В каком из этих наречий пропущена не та буква что остальных

В каком из этих наречий пропущена не та буква что в остальных кос ком
В каком из этих наречий пропущена не та буква что остальных. В каком из этих наречий пропущена не та буква что в остальных кос ком Кирпи ч о м творительный падеж.

В каком из этих наречий пропущена не та буква что в остальных кос ком

Конкурс «Русский медвежонок 2021» пройдет 3 марта 2021 года. Принять участие в игре-конкурсе могут все желающие, учащиеся 2 — 11 классов.

Общее время на работу – 75 минут или 1 час и 15 минут.

1. Старый друг лучше новых … .

(А) двух;
(Б) трёх;
(В) четырёх;
(Г) пяти;
(Д) брюк.

2. Какое из этих слов часто можно встретить в прогнозе погоды?

(А) однозначно;
(Б) понятно;
(В) ясно;
(Г) неясно;
(Д) неопределённо.

3. Слово просьба иностранцу можно объяснить так: «Это когда просят». А какое слово так не объяснишь?

(А) косьба;
(Б) молотьба;
(В) мольба;
(Г) судьба;
(Д) ходьба.

4. Какое слово в этом списке по смыслу отличается от остальных значительно сильнее, чем остальные — друг от друга?

(А) баскетболист;
(Б) вокалист;
(В) остролист;
(Г) скандалист;
(Д) стилист.

5. Даны формы глаголов в 1-м лице единственного числа: вожу, лечу, молю, пою. Какая форма однозначна, т. е. относится только к одному глаголу?

(А) вожу;
(Б) лечу;
(В) молю;
(Г) пою;
(Д) каждая из форм омонимична, может относиться к двум разным глаголам.

6. Когда Антон старается избавить Игоря от ответственности, говорят, что Антон … Игоря. Какое слово должно стоять на месте многоточия?

(А) выгораживает;
(Б) загораживает;
(В) огораживает;
(Г) отгораживает;
(Д) ни одно из слов (А)–(Г) не подходит.

7. В каком предложении числительное существенно отличается по смыслу от числительных в других предложениях?

(А) Первая перепись в послереволюционной России была проведена в 1920 году.
(Б) Второй анализ не подтвердил подозрения врачей.
(В) Третья группа в эксперименте была контрольной.
(Г) Четвёртый опыт позволил физику получить более точные результаты.
(Д) Пятая часть опрошенных не определилась с ответом.

8. Что бывает тинистым?

9. Какое выражение обычно не используется для подтверждения чего-либо?

(А) нет слов;
(Б) и речи быть не может;
(В) о чём разговор;
(Г) что и говорить;
(Д) и не говори.

10. Какое слово может быть синонимом слова заботиться?

(А) вариться;
(Б) жариться;
(В) кипятиться;
(Г) печься;
(Д) тушиться.

11. Даны предлоги без, в, на и с. Какие два из них могут быть соседними, причём не разделёнными знаком препинания, словами в предложении?

(А) только в и без;
(Б) только с и в;
(В) только с и на;
(Г) ни одна пара из данных предлогов не может встречаться подряд;
(Д) все пары из данных предлогов могут встречаться подряд.

12. Перед вами — начало последовательности, в которой всего немногим более 30 чисел:

Каково наибольшее число в этой последовательности?

13.Выступая с совместными статьями, учёный-экономист Н. Ф. Анненский и писатель В. Г. Короленко печатали их под псевдонимом «О. _ А.».

14. По мнению ряда учёных, одно из значений некоторого глагола появилось из-за представлений о колдовстве: колдуны разбрасывали некий продукт, предварительно произнеся над ним заклинание. Человек, который наступал на то, что было рассыпано, подвергался «порче». Что рассыпали колдуны?

15.Представим себе игру: вам говорят слово, а вы угадываете, какое слово в тексте идёт следующим. С каким словом, сказанным вам, у вас наибольший шанс выиграть?

(А) всегда;
(Б) иногда;
(В) когда;
(Г) тогда;
(Д) никогда.

16. Какие из слов служащий, работящий, трудящийся, заведующий не могут быть причастиями?

(А) только служащий;

(Б) только работящий;
(В) служащий и работящий;

(Г) работящий и трудящийся;
(Д) служащий и заведующий.

17. Кризис поразил Анчурию, а … Руританию. Больше всего пострадала компания «Альфа», акции которой упали на 90%. … сильно пострадали фирмы «Бета» и «Гамма», акции которых упали на 60% и 50% соответственно.
Как надо заполнить пробелы?

(А) также, также;
(Б) так же, также;
(В) также, так же;
(Г) так же, так же;
(Д) ни один из вариантов (А)–(Г) не подходит.

18. О человеке, который ходит с гордым видом, посматривая на всех свысока, говорят, что он ходит … .

(А) блоком;
(Б) гоголем;
(В) пушкиным;
(Г) толстым;
(Д) фетом.

19. Плавание вокруг мыса Дежнёва — крайней восточной точки России и всей Евразии — чрезвычайно опасно в плохую погоду, которая там нередка. На старых картах этот мыс обозначался как ___________ Нос. Какое слово мы пропустили?

(А) Незаменимый;
(Б) Необходимый;
(В) Достаточный;
(Г) Обязательный;
(Д) Нужный.

20. В какой паре основные значения слов связаны друг с другом гораздо меньше, чем в других парах?

(А) удивление — удивлённый;
(Б) приземление — приземлённый;
(В) искажение — искажённый;
(Г) изучение — изученный;
(Д) порабощение — порабощённый.

21. Даны пять цитат из произведений А. С. Пушкина. В какой из них пропущены не те буквы, что в остальных?

(А) Лошадь ступала наудачу и поминутно т_ въезжала на сугроб, т_ проваливалась в яму.
(Б) Барыни дарили её, т_ платочком, т_ серёжками.
(В) Парень вышел с дубиною и пошёл вперед, т_ указывая, т_ отыскивая дорогу.
(Г) Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил т_ с Дунею, т_ с смотрителем.
(Д) Он посматривал с подозрением т_ на хозяина, т_ на вожатого.

22. Даны португальские слова: autoescola ‘автошкола’, inter-racial ‘межрасовый’, semi-integração ‘полуинтеграция’, sub-brigadeiro ‘полицейский сержант’, subitem ‘подпункт’, internacional ‘международный’.

Как пишутся по-португальски переводы следующих слов: гиперреальный, автооператор, полуоткрытый?

(А) hiperreal, autooperador, semiaberto;
(Б) hiper-real, auto-operador, semi-aberto;
(В) hiper-real, auto-operador, semiaberto;
(Г) hiperreal, autooperador, semi-aberto;
(Д) hiper-real, autooperador, semiaberto.

23.В каком из этих наречий пропущена не та буква, что в остальных?

(А) кос_ком;
(Б) обин_ком;
(В) особн_ком;
(Г) порожн_ком;
(Д) бос_ком.

24. В словаре «Астраханские словечки» приводится слово из речи рыбаков бережне́е. А какой у него антоним?

(А) рыби́стее;
(Б) мори́стее;
(В) икри́стее;
(Г) весли́стее;
(Д) улови́стее.

25. Большого внимания … не уделяют. Как правильно заполнить пропуск?
(А) к ним; (Б) на них; (В) им; (Г) их; (Д) для них.

26. В каком из сочетаний глагол проводить относится к совершенному виду?

(А) проводить друга в аэропорт;
(Б) весело проводить время;
(В) проводить игру-конкурс «Русский медвежонок»;
(Г) проводить интернет;
(Д) во всех сочетаниях глагол проводить относится к одному и тому же виду.

27. В переводе одного романа встретилась такая фраза: «Одеяние второго [карлика] наводило на мысль о сбежавшем из театра если не Али-Бабе, то кого-то из его сорока разбойников». Какую форму местоимения кто-то должен был употребить переводчик?
(А) кто-то; (Б) кому-то; (В) кем-то; (Г) ком-то;
(Д) переводчик правильно употребил форму кого-то.

