Я вышла на улицу подлежащие

Урок русского языка по теме «Второстепенные члены предложения». 5-й класс

Класс: 5

Цели:

  1. Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.
  2. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «Второстепенные члены предложения»
  3. Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме
  4. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

Ход урока

(Слайд 1)

1.Оргмомент. Рапорт дежурных.

У.Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Я слушаю дежурных…Спасибо. Итак, мы начинаем урок. Я надеюсь, что вы настроились на работу, всё приготовили к уроку, что вы будете внимательны, сосредоточены, и у нас с вами всё получится хорошо. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

2. Вывод темы (Слайд с лингвистической задачей)

У. Ребята, узнать, какая тема урока у нас сегодня будет, нам поможет игра «Знайка». Итак, решите, пожалуйста, лингвистическую задачу:

  1. из предложения Я вышла на улицу возьмите подлежащее
  2. из предложения Котёнок осторожно подошёл ко мне возьмите обстоятельство
  3. из предложения Я шагнула вперёдвозьмите сказуемое
  4. из предложения На лесную полянку вышел огромный лось возьмите определение
  5. из предложения Я увидела чуть заметную тропинкувозьмите дополнение

У. Ребята, мы можем её решить? Совершенно верно. Нет, так как мы ещё не изучили обстоятельство, определение и дополнение. А одним словом они называются второстепенные члены предложения. Это и будет тема нашего урока. Давайте её запишем. (Записать на доске тему)

3. Актуализация темы

У. Ребята, как вы думаете, так ли уж необходима эта тема?

-Да, необходима, так как второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать.

У. Молодцы, эта тема очень важна. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой.

4. Цели, задачи для учащихся

У. Ребята, посмотрите на тему урока и на опорные слова. Как вы думаете, что нам предстоит сделать на этом уроке?

Задачи:

  • Узнать, что такое дополнение, определение и обстоятельство.
  • Научиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении
  • Тренироваться употреблять дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.

(Слайд-цели)3У.: Я рада, что ваши цели совпали с моими.

5. Ознакомление с новым материалом (Работа в группах)

У.: Чтобы реализовать 1 задачу,(организация работы по группам) нам понадобятся 3 группы. (расставить таблички) Каждая группа будет заниматься изучением своего вопроса, а затем передаст знания всем. Хочу напомнить, что у каждой группы на столах находятся памятка работы в группе.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

  1. Внимательно прочитайте задания.
  2. Выполняя задания, чётко следуйте инструкции
  3. Работайте дружно.
  4. Уважайте мнение товарищей.
  5. Выберите выступающего.

У.:У каждой группы на столе есть карточка с планом работы и таблица. Найдите их, они белого цвета. Также на столах есть опорные листочки. Вы их должны вклеить в поля таблицы. На выполнение этой работу вам даётся 3 мин.

Карточка №1

  1. Прочитайте правило на станице 68.
  2. Ответьте на вопросы о дополнении по плану:
    — Что обозначает?
    — На какие вопросы отвечает?
    — Какой частью речи выражен?
    -Как подчёркивается?
    -Приведите пример.
  3. Оформите теоретический материал о дополнении в таблицу (Наклейте нужные листочки в поля таблицы)
  4. Выберите выступающего для передачи материала классу.

Карточка №2

  1. Прочитайте правило на станице 71.
  2. Ответьте на вопросы об определении по плану:
    — Что обозначает?
    — На какие вопросы отвечает?
    — Какой частью речи выражен?
    -Как подчёркивается?
    -Приведите пример.
  3. Оформите теоретический материал об определении в таблицу (Наклейте нужные листочки в поля таблицы)
  4. Выберите выступающего для передачи материала классу

Карточка №3

  1. Прочитайте правило на станице 72.
  2. Ответьте на вопросы об обстоятельстве по плану:
    — Что обозначает?
    — На какие вопросы отвечает?
    — Какой частью речи выражен?
    -Как подчёркивается?
    -Приведите пример.
  3. Оформите теоретический материал об обстоятельстве в таблицу (Наклейте нужные листочки в поля таблицы)
  4. Выберите выступающего для передачи материала классу

Выступления групп

У. А сейчас группы внимательно слушают выступления друг друга и продолжают заполнять таблицу. (Проверить) (Слайд-таблица)4. Молодцы.

