Экономический субъект подлежащие аудит

Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту

Аудит имеет несколько форм, среди которых существует обязательный — проверка предприятия налоговыми органами и налоговый внутренний, т.е. проверка бухгалтерского учета на предприятии своими силами или независимой аудиторской компанией. Обязательная аудиторская проверка подразумевает ежегодную проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, установлен в ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Во-первых, обязательному аудиту подлежат все открытые акционерные общества (ОАО). И совершенно неважно, каковы размеры выручки, прибыли, стоимости активов, сколько в ОАО работников или акционеров — если фирма имеет организационно-правовую форму ОАО, от обязательного аудита, как говорится, «не отвертеться».

Во-вторых, обязательному аудиту — опять-таки, независимо от показателей их деятельности — подлежат:

  • — кредитные организации;
  • — бюро кредитных историй;
  • — страховые организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов) и общества взаимного страхования;
  • — товарные или фондовые биржи;
  • — инвестиционные фонды;
  • — государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами;
  • — а также фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

В-третьих, обязательному аудиту подлежат фирмы со значительными объемами деятельности — у которых:

  • — либо объем выручки за год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда (то есть годовая выручка больше 50 миллионов рублей);
  • — либо сумма активов баланса на конец отчетного года в 200 тысяч раз превышает установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда (иными словами, если валюта баланса на конец года оказалась больше 20 миллионов рублей);
  • — либо оба показателя одновременно превышают указанные величины. Кстати, на этом основании — при получении выручки более 50 миллионов рублей в год — аудиту подлежат и индивидуальные предприниматели.

В-четвертых, обязательному аудиту подлежат государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели их деятельности соответствуют указанным выше (а для муниципальных унитарных предприятий законом соответствующего субъекта Российской Федерации финансовые показатели выручки стоимости активов могут быть понижены).

Ну и в-пятых, обязательный аудит в отношении некоторых организаций и предпринимателей может быть предусмотрен другими федеральными законами, помимо закона об аудиторской деятельности. Например, согласно подп. 6 п.3 ст. 20 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предоставлять любым обратившимся лицам для ознакомления аудиторское заключение за последний год осуществления предпринимательской деятельности обязаны застройщики, привлекающие денежные средства участников долевого строительства недвижимости. А, значит, такие организации-застройщики обязаны проходить ежегодный аудит независимо от организационно-правовой формы и финансовых показателей их деятельности.

В таблице 1 представлены критерии, экономические субъекты, показатели отчетности и нормативы обязательного аудита.

Таблица 1. Критерии, субъекты и показатели обязательного аудита

Экономические субъекты, показатели отчетности

1. Организационно-правовая форма экономического субъекта

Открытое акционерное общество, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала

2. Вид деятельности экономического субъекта

  • 1. Банки и другие кредитные учреждения
  • 2. Страховые организации и общества взаимного страхования
  • 3. Товарные и фондовые биржи
  • 4. Инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании)
  • 5. Внебюджетные фонды (если источники их образования — обязательные отчисления, предусмотренные законодательством Российской Федерации со стороны юридических и физических лиц)
  • 6. Благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды (источники образования — добровольные пожертвования юридических и физических лиц)
  • 7. Другие экономические субъекты, обязательная аудиторская проверка которых предусмотрена федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации

3. Источники формирования уставного капитала

Если в уставном капитале есть доля иностранных инвесторов

4. Финансовые показатели экономического субъекта

  • (Кроме предприятий, находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности)
  • 1. Объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год,

если более чем в 500 тыс. раз превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ*)

2. Сумма активов баланса на конец года, если более чем в 200 тыс. раз превышает МРОТ

* МРОТ — в среднегодовом исчислении

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.

Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержаться сведения, составляющие государственную тайну, может производиться только аудиторскими организациями, в уставном (складочном) капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным физическим и (или) юридическим лицам, и которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, полученный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кто подпадает под обязательный аудит

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:

Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.

