В каком фразеологизме есть наречие в форме превосходной степени

Степени сравнения наречий в русском языке
В каком фразеологизме есть наречие в форме превосходной степени. Степени сравнения наречий в русском языке 1 Две НН в суффиксах.

Степени сравнения наречий в русском языке

Степени срав­не­ния наре­чий — это срав­ни­тель­ная и пре­вос­ход­ная сте­пе­ни, кото­рые обра­зу­ют каче­ствен­ные наре­чия с суф­фик­сом -о/-е.

Какие наречия могут образовать степени сравнения?

Начнем с того, что наре­чие — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия (глу­бо­ко ныр­нуть), при­знак при­зна­ка (крайне нере­ши­тель­ный) и пред­ме­та (стук сбо­ку).

В систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка наре­чие име­ет отли­чи­тель­ную осо­бен­ность — неиз­ме­ня­е­мость. Слова этой части речи не обра­зу­ют грам­ма­ти­че­ских форм паде­жа и чис­ла, то есть не скло­ня­ют­ся. Они не изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам, как гла­го­лы. Следовательно, у наре­чий нет окон­ча­ния как сло­во­из­ме­ни­тель­ной мор­фе­мы. Конечные бук­вы обо­зна­ча­ют сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суффиксы:

  • сверх у
  • издал и
  • дочист а
  • занов о

И все же неко­то­рые наре­чия могут изме­нять свою грам­ма­ти­че­скую фор­му и обра­зо­вать сте­пе­ни срав­не­ния. Что же это за слова?

Качественные при­ла­га­тель­ные обра­зу­ют с помо­щью суф­фик­са -о/-е наречия:

  • весе­лый → весел о прыгать;
  • гром­кий → громк о звучать;
  • бод­рый → бодр о шагать;
  • искрен­ний → искренн е сочувствовать;
  • внеш­ний — внешн е спокоен.

Наречия, обра­зо­ван­ные от каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных с помо­щью суф­фик­са -о/-е, име­ют сте­пе­ни сравнения.

Степени сравнения наречий

Качественные наре­чия, как и одно­ко­рен­ные при­ла­га­тель­ные, обра­зу­ют две сте­пе­ни сравнения:

  • срав­ни­тель­ную степень;
  • пре­вос­ход­ную степень.

Эти грам­ма­ти­че­ские фор­мы наре­чий быва­ют про­сты­ми и состав­ны­ми. Рассмотрим, как обра­зу­ют­ся сте­пе­ни срав­не­ния наре­чий в рус­ском языке.

Таблица

Сравнительная сте­пеньПревосходная сте­пень
Простая фор­маСоставная фор­маСоставная фор­ма
С помо­щью суффиксов
-ее (-ей), — е, -ше
более менее
+
исход­ное наречие
про­стая фор­ма срав­ни­тель­ной фор­мы наречия
+
всех (все­го)
быстр ее
гро­мч е
даль ше
более быст­ро
менее громко
более далеко
быст­рее всех
гром­че всех
даль­ше всех

Сравнительная степень наречий

Сравнительная сте­пень наре­чий обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, состо­я­ния или при­зна­ка, кото­рый про­яв­ля­ет­ся в боль­шей или мень­шей степени.

Она име­ет две грам­ма­ти­че­ские фор­мы: про­стую и состав­ную (ана­ли­ти­че­скую).

Наречия с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов -е, -ее/-ей, -ше обра­зу­ют про­стую срав­ни­тель­ную сте­пень:

  • гром­кий — гро­мч е сказать;
  • труд­но — трудн ее , трудн ей выполнить;
  • дале­ко — даль ше бросить.

Часто при обра­зо­ва­нии про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни наре­чий про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных основы:

  • ти х о — ти ш е;
  • звон к о — звон ч е;
  • про ст о — про щ е.

Некоторые наре­чия име­ют про­стую срав­ни­тель­ную сте­пень с дру­гим корнем:

  • хоро­шо — луч­ше выглядеть;
  • пло­хо — хуже чув­ство­вать себя.

