Язык есть сама жизнь подлежащее сказуемое

Урок русского языка по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Цели:

  • Повторить ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме “Главные члены предложения”
  • Углубить знания учащихся о постановке тире в простом предложении
  • Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас
  • Воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к патриотам своей Родины, к предмету

Оборудование: Презентация, карточки для индивидуальной самостоятельной работы за партой и у доски, таблички с героями сказки, сведения из истории русской пунктуации

Ход урока

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

2. Проверка знаний.

Открыли тетради, записали число, классная работа

1) Словарная работа. Слово Аттестат, диплом. (Презентация)

Запишите слова в тетрадь. Выделите орфограмму.

2) На прошлых уроках мы работали по теме “Главные члены предложения. Виды сказуемого”. Повторим теорию, отвечая только на вопрос

1. Главные члены предложения – это.

2. Подлежащее и сказуемое другими словами – это.

3. Подлежащее – это.

4. Подлежащее чаще всего выражается.

5. Сказуемое – это главный член предложения, который.

6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется.

7. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются.

8. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых.

9. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое.

10. Составное именное сказуемое – это.

Задание. Определите тип сказуемого в предложениях.

Дверь была приоткрыта.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Утки начинают купаться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Куда-то попрятались все птицы.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Вода всё ещё не могла успокоиться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Ключ к тесту “Типы сказуемых”: количество правильных ответов соответствует вашей оценке

Тест 1. в в б а б

3. Лингвистическая разминка.

На утренн. з. ре скалы окрашивают(?)ся в (нежно)розовые и красноватые т. на и приобретают теплый корич(?)неватый оттенок.(на доске)

— Запишите предложение в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

— Найдите грамматическую основу в этом предложении. (Скалы окрашиваются и приобретают).

— Укажите вид сказуемого.

— Устно сделаем синтаксический разбор.

Создание проблемной ситуации.

— Ребята, а что такое оттенок?

Оттенок – разновидность одного и того же цвета. (Учащиеся записывают определение в тетрадях и на доске)

— Подчеркните грамматическую основу.

— Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И.п.)

— Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? (Необходимо поставить тире)

— Обратите внимание на экран (слайд). Вы видите предложения, записанные в два столбика.

Венера – самая яркая звезда ночного неба.

Чужим умом жить – добро не нажить.Её глаза как яркие звёзды.

Бедность не порок.

— Сравните эти предложения.

— Объясните, почему в одних случаях поставлено тире, а в других не поставлено. Можем мы объяснить?

— Все ли мы знаем о постановке тире между подлежащим и сказуемым? (Нет)

— Значит, о чем мы будем говорить на уроке. Назовите тему нашего урока. (Тире между подлежащим и сказуемым). Запишите тему в тетрадь (слайд)

— Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Узнать еще случаи, когда ставится тире, а когда нет)(слайд)

4. Изучение нового материала.

1. Самостоятельное чтение теоретического материала параграф 15, стр. 80

2. Обобщение основных случаев постановки тире и его отсутствие.

(у детей на парте карточка-таблица, ее нужно заполнить предложениями, которые учитель будет читать)

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ (слайд)

Тире ставится:1. Существительное + существительноеЛесдруг человека.2. Числительное + числительноеДважды двачетыре.3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.Охранять природулюбить родину.4. Существительное + н. ф. глаг.Наша задачахорошо учиться.5. Н. ф. глаг. + существительноеХодить босикомудовольствие.6. Это, вот, значитЧтениевот лучшее учение.

Тире не ставится:1. При сказуемом есть неСтарость не радость.2. При сказуемом есть как, будтоПруд как зеркало.3. Подлеж. = местоим.Он врач.Если на местоимение падает логическое ударение, то тире может ставитьсяТы — лучший человек на свете.

— Проверьте запись предложений в карточке. Эту карточку приклеить в тетрадь конспектов.

— Давайте вернемся к нашим примерам из таблицы. Зная правило, объясните, почему в предложениях первого столбика стоит тире, а в предложениях второго столбика оно не стоит.

