Экспертиза признание дома аварийным и подлежащим сносу

Как признать дом аварийным

Как признать дом аварийным, такой вопрос задают собственники, которые хотят произвести смену своего жилого помещения на более благоустроенное. Но для этого многоквартирный дом должен быть признан аварийным в установленным законом порядке. Советская эпоха оставила нам в наследство жилой фонд, который находится в удручающем состоянии и с каждым годом всё больше и больше разрушается. За последние 25 лет нового жилья построены было не так много и в связи с этим образовались миллионы квадратных метров аварийного жилья, в котором проживают женщины, дети и старики. Многие аварийные дома — это дома без удобств, в которых даже туалет находится на улице.
С начала проведения масштабной федеральной программы по переселению из аварийного жилья, у граждан, проживающих в непригодном для проживания жилье появился шанс улучшить свои жилищные условия и получить благоустроенные квартиры.

Признание дома аварийным и подлежащим сносу

Признание дома аварийным и подлежащим сносу регламентируется Постановлением 47 правительства РФ от 28.01.2006. В соответствии с этим постановлением собственникам разъяснен порядок подачи документов на признание дома аварийным, как это сделать и куда их подавать.

Итак, если собственник помещения в многоквартирном доме, считает, что дом находится в плачевном состоянии, то у него есть право подать документы на признание многоквартирного дома непригодным для проживания и аварийным. Вообщем ни в одном законодательном акте нет указаний сколько человек должны подавать документы один или несколько. Если многоквартирный дом находится в состоянии, когда уже никакой капитальный ремонт не поможет, то межведомственная комиссия обязана его признать непригодным для проживания и аварийным. Главными документами в данном случае будет технический паспорт на многоквартирный дом, в котором обязательно будет указан процент износа здания, акт государственный жилищной инспекции и экспертиза проектно-изыскательных работ, выводы которой должны подтверждать о нецелесообразности проведения капитального ремонта и непригодности проживания в доме людей. Такие документы может подать как один собственник дома, так и группа их. В связи с значительными затратами на проведение экспертизы лучшим вариантом будет объединиться всем заинтересованным лицам. Многие граждане не знают о своих правах и считают, что признавать дом аварийным должна местная администрация. Конечно в случае, если в доме есть муниципальная доля, то администрация действительно имеет такую возможность, но не обязанность. Во многих регионах страны органы прокуратуры подают иски на органы местного самоуправления в защиту прав граждан об обязании администрации инициировать процедуру признания домов аварийными и подлежащими сносу. Такая позиция значительно увеличило количество домов, признанных аварийными по всей стране. Но в погоне за статистикой не были учтены мнения самих граждан, которые не хотели этого.

Что получает собственник в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу

В случае признания жилого дома аварийным и подлежащего сносу, улучшение жилищных условий может произойти тремя способами. Первый, Вы ждете, когда дом начнут расселять по федеральной программе переселения из ветхого и аварийного жилья. В этом случае необходимо уточнить в местной администрации есть ли дом в это программе. Второй, дом расселяет орган местного самоуправления за счет собственных средств. И третий, Вы самостоятельно через суд инициируете иск о получении благоустроенного жилого помещения. В этом случае можете получить жилое помещение по площади не меньше, чем занимаете в настоящий момент и количеством комнат, не меньше, чем находится в пользовании в настоящий момент. Также можно изменить способ получения жилья и заменить его на денежные средства.

Чтобы признать дом непригодным для проживания и аварийным, заявителю в межведомственную комиссию необходимо подать на рассмотрение следующие документы:

  1. заявление;
  2. экспертиза;
  3. акт государственной жилищной инспекции о неудовлетворительном состоянии дома;
  4. документы на собственность или договор социального найма;
  5. технический паспорт.