Составную срав­ни­тель­ную сте­пень обра­зу­ем, если к началь­ной фор­ме наре­чия доба­вим вспо­мо­га­тель­ные сло­ва «более» или «менее»:

  • гром­ко — более гром­ко сказать;
  • труд­но — менее труд­но выполнить;
  • дале­ко — более дале­ко бросить.

Обратим вни­ма­ние, что непра­виль­но обра­зо­ва­ны фор­мы состав­ной сте­пе­ни срав­не­ния наречий:

  • более гром­че;
  • менее труд­нее;
  • более даль­ше.

Это мор­фо­ло­ги­че­ские ошиб­ки в обра­зо­ва­нии этой формы.

Превосходная степень наречий

Превосходная сте­пень наре­чий пока­зы­ва­ет при­знак дей­ствия, состо­я­ния или при­зна­ка, кото­рый про­яв­ля­ет­ся в наи­боль­шей сте­пе­ни. Она име­ет толь­ко состав­ную (ана­ли­ти­че­скую) форму.

Превосходная сте­пень наре­чия скла­ды­ва­ет­ся из началь­ной фор­мы наре­чия и вспо­мо­га­тель­ных слов «наи­бо­лее», «наи­ме­нее», а так­же из срав­ни­тель­ной сте­пе­ни наре­чия и вспо­мо­га­тель­ных слов «все­го», «всех». Эта фор­ма может быть обра­зо­ва­на с помо­щью суф­фик­сов -ейш-е-, -айш-е- :

  • покор­ней­ше благодарю;
  • нижай­ше просим.

Эти сло­ва ред­ко упо­треб­ля­ют­ся в совре­мен­ном рус­ском языке.

Понаблюдаем, как обра­зо­вать пре­вос­ход­ную сте­пень наречий:

  • гром­ко — наи­ме­нее гром­ко, гром­че всех сказать;
  • труд­но — наи­бо­лее труд­но, труд­нее все­го выполнить;
  • дале­ко — наи­бо­лее дале­ко, даль­ше всех бросить.

Отметим, что сло­во «всех» участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии пре­вос­ход­ной сте­пе­ни, если речь идёт об оду­шев­лен­ном про­из­во­ди­те­ле дей­ствия, а сло­во «все­го» — при неоду­шев­лен­ном предмете.

Спортсмен под номе­ром две­на­дцать при­шел к фини­шу быст­рее всех.

Степени сравнения наречий в русском языке

Синтаксическая роль наречий в форме степеней сравнения

Наречия в фор­ме сте­пе­ней срав­не­ния пояс­ня­ют гла­гол. В пред­ло­же­нии они явля­ют­ся, как пра­ви­ло, обсто­я­тель­ством. Отличаем их от омо­ни­мич­ных форм каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, кото­рые высту­па­ют в роли глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния — сказуемого.

Примеры

Почуяв лако­мый кусо­чек, соба­ка подо­шла ко мне (как?) бли­же .

Наш коло­дец (каков?) бли­же к дому, чем у соседей.

Запах чере­му­хи (каков?) силь­нее всех весен­них цветов.

Кузнец уда­рил моло­том по нако­вальне (как?) силь­нее всех .

Видеоурок

В каком фразеологизме есть наречие в форме превосходной степени

Синтаксическая функция: в предложении обычно является обстоятельством , реже — определением.
Он пришёл домой затемно (когда? — обстоятельство времени). Чей-то голос донёсся издалека (откуда? — обстоятельство места). Прогулка (к а к а я?) пешком взбодрила меня (определение — наречие зависит от существительного и обозначает признак предмета)

Морфологические признаки наречия: 1) неизменяемость, 2) разряд по значению, 3) степень сравнения.

Наречие обозначает:

  • признак действия, если относится к глаголу, причастию или деепричастию (встречаться ( когда? ) вечером, опускаясь ( куда? ) вниз, идущий (как? ) быстро).
  • признак предмета, если относится к имени существительному (жаркое ( какое? ) по-русски, яйцо ( какое? ) всмятку).
  • признак другого признака, если относится к имени прилагательному, причастию или другому наречию (важный ( в какой степени? ) чрезвычайно, прыгнувший ( как? ) далеко, далеко ( насколько? ) очень).