28.Русские названия скольких дней недели произведены от числительных?

(А) одного;
(Б) двух;
(В) трёх;
(Г) четырёх;
(Д) пяти.

29. В каком слове кое- выражает не тот смысл, что в остальных?

(А) кое-где;
(Б) кое-куда;
(В) кое-как;
(Г) кое-что;
(Д) кое-какой.

30. Какое слово не связано с приготовлением и приёмом пищи?

(А) трапезная;
(Б) опочивальня;
(В) столовая;
(Г) потчевать;
(Д) стряпать.

Уважаемые посетители, если Вы заметили ошибку, пожалуйста сообщите. Заранее спасибо

В этом году (2021) конкурс «Русский медвежонок» проводится с опозданием, то есть 3 марта.

На нашем сайте мы предлагаем обсудить задания и ответы к нему. В данной статье представлены вопросы для 8-9класса.

Если увидели ошибку или не согласны с ответом пишите в комментариях. Мы дополним статью как только появится информация….

  1. Ответы на Русский медвежонок для 8-9 класса (2021 год)
  2. 1) Старый друг лучше новых … .
  3. 2) Какое из этих слов часто можно встретить в прогнозе погоды?
  4. 3) Слово просьба иностранцу можно объяснить так: «Это когда просят». А какое слово так не объяснишь?
  5. 4) Какое слово может быть синонимом слова заботиться?
  6. 5) Какое выражение обычно не используется для подтверждения чего-либо?
  7. 6) Что бывает тинистым?
  8. 7) В каком предложении числительное существенно отличается по смыслу от числительных в других предложениях?
  9. 8) Когда Антон старается избавить Игоря от ответственности, говорят, что Антон … Игоря. Какое слово должно стоять на месте многоточия?
  10. 9) Какое слово не связано с приготовлением и приёмом пищи?
  11. 10) В каком слове кое- выражает не тот смысл, что в остальных?
  12. 11) Русские названия скольких дней недели произведены от числительных?
  13. 12) В переводе одного романа встретилась такая фраза:
  14. 13) В каком из сочетаний глагол проводить относится к совершенному виду?
  15. 14) Какое слово в этом списке по смыслу отличается от остальных значительно сильнее, чем остальные — друг от друга?
  16. 15) Даны предлоги без, в, на и с.
  17. 16) Даны формы глаголов в 1-м лице единственного числа: вожу, лечу, молю, пою.
  18. 17) Перед вами — начало последовательности, в которой всего немногим более 30 чисел:
  19. 18) По мнению ряда учёных, одно из значений некоторого глагола появилось из-за представлений о колдовстве: колдуны разбрасывали некий продукт, предварительно произнеся над ним заклинание.
  20. 19) Выступая с совместными статьями, учёный-экономист Н. Ф. Анненский и писатель В. Г. Короленко печатали их под псевдонимом «О. _ А.».
  21. 20) Представим себе игру: вам говорят слово, а вы угадываете, какое слово в тексте идёт следующим. С каким словом, сказанным вам у вас наибольший шанс выиграть?
  22. 21) Кризис поразил Анчурию, а … Руританию.
  23. 22) Какие из слов служащий, работящий, трудящийся, заведующий не могут быть причастиями?
  24. 23) О человеке, который ходит с гордым видом, посматривая на всех свысока, говорят, что он ходит … .
  25. 24) В какой паре основные значения слов связаны друг с другом гораздо меньше, чем в других парах?
  26. 25) Плавание вокруг мыса Дежнёва — крайней восточной точки России и всей Евразии — чрезвычайно опасно в плохую погоду, которая там нередка. На старых картах этот мыс обозначался как _______ Нос. Какое слово мы пропустили?
  27. 26) Даны пять цитат из произведений А. С. Пушкина. В какой из них пропущены не те буквы, что в остальных?
  28. 27) В каком из этих наречий пропущена не та буква, что в остальных?
  29. 28) Даны португальские слова: autoescola ‘автошкола’, inter-racial ‘межрасовый’, semi-integração ‘полуинтеграция’, sub-brigadeiro ‘полицейский сержант’, subitem ‘подпункт’, internacional ‘международный’.
  30. 29) Большого внимания … не уделяют. Как правильно заполнить пропуск?
  31. 30) В словаре «Астраханские словечки» приводится слово из речи рыбаков бережне́е. А какой у него антоним?

Ответы на Русский медвежонок для 8-9 класса (2021 год)

1) Старый друг лучше новых … .

2) Какое из этих слов часто можно встретить в прогнозе погоды?

3) Слово просьба иностранцу можно объяснить так: «Это когда просят». А какое слово так не объяснишь?

4) Какое слово может быть синонимом слова заботиться?

5) Какое выражение обычно не используется для подтверждения чего-либо?

(Б) и речи быть не может;

(В) о чём разговор;

(Г) что и говорить;

6) Что бывает тинистым?

(А)–(Г) нет правильного.

7) В каком предложении числительное существенно отличается по смыслу от числительных в других предложениях?

(А) Первая перепись в послереволюционной России была проведена в 1920 году.

(Б) Второй анализ не подтвердил подозрения врачей. (В) Третья группа в эксперименте была контрольной.

(Г) Четвёртый опыт позволил физику получить более точные результаты.

(Д) Пятая часть опрошенных не определилась с ответом.

8) Когда Антон старается избавить Игоря от ответственности, говорят, что Антон … Игоря. Какое слово должно стоять на месте многоточия?

(Д) ни одно из слов

9) Какое слово не связано с приготовлением и приёмом пищи?

10) В каком слове кое- выражает не тот смысл, что в остальных?

11) Русские названия скольких дней недели произведены от числительных?

12) В переводе одного романа встретилась такая фраза:

«Одеяние второго [карлика] наводило на мысль о сбежавшем из театра если не Али-Бабе, то кого-то из его сорока разбойников». Какую форму местоимения кто-то должен был употребить переводчик?

(Д) переводчик правильно употребил форму кого-то.

13) В каком из сочетаний глагол проводить относится к совершенному виду?

(А) проводить друга в аэропорт;

(Б) весело проводить время;

(В) проводить игру-конкурс «Русский медвежонок»;

(Г) проводить интернет;

(Д) во всех сочетаниях глагол проводить относится к одному и тому же виду.

Ответ: (А) проводить друга в аэропорт

14) Какое слово в этом списке по смыслу отличается от остальных значительно сильнее, чем остальные — друг от друга?

15) Даны предлоги без, в, на и с.

Какие два из них могут быть соседними, причём не разделёнными знаком препинания, словами в предложении?

(А) только в и без;
(Б) только с и в;
(В) только с и на;
(Г) ни одна пара из данных предлогов не может встречаться подряд;
(Д) все пары из данных предлогов могут встречаться подряд.

Ответ — (Г) ни одна пара из данных предлогов не может встречаться подряд;

16) Даны формы глаголов в 1-м лице единственного числа: вожу, лечу, молю, пою.

Какая форма однозначна, т. е. относится только к одному глаголу?

(Д) каждая из форм омонимична, может относиться к двум разным глаголам.

Ответ — (Д) каждая из форм омонимична, может относиться к двум разным глаголам.

17) Перед вами — начало последовательности, в которой всего немногим более 30 чисел:

1 2 2 2 2 1 1 2 2 1 8 2 3 2 …
Каково наибольшее число в этой последовательности?
(А) 8;
(Б) 9;
(В) 10;
(Г) 11;
(Д) 12.

18) По мнению ряда учёных, одно из значений некоторого глагола появилось из-за представлений о колдовстве: колдуны разбрасывали некий продукт, предварительно произнеся над ним заклинание.

Человек, который наступал на то, что было рассыпано, подвергался «порче». Что рассыпали колдуны?

19) Выступая с совместными статьями, учёный-экономист Н. Ф. Анненский и писатель В. Г. Короленко печатали их под псевдонимом «О. _ А.».

20) Представим себе игру: вам говорят слово, а вы угадываете, какое слово в тексте идёт следующим. С каким словом, сказанным вам у вас наибольший шанс выиграть?