После подачи этих документов, комиссия рассматривает их в течении 30 дней и даёт своё заключение. Если в заключение комиссии есть выводы о признании жилого дома аварийным, то органы местного самоуправления выпускают постановление о признании дома аварийным или распоряжение. Этот документ и будет являться, тем главным документом на пути обретения нового жилья. Подлежит жилой дом сносу или нет, зависит от того является ли этот дом памятником архитектуры. Если является, то такой дом не может подлежать сносу, а подлежит реконструкции.

Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции

Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, происходит практически по такому же механизму, что и дома, подлежащие сносу. Так почему происходит разница формулировок, когда дом признается аварийным?

А дело всё в том, что жилые дома признаются подлежащими реконструкции, если они являются памятниками архитектуры. Дело в том, что если многоквартирный жилом дом является памятником архитектуры, то осуществить его снос по закону нельзя. В этом случае дом признается подлежащим реконструкции, и тогда все собственники несут обязанность по проведения в нем реконструкции. Фактически для собственников в домах, проживающих в домах, признанных памятниками архитектуры происходит обратная сторона «медали», после признания такого жилого дома аварийным. В данном случае произвести снос нельзя, а значит и расселить дом просто невозможно. И тогда, согласно Жилищного Кодекса РФ, у собственников возникает обязанность по проведению реконструкции в доме за собственный счет, пропорционально своей доли собственности. В такой момент возникает накладка. Собственники дома не знают, что их дом памятник архитектуры и затевают процедуру признания многоквартирного дома аварийным, не зная о всех последствиях. Если же всё-таки признать многоквартирный дом аварийным необходимо, то другим подводным камнем в этой ситуации будет дорогостоящее проведение экспертизы дома. Так как дом является памятником архитектуры, то и экспертизу должна проводить определенная организация. Она должна иметь отдельную лицензию на возможность работы с памятниками архитектуры. Соответственно из этого и стоимость затрат на проведение экспертизы будет значительно выше.

Как выяснить является ли многоквартирный дом, где Вы живете памятником архитектуры или нет? Многоквартирные дома могут быть памятники архитектуры различного значения – федерального, регионального или местного. Вообще достаточно написать запрос в любой орган власти, который отвечает за работу с памятниками или культурным ценностями и Вам дадут ответ. Также такую информацию возможно найти и в интернете.

Какие дома признаются аварийными

Какие дома признаются аварийными? Многоквартирный жилой дом становится аварийным, только тогда, когда его статус официально будет закреплен нормативным документом администрации. Признание его аварийным прежде всего делается на выводах экспертизы. Но перед тем как её заказывать можно и самому визуально оценить какой будет сделан вывод в отношении конкретного дома.

Конечно, если в доме, например, в неудовлетворительном состоянии находится кровельное покрытие, то дом признаётся просто требующим капитального ремонта, но не в коем случае не признается непригодным для проживания. В большинстве случаев главным основанием, чтобы признать дом аварийным является физический износ здания. Он выражен в повреждениях в несущих конструкциях здания и его фундаменте. Когда его надежность и прочность настолько мала, что подвергает опасности жизни или здоровью проживающих в нём людей. Также дома могут признаны аварийными, если находятся в местах, где уровень санитарно-эпидемиологической безопасности граждан находится на максимальном уровне риска для проживания в нём. Например, превышен уровень радиации или электромагнитное излучение. В местах подверженных сходу оползней, селевых потоков, там, где проходят линии электропередач. А также дома, которые были подвергнуты разрушениям, после которых проводить восстановительные работы в доме экономически нецелесообразно.

Экспертиза о признании дома аварийным

Экспертиза о признании дома аварийным — это основной документ, который необходим для принятия решения по непригодности проживания в данном многоквартирном доме. В целях проведения экспертизы дома на предмет его аварийности проводятся проектно — изыскательные работы по выявлению повреждений несущих элементов конструкций дома. В случае, если повреждения вышеуказанных конструкций выше нормы, то в заключении делается вывод о его непригодности к проживанию в многоквартирном доме. Чаще всего дома признаются аварийными, если процент износа дома составляет 70 и выше процентов. Полномочиями по проведению экспертизы обладает организация только с соответствующей лицензией на проведение таких работ. Если объект является памятником архитектуры, то на проведение такой экспертизы должна быть отдельная лицензия.