6. Закрепление материала

У. А сейчас всё внимание на экран. (Слайд- проверочное задание)5

Чтобы выполнить 2 задачу, вам нужно

  • записать предложения, предназначенные для вашей группы,
  • 2 вставить пропущенные буквы,
  • выделить основу предложения,
  • укажите, каким второстепенным членом является выделенное слово,
  • сделать вывод, для чего нужны второстепенные члены в предложении. (

(план вашей работы на экране вверху) На выполнение этой работу вам даётся 3 мин.

1 группа (Сильная)

Дикие гуси г…товились к отлёту.

Деревья постепенно обл…тают.

В небе в…сят белые облака.

2 группа(Средняя)

Свежий в…терок играет листьями.

Пошёл ре…кий дождь.

Облака плывут на восток.

3 группа (Слабая)

(Откуда?) Из-за туч)выглянуло солнышко

Листочек оторвался ( от чего?) от дер…ва.

(На какой?) На высокой ели уселась стайка др…здов.

У. Попробуйте сделать вывод.

Вывод: Второстепенные члены предложения поясняют главные и другие второстепенные члены.

У. А теперь давайте вернёмся к нашей лингвистической задачке. (Слайд-лингвистическая задачка) 6 Давайте ёё решим вместе. 3 группа работает с 4 заданием, 2 группа – с 5, а 1 группа – с 6заданием.

  1. из предложения Я вышла на улицу возьмите подлежащее
  2. из предложения Котёнок осторожно подошёл ко мне возьмите обстоятельство
  3. из предложения Я шагнула вперёдвозьмите сказуемое
  4. из предложения На лесную полянку вышел огромный лось возьмите определение
  5. из предложения Я увидела чуть заметную тропинкувозьмите дополнение

А. Смотрим, что получилось (Ученик записывает на доску) (Слайд-Предложение) 7

Совершено верно. Молодцы. Хорошо справились с работой.

Я осторожно шагнула на лесную тропинку…

7. Творческая работа (Деловая игра)

У. Совершенно верно. Вы заметили, что в конце предложения у меня стоит многоточие. Это говорит о том, что мы ёщё не до конца решили задачу. А чтобы решить лингвистическую задачку до конца и реализовать 3 задачу урока, мы сейчас мы поиграем. (Слайд-деловая игра)8 Представьте, что мы находимся в редакции школьной газеты «ШОК». Я главный редактор, а вы корреспонденты. Нужно срочно подобрать материал к специальному выпуску газеты. «Осенние зарисовки» (развернуть листы на доске). Слушайте задания. Найдите на столе лист жёлтого цвета. Что, нет его на парте? Ах, да! Я ведь забыла, что, когда я раскладывала задании на парты , открылось окно и ветер унёс их. Давайте поищем вместе.

8. Физминутка.

Повернитесь назад и поищите на спинке стула. Нет?

Наклонитесь вправо и посмотрите по сторонам. Нет?

Наклонитесь влево и посмотрите по сторонам. Нет?

Тогда поищите ладошками под крышкой стула, поищите под партой. Нашли? Вот и хорошо.

У.: Мы все с вами отправляемся в осеннюю командировку. (Слайд- осенняя командировка)9 . Задания группам.Инструкция для работы у вас на листах.

3 группа

У: У вас на столе находится текст, написанный корреспондентом, который не знал ничего о второстепенных членах предложения. Ваша задача:

  1. Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.
  2. Сделать вывод, для чего нужны второстепенные предложения в тексте.

Инструкция для работы на карточке.

Прошло (какое?) лето. Наступила (какая?) осень. В (каком?) лесу деревья (как?) облетели. Только берёзки сохранили (какие?) листочки. (Как?) лучи озаряют (какой?) лес. Природа готовится к отдыху.