См. также:

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

Как пройти обязательный аудит, узнайте в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита. При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.

Тонкости учета и налогообложения операций с ценными бумагами раскроют материалы:

Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита

Если компания представляет и/или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, она автоматически подпадает под обязательный аудит (п. 5 ст. 5 закона № 307-ФЗ).

Требования к консолидированной отчетности (ее составлению, представлению и раскрытию) установлены законом «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ. Основные положения этого закона, помогающие разобраться с нюансами консолидированной отчетности, представлены на рисунке:

Представление и раскрытие консолидированной отчетности — процесс, за выполнением которого следит Центробанк РФ (за исключением отдельных категорий отчитывающихся компаний).

Об особенностях составления консолидированной отчетности узнайте здесь.

Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 800 миллионов — аудит неизбежен

В число лиц, обязанных проводить аудит, могут попасть компании, которые никогда не сталкивались с аудиторскими проверками. Для этого достаточно превысить пограничный уровень по одному или обоим финансовым показателям, указанным в п. 4 ст. 5 закона № 307-ФЗ.

Конкретные стоимостные критерии, о которых идет речь, показаны на рисунке:

Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2020 году выручка от реализации составила 801 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Из двух критериев превышен только один, тем не менее ООО «ТехноСтройПроект» обязано провести аудит за 2020 год и представить аудиторское заключение.

При этом неважно, что выручка превысила пограничный уровень всего на доли процента. При любом превышении установленного критерия (даже величиной в 1 рубль) закон требует проведения аудита.

Рассмотренные случаи проведения обязательного аудита по требованиям закона № 307-ФЗ — это далеко не полный перечень. Кто еще обязан проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, расскажем далее.

Какова ответственность за непроведение обязательного аудита, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Насколько разнообразны федеральные законы и виды компаний, для которых предусмотрен обязательный аудит, смотрите в таблице:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год в таблице от Минфина России вы можете скачать здесь.

Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2020 год

Правила представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения закреплены нормативно. С 2020 года они существенно изменились.

Подробнее о новом информресурсе бухотчетности читайте здесь.

Новый порядок сократил вдвое количество инстанций для представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. Единственным их получателем стала налоговая инспекция (за редким исключением). Сроки представления отчетности и аудиторского заключения не менялись.

Начиная с отчетности за 2019 год представлять аудиторское заключение в налоговые органы необходимо всем организациям, подпадающим под обязательный аудит.

Детальнее о нововведениях в процедуре сдачи бухгалтерской отчетности рассказываем в этой публикации.

Для справки приведем также порядок сдачи отчетности за 2018 год и более ранние периоды.

Таким образом, отчетность за 2018 и прежние годы нужно было представлять в органы статистики и в налоговую инспекцию в одни и те же сроки. Аудиторское заключение достаточно было передать только в органы статистики. За неисполнение этой обязанности компанию могли оштрафовать.

Размеры штрафов при непредставлении аудиторского заключения в статистику, узнайте здесь.

В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение до 2019 года закон не требовал (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). Если компания не обязана была по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение никуда не подавалось.

Итоги

Случаи, когда нужен обязательный аудит, описаны в законе № 307-ФЗ и множестве других федеральных законов. В эту категорию попадают акционерные общества, организации с определенными объемами выручки и суммой активов, а также множество других хозяйствующих субъектов (чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, публикующие консолидированную отчетность и т. д.).

Кому нужен обязательный аудит в 2021 году: изменение критериев аудита и не только

Процесс обязательного аудита отчетности и направления в ИФНС его итога — аудиторского заключения — остается прежним. Однако с 2021 года стали действовать поправки, касающиеся критериев обязательной аудиторской проверки (Федеральный закон от 29.12.2020 № 476-ФЗ (далее — Закон № 476-ФЗ)). Поговорим об изменениях подробнее и разберемся, как аудироваться не для отчета, а для выгоды.

