Что такое удостоверение гражданина подлежащего

Ведение общего воинского учета: новые обязанности и ответственность работодателей

эксперт в сфере трудового законодательства и кадрового делопроизводства

Все организации независимо от форм собственности обязаны вести воинский учет. Долгое время штрафы за нарушения в этой области были небольшие — 300 руб. С мая 2020 года штрафы выросли в 10 раз. Расскажем, как вести общий воинский учет в 2021 году

Какие законы регулируют воинский учет

Воинский учет граждан ведут по месту их работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением и методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • п. 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее по тексту — Положение о воинском учете);
  • Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ;
  • для работодателей-организаций, расположенных на территории Республики Крым, — Методические рекомендации, утв. Постановлением территориальной комиссии Республики Крым по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе, от 13.03.2017 № 6.

Какие бывают виды воинского учета

  1. Специальный — на таком учете состоят военнообязанные, кто пребывает в запасе на периоды мобилизации и военного положения, а также те, кто служат в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.
  2. Общий — на таком учете состоят остальные военнообязанные.

Дальше в статье речь пойдет об общем воинском учете и о том, что нужно знать работодателям.

С чего и как начать воинский учет

Поставьте организацию на воинский учет в территориальном военном комиссариате или органе местного самоуправления:

  1. Подготовьте приказ об организации ведения воинского учета, в котором пропишите ответственное лицо.
  2. Согласуйте ответственного в военном комиссариате. Для этого лично придите в районный военный комиссариат вместе с приказом и планом работы по ведению воинского учета на год. Форма плана работ — это приложение № 17 к методическим рекомендациям генерального штаба.

Если организация впервые обращается в военный комиссариат, уточните контактные данные председателя районной комиссии в управе или администрации административного субъекта, где зарегистрировано юрлицо. Для председателя районной комиссии надо будет предоставить карточку по форме 18.

  • Совет: заполняйте сразу две или три карточки по форме 18. Требования в регионах разные, поэтому где-то карточка будет предоставляться только в районную комиссию, а где-то еще и в военный комиссариат.
  • Обратите внимание: организации присваивают регистрационный номер. Его проставляют в правом верхнем углу карточки по форме 18. Если вы увидите в номере индекс Б, то это означает, что в организации надо вести еще и специальный воинский учет. Всю информацию о нем можно получить только в военном комиссариате.

Теперь подробно рассмотрим каждый этап.

Шаг 1. Выбираем ответственных за ведение воинского учета

Количество ответственных работников определяем, опираясь на нормы численности военнообязанных работников в организации:

  • менее 500 — один ответственный;
    Вариант 1. Оформляем совмещение. Работник выполняет обязанности в течение установленной продолжительности рабочего времени и оформлен по правилам ст. 60.2 ТК РФ — с письменного согласия работника и с доплатой за совмещение.
    Вариант 2. Оформляем совместительство. Принимаем на работу по трудовому договору по совместительству. Работник выполняет обязанности в свободное от основной работы время;
  • от 500 до 2 000 — один освобожденный работник;
  • от 2 000 до 4 000 — два освобожденных работника;
  • свыше 4 000 — на каждые последующие 3 000 граждан — один освобожденный работник.

Освобожденный работник — тот, для которого ведение воинского учета по должностной инструкции — это основная обязанность. Если в организациях воинский учет осуществляют два и более работников, то их объединяют в отдельное подразделение — военно-учетный стол (п. 12 Положения о воинском учете)

Шаг 2. Издаем приказ об организации ведения воинского учета в компании

Приказ издает руководитель организации. В нем нужно определить, кто будет ответственным за ведение воинского учета и кто будет его исполнять, если нет ответственного (п. 22 методических рекомендаций).

Проект приказа нужно согласовать:

  • с военным комиссаром муниципального образования территории, на которой расположена организация или ее структурное подразделение;
  • с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет, если вы работаете в местности, где нет военных комиссаров.

