состоит из одного и ли нескольких слогов. Если в слове более двух слогов, о ни произносятся неодинаково. Один слог бу де т выделяться. Это выделение и есть словесное ударение.

В китайском, яп о нском, вьетнамском ударяемый слог выделяется с пом о щью изменения высоты тона. Это музыкальное, ил и тоническое ударение. В древних язы ках — греческом и латинском ударяемый слог выделялся благодаря б о льшей длительности гласного. Это количественное ударение. Также есть динамическое, или силовое, удар., когд а ударяемый слог выделяется большей произносительной силой. Этот тип удар. свойствен русскому, ан гл ийскому, французскому, и другим языкам. Однако динамическое удар. не выступает в чис-т ом виде. Словесное ударение обладает несколькими признаками одновременно. Например, удар. в русском яз ык е — в основном динамическое, предполагает также большую длительность гласного в удар я емом слоге.

В русском языке — разноместное ударение, т.е. с во бодное. Оно не закреплено за каким-то определённым слогом или частью слова. Удар. м ож ет падать на любой слог слова. Ударными могут быть разные морфологические части слова: корень, суффикс, при ст авка, окончание.

Разноместность ударения является причиной того, что на практике могут параллельно существовать два и более акцентных варианта. Они различаю тс я между собой в лексическом, либо в грамматическом, или в стилистическом отношении. Когда мы говорим о лексичес ко м различии, то имеется в виду семантика слов, т.е. появление самостоятельных значений с изменением места удар. в сло в е. Сравнивая такие слова, как харАктерный и характЕрный, безОбразный и безобрАзный, ви дн о, что разница в ударении делает их разными словами. Поэтому диктору необходимо точно зн а ть место ударения.

Разноместность ударения та к же является средством различения грамматиче ск их форм. Иногда это формы одного и того же слова: струнЫ — род ит ельный падеж единственного числа слова струнА и стрУны — именительный падеж множественного чи сл а этого слова; то же самое при сопоставлении форм сестрЫ — сЁстры. Глаголы насыпАть и насЫпать, разр ез Ать и разрЕзать, рассыпАть и рассЫпать различаются по видовой принадлежности: первые — гл аг олы несовершенного вида, вторые — глаголы совершенного вида. В других случаях это формы двух слов, наприм ер , пАли — прошедшее время глагола пасть и палИ — повелительное наклонение глагола п ал Ить, мОю — 1-е лицо единственного числа настоящего времени глагола мыть и мою — притяжательное место им ение моя в винительном падеже. Бывает, что акцентные варианты не раз ли чаются ни в лексическом, ни в грамматическом отношении. Тогда один из вариантов признают соответствую щи м норме, а другой отвергают как диалектный, просторечный, профессиональный, арха и чный и т.д.

Глагольные формы с ударением на перв ом слоге: дАришь, вЕртишь — современные, с ударением на втором: дарИшь, вертИшь — устарелые. Формы страдательных причастий прошедшего вр ем ени: Избранный, Изгнанный, пОпранный, сОтканный, вЕнчанный употребляются сейчас, а формы из бр Анный, изгнАнный, попрАнный, соткАнный, венчАнный вышли из широкого употр еб ления.

Другую стилистическую окраску имеют сл о ва: мОлодец, дЕвица, богАтырь, сЕребро, шелкОвый. Их фольклорное происхождение служит при чи ной присущего им народно-поэтического колорита. Соответствующие им нейтральные слова — мол од Ец, девИца, богатЫрь, серебрО, шЁлковый . Наряду с литературными вариантами: порт фЕ ль, доцЕнт, медикамЕнты, хозЯева, срЕдства, свЁкла, красИвее, звонИшь существуют просторечные: пОр т фель, дОцент, медикАменты, хозяевА, средствА, свеклА, красивЕе, звОнишь.

тележурналисту, артисту, юристу, политическому или общественному деятелю. Сложность в усвоении законов ударения связана с тем, что оно подвижное. Т.е. при образовании разных грамматических форм ударение может перемещаться с одного слога на другой. Иногда это не наблюдается. Например, кнИга во всех падежных формах единственного и множественного числа сохраняет удар. на основе: кнИги, кнИге, кнИгу, кнИгой, кнИгам, кнИгами, о кнИгах. Но при склонении слова ногА удар. падает и на окончание: ногА, ногИ, ногЕ, нОгу, ногОй, о ногЕ; нОги, ногАм, ногАми, о ногАх.


