Что является объектом подлежащей государственной регистрации

Перечень продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации

Государственная регистрация продукции (товаров) в случаях,

предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза

В случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза:

  • технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011«О безопасности пищевой продукции»;
  • технический регламент Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»;
  • технический регламент Таможенного союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»

государственной регистрации подлежит продукция (товары), являющаяся объектом технического регулирования, в объёме установленного конкретным техническим регламентом Таможенного союза перечня:

1. Специализированная пищевая продукция (ч.1 ст. 24 ТР ТС 021/2011):

  • пищевая продукция для детского питания, в том числе вода питьевая для детского питания;
  • пищевая продукция для диетического лечебного и диетического профилактического питания;
  • минеральная природная, лечебно-столовая, лечебная минеральная вода с минерализацией свыше 1 мг/дм 3 или при меньшей минерализации, содержащая биологически активные вещества в количестве не ниже бальнеологических норм;
  • пищевая продукция для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин;
  • биологически активные добавки к пище (БАД).

2. Пищевая продукция нового вида (ч.1 ст. 27 ТР ТС 021/2011).

3. Продукция, предназначенная для детей и подростков (ч. 2 ст. 12 ТР ТС 007/2011):

  • соски молочные, соски-пустышки из латекса, резины или силиконовые;
  • изделия санитарно-гигиенические разового использования (многослойные изделия, содержащие влагопоглощающие материалы (подгузники, трусы и пеленки), а также гигиенические ватные палочки (для носа и ушей) и другие аналогичные изделия для ухода за детьми);
  • посуда и столовые приборы (чашки, блюдца, поильники, тарелки, миски, ложки, вилки, ножи, бутылочки и другие аналогичные изделия детские для пищевых продуктов) из пластмассы, стекла, металла, посуда керамическая (фаянсовая, стеклокерамическая, гончарная и майоликовая), посуда одноразовая (из бумаги, картона и пластмассы) для детей до 3 лет;
  • щетки зубные, щетки зубные электрические с питанием от химических источников тока, массажеры для десен и другие аналогичные изделия;
  • изделия 1-го слоя бельевые (нательные и купальные) трикотажные и из текстильных материалов для детей до 3 лет;
  • изделия чулочно-носочные трикотажные 1-го слоя для детей до 3 лет;
  • головные уборы (летние) 1-го слоя трикотажные и из текстильных материалов для детей до 3 лет.

4. Парфюмерно-косметическая продукция (приложение 12 ТР ТС 009/2011):

  • Парфюмерно-косметическая продукция для искусственного загара
  • Парфюмерно-косметическая продукция для отбеливания (осветления) кожи
  • Косметика для татуажа
  • Интимная косметика
  • Парфюмерно-косметическая продукция индивидуальной защиты кожи от воздействия вредных производственных факторов
  • Детская косметика
  • Парфюмерно-косметическая продукция для химического окрашивания, осветления и мелирования волос
  • Парфюмерно-косметическая продукция для химической завивки и распрямления волос
  • Парфюмерно-косметическая продукция, произведенная с использованием наноматериалов
  • Парфюмерно-косметическая продукция для депиляции
  • Пилинги
  • Фторсодержащие средства гигиены полости рта, массовая доля фторидов в которых превышает 0,15% (для жидких средств гигиены полости рта — 0,05%) (в пересчете на молярную массу фтора)
  • Средства для отбеливания зубов, содержащие перекись водорода или другие компоненты, выделяющие перекись водорода, включая перекись карбамида и перекись цинка, с концентрацией перекиси водорода (в качестве ингредиента или выделяемой) 0,1% — 6,0%.

Государственная регистрация продукции (товаров)

в случае, предусмотренном разделом II (перечень продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации) «Единого перечня продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза» (далее – Единый перечень), утверждённого решением комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 №299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе».

