Я не должна сметь говорить вам об этом л толстой подлежащее я сказуемое не должна

Я не должна сметь говорить вам об этом л толстой подлежащее я сказуемое не должна

Ответ оставил Гость

1) Я не должна сметь говорить вам об этом .2)Андрей не успевал записывать 3)Я решил расправиться со шпионом немедленно .4)Во-первых, я решил начать писать письмо.5) После полуночи Макар стал ложиться спать.6)Он никак не мог заставить себя взяться за перо.
Грамматические основы :
1)я -подлежащее
не должна сметь говорить -сказуемое составное гл+гл+гл
2) Андрей -подлеж
не успевал записывать-сказуемое составное гл+гл
3) я-подлеж решил расправиться -сказуемое составное гл+гл
4) я -подлеж решил начать писать -сказуемое составное Гл+гл+гл
5) макар- подлеж , стал ложиться спать-сказуемое гл+гл+гл
6) он-подлеж не мог заставить взяться -сказуемое гл+гл+гл

Главные члены предложения

Слова и словосочетания, из которых состоит простое предложение (члены предложения), выполняют различные функции в его формальной и смысловой организации.

Прежде всего различаются главные и второстепенные члены предложения.

Главные члены — это члены предложения , которые образуют грамматический центр предложения, его грамматическую основу. В двусоставных предложениях это подлежащее и сказуемое, в односоставных — главный член односоставного предложения.

Второстепенные члены — это члены предложения , не входящие в грамматическую основу и распространяющие («поясняющие») или главные члены предложения, или другие второстепенные члены.

Подлежащее — главный член двусоставного предложения, который обозначает предмет речи, грамматически соотносится со сказуемым, не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Подлежащее может обозначать лицо, одушевлённый или неодушевлённый предмет, явление или понятие: Из шатра, толпой любимцев окружённый, выходит Пёт£ (А. Пушкин); Приезд богатого соседа есть важная эпоха для деревенских жителей (А. Пушкин).

Способы выражения подлежащего

Именительный падеж существительного

Спит черёмуха в белой накидке (С. Есенин).

Именительный падеж местоимения

Что мне поёт? Что мне звенит? (А. Блок); С тех пор уже никто не заговаривал с Татьяной (И. Тургенев); Это, кажется, наши противники? (М. Лермонтов)

Другие части речи, употреблённые в значении существительного

Новое в жизни требует и новых названий (С. Сергеев Ценскии); К ним стали подходить знакомые, гулявшие в саду (А. Чехов); Танцующие теснились и толкали друг друга (А. Куприн); Завтра не будет похоже на сегодня (И. Гончаров); Даже «эй» предполагает второго, могущего обернуться (Б. Шкловский).

И опять идут двенадцать. (А. Блок); Семеро одного не ждут (пословица).

Неопределённая форма глагола (инфинитив)

Житьэто только привычка (А. Ахматова); Ничего не сказать теперьзначило оскорбить её (Л. Толстой).

Синтаксически цельные словосочетания

В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли (М. Лермонтов); Каждый из нас станет на самом краю площадки (М. Лермонтов); Ростову тотчас представилось что-то романтическое в этой встрече (Л. Толстой); Огнём горит костёр рябины красной (С. Есенин); Базаров с Аркадием уехали на другой день (И. Тургенев); Сочувствовать счастью может только весьма благородная и бескорыстная душа (А. Пушкин) (контекстуально цельное словосочетание).

Фразеологические (устойчивые) сочетания

Ещё далее, почти на краю горизонта синеются Воробьёвы горы (Н. Карамзин).

В позиции подлежащего может находиться и целое предложение

«Он меня любит!»вспыхивало вдруг во всём её существе (И. Тургенев).

Сказуемое, его типы и способы выражения

Сказуемое — главный член предложения, который обозначает действие, признак, качество, состояние предмета, названного подлежащим, грамматически зависит от подлежащего и отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что с ним происходит? кто он такой? что он такое? и под.

Сказуемое обладает не только лексическим значением, т.е. называет действие, признак, состояние, свойство, качество того предмета, который обозначен подлежащим, но и выражает грамматическое значение наклонения и времени (то есть основное грамматическое значение предложения — предикативность).

Лексическое (вещественное) и грамматическое значения сказуемого могут быть выражены совместно (в одном компоненте) или раздельно (в двух компонентах). В соответствии с этим сказуемые делятся на простые и составные.

Простым называется сказуемое , в котором лексическое и грамматическое значения выражены одним компонентом. Простое сказуемое может быть только глагольным, так как только глагол имеет формы наклонения и одновременно с лексическим значением способен выразить и грамматическое значение.

В составном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены разными компонентами. Оно состоит из вспомогательной части, выражающей грамматическое значение, и основной части, выражающей лексическое значение. В зависимости от того, какой частью речи выражена основная часть сказуемого, составное сказуемое может быть глагольным и именным.