Критерии обязательного аудита в 2021 году

Обязательный аудит — это независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которую нельзя избегать. Т.е. в нормативных правовых актах есть правило проводить аудиторский контроль в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям. Цель такого аудита — подтвердить корректность учета и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон № 307-ФЗ) приводятся критерии обязательного аудита. Каждый год подтверждать бухгалтерскую отчетность должны:

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг; бюро кредитных историй;
  • фонды (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда), если к ним за предшествующий отчетному период, пришло имущества больше, чем на 3 млн руб.
  • юридические лица с доходом более 800 млн руб. за год, который был перед отчетным, или если в указанном году балансовые активы на 31 декабря составляли более 400 млн руб. (кроме органов власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов и МУПов, с/х кооперативов, организаций потребкооперации).

­Однако Закон № 307-ФЗ не дает закрытого списка компаний, которые обязаны проводить аудит. Ситуации, когда аудит является обязательным, также предусматриваются и в других законах федерального уровня. На это прямо указано в ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Подробнее поясним указанное нововведение ниже.

­Посмотрим, что в 2021 году поменялось в критериях обязательного аудита — характеристиках, которые должны быть у организации, чтобы аудит стал для нее неизбежным.

Повышены «стоимостные» критерии обязательного аудита отчетности

­2021-ый год — революционный в аспекте аудита для субъектов малого предпринимательства. С 2021 года поменялись предполагающие обязательный аудит пороги дохода компании и активов в году, который был перед отчетным (статья 5 Закона № 307-ФЗ (ст. 1 Закона № 476-ФЗ)). Критерии доходов для проведения обязательного аудита увеличили до показателя максимального дохода субъектов малого предпринимательства — до 800 млн. руб.

­Иными словами подавляющая часть (НЕ все!) субъектов малого предпринимательства (доходы не более 800 млн. рублей в год, а средняя численность работников 100 и менее человек) не попадают под обязательный аудит.

­Однако с учетом текущей ситуации в налоговом контроле ценность аудита для СМП не снижается, т.к. он входит в комплекс эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.

­Без аудита невозможно быть уверенным в корректности отчетности и оптимальном налогообложении. Потому что даже супер опытные и добросовестные бухгалтеры могут упустить какой-то момент, который будет иметь значение для важных финансовых показателей фирмы. В процессе аудита можно выявить не только опасности, но и резервы проверяемого субъекта.

­Пример 1. Учредитель кондитерской компании выбрал обязательный аудит с дополнительной задачей — выявить основание нехватки денежных средств в фирме при наличии прибыли. В результате компании удалось получить свободную денежную массу в размере не менее 100 млн руб. и предупредить бессмысленное утекание денег в будущем, оптимизировав бизнес-процессы.

­При расчете измененных критериев аудита важно увидеть нюансы. Следует обратить внимание, что раньше по ст. 5 Закона № 307-ФЗ учитывался размер выручки, а теперь речь идет о доходе, который фиксируется в налоговом учете.

­В «налоговые» доходы включаются не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы. При этом учитываются доходы по всем налоговым режимам. Таким образом, не стоит сразу забывать об аудите, если выручка «не достает» до обозначенного в изменениях уровня. Особенно когда внереализационные доходы значительны.

­У компаний без спецрежимов налогообложения для обязательного аудита за 2020 год «доход» рассчитывается по итогам 2019 года так: строка 010 + строка 020 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль за 2019 год.

Перечень обязанных организаций больше не ограничен одним Законом

Ранее достаточно было заглянуть в ст. 5 Закона № 307-ФЗ и узнать, нужен ли аудит? Теперь ничего не упустить сложнее. С 2021 года помимо корректировок в условиях по доходам и активам баланса, скорректирован сам состав ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Прежде она содержала закрытый список случаев, когда будет обязательный аудит. Сегодня в статье нет условий, которые присутствуют в иных нормативных правовых актах + в наличии прямая отсылка, что применяются правила об обязательном аудите, прописанные в законах федерального уровня.