Межведомственная комиссия по признанию дома аварийным

Межведомственная комиссия по признанию дома аварийным принимает документы на рассмотрение, проводит проверку изложенных фактов и документов и принимает окончательное решение по признанию дома аварийным или может провести дополнительную проверку. Срок рассмотрения документов с момента подачи заявления 30 дней. В случае, если в заключении межведомственной комиссии указаны выводы о признании дома аварийным и подлежащим сносу, то орган власти в течение 30 дней издает распоряжение с соответствующими сроками отселения граждан. В состав межведомственной комиссии по признанию дома аварийным входят представители органов местного самоуправления из различных ведомств: Роспотребнадзора, Государственной жилищной инспекции и других различных структур. Состав комиссии утверждается нормативным документов органа местного самоуправления.

Как узнать признан ли дом аварийным

Чтобы выяснить признан ли дом аварийным или нет сделайте запрос в местную администрацию. Обязательно укажите в нём, чтобы Вам прислали копию нормативного документа, в соответствии с которым он признан аварийным.

Как доказать, что жилье аварийное, и переехать в новый дом

Чем отличается аварийное жилье от ветхого, как получить шанс на переезд в новый дом и какую роль играет форма собственности на квартиру или дом?

Пять лет назад была запущена федеральная программа по расселению аварийного жилья. Значительная часть домов в России построена в начале или середине прошлого века, их износ достигает 65–70%, то есть они непригодны и небезопасны для проживания. Но страна огромна, объектов много, и пока расселяют одних, на очередь встают другие.

В ноябре 2017 года, по данным Минстроя, в России было более 11 млн кв. метров аварийного жилья. Фактически за последние пять лет цифры не изменились: именно в 2012 году началась масштабная федеральная программа по реформированию жилищного фонда. Не стоит думать, что за это время ничего не происходило — была расселена огромная очередь, но ей взамен выстроилась новая. Такой вот замкнутый круг. Очевидно, что программа работает не так хорошо и эффективно, как надеялись чиновники. Данные Минстроя о количестве аварийного жилья подтверждают в Фонде содействия реформированию ЖКХ. С 2012 по 2017 год в список на расселение в связи с непригодными условиями жизни попали дома общей площадью 10,91 млн кв. метров. Лишь за 2017 года фонд пополнился более чем на 1 млн кв. метров, но самыми критичными стали 2014-2015 годы, когда аварийными признали дома в целом более чем 5 млн кв. метров. Сейчас по крайней мере 11 регионов отстают от плана по темпам расселения аварийного жилья. Среди них Тува, Забайкальский, Пермский, Приморский края, Амурская, Иркутская, Ивановская, Тверская, Саратовская, Сахалинская области, а также Еврейская автономная область.

Очевидно, что чиновники не заинтересованы в том, чтобы признавать непригодными для жизни все новые и новые объектов, так как это увеличит разрыв между плановыми и фактическими показателями. Что же делать людям, которые живут в аварийных домах?

Аварийное или ветхое?

Для начала давайте разберемся с терминологией. Очень часто говорят об аварийном и ветхом жилье, и многие считают, что это одно и то же. Но ошибаются.

Когда речь идет о ветхом здании, то подразумевается определенная степень износа дома (более 70% — повод говорить об обветшании). При этом основные несущие конструкции сохранны, и нет угрозы для жизни людей, проживающих в здании. Другими словами, нет опасности, что дом рухнет.

Принципиальное отличие аварийного жилья от ветхого – потенциальная угроза, которая исходит от такого здания. Проживание в доме признается опасным, поскольку несущие конструкции деформированы или сильно повреждены, и он может обрушиться в любой момент.

Итак, если здание перестает отвечать заданным эксплуатационным требованиям и признается ветхим, то это еще не достаточное основание для того, чтобы признать его аварийным, то есть непригодным для проживания.