Способы выражения простого глагольного сказуемого

Глагол в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения

После угомонившейся вьюги наступает в округе покой (Б, Пастернак) — (изъявительное наклонение настоящее время); На портьер зелёный бархат луч луны упал косой (Г. Иванов) — (изъявительное наклонение прошедшее время); Во время грозы, облака будут спускаться до моей кровли М. Лермонтов) — (изъявительное наклонение будущее время, сложная форма); Я бы в лётчики пошел. (В. Маяковский) — (условное наклонение); Да. здравствует солнце, да скроется тьма! (А. Пушкин) — (повелительное наклонение); [Софья]: Молчалин вам наскучил бы едва ли, когда б сошлись короче с ним (А. Грибоедов) — (условное наклонение).

Инфинитив (в значении изъявительного наклонения)

И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами, и прищелкивать перстами, и вертеться, подбочасъ, гордо в зеркальце глядясь (А. Пушкин).

Устойчивые сочетания глагольного типа, имеющие единое значение

Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос (= приуныл) (А. Пушкин); Каждая мелочь этого дня врезалась ему в память (=запом-нилась) (К. Паустовский); Спектакль вышел на славу (= удался) (А. Чехов); Он на лету отдавал приказания (= приказывал), сообщая необходимое, задавал вопросы (=спрашивал) (Д. Фурманов); В разговорах он редко принимает участие (= участвует) и на вопросы обыкновенно не отвечает (А. Чехов); Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние. (А. ‘Пушкин )

Усечённые и междометные глагольные формы (в значении изъявительного наклонения): прыг, хвать, стук, толк, тютю, ни гу-гу и т. п.

Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько Медведя толк ногой. (И. Крылов); И легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин).

Примечание . Инфинитив в значении изъявительного наклонения, а также усечённые и междометные глагольные формы свойственны главным образом разговорной речи и находят отражение в художественной литературе.

Осложнённые формы простого глагольного сказуемого

Простое глагольное сказуемое , оставаясь простым, может быть осложнено частицами или повтором, которые вносят добавочные оттенки значения в сказуемое: неожиданности действия, длительности и полноты действия и т. д.: Пусть осуждают, проклинают, а я вот назло всем возьми и погибну . (А. Чехов) (глагольная частица возьму и вносит оттенок неожиданности действия); Зимы ждала, ждала природа (А. Пушкин) (повтор указывает на длительность действия); Пожалуй, подождать подождём , как бы только не замешкаться (Н. Гоголь).

Такие сказуемые всегда экспрессивны и стилистически окрашены (основная сфера их употребления — разговорная речь).

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое имеет следующую структуру: вспомогательная часть + инфинитив.

Во вспомогательной части используется вспомогательный глагол в форме одного из наклонений, выражающий грамматическое значение, а в основной части — инфинитив (или устойчивое сочетание глагольного типа в форме инфинитива), который выражает лексическое значение, т.е. непосредственно называет действие: Он охладительное слово в устах старался удержать (А. Пушкин); Войдя в залу, я спрятался в толпе мужчин и начал делать свои н аблюдения (= наблюдать) (М. Лермонтов).

Кроме грамматического значения наклонения и времени, вспомогательные глаголы выражают и дополнительные значения: 1) начала, конца или продолжения действия, т.е. фазы действия (такие глаголы называются фазисными): начать, стать (= начать), продолжать, закончить, перестать и т. п.; 2) желательности/нежелательности, возможности/невозможности, целесообразности/нецелесообразности, и т. п. действия, а также склонности, привычности, эмоционального отношения к действию (такие глаголы называются модальными, они выражают отношение деятеля к действию): хотеть, мочь, желать, стремиться, пытаться, стараться, решиться, любить, бояться и др.:

1) Между тем княжна Мери перестала петь (М. Лермонтов); Наташа начинала успокаиваться . (Л. Толстой); От горячих лучей солнца стал плавиться снег (М. Пришвин).

2) Я не хочу печалить вас ничем (А. Пушкин); Не смеют , что ли, командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки? (М. Лермонтов); Мы любим слушать иногда страстей чужих язык мятежный (А. Пушкин); Я сама стараюсь у огня по частям снежинку разобрать (Н. Матвеева).

Во вспомогательной части вместо модальных глаголов могут использоваться также глагольные фразеологизмы и устойчивые глагольно-именные обороты с модальным значением: гореть желанием, иметь обыкновение, иметь право, дать обещание, иметь намерением, иметь возможность и под.

Например: Я очень хорошо знаю Ивана Никифоровича и могу сказать, что он даже не имел намерения (= не намеревался) жениться (Н. Гоголь); Теперь хоть имеете возможность (= можете) возразить , если что не так (В. Вересаев); Я уже дал себе слово (= пообещал) больше не играть с ним (Л. Толстой).

