5 кл тире между подлежащим и сказуемым

Урок «Тире между подлежащим и сказуемым» ( 5 класс)

Урок «Тире между подлежащим и сказуемым» 5 класс

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации;

закрепить сведения о грамматической основе предложения и способах их выражения;

выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;

Форма деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная

Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы «Тире между подлежащим и сказуемым» и использованию полученных знаний в практической деятельности.

— формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки ставить тире между подлежащим и сказуемым, интонационно правильно произносить предложения, в которых между подлежащим и сказуемым употребляется тире;

— формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование в речи предложений, в которых подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже;

— формировать культуроведческую компетенцию: навыки использования этикетных формул речи;

— развивать творческие способности учащихся;

— научить использовать в речи предложения, где подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже ;

— формирование интереса к русскому языку;

воспитание бережного отношения к слову.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Оборудование: учебник русского языка для 5-ого класса .А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2012, рабочие тетради, компьютер, проектор, карточки — помощники; маршрутный лист урока , тест.

Организационный момент. Доброе утро, уважаемые ребята и гости. Я надеюсь, оно действительно доброе. А с добром и работа спорится. Давайте проведём сегодняшний урок так, чтобы все мы получили удовольствие и подарок, а подарком будет новое полученное знание.

— Запишем число, классная работа , а тему урока вы озвучите сами (только чуть позже), а пока для нее оставьте строчку.

Девизом нашего урока будет пословица: «Удивление – путь к познанию» /Слайд/

— Записываем пословицу в тетрадь и объясним её смысл.

На уроке нам будет нужен маршрутный лист, где вы будете выставлять себе оценки за выполненные задания.

На доске. Падают с ветки з…л…тые м..нетки. Это загадка.

Запишем её в тетрадь. Отгадайте загадку.

К доске – 3 ученика

Какие буквы на месте пропусков? Пропускаем 2 строчки.1 уч –синтакс разбор, 2 уч –выписать и разобрать сл.соч, 3 уч – морфол.разбор прил

3 Повторение материала предыдущих уроков .

Индивидуальное задание по теории. 1 уч-ся– рассказать о подлежащем, 2-й уч-ся – рассказать о сказуемом.

Для всех- Фронтальная работа

Найдите главные члены предложения, выпишите их. Укажите, какими частями речи они выражены

1. .За поворотом дороги показалось море.

2.Оно сверкало лучами солнца.

3Анютины глазки душисты .

4.Десять делится на два

5.Зима- прекрасное время года.

( Самопроверка. Ключ на доске. )

Обратимся к заданиям у доски. Проверка индивидуальных заданий у доски

Синтаксический разбор предложения

Проверка выписанных словосочетаний иих разбора

Морфологический разбор прилагательного ( индивидуально)

Рассказ уч-ся о подлежащем и сказуемом по индивидуальным карточкам

/ Карточка №1 Найти главные члены предложения. Рассказать о подлежащем

За поворотом дороги показалось море.

Залив был великолепен

Карточка№2 Найти главные члены предложения. Рассказать о сказуемом Ландыш свеж и душист. Весна – прекрасное время года. /

Кроссворд на повторение изученного по синтаксису как переход к теме урока

Сегодня, ребята, речь пойдёт о знаках препинания, точнее об одном каком-то знаке, о нём мы узнаем из кроссворда, но для этого мы должны вспомнить, что же мы узнали на предыдущих уроках о предложении, о главных членах предложения .
Кроссворд / Слайд/


1 . Какой раздел русского языка рассказывает нам о правилах постановки знаков препинания? Его название?
2. Какой раздел русского языка изучает строение словосочетаний?
3. Зачем нужно знать все о словосочетание? Где оно всегда встречается?
4. Один из главных членов предложения называется…

Ребята, давайте определим тему нашего урока! Поможет вам фраза, которую я произнесла вначале урока.

Удивлениепуть к познанию

— Выделите в этом предложении подлежащее и сказуемое.

— И так, тема нашего урока: «Тире между подлежащим и сказуемым».

Записываем тему урока в тетради и на доске.

5.Объяснение нового материала . /Слайд/

Ребята, возникает вопрос, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

Сформулировать правило нам поможет таблица с предложениями . Слайд

1 . В лесу ж и вут разные птицы.

