Расстояние преодолевает конь подлежащее сказуемое ответить

Презентация по русскому языку «Главные и второстепенные члены предложения»

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку «Главные и второстепенные члены предложения»»

1. Повторим теорию:

 главные члены предложения — подлежащее и сказуемое

 образец рассуждения при нахождении главных членов предложения

 когда между подлежащим и сказуемым ставится тире

 распространённые и нераспространённые предложения

 Второстепенные члены предложения – определение, дополнение и обстоятельство.

 как определить вид второстепенного члена предложения

 вопросы и задания для самоконтроля

2. Проверим наши знания:

 определи части речи

 определи слова (дополнение или подлежащее)

 по заданным признакам определите предмет

 замените фразеологизмы наречиями.

 определите роль выделенных слов.

главный член предложения, который означает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?

главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи.

можно задать общий вопрос: о чём (о ком) говорится в предложении? То, о чём (о ком) говорится в предложении, — это предмет речи.

можно задать общий вопрос: что говорится о предмете речи?

Общий вопрос к сказуемому может уточняться вопросами: что делает предмет? какой он? кто он такой? и др.

Сказуемое выражается чаще всего глаголами.

Сказуемое может быть выражено также существительными и прилагательными.

Подлежащее обычно выражается существительным или местоимением в им. п.

Вверху дул слабый ветер . Он сбрасывал с ветвей снег. (К. Паустовский.)

Вернуться к содержанию

Образец рассуждения при нахождении главных членов:

Вверху дул слабый ветер

В предложении Вверху дул слабый ветер

предметом речи является ветер . Это подлежащее .

Что говорится о ветре? — дул .

Глагол дул выполняет роль сказуемого .

Для продолжения щёлкни мышкой

При разборе предложения вместо слова «предмет» вводим конкретное подлежащее:

что делает ученик? Ученик читает книгу.

ученик какой? каков? Ученик аккуратный .

Ученик аккуратен. Книга — источник знаний.

что такое книга? книга какая? какова?

Книга интересная Книга интересна.

Вернуться к содержанию

Если подлежащее и сказуемое выражены существительными в им. п ., между ними ставится тире. Если в составе сказуемого есть слово это, тире ставится перед ним: Книгаисточник знаний. Книгаэто источник знаний, [сущ. — (это) сущ.]

Вернуться к содержанию

Предложения, состоящие только из главных членов

Предложения, имеющие второстепенные члены

После знойного лета наступила золотая осень .

Распространённые предложения дают больше информации, чем нераспространённые, поэтому нужно учиться распространять предложения второстепенными членами.

Вернуться к содержанию

Второстепенные члены предложения. Второстепенными называются члены предложения, которые служат для пояснения, уточнения, дополнения главных или других второстепенных членов и грамматически подчинены им. Второстепенные члены предложения — это определение, дополнение и обстоятельство.

Вернуться к содержанию

Определение — второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

В качестве определения обычно выступают прилагательные и местоимения, которые зависят от членов предложения, выраженных существительными: Наша (чья?) дорога вывела нас на (какую?) широкую поляну. (К. Паустовский.)

Для продолжения щёлкни мышкой

Определение может быть выражено существительным: Планы и мечты (чьи?) бабушки простирались далеко-о… (В. Астафьев)

Вернуться к содержанию

второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? (чего?), кому? (чему?) и др .

Дополнения выражаются существительными и местоимениями и чаще всего зависят от сказуемого:

Старик ловил (ч е м?) неводом (чт о ?) рыбу. (А. Пушкин.)

Вернуться к содержанию

второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и т. д. и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? и др.

Обстоятельства обычно выражаются наречиями и существительными с предлогами и чаще всего зависят от сказуемого:

Над рекой (где?) опустился туман. (К. Паустовский.)

После знойного лета (когда?) наступила золотая осень. (И. Соколов-Микитов.)

Люди валились с ног (почему? отчего?) от усталости. (В. Санин.)

Дуб растёт (как?) медленно. (И. Соколов-Микитов.)