Грамматически однородные слова не имеют общих законов движения ударения, и это вызывает затруднения.
Во многих односложных именах существительных мужского рода в родительном падеже единственного числа удар. ставится на окончании: бинт-бинтА; блин-блинА; винт- винтА; жгут — жгутА; зонт — зонтА; ковш — ковшА; крюк — крюкА; шест — шестА. В других существительных ударение остаётся на основе: воз — вОза; долг — дОлга; мир — мИра; род — рОда; стог — стОга; фронт — фрОнта; штаб — штАба. У некоторых существительных, имеющих в родительном падеже единственного числа ударение на основе, при сочетании с числительными 2, 3, 4 ударение переходит на окончание: ряд, рЯда, но 2, 3, 4 рядА; шаг, шАга, но 2, 3, 4 шагА; шар, шАра, но 2, 3, 4 шарА.

Нет единообразия и при изменении двусложных и трехсложных существительных мужского рода. В косвенных падежах часто происходит перенос ударного гласного с основы на окончание: багАж — багажА; валУн — валунА; весельчАк — весельчакА; карандАш — карандашА; миндАль — миндалЯ; секретАрь — секретарЯ; соловЕй — соловьЯ; тирАж — тиражА.

Но во многих словах этот п е ренос не наблюдается: вопрОс — вопрОса; оскОлок — оскОлка; перехОд — перехОда; прИгород — прИгорода; пр и цЕл — прицЕла; пролИв — пролИва; раздЕл — раздЕла. Часто вызывает затруднение пос та новка удар. в винительном падеже единственного числа имён существительных жен ск ого рода.

У некоторых существительных, кото р ые имеют удар. на окончании, ударение сохраняется там и в этой форме: веснА — веснУ; избА — избУ; нор А — норУ; овцА — овцУ; полыньЯ — полыньЮ; соснА — соснУ; статьЯ — статьЮ.
У другой группы существитель ны х такого типа в винительном падеже удар. переносится на основу: водА — вОду; головА — гОлову; горА — гОру; зимА — зИ му ; ногА — нОгу; стенА — стЕну; ценА — цЕну .
Некоторые односложные имена существ ит ельные мужского и женского рода, когда они в сочетании с предлогами В и НА приобретают обстоятельстве нн ое значение, произносятся с ударением на последнем слоге:

бор — о бОре, но: в бо рУ;
печь — о пЕчи, но: в печИ, на пе ч И;
ряд — о рЯде, но: в рядУ;
снег — о снЕге, но: в снегУ, на сн егУ;
степь — о стЕпи, но: в ст епИ;
тень — о тЕни, но: в те нИ;
цепь — о цЕпи, но: в цепИ, на це пИ.

В родительном падеже множеств ен ного числа существительные женского рода произ но сятся иногда с ударной гласной на основе: гАва н ей, мЕстностей, Отраслей, пОчестей, прИ бы лей, прОписей ; иногда с ударением на окончании: должн о стЕй, крепостЕй, новостЕй, повестЕй, ска те ртЕй, скоростЕй, четвертЕй .

Различаются по знач ен ию и произношению формы слова ступЕнь. По нормам орфоэпии, нужно говорить несколько ступЕней лестницы и несколько ступенЕй раз ви тия . Многие краткие прилагательные бе з суффиксов в основе или с суффиксами -Н-, -Л-, -К-, -ОК- обычно имеют ударение на первом слоге основы во всех формах, кроме единст ве нного числа женского рода, где ударение переходит на око нч ание:

вЕсел, веселА, вЕсело, вЕселы;
врЕден, вреднА, врЕдно, вр
Е дны;
гОлоден, голоднА, гОлодно, гОлодны;
гОрек, горькА, гОрько, гО р ьки;
крЕпок, крепкА, крЕпко, крЕпки.