Разряды наречий:

Наречие как часть речи. Разряды

Особую группу составляют наречия, которые не называют признаки действия, а только указывают на них, а именно:

  • указательные (здесь, там, тут, тогда и др.);
  • неопределённые (где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где и др.);
  • вопросительные (где, куда, как, зачем, когда, почему);
  • отрицательные (нигде, никуда, негде, никогда).

Они, помимо основного назначения, используются для связи предложений в тексте: Путник увидел в лесу покинутую сторожку. Там он и заночевал .

Степени сравнения наречий

Наречия на о ( е ), образованные от качественных имён прилагательных , могут образовывать степени сравнения — сравнительную и превосходную.

степени сравнения наречий

Нужно запомнить!

Образование степеней сравнения у прилагательных и наречий во многом совпадает, поэтому возникают омонимичные формы двух разных частей речи: Эта задача проще. Я смог решить задачу проще ; Синее платье более красиво. Оно на тебе сидит более красиво.

Чтобы различать две части речи, надо выяснить: от чего зависит сравнительная степень и каким членом предложения является. Сравнительная степень прилагательного относится к существительному , отвечает на вопрос каков? (какова? каково? каковы?), является сказуемым . Сравнительная степень наречия относится к глаголу , отвечает на вопрос как? и является обстоятельством . Сравним: задача (какова?) проще — прилагательное, смог решить (как?) проще — наречие.

Следует различать омонимы в составе наречий, в составе слов категории состояния (СКС) и в составе имён прилагательных. Например:

  • У меня на душе спокойно (категория состояния);
  • Река течёт спокойно (наречие);
  • Дитя спокойно (имя прилагательное).

Обратите внимание : некоторые наречия образуют форму сравнительной степени от другого корня: хорошо — лучше , плохо — хуже .

Конспект урока по русскому языку «Наречие как часть речи«. Еще конспекты по теме «Наречие это»:

Презентация по русскому языку «Степени сравнения наречий»

7 класс Степени сравнения наречий

1 слайд

7 класс Степени сравнения наречий

наречие — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия

2 слайд

наречие — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (глубоко нырнуть), признак признака (крайне нерешительный) и предмета (стук сбоку). Они не изменяются. Следовательно, у наречий нет окончания как словоизменительной морфемы. Конечные буквы обозначают словообразовательные суффиксы: сверху издали дочиста заново

И все же некоторые наречия могут изменять свою грамматическую форму и образов

3 слайд

И все же некоторые наречия могут изменять свою грамматическую форму и образовать степени сравнения. Качественные прилагательные образуют с помощью суффикса -о/-е наречия: веселый → весело прыгать; громкий → громко звучать; бодрый → бодро шагать; искренний → искренне сочувствовать; внешний → внешне спокоен. Наречия, образованные от качественных прилагательных с помощью суффикса -о/-е, имеют степени сравнения.

Качественные наречия, как и однокоренные прилагательные, образуют две степен

4 слайд

Качественные наречия, как и однокоренные прилагательные, образуют две степени сравнения: сравнительную превосходную степень степень Эти грамматические формы наречий бывают простыми и составными. Рассмотрим, как образуются степени сравнения наречий в русском языке.

Часто при образовании простой сравнительной степени наречий происходит черед

5 слайд

Часто при образовании простой сравнительной степени наречий происходит чередование согласных основы: тихо — тише; звонко — звонче; просто — проще.

Некоторые наречия имеют простую сравнительную степень с другим корнем: хорошо

6 слайд

Некоторые наречия имеют простую сравнительную степень с другим корнем: хорошо — лучше выглядеть; плохо — хуже чувствовать себя.

Обратим внимание, что неправильно образованы формы составной степени сравнени

7 слайд

Обратим внимание, что неправильно образованы формы составной степени сравнения наречий: более громче; более громко (исходное наречие/положительная степень) менее труднее; трудно более дальше; далеко Это морфологические ошибки в образовании этой формы.