21) Кризис поразил Анчурию, а … Руританию.

Больше всего пострадала компания «Альфа», акции которой упали на 90%. … сильно пострадали фирмы «Бета» и «Гамма», акции которых упали на 60% и 50% соответственно.

Как надо заполнить пробелы?

(Г) так же, так же;

(Д) ни один из вариантов

22) Какие из слов служащий, работящий, трудящийся, заведующий не могут быть причастиями?

(А) только служащий;

(Б) только работящий;

(В) служащий и работящий;

(Г) работящий и трудящийся;

(Д) служащий и заведующий

23) О человеке, который ходит с гордым видом, посматривая на всех свысока, говорят, что он ходит … .

24) В какой паре основные значения слов связаны друг с другом гораздо меньше, чем в других парах?

(А) удивление — удивлённый;

(Б) приземление — приземлённый;

(В) искажение — искажённый;

(Г) изучение — изученный;

(Д) порабощение — порабощённый.

Ответ — (Б) приземление — приземлённый

25) Плавание вокруг мыса Дежнёва — крайней восточной точки России и всей Евразии — чрезвычайно опасно в плохую погоду, которая там нередка. На старых картах этот мыс обозначался как _______ Нос. Какое слово мы пропустили?

26) Даны пять цитат из произведений А. С. Пушкина. В какой из них пропущены не те буквы, что в остальных?

(А) Лошадь ступала наудачу и поминутно т_ въезжала на сугроб, т_ проваливалась в яму.

(Б) Барыни дарили её, т_ платочком, т_ серёжками.

(В) Парень вышел с дубиною и пошёл вперед, т_ указывая, т_ отыскивая дорогу.

(Г) Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил т_ с Дунею, т_ с смотрителем.

(Д) Он посматривал с подозрением т_ на хозяина, т_ на вожатого.

Ответ — (Б) Барыни дарили её, т_ платочком, т_ серёжками.

27) В каком из этих наречий пропущена не та буква, что в остальных?

28) Даны португальские слова: autoescola ‘автошкола’, inter-racial ‘межрасовый’, semi-integração ‘полуинтеграция’, sub-brigadeiro ‘полицейский сержант’, subitem ‘подпункт’, internacional ‘международный’.

Как пишутся по-португальски переводы следующих слов: гиперреальный, автооператор, полуоткрытый?

(А) hiperreal, autooperador, semiaberto;

(Б) hiper-real, auto-operador, semi-aberto;

«Русский медвежонок» В бланках вы видите 2020 год, так как конкурс должен был состояться в прошлом году, но был перенесён на 3 марта 2021 года.

  1. Ответы на задачи конкурса «Русский медвежонок — языкознание для всех» — 2020 8-9 классы
  2. 1. Старый друг лучше новых …
  3. 2. Какое из этих слов часто можно встретить в прогнозе погоды?
  4. 3. Слово просьба иностранцу можно объяснить так: «Это когда просят».
  5. 4. Какое слово может быть синонимом слова заботиться?
  6. 5. Какое выражение обычно не используется для подтверждения чего-либо?
  7. 6. Что бывает тинистым?
  8. 7. В каком предложении числительное существенно отличается по смыслу от числительных в других предложениях?
  9. 8. Когда Антон старается избавить Игоря от ответственности, говорят, что Антон … Игоря. Какое слово должно стоять на месте многоточия?
  10. 9. Какое слово не связано с приготовлением и приёмом пищи?
  11. 10. В каком слове кое- выражает не тот смысл, что в остальных?
  12. 11. Русские названия скольких дней недели произведены от числительных?
  13. 12. В переводе одного романа встретилась такая фраза:
  14. 13. В каком из сочетаний глагол проводить относится к совершенному виду?
  15. 14. Какое слово в этом списке по смыслу отличается от остальных значительно сильнее, чем остальные — друг от друга?
  16. 15. Даны предлоги без, в, на и с.
  17. 16. Даны формы глаголов в 1-м лице единственного числа: вожу, лечу, молю, пою.
  18. 17. Перед вами — начало последовательности, в которой всего немногим более 30 чисел:
  19. 18. По мнению ряда учёных, одно из значений некоторого глагола появилось из-за представлений о колдовстве:
  20. 19. Выступая с совместными статьями, учёный-экономист Н. Ф. Анненский и писатель В. Г. Короленко печатали их под псевдонимом «О. _ А.».
  21. 20. Представим себе игру: вам говорят слово, а вы угадываете, какое слово в тексте идёт следующим.
  22. 21. Кризис поразил Анчурию, а … Руританию.
  23. 22. Какие из слов служащий, работящий, трудящийся, заведующий не могут быть причастиями?
  24. 23. О человеке, который ходит с гордым видом, посматривая на всех свысока, говорят, что он ходит … .
  25. 24. В какой паре основные значения слов связаны друг с другом гораздо меньше, чем в других парах?
  26. 25. Плавание вокруг мыса Дежнёва — крайней восточной точки России и всей Евразии — чрезвычайно опасно в плохую погоду, которая там нередка.
  27. 26. Даны пять цитат из произведений А. С. Пушкина. В какой из них пропущены не те буквы, что в остальных?
  28. 27.В каком из этих наречий пропущена не та буква, что в остальных?
  29. 28. Даны португальские слова:
  30. 29. Большого внимания … не уделяют. Как правильно заполнить пропуск?
  31. 30. В словаре «Астраханские словечки» приводится слово из речи рыбаков бережне́е. А какой у него антоним?

Ответы на задачи конкурса «Русский медвежонок — языкознание для всех» — 2020 8-9 классы

Конкурс этого года посвящается памяти Евгения Бикмаева (1992-2020), талантливого лингвиста, автора более ста задач «Русского медвежонка».
Всего в бланке для 8-9 класса 30 заданий, ниже представлены 13, если вам необходимо узнать ответы на другие задания, пишите в комментариях.

Задачи, оцениваемые в 3 балла

1. Старый друг лучше новых …

(A) двух, (Б) трёх; (В) четырех; (Г) пяти; (Д) брюк.

Ответ: старая пословица — старый друг лучше новых двух!

2. Какое из этих слов часто можно встретить в прогнозе погоды?

(A) однозначно; (Б) понятно: (В) ясно; (Г) неясно; (Д) неопределенно.

Ответ: в прогнозе погоды употребляют слово «ясно» — как небо без облаков.

3. Слово просьба иностранцу можно объяснить так: «Это когда просят».

А какое слово так не объяснишь?

(A) косьба; (Б) молотьба; (В) мольба; (Г) судьба; (Д) ходьба.

Ответ: косьба — косят; молотьба — молотят; мольба — молятся; ходьба — ходят; а вот слово судьба просто так не объяснить, хотя иностранец поймёт это как рок или дум.

4. Какое слово может быть синонимом слова заботиться?

(A) вариться; (Б) жариться; (В) кипятиться, (Г) печься; (Д) тушиться.

Ответ: печься не только так говорят о приготовлении еды, но также и в том случае, когда проявляют заботу.

5. Какое выражение обычно не используется для подтверждения чего-либо?

(A) нет слов; (Б) и речи быть не может; (В) о чём разговор, (Г) что и говорить; (Д) и не говори.

Ответ: когда говорят «нет слов«, то имеют ввиду, что согласны во всём и нечего добавить.

6. Что бывает тинистым?

Ответ: говорят о воде так, содержащий много тины, покрытый тиной, правильно — вода.

7. В каком предложении числительное существенно отличается по смыслу от числительных в других предложениях?

(A) Первая перепись в послереволюционной России была проведена в 1920 году.
(Б) Второй анализ не подтвердил подозрения врачей.
(B) Третья группа в эксперименте была контрольной.
(Г) Четвёртый опыт позволил физику получить более точные результаты.
(Д) Пятая часть опрошенных не определилась с ответом.

Ответ: в вариантах А, Б, В, Г числительное выступает как порядковый номер, а в ответе Д «Пятая часть опрошенных не определилась с ответом» как часть целого.

