Расстройство звукопроизношения у неслышащих подлежащее коррекции в первую очередь

Нарушения звукопроизношения

Нарушения звукопроизношения – это те дефекты речи, с которыми чаще всего приходится сталкиваться логопеду в своей работе. Нарушения звукопроизношения бывают разных видов:

  • при нормальном слухе и сохранном состоянии центральной нервной системы (дислалия);
  • при нарушенном слухе (дислалия у людей со сниженным слухом);
  • при нормальном слухе и органической недостаточности функционирования центральной нервной системы (дизартрия);
  • полное отсутствие звуков в речи или их крайне непонятное, даже близким людям, произношение из-за грубых нарушений со стороны центральной нервной системы (анартрия).

Нарушения произношения звуков у детей проявляются в дошкольном возрасте, именно тогда они и должны быть исправлены. Также может понадобиться лечение заикания. Однако некоторые родители не придают особого значения нарушенной звукопроизносительной стороне речи своих детей: некоторым кажется неважным то, как говорят их дети; другие думают, что все дети говорят неправильно и со временем всё пройдет само; третьи имеют свой, совершенно «оригинальный» взгляд на проблему. Например, когда маме одного мальчика было указано на звукопроизносительные трудности ребенка и необходимость их исправить до поступления в школу, она заявила логопеду, что ничего исправлять не будет, так как в этом заключается «неповторимое своеобразие» её сына. Ох, и намучился бедняжка с этим «неповторимым своеобразием»!

На самом деле, нарушения звукопроизношения у детей потому и являются нарушениями, что не проходят сами по себе, их исправление требует специальной помощи. Если дефекты звукопроизношения не исправлять, то в начале школьного обучения они почти наверняка скажутся на чтении и письме; в подростковом возрасте могут вызвать болезненные комплексы (особенно, если кто-то из сверстников начнет дразнить, а любителей обидеть в среде подростков всегда предостаточно); позже — ограничить в выборе профессии. Скажем, если юноша хочет поступить в военное училище и не произносит при этом звук «р», его сразу из военкомата направляют к логопеду, а не станет заниматься — и в училище не возьмут. Что это за командир, который не может правильно дать команду «Смирно!»? Взрослым людям тоже крайне важно правильно произносить все звуки родного языка, ведь от того, насколько красиво и правильно говорит человек, зависит его успешность, его карьера, его место в современном мире. Нарушенное звукопроизношение нередко становится причиной профессиональной нереализованности или невостребованности людей в жизни.

Как проявляются нарушения звукопроизношения?

При дислалии нарушается произношение всех групп звуков: шипящих (ш, ж, ч, щ); свистящих (с, з и их мягких пар; ц); сонорных (р, л и их мягких пар); заднеязычных (г, к, х и их мягких пар); переднеязычных (т, д и их мягких пар). Нарушения эти могут быть очень разнообразными: отсутствие звуков; замены звуков (например, вместо р – л; вместо к – т) искажения («щёчный» р; «боковой» ш; горловой л).

У людей со сниженным слухом, как у детей, так и у подростков и взрослых, возникают затруднения в различении шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных. Вместо «бабочка» получается, например, «папочка».

При дизартрии страдает не только произношение согласных звуков, но и произношение гласных, а также дыхание и выразительность речи. Кроме того, дефекты звукопроизношения при дизартрии носят более стойкий характер, чем при дислалии, и требуют более сложной работы по их устранению.

При анартрии, поскольку звуков в речи практически нет, на первое место выступает неврологическая симптоматика: слюнотечение, нарушение подвижности губ и языка, гипомимичность лица, нарушенное дыхание и т.д.

Причины нарушения звукопроизношения

Причины нарушений звукопроизношения очень разнообразны, и от их правильного определения зависит успешность устранения этих нарушений. Причинами возникновения дислалий могут быть:

  • дефекты строения речевого аппарата (укороченная уздечка языка; неправильный прикус; неправильное строение нёба, слишком толстые губы);
  • неправильное воспитание речи ребенка в семье («сюсюканье»);
  • подражание неправильной речи;
  • двуязычие в семье;
  • снижение физиологического слуха.

Дизартрию и анартрию вызывают органические поражения центральной нервной системы в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка или на мозг взрослого человека:

  • внутриутробные поражения плода;
  • родовые травмы (например, асфиксия);
  • несовместимость матери и плода по резус-фактору;
  • инфекционные заболеваний нервной системы, перенесенных в первые годы жизни (менингиты, энцефалиты);
  • детский церебральный паралич (ДЦП);
  • нарушение мозгового кровообращения (инсульт), черепно-мозговая травма.