акционерных обществ регламентируется п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах»;

банков, их групп и холдингов регламентируется ст. 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

страховщиков регламентируется ст. 29 Закона об организации страхового дела в РФ и др.

­Пример 2: Акционерное общество подходит под СМП (доход за прошлый период — 60 млн руб., а средняя численность персонала — 92 человека), но ему все равно придется заказывать обязательный аудит, т.к проведение аудита АО предусмотрено федеральным законом (Информационное сообщение Минфина РФ от 11 января 2021 г. № ИС-аудит-37).

­Для удобства получения ответа на вопрос: есть ли у вашей организации обязанность организовывать аудит в непреложном порядке, рекомендуем обратиться к списку случаев, в которых он требуется. Этот список публикует Минфин РФ ежегодно.

­Перечень по обязательному аудиту отчетности за 2020 год включает 75 позиций; в предыдущем было 73 позиции (Информационное сообщение Минфина 20.01.2021 № ИС-аудит-39).

­»Новички» обязательного аудита:

  • организации по управлению правами на коллективной основе, получившие государственную аккредитацию (пункт 60);
  • специальные фонды, созданные в качестве юридических лиц организацией по управлению правами на коллективной основе, получившие государственную аккредитацию (пункт 61).

Если сомневаетесь, правильно ли решили, что аудит для вас обязателен/не обязателен, волнуетесь не закреплен ли в каком-то законодательном акте новый критерий как раз «под вашу компанию» — обратитесь к аудиторам. Они помогут сориентироваться.

Сужен перечень НКО, подлежащих обязательному аудиту

Ранее любым фондам (за исключением международных) законодательство не оставляло другого пути, как заказывать аудит годовой отчетности. В соответствии с последними изменениями с 2021 года проведение аудита необязательно также для (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в новой редакции):

  • государственных внебюджетные фонды, специализированных организаций управления целевым капиталом;
  • иных фондов, у которых в году перед отчетным поступило имущества (включая деньги) 3 млн руб. и менее.

Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит.

Кто продолжит проходить обязательную аудиторскую проверку, несмотря на изменения

Вышеописанные поправки (Закон № 476-ФЗ) стали действовать с начала 2021 года, они касаются, в т.ч. отчетности за 2020 год. Но закон обозначает и переходные моменты: случаи, в которых компания, вроде как, и не обязана аудироваться с учетом последних поправок, но аудиторское заключение от нее все-таки потребуется. Эти положения ответят на распространенный вопрос: «А как быть, если аудит уже идет?».

Если до 1 января 2021 года аудит фактически начался (аудиторы вышли на проверку за 2020 год и т.д.), то бухгалтерская отчетность этих компаний за 2020 год требует обязательного аудита. Для них будет действовать прежняя редакция Закона об аудиторской деятельности. Следовательно, им придется закончить проверку и получить аудиторское заключение (п. 2 ст. 2 Закона от 29.12.2020 № 476-ФЗ).

Пример 3: ООО «Успешная фирма» получила от реализации за 2019 год доход в размере 490 млн руб. Директор подписал договор на обязательный аудит отчетности за 2020 год в мае 2020 года. До конца ноября 2020 года закончился первый этап аудиторской проверки. «Налоговые» доходы ООО «Успешная фирма» за 2019 год составили 530 млн руб., т.е. ниже вновь принятого «доходного» условия (800 млн руб.). Но несмотря на это ООО «Успешная фирма» должно пройти до конца аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год. Для этой компании применительно к отчетности за 2020 год будут применяться прежние критерии (400 млн руб. по выручке и 60 млн руб. по активам баланса).

Аналогично с условиями для НКО. На них тоже распространяется принцип «не бросать начатое на полдороги».