8. Когда Антон старается избавить Игоря от ответственности, говорят, что Антон … Игоря. Какое слово должно стоять на месте многоточия?

(A) выгораживает; (Б) загораживает; (В) огораживает; (Г) отгораживает; (Д) ни одно из слов; (А)-(Г) не подходит.

Ответ: Антон выгораживает Игоря, это будет правильный вариант, слово «выгораживать» означает — доказывать непричастность кого-либо к чему-либо дурному, предосудительному, стараясь оправдать, избавить от ответственности, обвинения или наказания.

9. Какое слово не связано с приготовлением и приёмом пищи?

(А) трапезная; (Б) опочивальня; (В) столовая, (Г) потчевать; (Д) стряпать.

Ответ: опочивальня — то же, что и спальня.

10. В каком слове кое- выражает не тот смысл, что в остальных?

(А) кое-где; (Б) кое-куда; (В) кое-как; (Г) кое-что; (Д) кое-какой.

Ответ: слово «кое-» имеет два значения: 1. неопределенности, напр. кое-кто, кое-какой, кое-где, кое-откуда; 2. низкой оценки качества, напр. кое-как. Правильно ответить, выбрав — (В) кое-как.

Задачи, оцениваемые в 4 балла

11. Русские названия скольких дней недели произведены от числительных?

(А) одного; (Б) двух: (В) трёх; (Г) четырёх; (Д) пяти.

Ответ: понедельник — после недели; вторник — второй; среда — середина; четверг — четвёртый; пятница — пятый; суббота — не русское покоиться; воскресенье — в честь воскресения Иисуса. Правильно — (В) трёх.

12. В переводе одного романа встретилась такая фраза:

«Одеяние второго [карлика] наводило на мысль о сбежавшем из театра если не Али-Бабе, то кого-то из его сорока разбойников». Какую форму местоимения кто-то должен был употребить переводчик?

(А) кто-то, (Б) кому-то; (В) кем-то; (Г) ком-то, (Д) переводчик правильно употребил форму кого-то

Ответ: всё-таки переводчик ошибся, правильно будет вставить вместо «кого-то» другое местоимение — ком-то.

13. В каком из сочетаний глагол проводить относится к совершенному виду?

(А) проводить друга в аэропорт;
(Б) весело проводить время;
(В) проводить игру-конкурс «Русский медвежонок»;
(Г) проводить интернет;
(Д) во всех сочетаниях глагол проводить относится к одному и тому же виду.

Ответ: совершенный вид в этих фразах только один, под буквой А — проводить друга в аэропорт.

14. Какое слово в этом списке по смыслу отличается от остальных значительно сильнее, чем остальные — друг от друга?

(А) баскетболист; (Б) вокалист; (В) остролист; (Г) скандалист; (Д) стилист.

Ответ: остролист — это растение, всё остальное относится к человеку.

15. Даны предлоги без, в, на и с.

Какие два из них могут быть соседними, причём не разделёнными знаком препинания, словами в предложении?

(А) только в и без; (Б) только с и в; (В) только с и на; (Г) ни одна пара из данных предлогов не может встречаться подряд; (Д) все пары из данных предлогов могут встречаться подряд.

Ответ: ни одна пара из данных предлогов не может встречаться подряд, или может я не прав?

16. Даны формы глаголов в 1-м лице единственного числа: вожу, лечу, молю, пою.

Какая форма однозначна, т. е. относится только к одному глаголу?

(А) вожу; (Б) лечу; (В) молю; (Г) пою; (Д) каждая из форм омонимична, может относиться к двум разным глаголам.

Ответ: каждая из форм омонимична, может относиться к двум разным глаголам.

17. Перед вами — начало последовательности, в которой всего немногим более 30 чисел:

1 2 2 2 2 1 1 2 2 1 8 2 3 2 …

Каково наибольшее число в этой последовательности?

(А) 8; (Б) 9; (В) 10; (Г) 11; (Д) 12.

Ответ: скорее всего это ответ под буквой Г — 11.

18. По мнению ряда учёных, одно из значений некоторого глагола появилось из-за представлений о колдовстве:

колдуны разбрасывали некий продукт, предварительно произнеся над ним заклинание. Человек, который наступал на то, что было рассыпано, подвергался «порче». Что рассыпали колдуны?

(А) перец; (Б) муку; (В) горох; (Г) сахар; (Д) соль.

Ответ: этот продукт соль, а глагол насолить.

19. Выступая с совместными статьями, учёный-экономист Н. Ф. Анненский и писатель В. Г. Короленко печатали их под псевдонимом «О. _ А.».

(А) А.; (Б) Б.; (В) В.; (Г) Г.; (Д) Д.

Ответ: всего они использовали три псевдонима при совместном написании статей — В.Н; О.Б.А.; Провинциальный наблюдатель, так что правильно — (Б) Б.

20. Представим себе игру: вам говорят слово, а вы угадываете, какое слово в тексте идёт следующим.

С каким словом, сказанным вам, у вас наибольший шанс выиграть?

(А) всегда; (Б) иногда; (В) когда; (Г) тогда; (Д) никогда.

Ответ: Скорее всего это слово — когда.

21. Кризис поразил Анчурию, а … Руританию.

Больше всего пострадала компания «Альфа», акции которой упали на 90%. … сильно пострадали фирмы «Бета» и «Гамма», акции которых упали на 60% и 50% соответственно.
Как надо заполнить пробелы?

(А) также, также; (Б) так же, также; (В) также, так же; (Г) так же, так же; (Д) ни один из вариантов (А)–(Г) не подходит

Ответ: все пропуски заполняются словами — также, также.

22. Какие из слов служащий, работящий, трудящийся, заведующий не могут быть причастиями?

(А) только служащий; (Б) только работящий; (В) служащий и работящий; (Г) работящий и трудящийся; (Д) служащий и заведующий.

Ответ: только работящий — не могут быть причастиями.

23. О человеке, который ходит с гордым видом, посматривая на всех свысока, говорят, что он ходит … .

(А) блоком; (Б) гоголем; (В) пушкиным; (Г) толстым; (Д) фетом.

Ответ: гоголем — ходить с гордым, независимым видом; держаться гордо, независимо

24. В какой паре основные значения слов связаны друг с другом гораздо меньше, чем в других парах?

(А) удивление — удивлённый;
(Б) приземление — приземлённый;
(В) искажение — искажённый;
(Г) изучение — изученный;
(Д) порабощение — порабощённый.

Ответ: в паре — приземление — приземлённый, два слова имеют различный смысл по сравнению с остальными парами.

25. Плавание вокруг мыса Дежнёва — крайней восточной точки России и всей Евразии — чрезвычайно опасно в плохую погоду, которая там нередка.

На старых картах этот мыс обозначался как ___________ Нос. Какое слово мы пропустили?

(А) Незаменимый; (Б) Необходимый; (В) Достаточный; (Г) Обязательный; (Д) Нужный.

Ответ: Мыс Дежнева — у этого места было немало имен: Большой Каменный Нос, Чукотский Нос, Необходимый Нос, а английский мореплаватель Джеймс Кук называл его Восточным Мысом.

26. Даны пять цитат из произведений А. С. Пушкина. В какой из них пропущены не те буквы, что в остальных?

(А) Лошадь ступала наудачу и поминутно т_ въезжала на сугроб, т_ проваливалась в яму.
(Б) Барыни дарили её, т_ платочком, т_ серёжками.
(В) Парень вышел с дубиною и пошёл вперед, т_ указывая, т_ отыскивая дорогу.
(Г) Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил т_ с Дунею, т_ с смотрителем.
(Д) Он посматривал с подозрением т_ на хозяина, т_ на вожатого.

Ответ: конечно это цитата — Барыни дарили её, та платочком, та серёжками.

27.В каком из этих наречий пропущена не та буква, что в остальных?

(А) кос_ком; (Б) обин_ком; (В) особн_ком; (Г) порожн_ком; (Д) бос_ком.

Ответ: босиком, в остальных пропущена буква Я.

