И было все на небесах светло и тихо подлежащие

§ 17. Подлежащее

Вспомните, что вы знаете о подлежащем.

  • Подлежащее — главный или второстепенный член предложения?
  • На какие вопросы отвечает подлежащее?
  • С каким членом предложения соотносится подлежащее?
  • Какими частями речи чаще всего выражается подлежащее?
Подлежащее — это главный член двусоставного предложения, называющий то, о чём говорится в предложении.

Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?

Подлежащее может обозначать самые различные предметы, явления действительности и абстрактные понятия.

В роли подлежащего могут выступать все части речи.

Например: Хорошее лежит, а худое по дорожке бежит. Один в поле не воин. (Пословицы) Что-то давило ему голову и грудь. (А. Чехов) Днём приходили отдыхающие. (К. Паустовский) Любить — значит жить жизнью того, кого любишь. (Л. Толстой)

90. Спишите. В каждом предложении найдите подлежащее и определите, какой частью речи оно выражено.

  1. 1. Лиса семерых волков проведёт. 2. Никто не судья в своём деле. 3. Мокрый дождя не боится. 4. Сказать — смешно, утаить — грешно. 5. Утопающий хватается за соломинку. 6. Семеро одного не ждут. 7. Одно нынче лучше двух завтра. 8. Ленивый сидя спит, лёжа работает. 9. Кто в Москве не бывал, красоты не видал. (Пословицы)
  2. 1. Сначала бегал он [Мцыри] от всех, бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток. 2. . Из-за горы и нынче видит пешеход столбы обрушенных ворот и башни и церковный свод. 3. И было всё на небесах светло и тихо. 4. Ты слушать исповедь мою сюда пришёл.

91. Рассмотрите картину И. Шевандроновой «На террасе». Вам всё понятно, не правда ли? Опишите изображённое на картине. В этом вам помогут вопросы. Подчеркните в своём сочинении подлежащие.

И. Шевандронова «На террасе»

Кто привлекает ваше внимание? (Придумайте ему имя.) Чем этот персонаж вас заинтересовал?

терраса

Что окружает мальчика? Почему он, по вашему мнению, выбрал это место для чтения?

Подлежащее может быть выражено словосочетаниями (в том числе и неразложимыми).

В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. (М. Лермонтов)

Небо коптить — жить бесцельно. (Пословица)

92. Составьте предложения со словами и словосочетаниями, помещёнными в рамке, употребив их в роли подлежащего.

около двухсот человек
много (мало, несколько) болельщиков
горошек душистый
мы с другом
кормить завтраками

93. Спишите, подчеркните подлежащие. Укажите, чем они выражены. Укажите предложение, в котором нет подлежащего.

Стены комнат убра(н, нн)ы были несколькими картинами и картинками в стари(н, нн)ых узеньких рамках. Я уверен, что сами хозяева давно позабыли их содержание, если бы некоторые из них были унесе(н, нн)ы, то они бы, верно, этого не заметили. Два портрета было больших, писа(н, нн)ых масля(н, нн)ыми красками. Один представлял какого-то архиерея, другой Петра III. Из узеньких рам глядела герцогиня Лавальер, запачка(н, нн)ая мухами.

хозяин
хозяева

Вокруг окон и над дверями находилось множество небольших картинок, которые как-то привыкаешь почитать за пятна на стене и потому их вовсе не рассматриваешь.

94. С помощью каких языковых средств выражены смысловые различия в данных парах предложений? В каких предложениях подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а в каких — одним словом?

1. Мать с дочерью уехали отдыхать. — Мать с дочерью уехала отдыхать. 2. Когда он вошёл, Георгий с сыном были уже в комнате. — Когда он вошёл, Георгий с сыном был уже в комнате. 3. Коля с товарищем шли впереди. — Коля с товарищем шёл впереди.

«Мцыри» (23 глава)

И было все на небесах
Светло и тихо. Сквозь пары
Вдали чернели две горы.
Наш монастырь из-за одной
Сверкал зубчатою стеной.
Внизу Арагва и Кура,
Обвив каймой из серебра
Подошвы свежих островов,
По корням шепчущих кустов
Бежали дружно и легко…
До них мне было далеко!
Хотел я встать — передо мной
Все закружилось с быстротой;
Хотел кричать — язык сухой
Беззвучен и недвижим был…
Я умирал. Меня томил
Предсмертный бред. Казалось мне,
Что я лежу на влажном дне
Глубокой речки — и была
Кругом таинственная мгла.
И, жажду вечную поя,
Как лед холодная струя,
Журча, вливалася мне в грудь…
И я боялся лишь заснуть, —
Так было сладко, любо мне…
А надо мною в вышине
Волна теснилася к волне.
И солнце сквозь хрусталь волны
Сияло сладостней луны…
И рыбок пестрые стада
В лучах играли иногда.
И помню я одну из них:
Она приветливей других
Ко мне ласкалась. Чешуей
Была покрыта золотой
Ее спина. Она вилась
Над головой моей не раз,
И взор ее зеленых глаз
Был грустно нежен и глубок…
И надивиться я не мог:
Ее сребристый голосок
Мне речи странные шептал,
И пел, и снова замолкал.
Он говорил: «Дитя мое,
Останься здесь со мной:
В воде привольное житье
И холод и покой.

