Это указательное местоимение подлежащее

Каким членом предложения может быть местоимение?

Местоимение может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния. Приведем при­ме­ры с место­име­ни­ем в син­так­си­че­ской роли глав­ных чле­нов пред­ло­же­ния, под­ле­жа­ще­го и имен­ной части ска­зу­е­мо­го, и вто­ро­сте­пен­ных чле­нов — допол­не­ния, опре­де­ле­ния и обстоятельства.

Синтаксическая роль местоимений в предложении

Каким чле­ном пред­ло­же­ния явля­ет­ся место­име­ние, мож­но опре­де­лить, исхо­дя из того, сло­во какой части речи оно заме­ня­ет, на что место­име­ние ука­зы­ва­ет, на лицо или пред­мет, на при­знак или коли­че­ство. Рассмотрим подроб­но, какую син­так­си­че­скую роль выпол­ня­ет место­име­ние в предложении.

Таблица

Синтаксическая рольПримерыВопрос
Подлежащее Я писал сооб­ще­ние на ходу.(кто?) я писал.
СказуемоеЭти пер­чат­ки были вовсе не мои .пер­чат­ки (како­вы?) были не мои.
ОпределениеДевушке шла любая шляп­ка .шляп­ка (какая?) любая.
ДополнениеНе рой яму дру­го­му , сам в нее попадешь.не рой (кому?) другому.
Обстоятельство Между нами села наша знакомая.села (где?) меж­ду нами.

Местоимение — главный член предложения

Подлежащее

Если место­име­ние заме­ня­ет собой суще­стви­тель­ное и ука­зы­ва­ет на лицо или неоду­шев­лен­ный пред­мет, то чаще все­го оно явля­ет­ся глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, то есть под­ле­жа­щим, или допол­не­ни­ем. Такую син­так­си­че­скую роль в пред­ло­же­нии выпол­ня­ют местоимения-существительные, при­над­ле­жа­щие к раз­ным разрядам:

  • лич­ные место­име­ния (я, ты, он);
  • вопро­си­тель­ные место­име­ния (кто? что?);
  • отно­си­тель­ные место­име­ния (кто, что);
  • отри­ца­тель­ные место­име­ния (никто, ничто, нико­го, ниче­го);
  • неопре­де­лён­ные место­име­ния (некто, нечто, что-то, кое-кто)

Местоимение в роли под­ле­жа­ще­го име­ет грам­ма­ти­че­скую фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа и отве­ча­ет на вопро­сы кто? что? Местоимения в фор­ме кос­вен­ных паде­жей явля­ют­ся дополнением.

Примеры

Я не хочу огор­чать вас этим известием.

— Ты возь­мешь меня с собой на рыбал­ку? — спра­ши­ва­ет маль­чон­ка у стар­ше­го брата.

Солнце быст­ро сади­лось в море. Оно бро­си­ло послед­ний баг­ря­ный отсвет на воду.

Кто мно­го зна­ет , тот нигде не про­па­дет .

Несколько детей с шумом и виз­гом плес­ка­лись в речке.

Местоимение — часть составного именного сказуемого

Если в пред­ло­же­нии име­ет­ся под­ле­жа­щее, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным или сло­вом дру­гой части речи, а глагол-сказуемое отсут­ству­ет, то место­име­ние пояс­ня­ет под­ле­жа­щее и высту­па­ет в роли имен­ной части состав­но­го ска­зу­е­мо­го. При место­име­нии в этой син­так­си­че­ской роли может быть глагол-связка «был», «будет», «может», «явля­ет­ся» и пр.

Примеры

Чья в этом вина , никто не знает.

Этот жур­нал будет моим , когда ты его прочтешь.

Каковы люди в этом посел­ке, всем известно.

Мы поин­те­ре­со­ва­лись, какой в этом доме рас­по­ря­док .

Местоимение в роли второстепенных членов предложения

Дополнение

Местоимение-существительное в син­так­си­че­ской роли допол­не­ния зави­сит от глагола-сказуемого и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Примеры

Без тебя я быст­ро соску­чил­ся и загру­стил .

Ему вспом­ни­лась послед­няя поезд­ка в Петербург.

Из-за плес­ка воды не рас­слы­шишь, что кри­чат с берега.

Начальнику поляр­ной стан­ции нуж­но еще кое с кем пере­го­во­рить о достав­ке нуж­ных материалов.

Не зво­ни­те ей боль­ше с этой просьбой.

Порой люди сер­дят­ся на себя за излиш­нюю доверчивость.

Хочется съесть что-нибудь вкусное.