Вместо глаголов и глагольных фразеологизмов во вспомогательной части составного глагольного сказуемого возможны и другие части речи (с модальным значением) в сочетании с глаголом-связкой быть (в настоящем времени связка опускается, т.е. имеет нулевую форту):

1) прилагательные (обычно краткие): рад, готов, обязан, вынужден, должен, согласен и др.: Шутить и он горазд , ведь нынче кто не шутит! (А. Грибоедов); Через несколько дней должен я был очутиться посреди моего семейства (А. Пушкин);

2) существительные мастер, мастерица, охотник, любитель: Он был охотник подшутить (М. Лермонтов); Фетинья, как видно, была мастерица взбивать перины (Н. Гоголь);

3) наречия и наречные сочетания, а также категория состояния (в односоставных безличных предложениях) с модальным значением: вправе, не прочь, в силах, надо, в состоянии, можно, нельзя и под.: Не в силах Ленский снесть удара (А. Пушкин); Я думаю: он в состоянии был
исполнить
в самом деле то, о чём говорил шутя (М. Лермонтов); Мне нужно на кого-нибудь молиться (Б. Окуджава).

Следует помнить, что инфинитив не включается в состав сказуемого, а является второстепенным членом, если: 1) у действий, названных инфинитивом и глаголом в форме наклонения, разные исполнители; инфинитив в таких предложениях является дополнением; 2) инфинитив зависит от глагола движения (или прекращения движения); такой инфинитив является обстоятельством цели.

Например: 1) Непонятная душевная тревога мешала ему читать и сосредоточиться. (А. Чехов); 2) Пошёл поп по базару посмотреть кой-какого товару (А. Пушкин); Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей (А. Чехов).

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое — это сказуемое, которое состоит из глагола-связки (вспомогательная часть сказуемого, выражающая грамматическое значение времени и наклонения) и именной части (основная часть сказуемого, выражающая его лексическое значение): И неподкупный голос мой был эхо русского народа (А. Пушкин).

В составном именном сказуемом может использоваться три вида связок.

1) Наиболее часто используется глагол- связка быть в форме одного из наклонений: был, будет, был бы, пусть будет и т. д.. Эта связка не имеет лексического значения и служит только для выражения грамматического значения времени и наклонения, поэтому её называют отвлечённой (или незнаменательной) связкой : Пусть добрым будет им у вас, а сердце умным будет (С. Маршак).

Связку быть следует отличать от знаменательного глагола быть, который выполняет функцию простого глагольного сказуемого и имеет три основных значения: 1) «присутствовать, находиться»; 2) «существовать, иметься»; 3) «происходить, случаться ».

Ср.: Oti [огонь] был (= находился) в версте от нас (М. Горький); У неё и у Дымова денег было (= имелось) очень немного, в обрез. (А. Чехов); Выл (= происходил) бенефис трагика Феногенова (А. Чехов) и Одним словом, он был не в духе и хандрил (А. Чехов).

2) Реже употребляются связки с более конкретным, хотя и ослабленным значением: казаться, становиться, стать, сделаться, оставаться, оказаться, считаться, называться, выглядеть, являться и др. Такие связки называются полу знаменательными. Например: Красно-золотой з вездой казался огонь под деревьями (И. Бунин); Пёс дружества слывёт пример ом с давних дней (И. Крылов); Характер у него тоже изменился: стал тяжёлым, раздражительным (А. Чехов); Во сне его круглое лицо . выглядело совсем юным (Ю. Казаков).

Полнозначные глаголы в функции связок , т.е. знаменательный глагол, способный сочетаться с именной частью (чаще всего это глаголы движения, положения в пространстве и некоторые другие). Такие связки называются знаменательными: ушёл успокоенный, сидел притихший, расстались друзьями, растёт здоровым

Например: Онегин жил анахоретом* (А. Пушкин); Мы расстались большими приятелями (А. Пушкин); Я родился перекати-полем . (И. Тургенев); Я_ возвратился к Зурину грустен и молчалив (А. Пушкин).

Использование понятия связки по отношению к знаменательному глаголу несколько условно. Оно основывается на том, что знаменательный глагол играет роль выразителя значений наклонения и времени. Кроме того, именная часть в сказуемом со знаменательным глаголом нередко является коммуникативно более значимой, а роль глагольного компонента в той или иной степени ослаблена: сидит расстроенный.

В роли связок могут использоваться и устойчивые сочетания: Новорождённый появился на свет (= родился) здоровым (К. Федин).