Пример 4: Фонд «Дружба» (не являющийся международным) согласно прежней редакции Закона об аудиторской деятельности должен был проводить аудит за 2020 год. Руководитель подписал соответствующий контракт с аудиторской фирмой, которая завершила первый этап аудиторской проверки до конца 2020 года. Размер целевых поступлений от учредителей, добровольных имущественных взносов и пожертвований фонда «Дружба» за 2019 год был 2,5 млн руб. Но несмотря на то, что это менее «свежего» условия проведения обязательного аудита для НКО в форме фондов (3 млн руб.), фонд «Дружба» должен закончить начатый аудит. Применительно к отчетности фонда «Дружба» за 2020 год должны применяться прежние условия (организация не является международным фондом, размер целевых поступлений значения не имеет).

Если ваша фирма попала под «переходные положения», не спешите расстраиваться и думать о несправедливости: вроде как освободили от аудита, а все равно проводить придется. Вы, наоборот, приобретете дополнительные преимущества от работы с аудиторами, по сравнению с компаниями, которые остались без аудита. В частности, для главных бухгалтеров положительное аудиторское заключение подтверждает их правомерные действия по ведению учета и составлению отчетности, т.е. позволяет им «спать спокойно». Для руководителей и собственников аудит — это возможность убедится в компетенции бухгалтерии и отсутствии рисков для них и компании, а также в сохранности активов компании.

Компаниям, чьи показатели критериев обязательного аудита позволяют им отказаться от его проведения, также стоит задаться вопросом, целесообразно ли поддаваться соблазну отсутствия «обязаловки» и отказываться от аудита?

Обязательность и целесообразность — разные вещи. И то, что обязательный аудит для малого бизнеса больше не требуется по законодательству, не означает его бесполезность с точки зрения безопасности и выгоды. Мы уже останавливались на этом подробно в статье.

Сегодня многие наши клиенты, для которых аудит перестал быть обязательным, не спешат от него отказываться. Ведь для дальновидного предпринимателя аудит — это не траты, а инвестиции.

«Бумажка для проверяющих» — это далеко не единственное предназначение аудита. Основная польза аудита — убедиться, что:

  • существенные ошибки в вашем учете отсутствуют;
  • новости о поправках в нормативные правовые акты учтены, важные документы и имущество в наличии, по проведению инвентаризации и ее результатам нет вопросов;
  • размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
  • принимаются правильные решения, которые идут на пользу компании и учредителям, ведь всегда можно оперативно посоветоваться с аудиторами, налоговыми консультантами и юристами, сопровождающими проверку. Они всегда помогут сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ, вопросах валюты и др.

Разве после отмены обязательного аудита все это потеряет актуальность?

Кроме того, наличие аудиторского заключения дает дополнительные конкурентные и инвестиционные преимущества:

как и ранее, отчетность, по которой есть аудиторское заключение (АЗ) имеет совершенно другой статус для внешних пользователей — вызывает больше доверия к показателям отчетности, деятельности компании в целом (многие крупные партнеры требуют от более мелких АЗ по бухгалтерской отчетности в качестве подтверждения их благонадежности);

в тяжелой ситуации, связанной с пандемией, многие компании обращаются в кредитные организации, там всегда требуется АЗ к отчетности;

не останавливается работа по заключению договоров в рамках проведения тендеров — как правило при участии в тендерах требуется АЗ.

­Таким образом, даже если законодательство больше не требует от вашей компании проведение аудита, имеет смысл заказать инициативный аудит по индивидуальному техническому заданию. Кстати, не обязательно ограничиваться только проверкой бухгалтерского учета и отчетности. Чтобы получить больше пользы, можно поставить и иные задачи: проверка налогов и многое другое.

­Кейсы покажут на конкретных примерах реальную выгоду расширенного аудита для бизнеса.

Проведение аудита и представление аудиторского заключения

Обязательный аудит включает: подготовку к аудиту, его непосредственное проведение, оформление и передачу заключения заказчику. Подробно о нюансах проведения обязательного аудита АО мы писали в отдельной статье.