Определение

Второстепенным чле­ном пред­ло­же­ния в роли опре­де­ле­ния высту­па­ют все раз­ря­ды место­име­ний, ука­зы­ва­ю­щих на при­знак пред­ме­та. Особое вни­ма­ние про­явим, если при­тя­жа­тель­ные место­име­ния «его», «её», «их» пояс­ня­ют суще­стви­тель­ные и явля­ют­ся несо­гла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми.

Местоимения в син­так­си­че­ской роли опре­де­ле­ний отве­ча­ют на вопро­сы: какой? чей?

Примеры

В нашей арте­ли насчи­ты­ва­лось восемь лесорубов.

Человек все­гда дол­жен пом­нить сво­их пред­ков .

Мой вопрос так и остал­ся без ответа.

Её лицо рас­крас­не­лось от волнения.

Казалось, в строй­ном хоре его голос вел всех за собой.

Их ста­ра­ния увен­ча­лись все-таки успехом.

Обстоятельство

Местоимения в роли обсто­я­тельств ука­зы­ва­ют на коли­че­ство чего-либо и чаще все­го встре­ча­ют­ся в соста­ве син­так­си­че­ски неде­ли­мых сло­во­со­че­та­ний со сло­ва­ми дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ны­ми в падеж­ной фор­ме и др.) Обстоятельство, выра­жен­ное место­име­ни­ем с суще­стви­тель­ным, зави­сит от глагола-сказуемого и отве­ча­ет на вопро­сы: когда? с каких пор? сколь­ко? как? и пр.

Примеры

В то вре­мя все было здесь по-другому.

Сколько дней пого­да будет ненаст­ной ?

Кошки спо­соб­ны гулять сами по себе .

Сколько лет дедуш­ка здесь живет ?

В этот час ты можешь наве­стить нас.

Мы наблю­да­ли яркий звез­до­пад несколь­ко ночей под­ряд в августе.

Видеоурок

Это указательное местоимение подлежащее

Изучая в 6 классе указательные местоимения, мы учимся определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.

Иногда трудно понять, что обозначает слово «это». Оно может быть местоимением, заменять прилагательные и существительные, связкой в именном сказуемом и даже частицей. Виды сказуемого шестиклассники ещё не знают, а частицу как часть речи будут изучать только в седьмом классе.

Как же помочь ребятам точно определять синтаксическую функцию слова «это»? В качестве дидактического материала воспользуемся простыми и сложными предложениями, а также текстами разных стилей и типов речи из произведений Константина Паустовского. Покажем, какие возможны варианты употребления местоимения ЭТО.

Для начала напомним, что начальная форма данного указательного местоимения – ЭТОТ. Его общее значение – выделение какого-то одного предмета из числа однородных, который расположен в пространстве близко или рядом, чем, например, предмет, на который указывает слово ТОТ.

Указательное местоимение-прилагательное ЭТО имеет признаки рода (ЭТОТ, ЭТА, ЭТО) и числа (ЭТИ), а также изменяется по падежам. При склонении во множественном числе и в единственном числе в мужском роде в Винительном падеже имеются двоякие формы: ЭТИХ, ЭТОГО для обозначения одушевлённых предметов и ЭТИ, ЭТОТ для обозначения неодушевлённых предметов. В предложениях выделенные указательные местоимения являются определениями, поскольку относятся к существительным и согласуются с ними.

ЭТИХ людей сюда не пропустили (одушевлённый предмет, множественное число).

Я не видел ЭТОГО человека полгода (одушевлённый предмет, единственное число).

Но тем интереснее было бы знать все ЭТИ деревья (неодушевлённый предмет, множественное число), кустарники и травы со всеми их свойствами.

ЭТОТ путь нам знаком (одушевлённый предмет, единственное число).

Встречаются предложения с инверсионным порядком слов:

Цветы ЭТИ собраны в большие стоячие кисти.

Делали ЭТО они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.

Местоимение ЭТО как существительное обозначает событие, факт, ситуацию, помогает избежать повтора и заменяет слова, являясь подлежащим:

Их вершины окутывал туман, и ЭТО придавало деревьям призрачный вид.

Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. Но ЭТО не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству.

В бездонной синеве и глубине появились жёлтые очертания острова, похожего на цветок чертополоха. ЭТО была Корсика.

Но на Ильинском омуте не было, к сожалению, ни ветряной, ни водяной мельницы. И ЭТО очень жаль.