Способы выражения именной части

Существительное (в Им.п., в Тв.п., в других косвенных падежах)

Прежде такие усадьбы, как усадьба Анны Герасимовны, были не редкость (И. Бунин); Для нас Суходол был только поэтическим памятником былого (И. Бунин); В полном разгаре страда деревенская (Н. Некрасов).

Прилагательное (полное, краткое, в форме степени сравнения)

Дверь была тоненькая и хлипкая, а крючок проволочный (М. Горький); Я был озлоблен, он угрюм (А. Пушкин); И жизнь моя без этих трёх блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости твоей (М. Лермонтов).

Их изба была третья с краю (А. Чехов); Пьер стоял шестым (Л. Толстой)

* Анахорет — отшельник; живущий в уединении.

При первой же попытке ей дадут почувствовать, что она ничто (Н. Добролюбов); Итак, кто же я на самом деле? (В. Короленко); Граф был для неё всё (Н. Карамзин).

Детское моё любопытство было сильно задето (И. Тургенев); Дела мои расстроены (И. Тургенев); И ныне я новым для меня желанием томим. (А. Пушкин); Сейчас он [сад] стоял облетевший, озябший (К. Паустовский).

азгадка мрачного настроения доктора была налицо (Д. Мамин-Сибиряк); . Шинель была совершенно и как раз впору (Н. Гоголь); Как некстати было это воспоминание! (А. Чехов)

Она в семье своей родной казалась девочкой, чужой (А. Пушкин); Он был думающий и наблюдательный человек ( К. Паустовский); Докторская квартира служила притчей во языцех (Д.Н. Мамин-Сибиряк).

Инфинитив (только в том случае, если подлежащее тоже выражено инфинитивом)

Любитьзначит бороться и побеждать (М. Горький).

Вопрос о сложном сказуемом

Вспомогательная часть составного глагольного и составного именного сказуемого иногда может включать в себя добавочные компонентах. Например: 1) Я_ не должна сметь говорить вам об этом (И. Тургенев). — Вспомогательная часть сказуемого включает три компонента: краткое прилагательное должна (с модальным значением), глагол сметь (тоже с модальным значением) и нулевую связку, которая выражает грамматическое значение (значение реальности и настоящего времени); основная часть сказуемого выражена инфинитивом говорить поэтому сказуемое в этом предложении составное глагольное, но с осложнённой вспомогательной частью. 2) Ты не имеешь права продолжать настаивать на своих взглядах. (В. Вересаев) — Вспомогательная часть сказуемого включает два компонента: устойчивый оборот не имеешь права с модальным значением (не можешь) и фазисный глагол продолжать; основная часть выражена инфинитивом настаивать — сказуемое составное глагольное. 3) Человек на любом месте должен оставаться человеком (Д. Гранин). — Вспомогательная часть включает три компонента: краткое прилагательное должен (с модальным значением), полузнаменательную связку оставаться и нулевую связку быть, выражающую грамматическое значение реального настоящего; основная часть выражена существительным (человеком), сказуемое составное именное. 4) Больше всего он боялся показаться смешным (Д. Гранин). — Вспомогательная часть включает два компонента: глагол эмоционального отношения боялся и полузнаменательную связь показаться; основная часть выражена прилагательным смешным, сказуемое составное именное.

Таким образом, осложнение составного сказуемого затрагивает только вспомогательную часть и не затрагивает основную, а тип сказуемого (глагольное или именное) определяется всегда по основной части.

Подчеркните подлежащее и сказуемое. Поставьте, где нужно, тире. Объясните свой выбор.

Образец: Ученье — свет, а неученье — тьма, [сущ. — сущ.], а [сущ. — сущ.].
I) Плохой товарищ не подмога. 2) Сердце не камень. 3) Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. 4) И неподкупный голос мой был эхо русского народа. 5) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. 6) Друга любить себя не щадить. 7) Земля как будто глобус. 8) Счастье умов благородных видеть довольство вокруг. 9) Дома города точно груды грязного снега. 10) Земля под ними чёрная, голая. II) Деревья садов как бугры. 12) Он скептик и материалист. 13) Глаза словно два лучика.

Перестройте предложения, заменяя глагол-связку словами это, вот. Запишите. Поставьте, где нужно, тире. Обоснуйте его постановку. Подчеркните главные члены предложения. Определите способы выражения сказуемого.

1) Поэзия Есенина есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. (А. Толстой) 2) Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. (А. Пушкин) 3) Простота есть необходимое условие прекрасного. (Л. Толстой)

Перестройте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым можно было поставить тире.

1) В историю русской литературы А.С. Пушкин вошёл как крупный представитель реализма, как создатель современного литературного языка. 2) Новый этап творческого пути Пушкина отразился в поэме «Руслан и Людмила». 3) Написать его биографию (Грибоедова) было бы делом его друзей. (А. Пушкин) 4) Книга, дружище, как цветущий сад.