Я созову моих сестер:
Мы пляской круговой
Развеселим туманный взор
И дух усталый твой.

Усни, постель твоя мягка,
Прозрачен твой покров.
Пройдут года, пройдут века
Под говор чудных снов.

О милый мой! не утаю,
Что я тебя люблю,
Люблю как вольную струю,
Люблю как жизнь мою…»
И долго, долго слушал я;
И мнилось, звучная струя
Сливала тихий ропот свой
С словами рыбки золотой.
Тут я забылся. Божий свет
В глазах угас. Безумный бред
Бессилью тела уступил…

§ 17. Подлежащее

ГДЗ ◄ ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская 8 ◄

Вспомните, что вы знаете о подлежащем.
Подлежащее – главный или второстепенный член предложения?
На какие вопросы отвечает подлежащее?
С каким членом предложения соотносится подлежащее? Какими частями речи чаще всего выражается подлежащее?

Подлежащее – это главный член двусоставного предложения, называющий то, о чём говорится в предложении.
Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?
Подлежащее может обозначать самые различные предметы, явления действительности и абстрактные понятия.
В роли подлежащего могут выступать все части речи.
Например: Хорошее лежит, а худое по дорожке бежит. Один в поле не воин. (Пословицы) Что-то давило ему голову и грудь. (А. Чехов) Днём приходили отдыхающие. (К. Паустовский) Любить – значит жить жизнью того, кого любишь. (Л. Толстой)

Упр. 90. Спишите. В каждом предложении найдите подлежащее и определите, какой частью речи оно выражено.

I. 1. Лиса семерых волков проведёт. 2. Никто не судья в своём деле. 3. Мокрый дождя не боится. 4. Сказать — смешно, утаить — грешно. 5. Утопающий хватается за соломинку. 6. Семеро одного не ждут. 7. Одно нынче лучше двух завтра. 8. Ленивый сидя спит, лёжа работает. 9. Кто в Москве не бывал, красоты не видал. (Пословицы)

II. 1. Сначала бегал он [Мцыри] от всех, бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток… 2. …Из-за горы и нынче видит пешеход столбы обрушенных ворот и башни и церковный свод. 3. И было всё на небесах светло и тихо. 4. Ты слушать исповедь мою сюда пришёл…

Упр. 91. Рассмотрите картину И. Шевандроновой «На террасе». Вам всё понятно, не правда ли? Опишите изображённое на картине. В этом вам помогут вопросы. Подчеркните в своём сочинении подлежащие.

Кто привлекает ваше внимание? (Придумайте ему имя.) Чем этот персонаж вас заинтересовал? Что окружает мальчика? Почему он, по вашему мнению, выбрал это место для чтения?

Подлежащее может быть выражено словосочетаниями (в том числе и неразложимыми).
В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. (М. Лермонтов) Небо коптить – жить бесцельно. (Пословица)

Упр. 92. Составьте предложения со словами и словосочетаниями, помещёнными в рамке, употребив их в роли подлежащего.

около двухсот человек

много (мало, несколько) болельщиков

Упр. 93. Спишите, подчеркните подлежащие. Укажите, чем они выражены. Укажите предложение, в котором нет подлежащего.

Стены комнат убра(н, нн)ы были несколькими картинами и картинками в стари(н, нн)ых узеньких рамках. Я уверен, что сами хозяева давно позабыли их содержание, если бы некоторые из них были унесе(н, нн)ы, то они бы, верно, этого не заметили. Два портрета было больших, писа(н, нн)ых масля(н, нн)ыми красками. Один представлял какого-то архиерея, другой Петра III.

Из узеньких рам глядела герцогиня Лавальер, запачка(н, нн)ая мухами. Вокруг окон и над дверями находилось множество небольших картинок, которые как-то привыкаешь почитать за пятна на стене и потому их вовсе не рассматриваешь.

Упр. 94. С помощью каких языковых средств выражены смысловые различия в данных парах предложений? В каких предложениях подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а в каких – одним словом?

1. Мать с дочерью уехали отдыхать. — Мать с дочерью уехала отдыхать. 2. Когда он вошёл, Георгий с сыном были уже в комнате. — Когда он вошёл, Георгий с сыном был уже в комнате. 3. Коля с товарищем шли впереди. — Коля с товарищем шёл впереди.

1. Мать с дочерью уехали отдыхать. — Мать с дочерью уехала отдыхать. 2. Когда он вошёл, Георгий с сыном были уже в комнате. — Когда он вошёл, Георгий с сыном был уже в комнате. 3. Коля с товарищем шли впереди. — Коля с товарищем шёл впереди.

Смысловые различия в данных предложениях выделены посредством сказуемых в форме глагола. Множественное число глагола (уехали, были, шли) указывает на действие, совершенное несколькими лицами. Глагол в единственном числе (уехала, был, шел) указывает на действие, совершенное одним лицом.

Дополнительную информацию о полежащем вы можете посмотреть на сайте Википедия.


источники:

http://lermontovm.ru/poemy/mtsyri/mtsyri-23-glava

http://litemove.ru/17-podlezhashhee-8