Местоимение ЭТО является средством связи предложений в тексте:

То был лес на правом берегу Оки. Далеко за ЭТИМ лесом пряталась усадьба Богимово. (Определение)

Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. Он не понимал, что ЭТО значит. (Подлежащее)

Я не мог понять, о каких беличьих запасах идёт речь. Кого бы расспросить об ЭТОМ? (Дополнение)

Местоимение может входить в обобщающий член предложения как подлежащее:

Берега Корсики, её замки, алый цвет каких-то кустарников, ливень синего средиземноморского света – всё ЭТО не могло оторвать мои мысли от маленькой сыроватой ложбины на Ильинском омуте.

Всё ЭТО : новые моря, каналы, леса, растительность, новый климат – создавалось на наших глазах.

Слово Это является подлежащим:

ЭТО правда, что вы отбираете у белок сосновые шишки?

Маша не знала, что ЭТО вовсе не грусть, а то чувство, какому нет еще, пожалуй, точного названия – замирание сердца перед неизвестным будущим.

Может, ЭТО последняя заря в моем существовании.

Слово ЭТО может выполнять роль связки в именном сказуемом и входить в его состав:

Кипрей – ЭТО наш помощник.

В роли дополнения слово ЭТО используется в диалоге, в составе полных и неполных предложений:

– Да нет, ЭТО я не вам говорю, – засмеялась она. – ЭТО котёнку.

Некоторые словосочетания, например ЭТИМ ЛЕТОМ, могут входить в состав обособленного определения:

Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною ЭТИМ летом, – мой первый пейзаж».

Цельные словосочетания являются обстоятельствами времени:

С каких ЭТО пор на крейсере завелись барышни?

Указательной частицей слово ЭТО обычно бывает в предложениях типа «ЭТО рубят лес» или «ЭТО ты поёшь».

Местоимение-частица может стоять и после сказуемого:

Иду ЭТО я по лесной тропинке и вижу пичужку.

Жили мы ЭТО втроём.

И после вопросительных слов ОТЧЕГО, КАКИЕ, КАК, ПОЧЕМУ, КУДА:

Отчего ЭТО мне грустно, не понимаю? – спросила вполголоса Маша.

«Какие же ЭТО петухи? Первые или вторые. »

Как ЭТО «в порядок»? – удивилась Маша.

Вместе с другими модальными частицами ЧТО ЗА, ВОТ в вопросительных или восклицательных предложениях слово ЭТО передаёт экспрессивные оттенки, составляя устойчивые обороты (это уж слишком, вот это да):

Что ЭТО за таинственное счастье?

Вот это да! Все луга оборвали.

Исследовать роль местоимений разных разрядов можно в текстах монологической и диалогической форм речи, определяя их морфологические признаки и синтаксическую роль.

Текст 1

Определите стиль и тип речи данного текста. Укажите разряды выделенных местоимений.

Я часто ходил не только к ветряку, но и к ЭТОМУ вязу, и подолгу просиживал в ЕГО тени.

Скромная невысокая кашка росла на меже. Старый сердитый шмель грозно налетал на МЕНЯ, стараясь прогнать человека из СВОИХ пустынных владений.

Я сидел в тени вяза, лениво собирал цветы и травы, и в сердце подымалась КАКАЯ-ТО родственная любовь к КАЖДОМУ колоску.

Я думал, что ВСЕ ЭТИ доверчивые стебли и травы, конечно же, МОИ безмолвные друзья, что МНЕ спокойно и радостно видеть ИХ каждый день и жить с НИМИ в ЭТОЙ тихой степи под свободным небом.

За Ильинским омутом была видна в отдалении зеленая стена. ТО был лес на правом берегу Оки. Далеко за ЭТИМ лесом пряталась усадьба Богимово, чернел старый парк и стоял господский дом с террасой и венецианскими окнами. В ЭТОМ доме одно лето жил Чехов. ОН написал здесь «Остров Сахалин» и «Дом с мезонином» – бесконечно грустный рассказ о любви и милой девушке Мисюсь.

Мисюсь уехала из ЭТИХ мест навсегда, но чеховская грусть осталась. ОНА живет в глубине сыроватых аллей, в пустых комнатах большого дома, где ночные бабочки спят на пыльных оконных стеклах. Если ВЫ прикоснетесь к ЭТОЙ бабочке, то увидите, что ОНА мертва.

(К.Г. Паустовский «Ильинский омут».)

Текст 2

Определите стиль и тип речи данного текста. Укажите разряды выделенных местоимений.

– Кипрей, – сказала Анюта, – не только воздух обогревает, но и почву. Так что и корешки ВСЕХ ЭТИХ побегов не замерзают.