Еще один интересный момент: термин «ветхое» не зафиксирован в Жилищном кодексе РФ, однако часто фигурирует и в адресных региональных программах, и в судебных исках.

Какие документы нужно собрать

Претендовать на переселение в новую квартиру или дом вы сможете, если добьетесь, чтобы текущее место жительства признали аварийным. Для этого нужно обратиться либо за экспертизой в органы жилищного надзора, либо напрямую в муниципальную межведомственную комиссию. Второй вариант лучше, так как органы жилищного надзора после экспертизы все равно отправят вас в муниципальные структуры.

Понадобится собрать пакет документов, включая заключение экспертной комиссии, и подать в МФЦ или в муниципалитет.

Список документов может варьироваться от региона к региону, но обычно выглядит примерно так:

  • паспорт заявителя и копии паспортов всех постоянно зарегистрированных по данному адресу жильцов;
  • заявление с просьбой признать квартиру непригодной для проживания;
  • документы, подтверждающие право владения жильем;
  • экспертное заключение о признании дома аварийным;
  • дополнительно можно предоставить коллективные обращения жильцов с просьбой о расселении, заключение управляющей компании с описанием проблем с ЖКХ и так далее.

Заявление рассматривают 30 дней и после проверки всех данных выносят решение: пригодно помещение для проживания или подлежит сносу как аварийное строение. Бывают и промежуточные варианты, например комиссия может рекомендовать провести капитальный ремонт или реконструкцию здания.

Разница между социальным жильем и собственностью

Суровая действительность такова, что, даже если ваш дом признали непригодным для проживания, то это, к сожалению, не означает, что вы переедете в другую квартиру через день или даже через месяц. Формально люди, живущие в аварийных домах, получают приоритетное право на расселение. Но «квартир не хватает, и образуются очереди даже из внеочередников.

Придется неоднократно напоминать о себе, обивая пороги государственных структур, и чем настойчивее вы будете, тем больше шансов на скорейшее завершение процесса.

Есть два варианта развития ситуации, и они зависят от того, на каких правах вы владеете жильем.

Первый сценарий таков. Вы проживаете в муниципальной квартире. Дом, в котором вы живете, признан непригодным для проживания. После ожидания вы наконец заключаете новый договор социального найма и переезжаете. В данном сценарии наниматель гарантированно получает одну жилплощадь взамен другой, причем новая квартира должна быть благоустроенной и по площади не менее той, где вы и ваша семья жили раньше.

Второй сценарий связан с недвижимостью, которая находится в собственности, и тут все сложнее.

Если переселение из ветхого здания происходит по стандартной схеме, а не по адресной программе, то вам будет положена не жилплощадь, а денежная компенсация. Размер выкупной цены — это предмет споров между собственником и государством. Компенсацию рассчитывает государство, учитывая рыночную цену жилого помещения, упущенную выгоду, компенсацию за несделанный капитальный ремонт, компенсацию убытков, причиненных собственнику в связи с изъятием у него недвижимости.

Разумеется, самую существенную долю компенсации составит рыночная стоимость жилья, и она будет крайне мала (квартиры в аварийном доме, как вы понимаете, стоят мало, компенсация часто не позволяет купить аналогичную квартиру в этом же районе, а часто – вообще в городе или ближайшем пригороде). Противостоять оценщикам из муниципалитетов можно, и не стоит бояться обращений в суд, ведь в конечном счете вы боретесь за адекватные условия для жизни. Проконсультируйтесь с юристами относительно вашего случая, и оцените шансы на положительное решение. Если вы отстоите свои права в судебном порядке, то все затраты по делу возьмет на себя проигравшая сторона.

Принятие решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

Жилищный комитет
  • МФЦ
  • Традиционный способ

Общее описание

Многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в случае наличия выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность:

  • ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
  • изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно‑эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей;
  • деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения;
  • расположения в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории;
  • расположения в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений;
  • получения повреждений в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования.