Вернуться к содержанию

Чтобы определить вид второстепенного члена предложения, нужно:

найти слово, от которого этот второстепенный член зависит;

выяснить, что он обозначает;

узнать, на какой вопрос отвечает;

определить, какой частью речи

от какого слова зависит

Выяснить, что обозначает

Признак предмета (лица)

Найти, на какой вопрос отвечает

От глагола или прилагательного

Определить, чем выражен

Предмет, с которым связано действие или признак

Чаще всего прилагательным или местоимением; существительным в косвенном падеже

Как или при каких обстоятельствах совершается действие или проявляется признак

Вопросы косвенных падежей

Как? когда? как долго? где? куда? откуда? почему? зачем?

Чаще всего существительным или местоимением в косвенном падеже

Чаще всего наречием; существительным в косвенном падеже

Вернуться к содержанию

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Какие члены предложения называются второстепенными? Перечислите все второстепенные члены предложения.
  • 2. Что называется дополнением?
  • 3. К чему относится и чем выражается дополнение?
  • 4. Что такое прямое дополнение, чем оно выражается?
  • 5. Что такое косвенное дополнение, чем оно выражается?
  • 6. Что такое определение?
  • 7. Что называется обстоятельством? Перечислите группы обстоятельств по значению, укажите, на какие вопросы они отвечают, и приведите примеры.
  • 8. Назовите способы выражения обстоятельств, приведите примеры.

Вернуться к содержанию

Запишите предложения. Вставьте подходящие по смыслу слова.

1. Подлежащее и сказуемое — это . члены предложения

Запишите предложения. Вставьте подходящие по смыслу слова.

2. Главные члены предложения составляют его… .

Запишите предложения. Вставьте подходящие по смыслу слова.

3. Предложения могут не иметь второстепенных членов. Поэтому они называются … .

Запишите предложения. Вставьте подходящие по смыслу слова.

4. Если в предложении имеются второстепенные члены, значит оно … .

Запишите предложения. Вставьте подходящие по смыслу слова.

5. Второстепенные члены предложения – это … .

подлежащее и сказуемое

существительное и глагол

определение, дополнение, обстоятельство

Вернуться к содержанию

Подлежащее и сказуемое —

это . члены предложения

Вернуться к вопросу

Главные члены предложения составляют его… .

Вернуться к вопросу

Предложения могут не иметь второстепенных членов. Поэтому они называются … .

Вернуться к вопросу

Если в предложении имеются второстепенные члены, значит оно … .

Вернуться к вопросу

Второстепенные члены предложения – это … .

Вернуться к содержанию

Какими частями речи выражены выделенные дополнения?

Открываешь книгу ты —

Шелестят ее листы!

Буквы черные стоят.

Надо знать их имена,

И тогда про все вокруг

Поведет с тобой она

Речь, как самый верный друг.

И про силу буйных рек,

И про то, как эти реки,

Книга все тебе расскажет,

С ней беседа не наскучит.

Край родной она покажет

И любить тебя научит.

Именами существительными с предлогами и без предлогов

Местоимениями с предлогами и без предлогов

Именами существительными и местоимениями с предлогами и без предлогов

Чем являются выделенные слова, дополнением или подлежащим?

Расстояние преодолевает конь,

препятствие преодолевает воля.

Чем являются выделенные слова, дополнением или подлежащим?

Малая лень большое горе приносит.

Чем являются выделенные слова, дополнением или подлежащим?

Иной язык мед принесет,

другой беду накличет.

Чем являются выделенные слова, дополнением или подлежащим?

Дерево точит червь изнутри.

Вернуться к вопросу

Вернуться к вопросу

Вернуться к вопросу

Вернуться к содержанию

По данным признакам определите предмет

По данным признакам определите предмет

По данным признакам определите предмет

Сухое, свежее, душистое.

По данным признакам определите предмет

По данным признакам определите предмет

По данным признакам определите предмет

По данным признакам определите предмет

Вернуться к вопросу

Вернуться к содержанию

Допишите окончания. Определите, какими членами предложения являются эти слова.

