Язык мой друг мой подлежащее

Русский язык 2 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть — страница 56

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
  • Год: 2021.
  • Серия: Школа России.
  • Издательство: Просвещение.

Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 56 странице по предмету русский язык за 2 класс. Ответы на задания: 73 и 74.

Учебник 1 часть — Страница 56.

Ответы 2021 года.

1. Вместе тесно, а врозь скучно.
2. Дождик вымочит, а солнышко высушит.
3. Ученье — свет, а неученье — тьма.
4. Умел взять, умей и отдать.
5. На смелого собака лает, а трусливого кусает.

  • Найдите в пословицах слова, противоположные по значению (антонимы). Объясните, как вы понимаете их значение.
  • Спишите любые две пословицы, подчеркните в них антонимы.
  • Выберите любую пословицу и скажите, в каких случаях её употребляют в речи.

Ответ:
(Списать нужно только две пословицы.)
1. Вместе тесно, а врозь скучно.
2. Дождик вымочит, а солнышко высушит.
3. Ученьесвет, а неученьетьма.
4. Умел взять, умей и отдать.
5. На смелого собака лает, а трусливого кусает.

1. Вместе тесно, а врозь скучно. (Говорится, когда друзья часто ссорятся, ругаются, а в разлуке скучают друг без друга и стремятся к встрече.)
2. Дождик вымочит, а солнышко высушит. (Говорят, чтобы утешить человека, успокаивая, что после плохого обязательно случается хорошее.)
3. Ученье — свет, а неученье — тьма. (Говорят для того, чтобы подчеркнуть важность учения, которое в последствии даст знания, а значит и хорошую работу.)
4. Умел взять, умей и отдать. (Говорят не только в ситуации, когда человек берёт чужие вещи, но и чтобы показать, что общение между людьми должно быть взаимным)
5. На смелого собака лает, а трусливого кусает. (Говорят в ситуации, когда человек столкнулся с трудностями. Смелый человек не паникует, а решает проблемы. Если человек пугается, то сразу сдаётся.)

Прочитайте. Объясните отгадку к загадке.

Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
В. Тимофеев

Ответ:
Отгадка – дятел. Он лечит деревья, избавляя их от вредителей жуков.

  • Найдите в загадке противоположные по значению слова, а также антоним к слову близко.
  • Спишите загадку. Подчеркните антонимы.
  • Составьте и запишите предложение по рисунку. Подчеркните в нём подлежащее.

Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
В. Тимофеев

Дятел стучит по стволу дерева.
(Подлежащее – дятел, потому что о нём говорится в предложении и это слово отвечает на вопрос кто?)

Конспект урока по русскому языку на тему «Язык мой — друг мой» (6 класс)

Конспект урока (устный лингвистический журнал) «Язык мой – друг мой». 6 класс.

Цель: заинтересовать слушателей показом разнообразных сторон русского языка

раскрыть богатство русского языка, разнообразие способов выражения одной и той же мысли, звучность, учить точному употреблению слов в речи;

расширять словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке, дидактические игры,загадки;

развивать мышление, речь, логику, воображение;

воспитывать культуру речи, любовь к языку, желание изучать правила разделов русского языка.

Оборудование: слайды с названием страниц журнала, выражения русских писателей и поэтов о языке,

объяснение нового материала + формирование умений и навыков:

подведение итогов занятия

Учитель (редактор): Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшнее наше занятие не совсем обычное. Вам, дорогие слушатели, предстоит узнать о богатстве, великолепии, живости, нежности русского языка от самих учеников, юных исследователей.

Ученик: Русский язык — один из богатейших языков в мире. Его международное значение растёт с каждым днём. На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература.

Редактор: Открываем 1 страницу нашего журнала — «Великое русское слово»

Ученик: «Берегите наш язык. Этот наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам предками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным оружием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса» (И.С. Тургенев).

Ученик: «Велик, могуч и прекрасен русский язык. Он сочетает в себе великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, краткость греческого и латинского языков» (М.Ю. Лермонтов).

Ученик: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык! Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни» (К.Г. Паустовский).