Прошло тёплое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние листочки. Редкие лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к отдыху.

2 группа

У.: Тут один нерадивый корреспондент перепутал времена года и вместо осени написал о весне. Ваша задача:

  1. Написать текст по аналогии, распространив его второстепенными членами.
  2. Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.

Инструкция для работы на карточке.

Наступление весны.

Солнце светит всё ярче. Степная дорога оттаяла. Снег заметно осел и почернел. Дует тёплый ветерок. На дорожках блестят лужи. На деревьях появляются первые листочки. Всё кругом оживает.

1 группа

У.:А ваше задание — самое сложное. Корреспондент написал лишь одно предложение. Вы должны написать мини-сочинение по данному началу (обратиться к доске), распространяя предложения второстепенными членами. Я осторожно шагнула на лесную тропинку… Определите, зачем нужны второстепенные члены. В работе вам поможет картина. Инструкция для работы на карточке.

У.: Я желаю вам творческих успехов. А чтобы лучше настроиться на осенний лад, вы будете работать под музыку П. И. Чайковского «Времена года» «Осень». (Щёлкнуть кнопку на слайде 9). Я думаю вам это поможет. На выполнение этой работы вам даётся 3-4 мин.

9. Выступления групп. (открыть название газеты)

Выступает 3 группа. (Слайд10)

  1. Прочитайте задание.
    (Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.)
  2. Прочитайте исходный текст.
  3. Прочитайте получившийся текст.
  4. Вывод: сравните исходный текст и получившийся. Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.

Приблизительный вариант

Прошло тёплое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние листочки. Редкие лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к отдыху.

(Работу повесить на доску)

Выступает 2 группа. (Слайд11)

  1. Прочитайте задание.
    (Написать текст по аналогии, распространив предложения второстепенными членами.)
  2. Прочитайте исходный текст текст.
  3. Прочитайте получившийся текст.
  4. Вывод: Определите, зачем нужны второстепенные члены предложения в тексте. (Работу повесить на доску)

Выступает 1 группа. (Слайд12)

  1. Прочитайте задание.
    (Написать мини-сочинение по данному началу (обратиться к доске), распространив предложения второстепенными членами.)
  2. Прочитайте получившийся текст.
  3. Вывод: Определите, зачем нужны второстепенные члены предложения в тексте
    (Работу повесить на доску)

У.: А хотите послушать, что получилось у меня?

Я шагнула на усыпанную листьями тропинку и замерла от восхищения. Меня обступали разноцветные деревья, словно раскрашенные волшебницей-осенью. Вот золотоволосая красавица берёзка, изящная, стройная в своём чёрно- белом сарафане. Над ней шелестит своими ветвями дуб, как будто защищая берёзку от ветра. Ярко-зелёная ель раскинула мягкие пушистые лапы – под ними так и хочется спрятаться. Осенний лес удивительно прекрасен.

10. Подведение итогов

У.: Молодцы, вы хорошо справились со своими заданиями. А теперь давайте сделаем вывод:

Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

11. Оценки

У.:А теперь давайте подведём итог нашей работы. Кто в группе был самым активным? Кто хорошо работал? (Выставить оценки)

12. Домашнее задание

У.: А теперь откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. (Слайд 13) Выберите то, которое вам больше понравилось, и с которым вы справитесь. Задания расположены от простого к сложному.

  1. Упр. 185 (по заданию)
  2. Нарисовать осенний пейзаж и подобрать к нему четверостишие из понравившегося стихотворения об осени.
  3. Попытайтесь написать стихотворение об осени.

У.: А чтобы вы работали без затруднений, я хочу раздать вам таблички-определители второстепенных членов предложения. Вложите их в учебник и пользуйтесь, пока полностью не запомните.