Государственной регистрации подлежит продукция (товары), указанная в разделе 2 Единого перечня, включенная в исчерпывающие позиции ТН ВЭД ЕАЭС, впервые изготавливаемая на таможенной территории Евразийского экономического союза, а также впервые ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза (раздел II Единого перечня):

  • Дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства (для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах (кроме применяемых в ветеринарии и репеллентных средств, относящихся к средствам индивидуальной защиты дерматологическим от воздействия биологических факторов (насекомых), используемым в условиях промышленного производства)).
  • Продукция (товары) бытовой химии.
  • Потенциально опасные химические и биологические вещества и изготавливаемые на их основе препараты, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), индивидуальные вещества (соединения) природного или искусственного происхождения, способные в условиях производства, применения, транспортировки, переработки, а также в бытовых условиях оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.
  • Материалы, оборудование, устройства и другие технические средства водоподготовки, предназначенные для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения.
  • Предметы личной гигиены для взрослых.
  • Изделия, предназначенные для контакта с пищевыми продуктами (кроме посуды, столовых принадлежностей, технологического оборудования и упаковки (укупорочных средств)).

Перечень продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации в Управлении Роспотребнадзора по Калининградской области

Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области согласно приказу Роспотребнадзора от 20.07.2010 № 290 «О государственной регистрации продукции территориальными органами» (в ред. Приказа Роспотребнадзора от 19.09.2011 № 742) осуществляется государственная регистрация следующих видов продукции (товаров):

— косметической продукции, за исключением специальной косметической продукции (средства для загара без солнца, средства для отбеливания кожи, средства для нанесения рисунков на кожу без инъекционного воздействия), косметической продукции для интимных органов, средств по уходу за волосами красящих (кроме оттеночных шампуней), средств для химической завивки волос (см. также ТР ТС 009/2011, приложение 12);

— товаров бытовой химии;

— изделий, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами (кроме посуды, столовых принадлежностей, технологического оборудования и упаковки (укупорочных средств)) (примечание: упаковка и укупорочные средства в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18.09.2014 № 78 « О внесении изменений в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, в связи с вступлением в силу технических регламентов Таможенного союза).

— предметов личной гигиены для детей и взрослых; предметов детского обихода до трех лет: посуды и изделий, используемых для питания детей, предметов по гигиеническому уходу за ребенком; одежды для детей (первый слой) (см. также ст. 12, ч. 2 ТР ТС 007/2011);

— продуктов детского питания для детей дошкольного и школьного возраста (с 3 до 14 лет);

— красок, лаков, мастик, грунтовок, шпатлевок, замазок, эмалей;

— материалов, оборудования, устройств и других технических средств водоподготовки, предназначенных для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения;

— средств и изделий гигиены полости рта;

— изготавливаемые на основе потенциально опасных химических и биологических веществ, препараты, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), способные в условиях производства, применения, транспортировки, переработки, а также в бытовых условиях оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.

Статья 8.1 ГК РФ. Государственная регистрация прав на имущество (действующая редакция)

1. В случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

2. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

3. В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.

Запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса.

4. Если право на имущество возникает, изменяется или прекращается вследствие наступления обстоятельств, указанных в законе, запись о возникновении, об изменении или о прекращении этого права вносится в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия. Законом может быть предусмотрено также право иных лиц обращаться с заявлением о внесении соответствующей записи в государственный реестр.

5. Уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы, а в случаях, указанных в пункте 4 настоящей статьи, также наступление соответствующего обстоятельства.

Если право на имущество возникает, изменяется или прекращается на основании нотариально удостоверенной сделки, уполномоченный в соответствии с законом орган вправе проверить законность соответствующей сделки в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом.

6. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.

При возникновении спора в отношении зарегистрированного права лицо, которое знало или должно было знать о недостоверности данных государственного реестра, не вправе ссылаться на соответствующие данные.

Приобретатель недвижимого имущества, полагавшийся при его приобретении на данные государственного реестра, признается добросовестным (статьи 234 и 302), пока в судебном порядке не доказано, что он знал или должен был знать об отсутствии права на отчуждение этого имущества у лица, от которого ему перешли права на него.