Редактор: Великий и могучий, поистине волшебный русский язык дан нам во владение. Но всегда ли мы обращаемся с ним так, как он этого заслуживает? К сожалению, не всегда. Не сразу мы приобретаем умение пользоваться словарным богатством языка. А именно словоупотребление занимает особое место среди других вопросов культуры речи. Словарный запас каждого человека никогда не устанавливается окончательно и колеблется в значительных пределах в течение жизни. В личном образованного , много и вдумчиво читающего человека десятки тысяч слов. Между тем в повседневных наших беседах мы не употребляем обычно более 2-3 тысяч слов.

Редактор: Открываем 2 страницу – «Учись говорить правильно»

Слово редактора: В современном русском языке идёт закономерный процесс обогащения, пополнения словарного состава. Вместе с тем происходит и некоторое засорение, обеднение или искажение языка, которое проявляется и в словоупотреблении. Элементарные ошибки и грубые оговорки заметны всякому грамотному человеку и обычно встречают дружный отпор. Но гораздо опаснее для языка малозаметные, но распространённые и типичные ошибки словоупотребления, которые искажают смысл слов. Приведём некоторые примеры.

«Встаёте»- значит поднимаетесь с места. В автобусе часто спрашивают: «Вы встаёте сейчас?» Нужно говорить: «Вы сейчас выходите?»

«Обратно» — значит назад, а кое-кто употребляет это слово в смысле «опять», «снова». Например: «Этим летом ты обратно поедешь в лагерь?» Получается бессмыслица. Можно подумать, что всё прошлое лето он ехал из лагеря.

«Крайний» — это находящийся с краю. Иногда крайним называют того, кто после всех стал в очередь. Но ведь у очереди два края, выходит, что стоящий впереди тоже крайний. В очереди надо спрашивать: «Кто последний?» Об этих словах написал Ю. Благов стихотворение «Тонкость выражений»:

Трое учеников с выражением читают стихи:

1-ый ученик: Я в автобусе стоял,

Вдруг на повороте

Кто-то сзади мне сказал:

— Вы сейчас встаёте?

Нам к ответу бы призвать

«Объясни, как может встать

Тот, кто едет стоя?»

Но автобус не привык

Видеть суть ошибок,

Да к тому же наш язык

И стараются в пути

Всех стоящих впереди

2-ой ученик: Двух гражданок городских

Слушал я при встрече.

Заурядные у них обороты речи,

Никаких таких примет,

Там, где надо, там, где нет,

— Главк обратно ордер дал

— А у нас большой скандал

Был обратно в среду.

— Я обратно плащ взяла.

Там обратно пятна.

3-ий ученик: Я, бодрясь по мере сил,

У врача в передней

— Кто из вас последний?

И сейчас же был ответ

— В наши дни последних нет.

Я здесь крайний… Ясно?

Так сострил какой-то бас,

И не без успеха.

Взвизгнули от смеха.

Но сказал я в свой черёд

Со злорадством тайным:

— Хорошо смеётся тот,

Кто смеётся… крайним!

Редактор: Спасибо, ребята, за замечательные стихи! А слушатели наверняка уже намотали себе на ус, как не попасть в такую ситуацию. Двигаемся дальше!

3 страница нашего журнала – «Фразеологизмы русского языка»

Редактор: У фразеологизмов важная и ответственная роль — они делают нашу речь интересной, богатой, точной и выразительной. А подробнее об этом нам расскажет …

Ученик: Фразеологизмы обогащают нашу речь. Существуют семантические группы фразеологических оборотов, которые указывают на качества человека, его действия и поведение, речь, мыслительную деятельность. Например, фразеологизмы голова на плечах, собаку съел, каши не сваришь, вставлять палки в колёса и т.д. Что они означают?

Голова на плечах – кто-либо умён, способен соображать, оценивать ситуацию; собаку съел – тот, кто имеет большой опыт, навык, хорошие знания в чём-либо (он в компьютерах разбирается, собаку съел); каши не сваришь – когда с человеком невозможно договориться сделать какое-либо дело; вставлять палки в колёса – мешать кому-либо в каком-либо деле. Я привел лишь несколько примеров фразеологизмов, указывающих на качества человека. Их гораздо больше.