1. Хорош работа и старика молодит.

2. Летн день год кормит.

3. Красн лето — зеленый покос.

4. Больш кораблю — больш плавание.

5. Добр портной с запасом шьет.

6. В осени ненастье семь погод на дворе.

7. В зимн холод всякий молод.

8. Осторожн коня и зверь в поле не берет.

9. Худ слово доведет до зл

10. От одн берега отстал, к друг не пристал.

Замените фразеологизмы наречиями.

1. Мальчик бежал во все лопатки .

2. Он сказал не в бровь, а в глаз .

3. Девочка выучила задание назубок .

4. Она пришла ни свет ни заря .

5. Работу он знал как свои пять пальцев .

6. Сергей выполнил задание из рук вон плохо .

7. До спорткомплекса рукой подать .

8. Она работает не покладая рук .

Для справок: плохо, близко, хорошо, быстро, рано,

Прочитайте предложения, определите роль выделенных слов.

Небо молнией летучей опоясалось кругом. (Ф.Тютчев)

Прочитайте предложения, определите роль выделенных слов.

И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом. (А.Пушкин.)

Прочитайте предложения, определите роль выделенных слов.

Он не доволен кругом своих знакомых.

Прочитайте предложения, определите роль выделенных слов.

Часть плоскости, ограниченная окружностью, называется кругом.

Синтаксический разбор предложения в тексте

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1
    Г Вставьте
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Глагол в личной форме
    • Начальная форма: ВСТАВИТЬ
    • Все характеристики
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: ТЕКСТ
    • Все характеристики
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: ПОЛ
    • Все характеристики

      Слово может быть разобрано в 4-х вариантах

    • Вариант 1:
    • Часть речи: Наречие
    • Начальная форма: ВЫШЕ
    • Вариант 2:
    • Часть речи: Предлог
    • Начальная форма: ВЫШЕ
    • Вариант 3:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: ВЫША
    • Все характеристики

    • Вариант 1:
    • Часть речи: Инфинитив
    • Начальная форма: ВЫПОЛНИТЬ
    • Все характеристики
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Прилагательное
    • Начальная форма: синтаксический
    • Все характеристики
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: РАЗБОР
    • Все характеристики

      Характеристика предложения

      По цели высказывания
      По интонации (по эмоциональной окраске)
      По количеству грамматических основ
      По количеству главных членов предложения
      По наличию второстепенных членов

      О инструменте

      После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

      Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

      Какой вариант разбора выбрать?

      Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

      Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

      Часть речи сверху слова

      Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

      Презентация «Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения» 4 класс

      Код для использования на сайте:

      Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

      Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

      После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

      Подписи к слайдам:

      Урок русского языка в 4 классе

      подготовила учитель начальных классов Шебалкова А.М.

      Учите русский — годы к ряду, Учите русский — годы к ряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждет великая награда И та награда в нем самом.

      Расстояние преодолевает конь. Препятствия преодолевает воля. Тема урока Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. Расстояние преодолевает конь. Препятствия преодолевает воля. Цели урока 1. Узнать, что такое грамматическая основа предложения. 2. Научиться находить и выделять грамматическую основу в предложении. Грамматическая основа предложения включает главные члены: подлежащее и сказуемое или одно из них. Грамматическая основа предложения включает главные члены: подлежащее и сказуемое или одно из них. Действуй по плану 1. Прочитай предложение. 2. Назови грамматическую основу. 3. Назови подлежащее и сказуемое. Физкультминутка Алгоритм нахождения грамматической основы 1. Прочитай предложение. 2. О ком или о чем говорится в предложении? 3. Задай вопрос(кто? или что?).Найди подлежащее. 4. Подчеркни одной чертой. 5. Какой частью речи выражено? 6. Задай вопрос(что делает? что сделает. ) Найди сказуемое. 7. Подчеркни двумя чертами. 8. Какой частью выражено? 9. Прочитай грамматическую основу. Грамматические основы