7. В отношении зарегистрированного права в государственный реестр может быть внесена в порядке, установленном законом, отметка о возражении лица, соответствующее право которого было зарегистрировано ранее.

Если в течение трех месяцев со дня внесения в государственный реестр отметки о возражении в отношении зарегистрированного права лицо, по заявлению которого она внесена, не оспорило зарегистрированное право в суде, отметка о возражении аннулируется. В этом случае повторное внесение отметки о возражении указанного лица не допускается.

Лицо, оспаривающее зарегистрированное право в суде, вправе требовать внесения в государственный реестр отметки о наличии судебного спора в отношении этого права.

8. Отказ в государственной регистрации прав на имущество либо уклонение от государственной регистрации могут быть оспорены в суде.

9. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации прав на имущество, уклонением от государственной регистрации, внесением в государственный реестр незаконных или недостоверных данных о праве либо нарушением предусмотренного законом порядка государственной регистрации прав на имущество, по вине органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на имущество, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

10. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 8.1 ГК РФ

1. О применении судами положений комментируемой статьи см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». В п. 3 указанного Постановления сказано следующее.

«Статья 8.1 ГК РФ содержит основополагающие правила государственной регистрации прав на имущество, подлежащие применению независимо от того, что является объектом регистрации (права на недвижимое имущество, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и др.). Данная норма распространяется на регистрацию в различных реестрах: Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Едином государственном реестре юридических лиц и т.д.

Для лиц, не являющихся сторонами сделки и не участвовавших в деле, считается, что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки либо вступления в законную силу судебного решения, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются такие права (пункт 2 статьи 8.1, пункт 2 статьи 551 ГК РФ). При этом с момента возникновения соответствующего основания для государственной регистрации права стороны такой сделки или лица, участвовавшие в деле, в результате рассмотрения которого принято названное судебное решение, не вправе в отношениях между собой недобросовестно ссылаться на отсутствие в государственном реестре записи об этом праве.

Иной момент возникновения, изменения или прекращения прав на указанное имущество может быть установлен только законом. Например, вне зависимости от осуществления соответствующей государственной регистрации право переходит в случаях универсального правопреемства (статьи 58, 1110 ГК РФ), в случае полного внесения членом соответствующего кооператива его паевого взноса за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом этому лицу (пункт 4 статьи 218 ГК РФ)».

Согласно п. 1 комментируемой статьи права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения отдельных видов имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации в специально уполномоченных государственных органах.

Законодатель не уточняет, о каком конкретно имуществе идет речь, а только говорит о случаях, предусмотренных законом. В настоящее время речь идет о недвижимом имуществе.

Составной частью особого правового режима недвижимого имущества является обязательная государственная регистрация прав на него. Целью такой регистрации является установление прочной системы оборота недвижимости. Мировой опыт убедительно показывает, что для защиты прав частных собственников на недвижимость необходимо создать формальную регистрационную систему, которая гарантировала бы надежность и гласность гражданского оборота, была бы доступна для всех участников гражданских отношений и содержала бы объективную информацию о недвижимости. Требование об отражении изменений вещно-правового положения в Едином государственном реестре является реализацией принципа публичности в обороте недвижимости.

Слово «государственная» означает, что регистрация должна осуществляться специально уполномоченными федеральными государственными органами. Такими органами в настоящее время являются Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), ее территориальные подразделения и ее структурные подразделения.

Понятие государственной регистрации прав на имущество содержалось и в ранее действовавшей редакции ГК, однако ранее речь шла исключительно о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Основополагающим правовым актом в сфере государственной регистрации прав на имущество является Федеральный закон от 13 июля 2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который регулировал эти вопросы, признан утратившим силу с 1 января 2020 года. В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Публичность государственной регистрации означает, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, обязан предоставить информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу. Однако это правило не распространяется на секретные объекты недвижимости (исключение составляют сведения, доступ к которым ограничен федеральным законом).