Превосходная степень наречий показывает признак действия, состояния или призн

8 слайд

Превосходная степень наречий показывает признак действия, состояния или признака, который проявляется в наибольшей степени. Она имеет только составную форму. Превосходная степень наречия складывается из начальной формы наречия и вспомогательных слов «наиболее», «наименее», а также из сравнительной степени наречия и вспомогательных слов «всего», «всех». Эта форма может быть образована с помощью суффиксов -ейш-е-, -айш-е-: покорнейше благодарю; глубочайше уважаю

Понаблюдаем, как образовать превосходную степень наречий: громко — наименее

9 слайд

Понаблюдаем, как образовать превосходную степень наречий: громко — наименее громко, громче всех сказать; трудно — наиболее трудно, труднее всего выполнить; далеко — наиболее далеко, дальше всех бросить.

Наречия в форме степеней сравнения поясняют глагол. В предложении они являютс

10 слайд

Наречия в форме степеней сравнения поясняют глагол. В предложении они являются, как правило, обстоятельством. Отличаем их от омонимичных форм качественных прилагательных, которые выступают в роли главного члена предложения — сказуемого. Примеры Почуяв лакомый кусочек, собака подошла ко мне (как?) ближе. Наш колодец (каков?) ближе к дому, чем у соседей. Запах черемухи (каков?) сильнее всех весенних цветов. Кузнец ударил молотом по наковальне (как?) сильнее всех.

Определите устно, в каких словосочетаниях наречия использованы в сравнительно

11 слайд

Определите устно, в каких словосочетаниях наречия использованы в сравнительной степени, в каких – в превосходной. Бежать быстрее, бежать быстрее всех, любить сильнее, любить сильнее всего, смеяться громче.

Найдите и подчеркните словосочетания, содержащие наречия в сравнительной и пр

12 слайд

Найдите и подчеркните словосочетания, содержащие наречия в сравнительной и превосходной степенях. Громче всех поздоровался, ужасно не хотелось, плохо знал, моментально придумал, бодро завёл, уже рассердилась, читай наизусть, кричал громко, прекрасно понял, смотрел ещё внимательнее, сразу вспомнил.

Какое предложение содержит наречие в сравнительной степени? На улице весело с

13 слайд

Какое предложение содержит наречие в сравнительной степени? На улице весело смеются дети. Всех веселее звучал голосок Катеньки. На снимке лицо Бориса веселее. Сегодня ансамбль пел веселее и громче.

Замените данные фразеологизмы наречиями. Положа руку на сердце, у чёрта на ку

14 слайд

Замените данные фразеологизмы наречиями. Положа руку на сердце, у чёрта на куличках, рукой подать, как в аптеке, как баран на новые ворота, на широкую ногу, чёрным по белому, битый час, бок о бок, вверх дном, веки вечные, на вес золота, душа в душу, не покладая рук.

Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Каким членом предл

15 слайд

Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Каким членом предложения являются? Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была. И чем ярче становились воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка. Мы выбирали место поровнее. О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной. Казалось, стучат двое: один – погромче, другой – потише. Перед закатом в тайге стало душнее, тише и дремучей.

Домашнее задание П.15 – выучить правило, упр-224

16 слайд

Домашнее задание П.15 – выучить правило, упр-224

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Титаренко Юлия Германовна
  • Написать
  • 226
  • 08.12.2020

Номер материала: ДБ-1554021

  • Русский язык
  • 7 класс
  • Презентации
  • 05.12.2020
  • 0
  • 02.12.2020
  • 0
  • 02.12.2020
  • 0
  • 02.12.2020
  • 0
  • 02.12.2020
  • 0
  • 02.12.2020
  • 0
  • 02.12.2020
  • 0
  • 01.12.2020
  • 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Стартует программа «Пушкинская карта»

Время чтения: 1 минута

Яровая предложила разработать типовой контракт по закупке питания для школьников

Время чтения: 2 минуты

Педагоги Петербурга получат единовременную выплату в размере 10 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

Объявлены направления для тем итогового сочинения в 2021/22 учебном году

Время чтения: 1 минута

Россияне назвали самые важные школьные предметы

Время чтения: 1 минута

В России предложили лицензировать лекторскую деятельность для борьбы с лженаукой

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

  • Курсы «Инфоурок»
  • Онлайн-занятия с репетиторами на IU.RU

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/narechie/stepeni-sravneniya.html

https://uchitel.pro/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8/

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yazyku-stepeni-sravneniya-narechij-4643718.html