Собственники жилых помещений в многоквартирном доме для признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции должны обратиться с заявлением и комплектом документов в Санкт‑Петербургское государственное казенное учреждение «Городская аварийно‑восстановительная служба жилищного фонда Санкт‑Петербурга» (ГКУ «АВС»).

Решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается Городской межведомственной комиссией (Комиссия), на основании которого Жилищный комитет (Комитет) издает распоряжение.


Полное наименование:

Результат предоставления

  1. Принятие Комитетом на основании заключений городской межведомственной комиссии решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с указанием сроков отселения физических и юридических лиц, за исключением случаев, когда принятие указанных решений отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти, по форме.
  2. Уведомление заявителя об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
  3. Уведомление заявителя об отказе в предоставлении государственной услуги.

Срок предоставления

68 календарных дней с даты регистрации заявления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, из которых:

  1. Срок рассмотрения заявления и документов городской межведомственной комиссией и принятие решения в виде заключения — 30 календарных дней с даты регистрации указанного заявления.
  2. Срок направления заключения Комиссии в Комитет — 3 календарных дня со дня принятия решения Комиссией.
  3. Срок принятия Комитетом на основании заключения Комиссии решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с указанием сроков отселения физических и юридических лиц — 30 календарных дней со дня получения заключения городской межведомственной комиссии.
  4. Срок направления распоряжения Комитета и заключения Комиссии заявителю — 5 календарных дней со дня издания распоряжения Комитета.
  5. Срок направления уведомления об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции — 3 рабочих дня со дня принятия Комиссией решения об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Стоимость

Заявители

I. Получатели государственной услуги:

Физические лица, в том числе имеющие статус индивидуального предпринимателя, юридического лица, являющиеся собственниками помещения, правообладателями или нанимателями (граждане).

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Граждане, имеющие право на получение государственной услуги в соответствии с п. I.
  2. Представители граждан, имеющих право на получение государственной услуги.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

Перед предоставлением государственной услуги заявителям необходимо обратиться в специализированную организацию для оформления в установленном порядке заключения по обследованию многоквартирного дома.

Адреса нахождения, справочные телефоны, места нахождения, графики работы, адреса сайтов и электронной почты специализированных организаций размещены в сети Интернет в государственном реестре саморегулируемых организаций на сайте sro.gosnadzor.ru.

  1. Обращается в ГКУ «АВС».
  2. Подает заявление по форме и необходимые документы.
  3. Получает расписку в приеме документов.
  4. В случае принятия Комитетом положительного решения получает:
    • заключение Комиссии;
    • распоряжение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, сроках отселения физических и юридических лиц;
    • сопроводительное письмо Комитета.
  5. В случае принятия Комитетом решения об отказе в предоставлении услуги получает мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги, подписание его заместителем председателя Комитета.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

  • заявитель не имеет законных оснований на предоставление государственной услуги в соответствии с требованиями;
  • непредставление заявителем документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя и (или) несоответствие документов требованиям;
  • непредставления заявителем правоустанавливающих документов на помещение, право на которое не зарегистрировано ЕГРН.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Специалист отдела ГКУ «АВС»:

  1. Определяет предмет обращения.
  2. Устанавливает личность заявителя и его полномочия.
  3. Консультирует заявителя о порядке оформления заявления о предоставлении государственной услуги и/или проверяет правильность его оформления.
  4. Определяет способ информирования заявителя о принятом решении по предоставлению государственной услуги (в устной либо письменной форме), о чем на заявлении делается соответствующая запись.
  5. Проводит проверку документов и дает их оценку на предмет соответствия перечню документов.
  6. Фиксирует факт приема документов в книге регистрации заявлений о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, выдает расписку в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты получения.