Идея публичности порождена жесткой потребностью практики предотвратить случаи недобросовестного повторного отчуждения одной и той же вещи, устранить многочисленные и продолжительные споры по поводу недвижимости. Регистрация прав и их ограничений (обременений) в Едином государственном реестре обеспечивает высокую степень ясности правовых отношений и гарантирует надежность приобретаемых прав.

Помимо прав на имущество государственной регистрации также подлежат ограничения и обременения прав. К сожалению, законодатель не дает их легального определения и не показывает, в чем различие между ними. Представляется, что к ограничениям и обременениям относятся установленные законом или уполномоченными органами в предусмотренном порядке различного рода запрещения, которые стесняют правообладателя при реализации принадлежащих ему вещных прав на конкретный объект. Примерный перечень таких ограничений и обременений дан в ст. 1 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно которой государственной регистрации подлежат сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, арест имущества и др.

С 01.01.2017 кадастровый учет недвижимости и государственная регистрация прав на нее объединены в единую систему учета и регистрации. Сформирован Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который объединяет сведения, содержащиеся на сегодняшний день в кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). В ЕГРН, в частности, вошли реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ.

Ведется ЕГРН в электронном виде и на бумажных носителях. Исключение составляют реестровые дела. В них на бумажном носителе хранятся оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах государственной власти, органах местного самоуправления и архивах.

В соответствии с ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) и его территориальные подразделения.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» «статья 8.1 ГК РФ содержит основополагающие правила государственной регистрации прав на имущество, подлежащие применению независимо от того, что является объектом регистрации (права на недвижимое имущество, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и др.). Данная норма распространяется на регистрацию в различных реестрах: Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Едином государственном реестре юридических лиц и т.д.

Для лиц, не являющихся сторонами сделки и не участвовавших в деле, считается, что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки либо вступления в законную силу судебного решения, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются такие права (пункт 2 статьи 8.1, пункт 2 статьи 551 ГК РФ). При этом с момента возникновения соответствующего основания для государственной регистрации права стороны такой сделки или лица, участвовавшие в деле, в результате рассмотрения которого принято названное судебное решение, не вправе в отношениях между собой недобросовестно ссылаться на отсутствие в государственном реестре записи об этом праве».

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи права на имущество, подлежащие государственной регистрации, по общему правилу возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр. Однако согласно п. 4 ст. 218 ГК член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Существуют и другие исключения из этого правила. Согласно п. 3 «иной момент возникновения, изменения или прекращения прав на указанное имущество может быть установлен только законом». Например, вне зависимости от осуществления соответствующей государственной регистрации право переходит в случаях универсального правопреемства (статья 58 ГК РФ, см. комментарий к ней).

3. Как следует из п. 3 комментируемой статьи, в случаях прямо предусмотренных законом, соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена. Так, согласно п. 2 ст. 54 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению.

По общему правилу при совершении сделки, влекущей возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, необходимы заявления об этом всех лиц, совершивших сделку. Однако это правило носит диспозитивный характер и иное может быть установлено законом.

В случае нотариального оформления сделки предусмотрены отличные от общеустановленного порядка варианты внесения записей в государственный реестр. При этом запись в государственный реестр может быть внесена на основании заявления одной из сторон сделки, а также нотариуса.

4. На возможность существования исключений из правила внесения заявления в запись в государственный реестр при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, указывается п. 4 комментируемой статьи, в котором упоминается о случаях возникновения, изменения и прекращения зарегистрированных прав в силу обстоятельств, указанных в законе. В нем сказано, что по общему правилу запись о возникновении, об изменении или о прекращении этого права вносится в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия.

При этом законом может быть предусмотрено также право иных лиц обращаться с заявлением о внесении соответствующей записи в государственный реестр. В частности такими правами обладает нотариус.

5. Положениями п. 5 комментируемой статьи регламентированы действия уполномоченного в соответствии с законом органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на имущество, при ее осуществлении.