Приказ утверждается по форме, которая приведена в приложении № 4 Методических рекомендаций Генерального штаба.

Для работников, ответственных за воинский учет, руководитель обязан выделить специально оборудованные помещения и железные шкафы (п. 21 методических рекомендаций).

  • Совет 1: последующие перемещения и увольнение ответственных лиц проводите по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования. Исключение — организации, имеющие мобилизационные органы. Вопрос согласования обязательно поднимается при проверке военными комиссариатами организаций.
  • Важно: при временном убытии ответственного за воинский учет в организации работника руководитель должен издать приказ о назначении на этот участок работы другого работника. Такой сотрудник обязан принять по акту документы для работы по воинскому учету и бронированию граждан.
  • Совет 2: утвердите форму акта приема-передачи дел по вопросам организации и ведения воинского учета.

Кто подлежит воинскому учету

Один из самых важных вопросов — как определить, кто из работников подлежит постановке на воинский учет. Работодателю нужно знать, что существует две категории:

  1. Призывники — граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
  2. Граждане, пребывающие в запасе, — военнообязанные:
  • граждане мужского пола;
  • уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
  • успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
  • успешно завершившие обучение в военной образовательной организации высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
  • не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
  • не подлежавшие призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет;
  • не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
  • уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • граждане женского пола с военно-учетной специальностью (приложение к Положению о воинском учете).

В конце статьи есть шпаргалка

Не подлежат воинскому учету граждане:

  • освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ);
  • проходящие военную службу;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола без военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
  • у которых есть воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ.

Документы для ведения воинского учета

Воспользуйтесь чек-листом, чтобы убедиться, правильно ли организован воинский учет в компании:

  1. Проверьте наличие документов воинского учета у работников. Сведения в них и в личной карточке Т-2 должны совпадать.
  2. Для этих целей подготовьте проект приказа, которым руководитель установит обязанность для работников, подлежащих воинскому учету, приносить ответственному лицу документы для проведения сверок. Обратите внимание: желательно не забирать у работников документы воинского учета, а проводить сверки в их присутствии. Если вы все же берете на время документы — заполняйте расписки и ведите журнал учета приема таких расписок. Это рекомендуют сами военкоматы.
  3. Запросите документы:
    • у призывников — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
    • военнообязанных — военный билет или справку взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета.
  • Справка взамен военного билета. Выдается по заключению призывной комиссии после достижения 27 лет гражданам, которые без законных оснований уклонились от военной службы. Документ указывает на то, что такой гражданин все же находится в запасе.
  • Временное удостоверение. Выдается для установления личности военнообязанных, у которых нет необходимых документов для оформления и выдачи им военных билетов. А также для проверки и подтверждения подлинности предъявленных ими документов, для запроса и получения военных билетов, которые были сданы на хранение в военный комиссариат муниципального образования по прежнему месту их жительства. На удостоверении должна быть подпись военного комиссара и гербовая печать.
  • Обратите внимание: отказать в приеме на работу в связи с отсутствием документов воинского учета нельзя.

Организация отдельного делопроизводства

Работодатель обязан организовать служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (п. 39 Методических рекомендаций).

Для этих целей создаются папки. Как правило, их четыре, иногда пять. Ответственный за ведение воинского учета работник на этапе постановки организации на учет в районном военном комиссариате может уточнить названия и количество таких папок для целей отдельного делопроизводства.

Например, это могут быть:

  • Папка № 1 «Законодательные и нормативно-правовые акты по воинскому учету ГПЗ».
  • Папка №2 «Документы по военно-учетному подразделению».
  • Папка № 3 «Документы по ведению воинского учета».
  • Папка № 4 «Переписка с ВК».

Вся переписка с военными комиссариатами регистрируется отдельно и хранится в отдельной папке. В каждой папке рекомендуется хранить опись вложенных документов.

Ведение общего воинского учета

Работу в рамках общего воинского учета можно разделить на три этапа:

  1. Учетная работа при приеме документов.
  2. Ведение личных карточек Т-2.
  3. Отчетность.