2.Их кр а сота ра с ковывает мысли поэтов, художников.

3.А внезапное п о явление и исчезновение в определенное время года п о ражает уч ё ных.

4. Сн е гири – гости зимние.

5. Грачи – это друз ь я весны.

6.Вороб ь и – наши постоянные соседи.

-Чем различаются предложения 1-го столбика от предложений 2-го столбика

— Выпишите грамматические основы из 2 столбика, подчеркнув их.

(Далее озвучиваются основы и появляются записи.) /Слайд/

— В каких же случаях ставится тире в предложении? Для того, чтобы ответить на этот вопрос поработаем в группах. Я предлагаю вам провести исследование самостоятельно или с помощью подготовленных мною вопросов –подсказок . (карточки-подсказки)

Учащиеся работают в группах. Слайд

1 шаг – подсказка — Определи грамматическую основу предложения (найди подлежащее и сказуемое)

2 шаг – подсказка – Выясни, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое

3 шаг – подсказка – Сделай вывод: «Если подлежащее и сказуемое выражены ___________________, то между ними ставится ____________».

Группы высказывают свои предположения по проблемному вопросу.

Обратимся ещё раз к грам основам. Чем они выражены?

– Так когда ставится тире между главными членами предложения?

( когда оба главных члена выражены сущ. В И.п.)

Сверимся с учебником : параграф 52, стр. 65-правило. Прочитаем правило в учебнике, сравним его с нашим выводом.

(Чтение правила в учебнике)

Упражнение для глаз «Лови снежинку»

Рассказ учителя о пунтуационном знаке ТИРЕ /Слайд/

Оказывается, черточка в русском языке называется по-разному (на доске запись:

Знак разделения Соединительная черта между частями слова

Ребята, не путайте эти два понятия. Тире – это знак пунктуации. А о дефисе мы поговорим с вами позже, когда будем изучать орфографию.

Тире — удивительный знак препинания. Он применяется в грамматиках многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н. М. Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появилось в начале 1820-х годов. /Слайд/

7. Первичное закрепление . /Слайд/

Задание. Найди тире.

А) вежливый и скромный;

Б) читает много книг;

В) пример для других;

Г) интересен людям.

А) хранит удивительные открытия;

Б) лучший советчик;

В) сопровождает нас всю жизнь.

8. За страницами учебника. Опережающий материал . /Слайды/

— Когда еще ставится тире? Есть ли исключения?

Если сущ в им. п. – сущ в им. п.

Молчание – знак согласия.

2. Если в предлож. есть слова

Чтение – вот(это) лучшее учение.

3. Если числит. в им. п –

Дважды два – четыре

4. Если н. ф. глагола –

Жить – родине служить.

5 . Если н.ф.глаг – сущ. В им. П.

Хорошо учиться – наша задач а.

Если подлежащее выражено

Он прекрасный человек.

2. Если перед подлеж. стоит НЕ

Бедность не порок

3. Если перед подл. стоит КАК

Наш двор как сад

— Замените данные предложения другими, близкими по смыслу. Поставьте, где нужно, тире.

Моя мама шьёт одежду.

Старший брат учится в институте.

3. Наш дедушка лечит зверей.

Работа с толковым словарем учебника (стр.305-307). Нужно объяснить значение слов с помощью вспомогательного слова ЭТО (работа по рядам: 1 ряд – партер, 2 ряд – прерии, 3 ряд – планёр) / Слайд /

Чем должны быть выражены главные члены, чтобы тире стало необходимостью?

Объясните, почему в пословице, которая является девизом нашего урока стоит тире. Есть еще один способ проверки. Если между подлежащим и сказуемым можно поставить слово – помощник «это», то перед этим словом нужно поставить тире : «Удивление – путь к познанию»

Домашнее задание на доске: §34 памятки вклеить в словарь, выучить. Запишите 3-4 предложения о ваших родных – чем они занимаются, какие у них увлечения, или упр 167 /Слайд/

Задание №5 в маршр листе.

11. Самостоятельная работа . /Карточки/

Самостоятельная работа по вариантам. На карточках записаны предложения. Необходимо отметить только те предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. Постановку тире объяснить графически

1. Лес пахнет дубом и сосной.

2. Глинка великий русский композитор.

3. В зарослях ивняка закричала какая-то птица.

