Экономические субъекты подлежащие об

Обязательный аудит

Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту

Обязательный аудит — это ежегодная обязательная аудитор­ская проверка ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности организации или индивидуального пред­принимателя.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О бухгалтер­ском учете» № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность коммерческих организаций состоит из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о прибышях и убытках;
  • приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
  • аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответ­ствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
  • пояснительной записки.

Законом «Об аудиторской деятельности» (ст. 7) определено осуществление обязательного аудита в следующих случаях:

  1. организация имеет организационно-правовую форму откры­того акционерного общества;
  2. организация является кредитной, бюро кредитных историй страховой организацией (за исключением сельскохозяйственных кооперативов) или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств кото­рого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные исчисления, производимые физически­ми и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
  3. объем выручки организации (за исключением сельскохо­зяйственных кооперативов и их союзов) или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установ­ленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ), или сумма активов баланса пре­вышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз минимальный раз­мер оплаты труда;
  4. организация является государственным унитарным пред­приятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным выше. Для муниципаль­ных унитарных предприятий законом субъекта Российской Фе­дерации финансовые показатели могут быть понижены;
  5. обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.

В ст. 2 Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельно­сти» сказано, что аудиторская деятельность осуществляется в со­ответствии с этим Федеральным законом и принятыми в соответ­ствии с ним иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской дея­тельности. Нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать настоящему Федеральному зако­ну. Поэтому статьи прочих федеральных законов, указывающих на обязательность аудита или действия аудиторов в указанных случаях, не применяются, если противоречат закону об аудитор­ской деятельности.

Наиболее значимые федеральные законы, статьи которых ука­зывают на проведение обязательного аудита и не противоречат Федеральному закону «Об аудиторской деятельности», представ­лены в табл. 3.1.

3. Заключение аудитора по результа­там ежегодной аудиторской провер­ки является обязательным приложе­нием к отчетности акционерного инвестиционного фонда, управляю­щей компании паевого инвестици­онного фонда

Проведение обязательного аудита имеет следующие особен­ности.

1. Обязательный аудит может проводиться только аудиторски­ми организациями и не может проводиться индивидуальными аудиторами.

2. При проведении обязательного аудита в организациях, в ус­тавных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федера­ции составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам размеще­ния заказа на оказание таких услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О разме­щении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказа­ние услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с п. 2 ст. 7 «Об аудиторской деятельности» указанное требование распространяется только на хозяйствен­ные общества и не относится к федеральным государственным унитарным предприятиям, порядок отбора аудиторских органи­заций для которых регламентируется Правилами проведения от­крытого конкурса по отбору аудиторской организации для осу­ществления обязательного ежегодного аудита организации, доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации в уставном (складочном) капитале ко­торых составляет не менее 25%, утвержденными Постановле­нием № 706.

3. Аудиторская проверка аудируемых лиц, в бухгалтерской (финансовой) документации которых содержатся сведения, со­ставляющие государственную тайну, осуществляется в соответст­вии с законодательством Российской Федерации, т.е. путем по­лучения аудиторской организацией и (или) работающими в ней аудиторами допуска к работе со сведениями, составляющими го­сударственную тайну.

4. При проведении обязательного аудита аудиторские орга­низации обязаны страховать риск ответственности за нарушение договора.

При выборе аудиторских организаций для проведения обяза­тельного аудита в организациях, в условных (складочных) ка­питалах которых доля государственной собственности или соб­ственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться в соответствии с положениями Федерального за­кона № 94-ФЗ.

Конкурсная комиссия должна оформить следующие виды про­токолов:

  • протокол вскрытия конвертов с заявками на участия в кон­курсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе (п. 8 ст. 26);
  • протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, кото­рый ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной ко­миссии и заказчиком, уполномоченным органом (п. 2 ст. 27);
  • протокол аукциона (п. 7 ст. 37);
  • протокол оценки и сопоставления заявок на участие в кон­курсе (п. 10 ст. 28);
  • протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок (п. 4 ст. 54).

Процедура утверждения протоколов Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не предусмотрена, в связи с чем утверждение последних не тре­буется.

На рис. 3.1 приводятся этапы размещения заказа государст­венными и муниципальными заказчиками для проведения откры­того конкурса.

Рис. 3.1. Размещение заказа для проведения открытого конкурса

Ответственность экономических субъектов за уклонение от обязательного аудита

В соответствии со ст. 21 «Ответственность за нарушение законо­дательства Российской Федерации об аудите» Закона «Об аудитор­ской деятельности» аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гра­жданско-правовую ответственность в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

Первоначальной редакцией Закона «Об аудиторской деятель­ности» было предусмотрено за уклонение организации или инди­видуального предпринимателя, подлежащих обязательному ауди­ту, от его проведения или препятствование его проведению взыскание штрафа в размере от 500 руб. до МРОТ, установлен­ного федеральным законом.

Предусматривалось, что взыскание этого штрафа будет произ­водиться в судебном порядке на основании постановления Упол­номоченного федерального органа о привлечении к ответствен­ности за правонарушение, состоящее в уклонении от проведения обязательного аудита.

Однако Федеральным законом «О внесении изменений и до­полнений в Федеральный закон “Об аудиторской деятельно­сти”» от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ этот порядок был отменен.

Казалось бы, уклонение от проведения обязательного аудита можно отнести к грубым нарушениям правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.11 Кодекса РФ об админист­ративных правонарушениях (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ).

В соответствии с этой статьей грубое нарушение правил веде­ния бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчет­ности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ.

Однако в примечании к ст. 15.11 утверждается, что под гру­бым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и пред­ставления бухгалтерской отчетности понимается: искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не ме­нее чем на 10%.

Все об экономических субъектах, подлежащих обязательному аудиту

Отчетность бухгалтерии экономической организации подлежит обязательному аудиту, вследствие чего аудитор опровергает или подтверждает ее достоверность. Процедура проводится согласно федеральным законам РФ. Поэтому состав экономических субъектов, которые должны проходить ежегодную проверку, четко фиксирован в соответствующих нормативно-правовых документах и законе об «Аудиторской деятельности».

Какие субъекты подлежат аудиту?

Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту:

  • Кредитные фирмы. Аудит проводит организация, которая имеет все соответствующие сертификаты, лицензии на оказания такой проверки. По итогу составляется заключение, где указывается информация о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной компании, ее обязательства (их устанавливает банк России) и прочие данные. Отчет направляется в Российский банк. Его нужно сдать на протяжении трех месяцев после того, как кредитная фирма отправила отчеты за год.
  • Страховые компании, которые публикуют годовые балансы с указанием прибыли/убытков. Сроки публикации устанавливает федеральный орган исполнительной власти, который отвечает за достоверность предоставленных ему данных.
  • Пенсионные фонды негосударственного значения. Ежегодно по итогам прошедшего периода (за год) для них должно проводится независимое аудитирование.
  • Потребительские общества ведут бухучет и предоставляют финансовую отчетность, согласно законодательству РФ и тем, кто в них состоит. Сначала годовую отчетность проверяет независимая аудиторская компания, потом ее выносят члены ревизионной комиссии на общее обозрение.
  • «АО» для того, чтобы можно было подтвердить достоверность данных указанных бухгалтером в отчете. Информацию о балансе, убытках, прибыли также должна быть подтверждена ревизионной комиссией.
  • Финансово-промышленные группы предоставляют отчетность всем своим участникам в течение 90 дней после того, как закончился год. Отчет публикуют или оглашают. Проверку оплачивает компания.
  • Лотереи. Исключение составляют государственные организации.

Какие еще субъекты попадают под действие закона?

Помимо негосударственных экономических субъектов обязательную ежегодную проверку должны проходить и госпредприятия, муниципальные и унитарные учреждения. Они также по окончанию отчетного периода должны предоставить уполномоченному органу государственной власти РФ финансовую отчетность за прошедший год.

Процедура аудитирования может быть проведена, если доля уставного капитала госсобственности равна двадцать пять процентов и выше. Но это применимо только к хозяйственным обществам, которые не имеют отношение к федеральным унитарным учреждениям. Компанию аудитора в этом случае выбирают на конкурсной основе.

Кто имеет право проводить процедуру?

Проверка может проводится в обязательной форме или быть инициирована учредителем предприятия.

Если аудит обязательный, его вправе проводить только аудиторские организации. В то время, как инициированный может быть выполнен аудитором-предпринимателем.

«Холд-Инвест-Аудит» – аудиторско-консалтинговая компания, которая выполнить поставленные клиентом задачи точно в срок и произведет обязательный аудит в соответсвии с действующими законами РФ и Европейским стандартами.

Рассчитать стоимость услуги можно, предварительно оставив заявку на сайте либо связавшись с менеджерами по указанным телефонным номерам.

Специалисты «Холд-Инвест-Аудит» имеют все необходимые аттестаты, лицензии и сертификаты, которые подтверждают уровень профессионализма.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.10.1999 Протокол N 6)

Комиссией по аудиторской деятельности

при Президенте Российской Федерации

20 октября 1999 г.

ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОВЕРЯЕМЫХ

1. Общие положения

1.1. Настоящее правило (стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г.

1.2. Целью правила (стандарта) является определение основных (установленных действующими законодательными нормами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации) прав и обязанностей аудиторских фирм или аудиторов, работающих самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей , а также прав и обязанностей проверяемых экономических субъектов для более четкого регулирования взаимоотношений между сторонами при проведении аудита.

В дальнейшем аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, именуются «аудиторские организации».

1.3. Задачами правила (стандарта) являются:

а) изложение прав и обязанностей аудиторских организаций;

б) изложение прав и обязанностей проверяемых экономических субъектов;

в) описание наиболее важных аспектов правовых взаимоотношений аудиторской деятельности, которые не раскрыты в полной мере в действующих законодательных и нормативных актах;

г) обеспечение дополнительных основ для урегулирования конфликтов между аудиторскими организациями и пользователями аудиторских заключений.

1.4. Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.

1.5. Требования данного правила (стандарта) носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменной информации (отчете) аудитора руководству (собственникам) экономического субъекта , заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.

Далее по тексту — «письменная информация (отчет) аудитора».

1.6. Перечень прав и обязанностей аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов, изложенный в настоящем правиле (стандарте), не является исчерпывающим и может быть расширен в других правилах (стандартах) аудиторской деятельности, а также в положениях договоров на оказание аудиторских услуг.

2. Права аудиторских организаций

2.1. Аудиторские организации имеют право предлагать свои профессиональные услуги в соответствии с выданной им лицензией и на основании норм действующего законодательства.

2.2. Аудиторские организации имеют право на осуществление в установленном порядке аудиторской деятельности. Они не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

2.3. Аудиторские организации до подписания договора на оказание аудиторских услуг имеют право на ознакомление с документами бухгалтерской отчетности проверяемых экономических субъектов, а также на получение разъяснений от должностных лиц по возникающим вопросам в целях оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономических субъектов и определения аудиторского риска для принятия решения о заключении договора.

2.4. Аудиторские организации имеют право запрашивать у проверяемого экономического субъекта аудиторские заключения других аудиторских организаций по результатам проведенного аудита за любой проверенный отчетный период как самого экономического субъекта, так и его структурных подразделений.

2.5. Аудиторские организации имеют право привлекать на договорной основе к участию в проведении аудиторской проверки аудиторов, работающих самостоятельно, аудиторов, работающих в качестве штатных сотрудников других аудиторских организаций, а также иных необходимых специалистов (экспертов). Порядок привлечения указанных лиц к участию в проведении аудиторской проверки предусматривается законодательными и иными нормативными актами, в том числе правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

2.6. Аудиторские организации имеют право самостоятельно определять формы и методы проведения аудита исходя из требований законодательных и нормативных актов Российской Федерации, правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также конкретных условий договора с экономическими субъектами. К таким формам, приемам и методам проведения аудита, как правило, относятся следующие:

а) формы и методы планирования аудита;

б) методы установления базовых показателей для определения уровня существенности и показателей выборки;

в) формы и методы проведения аудиторских процедур;

г) методы сбора и анализа аудиторских доказательств;

д) порядок взаимодействия с проверяемыми экономическими субъектами при получении от последних документации о финансово — хозяйственной деятельности;

е) порядок документирования аудита и дальнейшего архивирования рабочей документации;

ж) получения разъяснений по возникшим вопросам и дополнительных сведений;

з) организация внутрифирменного контроля качества аудита;

и) порядок и условия привлечения других аудиторских организаций и иных специалистов для участия в проведении аудита;

к) другие формы и методы проведения аудита по усмотрению аудиторских организаций.

2.7. Аудиторские организации имеют право при проведении аудиторской проверки проверять в полном объеме документацию, связанную с их финансово — хозяйственной деятельностью, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации. Непредставление или какое-либо ограничение доступа к информации со стороны проверяемого экономического субъекта может рассматриваться как ограничение объема аудита. Аудиторские организации имеют право отказаться от проведения аудита в случае непредставления проверяемыми экономическими субъектами всей необходимой информации.

2.8. Аудиторские организации имеют право требовать от государственных органов, по поручению которых проводится аудиторская проверка, создания надлежащих условий для ее проведения, а при необходимости — также обеспечения личной безопасности аудиторов и членов их семей.

2.9. Аудиторские организации имеют право получать у ответственных работников проверяемых экономических субъектов устные и письменные разъяснения по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам.

2.10. Аудиторские организации имеют право получать по письменному запросу, согласованному с проверяемыми экономическими субъектами, информацию от третьих лиц, необходимую для составления аудиторского заключения.

2.11. При проверке операций экономических субъектов со связанными сторонами аудиторские организации имеют право получать от лиц, выступающих в качестве связанных сторон, сведения, достаточные для формирования аудиторских доказательств в отношении того, правильно ли существенные операции такого рода отражены и раскрыты в учете и бухгалтерской отчетности проверяемых экономических субъектов. Действия аудиторских организаций в этих случаях регламентируются правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита».

2.12. Аудиторские организации имеют право запрашивать от проверяемых экономических субъектов и третьих лиц следующие подлежащие подтверждению данные:

а) от экономических субъектов — об остатках на текущих, ссудных, депозитных и прочих банковских счетах этих субъектов;

б) от доверенных лиц, дилеров, инвестиционных компаний, регистраторов, депозитариев и других профессиональных участников рынка ценных бумаг — о наличии и составе соответствующих финансовых инструментов, принадлежащих проверяемым экономическим субъектам, сальдо расчетов по операциям на организованных рынках ценных бумаг и других аналогичных сделках;

в) от прочих партнеров по бизнесу — о сальдо расчетов по проведенным операциям проверяемых экономических субъектов;

г) другие данные, необходимые как источники получения аудиторских доказательств.

2.13. Аудиторские организации вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащей им рабочей документации любые действия, не противоречащие закону, иным нормативным актам и профессиональной этике, а также не нарушающие права и охраняемые законом интересы экономических субъектов, в отношении которых проводился аудит, и других лиц.

2.14. Аудиторские организации вправе не предоставлять рабочую документацию аудита экономическим субъектам, в отношении которых проводился аудит, а также другим лицам, включая налоговые и иные государственные органы, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2.15. Аудиторские организации имеют право требовать от проверяемых экономических субъектов устранения выявленных нарушений в бухгалтерском учете и составлении бухгалтерской отчетности.

2.16. Аудиторские организации имеют право получать по договору вознаграждение за фактически выполненную работу, возмещение транспортных и командировочных расходов, расходов по оплате работы привлеченных специалистов и других фактически произведенных необходимых расходов.

3. Обязанности аудиторских организаций

3.1. Аудиторские организации обязаны соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательных и других нормативных актов Российской Федерации, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности.

3.2. Перед заключением договора на проведение аудиторской проверки аудиторские организации обязаны предъявлять проверяемым экономическим субъектам соответствующую лицензию на проведение аудиторской деятельности по требуемой для аудита специализации.

3.3. Аудиторские организации обязаны отказаться от проведения аудита в случае отсутствия у них лицензии на осуществление аудита, соответствующей специфике деятельности проверяемых экономических субъектов, а также в случае наличия обстоятельств, ставящих под угрозу независимость аудиторских организаций от проверяемых экономических субъектов или обстоятельств, вызванных конфликтом интересов. Перечень таких обстоятельств определяется действующими нормативными актами в области аудиторской деятельности, а также положениями настоящего правила (стандарта) и профессиональными этическими требованиями.

3.4. Аудиторские организации обязаны своевременно сообщать экономическим субъектам, которым они намерены оказать аудиторские услуги, а также государственным органам, поручившим провести аудиторскую проверку:

а) о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки вследствие обстоятельств, ставящих под угрозу независимость аудиторских организаций от проверяемых экономических субъектов, безопасность аудиторов и членов их семей, или обстоятельств, вызванных конфликтом интересов, а также вследствие отсутствия лицензии, позволяющей произвести аудиторскую проверку данных экономических субъектов;

б) о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов и (или) специалистов (экспертов) в связи со значительным объемом работы, спецификой объекта аудита или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или получения поручения.

3.5. Аудиторские организации обязаны учитывать при привлечении сторонних специалистов (экспертов, аудиторов) для проведения аудита согласие на это проверяемых экономических субъектов. Аудиторские организации могут использовать работу сторонних специалистов при проведении аудита лишь с согласия проверяемых экономических субъектов.

3.6. Аудиторские организации обязаны предоставлять экономическим субъектам, подлежащим аудиту, исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудита, о правах и обязанностях сторон при осуществлении аудита, о законодательных и нормативных актах, действующих в Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы, изложенные в аудиторском заключении и письменной информации (отчете) аудитора.

3.7. Аудиторские организации обязаны представить руководству (собственникам) экономического субъекта в установленных случаях:

а) аудиторское заключение, подготовленное в соответствии с требованиями правила (стандарта) «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности»;

б) письменную информацию (отчет) аудитора, подготовленную в соответствии с требованиями правила (стандарта) «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита».

3.8. Если экономические субъекты, подлежащие аудиту, отказываются выполнять требования аудиторских организаций по исправлению выявленных в результате проведенного аудита нарушений, существенно влияющих на достоверность бухгалтерской отчетности, то аудиторские организации обязаны отразить этот факт в своем заключении по итогам проверки.

3.9. Аудиторские организации на всех этапах проведения аудита обязаны руководствоваться основными принципами аудита и профессиональными этическими нормами. Эти принципы и нормы изложены, в частности, в правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности».

3.10. Аудиторские организации обязаны обеспечить конфиденциальность полученной в ходе аудита информации и сохранность рабочей документации в соответствии с правилами организации архивного дела в течение срока не менее пяти лет после проведения аудита.

4. Права проверяемых экономических субъектов

4.1. Экономические субъекты, подлежащие аудиту, имеют право самостоятельно выбирать аудиторскую организацию для проведения аудита. При этом должны быть соблюдены установленные законодательством Российской Федерации сроки предоставления аудиторского заключения надлежащим пользователям.

4.2. Экономические субъекты, имеющие в своем составе структурные подразделения и филиалы, имеют право поручить проведение аудита бухгалтерской отчетности данных подразделений и филиалов разным аудиторским организациям. Взаимоотношения между аудиторской организацией, проверяющей сводную бухгалтерскую отчетность, и организациями, проверяющими подразделения и филиалы, регламентируются требованиями правила (стандарта) «Использование работы другой аудиторской организации».

4.3. Экономические субъекты, подлежащие аудиту, имеют право получать от аудиторских организаций исчерпывающую информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, регулирующих аудиторскую деятельность, а после ознакомления с письменной информацией (отчетом) аудитора и (или) аудиторским заключением также информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы этого отчета и (или) заключения.

4.4. Проверяемые экономические субъекты имеют право быть осведомленными о предполагаемом использовании аудиторскими организациями привлеченных сторонних специалистов (экспертов, аудиторов) и отказаться от их участия с предоставлением аудиторским организациям мотивированных возражений в письменной форме.

4.5. Проверяемые экономические субъекты имеют право по своему усмотрению передавать копии своих документов аудиторским организациям, проводящим аудит.

4.6. Экономические субъекты, в отношении которых проводился аудит, не имеют права требовать от аудиторских организаций предоставления рабочей документации аудита или ее копий полностью или в какой-либо части, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4.7. Экономические субъекты имеют право обращаться в государственные органы, лицензирующие отдельные виды аудиторской деятельности, а также в исполнительные органы профессиональных аудиторских ассоциаций с заявлениями о нарушениях аудиторскими организациями законодательных и других нормативных актов, а также профессиональных этических принципов аудита.

5. Обязанности проверяемых экономических субъектов

5.1. Экономические субъекты, подлежащие аудиту, обязаны заключать в случаях, непосредственно предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и нормативными правовым актами или международными договорами, договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями. Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту, не вправе предпринимать какие-либо действия в целях уклонения от проведения обязательной аудиторской проверки.

5.2. Проверяемые экономические субъекты, подлежащие аудиту, обязаны не препятствовать аудиторским организациям в своевременном и полном проведении аудиторских проверок, создавать все условия, необходимые для проведения аудита, а также предоставлять им всю документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов исчерпывающие разъяснения и объяснения в устной и письменной форме.

5.3. Экономические субъекты обязаны предоставить по запросу проверяющих аудиторских организаций заключения и акты по результатам проверок, проведенных у них другими аудиторскими организациями и органами надзора.

5.4. Экономические субъекты обязаны не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.

5.5. Экономические субъекты обязаны оперативно устранять в ходе аудиторской проверки выявленные аудиторскими организациями нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

5.6. Экономические субъекты обязаны своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций, осуществляющих аудит, в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы или рекомендации, изложенные в аудиторском заключении или в письменной информации (отчете) аудитора, не согласуются с точкой зрения руководства проверяемых экономических субъектов.


Название закона

Дата принятия и номерСодержание
О банках и банков­ской дея­тельности2 декабря 1990 г.

№ 395-1 (В ред. фе­деральных законов от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ; от 31 июля 1998 г. № 151-ФЗ; от 5 июля 1999 г. № 126-ФЗ;

Ст. 42. Аудиторская проверка кредитной организации, банковских групп и бан­ковских холдингов

Отчетность кредитной организации подлежит ежегодной проверке ауди­торской организацией, имеющей в со­ответствии с законодательством Рос­сийской Федерации лицензию на осу­ществление таких проверок. Отчетность

О банках и банков­ской дея­тельностиот 8 июля 1999 г.

№ 136-ФЗ; от 19 июня 2001 г. № 82-ФЗ; от 7 августа 2001 г. № 121-ФЗ; от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ; с измене­ниями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 фев­раля 1999 г. № 4-П)

банковских групп и отчетность банков­ских холдингов подлежат ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законода­тельством Российской Федерации ли­цензию на осуществление проверок кре­дитных организаций и осуществляю­щей аудиторскую проверку кредитных организаций не менее двух лет. Ли­цензии на осуществление аудиторских проверок кредитных организаций вы­даются в соответствии с федеральными законами аудиторским организациям, осуществляющим аудиторскую дея­тельность не менее двух лет

Аудиторская проверка кредитной организации, банковских групп и бан­ковских холдингов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации

Аудиторская организация обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации Аудиторское заключение направля­ется в Банк России в трехмесячный срок со дня представления в Банк Рос­сии годовых отчетов кредитной органи­зации, банковских групп и банковских холдингов

Об органи­зации стра­хового дела в Россий­ской Фе­дерации27 ноября 1992 г.

№ 4015-1 (в ред. фе­деральных законов от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ; от 20 ноября 1999 г. № 204-ФЗ; от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ; от 25 апреля 2002 г. № 41-ФЗ)

Ст. 29. Публикация страховщиками годовых балансов

Страховщики публикуют годовые балансы и счета прибылей и убытков в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений

О негосу­дарствен­ных пен­сионных фондах7 мая 1998 г. № 75-ФЗ (в ред. федеральных законов от 2 февра­ля 2001 г. № 18-ФЗ; от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ; от 10 января 2003 г. № 14-ФЗ)

Ст. 22. Аудиторская проверка

Фонды обязаны ежегодно по ито­гам финансового года проводить не­зависимую аудиторскую проверку

Ежегодному аудиту в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации об аудиторской деятельности и требованиями настоящего Федераль­ного закона подлежат ведение бухгал­терского учета, пенсионных счетов не­государственного пенсионного обеспе­чения и пенсионных счетов накопи­тельной части трудовой пенсии, веде­ние бухгалтерской отчетности фондов, осуществление выплат негосударствен­ных пенсий, выкупных сумм, накопи­тельной части трудовых пенсий, вы­плат правопреемникам, выплат про­фессиональных пенсий, а также веде­ние бухгалтерского учета и бухгалтер­ской отчетности управляющих компа­ний и специализированных депозита­риев по формированию и размещению средств пенсионных резервов и форми­рованию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений

Аудитор, осуществляющий провер­ку деятельности фонда, не может яв­ляться аффилированным лицом фон­да, его управляющей компании (уп­равляющих компаний) и специализи­рованного депозитария

Аудиторское заключение представ­ляется фондом в уполномоченный фе­деральный орган не позднее 30 июня

Об акцио­нерных обществах26 декабря 1995 г.

№ 208-ФЗ (в ред. федеральных законов от 13 июня 1996 г. № 65-ФЗ; от 24 мая 1999 г. № 101-ФЗ;от 7 августа 2001 г. № 120-ФЗ;

Ст. 87. Заключение ревизионной комис­сии (ревизора) общества или аудитора общества

По итогам проверки финансово­хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия (ревизор) обще­ства или аудитор общества составляют заключение, в котором должны содер­жаться:

Об акцио­нерных обществахот 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ; от 31 октября 2002 г. № 134-ФЗ; от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ)

подтверждение достоверности дан­ных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества;

информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Рос­сийской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также пра­вовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяй­ственной деятельности

Ст. 88. Бухгалтерский учет и финансо­вая отчетность общества (п. 3)

Достоверность данных, содержащих­ся в годовом отчете общества, годовой бухгалтерской отчетности, должна быть подтверждена ревизионной комисси­ей (ревизором) общества

Перед опубликованием обществом указанных в настоящем пункте доку­ментов в соответствии со ст. 92 насто­ящего Федерального закона общество обязано привлечь для ежегодной про­верки и подтверждения годовой финан­совой отчетности аудитора, не связан­ного имущественными интересами с обществом или его акционерами

О финансово-промышленных группах30 ноября 1995 г. № 190-ФЗСт. 16. Годовой отчет финансово­промышленной группы

1. Не позднее 90 дней после оконча­ния финансового года центральная компания финансово-промышлен­ной группы представляет всем участ­никам финансово-промышленной группы, полномочному государст­венному органу отчет о деятельно­сти финансово-промышленной группы по форме, устанавливаемой Правительством Российской Феде­рации, а также публикует указан­ный отчет

2. Отчет составляется по результатам проверки деятельности финансово­промышленной группы независи­мым аудитором

О финансово-промышленных группах

3. Аудиторская проверка проводится за счет средств центральной ком­пании финансово-промышленной группы
О государ­ственных и муници­пальных унитарных предпри­ятиях14 ноября 2002 г. № 161-ФЗСт. 26. Контроль за деятельностью

1. Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определен­ных собственником имущества уни­тарного предприятия, подлежит обя­зательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором

2. Контроль за деятельностью унитар­ного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полно­мочия собственника, и другими уполномоченными органами

3. Унитарное предприятие по оконча­нии отчетного периода представляет уполномоченным органам государст­венной власти Российской Федера­ции, органам государственной вла­сти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправле­ния бухгалтерскую отчетность

и иные документы, перечень кото­рых определяется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или орга­нами местного самоуправления

Об инве­стировании средств для финан­сирования накопи­тельной части тру­довой пен­сии в Рос­сийской Федерации24 июля 2002 г. № 111-ФЗСт. 9. Аудит субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионные накоплений

1. Ведение бухгалтерского учета Пенси­онным фондом Российской Федера­ции, учет пенсионных накоплений в специальных частях индивидуаль­ных лицевых счетов застрахованных лиц, а также финансовая (бухгалтер­ская) отчетность Пенсионного фонда Российской Федерации подлежит ежегодной проверке Счетной пала­той Российской Федерации

Об инве­стировании средств для финан­сирования накопи­тельной части тру­довой пен­сии в Рос­сийской ФедерацииВедение бухгалтерского учета спе­циализированным депозитарием и управляющими компаниями, их финансовая (бухгалтерская) отчет­ность по формированию и инве­стированию накоплений подлежат ежегодному аудиту в порядке, оп­ределяемом Правительством Рос­сийской Федерации

2. Аудитор, осуществляющий деятель­ность в соответствии с п. 1 настоя­щей статьи, не может являться аф­филированным лицом специализи­рованного депозитария или управ­ляющей компании, с которыми Пенсионным фондом Российской Федерации заключены договоры

в соответствии со ст. 17 или ст. 18 настоящего Федерального закона, либо аффилированными лицом аф­филированных лиц указанных спе­циализированного депозитария или управляющих компаний

3. Необходимость проведения аудита в соответствии с требованиями на­стоящей статьи не освобождает субъ­ектов отношений по формированию и инвестированию средств пенси­онных накоплений от обязанности предоставлять всю необходимую информацию и отчетность для про­верок, проводимых Счетной пала­той Российской Федерации в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации

О лотереях11 ноября 2002 г. № 138-ФЗСт. 23. Аудиторская проверка органи­затора лотереи и оператора лотереи

Ведение бухгалтерского учета и фи­нансовой (бухгалтерской) отчетности организатором лотереи (за исключени­ем лотереи от имени Российской Фе­дерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образова­ния) и оператором лотереи подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Аудиторская проверка про­водится в соответствии с законода­тельством Российской Федерации об аудиторской деятельности

Об инве­стицион­ных фондах29 ноября 2001 г. № 156-ФЗСт. 50. Ежегодные аудиторские про­верки

1. Аудитор в соответствии с заключен­ным договором обязан проводить ежегодные аудиторские проверки

2. Аудиторской проверке подлежат:

  • бухгалтерский учет, ведение учета и составление отчетности в отно­шении имущества, принадлежаще­го акционерному инвестиционному фонду, имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и операций с этим имуществом
  • состав и структура активов акци­онерного инвестиционного фонда и имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд
  • расчет стоимости чистых активов акционерного инвестиционного фонда, оценка расчетной стоимо­сти одного инвестиционного пая, цены размещения и цены выкупа акции или суммы, на которую вы­дается один инвестиционный пай, и суммы денежной компенсации, подлежащей выплате в связи с по­гашением инвестиционного пая
  • соблюдение требований, предъяв­ляемых к порядку хранения имущест­ва, принадлежащего акционерному инвестиционному фонду, имущест­ва, составляющего паевой инвести­ционный фонд, и документов, удо­стоверяющих права на имущество, принадлежащее акционерному ин­вестиционному фонду, и имуще­ство, составляющее паевой инве­стиционный фонд
  • сделки, совершенные с активами акционерного инвестиционного фон­да и активами паевого инвестицион­ного фонда
Об инве­стицион­ных фондах