1. Учетная работа при приеме документов

Принимая на работу граждан, ответственный за ведение воинского учета должен:

  • определить тех, кто подлежит постановке на воинский учет по месту работы, учебы или по месту жительства, месту пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства или месту пребывания;
  • принять необходимые меры к постановке их на воинский учет;
  • проверить наличие и подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), справок взамен военных билетов или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также подлинность записей в них;
  • проверить наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах или в справках взамен военных билетов отметок об их вручении);
  • проверить наличие персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче);
  • проверить наличие отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, жетонов с личными номерами ВС РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки об их вручении).

Что делать, если выявлены нарушения:

  • Ситуация 1: в документах обнаружены неоговоренные исправления, неточности и подделки, неполное количество листов, а также обнаружены случаи неисполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.
  1. Разъяснить гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ и Положением. Проконтролировать их исполнение. Проинформировать граждан об ответственности за неисполнение — возьмите расписку или попросите расписаться в листе, журнале ознакомления.
  2. Проинформировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей (пп. «в», «г» п. 30 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).
  • Ситуация 2: выявлен случай, когда гражданин не состоит на воинском учете, хотя обязан.
  1. Направить в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об этом (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).
  2. Вручить этим гражданам направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет (Письмо Минобороны РФ от 01.03.2019 № 315/4/1023).

Обратите внимание: форма направления для вручения работникам, уклоняющимся от воинского учета, не утверждена. Минобороны РФ в Письме от 01.03.2019 № 315/4/1023 рекомендовало использовать форму, утвержденную приложением № 3 Приказа Министра обороны РФ № 366, МВД РФ № 789, ФМС РФ № 197 от 10.09.2007.

  • Ситуация 3: на работу устраивается гражданин, который подлежит воинскому учету и у которого нет регистрации по месту жительства и месту пребывания, или гражданин, прибывший на место пребывания на срок более 3 месяцев и у которого нет регистрации по месту пребывания.
  1. При принятии на работу или увольнении таких работников выдать им сведения для постановки на воинский учет по месту пребывания по форме, утвержденной приложением № 2 Постановления Правительства № 719 (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ; пп. «д» п. 30, п. 50 постановления Правительства РФ № 719).
  2. Оповестить работника, что ему нужно лично явиться в военные комиссариаты для постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания (пп. «а» п. 32 Постановления правительства РФ № 719).
  • Ситуация 4. Прием на работу гражданина, подлежащего призыву.

Действия: оповестить гражданина о необходимости личной явки в военные комиссариаты или органы местного самоуправления для постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания (пп. «а» п. 32 Постановления правительства РФ № 719).

2. Ведение личных карточек Т-2

Организации и их должностные лица обязаны собирать, вести, обрабатывать и хранить сведения из учетных документов граждан, поставленных на воинский учет. Порядок определен Министерством обороны РФ. Пока такая учетная форма — личная карточка работника (форма Т-2) или личная карточка государственного (муниципального) служащего (Унифицированная форма № Т-2ГС(МС).

Как вести воинский учет: в личной карточке Т-2 для кадрового делопроизводства или карточке формы ВУР

Личные карточки заменят на карточки гражданина, подлежащего воинскому учету в организации. Предполагается, что это будет карточка формата А4, изготовленная на плотной бумаге, с лицевой и оборотной сторонами. В ней предусмотрены разделы: общие сведения, сведения о воинском учете, дополнительные сведения, сведения о приеме и увольнении (переводе) (Приказ Министра обороны РФ «О внесении изменений в Инструкцию по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденную Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. № 495»). С проектом формы можно ознакомиться на сайте Федерального портала проектов НПА.

В конце статьи есть шпаргалка

3. Отчетность

У организации должен быть план, чтобы с его помощью согласовывать отчетность и сроки ее представления по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе (приложение № 17 Методических рекомендаций).