5. Физкультминутка

6. Закрепление материала.

1. Выполнение упр.153 (1 часть) с проверкой по цепочке.

2. Самостоятельная работа (работа в парах по вариантам: 1 в – 1-5 предложения; 2 в – 6 – 10 предложения) (слайд)

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга самая красивая река.

8. Великое дело новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять двадцать пять.

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души — зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать — цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга — самая красивая река.

8. Великое дело — новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять — двадцать пять.

3. Исследование синтаксического материала.

Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

Что для этого нужно сделать?

Повесть “Капитанская дочка” — историческое произведение.

Основа повести — картины восстания Пугачева.

Маша Миронова — любимый женский образ автора.

4. Письмо со вставками

— Сейчас вам предстоит самим конструировать предложения из нескольких компонентов. Первая часть ваших предложений — это названия цветов, которые вы увидите на слайдах. Вторая часть предложений будет мною прочитана. Вам нужно записать предложения полностью, поставив, где это необходимо, тире.

1) Подарить букет тюльпанов (слайд) — значит, на языке цветов признаться в любви.

На языке цветов тюльпан означает объяснение в любви, и этому предшествует легенда о персидском принце Фархаде. Влюблённый в красавицу Ширин, принц мечтал о счастливой жизни с любимой. Однако завистливые соперники пустили слух, будто Ширин убита. Обезумевший от горя Фархад погнал своего коня на скалы и разбился насмерть. В том месте, где кровь несчастного принца попала на землю, выросли яркие красные цветы, символ страстной любви – тюльпаны.

2) Астра (слайд) — это последняя улыбка осени.

Астра в переводе с греческого означает “звезда”. Взгляните, её лепестки и впрямь напоминают лучики звезды. Недаром астру называют “последней улыбкой осени”: эти цветы выдерживают морозы до 7 градусов! Запах поздних астр неподражаем: он доносит и сырость осеннего дождя, и увядание листвы, и горечь хвои.

3) Сирень (слайд) точно нежное душистое море.

Древнегреческая легенда повествует, что молодой Пан, бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную лесную нимфу Сирингу и так залюбовался её красотой и грацией, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но она испугалась и убежала. Пан помчался следом, но нимфа превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги дало название цветку — сирень.

7. Если время остается Тренажер для экзамена. (слайд на выбор)

8. Подведение итогов. (рефлексия)

9. Домашнее задание: параграф 15, упр 153 (2, 3 часть)

Язык есть сама жизнь?

Русский язык | 5 — 9 классы

Язык есть сама жизнь.

Напишите чем выражается каждое слово пожалуйста.

Язык — подлежащее, выраженное сказуемым.

Есть — глагол — связка в составном именном сказуемом.

Сама — определение, выраженное местоимением.

Жизнь — сказуемое, выраженное существительным.

Пожалуйста напишите сочинение на тему : » слова тоже поступки «?

Пожалуйста напишите сочинение на тему : » слова тоже поступки «!

Только сами напишите , а не скопируйте !

Помогите : напишите самое длинное слово в русском языке?

Помогите : напишите самое длинное слово в русском языке.

Помогите пожалуйста?

Напишите слова выражающие радость и печаль.

Напишите пожалуйста сочинение по русскому языку «самое хорошее воспоминание»?

Напишите пожалуйста сочинение по русскому языку «самое хорошее воспоминание».

Напишите пожалуйста сочинение на тему «Русский язык — язык межнационального общения» НАПИШИТЕ САМИ ПОЖАЛУЙСТА?

Напишите пожалуйста сочинение на тему «Русский язык — язык межнационального общения» НАПИШИТЕ САМИ ПОЖАЛУЙСТА!

Тема для сочинения в ГИА : Язык человека не только выражает что либо он также выражает самого себя?

Тема для сочинения в ГИА : Язык человека не только выражает что либо он также выражает самого себя.

Пожалуста напишите хорошее сочинение пожалуста.