Характер этих действий будет различаться в зависимости от того, участвовал ли нотариус в ее оформлении или нет. Если не участвовал, то на уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, возлагаются следующие обязанности:

1) проверить полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации (в частности, проверить наличие у него документа, удостоверяющего личность, документы, подтверждающие наличие полномочий на представительство интересов (доверенность, выписка из протокола общего собрания уполномоченного органа, судебный акт и т.п.));

2) проверить правовую обоснованность оснований для государственной регистрации — наличие юридических фактов для государственной регистрации в соответствии с законодательством;

3) проверить иные предусмотренные законом обстоятельства и документы (например, наличие нотариального удостоверения сделки, представление заявителем всех документов, требуемых в соответствии с законодательством);

4) проверить соответствие заключенной сделки законодательству (в случае, если она подлежит нотариальному удостоверению, и на основании этой сделки возникает, изменяется или прекращается право на имущество).

Если же ранее сделка была оформлена нотариально, то регистрирующий орган вправе проверить только законность соответствующей сделки в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом.

Следует отметить, что на практике регистрирующие органы всегда проверяют законность сделки, даже если она была оформлена нотариально.

6. В пункте 6 комментируемой статьи установлено правило, согласно которому лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином. Важность зарегистрированного права на имущество состоит в том, что оно может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.

При рассмотрении спора о праве на имущество, зарегистрированном в государственном реестре, к участию в деле в качестве ответчика должно быть привлечено лицо, за которым зарегистрировано право на это имущество (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

7. В пункте 7 комментируемой статьи указаны процедуры внесения в государственный реестр отметки о возражении лица, соответствующее право которого было зарегистрировано ранее и отметки о наличии судебного спора.

Первая из указанных процедур предусматривает возможность внесения в государственный реестр в отношении зарегистрированного права отметки о возражении об осуществлении регистрации лица, соответствующее право которого было зарегистрировано ранее. Порядок внесения данной отметки устанавливается законом. Речь, в частности, идет о ст. 35 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которая названа «Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости».

Согласно п. 1 указанной статьи запись о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости вносится в Единый государственный реестр недвижимости на основании заявления лица, право собственности которого в Едином государственном реестре недвижимости было зарегистрировано ранее (далее в настоящей статье — предшествующий правообладатель), в срок не более пяти рабочих дней со дня приема органом регистрации прав соответствующего заявления.

Если в течение трех месяцев со дня внесения отметки лицо, по заявлению которого она внесена, не оспорило зарегистрированное право в суде, отметка аннулируется. В этом случае повторное внесение отметки о возражении указанного лица не допускается.

Вторая из указанных процедур предусматривает право лица, оспаривающего зарегистрированное право в суде, требовать внесения в государственный реестр отметки о наличии судебного спора в отношении этого права.

8. Согласно п. 8 комментируемой статьи важность зарегистрированного права на имущество состоит в том, что оно может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.

При возникновении спора в отношении зарегистрированного права лицо, которое знало или должно было знать о недостоверности данных государственного реестра, не вправе ссылаться на соответствующие данные.

9. В п. 9 ст. 8.1 ГК говорится об ответственности органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на имущество. Речь идет о гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы это право не было нарушено (упущенная выгода).

Из содержания указанного пункта вытекает, что убытки будут возмещаться в полном объеме, то есть возмещаться будут как реальный ущерб, так и упущенная выгода. Ответственность наступает только при наличии вины регистрирующего органа в форме умысла или неосторожности. Возмещаться возникшие убытки будут за счет казны Российской Федерации. Под последней согласно п. 4 ст. 214 ГК (см. комментарий к ней) понимаются средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Убытки при осуществлении государственной регистрации могут быть вызваны следующими неправомерными действиями:

незаконным отказом в государственной регистрации прав на имущество;

уклонением от государственной регистрации;

внесением в государственный реестр незаконных или недостоверных данных о праве;

нарушением предусмотренного законом порядка государственной регистрации прав на имущество.