28. Даны португальские слова:

autoescola ‘автошкола’, inter-racial ‘межрасовый’, semi-integração ‘полуинтеграция’, sub-brigadeiro ‘полицейский сержант’, subitem ‘подпункт’, internacional ‘международный’.

Как пишутся по-португальски переводы следующих слов: гиперреальный, автооператор, полуоткрытый?

(А) hiperreal, autooperador, semiaberto;
(Б) hiper-real, auto-operador, semi-aberto;
(В) hiper-real, auto-operador, semiaberto;
(Г) hiperreal, autooperador, semi-aberto;
(Д) hiper-real, autooperador, semiaberto.

Ответ: за правильность ответа не ручаюсь, но больше всего подходит — (Г) hiperreal, autooperador, semi-aberto.

29. Большого внимания … не уделяют. Как правильно заполнить пропуск?

(А) к ним; (Б) на них; (В) им; (Г) их; (Д) для них.

Ответ: трудно представить другое, нежели — Большого внимания им не уделяют.

30. В словаре «Астраханские словечки» приводится слово из речи рыбаков бережне́е. А какой у него антоним?

(А) рыби́стее;
(Б) мори́стее;
(В) икри́стее;
(Г) весли́стее;
(Д) улови́стее.

Ответ: бережнéе (сев.) — ближе к берегам моря. Мори́стее выражение, указывающее на то, что какой-либо корабль или предмет находится дальше от берега, чем другие

«Русский медвежонок» 8-9 классы 2021 ответы на все вопросы

Ответы «Русский медвежонок» 8-9 классы 2021 ответы на все вопросы. Вот и пришло время пополнить рубрику «Образование», которая уже покрылась плесенью, ведь недавно стартовал конкурс «Русский медвежонок». Ниже можно ознакомиться с вопросами и ответами для учащихся 8-9 классов за 2020-2021 учебный год. Также в этой же рубрике можно будет найти и ответы на вопросы для учащихся более старших классов.

Языкознание кажется многим школьникам сводом сухих и скучных правил. Чтобы преодолеть это заблуждение, открыть детям красоту науки о языке, с 2000 года ежегодно проводится международная игра-конкурс «Русский медвежонок — языкознание для всех». Ежегодно она привлекает около 1,5 миллиона участников из России и десятков зарубежных стран.

Образование

  • 1. Ответы Русский медвежонок 2021 для 8-9 классов
    • 2. 1. Старый друг лучше новых … .
    • 3. 2. Какое из этих слов часто можно встретить в прогнозе погоды?
    • 4. 3. Слово просьба иностранцу можно объяснить так: «Это когда просят». А какое слово так не объяснишь?
    • 5. 4. Какое слово в этом списке по смыслу отличается от остальных значительно сильнее, чем остальные — друг от друга?
    • 6. 5. Даны формы глаголов в 1-м лице единственного числа: вожу, лечу, молю, пою. Какая форма однозначна, т. е. относится только к одному глаголу?
    • 7. 6. Когда Антон старается избавить Игоря от ответственности, говорят, что Антон … Игоря. Какое слово должно стоять на месте многоточия?
    • 8. 7. В каком предложении числительное существенно отличается по смыслу от числительных в других предложениях?
    • 9. 8. Что бывает тинистым?
    • 10. 9. Какое выражение обычно не используется для подтверждения чего-либо?
    • 11. 10. Какое слово может быть синонимом слова заботиться?
    • 12. 11. Даны предлоги без, в, на и с. Какие два из них могут быть соседними, причём не разделёнными знаком препинания, словами в предложении?
    • 13. 12. Перед вами — начало последовательности, в которой всего немногим более 30 чисел:
    • 14. 13. Выступая с совместными статьями, учёный-экономист Н. Ф. Анненский и писатель В. Г. Короленко печатали их под псевдонимом «О. _ А.».
    • 15. 14. По мнению ряда учёных, одно из значений некоторого глагола появилось из-за представлений о колдовстве: колдуны разбрасывали некий продукт, предварительно произнеся над ним заклинание. Человек, который наступал на то, что было рассыпано, подвергался «порче». Что рассыпали колдуны?
    • 16. 15. Представим себе игру: вам говорят слово, а вы угадываете, какое слово в тексте идёт следующим. С каким словом, сказанным вам, у вас наибольший шанс выиграть?
    • 17. 16. Какие из слов служащий, работящий, трудящийся, заведующий не могут быть причастиями?
    • 18. 17. Кризис поразил Анчурию, а … Руританию. Больше всего пострадала компания «Альфа», акции которой упали на 90%. … сильно пострадали фирмы «Бета» и «Гамма», акции которых упали на 60% и 50% соответственно. Как надо заполнить пробелы?
    • 19. 18. О человеке, который ходит с гордым видом, посматривая на всех свысока, говорят, что он ходит … .
    • 20. 19. Плавание вокруг мыса Дежнёва — крайней восточной точки России и всей Евразии — чрезвычайно опасно в плохую погоду, которая там нередка. На старых картах этот мыс обозначался как ___________ Нос. Какое слово мы пропустили?
    • 21. 20. В какой паре основные значения слов связаны друг с другом гораздо меньше, чем в других парах?
    • 22. 21. Даны пять цитат из произведений А. С. Пушкина. В какой из них пропущены не те буквы, что в остальных?
    • 23. 22. Даны португальские слова: autoescola ‘автошкола’, inter-racial ‘межрасовый’, semi-integração ‘полуинтеграция’, sub-brigadeiro ‘полицейский сержант’, subitem ‘подпункт’, internacional ‘международный’. Как пишутся по-португальски переводы следующих слов: гиперреальный, автооператор, полуоткрытый?
    • 24. 23. В каком из этих наречий пропущена не та буква, что в остальных?
    • 25. 24. В словаре «Астраханские словечки» приводится слово из речи рыбаков бережне́е. А какой у него антоним?
    • 26. 25. Большого внимания … не уделяют. Как правильно заполнить пропуск?
    • 27. 26. В каком из сочетаний глагол проводить относится к совершенному виду?
    • 28. 27. В переводе одного романа встретилась такая фраза: «Одеяние второго [карлика] наводило на мысль о сбежавшем из театра если не Али-Бабе, то кого-то из его сорока разбойников». Какую форму местоимения кто-то должен был употребить переводчик?
    • 29. 28. Русские названия скольких дней недели произведены от числительных?
    • 30. 29. В каком слове кое- выражает не тот смысл, что в остальных?
    • 31. 30. Какое слово не связано с приготовлением и приёмом пищи?

    Ответы Русский медвежонок 2021 для 8-9 классов

    1. Старый друг лучше новых … .

    • (А) двух;
    • (Б) трёх;
    • (В) четырёх;
    • (Г) пяти;
    • (Д) брюк.

    2. Какое из этих слов часто можно встретить в прогнозе погоды?

    • (А) однозначно;
    • (Б) понятно;
    • (В) ясно;
    • (Г) неясно;
    • (Д) неопределённо.

    3. Слово просьба иностранцу можно объяснить так: «Это когда просят». А какое слово так не объяснишь?

    • (А) косьба;
    • (Б) молотьба;
    • (В) мольба;
    • (Г) судьба;
    • (Д) ходьба.

    4. Какое слово в этом списке по смыслу отличается от остальных значительно сильнее, чем остальные — друг от друга?

    • (А) баскетболист;
    • (Б) вокалист;
    • (В) остролист;
    • (Г) скандалист;
    • (Д) стилист.

    5. Даны формы глаголов в 1-м лице единственного числа: вожу, лечу, молю, пою. Какая форма однозначна, т. е. относится только к одному глаголу?

    • (А) вожу;
    • (Б) лечу;
    • (В) молю;
    • (Г) пою;
    • (Д) каждая из форм омонимична, может относиться к двум разным глаголам.

    6. Когда Антон старается избавить Игоря от ответственности, говорят, что Антон … Игоря. Какое слово должно стоять на месте многоточия?

    • (А) выгораживает;
    • (Б) загораживает;
    • (В) огораживает;
    • (Г) отгораживает;
    • (Д) ни одно из слов (А)–(Г) не подходит.