Редактор: Спасибо за интересный рассказ! А теперь вашему вниманию предлагаются шутливые правила, которые будут полезны и интересны всем, кто всерьёз любит и тонко чувствует русский язык, особенно раздел русского языка – фразеологию.

1-ый ученик: Уши можно мыть – это знают все. А что можно делать с ушами? Об этом расскажет Ушария, или «Правила пользования выражениями об ушах».

1. Если Ваш знакомый будет надувать Вам в уши (сплетничать), не стоит развешивать уши. Лучше держать ушки на макушке, а не хлопать ушами. И заодно сказать ему: « Не надо висеть у меня на ухе (ябедничать)».

2. Если Вашему знакомому медведь на ухо наступил, а он увяз по уши (полностью увлечён) в музыке и своими песнями уже прожужжал уши, не стоить навострять уши ( прислушиваться), иначе можно растерять уши ( заслушаться). Просто эти песни пропустите мимо ушей. Он подумает, что Вы туговаты на ухо, и отстанет.

3. Когда Вы уплетаете так, что за ушами трещит, и не верите своим ушам, слыша этот треск, и он Вам ухо режет – не расстраивайтесь! Пусть Вам завидуют те, кому такого аппетита не видать как своих ушей.

Выучив эти правила, Вы овладеете Ушарией, и тогда Ваши уши всегда будут длинные и острые, широкие, угластые, крупные, стоячие, самые ушастые.

2-ой ученик: Что можно делать глазами? Смотреть. А что ещё? Можно и не смотреть. И всё? Тогда вам необходима Глазария, или «Правила пользования выражениями о глазах».

1. Если у вас глаза разгорелись, а то и вовсе на лоб лезут, то успокойтесь и не раскидывайте глаз (не глазейте по сторонам), так как в этом удивительном мире ещё не то можно увидеть.

2. Чтобы вырасти в глазах другого человека, вовсе не нужно строить глазки и лезть в глаза, есть его глазами. Иначе вы можете намозолить ему глаза. И человек, у которого глаз намётан (опытный), смерит вас глазами, сверкнёт глазами и скажет: «С глаз долой!»

3. Если кто-то захочет вам пустить пыль в глаза или начнёт стрелять глазками, то не надо хлопать глазами. Посмотрите правде в глаза и скажите ему: «У Вас дурной глаз!»

Редактор: Спасибо нашим всезнайкам за забавное и интересное сообщение! А мы тем временем открываем новую страницу – «Занимательно о русском языке»

Редактор: Хоть русский язык – наука, но наука не сухая, серьёзная и неинтересная. И о серьёзном можно говорить шутливо и занимательно. Предлагаем вам различные загадки, которые продемонстрируют вам, как богат, выразителен и интересен русский язык.

1 задание. Отгадайте шуточные загадки:

(все собравшиеся хором или по отдельности отвечают на вопросы)

Что стоит посредине земли? ( буква «м»)

Что находится в начале книги? ( Буква «к»)

Что мы слышим в начале урока? ( Букву «у»)

В каком слове буква «я» находится 7 раз? («семья)

В каком слове 40 гласных? (сорока)

Какие два местоимения мешают движению транспорта? (я-мы)

Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)

Какой корень в слове «вынуть» (нет корня)

2 задание. Теперь сыграем в такую игру: я буду показывать вам слово, записанное на табличке, а вы прибавьте к каждому слову слева по одной букве, чтобы получилось новое слово, например: Анна–ванна. Начинаем!

(редактор показывает карточки, на которых записаны слова, затем добавляет буквы)

3 задание. Вставьте антонимы в пословицы:

Помни добро, а зло… (забывай)

Новых друзей наживай, а… не теряй. (старых)

Больше думай,… говори. (меньше)

Век долог, да час… (краток)

Ласточка день начинает, а соловей… (заканчивает)

У короткого ума… язык. (длинный)

4 задание. Это задание от почтальона Печкина. Он принёс письмо нам от Пети Ошибкина. Необходимо в данном тексте найти ошибки:

« Дарагие рибята! Памогите мне разобратся. Мой друк преслал мне писмо, но я внём ничего непонял. Он пишыт, што нашол грипп и очинь даволен. Но веть балеть — это плохо. А ещё он в лису нашёл лесу. Кого же на самом деле он нашёл? Жду атвета. Ваш друк Петя.»