13. Рефлексия

У.: Посмотрите, наша газета немного не закончена.В ней есть статьи, но нет ни одного рисунка. И сейчас мы создадим осеннюю картину. У вас на столах есть различные картинки, выберите ту, которая вам понравилось и, выходя из класса, прикрепите магнитом на доску, чтобы у нас получилась общая картинка «Лесное озеро». Прикрепляйте всё аккуратно, чтобы картина наша получилась красивой .3 группа оформляет территорию вокруг озера. 2 группа – лес, а 3группа — небо. Старайтесь прикреплять аккуратно, чтобы картина наша получилась красивой . Мне сегодня очень понравилось с вами работать, и я хочу начать составление картинки с озера.

Что такое подлежащее – как легко его найти в предложении и чем оно может быть выражено

Главный член предложения. Вместе со сказуемым образует грамматическую основу.

Давайте разбираться, что такое подлежащее. Это один из двух главных членов предложения. Второй – сказуемое. Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу.

К любому подлежащему можно задать вопрос «О ком/чём говорится в предложении». Например: «Я хочу быть летчиком» – о ком говорится в предложении? Обо мне. Я – подлежащее.

Чаще всего подлежащие выражаются существительными или местоимениями. В этом случае к ним можно задать вопросы «Кто?» и «Что?». Но так бывает не всегда.

Чем может быть выражено подлежащее

Существительным или местоимением. Они должны быть в именительном падеже, то есть отвечать на вопросы «Кто?» и «Что?». Например: «Кот лежит на печи. Он спит». Кто? Кот. Кто? Он. Это подлежащие, первое выражено существительным, второе – местоимением.

Сразу два важных момента

Первый. Именительный падеж нельзя путать с винительным. «Дом очень красивый» – у слова «дом» именительный падеж, это подлежащее. «Рабочие строят дом» – здесь у «дома» винительный падеж, это дополнение.

Если не разбираетесь – вот моя статья про косвенные падежи. Она очень короткая, откройте и пробегитесь глазами. Я даю там запоминалочку по порядку падежей, учу легко запоминать вопросы к ним и не путать именительный падеж с винительным.

Второй. Вы должны различать одушевленные и неодушевленные существительные, чтобы правильно задавать к ним вопросы. Там есть нюансы, потому что они не совпадают с понятиями «живое» и «неживое». Мертвецы и куклы – одушевленные, хоть и не живые. Тоже советую вам посмотреть статью на эту тему.

Там еще картинка классная, я для вас подбирал как раз, зацените.

Именем прилагательным. «Красивый – не значит умный», «Смелые ничего не боятся». О ком говорится в предложении? О красивых и смелых – это подлежащие.

Числительным. «Ноль есть не во всех системах счисления». О чем говорится в предложении? О ноле.

Имена прилагательные и числительные обязательно должны стоять в именительном падеже.

Наречием. «Завтра все равно настанет, хотите вы того или нет». Подлежащее здесь – «завтра».

Инфинитивом глагола. «Жить – Родине служить». В предложении говорится про «жить», этот инфинитив – подлежащее.

Как быть, если подлежащее выражено словосочетанием

Подлежащим будет либо одно слово в этом словосочетании, либо все словосочетание. Как правило, в эту категорию попадают географические названия и другие похожие сочетания слов. Например: «Чёрное море очень красиво». Подлежащим будет «Чёрное море».

Про это надо помнить, но в школе учителя обычно не дают подобных предложений. На экзамен они тоже не выносятся.

Другой пример: «Российская Федерация – великая страна». Нельзя говорить, что подлежащее тут «Федерация», а «Российская» – определение. «Российская Федерация» – это одно слово. То же касается Соединенных Штатов Америки, Объединенных Арабских Эмиратов и пр.

Когда подлежащим являются два существительных

Если сказуемое стоит во множественном числе. Смотрите: «Мама с дочкой зашли в магазин». Сказуемое во множественном числе – «зашлИ», то есть имеется в виду и мама, и дочка. Так что подлежащее – «Мама с дочкой».

А вот если «Мама с дочкой зашла в магазин» – тут уже подлежащее только «мама», а «с дочкой» – дополнение.

Бывают ли предложения с одним подлежащим

У них даже есть отдельное название: «Назывные». Знаменитый пример из Блока: «Ночь, улица, фонарь, аптека» – назывное предложение, в котором только подлежащие.