Иногда варианты удар. в кратких формах мн ож ественного числа связаны с различием в значении. Например, велИки — множественное число от прилагател ьн ого велИкий в значении «выдающийся, имеющий большую ценность»: они велИки своими делами. Фор м а великИ употребляется в значении «больше, чем нужно»: ботинки великИ, комнаты великИ.

ВажнЫ имеет значение «суще ств енны», вАжны — «напыщенны, горды». Семантическая разница есть и между формами вИ д ны — виднЫ . ВиднЫ — хорошо различимы, вИдны — статны, рослы, представительны. Возникают трудности при постановке ударения в фо рм ах прошедшего времени многих глаголов. Одни из них имеют удар. на основе во всех фор ма х, кроме формы женского рода, в которой оно переносится на окончание:

гнал, гналА, гнАло, гн Ал и;
зАдал, задалА, зАдало, зАдали;
нАчал, началА, нАчало, нА ч али;
Отнял, отнялА, Отняло, Отняли;
прИдал, придалА, прИдало, пр Ид али.

В других — ударная гласная последовательно п е реходит на окончание:

брАлся, бралАсь, бралОсь, бралИсь;
вёл, велА, велО, велИ;
запрЯг, запряглА, запр
яг лО, запряглИ;
нёс, неслА, неслО, неслИ;
плёл, плелА, плелО, плелИ.

В третьих — ударение полностью со х раняется на основе:

водИл, водИла, водИло, водИли;
говорИл, говорИла, говорИло, г
ов орИли;
носИл, носИла, носИло, носИли;
писАл, писАла, писАло, п и сАли;
читАл, читАла, читАло, читАли.

Аналогичное явление наблюдается и п р и образовании кратких форм страдательных причастий прошедшего времени:

взят, взятА, взЯто, взЯты;
нАчат, начатА, нАчато, нАчаты;
прИнят, принятА, прИнято, прИ
н яты.

В этих случаях ударение, по нормам орфоэпии, сохраняется на основе во всех формах, кроме формы женского рода. Однако многочисленны примеры перене се ния удар. на окончание во всех кратких формах (кроме формы мужского рода, где окончание — нулевое):

введён, введенА, введенО, введе н Ы;
обводнён, обводненА, обводненО, обводненЫ;
сооружён, сооруженА, сооруженО, соору же нЫ.

В иных причастиях ударение сохраняется на основе во всех кратких формах:

гарантИрован, гарантИрована, гарант Ир овано, гарантИрованы;
оборУдован, оборУдована, оборУдовано, оборУдованы;
прочИтан, прочИтана, прочИтано, про чИ таны.

В последние годы наблюдается тенденция к сдвигу удар. ближе к началу слова в формах женского рода кратких прилагательных и кратких с тр адательных причастий прошедшего времени. Существуют колебания в произношении глаг о лов на -ировать. Большинство глаголов такого типа имеет удар. на первом гласном суффикса. Таковы:

асфальтИровать дебатИроват
ь инвентаризИровать
баллотИровать дирижИровать информИровать
блокИровать дискутИровать конст ат Ировать
гарантИровать иллюстрИровать планИровать

Некоторые глаголы имеют ударение на -ир ов ать в инфинитиве и на -иру- в личных формах настоящего времени. Например:

бомбардировАть — бомба рд ирУю;
гравировАть — гравирУю;
гримировАть — гримирУю.

К этой группе относятся та ки е глаголы, как: группировАть, лакировАть, маршировАть, маскировАть, нормировАть, пломбировАть, премиро вА ть.

Ударение в страдательных причастиях про ше дшего времени на -ированный обычно подчиняется такому правилу: от глаголов на -Ир ов атъ образуются причастия на -Ированный; от глаголов на — ировАть — причастия на -ирОванный. Н ап ример:

блокИровать — блокИро в анный;
информИровать — информИрованный;
квалифицИровать — квалифицИ ров анный;

но: гофрировАть — гофр и рОванный;
гравировАть -гравирОванный;
нормировАть — нормирОванный.

Исключением являются образования: газ Ир овать — газирОванный, дистиллИровать- дистиллирОванный.