II. Подготовка и направление межведомственных запросов о предоставлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Специалист отдела:

  1. В течение трех рабочих дней с момента регистрации заявления и документов заявителя осуществляет подготовку и направление межведомственных запросов:
    • в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) о предоставлении выписки из ЕГРН о содержании правоустанавливающих документов на помещение и выписки из ЕГРН об объекте недвижимости;
    • в Санкт‑Петербургское государственное унитарное предприятие «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» (ГУП «ГУИОН») о предоставлении технического паспорта жилого помещения, а для нежилого помещения — технического плана;
    • в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) о предоставлении сведений об отнесении многоквартирного дома к объектам (выявленным объектам) культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации и (или) о нахождении многоквартирного дома в границах зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
  2. В течение 2 рабочих дней со дня получения ответов на межведомственные запросы формирует персональное дело заявителя и передает его секретарю городской межведомственной комиссии (Комиссия) — начальнику Отдела мониторинга аварийного фонда Комитета для организации проведения заседания Комиссии.
  3. В случае непредставления заявителем правоустанавливающих документов на помещение, право на которое не зарегистрировано ЕГРН, заявление и представленные документы в течение 5 календарных дней после получения ответа на межведомственный запрос об отсутствии зарегистрированного права на помещение в ЕГРН передает секретарю Комиссии для подготовки и направления заявителю уведомления о возврате без рассмотрения документов в произвольной форме.
  4. Определяет наличие (отсутствие) оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. При наличии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги передает их секретарю Комиссии для подготовки и направления заявителю уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги.

III. Принятие городской межведомственной комиссией заключения о выявлении (отсутствии) оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

Секретарь Комиссии:

  1. В случае непредставления заявителем правоустанавливающих документов на помещение, право на которое не зарегистрировано ЕГРН в течение 45 дней со дня регистрации заявления и документов заявителя обеспечивает подготовку в произвольной форме уведомления о возврате без рассмотрения документов заявителю с разъяснением возможности повторного обращения заявителя за предоставлением государственной услуги.
  2. В случае предоставлении им правоустанавливающих документов на помещение, право на которое не зарегистрировано ЕГРН, обеспечивает подписание его заместителем председателя Комитета, курирующим работу Отдела и передачу в Организационно­-распорядительный отдел для регистрации и направления его в адрес заявителя способом, указанным в заявлении.
  3. При наличии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги обеспечивает подготовку уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги в произвольной форме, его подписание заместителем председателя Комитета и передачу в Организационно-­распорядительный отдел для регистрации и направления в адрес заявителя способом, указанным в заявлении.

IV. Принятие на основании заключения городской межведомственной комиссии решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, сроках отселения физических и юридических лиц, за исключением случаев, когда принятие указанных решений отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти

Специалист Отдела:

  1. В течение 15 календарных дней со дня поступления в Отдел заключения и протокола Комиссии готовит проект распоряжения Комитета о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, сроках отселения физических и юридических лиц, в случае принятия Комиссией заключения о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением случаев, когда принятие указанных решений отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти.
  2. Обеспечивает согласование проекта распоряжения начальником Отдела, заместителями председателя Жилищного комитета, курирующими Отдел, курирующим вопросы отселения физических и юридических лиц, для согласования сроков отселения физических и юридических лиц и курирующим Юридический отдел и подписание председателем Комитета.
  3. Передает подписанное распоряжение в Организационно-­распорядительный отдел Комитета для регистрации.

V. Направление заявителю заключения городской межведомственной комиссии и распоряжения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

Специалист Отдела:

  1. Готовит в свободной форме проект сопроводительного письма о направлении заявителю, в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга и в администрацию района Санкт-Петербурга, на территории которого располагается многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
  2. Обеспечивает согласование проекта сопроводительного письма начальником Отдела и передает его для подписания заместителем председателя Комитета, курирующим работу Отдела.
  3. Обеспечивает подписание сопроводительного письма заместителем председателя Комитета, курирующим работу Отдела, и передачу в Организационно-распорядительный отдел Комитета для регистрации.
  4. Обеспечивает направление по 1 экземпляру распоряжения и заключения Комиссии заявителю способом, указанным в заявлении.