Помогите пожалуйста)) Напишите сочинение по эпиграфу : » Язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать ее?

Помогите пожалуйста)) Напишите сочинение по эпиграфу : » Язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать ее.

Сочинение языком человек не только выражает что либо он им выражает так же и самого себя?

Сочинение языком человек не только выражает что либо он им выражает так же и самого себя.

Помогите пожалуйста?

» языком человек не только выражает что — либо, он им выражает также и самого себя.

Пожалуйста напишите 6 слов русского языка (самые сложные в произношении и письме)?

Пожалуйста напишите 6 слов русского языка (самые сложные в произношении и письме).

Вы открыли страницу вопроса Язык есть сама жизнь?. Он относится к категории Русский язык. Уровень сложности вопроса – для учащихся 5 — 9 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Русский язык, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.

КОрзина кАпуста Обед ОгОрод пОмидоры.

Сотришь в эту повесть и выбирай те предложени где во окнчаниях слов есть ться тся и выписывай .

Белка — подлежащие, выражено сущ. Лежала — сказуемое, выражен гл. В ветвях — обстоятельство, выражено сущ. С предлогом старой — определение, выражено прилагательным ели — дополнение, выражено сущ Своём — определение, выражено мест. Гнёздышке — до..

1 помочь 2 наблюдать 3 победить 4 советать 5 решить 6 служить.

В предложении он играет роль определения (тоесть играет роль второстепенного члена)отвечает на вопросы какой .

Этот воздух пусть будет свидетелем. Воздух (какой? ) этот. Местоимение этот выступает определением

Не горит не тонет не вырубишь не хотим не отдадим не говорят.

Не горит ; не тонет ; не вырубишь ; не хотим ; не отдадим ; не говорят.

Знаешь глагол А ведь я тоже не промах вот если б не было меня то не было бы слова стол, кровать, палатка и так далее Но ведь все мы полезны не надо же хвастаться все при все полезные ты глагол и ты прилагательное я тоже полезный, а мы полезны сказали..

Этот прием называется олицетворение , где не живому приписывают качества человека.

Открытый урок 8 класс «Тире между подлежащим и сказуемым»

Открытый урок по русскому языку в 8 классе

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

Отработать навыки учащихся по постановке тире между подлежащим и сказуемым.

Задачи: Систематизировать знания учащихся о постановке тире между подлежащим и сказуемым; углубить знания учащихся о нормах пунктуации

Тип урока : комбинированный

Организационный момент (2 слайд)

— Добрый день! Я думаю, он по-настоящему добрый . Давайте посмотрим друг на друга, на присутствующих гостей, улыбнемся им, улыбнемся новому дню.

— Открываем тетрадь, записываем число, классная работа

На прошлых уроках мы работали по теме “Главные члены предложения. Виды сказуемого”. Повторим теорию, отвечая только на вопрос

1. Главные члены предложения – это. Подлежащее и сказуемое

2. Подлежащее и сказуемое другими словами – это. Грамматическая основа

3. Подлежащее – это. Главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы Кто? Что?

4. Подлежащее чаще всего выражается. Именем существительным или местоимением в им.п.

5. Сказуемое – это главный член предложения, который. Обозначает действие, состояние, свойство предмета и отвечает на вопросы: что делает предмет? Каков он?

6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется. простое глагольное сказуемое

7. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых. лексическое значение и грамматическое значение выражаются не одним словом, а разными словами

8. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое. состоит из вспомогательного глагола и инфинитива

10. Составное именное сказуемое – это. сказуемое, которое состоит из глагола-связки и именной части.

Актуализация опорных знаний

Учитель . Я предлагаю вам прослушать сказку и отгадать, какая будет сегодня тема урока.

Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.

Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.

Согласно, − кивало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.

На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.

— О чем же идет речь в сказке?

Тему урока вы узнаете из стихотворения:

Я минус в математике,

но знак другой в грамматике.