Нарушения звукопроизношения, даже самые серьёзные, — это, практически всегда устранимые дефекты. Почему же так много взрослых людей говорят, неправильно произнося целый ряд звуков русского языка? Самое главное в исправлении нарушений звукопроизношения, как уже говорилось выше, — это правильное определение причины нарушения. Очевидно, что каждой причине должен соответствовать конкретный способ коррекции. Если исправлять нарушенное произношение у человека, страдающего дизартрией, используя методы коррекции дислалий, эффект будет незначительный или его не будет совсем. Понятно, что человек может разочароваться и махнуть рукой на свою проблему, продолжая испытывать от неё неудобства. Кроме того, диагноз «дизартрия» ставит врач и назначает медикаментозное лечение. Таким образом, устранение нарушений звукопроизношения должно носить комплексный характер.

Именно такой подход мы предлагаем Вам в нашем Центре. Вашей проблемой будут заниматься одновременно все специалисты, от которых зависит её решение. Если Вы или Ваши близкие испытывают трудности от неправильного произношения звуков, приходите на первичный диагностический прием, на котором специалист составит для Вас индивидуальный маршрут работы с этой проблемой.

Примеры из практики

А., 17 лет. Обратилась с жалобой на неправильное произношение звука «р». Призналась, что стесняется своего неправильного произношения с детства и старается так строить свою речь, чтобы в ней не было слов с этим звуком. Очень хочет поступить в педагогический университет и поэтому решила обратиться к логопеду. Проведено 15 занятий, звук поставлен, введен в речь, даны дальнейшие рекомендации по автоматизации звука. Успешно поступила в педагогический университет.

У., 35 лет. Обратилась с жалобой на плохую речь. В речи нарушено звукопроизношение шипящих и свистящих, все гласные звуки произносились как один и тот же нейтральный носовой звук. Диагноз врача: «Последствия нейро-инфекции. Дизартрия». Было проведено 30 занятий. Речевая функция восстановлена полностью.

Консультация для родителей «О коррекции нарушений звукопроизношения»

Шимон Ольга
Консультация для родителей «О коррекции нарушений звукопроизношения»

«О коррекции нарушений звукопроизношения»

Инструктор по физической культуре

Развитие правильного звукопроизношения и формирование связной речи является очень важным процессом и для родителей, и для их ребенка. На родителей возложена огромная ответственность перед своими детьми.

Если вы отмечаете, что ребенок все еще плохо выговаривает некоторые звуки по исполнении ему 4, а то и 5 лет, то необходимо обратить на это пристальное внимание и не затягивать с принятием соответствующих мер.

1. Обратиться за помощью к специалисту (логопеду, дефектологу, который подберет для вас индивидуальную программу коррекции нарушений звукопроизношений.

2. Самостоятельно заниматься с ребенком дома. Можно пережевывать объемную твердую пищу, надувать щеки, дуть мыльные пузыри и прочее. Очень полезны дыхательные упражнения. Ежедневно нужно читать вслух ребенку детские книги. Эффективно для развития речи заниматься лепкой, аппликацией, рисованием, и прочими видами развития мелкой моторики у детей. Все это благоприятным образом сказывается на развитии речевого аппарата крохи. В возрасте ребенка от четырех до пяти лет произношение звуков должно корректироваться, исключение составляет звук «р». Уметь его выговаривать ребенок должен к шести годам.

3 уровня произношения звуков.

I уровень – полное не умение произнести звук (ни во фразах, ни в отдельных словах, ни изолированно, ни повторить по образцу (порычи как тигр,воздух из насоса выходит: «с – с – с»)

II уровень – ребёнок правильно произносит звук изолированно, но искажает или пропускает во всех словах и во фразовой речи, то есть правильный звук есть, но он не АВТОМАТИЗИРОВАН.

III уровень – ребёнок может правильно произнести звук изолированно, в словах, при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другим, близким по артикуляции или звучанию. Наиболее часто дети смешивают звуки: С/Ш, З/Ж, СЬ/Щ, Ц/Ч, Б/П, Л/Р, Д/Т, Г/К, Ы/И.

Для успешной коррекции необходимо точно знать уровень исправления произношения звука, так как от этого зависит характер коррекционной работы:

— ставить звук (I уровень)

— автоматизировать – постепенно вводить в речь (II уровень)

— проводить дифференциацию с другими звуками (III уровень)

Вообще с неправильным произношения звуков у детей мы встречаемся очень рано – уже в младшей группе детского сада. Но там чаще наблюдаются ВРЕМЕННЫЕ (ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ) НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, обусловленные недостаточной сформированности речевого слуха или артикуляционного аппарата.

При нормальных условиях: и в детском саду и дома, когда взрослые правильно разговаривают с малышом, когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, которое способствует усвоению фонематической системы языка и развитию речедвигательных и речеслуховых анализаторов, эти нарушения постепенно исчезают.