А вот пример из Мандельштама: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса».

Что значит «подлежащее отсутствует»

Если подлежащего в предложении нет, оно либо отсутствует, либо опущено. Отсутствует – это когда его нет и не может быть. Например: «Вечереет», «Холодает» – кто вечереет и кто холодает?

Или: «Тошнит», «Знобит» – кто тошнит и кто знобит? Никто, это ощущения возникают сами по себе.

В таких предложениях подлежащего нет, они называются безличными.

Что значит «подлежащее опущено»

Бывает так, что подлежащего нет, но нам понятно, кто совершает действие. Понятно может быть:

  1. Из контекста. Коля выбегает на улицу. Озирается по сторонам. Бежит к автомобилю. Во втором и третьем предложениях подлежащего нет, но нам понятно из первого предложения, что это все делает Коля. То есть «контекст» помогает восстановить подлежащее.
  2. Из ситуации. Вы сидите с другом в комнате, пьете чай. Друг смотрит в окно и вдруг говорит: «О! Отслужил!» – вы тоже смотрите в окно и видите, что по улице идет парень в военной форме. В предложении «Отслужил» подлежащего нет, но по ситуации понятно, что отслужил «солдат». Подлежащее «опущено», но восстанавливается из ситуации.

А9. Грамматическая основа предложения

Грамматическая основа в

Выделяй грамматическую основу в простом предложении и частях сложного. Грамматическая основа включает в себя главные члены в двусоставных предложениях или один главный член в односоставных.

Двусоставные — это предложения, имеющие два главных члена: подлежащее и сказуемое, например:

Эта пара отлично танцует .

Односоставные — это предложения, имеющие только один главный член, например:

Тишина . Светает . На улице ни души . Мне холодно и грустно .

Грамматическая основа в двусоставном предложении

Подлежащее и сказуемое

  1. Подлежащее — слово разных частей речи:

    Животные зевают , как и люди.

    Он что-то кричит.

    Один зевнёт , и все начинают зевать.

    • Существительное (+ глагол)
    • Местоимение (+ глагол)
    • Прилагательное (+ глагол)
    • Причастие (+ глагол)
    • Числительное (+ глагол)
  2. Подлежащее — словосочетание:
    • И.п. сущ. и формы Т.п. с предлогом с
    • И.п. числит. и сущ. в Р.п.
    • Местоим., сущ., числит., прил. в форме превосходной степени и сущ. или мест. в форме Р.п.
    • Местоимение или сущ. в И.п. с прилагательным или причастием

    Мы с братом дерёмся от скуки.

    Пять человек дописывают контрольную.

    Самые маленькие скучают: им ничего непонятно.

    Кто-нибудь знакомый зайдёт, я радуюсь.

    Подлежащее — неопределённая форма глагола

    Задаваться – всех смешить.

    Подлежащее — фразеологизм или устойчивое сочетание

    Cказуемое и подлежащие

    1. Простое глагольное сказуемое

      Он прыгает от радости.

      Звонок – он прыгать от радости.

      Пёс цап меня за палец!

      Я жду-жду , а он не идёт.

      Я жду не дождусь его прихода.

      А он возьми да и прийди в этот самый момент.

      Я пошел было к нему, но по пути вспомнил, что его дома нет.

      Она только и делает, что ждёт от него звонка.

      • Глагол в личной форме
      • Инфинитив
      • Междометие
      • Повторы и устойчивые сочетания с повторам
      • Глагол со вспомогательной частицей, глаголом и др.



    2. Составное глагольное сказуемое
      • Глагол в фазисном значении: начинать, продолжать, переставать, заканчивать, прекращать и др. + инфинитив глагола, называющего действие
      • Глаголы уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, предпочитать, любить, привыкнуть, ненавидеть и др.
        в личной форме + инфинитив глагола,
        называющего действие
      • Глагол связка быть +
        краткие прилагательные
      • Глагол связка значить + инфинитив глагола, называющего действие

      Я начала готовить утром.

      Я не умею готовить , но хочу научиться.