Отдельного разгов о ра требуют безударные слова. Служебные слова и частицы, как правило, не имеют на себе ударения в русском языке. Одни из них — односложные предлоги и союзы, б ыва ют предударными словами, так называемыми проклитиками. Они прим ык ают в произношении к следующим за ними самостоятельным словам, имеющим ударение: на водЕ, при дорОге, от лЕса, по п ут И. Другие — односложные частицы, явля ют ся энклитиками, то есть послеударными словами. Они примыкают в произношении к предшествующему слову, имеющ ем у на себе удар.: пришел ктО-то, скажИ-ка, Я ведь обещал, тЫ же открыл дверь, придУт ли о ни . В этих сочетаниях частицы то, ка, ведь, же, ли становятся энклитиками.

Бывает, предлог принимает удар. на се б я, тогда следующее за ним знаменательное слово оказывается безударным. Чаще всего перетягивают на себя удар. пре д логи НА, ЗА, ПОД, ПО, ИЗ, БЕЗ.
НА — нА воду, нА гору, нА руку, нА ухо, н А зиму, нА год, нА дом, нА пол. Но такой перенос ударной гласной не всегда пр ои сходит. Мы говорим выйти на мОл (но не нА мол), взобраться на хОлм (но не нА холм), указа ть на двЕрь (но не нА дверь), сесть на мЕль (но не нА мель).

Перенос ударения на предлог, по нормам орфоэпии, возм ож ен тогда, когда сочетание существительного с предлогом входит в состав устойчивого об о рота или когда оно выступает в обстоятельственном значении и имеет наречный характер. В том же случ ае , когда важно выделить существительное как объект, на который направлено действие, и когда это существитель но е выступает в роли дополнения, удар. на предлог не переходит. Например:

поверить нА слово, но: обратить вн има ние на слОво «преобразование»;
спустить корабль нА воду, но: из-за солнечных бликов больно смотреть на вОду;
этот человек нечист нА руку, но: на рУку б ыла наложена повязка;
взвалить груз нА плечи, но: он положил ладони ей на плЕчи;
сдвинуть шапку нА нос, но: жонглёр постави л на нОс картонный цилиндр;
старик туг нА ухо, но: мать посмотрела на Ухо мальчика.

Мы скажем взять грех нА душу. Это устой чи вый оборот, и удар. в нем закреплено. Но нельзя говорить: столько-то продукции приходится нА ду шу населения. Мы говорим свалиться как снег нА гол ов у . Это тоже фразеологизм, в котором ударение традиционно ставится на предлог. Но нельзя говорить: он бросил кон фе тти нА головы друзей.

Часто ударение в русском языке перено си тся на предлог НА при сочетании его с числительными: нА два, нА три, нА пять, нА десять, нА сто, нА двое, нА трое. Но если рядом стоят два числительных со значением приблизительности, такого передвижения удар. не про исходит: уехать на двА-трИ дня, на пЯть-шЕсть месяцев, на двОе-трОе суток. Произнесение н А два-три, нА три-пять — неверное. Предлог остается безударным и в том слу ча е, когда два числительных соединены союзом ИЛИ: на двА или трИ дня, на пЯть или шЕсть месяцев, на двОе или т рОе суток.

Не переносится ударение в русском яз ык е на предлог и тогда, когда при первом числительном есть уточнение. Сравните: уехать нА два месяца — уехать на д вА месяца и десять дней; командировка нА год — командировка на гОд и три месяца; встре ча назначена нА три часа — встреча назначена на трИ часа тридцать минут.

Наконец, следует сказать, что иногда содерж ан ие текста подсказывает необходимость сохранить удар. на знаменательном слове, а не переносить его на пр ед лог. В беседе о творчестве известного русского композитора речь шла о сюите на двЕ русск ие темы (а не нА две). Ведущий специально выделил слово две, чтобы обратить на это внимание ауд ит ории.

ЗА — зА ногу, зА руку, зА зиму, зА душу, зА гор од , зА ночь, зА день, зА два, зА три, зА пять, зА семь, зА сорок.

Но и здесь те же ограничения:

спрятать руки зА спину — спря та ться за спИну матери;
схватить зА руки — схватить за рУки и н О ги;
туда можно добраться зА два часа — за двА часа сорок минут.

ПО — пО лесу, пО полю, пО полу, пО н о су, пО два, пО три, пО сто, пО двое, пО трое.