Задача родителей – ежедневно заниматься с детьми артикуляционной гимнастикой и самомассажем, закреплять изучаемый звук в речи ребенка, контролировать выполнение домашнего задания, поощрять каждое усилие и интерес к выполнению заданий и контролю за речью, регулярно посещать логопеда.

А также, необходимо помнить, что речь взрослых является эталоном для речевого развития детей.

Нарушения произношения звуков у детей проявляются в дошкольном возрасте, именно тогда они и должны быть исправлены. Однако некоторые родители не придают особого значения нарушенной звукопроизносительнойстороне речи своих детей: некоторым кажется неважным то, как говорят их дети; другие думают, что все дети говорят неправильно и со временем всё пройдет само; третьи имеют свой, совершенно «оригинальный» взгляд на проблему. Например, когда маме одного мальчика было указано на звукопроизносительные трудности ребенка и необходимость их исправить до поступления в школу, она заявила логопеду, что ничего исправлять не будет, так как в этом заключается «неповторимое своеобразие» её сына. Ох, и намучился бедняжка с этим «неповторимым своеобразием»!

На самом деле, нарушения звукопроизношения у детей потому и являются нарушениями, что не проходят сами по себе, их исправление требует специальной помощи. Если дефекты звукопроизношения не исправлять, то в начале школьного обучения они почти наверняка скажутся на чтении и письме; в подростковом возрасте могут вызвать болезненные комплексы (особенно, если кто-то из сверстников начнет дразнить, а любителей обидеть в среде подростков всегда предостаточно); позже — ограничить в выборе профессии. Скажем, если юноша хочет поступить в военное училище и не произносит при этом звук «р», его сразу из военкомата направляют к логопеду, а не станет заниматься — и в училище не возьмут. Что это за командир, который не может правильно дать команду «Смирно!»? Взрослым людям тоже крайне важно правильно произносить все звуки родного языка, ведь от того, насколько красиво и правильно говорит человек, зависит его успешность, его карьера, его место в современном мире. Нарушенное звукопроизношение нередко становится причиной профессиональной нереализованности или невостребованности людей в жизни. Как проявляются нарушения звукопроизношения? При дислалии нарушается произношение всех групп звуков: шипящих (ш, ж, ч, щ); свистящих (с, з и их мягких пар; ц); сонорных (р, л и их мягких пар); заднеязычных (г, к, х и их мягких пар); переднеязычных (т, д и их мягких пар). Нарушенияэти могут быть очень разнообразными: отсутствие звуков; замены звуков (например, вместо р – л; вместо к – т) искажения («щёчный» р; «боковой» ш; горловой л). У людей со сниженным слухом, как у детей, так и у подростков и взрослых, возникают затруднения в различении шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных. Вместо «бабочка» получается, например, «папочка».

Нарушения звукопроизношения, даже самые серьёзные, — это, практически всегда устранимые дефекты. Почему же так много взрослых людей говорят, неправильно произнося целый ряд звуков русского языка? Самое главное в исправлении нарушений звукопроизношения, как уже говорилось выше, — это правильное определение причины нарушения. Очевидно, что каждой причине должен соответствовать конкретный способ коррекции. Устранение нарушений звукопроизношения должно носить комплексный характер.

Использование биологической обратной связи для коррекции речевых нарушений у дошкольников Российским ученым-физиологом, кандидатом биологических наук, Президентом Ассоциации Биологической Обратной Связи Сметанкиным Александром.

Консультация «Дидактическая игра как средство коррекции нарушений фонематического восприятия у старших дошкольников» Усвоение программного материала по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста зависит от правильного выбора метода обучения. При.

Консультация «Дидактическая игра как средство коррекции нарушений фонематического восприятия у старших дошкольников» Усвоение программного материала по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста зависит от правильного выбора метода обучения. При.

Консультация для родителей «Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ» Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ В настоящее время наблюдается усиленный рост числа речевых расстройств.

Консультация для родителей «Коррекция звукопроизношения в семье» Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми.

Консультация для родителей «Причины задержки речи и речевых нарушений» Причины задержки речи и речевых нарушений. Социальные факторы: — Неразвитая речевая среда — Отсутствие потребности в разговоре с ребенком.

Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста» Как развивается речь детей от 2-х до 3-х лет в норме? Что является отклонением от нормы и как родители могут приблизить речь своего ребенка.

Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения» Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой.

Консультация учителя-логопеда для родителей «Роль родителей в работе по коррекции звукопроизношения у детей» В детском саду Вашего ребёнка зачислили на логопедический пункт, и логопед проводит с ним занятия 2-3 раза в неделю. К сожалению, многие.

Проект по взаимодействию учителя-логопеда и родителей для организации работы по коррекции речевых нарушений у детей Тип проекта: информационный; по содержанию, детско-взрослый; долгосрочный. Начало проекта: сентябрь 2017года. Участники: родители,.