    7. В каком предложении числительное существенно отличается по смыслу от числительных в других предложениях?

    • (А) Первая перепись в послереволюционной России была проведена в 1920 году.
    • (Б) Второй анализ не подтвердил подозрения врачей.
    • (В) Третья группа в эксперименте была контрольной.
    • (Г) Четвёртый опыт позволил физику получить более точные результаты.
    • (Д) Пятая часть опрошенных не определилась с ответом.

    8. Что бывает тинистым?

    9. Какое выражение обычно не используется для подтверждения чего-либо?

    • (А) нет слов;
    • (Б) и речи быть не может;
    • (В) о чём разговор;
    • (Г) что и говорить;
    • (Д) и не говори.

    10. Какое слово может быть синонимом слова заботиться?

    • (А) вариться;
    • (Б) жариться;
    • (В) кипятиться;
    • (Г) печься;
    • (Д) тушиться.

    11. Даны предлоги без, в, на и с. Какие два из них могут быть соседними, причём не разделёнными знаком препинания, словами в предложении?

    • (А) только в и без;
    • (Б) только с и в;
    • (В) только с и на;
    • (Г) ни одна пара из данных предлогов не может встречаться подряд;
    • (Д) все пары из данных предлогов могут встречаться подряд.

    12. Перед вами — начало последовательности, в которой всего немногим более 30 чисел:

    1 2 2 2 2 1 1 2 2 1 8 2 3 2 …

    Каково наибольшее число в этой последовательности?

    • (А) 8;
    • (Б) 9;
    • (В) 10;
    • (Г) 11;
    • (Д) 12.

    В одном из этих примеров была пропущена не та буква, что в остальных. В каком?

    (а) – Погоди, — хватая Калпака за шиворот, сказал князь Васька. – Сёмка, поди погляди, кто там костры п_лил… (А.В. Иванов)

    (б) Ласковое солнце щедро п_лило на землю потоки золотых лучей. (А.А. Богданов)

    (в) Он поместил ложечку над чашкой Катерины Андреевны, положил в ложечку сахар, обильно п_лил его ромом и зажёг… (В.В. Вересаев)

    (г) Цветы, оттого что их только что п_лили, издавали влажный, раздражающий запах. (А.П.Чехов)

    (д) Рощин сам лёг за пулемётом и, когда опять выскочила из-за дерева тонкая фигура в длинной шинели, п_лил её свинцом. (А.Н.Толстой)

    Вопрос не такой уж и простой — вникать приходится в смысл предложения, так как по правилам орфографии в каждом случае допустимы оба варианта написания. Однако в одном случае образуется слово с приставкой «по-«, однокоренное со словом «лить», а в другом — слово с корнем «-пал-» — синоним к словам жечь, поджигать. Если так разобрать предложенные отрывки, то во всех случаях, кроме (а), окажется пропущенной буква «о» — солнце полило потоки, он полил сахар ромом, цветы полили, Рощин полил (фигуру) свинцом; и только в первом варианте окажется пропущенной буква «а» — кто-то палил, т. е. жег, костры.

    В трех предложениях: (б), (в), (г), (д) пропущена бука «о». Во всех этих предложениях фигурирует глагол «поливать» в разных склонениях.

    Но в первом предложении (а) пропущена буква «а» в слова «палил». В нем говорится о кострах, которые кто-то палил в значении жёг, поджигал, зажигал, запалил, палил. В этом слове корень -пал относится к следующим однокоренным словам: опалить (курицу), спалить (костер), запал (в оружии), опала (немилость), пал (огонь), пальба (стрельба), палящий (огонь, солнце), спалить (сжечь), спалится (обнаружить себя).

    Предложение взято из книги Алексея Иванова «В сердце Пармы». В оригинале оно такое:

    Правильно будет писать «об аварии», из соображений милозвучности. Не должны идти подряд две гласные. Но важно помнить — если между словами «об» и «аварии» стоит еще слово или фраза, то «о» или «об» нужно выбирать уже ориентируясь на идущее за предлогом слово.

    Слово «ги*кий» представляет собой прилагательное, а при его написании можно легко совершить ошибку. Поскольку при произнесении слова звук [б] из-за соседства с последующим звуком [к] слышится глуховато, то вместо согласной «б» можно ошибочно написать «п».

    Для того чтобы проверить написание сомнительной буквы, нам нужно подобрать проверочное слово, в котором бы после согласного появился гласный звук. Можно изменить форму слова на «гибок», а проверяемый согласный [б] звучит здесь отчетливо.

    Поэтому в нашем слове «гиБкий» мы уверенно напишем согласную «б», а не «п».

    Он имел гибкий характер, что позволяло ему быстро приспосабливаться к тем или иным обстоятельствам.

    Неподходящий и не подходящий — оба написания слова могут встретиться в зависимости от контекста.

    Чтобы понять, почему слово «неподходящий» пишется слитно, сначала составлю словообразовательную цепочку:

    подходить — подходящий — неподходящий.

    От прилагательного «подходящий», то есть удобный, соответствующий, выгодный и пр., с помощью приставки не- образуется слово-антоним:

    Здесь неподходящий климат для людей с сердечными заболеваниями.

    В такой речевой ситуации прилагательное «неподходящий» пишется слитно.

    Это прилагательное пишется раздельно с отрицательной частицей «не», если в контексте имеются следующие условия:

    Это не подходящий, а неуместный ответ.

    2) Заметим в контексте слова «отнюдь», «вовсе» или «далеко»:

    Это далеко не подходящий совет.

    3) В предложении могут присутствовать слова с ни- (наречие или местоимение):

    Буквы «о» и «а» на конце наречий

    Буквы «о» и «а» на кон­це наре­чий пишут­ся в зави­си­мо­сти от нали­чия при­став­ки из-, до-, с- или в-, на-, за- соглас­но орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу рус­ско­го язы­ка. Приведем при­ме­ры наре­чий с суф­фик­са­ми, обо­зна­чен­ны­ми бук­ва­ми «о» и «а».

    Безударные суффиксы наречий «о» и «а»

    Конечные бук­вы «о» и «а» в мор­фем­ном соста­ве наре­чий обо­зна­ча­ют сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы, кото­рые чаще все­го явля­ют­ся безударными:

    • спро­сить сно́в а ;
    • пой­ти напра́в о .

    В рус­ском язы­ке обыч­но без­удар­ные глас­ные в корне про­ве­ря­ют уда­ре­ни­ем. Согласно пра­ви­лу в без­удар­ном поло­же­нии пишет­ся та же глас­ная бук­ва, кото­рая высту­па­ет под уда­ре­ни­ем в том же сло­ге сло­ва, если изме­нить его фор­му или подо­брать одно­ко­рен­ное слово:

    • под а ри́ть — пода́рок;
    • о кно́ — о́кна;
    • ул е та́ют — лётчик;
    • уд и вле́ние — ди́во.

    Эти при­е­мы про­вер­ки невоз­мож­но при­ме­нить в напи­са­нии без­удар­ных суф­фик­сов наре­чий, обо­зна­чен­ным бук­ва­ми «а» и «о». Во-первых, наре­чия не изме­ня­ют­ся. Во-вторых, нет таких одно­ко­рен­ных слов, в соста­ве кото­рых уда­ре­ние пере­ме­сти­лось бы на суф­фикс. Но в рус­ском язы­ке суще­ству­ет пра­ви­ло орфо­гра­фии, кото­рое помо­жет выяс­нить, когда сле­ду­ет напи­сать бук­ву «а» или «о» на кон­це наречия.

    Правило

    Буквы о а на конце наречий

    В рус­ском язы­ке с помо­щью ука­зан­ных при­ста­вок и суф­фик­сов -а, -о обра­зо­ва­ны наре­чия от крат­ких форм каче­ствен­ных прилагательных:

    • суще­ству­ет и́з давн а ;
    • смот­реть и́с кос а ;
    • съесть до́ чист а ;
    • спро­сить с нов а ;
    • сдви­нуть в ле́в о ;
    • пере­пи­сать на́ бел о ;
    • скрыть за́ прост о .