Не переносится удар. на предлог при сочетании ег о с числительными пять, шесть, семь, восемь, девять, десять. сорок и сложными числи тел ьными одиннадцать, двенадцать, пятьсот, шестьсот и т.д.: по пЯть часов, по шЕсть дней, по дЕвять руб ле й, по сОрок копеек.

Ударение не переносится и в описа нн ых выше случаях:

по двЕ-трИ тарелки, по пЯть-шЕс ть человек;
по двОе-трОе суток, по двА или тр И дня;
по двОе ши трОе суток, по трОе с по лов иной суток;
пО два центнера, но по двА и три деся ты х центнера.

ПОД — пОд ноги, пОд руки, пОд гору, п Од нос, пОд вечер.
ИЗ — Из дому, Из лесу, Из виду, Из н ос у.
БЕЗ — бЕз вести, бЕз году не де ля, бЕз толку.
ОТ- час От часу, год От году, От ро ду.

Некоторые двусложные предлоги всегд а бывают безударными. Таковы ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД и предлоги с беглым О: ПОДО, НАДО, ОБО, ОТО, ИЗО — из-за лЕ са , из-под столА, подо мнОй, обо мнЕ, ото всЕх, изо всЕх.

Слабоударяемые слова — это те слова, ко то рые хотя и имеют во фразе ударение, но более слабое, чем у самостоятельных слов. Такое ударение называю т п обочным. Слабоударяемыми словами бывают многие наречные предлоги, такие, как ПОСЛЕ, КРУГОМ, МИМО, ВОКРУГ, НАПРОТИВ, ПОПЕРЕК, ОКО ЛО и другие. То, что на эти слова падает лишь ослабленное удар., ясно ощущается при сопоставлении с фр азами, в которых слова эти, употребленные в качестве наречий, становятся носителями нормального уда р.:

мать стояла сз а ди детЕй — река ост ал ась сзАди;
поезд мчался м и мо полЕй — машина про ех ала мИмо;
он помахал всл е д автОбусу — люди что -то кричали вслЕд;
мы придём п о сле чАса — мы придём к вам пОсле;
о коло дОма был родник — довольно ходить в окр уг да Около.

Побочное ударение (или второсте пенн ое) обозначается знаком «гравис», в отличие от основного удар., обозначаемого знаком «акут». Побочное удар. имеет обычно предлог СКВОЗЬ: пр об ираться скв о зь чАщу, скв о зь зАросли, скв о зь тумАн. Всегда несёт на себе побочное удар. и пр е длог КРОМЕ: собрались все, кр о ме негО; ничего не надое собой брать, кр о ме кнИг; кр о ме берЁз, здесь были и л ипы. Слабоударяемыми бывают некоторые г лаг ольные формы и вводные слова БЫЛО, БЫВАЛО, СТАЛО БЫТЬ: я хотЕл б ы ло взяться за чтение; сид Ел и мы, быв а ло, вечерами вместе и беседовали; Он, ст а ло быть, собрался уехать?

Однако не следует увлекаться побочн ым и ударениями. Если речь диктора выдержана в умеренном темпе, произношение безударных слов — с второсте п енным удар., а слабоударяемых слов — с нормальным удар. будет создавать избыточную акцентуацию, к о торая лишь утяжеляет восприятие речи и мешает слушателям.

Слова с побочным ударением привлекают к с еб е особое внимание. В большинстве своём каждое самостоятельное слово им ее т всего одно удар. Но есть слова с большим количеством слогов и сложные по составу, которые имеют еще и поб оч ное удар. Это главным образом:

слова, образованные путем слож ен ия двух основ: ц е льнометаллИческий, ч е репно- мозговОй, бесср о чноотпускнОй;
слова с некоторыми пре ф иксами иноязычного происхождения: а нтиклерикАльный, у льтрареакциОнный, с у пероблОжка, р е милитаризАция;
сложносокращенные слова: з е мснарЯд , р а йсовЕт, о бллИт, эн е ргосбЫт, п а ртконферЕнция .

Если в слове два ударения, то основное ударение бу де т располагаться ближе к концу слова, а ближе к началу находится побочное. Также имеет зна чен ие и удалённость основного удар. от начала слова: челов е коненавИстник, вр е мяпрепровож дЕ ние, хл о пкоочистИтельный .