4. Март первый весенний месяц.

5. Мой папа водитель.

6. Я поднялся и посмотрел кругом.

1. Бамбук самый легкий материал.

2. Мы изучаем историю и литературу.

3. Лев царь зверей.

4. Долгий осенний закат догорел.

5. Моя мама швея.

6. Зима еще хлопочет и на весну ворчит.

Какую тайну русского языка мы с вами сегодня открыли? Что еще нового узнали? Дополните предложения

Какой знак препинания помогает нам?

Сегодня я понял …

Мне понравилось на уроке …

Тире между подлежащим и сказуемым ставится …

Объясните, почему в пословице, которая является девизом нашего урока стоит тире.

Оценки : Ребята! Большинство из вас очень хорошо работали, все ваши ответы будут учтены. Я проверю ваши маршрутные листы и тесты, которое выполняли самостоятельно и выставлю оценки в журнал, с учетом ваших ответов на уроке.

Рефлексия – определение настроения (по смайликам)

— В сказке «Морозко» Мороз спрашивает:

— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

— А я хочу узнать, комфортно ли вы себя чувствовали на уроке?

Дети показывают смайлики .

— Спасибо за урок, ребята.

Найти главные члены предложения. Рассказать о подлежащем

За поворотом дороги показалось море.

Залив был великолепен

Найти главные члены предложения. Рассказать о сказуемом

Ландыш свеж и душист.

Весна – прекрасное время года.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Цели урока:

  • повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации;
  • закрепить сведения о грамматической основе предложения и способах их выражения;
  • выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;

· Форма деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная

· Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы «Тире между подлежащим и сказуемым» и использованию полученных знаний в практической деятельности.

· Задачи:

· обучающие :

· — формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки ставить тире между подлежащим и сказуемым, интонационно правильно произносить предложения, в которых между подлежащим и сказуемым употребляется тире;

· — формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование в речи предложений, в которых подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже;

· — формировать культуроведческую компетенцию: навыки использования этикетных формул речи;

· развивающие:

· — развивать творческие способности учащихся;

· — научить использовать в речи предложения, где подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже ;

· воспитательные:

· — формирование интереса к русскому языку;

  • воспитание бережного отношения к слову.

· Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

· Оборудование: учебник русского языка для 5-ого класса .А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2012, рабочие тетради, компьютер, проектор, карточки — помощники; маршрутный лист урока , тест.

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Тире между подлежащим и сказуемым

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.
  2. Способы выражения подлежащего и сказуемого.

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы кто? что?

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы: «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?».

  1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – С. 79-81.
  1. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – С. 115.
  2. Розенталь Д. Э., Русский язык на отлично. Правила и упражнения // Розенталь Д. Э., – М.: ОНИКС. Мир и образование, 2009. – С. 181.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение – это основная единица синтаксиса. Предложение не может существовать без грамматической основы, то есть без подлежащего и сказуемого. Подлежащее и сказуемое могут быть выражены разными частями речи.

Ученики нашей школы участвуют в конкурсе бальных танцев. Подлежащее ученики выражено именем существительным; сказуемое участвуют выражено глаголом.

К славному подвигу каждый готов. В этом предложении подлежащее каждый выражено местоимением, а сказуемое готов – кратким прилагательным.

Солнце – это яркая звезда. В этом предложении подлежащее солнце выражено именем существительным, сказуемое звезда – тоже имя существительное. Но в этом предложении ещё стоит тире. Почему?

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте проанализируем грамматическую основу предложения Язык мой – друг мой.

Подлежащее можно найти без труда, а вот сказуемое…

Давайте напишем это предложение по-английски. My language is my friend. В переводе это будет выглядеть так: Мой язык есть мой друг. По-русски мы так не говорим, но в нашем предложении глагол есть вместо себя оставил заместителя – тире.

Таким образом, если предложение имеет конструкцию «подлежащее» – «что это такое?», то в нём обязательно надо поставить тире между подлежащим и сказуемым. Обратите внимание, что в таких предложениях подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже: Лес – наше богатство.

Очень часто в предложениях, построенных по этой модели, перед сказуемым употребляются слова ЭТО и ВОТ. Например: Голубика – это витамины и полезные соки. Дружба – это прежде всего искренность.

Теоретический материал для углубленного изучения.