    Буква «а» на конце наречий с приставками из-, до-, с-

    Если загля­нуть в исто­рию появ­ле­ния наре­чий, то мож­но выяс­нить, что сло­ва этой части речи были обра­зо­ва­ны с помо­щью при­ста­вок из-/ис-, до-, с- от крат­ких форм при­ла­га­тель­ных. В древ­не­рус­ском язы­ке крат­кие при­ла­га­тель­ные изме­ня­лись не толь­ко по родам и чис­лам, но и по паде­жам. Так, наре­чие «дотем­на» обра­зо­ва­но с уча­сти­ем пред­ло­га «до» и фор­мы роди­тель­но­го паде­жа при­ла­га­тель­но­го «тем­на». Предлог стал при­став­кой, а падеж­ное окон­ча­ние пре­вра­ти­лось в суф­фикс наре­чия. Так были обра­зо­ва­ны мно­гие наре­чия с при­став­ка­ми из-, до-, с-:

    • до сыт а ;
    • из редк а ;
    • с ыз нов а ;
    • с горяч а ;
    • с прав а ;
    • с легк а .

    Обратим вни­ма­ние, что неко­то­рые наре­чия соглас­но орфо­эпи­че­ской нор­ме совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка про­из­но­сим с удар­ным суффиксом:

    • рас­те­реть докрасн а́ ;
    • заго­реть дочерн а́ ;
    • отмыть добел а́ .

    Эти сло­ва не доста­вят затруд­не­ний в напи­са­нии, если в них пра­виль­но поста­вить ударение.

    Отличаем напи­са­ние наре­чий с конеч­ны­ми бук­ва­ми «о» и «а» от слов этой части речи, обра­зо­ван­ных с помо­щью суф­фик­са от бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных прилагательных.

    Понаблюдаем:

    • смирн ый — смирн о лежать;
    • скверн ый — скверн о поступить;
    • из веч­ный — суще­ству­ет изве́чн о ;
    • до слов­ный — пере­ве­сти дословн о .

    Видеоурок для учащихся 7 класса

    Буквы О А на конце наречий с приставками из, до, с
    методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

    Каштанова Наталья Александровна

    Данный урок предназначен для учащихся 6 (7) класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использую в своей работе адаптивную систему обучения (АСО).

    Методика АСО при объяснении нового материала.

    Объяснение нового материала — это всегда праздник для моих ребят, это всегда необычный урок. Я обучаю всех учащихся класса, объясняя новый материал 3-5 минут. Затем закрепление нового материала. И даю 1-ый контроль усвоения темы. Это могут быть устные рассуждения по алгоритму на данное правило, комментированное письмо, интерактивные задания и т. д.

    Ученики, усвоившие материал, а их 3-4 человека, уходят на самостоятельную работу, которой управляет учитель. Ученик сам выбирает задание. Идет выполнение заданий с адаптацией. Можно увеличить работу в сторону объема, а можно — в сторону трудности.

    Следующий этап урока — это второй этап объяснения нового материала. Небольшая часть учащихся на самостоятельной работе, а остальным ученикам я снова объясняю новый материал. На этом этапе урока стараюсь заинтересовать ребят, применяю игры: «Подбери словечко», «Подумай и ответь». Использую мультимедийный комплекс (компьютер, проектор и экран). Эта работа дает свои результаты. Затем 2-ой контроль усвоения. И число ребят, усвоивших новую тему, увеличивается, т. е. увеличивается количество учащихся, находящихся на самостоятельной работе.

    Для детей, не усвоивших еще новый материал, объясняю тему в третий раз. Это 3-ий этап объяснения нового материала. На этом этапе урока использую игры, схемы, алгоритмы и т. д., которые помогают ребятам понять сложный мир русского языка, учат думать не только головой, но и «глазами», т. е. стараюсь научить видеть в обыкновенном необычное, новое. Затем даю третий контроль усвоения нового материала.

    Четвертый этап урока — общий контроль усвоения нового материала. Я «отключаю» от самостоятельной работы учащихся (эту самостоятельную работу они продолжают на следующий день в классе независимо от остальных учащихся). Применяю такие виды контроля: тестирование, графический диктант, словесные игры, электронные таблицы, кроссворды с использованием мультимедийного комплекса и ЭОР.

    Пятый этап урока — домашнее задание. Дается дифференцированное домашнее задание, т.е. по степени усвоения нового материала.

    Преимущества АСО при объяснении нового материала:

    · дифференцированный подход уже на этапе объяснения нового материала;

    · полная занятость всех учащихся;

    · осуществляется высокий уровень постепенного усвоения темы в зависимости от индивидуальных особенностей ученика;

    · дифференцированное домашнее задание (снимается перегрузка).

    На своих уроках я предпочитаю живое общение с детьми, так как оно в процессе обучения оказывает исключительно сильное влияние на мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учебе, на создание благоприятных морально-психологических условий для активного учения. В моем классе дети с разными типами репрезентативной системы, поэтому кому-то необходимо послушать (аудиалы), кому-то записать в тетрадь необходимую информацию (кинестетики), а кому-то из детей посмотреть на доску (визуалы). Учащимся визуального типа необходимо «видеть” ответы, что лучше всего обеспечивается поиском возможных путей обращения к зрительной памяти. Они лучше воспринимают письменные инструкции, нежели вербальные устные рекомендации. Им нужно зрительно представлять задания. Учащиеся аудиального типа легче воспринимают информацию на слух. Они предпочитают устные объяснения. Им нужен звук. Они не должны получать тишину. Кинестетикам требуется движение.

    Аудиальный — учится посредством восприятия информации на слух.

    Визуальный — учится посредством зрительного восприятия информации.

    Кинестетический — учится на собственном деятельном опыте.

    Некоторые дети демонстрируют визуальное предпочтение, другие – слуховое. Одни быстрее приходят к решению проблемы, рисуя картинки, а не произнося слова, другие предпочитают решать проблему, вспоминая собственные ощущения.

    Как было сказано выше, на уроке я выделяю три группы учащихся, отличающихся различным уровнем усвоения материала на данный момент, уровнем работоспособности и темпом работы. Это так называемые группы «сильных», «средних» и «слабых» учеников. К «сильным» относятся учащиеся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости, с высоким уровнем развития познавательного интереса. Для этой группы главным является организация обучения в соответствующем темпе, ориентация на самостоятельность учащихся. К группе «средних» относятся учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений, со средними показателями успеваемости по предмету. Для этой группы наиболее важным является работа по формированию произвольной внутренней мотивации учащихся, стабилизация школьных интересов и личностной направленности на интеллектуальный труд. К группе «слабых» относятся учащиеся с минимальным уровнем знаний и умений. В эти группы попадают учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса, низкими показателями успеваемости по предметам. Наибольших усилий требует работа со школьниками этой группы. Неоднородность индивидуальных особенностей учащихся предполагает осуществление дифференциации и индивидуального подхода в обучении внутри самих групп.

    Выделяя «сильных» учеников, я создаю интеллектуальный фон класса. Это повышает интерес к знаниям, делает их ценными и привлекательными для детей, развивает способности и таланты, формирует основу для выбора будущей профессии. Для «сильных» учеников подбираю и специальные задания, и увлекательную дополнительную литературу. Поэтому в классе не останется незаинтересованных.

    На всех этапах урока используются наглядные материалы. Это могут быть презентации, таблицы, плакаты, образцы рассуждений и т.д., что позволяет наглядно познакомиться со структурой определения, с правилом. Это материал для наблюдений и анализа. Поэтому работа с правилами идет целенаправленно. Так, при многократном повторении учителем и учениками действия, не требующего большой затраты времени, до сознания каждого ученика будет доведено содержание правила, причем настолько, что сильные ребята, еще не взглянув в учебник, могут сказать его, а слабые подготовлены к его сознательному восприятию. В презентации процесс пользования правилом показывается в буквальном смысле, затем под руководством учителя ученик воспроизводит последовательность операций на ряде примеров, отмечая условия орфограммы. Презентации, таблицы позволяют показать способы образования наречий, что также способствует осмысленному восприятию нового материала.