План необходимо ежегодно согласовывать с военным комиссариатом не позднее даты, которую устанавливает военный комиссариат (в 2019 году план предоставляли на согласование не позднее 15 ноября). Также ежегодно не позднее 31 декабря текущего года предоставляется карточка на организацию по форме 18.

К сведению: в воинском учете многое происходит не по нормативным актам, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов. Учитывайте это в работе.
Например, раньше план на согласование всегда сдавали в декабре. В 2019 году по просьбе военкоматов этот срок был сдвинут на ноябрь.

Дату, до которой нужно согласовать план на 2021 год, рекомендуем самостоятельно обсудить со своим военным комиссариатом.

Виды и сроки отчетов (п. 32 Постановления Правительства РФ № 719)

2 недели (Приложение № 9)

Вид отчетаСрок сдачи отчета
Сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций)
Списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возрастаЕжегодно, до 15 сентября (Приложение № 11)
Списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем годуЕжегодно, до 1 ноября (Приложение № 11)
Сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства или месту пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете2 недели (Приложение № 13)
Оповещение граждан о вызовах, повестках военных комиссариатов или органов местного самоуправленияПри получении повестки
Сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о не состоящих, но обязанных состоять на воинском учетеВ течение двух недель с даты получения запроса из военного комиссариата муниципального образования или органа местного самоуправления (приложение № 10)
Выявлен случай, когда гражданин обязан состоять на воинском учете, но не состоитНе позднее 2 недель с даты, когда стала известна информация о нарушении работником законодательства о воинском учете

Впервые граждан мужского пола ставят на воинский учет в год достижения ими 17 лет.

Ответственность. Новые штрафы за нарушения ведения воинского учета

Изменения законодательства: в десять раз увеличены размеры административного штрафа за нарушения ведения воинского учета. Срок исковой давности за нарушения увеличен с двух месяцев до трех лет (Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ, ст. 4.5 КоАП РФ).

С 5 мая 2020 года для руководителей или других должностных лиц организации или органа местного самоуправления, ответственных за военно-учетную работу, действуют штрафы:

  • Не представили в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списки граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет: от 1000 до 3000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ).
  • Не оповестили граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, и не обеспечили им возможность своевременной явки по вызову: от 1000 до 3000 руб . (ст. 21.2 КоАП РФ)
  • Не сообщили в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведения о принятых на работу, учебу либо об уволенных с работы, отчисленных из образовательных организаций гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете: от 1000 до 5000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Подведем итоги

В статье мы рассмотрели, как организовать в компании ведение общего воинского учета, что нужно знать об отчетности и ответственности, какие документы и как проверять, как определять, кто подлежит воинскому учету.

Рекомендую внимательно изучить в Методических рекомендациях Генштаба правила проведения сверок сведений, содержащихся в личных карточках Т-2, с документами воинского учета работника, а также обратить внимание на перечень основных вопросов, по которым проверяется работа по ведению воинского учета. Работайте без нарушений!

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Как вести воинский учет в организации. Самое полезное из статьи. Методичка‑шпаргалка 785.4 КБ

Образец Унифицированной формы Т2_ВУР 468.1 КБ

Федеральный закон от 28.11.2018 г. № 445-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»

Принят Государственной Думой 20 ноября 2018 года

Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2018 года

Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; № 30, ст. 3613; 2002, № 30, ст. 3033; 2003, № 27, ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 14, ст. 1212; № 40, ст. 3987; 2006, № 1, ст. 10, 22; 2007, № 49, ст. 6074; 2008, № 49, ст. 5746; 2009, № 18, ст. 2149; 2010, № 11, ст. 1176; 2011, № 49, ст. 7021; 2012, № 53, ст. 7613; 2013, № 19, ст. 2331; № 27, ст. 3462, 3477; 2016, № 27, ст. 4160, 4238; 2017, № 31, ст. 4741; 2018, № 1, ст. 28) следующие изменения:

а) пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания:

«иные (в том числе биометрические) персональные данные, определенные Положением о воинском учете.»;

б) в пункте 5 слова «федеральным законом» заменить словами «Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»;

в) дополнить пунктом 51 следующего содержания:

«51. Гражданам, состоящим на воинском учете, выдается один из документов воинского учета:

удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;

военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);

справка взамен военного билета.