Тире между подлежащим и сказуемым. Исключения.

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если подлежащее выражено личным или указательным местоимением.

Тире не ставится, если предложение содержит отрицание и перед сказуемым стоит частица НЕ.

Тире также не ставится, если между подлежащим и сказуемым есть сравнительные союзы как, словно, все равно что, точно, будто.

Тире не ставится, если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

1. Вычеркните предложения, в которых не надо ставить тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания не расставлены!

Книги дети разума.

Себялюбие яд для дружбы.

Разбор задания: Анализируем предложения. В первом предложении подлежащее выражено именем существительным, сказуемое тоже имя существительное; задаём вопрос: книги – это что? Следовательно, надо поставить тире. Проверим предложение 2. Подлежащее – местоимение, сказуемое – имя существительное, тире не ставится. В третьем предложении подлежащее «себялюбие» и сказуемое «яд» выражены существительными. Следовательно, вычёркивая только те предложения, в которых не нужно ставить тире, получаем ответ:

2. Укажите, в каком предложении надо поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены).

Лягушки являются холоднокровными животными.

Я честный человек.

Мысли крылья души.

Разбор задания: В первом предложении подлежащее выражено именем существительным, сказуемое – глаголом. Тире не нужно. Во втором предложении подлежащее выражено местоимением, сказуемое – существительным. В третьем предложении подлежащее и сказуемое выражены именами существительными, предложении соответствует схеме «мысли – что это такое?», следовательно надо поставить тире. Ответ: Мысли крылья души. (Мысли – крылья души).

Урок русского языка в 5-м классе «Тире между подлежащим и сказуемым»

Класс: 5

Планируемые образовательные результаты.

Предметные

  • знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительным в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи,
  • схему данной конструкции; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом;
  • заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.

Метапредметные

  • Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться словарем.

Личностные

  • Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры: стремление к речевому самосовершенствованию; бережное отношение к традициям, обычаям семьи, народа.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ресурсы урока: Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской. – М.: Дрофа 2012, презентация к уроку, приложения к уроку.

Технологии: метод субъективизации, проблемное обучение, ИКТ-технология.

Ход урока

I. Мобилизующий этап

Слово учителя. Приветствие (слайд 1)

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой.

А какова тема урока, вы определите сами, выполнив 1 задание (слайд 2)

Перед вами 3 предложения:

1. Зима нарядила деревья в снежные шубы.

2. Новый год – любимый праздник детей.

3. Зимние каникулы – любимая пора.

— Прочитайте и спишите предложения и ответьте на вопросы.

— Что общего в этих предложениях? (С т. зр. смысла, строения)

— Подчеркните грамматические основы предложений.

— Какие предложения можно объединить по нескольким признакам одновременно? (2 и 3)

— Что объединяет эти предложения? (одинаковые по строению).

— Назовите грамматические основы 2 и 3 предложений.

II. Актуализация знаний

Формулирование темы и цели урока.

Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных вами предложениях, и сформулируйте тему и цели урока. (слайд 3)

Воспользуйтесь для этого опорными схемами.

  • Познакомиться с правилом постановки ……… между ………… и ……….….;
  • Научиться находить предложения, в которых ставится ……… между ………… и ……….….;
  • Составлять предложения, в которых ставится ……… между ………… и ………….(ответ)

III. Изучение нового материала (слайд 4)

— Давайте еще раз обратимся к выделенным вами предложениям.

— Скажите, словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в первом предложении. (Им. существительными)

— В каком падеже стоят эти имена существительные? (В Им.п)

— Расскажите, чем выражены подлежащее и сказуемое во втором предложении (Им. существительными )

— Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Вывод: если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире. (слайд 5)

— Прочитайте новый материал в учебнике (стр. 157-158).

— Сравните его с нашим выводом.

— Расскажите правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым.

— Приведите свои примеры на тему «Зима. Зимние праздники».

— Составьте схему нового правила. Выбирают лучший вариант.

— Им.сущ. в И.п. — Им.сущ. в И.п. (слайд 6)

— Им.сущ. в И.п. — это, вот Им.сущ. в И.п.

IV. Закрепление изученного материала

Упражнение 1 (написано на доске и на карточке) (слайд 7)


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/7636/conspect/

http://urok.1sept.ru/articles/682809