­Аудиторское заключение может дать только аудиторская организация — член СРО (член Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), которая работает по Международным стандартам аудита. В ходе обязательного аудита используется 48 международных стандартов (Приказ Минфина от 9 января 2019 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»).

Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита, необходимо предоставить в ФНС вместе с отчетностью или в срок: не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ). Форма предоставления: электронная. Таким образом, аудиторское заключение за 2020 год может быть отправлено до 31 декабря 2021 года включительно, но затягивать с аудитом нецелесообразно.

Для организаций, подлежащих обязательному аудиту, будет полезно не просто «проаудироваться» и получить аудиторское заключение до конца календарного года. Гораздо лучше заказать аудит отчетности таким образом, чтобы можно было успеть скорректировать отчетность по результатам аудита (по нашему опыту это требуется достаточно часто) и подать в налоговый орган «уточненку». После утверждения отчетности собственниками исправлять ее нельзя. Исходя из этого, обязательный аудит нужен до того, как состоится годовое собрание собственников (акционеров). Напомним, для ООО срок проведения общего собрания до 30 апреля, а для АО — до 30 июня.

Условия, порядок и сроки представления финансовой отчетности и аудиторского заключения см. в приказах ФНС от 13.11.2019 №ММВ-7-1/569@ и от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@.

Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита

Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:

  • для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

­Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:

  • если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
  • если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.

Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:

  • от 2000 до 4000 руб. для граждан;
  • от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
  • от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.

Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.

Аудит в 2021 году: для отчета или для выгоды?

Многие компании используют аудит для отчета, в то время как другие — уже давно осознали, что аудит — это не бестолковая формальность, а новые возможности. Как одна и та же услуга может быть такой разной? Ответ в подходе заказчиков к аудиторским услугам.

Ряд компаний, заказывая аудит, ожидают всего лишь получить аудиторское заключение, которое требует закон. И, соответственно, его получают. Только его. В то время как другие ставят задачу глубокой и качественной проверки с выявлением рисков и резервов, чтобы потом можно было не бояться прихода контролирующих органов и извлечь дополнительную выгоду. Последняя позиция, как никогда, соответствует сегодняшним реалиям: «растущим аппетитам» налоговиков и непростой экономической обстановке в стране, вызванной пандемией.

«Стандартный» аудит бухучета и отчетности в 2021 году в плане пользы для бизнеса существенно уступает системному комплексному аудиту. Последний предполагает:

  • выполнение расширенного техзадания: скрупулезная проверка не только бухучета, но и налогов;
  • широкую выборку документов для проверки: 85% (при «стандартном» аудите, как правило, менее 50%);
  • поэтапное проведение проверки в течение года — позволяет устранить ошибки «в моменте», не дожидаясь претензий контролирующих органов;
  • защиту от претензий налоговых органов — налоговые юристы в течение 3-х лет с момента окончания проверяемого периода будут представлять интересы по вопросам, возникающим у ИФНС по этому периоду, в т.ч. в суде;
  • страховку от налоговых рисков (рекомендации экспертов и риски невыявления налоговых ошибок застрахованы Ингосстрах) — мало кто из аудиторских компаний готов предложить страховку от налоговых претензий. Это могут сделать только те, кто уверен в качестве проверки и профессионализме своих сотрудников. Более того, в этом должна быть уверена и страховая компания, предоставляющая страховку.

Да, системный комплексный аудит несколько дороже «стандартного». Но он обеспечивает порядок в финансово-хозяйственной деятельности компании, оптимальную работу бухгалтерии с выявленными резервами и защитой от финансовых потерь. При проведении аудита и устранении налоговых рисков его стоимость окупится в разы. Компания не будет привлекать внимание налоговых органов наличием ошибок в отчетности, а собственники и руководители будут уверены, что им не грозит субсидиарная и уголовная ответственность за налоговые долги юридического лица.