Органы, осуществляющие воинский учет, вправе с согласия граждан выдавать им помимо документов, указанных в абзацах втором — четвертом настоящего пункта, также персональные электронные карты.»;

2) в абзаце седьмом пункта 1 статьи 10 слова «военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу» заменить словами «удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), справку взамен военного билета, а также персональную электронную карту».

Документы, удостоверяющие личность и их коды

Больше материалов по теме «Справочники» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

КодНаименование документа
03Свидетельство о рождении
07Военный билет
08Временное удостоверение, выданное взамен военного билета
10Паспорт иностранного гражданина
11Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем на территории РФ по существу
12Вид на жительство в РФ
13Удостоверение беженца
14Временное удостоверение личности гражданина РФ
15Разрешение на временное проживание в РФ
19Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ
21Паспорт гражданина РФ
22Загранпаспорт гражданина РФ
23Свидетельство о рождении, выданное уполномоченным органом иностранного государства
24Удостоверение личности военнослужащего РФ
27Военный билет офицера запаса
91Иные документы*

Буквенное обозначение, требуемое для некоторых документов приведено в таблице ниже:

Наименование документаКод
Паспорт гражданина Российской ФедерацииПАСПОРТ РОССИИ
Паспорт гражданина СССРПАСПОРТ
Загранпаспорт гражданина Российской ФедерацииЗГПАСПОРТ РФ
Свидетельство о рожденииСВИД О РОЖД
Удостоверение личности офицера (военнослужащего)УДОСТ ОФИЦЕРА
Справка об освобождении из места лишения свободыСПРАВКА ОБ ОСВ
Военный билет солдата (матроса, сержанта, старшины)ВОЕННЫЙ БИЛЕТ
Дипломатический паспорт гражданина Российской ФедерацииДИППАСПОРТ РФ
Служебный паспортСЛУЖ ПАСПОРТ
Паспорт иностранного гражданинаИНПАСПОРТ
Свидетельство о регистрации ходатайства о признании иммигранта беженцем по существуСВИД БЕЖЕНЦА
Вид на жительствоВИД НА ЖИТЕЛЬ
Удостоверение беженца в Российской ФедерацииУДОСТ БЕЖЕНЦА
Временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации (форма № 2П)ВРЕМ УДОСТ
Удостоверение личности моряка, паспорт морякаПАСПОРТ МОРЯКА
Военный билет офицера запасаВОЕН БИЛЕТ ОЗ
Иные документы, выдаваемые органами МВД РоссииПРОЧЕЕ

Существует целый ряд нормативных актов, в той или иной степени регламентирующих виды и юридическую значимость как документов, удостоверяющих личность, так и их коды.

Нормативное регулирование

Список документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, в разных вариациях представлен в нескольких нормативных актах, а именно:

  • в Законе РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;
  • в Законе РФ «О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию»
  • в Указе № 1325 Президента РФ от 14 ноября 2002 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»;
  • в Законе РФ «Об актах гражданского состояния»;
  • в Приказе № 524 Минпромторга РФ от 15 апреля 2011.

Если проанализировать все вышеперечисленные акты и свести представленные в них перечни документов, то список документов, удостоверяющих личность, можно подразделить на две группы – документов гражданина РФ и документов иностранного гражданина, пребывающего или въезжающего на территорию РФ.