(на доске или плакате заранее записан текст, присутствующие находят ошибки, редактор их исправляет)

Редактор: Вы замечательно справляетесь с заданиями! Но вот и закрылась последняя страница нашего журнала. Интересно вам было?

А ведь любой может поучаствовать в создании журнала. Пишите нам, и следующий выпуск будет еще интересней и занимательней!

До новых встреч!

Список использованной литературы:

А.В. Текучев /Методика русского языка в школе. – 2-е изд., — М., 1970.

Н.Н. Ушаков, Г.И. Суворов /Внеурочные работы по русскому языку. – М., 1985.

Л.Т. Григорян / Язык мой – друг мой. М., Просвещение. 1988.

Сочинение Язык мой — друг мой (по пословице для 4 класса)

«Язык мой – друг мой». Это известная русская поговорка. А друг всегда поможет в беде, никогда не предаст. Поэтому хочется, чтобы действительно язык был для нас самым лучшим другом, но никак не врагом.

Язык создан для того, чтобы общаться между собой, выражать свои эмоции и чувства. А чтобы он помогал, необходимо его изучать, хорошо знать и уметь на нем разговаривать. Для этого в школе есть специальные предметы. Это русский язык, литература, история.

Не зря гласит одна хорошая русская пословица: «Слово не воробей, вылетит, не поймаешь». Это значит, что прежде чем сказать что-то, сначала необходимо подумать. В любой ситуации нужно себя хорошо контролировать, чтобы в порыве чувств не наговорить лишнего. Зачастую люди оправдывают себя тем, что

Но есть и другая сторона медали. Если слишком долго думать перед тем, как сказать, это может показаться невежливым другому человеку. Поэтому для того, чтобы этого не произошло, нужно на протяжении всей жизни изучать язык, стремиться к новым знаниям, дабы словарный запас не был скудным. Нужно интересоваться историей, читать различные книги и даже просмотр фильмов может помочь в изучении!

С помощью языка можно заводить реальных друзей. Когда ты хорошо им владеешь, умеешь правильно донести мысль, рассказать что-то интересное, иногда даже с долей юмора, то ты автоматически становишься для других интересным человеком.

Когда хорошо владеешь языком, то любой конфликт можно прекрасно решить без рукоприкладства. Достаточно словесно донести людям свою позицию, «не лезть за словом в карман», как говорится, а четко и обстоятельно подобрать нужные слова. Ни в коем случае нельзя оскорблять другого человека, это может только усугубить ситуацию. Обидные слова как стрелы вонзаются в собеседника и это никому неприятно.

Я надеюсь, что язык всегда будет мне другом и не придется попадать в нелепые ситуации. Наоборот, он всегда и во всем мне поможет. И я буду учиться ему на протяжении всей своей жизни!

Сочинение 2

Речь – это то, что отличает нас, людей, от животных. Благодаря этому мы можем общаться каждый день без всяких затруднений. Каждое государство и нация имеет свой неповторимый и богатый язык.

При помощи слов мы передаём эмоции, чувства, также наше богатое культурное наследие, познаём новое, продвигаем науку. Если бы люди не обладали языком, то наша повседневная жизнь была бы скучной и однообразной. Мы бы в полной мере не могли показывать свои эмоции, выражать чувства. Конечно, не всегда язык приносит пользу, иногда своими резкими высказываниями мы наносим боль своим близким и родным людям. Наш язык невероятно глубок и богат. Он обладает удивительной способностью шагать в ногу со временем сохранять те учения и знания, которые копились множество тысячелетий. Мы должны развивать знания о языке, пополнять свой словарный запас, чтобы становиться грамотней и культурней. Язык будет нашим другом, только тогда, когда мы будем разговаривать красиво, ни сквернословить, ни употреблять слова-паразиты. Тогда наша речь будет обдумана и приятна для других людей.