10. Пункт 10 комментируемой статьи предусматривает, что правила данной статьей применяются, поскольку иное не установлено ГК РФ. Соответственно, нормами самого ГК может быть исключена необходимость применения правил комментируемой статьи или установлены правила, отличные от предусмотренных в ней.

Какие объекты подлежат государственной регистрации, и что регистрировать не нужно?

Рассматривая, какие объекты подлежат регистрации, стоит понимать важность этого процесса, как для владельца имущества, так и для органов власти. Госрегистрация — комплекс мер, направленных на официальное оформление имущества, отражение ограничений (обременений) по отношению к нему, а также перехода (прекращения) прав на недвижимость.

Главной целью проведения госрегистрации является защита прав владельцев имущества, а также внесение сведений о сооружении в государственный реестр. Окончание процесса подтверждает факт существования права собственности на конкретное имущество. Какие объекты подлежат государственной регистрации в 2018 году? Какой недвижимости это требование не касается? Рассмотрим эти моменты подробно.

ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ГОСРЕГИСТРАЦИИ — КЛАССИФИКАЦИЯ

Имущество, подлежащее регистрации, можно условно разделить на пять групп. Рассмотрим каждую их них подробно:

  • Права собственности. К этой категории относятся права на различные формы владении, в том числе государственную, общую, частную и иные виды.
  • Вещные права. Особенность в том, что лица, не относящиеся к категории хозяев, имеют меньшие возможности. Вещное право дает возможность владения, управления и пожизненного наследования имущества. Такие права несут абсолютный характер, что подразумевает возможность их осуществления без привлечения 3-их лиц. Интересно, что даже при получении права владения недвижимостью иным лицом, вещное право остается в силе. Вот почему его регистрация является обязательной.
  • Ограничения прав. Рассматривая, какие объекты подлежат государственной регистрации, важно отметить обременения на права по отношению к имуществу. Здесь речь идет об ипотечном кредитовании, сервитутах, арендном соглашении, а также иных сделках, имеющих индивидуальные особенности. По сути, сервитут подразумевает ограничение вещного права. Что касается ипотечного кредита, здесь речь идет об обременении на залоговое имущество (до полной выплаты заемщиком задолженности по займу).
  • Операции с недвижимостью. Не секрет, что право собственности не возникает на ровном месте. Оно появляется после оформления различных договоров, а именно обмена, покупки и продажи, передачи имущества в дар, реконструкции и так далее. При проведении сделок с имуществом регистрация прав производится на базе бумаг, которые подтверждают право применения ЗУ для возведения постройки, а также с помощью проекта или его описания. В первую очередь это касается незавершенных сооружений.

Отдельного внимания заслуживают операции, которые произведены до начала действия закона о регистрации. Так, с учетом статьи 6 (пункта 2) права на недвижимость, появившиеся до начала действия Закона, считаются теми, что имеют силу. Основанием является желание собственников (правообладателей). Если сделка регистрируется уже после вступления в силу упомянутого закона, необходимо «работать» с теми правами на объект, которые появились до вступления в силу нормативного документа.

  • Непосредственно физические объекты (их рассмотрим ниже).

Кроме госрегистрации, может проводиться специальная работа по учету некоторых видов имущества. В большинстве случаев необходим учет в кадастре, а также техучет. В этом случае производится фиксация сведений о земельном участке, сооружении или иной недвижимости. При этом нельзя объединять под одну «гребенку» разные виды учета (правовой и технический).

КАКИЕ ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ ПОДЛЕЖАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ?

В этом разделе подробно рассмотрим имущество, которое подлежит регистрации и включается в пятую группу классификации (рассмотрена выше). В нее входит следующая недвижимость:

  • Участки недр и земельные наделы.
  • Леса, насаждения.
  • Сооружения, а также их элементы. Сюда же относятся элементы инфраструктуры (транспортной, инженерной).
  • Здания и их составляющие.
  • Нежилые объекты, а также компании (те, что позиционируются как имущественные комплексы).
  • Жилые здания, имеющие помещения, предназначенные для проживания и технического характера. В этот же пункт необходимо включать дачные домики на участках, где предусмотрено право регистрации и проживания в них.
  • Квартиры и их составляющие, а также служебные и прочие помещения.
  • Комнаты.
  • Садовые домики, гаражи, а также иные постройки, имеющие потребительское назначение.
  • Жилые постройки, в которых нельзя проживать, а также хозпостройки на садовых участках.
  • Незавершенные объекты, а также кондоминиумы.
  • Прочие сооружения, которые относятся к категории недвижимости и должны быть поставлены на учет.

КАКИЕ ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ НЕ ПОДЛЕЖАТ РЕГИСТРАЦИИ?

Приведенный выше перечень имеет общий характер. С его помощью трудно разобраться, какие объекты требую госрегистрации, а в отношении какого имущества эта процедура не является обязательной. Чтобы разобраться в этом вопросе, стоит обратиться к пояснениям Росреестра.

Сотрудники упомянутого органа напоминают, что права на имущество появляются после регистрации объекта. При этом к категории «недвижимости» относятся сооружения, имеющие тесную связь с земельным участком. Это значит, что перенести объект без нанесения ему значительного вреда не получится. По закону к недвижимости можно отнести ЗУ, различные объекты (жилые и нежилые), недостроенные здания и так далее.

Покупая или создавая недвижимость, люди и юрлица стараются быстрей оформить права на эти объекты, для чего они оформляют заявление, готовят пакет бумаг и передают все это в регистрирующие органы. Но бывает, что регистратор отказывает заявителю с пояснением, что конкретный объект не подлежит госрегистрации. Причина затруднений в том, что в законодательстве нет четких указаний по поводу того, что можно регистрировать, а что — нет.

При получении негативного решения люди обращаются в судебные органы в надежде защитить интересы. В итоге суд выносит аналогичное решение, что приводит к потере времени и денег на разбирательства. Чтобы избежать этого, важно знать, какие объекты подлежат госрегистрации (в том числе в отношении права собственности), а что регистрировать не нужно.

Временные объекты

Сразу отметим, что регистрации не требуют временные объекты, к примеру, небольшие торговые точки или павильоны, находящиеся на остановках. Особенность в том, что земельные наделы для таких сооружений отводятся на конкретный период. Сами объекты изготавливаются с применением легких материалов, которые при необходимости можно легко разобрать (как правило, это сэндвич-панели). Использование таких конструкций свидетельствует о том, что конструкцию можно демонтировать и переместить на иное место. При этом функционально объект никак не пострадает.

Оформлять техпаспорт на объект, который не относится к недвижимости, для закрепления этого статуса бессмысленно, ведь по законодательству наличие такого документа не позволяет говорить о статусе имущества. Иными словами, если на объект оформлен техпаспорт, это еще не подтверждает необходимость регистрации сооружения.

Объекты вспомогательного назначения

Кроме того, регистрация права собственности не требуется по отношению к сооружениям, которые имеют вспомогательный характер. Задача таких объектов заключается в дополнении главного здания, расширение его функциональности. Такая постройка не имеет самостоятельной функции, поэтому в ее регистрации также нет нужды. В качестве примера можно привести ж/б забор, построенный вокруг какого-либо объекта или блочный пункт возле газопровода. В указанных выше случаях основные здания подлежат регистрации, в вот вспомогательные постройки — нет.

При этом собственник вправе использовать такие объекты с учетом функционального назначения при проведении коммерческой деятельности по отдельности от основной вещи. Интересно, что вспомогательное сооружение может относиться к капитальным, но регистрировать его все равно не требуется. Кроме того, наличие техпаспорта и постановка на учет в кадастре еще не подтверждает тот факт, что объект является самостоятельным.

Стоит учесть, что некоторые объекты такого рода все-таки подлежат регистрации. Речь идет о сооружениях, права на которые должны быть зарегистрированы с учетом «дачной амнистии». Это актуально, если объект расположен на ЗУ в саду или на даче. В виде примеров можно привести баню, погреб, хозпостройку или иное сооружение.