Знаком я детворе,

— Так о чём мы будем говорить на уроке? (ответы детей).

— Сформулируйте тему урока. (Тире между подлежащим и сказуемым). (слайд 7) Запишите тему в тетрадь.

— Поставь перед собой цели, которых мы должны будем достичь в результате работы на уроке.

— научиться определять постановку тире между подлежащим и сказуемым;

— научиться правильно ставить тире.

Проверка домашнего задания. Сообщение о знаках препинания

Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer (тянуть)

Тире относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“.

Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речью, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. Из-за своей многозначности поэты и писатели любят тире, превращая его в главное средство авторской пунктуации.

А когда же ставится тире?

( диалог, прямая речь, между подлежащим и сказуемым ).

— В каких случая ставится тире между подлежащим и сказуемым? А в каких не ставится? Это мы узнаем из таблицы.

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Пятью девять — сорок пять

Расстояние между посёлками — пятьдесят километров.

4. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

5. Сущ. + н. ф. глаг.

6. Н. ф. глаг. + сущ.

7. сущ. (гл.) + Это( вот, значит) + сущ.(гл.)

Читать значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Тире не ставится:

1. Если в роли связки выступают сравнительные союзы как, словно, будто, точно, вроде как и др.

2. Если подлежащее выражено личным местоимением.

Подлеж. = личное местоим.

Он порча, он чума, он язва здешних мест.

3. Если перед сказуемом стоит частица не

4. Если подлежащее и сказуемое образуют фразеологический оборот

5. Если перед сказуемым стоит вводное слово

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус. (Слайд 10, 11)

А теперь все дружно встали,

К потолку глаза подняли,

Руки вверх, вперед, назад –

Вот разминка для ребят!

Но немного мы устали,

Книжки в сторону отложим,

Организму мы поможем.

Все мы правила учили,

О тире мы не забыли

А теперь предлагаю присутствующим продемонстрировать свои знания этой темы. Я буду выводить на экран предложения, а вы должны будете давать ответы и объяснять почему ставится или не ставится тире в том или ином предложении. (Слайд 14)

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга самая красивая река.

8. Великое дело новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять двадцать пять.

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души — зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать — цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга — самая красивая река.

8. Великое дело — новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять — двадцать пять.

Работа с деформированным текстом

Один писатель перепутал все слова в предложении. Ваша задача составить правильное предложение.

Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букета. (Икебана – это искусство составления букета из веток и цветов.) Объяснить тире.

Интеллектуальный тур (игра)

А теперь мы поиграем. Перед нами карточки с условиями постановки знака тире, нужно выбрать одну из них. Из заданных предложений выберите только то, что касается вашего «выражения» (числительное, существительное, н.ф.г., частица это или вот). (слайд 16)

Жизнь человека – чудо из чудес.

Мир – это лес, в котором нет и двух одинаковых листочков.

Грустить о прошлом – скучная работа.

Наука – это неустанная многовековая работа мысли.

Жить на Земле – великое счастье.

Высота этого здания – пятнадцать метров.

Пятью пять двадцать пять.

Путь в лесах — это километры тишины, безветрия.

Мещёра — остаток лесного океана.

Солотча — извилистая, неглубокая река.
Ощущение жизни как непрерывной новизны — вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство.

Сто тысяч — громадная сумма.

Хорошо учиться – вот наша задача.

Дело художника – рождать радость.

Пятнадцать лет – счастливая пора.
Седьмое число – день моего рождения.
Лентяй да шалопай – два родных брата.

Природа и наука – два вогнутые зеркала, вечно отражающие друг друга.
Шестью семь – сорок два.
Жить – родине служить.
Учить – ум точить.
Спешить – делу вредить.

5. Подведение итогов (рефлексия).

-Ребята, выберите фразеологизм, который характеризует сегодня твою работу на уроке: (слайд 17)

— Ты сегодня хорошо поработала. Где-то легко справлялась с заданиями, где-то было трудно, но не нужно бояться ошибаться. На ошибках учатся.