Чтобы развивать свою речь, надо первым делом думать, перед тем как говорить. Ведь не всегда мы говорим приятные, которые хочет услышать другой человек слова. Также развитию речи поможет чтение книг. Когда мы читаем книги, то неосознанно у нас в мозге откладываются новые слова, какие-то речевые обороты, правильное написание слов, да и в целом речь становится более грамотной и разнообразной. Также не стоит сквернословить, иначе каким будет наш язык. Есть много методик, как от этого можно избавиться, например, приседать десять раз за каждое матерное слово. Полезным будет развивать ораторское искусство – искусство публичного выступления с целью убеждения.

Подводя итог к вышесказанному, можно сделать вывод, что язык становится нашим другом, только тогда, когда ему уделяется много внимания, его развивают. Над этим нужно долго трудиться для того, чтобы стать интересным собеседником, которого приятно слушать. Люди будут больше тянуться к человеку с поставленной речью, который умеет красиво говорить, а не к какому-нибудь условному Васе, который не может связать и пары слов. Даже по общению в интернете можно определить культуру речи. Надо оставаться уникальным, иметь свой неповторимый стиль общения. В таком случае наше общество будет грамотным, и наши потомки будут нами гордиться.

Рассуждение 3

Я не могу вспомнить первые слова, которые я написал на русском языке в первом классе. Моя память кажется чем-то далеким, а эти слова устаревшими в моей памяти, которая накапливала сотни и тысячи слов в запутанном лабиринте. Но я хорошо помню дрожь, с которой подошел к ручке, чтобы начать писать красивые буквы кириллицы. И эта память жива в уме, как будто все это произошло вчера, как будто время остановилось.

Тогда я не осознавал истинную и магическую силу Слова, я не знал Причины, которая была так много веков назад на той же страдающей земле, где я произнес свои первые слова, написал свои первые слова. С тех пор прошло много лет, когда я, еще не осознавая силу речи и языка, написал свои первые слова в красивых тетрадях и это было неописуемым интеллектуальным удовольствием для меня.

Я не знаю, какое значение приобретут для меня речь и язык спустя годы в наше неспокойное время, когда все подвергается испытанию и как будто только Слово, только язык, может противостоять этим испытаниям. Я уже чувствую сильную связь с моими корнями, я сомневаюсь, что когда-нибудь смогу оторваться, я сомневаюсь в этом. Слово и язык — сила притяжения, сильно укрепились в моем сердце, они доказывают мне, что в моем будущем нет места для другого языка, который мог бы заполнить мою душевную лагуну так глубоко. Нет другого языка, который мог бы очистить меня, восстановить меня, заставить меня чувствовать себя ценным и в то же время защитить меня, когда я, возможно, потерял все остальное. Потому что это язык, который дали мне мои предки, на котором написаны самые выдающиеся творения нашей культуры, которым овладели во всей полноте немногие иностранцы. И не из-за национальной гордости, но от чистого почитания делу всех, кто сохранил чистоту и целостность, обогатил наш язык, я выражаю свою благодарность за то, что сегодня могу написать эти строки и моя душа сияет от счастья. Я благодарю их за то, что сегодня я могу удивляться огромным возможностям нашего языка, наслаждаться уникальной русской идиомой, читать труды величайших мировых умов в переводе на свой собственный язык и с неослабным любопытством погружаться в языковой океан.

Несомненно, сила русского языка не может быть оспорена. На этом языке написаны произведения, которые занимают положение нарду с лучшими мировыми произведениями.

И если я теперь горжусь своим происхождением и языком поколений гениальных писателей, единственная причина в том, что я чувствую себя русским в самом чистом смысле этого слова.

Язык мой — друг мой

Популярные сочинения

В рассказе Ивана Тургенева «Муму» Степан — второстепенный персонаж. Мужчина работает лакеем в доме старой барыни, крепостной

Великий русский поэт и прозаик Александр Сергеевич Пушкин создал за свою короткую жизнь не мало гениальных произведений, которые читаются во многих странах мира и по сей день. К числу таких творений относится повесть

В романе «Преступление и наказание» действует множество женских образов, которые отражают различные черты характера главного героя.