Широко употребляемые сложные слова, если они не ве лики, обычно не имеют побочного ударения: пылесОс, водостОк, садовОд, водопровОд, черн озЁ м, благодАрный, дальнозОркий, землемЕр, многовековОй . Без побочного удар. произносятся и такие распространённые с ло ва, как землетрясЕние, сельскохозЯйственный и другие.

Побочные ударения чаще появляются в к н ижных по стилистической окраске словах: (кл я твопреступлЕние, кн и гохранИлище) и в специальных сло ва х: (электр о нновАкуумный, гальв а ноакУстика, р а диорепортАж, к и носценАрий, ф о токорреспондЕнт, ш а хтоподъЁ мн ик ).

Бывает, при образовании сложного сл ова путем словосложения основное удар. перемещается ближе к центру слова и оказывается не на том слоге, на ко то рый падает в слове, употребленном самостоятельно. Так, мы говорим:

боЕц — но молотобОец, сва еб Оец;
волновОй — но коротковолнОвый, д ли нноволнОвый;
заводскОй — но эл е ктрозав Одс кий;
леснОй — но малолЕ сн ый;
привознОй — но дальнеприв Оз ный;
проводнОй — по эл е ктропровОдный;
продавЕц — но кн и гопродАвец;
сплавнОй — но лесосплАвный;
творЕц — но стихо т вОрец;
ушнОй — но о колоУшный;
цветнОй — но одноцвЕтный.

Сложные прилагательные и сложные пор я дковые числительные, в первой части которых есть 3, 4, от 11 до 20, а также 30, 40, 50, 60. 100, нередко произносятся с двумя ударениями (по боч ное — на числительном): од и ннадцатиметрОвый, пятн а дцат и литрОвый, сем и десятикилометрОвый, девян о столЕтний, ст о тЫсячный.

С двумя побочными удар. на пер в ой части и с основным ударением на второй части произносятся сложные слова четыр ё хс о трублЁвый, эл е ктромаш и ностроЕние, а в то м о тогОнщик .
Всегда имеют побочное удар. сложные сло ва , пишущиеся через дефис: к о нтр-адмирАл, ка ю т-компАния, пл а щ-палАтка, я хт-клУб.

Побочное ударение может падать на некоторые при ст авки: СВЕРХ-, ПОСЛЕ-, МЕЖ-. Но и здесь играет роль степень употребительности слова. Напр им ер, с побочным удар. произносятся слова п о слеубОрочный, п о слеоперациОнный, п о слеродо вО й . Но оно отсутствует у слов послезАвтрашний, послеобЕденный, послеслОвие. А в словах с приставками МЕЖ — к СВЕРХ- побочное удар. ставится всегда: м е жнационАльный, м е жотраслевОй, м е жпланЕтный; св е р хглубИнный, св е рхмобИльный св е рхскоростнОй .

Побочное ударение необходимо, чтобы прав ил ьно произносить соответствующие гласные в слове. Если произнести слово х о змАг без второстепенного удар., то о но будет звучать так: хазмАк. Слушатель может не догадаться о значении такого с ло ва. Следовательно, побочное удар. выполняет важную смысловую функцию. Кроме того, оно играет и существенную ст и листическую роль. Появление второстепенного удар. там, где оно не обязательно, свидетельс тв ует о просторечном стиле, например: о бщежИтие, в о семьсОт, д е вятьсОт. Кроме недопустимой просторечной окр ас ки, такая избыточная ударность придаёт речи утомительность и трудна для во сп риятия.

Изобразительно-выразительные возможности ударения широко испо льз уются в публицистических и художественных произведениях. Автор даёт персон аж у яркую характеристику, показав своеобразие его удар. и произношения. Проявляются социальная, на ц иональная, профессиональная принадлежность персонажа и степень его образованности. Но, в стилистически нейтральной речи отступле н ие от литературных норм недопустимо. Нормативное словесное ударение способствует правильному восприятию и дейс тв енности звучащего слова.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/fonetika/chto-takoe-udarenie.html

http://diktory.com/osobennosti.html