VI. Исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах

А) Выявление опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах

Специалист Отдела:

  1. Осуществляет повторную проверку персонального дела заявителя.
  2. Формирует проект распоряжения Комитета, которым вносятся изменения в проект распоряжения Комитета.
  3. Согласовывает проект распоряжения Комитета с начальником Отдела, заместителями председателя Комитета, курирующим Отдел, курирующим вопросы отселения физических и юридических лиц, для согласования сроков отселения физических и юридических лиц и курирующим Юридический отдел.
  4. Передает после визирования заместителями председателя Комитета проект распоряжения Комитета на подпись председателю Комитета.

Председатель Комитета:

  1. В случае несогласия с проектом распоряжения Комитета излагает замечания и возвращает заместителю председателя Комитета, курирующему работу Отдела, на исправление и доработку.
  2. В случае одобрения подписывает распоряжение.

Специалист Отдела:

  1. Незамедлительно передает подписанное председателем Комитета распоряжение в Организационно-распорядительный отдел Комитета.
  2. Формирует письмо (уведомление) в произвольной форме в адрес заявителя об исправлении опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах (письмо) и обеспечивает его направление заявителю способом, указанным в заявлении.

Б) Выявление опечаток и (или) ошибок в выданном уведомлении об отказе

Специалист Отдела:

  1. Формирует исправленный проект уведомления об отказе взамен ранее направленного заявителю.
  2. Согласовывает проект уведомления об отказе с начальником Отдела.
  3. Передает после визирования начальником Отдела для подписания заместителем председателя Комитета.

Заместитель председателя Комитета:

  1. В случае несогласия с проектом уведомления об отказе излагает замечания и возвращает начальнику Отдела на исправление и доработку.
  2. В случае одобрения подписывает проект уведомления об отказе.

Специалист Отдела:

  • Незамедлительно передает подписанное заместителем председателя Комитета уведомление об отказе в Организационно-распорядительный отдел Комитета для его направления заявителю способом, указанным в заявлении.

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

  1. Заявление о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по форме.
  2. Копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в ЕГРН.
  3. Заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций, проводившего обследование многоквартирного дома.
  4. Заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания (по усмотрению заявителя).
  5. Согласие на обработку персональных данных (в случае если для предоставления государственной услуги необходима обработка персональных данных лица, не являющегося заявителем).
  6. Паспорт гражданина Российской Федерации и (или) иной документ*, удостоверяющий личность заявителя.

*В качестве документа, удостоверяющего личность, предъявляются:

  • временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта, предусмотренное Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел России от 16.11.2020 №773;
  • паспорт иностранного гражданина, вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства для удостоверения личности и в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации в соответствии с Федеральнымзаконом от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • удостоверение беженца — документ, выданный лицу, признанному беженцем в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 №4528-1 «О беженцах»;
  • иные документы, удостоверяющие личность в соответствии с действующим законодательством.

II. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя:

  1. Выписка из ЕГРН о содержании правоустанавливающих документов на жилое помещение, в случае если право зарегистрировано в ЕГРН.
  2. Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости.
  3. Технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений — технический план.
  4. Документы КГИОП, содержащие сведения об отнесении многоквартирного дома к объектам (выявленным объектам) культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации и (или) о нахождении многоквартирного дома в границах зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

III. Дополнительные документы (при обращении представителя гражданина, имеющего право на получение государственной услуги):

  1. Документ, удостоверяющий личность.
  2. Доверенность, оформленная в соответствии с действующим законодательством, подтверждающая наличие у представителя права действовать от лица заявителя и определяющая условия и границы реализации права на получение государственной услуги; договор, содержащий указание на полномочия доверенного лица по представлению заявителя при предоставлении государственной услуги; полномочия представителя могут возникать в силу указания закона либо акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
  3. Документ, подтверждающий полномочия руководителя юридического лица решение (выписка из решения об избрании/назначении на должность).
  4. Документ, подтверждающий право законного представителя (представителя) выступать от имени заявителя (свидетельство о рождении, постановление органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства (в отношении граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о назначении руководителем организации для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для государственных организаций), акт учредителя о назначении руководителем организации для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для негосударственных организаций).

Оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, действующим законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга не предусмотрено.

Основание для возврата документов без рассмотрения — непредставление заявителем правоустанавливающих документов на помещение, право на которое не зарегистрировано ЕГРН, и невозможность их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Документы, выдаваемые заявителю

  1. Расписка в приеме документов.
  2. Заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом по форме.
  3. Распоряжение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции).
  4. Мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги.

Организации, участвующие в предоставлении

Организации, принимающие документы

Организации, принимающие решение по предоставлению

Организации, выдающие конечные документы

Другие организации, участвующие в предоставлении

Порядок обжалования

Информация для заявителя о его праве подать жалобу на нарушение порядка предоставления государственной услуги (жалоба). Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может подать жалобу в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иные нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
  • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
  • требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210-ФЗ.

В случае если жалоба подается через представителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем юридического лица или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Предмет жалобы.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должность и фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) должностного лица либо государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, в том числе в случае подачи жалобы в МФЦ или через Портал — вид нарушения, указанный в пункте 5.1.1 административного регламента;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Исполнительные органы и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть подана жалоба в досудебном (внесудебном) порядке.

Жалоба подается в Комитет, предоставляющий государственную услугу.

Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя Комитета также может быть подана вице-губернатору Санкт-Петербурга (191060, Санкт-Петербург, Смольный, тел. (812) 576-60-51), непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета, либо, в случае его отсутствия — руководителю Комитета.

Способы подачи и рассмотрения жалобы.

Жалоба может быть подана:

  • в электронной форме;
  • в письменной форме на бумажном носителе.

Подача жалобы в письменной форме на бумажном носителе осуществляется:

  • по почте;
  • через МФЦ;
  • при личном приеме заявителя в Комитете (в месте предоставления государственной услуги, т.е. в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги). При личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1.2 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Подача жалобы в электронной форме осуществляется с использованием сети «Интернет» посредством: официального сайта Комитета (доменное имя в сети «Интернет» — gov.spb.ru), Портала (доменное имя сайта в сети «Интернет» — gu.spb.ru).

Заполнение запроса о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА.

Порядок рассмотрения жалобы.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, должностных лиц Комитета и государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.

Жалоба на работника подведомственного Комитету учреждения (организации) либо на порядок оказания услуги подведомственным Комитету учреждением (организацией) рассматривается Комитетом, в ведении которой находится соответствующее учреждение (организация).

Жалоба на решения и действия (бездействие) председателя Комитета рассматривается вице-губернатором Санкт-Петербурга, непосредственно координирующим и контролирующим деятельность Комитета.

МФЦ, в случае подачи жалобы через МФЦ, обеспечивает передачу жалобы в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы. Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа Комитет в течение трех рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Сроки рассмотрения жалобы.

Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете. Жалоба, поступившая в Комитет либо вышестоящий орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом.

В случае обжалования отказа Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

Результат рассмотрения жалобы.

По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

  • жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
  • в удовлетворении жалобы отказывается.

Указанное решение принимается в форме акта Комитета согласно приложению №7 к административному регламенту.

По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.

Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы.

При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • в случае если жалоба признана не обоснованной — аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.

Также в ответе о результатах рассмотрения жалобы приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица Комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

Порядок обжалования решения по жалобе.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице-губернатору Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, литера Б, 191060), непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета, а также в суд в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также при обращении заявителя по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме по адресам, указанным на официальном сайте Комитета и на Портале.

Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон №59-ФЗ).

Жалобы заявителей на организацию предоставления государственных услуг в Комитете подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом №59-ФЗ.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, работник, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб в соответствии с частью 1 статьи 11.2 Федерального закона №210-ФЗ, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.