– ВЫ думаете, один кипрей ТАКОЙ замечательный? – спросил МЕНЯ Михаил Михайлович. – Почти про каждое растение можно рассказать ТАКИЕ удивительные вещи, что ВЫ просто ахнете. Что ни цветок, то прямо рассказ. Растения спасают НАС от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят – ВСЕГО не перечтешь. Нет у НАС лучших друзей, чем растения. Да если бы Я умел рассказывать сказки, Я бы о КАЖДОЙ травинке, о КАЖДОМ КАКОМ-НИБУДЬ незаметном маленьком лютике или колоске порассказал бы ТАКОЕ, что ВСЕ старые добрые сказочники МНЕ бы позавидовали.

– Ещё бы! – сказала Анюта. – Если бы ОНИ знали тогда ТО, что МЫ знаем сейчас, тогда и сказок не надо бы.

(К.Г. Паустовский «Ильинский омут».)

Литература

1. Иванова А.Н. Слово «это» в письменной и устной речи / Русский язык в школе. — 1982. — №2. — С. 80-85.

Указательные местоимения

О чем эта статья:

Определение местоимения

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, их признаки и количество, при этом не называя их конкретно. У местоимений есть указательная и заместительная функция.

Местоимение может отвечать на вопросы:

Среди слов этой части речи можно выделить местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные, местоимения-наречия.

У каждого местоимения есть разряд — это постоянный грамматический признак. По разрядам местоимения делятся на личные, возвратные, притяжательные, указательные, определительные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные.

В этой статье мы узнаем, какие местоимения называются указательными, и разберем их грамматические особенности.

Определение указательного местоимения

Указательные местоимения — это слова, которые указывают на предмет, его признак, количество и тем самым выделяют его среди других предметов.

На какие вопросы отвечают указательные местоимения:

Примеры указательных местоимений:

  • В той книге было немало историй.
  • Ты принес столько печенья!
  • Вот то, ради чего стоит жить.

Указательные местоимения используются для связности речи. Они указывают на то, о чем в предложении говорилось ранее или будет сказано позже:

    Спросите старосту Свету. Эта девочка всегда все знает.

Указательное местоимение «эта» (начальная форма — «этот») указывает на лицо, о котором было сказано ранее, и служит для связи двух предложений.

У меня такие хорошие друзья, каких не отыскать на всем белом свете!

«Такие» (начальная форма — «такой») в первой части предложения указывает на признак, о котором говорится во второй, и помогает связать эти две части.

Список указательных местоимений

К разряду указательных местоимений-прилагательных, которые указывают на признак предмета, относятся слова:

Некоторые указательные местоимения-прилагательные в русском языке уже устарели, но их можно встретить в литературе:

Местоимение «столько» указывает на некоторое количество предметов, поэтому его можно назвать указательным местоимением-числительным.

Склонение указательных местоимений

Разобраться с изменением указательных местоимений по падежам несложно, если провести параллели с теми частями речи, которые эти местоимения напоминают.

Например, указательные местоимения-прилагательные изменяются по принципу склонения имен прилагательных:

  • тот парень, та сумка, то событие, те дети;
  • такой друг, такая книга, такое пальто, такие дни;
  • этот рюкзак, эта вещь, это событие, эти новости.

Местоимение «таков» похоже на краткую форму прилагательного, поэтому оно изменяется только по родам и числам:

  • таков вопрос;
  • такова проблема;
  • таково предложение;
  • таковы условия.

Местоимение-числительное «столько» изменяется только по падежам, а местоимения-наречия не склоняются вообще.

Таблица склонения указательных местоимений в русском языке

Синтаксическая роль указательных местоимений в предложении

Указательные местоимения в предложении могут быть:

  • подлежащим (Маша недолюбливала Витю. А тот, в свою очередь, прохладно относился к ней);
  • частью составного именного сказуемого (Заяц выскочил из клетки и был таков);
  • определением ( Без этого номера выступление получится скучным);
  • дополнением (Если баллов не хватит на тройку, пойду на пересдачу. Но хотелось бы этого избежать).

Местоимение «столько» входит в состав синтаксически неделимых словосочетаний с существительными в форме родительного падежа единственного или множественного числа. В предложении эта парочка употребляется в качестве:

  • дополнения (Когда ты успела получить столько писем?);
  • подлежащего (Столько воды никогда не было в этой речушке).

Местоимения «тот», «такой», «столько» встречаются в главной части сложноподчиненных предложений в роли указательных слов:

  • У него была такая шевелюра, что в ней можно было свить гнездо.
  • Мне подарили столько книг, сколько я и за год не прочитаю.