    Для предупреждения и преодоления орфографических ошибок необходимо больше писать, постоянно рассуждая строго определенным образом. Вовлечь в эту работу весь класс можно при условии письменного комментирования, в результате которого развивается орфографическая зоркость, ускоряется процесс выработки навыков. Незаменимо это умение для эффективной проверки текста самим учеником. Научить письменному комментарию -значит научить пользоваться правилами. Это важно для тех, у кого нет языкового чутья, для «от природы» неграмотных. Презентации, таблицы, схемы на определенных этапах урока дают образец, как рассуждать, одновременно напоминая само правило. Таблица -это обобщенный материал для наблюдений и толчок для тренировочных работ.

    Презентация заинтересовывает. Детям интересно наблюдать, как все изменяется, им интересно расшифровать, читая условные обозначения. Это укрепляет веру в себя, в свои возможности. Учащиеся сами с интересом составляют презентации.

    Кроме того, презентации позволяют сформулировать тему и цель урока. Она может служить опорным материалом для учителя во время урока.

    На уроке использую работу в статических парах. Это 2 человека, сидящие за одной партой. Идет работа в динамических парах. Это 4 человека, сидящие за соседними партами (1 и 2 парты, 3 и 4 парты и т.д.). Такая работа в парах повышает активность учащихся. Дети получают возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, проверять, оценивать, воспринимать содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности. Взаимопомощь становится неотъемлемым элементом взаимоотношений в паре независимо от уровня подготовленности и общей обученности партнеров. На уроке создается атмосфера для естественного общения детей. Идет коллективное взаимодействие всех членов группы.

    Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень органичного усвоения знаний и мотивации учащихся. Фактически основой для этого является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. При этом осознание, принятие и разрешение этих проблемных ситуаций происходит при оптимальной самостоятельности учащихся, но под моим общим направляющим руководством в ходе совместного взаимодействия.

    Использование разных методик на уроке дает хороший уровень усвоения теории, так как значительно увеличивается время на тренировку, что обеспечивает прочность практических навыков. Идет обучение (индивидуальное) приемам самостоятельной работы. Обучение ориентируется на понимание, осмысление.

    Цель урока: знать и понимать орфограмму «Буквы о-а на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-». Уметь применять правило, изученное на уроке.

    Задачи урока:

    Обучающие:совершенствование навыков написания наречий.

    — развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки;

    — развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;

    — развитие способностей к самостоятельному труду;

    — развитие познавательного интереса.

    — воспитание культуры общения, речи и поведения;

    — вызвать заинтересованность в получении знаний;

    — побудить учащихся к активности;

    — закрепить уверенность в успехе.

    Тип урока:объяснение нового материала (адаптивная система обучения).

    Формы работы учащихся:принять участие в коллективной работе, уметь четко и обоснованно отвечать на поставленные учителем вопросы, прийти к определенным выводам и затем сформулировать их в процессе обсуждения, формирование навыков самостоятельной работы, работы в статических и динамических группах.

    Необходимое техническое оборудование:

    — раздаточный материал по теме «Буквы о-а на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-» (приложение 1, 2); сигнальные карточкис красной и синей сторонами; «светофорчики» (зеленый — ученик на самостоятельной работе, красный — нужна помощь учителя); кубик, на гранях которого написано:1 грань «суффикс -о», 2 грань «суффикс -а», 3 грань «приставки из-(ис-), до-, с-(со-)», 4 грань «приставки в-(во-), на-, за-», 5 грань «корни -сух-, -лев-, -чист-», 6 грань «корни -давн-, -прав-, -долг-»; презентация, таблицы.

    Ход урока.

    Слово учителя:Сегодня у нас необычный урок. У нас новая тема. Запишите число, классная работа и тему урока «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-».

    Возьмите простой карандаш, поставьте знак вопроса над теми словами в нашей теме урока, где стоит проблема урока и вытекает цель урока. Какова же цель урока?

    Дети отвечают:Должны научиться выбирать букву О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-.

    Творческая работа в динамических парах.

    На партах у детей лежат кубики.

    Слово учителя:Задание.Из кубиков построить слова, записать их. На конце наречий запишите

    Дети отвечают:Мы не знаем, какую гласную писать, т.к. они безударные. И по слуху нельзя различить: начист

    Слово учителя:К нашим составленным словам мы еще вернемся в конце урока.

    Анализ таблиц на экране.

    Слово учителя:Обратимся к таблице.Цель: выяснить способы образования наречий.

    Слово учителя:Посмотрите на таблицу! Наречия образуются от прилагательных, полных причастий суффиксальным способом с помощью суффиксов -о , -е.

    Слово учителя:Но наречия на -о и -е также образуются приставочно-суффиксальным способом. Сделайте вывод! Какими же способами образуются наречия?

    Дети отвечают:Наречия образуются суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами.

    Слово учителя:Задание. Я вам называю наречия, а вы определяете, каким способом они образованы. Достаньте свои сигнальные карточки. Красный цвет -приставочно-суффиксальный, синий -суффиксальный. (Дети сигнальными карточками определяют способ образования слова).

    Учитель диктует слова:

    Издалека (красный), доходчиво (синий), снова (красный), дословно (синий), сначала (красный), начисто (красный), изменчиво (синий), сгоряча (красный), рассеянно (синий), доверчиво (синий).

    Дети допускают ошибки.

    Анализ таблицы, показанной на экране.

    Слово учителя:Проанализируем таблицу с целью выяснения условия выбора букв о-а в наречиях.

    Слово учителя:Посмотрите на таблицу. Каким способом образованы наречия в 1 столбике?

    Дети отвечают:Приставочно-суффиксальным.

    Слово учителя: А как вы узнали?

    Дети отвечают:Наречие издалека образовалось от слова далекий приставочно-суффиксальным способом. В нем нет приставки из-. Мы ее прибавили вместе с суффиксом -а.

    Слово учителя:Если приставочно-суффиксальный способ, то какие гласные на конце наречий?

    Дети отвечают:-а.

    Слово учителя:С какими приставками наши наречия?

    Дети отвечают:Из-, до-,с-(со-).

    Слово учителя: Каким способом образованы наречия во 2 столбике?

    Дети отвечают:Суффиксальным.

    Слово учителя:А как вы узнали?

    Дети отвечают:Наречие исправно образовалось от слова исправный с помощью суффикса -о, здесь была приставка ис-, т.к. нет слова «правный».

    Слово учителя:Если суффиксальный способ образования наречия, то какие гласные на конце?

    Дети отвечают:-о.

    Слово учителя:От чего зависит выбор о-а на конце наречий?

    Дети отвечают:От способа образования наречий.

    1 этап объяснения нового материала.

    Образец рассуждения даёт учитель.

    Слово на экране: СНАЧАЛ…

    Слово учителя:В наречии «сначала» я увидела орфограмму: «Буквы о-а на конце наречий». Здесь безударная гласная. Значит, здесь нужно правило. В наречии «сначала» есть приставка с-(со-). Ее не было в исходном слове «начало», она прибавлена вместе с суффиксом, поэтому в наречии «сначала» на конце пишется букваа.

    Слово на экране: ДОСРОЧН…

    Слово учителя:Я увидела орфограмму: «Буквы о-а на конце наречий». Здесь безударная гласная. Значит, здесь нужно правило. В наречии «досрочно» есть приставка до-, которая была в исходном слове «досрочный». Поэтому на конце наречия надо писать букву о.

    Слово на экране: ВПРАВ…

    Слово учителя:В этом наречии есть приставка в-. Она не влияет на выбор букв о-а. Если есть приставки в-(во-), на-, за-, на конце наречий всегда пишется буква о. Значит, в наречии «вправо» пишу на конце о.

    Слово учителя:Обратимся к таблицам.

    источники: