Что является подлежащим обобщающее слово или

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Однородные члены предложения

Однородными называются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним и тем же членом предложения.

Сравните два предложения:

Я часто получаю письма и посылки . Я часто получаю и отправляю письма .

В первом предложении два дополнения отвечают на вопрос ЧТО? и относятся к одному и тому же сказуемому, а во втором предложении два сказуемых поясняются одним общим дополнением.

Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи, как это было в предложениях выше, но могут быть выражены и разными частями речи. Например: Он говорил медленно , с большими паузами . В этом предложении первое обстоятельство выражено наречием, а второе – существительным с предлогом.

Однородные члены в предложениях могут быть распространены, то есть могут иметь зависимые слова. Рассмотрите внимательно следующее предложение.

Мужики снимали с головы шапки и кланялись .

Здесь два однородных сказуемых (СНИМАЛИ и КЛАНЯЛИСЬ): первое распространено обстоятельством (С ГОЛОВЫ) и дополнением (ШАПКИ), а второе не распространено (у него нет зависимых слов).

В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Например:

Луна поднималась и освещала дорогу , поле и дома деревни.

Первый ряд однородных членов в этом предложении создают сказуемые, второй – дополнения.


Однородные и неоднородные определения

К одному и тому же слову в предложении может относиться несколько определений, которые могут быть однородными и неоднородными. Научиться различать эти два вида определений необходимо, так как однородные определения на письме разделяются запятыми, а между неоднородными определениями запятая не ставится.

1. Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией и характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, форме, размеру и так далее.

По утрам солнце бьет в беседку сквозь пурпурную , лиловую , зеленую и лимонную листву (Паустовский).

В этом предложении четыре определения к слову ЛИСТВА, они однородные, так как все называют цвет и произносятся с интонацией перечисления.

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон и произносятся без перечислительной интонации, например:

Был невыносимо жаркий июльский день (Тургенев).

Определение ЖАРКИЙ сообщает нам о погоде, а определение ИЮЛЬСКИЙ о том, в каком месяце был этот день.

Обратите внимание, что однородные определения могут соединяться сочинительными союзами, а если союзов нет, то их легко можно вставить. Сравните три предложения, расположенные ниже.

Он владел немецким, французским, английским языком.
Он владел немецким, французским и английским языком.
Он владел и немецким, и французским, и английским языком.

2. Однородные определения не могут быть выражены прилагательными, относящимися к разным лексическим разрядам.

Если определения выражены прилагательными, то определить, нужно ли их разделять запятыми, можно следующим способом. Известно, что прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные . Если у одного слова есть определения, выраженные прилагательными разных разрядов, то эти определения будут неоднородными.

На крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке (Пушкин).

У слова ДУШЕГРЕЙКА два определения: ДОРОГОЙ (качественное прилагательное) и СОБОЛЬЕЙ (относительное прилагательное).

3. Определения считаются неоднородными, если одно определение выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным.

Рассмотрите примеры на иллюстрации.

Почему ты не надеваешь свое новое платье?
Наконец мы дождались первых теплых дней.

4. Иногда в художественных произведениях могут встретиться предложения, в которых между определениями, характеризующими предмет с разных сторон, стоят запятые.

Прочитайте предложения из произведений И. А. Бунина и А. П. Чехова. В них авторы стремятся создать единое, целостное представление о предмете или явлении, и такие определения можно считать однородными.

Наступила дождливая, грязная, темная осень (Чехов).
Ясные дни сменились холодными, синевато-серенькими, беззвучными (Бунин).


Пунктуация в предложениях с однородными членами, соединенными сочинительными союзами

Сочинительные союзы в русском языке речи делятся на три разряда: соединительные, разделительные и противительные .

Значение соединительных союзов можно условно обозначить фразой: «И ЭТО, И ТО». Они соединяют два однородных члена между собой. Значение разделительных союзов можно определить так: «ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО». Такие союзы указывают на возможность только одного однородного члена из нескольких или на их чередование. Значение противительных союзов выражается иначе: «НЕ ТО, А ЭТО». Противительные союзы противопоставляют один однородный член другому. Рассмотрите примеры союзов каждого разряда на иллюстрации.

НЕ ТОЛЬКО … НО И,

ИЛИ,
ИЛИ… ИЛИ,
ЛИБО,
ЛИБО … ЛИБО,
ТО… ТО,
НЕ ТО… НЕ ТО,
ТО ЛИ … ТО ЛИ

Обратите внимание, что союз ДА записан и в столбике с соединительными союзами, и в столбике с противительными союзами. Дело в том, что он может употребляться в двух значениях. Сравните две поговорки: Без нитки да иголки шубы не пошить и Мал золотник, да дорог . В первой поговорке союз ДА может быть заменен на И, а во второй – на НО.

Соединительные союзыПротивительные союзыРазделительные союзы
И ЭТО И ТОНЕ ТО, А ЭТОИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО
Без нитки да иголки шубы не пошить.

Без нитки и иголки шубы не пошить.

Мал золотник, да дорог.

Мал золотник, но дорог.

Некоторые сочинительные союзы состоят из нескольких слов, например, КАК… ТАК И; НЕ ТОЛЬКО… НО И. Такие союзы называются составными.

Постановка запятых в предложениях, где однородные члены связаны сочинительными союзами, зависит от того, к какому разряду они принадлежат.

Перед сочинительными союзами, соединяющими однородные члены, запятая ставится в трех случаях:

1) если в предложении однородные члены связаны противительным союзом:
Ягодка красна, да на вкус горька. Задача трудная, зато интересная;

2) если однородные члены связаны повторяющимися союзами:
В лесу одному шумно, и жутко, и весело (Фет);

3) если однородные члены соединены составными союзами:
Там будет праздник не только сегодня, но и завтра. .

Теперь обратимся к случаям, когда запятую перед союзами, соединяющими однородные члены, ставить не нужно.

1. Если однородные члены соединены одиночным соединительным или разделительным союзом, например:

В садке плескались пескари и окуни.
В этом лесу на соснах вы можете заметить белку или дятла .

2. Если союзы объединяют однородные члены в пары, например:

В его коллекции было много ножей и кинжалов , пистолетов и ружей , украшенных драгоценными камнями.

3. Если два однородных члена соединяются повторяющимися союзами, но образуют устойчивое сочетание: И ДЕНЬ И НОЧЬ, И СМЕХ И ГРЕХ, НИ ДА НИ НЕТ, НИ ДВА НИ ПОЛТОРА, НИ ВЗАД НИ ВПЕРЕД и другие.

Нас разбудили ни свет ни заря .


Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами

Внимательно прочитайте предложение.

Рядом с домом росли хвойные деревья : ели, сосны, пихты .

В этом примере четыре подлежащих, но назвать их всех однородными нельзя, потому что первое из них – слово ДЕРЕВЬЯ – объединяет в своем значении последующие, или, наоборот, три последних подлежащих конкретизируют, уточняют значение первого. Между первым подлежащим и последующими можно вставить вопрос: «А какие именно?».

Если одно из слов в предложении конкретизируется, уточняется рядом однородных членов, то такое слово называется обобщающим . Обратите внимание: обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены.

Обобщающие слова в предложениях могут быть выражены разными частями речи, но особенно часто в этом качестве используются местоимения, например:

Ни знатный род, ни красота, ни сила, ни богатство – ничто беды не может миновать (Пушкин) или Так было всегда: и сто, и триста лет назад.

Обобщающие слова могут быть выражены также цельными словосочетаниями, например:

Всякий день стал приносить старый Мосеич разную крупную рыбу : щук, язей, голавлей, линей, окуней (Аксаков).

В этом предложении обобщающим будет сочетание РАЗНУЮ КРУПНУЮ РЫБУ.

В предложениях с обобщающими словами знаки препинания ставятся в соответствии с правилом из трех основных пунктов.

1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Желтые кленовые листья лежали всюду : на дорожках, на скамейках, на крышах машин .

2. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.

На дорожках, на скамейках, на крышах машин – всюду лежали желтые кленовые листья.

3. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов – тире.

Всюду : на дорожках, на скамейках, на крышах машин – лежали желтые кленовые листья .

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

Обобщающее сло­во при одно­род­ных чле­нах пред­ло­же­ния явля­ет­ся родо­вым поня­ти­ем по отно­ше­нию к видо­вым или назва­ни­ем цело­го по отно­ше­нию к его частям.

Чтобы узнать, какие сло­ва быва­ют обоб­ща­ю­щи­ми, нач­нем с выяс­не­ния, что такое одно­род­ные чле­ны предложения.

Что такое однородные члены предложения?

Простое пред­ло­же­ние может быть ослож­не­но одно­род­ны­ми чле­на­ми. Узнаем, что такое одно­род­ные чле­ны пред­ло­же­ния, рас­смот­рев сле­ду­ю­щие примеры:

Музыка и мело­дия нераз­рыв­ны (Р. Вагнер).

Хорошая музы­ка чиста , как ребе­нок, и муд­ра , как гла­за стар­ца (Ромен Роллан).

Красота музы­ки заклю­ча­ет­ся (в чём?) в про­сто­те и есте­ствен­но­сти (П. И. Чайковский).

Музыку объ­еди­ня­ет мораль­ную , эмо­ци­о­наль­ную и эсте­ти­че­скую сфе­ры чело­ве­ка (В. Сухомлинский).

Он любил выра­жать­ся воз­вы­шен­но и туман­но (К. Паустовский).

В пред­ло­же­нии, как видим, может быть не один и тот же член пред­ло­же­ния, а два и более. Главные чле­ны пред­ло­же­ния, состав­ля­ю­щие его грам­ма­ти­че­скую осно­ву, и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны счи­та­ют­ся одно­род­ны­ми, ели они выпол­ня­ют одну и ту же син­так­си­че­скую функ­цию, а так­же отно­сят­ся к одно­му и тому же чле­ну пред­ло­же­ния (допол­не­ния — к ска­зу­е­мо­му, опре­де­ле­ния — к под­ле­жа­ще­му или допол­не­нию, обсто­я­тель­ства — к ска­зу­е­мо­му и т. д.). Важным при­зна­ком одно­род­но­сти чле­нов явля­ет­ся то, что они соеди­ня­ют­ся сочи­ни­тель­ной свя­зью меж­ду собой и про­из­но­сят­ся с пере­чис­ли­тель­ной интонацией.

Как выражаются однородные члены предложения?

В боль­шин­стве слу­ча­ев в роли одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния высту­па­ют сло­ва одной и той же части речи.

Яков помол­чал , взгля­нул кру­гом и закрыл­ся рукой (И. С. Тургенев).

Однородные ска­зу­е­мые выра­же­ны гла­го­ла­ми в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода.

Успокоившиеся дере­вья бес­шум­но и покор­но роня­ли жёл­тые листья (А. И. Куприн)

Роняли (как?) бес­шум­но и покорно.

Что такое обобщающее слово?

В пред­ло­же­нии пере­чень одно­род­ных чле­нов может сопро­вож­дать­ся обоб­ща­ю­щим сло­вом, кото­рое явля­ет­ся тем же чле­ном пред­ло­же­ния, что и одно­род­ные. Чтобы понять, что такое обоб­ща­ю­щее сло­во, рас­смот­рим предложение:

В при­ро­де всё пре­крас­но : и плы­ву­щие по небу обла­ка , и берёз­ка , шеп­чу­ща­я­ся с тра­вой, и суро­вая север­ная ель , и лишай­ник (Е. Осетров).

Обобщающее сло­во «всё», выра­жен­ное место­име­ни­ем, явля­ет­ся под­ле­жа­щим, как и пере­чис­лен­ные одно­род­ные чле­ны, выра­жен­ные существительными:

Обобщающие сло­ва чаще все­го выра­жа­ют­ся место­име­ни­я­ми и наречиями:

все, никто, ниче­го, все­гда, вез­де, нику­да и т.п.

В тай­ге нико­го не вид­но вокруг: ни чело­ве­ка , ни зве­ря , ни пти­цы .

Везде : над лесом , над полем и над кры­ша­ми домов — повис­ло раз­но­цвет­ное коро­мыс­ло радуги.

Реже обоб­ща­ю­щие сло­ва выра­жа­ют­ся суще­стви­тель­ны­ми, при­ла­га­тель­ны­ми, соче­та­ни­я­ми слов.

В ней было скры­то ещё пять мат­ре­шек в раз­но­цвет­ных шалях: зеле­ной , жел­той , синей , фио­ле­то­вой (К. Паустовский).

Какое значение имеют обобщающие слова?

Обобщающее сло­во чаще все­го пред­став­ля­ет собой родо­вое поня­тие, а одно­род­ные чле­ны — видо­вое, например:

В пали­сад­ни­ке перед домом пора­жа­ли сво­ей кра­со­той садо­вые цве­ты : рос­кош­ные чай­ные розы , лилии и непри­хот­ли­вые ромаш­ки с жел­ты­ми гла­за­ми в белых ресничках.

Обобщающее сло­во может обо­зна­чать поня­тие цело­го, а одно­род­ные чле­ны — его части.

Это был обыч­ный рус­ский про­стор : поля , леса и дерев­ни с соло­мен­ны­ми и дере­вян­ны­ми кров­ля­ми, порос­ши­ми бар­хат­ным мохом (И. Соколов-Микитов).

Пунктуация в предложениях с обобщающими словами

Обобщающее сло­во нахо­дит­ся или перед одно­род­ны­ми чле­на­ми, или после них.

После обоб­ща­ю­ще­го сло­ва или непо­сред­ствен­но перед одно­род­ны­ми чле­на­ми ста­вит­ся двоеточие.

Мы с азар­том спо­ри­ли обо всем: о совре­мен­ной музы­ке, о поэ­зии, и даже о религии.

Если пред­ло­же­ние про­дол­жа­ет­ся, то пере­чень одно­род­ных чле­нов отде­ля­ет­ся пунк­ту­а­ци­он­ным зна­ком тире от после­ду­ю­щих слов сооб­ще­ния, например:

Весной, кажет­ся, ото­всю­ду: из заро­с­лей камы­ша, с бере­га реч­ки, из-под при­бреж­ных ракит — доно­сит­ся неумол­ка­е­мый лягу­ша­чий хор.

Если одно­род­ные чле­ны начи­на­ют пред­ло­же­ние, то их пере­чень отде­ля­ет­ся от обоб­ща­ю­ще­го сло­ва пунк­ту­а­ци­он­ным зна­ком тире, например:

С кле­нов, берез и осин — со всех дере­вьев осен­ний ветер неми­ло­серд­но сры­ва­ет их золо­тую или баг­ря­ную прическу.

В пред­ло­же­нии перед обоб­ща­ю­щи­ми сло­ва­ми могут нахо­дить­ся ввод­ные слова:

Тогда тире ста­вит­ся перед ввод­ным сло­вом, а после него — запя­тая, например:

Среди птиц , насе­ко­мых , в сухой тра­ве — сло­вом , всю­ду , даже в воз­ду­хе, чув­ство­ва­лось при­бли­же­ние осе­ни (В. Арсеньев).

Если ввод­ное сло­во нахо­дит­ся перед переч­нем одно­род­ных чле­нов, то запя­тая ста­вит­ся перед ним, а затем двое­то­чие, например:

На сто­ле сра­зу появил­ся само­вар, а вме­сте с ним нехит­рое дере­вен­ское уго­ще­ние, а имен­но : яйца, мас­ло, высо­кая крын­ка с топ­ле­ным моло­ком (А. Карпов).

Видеоурок

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
  2. Знаки препинания при обобщающих словах.

Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения, соединяются друг с другом сочинительной связью.

Обобщающее слово – общее название предметов или признаков, которые перечисляются при помощи однородных членов.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.:Просвещение, 2016. – с. 96-97

1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1/ Львова С. И., Львов В. В. – М.:МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 132

2. Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с.167.

3. Панов М. В. Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с. 332.

4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – с. 281.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Некоторые слова обозначают обобщённые, широкие, родовые понятия. Например, слово мебель – родовое понятие для слов шкаф, стол, стул, диван, буфет, тумба. Вокруг слов, обозначающих родовое (обобщённое) понятие, образуются тематические группы. Например, тематическая группа с родовым понятием «ягода»: клубника, малина, смородина, черника, брусника.

Слова, которые обозначают родовое понятие, могут встречаться в предложениях с однородными членами. Тогда говорят об обобщающем слове при однородных членах предложения.

Обобщающее слово – это общее название предметов или признаков, которые перечисляются с помощью однородных членов. Обобщающее слово в схеме обозначается кружочком с точкой посередине. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены предложения.

Рассмотрим предложение. В нашем лесу обитают разные звери: белки, зайцы, лисицы. Однородные члены (подлежащие) белки, зайцы, лисицы – это конкретные названия. Слово звери – их общее (родовое) название. Это обобщающее слово. На письме это будет выглядеть следующим образом.

С употреблением обобщающего слова при однородных членах предложения связано несколько правил постановки знаков препинания.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставим двоеточие, а после однородных членов – тире.

Рассмотрим это на примерах.

Теоретический материал для углубленного изучения.

Вводное слово и обобщающее слово при однородных членах.

Очень часто в предложениях с обобщающим словом есть ещё слова, которые передают дополнительное значение, это вводные слова.

Если вводное слово стоит после однородных членов и перед обобщающим словом, то перед вводным словом ставится тире, а после него — запятая:

Например. На домах, на деревьях, на скамейках – словом, везде лежал снег.

Если вводное слово стоит после обобщающего слова и далее идёт ряд однородных членов, то перед вводным словом ставится запятая, а после него двоеточие:

Например: Снег лежал везде, а именно: на домах, на деревьях, на скамейках.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Найдите предложение, соответствующее схеме: [О:О,О,О …]. (Знаки препинания не расставлены!)

1) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.

2) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.

3) Утро рассеивает всё страх усталость волнения.

Разбор задания: Анализируем схему: обобщающее слово стоит перед однородными членами, после них предложение продолжается.Анализируем предложения. В 1 предложении обобщающее слово фрукты стоит перед однородными членами, следовательно, надо ставить двоеточие. После однородных членов предложение заканчивается. Это предложение не соответствует схеме. Во 2 предложении обобщающее словосочетание морская рыба стоит перед однородными членами, ставим двоеточие. После однородных членов предложение продолжается, следовательно, это предложение соответствует схеме. Проверим 3 предложение. Обобщающее слово всё стоит перед однородными членами. Ставим двоеточие. После однородных членов предложение заканчивается. Это предложение не подходит. Ответ: 2.

Выделите цветом предложение, в котором есть обобщающее слово. (Знаки препинания не расставлены!)

1) В наших степях водятся как зайцы так и лисицы.

2) Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев.

3) То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев.

4) И роща и фасад дома отражались в озере.

Разбор задания: В 1 предложении однородные члены есть, но слова, которое их обобщает, нет. Следовательно, это предложение не подходит. Во 2 предложении однородные члены ни воды, ни деревьев обобщает слово ничего. Это предложение соответствует условиям. Проверим оставшиеся предложения. В 3 и 4 предложении нет обобщающих слов.

Ответ:2) Нигде ничего не было видно: ни воды, ни деревьев.