«Нарушение звукопроизношения у ребенка: причины, проявления, направления коррекционной работы»
статья по логопедии (старшая группа)

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

Причины речевой патологии многообразны. Необходимо проводить анализ самого процесса возникновения дефекта, учитывать общие закономерности аномального развития и закономерности речевого развития на каждой возрастной стадии, подвергать специальному изучению условия, окружающие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
narushenie_zvukoproiznosheniya_u_rebenka.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Нарушение звукопроизношения у ребенка: причины, проявления, направления коррекционной работы»

ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ .

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

Причины речевой патологии многообразны. Необходимо проводить анализ самого процесса возникновения дефекта, учитывать общие закономерности аномального развития и закономерности речевого развития на каждой возрастной стадии, подвергать специальному изучению условия, окружающие ребенка.

Огромное значение имеет влияние речевого окружения, общения, эмоционального контакта и других факторов на созревание речевой системы. Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения может служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих родителей, у длительно болеющих и часто госпитализируемых детей, возникновение у ребенка заикания при длительных психотравмирующих ситуациях в семье и др.

У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Можно выделить некоторые виды дефектов речи, которые возникают по подражанию, например дефекты произношения звуков л, р, ускоренный темп речи и др. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды ее развития, которые создают предрасполагающие условия для «срыва» речи в 1-2 г., в 3 г. и в 6-7 лет.

Основные причины патологии детской речи:

Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.

Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.

Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.

В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.

При анализе причин возникновения нарушений следует учитывать соотношение речевого дефекта и сохранных анализаторов и функций. Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

Раннее выявление детей с отклонениями в развитии в первую очередь проводится в семьях с «повышенным риском». К таким относятся:

семьи, где уже имеется ребенок с тем или иным дефектом;

семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, нарушением слуха у одного из родителей или у обоих;

семьи, где матери перенесли во время беременности остроинфекционное заболевание, тяжелый токсикоз;

семьи, где имеются дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, родовую асфиксию, травму или же нейроинфекцию, черепно-мозговые травмы в первые месяцы жизни.

ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Реже всего происходят нарушения простых про способу артикуляции м, н, т, п. Чаще нарушается произношение звуков:

свистящих (с, з, ц);

шипящих (ш, ж, щ, ч).

Мягкие пары этих согласных произносят правильно, так как они просты в артикуляции (по сравнению с твердыми вариантами). У детей обычно может нарушаться только одна группа звуков. К примеру, только шипящие или только заднеязычные звуки. Такое нарушение звукопроизношения определяется как частичное.

При сложных нарушениях возникают проблемы сразу с несколькими группами звуков: шипящими, свистящими, сонорными.

Выделяют три формы нарушения звуков:

искаженное произношение звука;

отсутствие звука в речи;

замена одного звука другим.

Причина искаженного произношения кроется в нарушении артикуляционной моторики. Ребенок не способен правильно выполнить движение артикуляционным аппаратом (язык). В результате звуки искажаются или произносятся неточно. Подобные нарушения являются фонетическими. Также одной из причин замены звуков может быть недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. В результате, дети не способны услышать разницу между звуком и его заменителем.

Также бывают случаи, когда у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой могут искажаться. Например, свистящие «С», «З», «Ц» заменяются звуками «Т», «Д», а звук «Р» искажается. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

Нарушения групп звуков (фонетические/фонематические):

сигматизмы/парасигматизмы (звук с);

ламбдацизмы/параламбдацизмы (звуки л и л`);

ротацизмы/параротацизмы (звуки р и р`);

йотацизмы/парайотацизмы (звук й);

каппацизмы/паракаппацизмы (звук к).

Нарушения групп звонких и мягких звуков (дефекты озвончения и дефекты смягчения).

Все разновидности нарушений произношений имеют свои способы исправления. Также логопеды различают три уровня нарушений:

Первый уровень. Ребенок не способен самостоятельно произнести звук во фразовой речи или в отдельных словах.

Второй уровень. Способность произносить звук изолированно или в простых словах.

Третий уровень. Смешивание звука в речевом потоке, но имеется возможность его произнести.

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.

1.Артикуляционная гимнастика (развитие органов артикуляции). Статические и динамические артикуляционные упражнения.

2. Уточнение артикуляции звуков.

3. Постановка звуков.

4. Автоматизация поставленных звуков (ввод в речь).

5. Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

Нарушение звукопроизношения может проявляться самостоятельно, как дефект речи или быть частью других речевых нарушений (дизартрия, алалия).

В первом случае логопед работает над исправлением произношения звуков. Во втором случае исправляет деффект, в зависимости от особенностей нарушений. Работа над произношением должна начинаться с детского возраста, с 2-3 лет. Коррекция нарушений учителем-логопедом является обязательной частью полноценного развития ребенка.

Работа специалиста направлена на развитие речи ребенка, а также на формирование правильного восприятия звуков.