Так, перечень документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, будет примерно следующим:

  • внутренний паспорт, в том числе и паспорт гражданина РФ для граждан, проживающих за пределами РФ;
  • свидетельство о рождении;
  • общегражданский заграничный паспорт;
  • дипломатический паспорт;
  • служебный паспорт;
  • военный билет и временное удостоверение для лиц, проходящих военную службу;
  • специальная форма, выдаваемая вместо паспорта на период времени, необходимый для оформления паспорта;
  • паспорт моряка;
  • справка осужденного, подозреваемого или обвиняемого, выдаваемая взамен изъятого паспорта.

Перечень документов, удостоверяющих личность иностранных граждан, находящихся или въезжающих на территорию РФ, включает в себя:

  • внутренний или международный паспорт иностранца (в зависимости от пограничного режима с тем или иным государством);
  • вид на жительство в РФ;
  • удостоверение на временное проживание;
  • удостоверение о предоставленном в РФ статусе беженца либо свидетельство о предоставлении убежища на территории Российской Федерации.

Как видно из списка, перечень документов достаточно разнообразен, причем каждый документ из перечня в той или иной степени зависит от вида правоотношений, для которых он создан.

Например, заграничный паспорт имеет цель удостоверения личности гражданина РФ за рубежом и при пересечении государственной границы, а паспорт моряка служит для документального обеспечения граждан РФ, находящихся в плавании.

То есть тот же заграничный паспорт или временная справка или паспорт моряка служат разным целям и при этом являются частичными эквивалентами основного внутригосударственного документа, а именно, внутреннего паспорта гражданина РФ.

Где применяются двухзначные и буквенные коды

Двухзначный код вида документа используется к примеру в таких формах как:

  • справка о доходах и суммах налога физического лица 2-НДФЛ;
  • налоговая декларация по форме 3-НДФЛ;
  • отчет о движении средств физического лица — резидента по счету (вкладу) в банке за пределами территории РФ;
  • декларация по водному налогу.

Буквенный код используется в формах для регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, например в:

  • анкете застрахованного лица в ПФР АДВ-1;
  • заявлении об обмене страхового свидетельства АДВ-2;
  • запросе об уточнении сведений АДИ-2.

Основные документы и требования к ним

В настоящее время на территории РФ действуют следующие формы единого основного документа – паспорта гражданина РФ:

  • паспорт образца 1997 года, установленный Указом 232 Президента Российской Федерации;
  • паспорт с гражданством СССР, выданный в установленном законом порядке в период существования СССР, который, хотя и подлежит замене, но является полноценным эквивалентом паспорта образца 1997 года. Дело в том, что Закон о гражданстве РФ не предусматривает ограничения срока действия паспорта в зависимости от его формы;
  • паспорт гражданина РФ, выданный в установленном законом порядке и действовавший до 1.07.2002 года.

Следует уточнить, что действительность паспорта, вне зависимости от его формы, зависит от двух факторов, а именно:

  • отсутствия не предусмотренных законом записей или отметок в паспорте;
  • степени сохранности и читаемости паспорта.

Поврежденный паспорт, а равно паспорт, содержащий в себе неустановленные записи, будет считаться недействительным.

Приравнены на определенный срок по юридической значимости к паспорту гражданина РФ:

  • удостоверение личности моряка. Так, паспорт моряка в равной степени действителен в пределах РФ и приравнен к заграничному паспорту за рубежом в соответствии с Постановлением № 628 Правительства РФ от 18.08.2008 года;
  • свидетельство о рождении для детей в возрасте до 14 лет, в соответствии с Законом РФ «Об актах гражданского состояния»;
  • военное удостоверение личности для офицеров, прапорщиков и мичманов флота, находящихся на воинской службе;
  • военный билет, выдаваемый солдатам, сержантам и старшинам срочной службы или служащим по контракту;
  • справки формы № 2П, выдаваемые на период оформления паспорта.

Документы иностранцев

Иностранные граждане, находящиеся или въезжающие на территорию РФ, должны обладать один из следующих документов:

  • паспортом международного образца своей страны. Для граждан государств, имеющих с РФ упрощенный режим пересечения границ, достаточно внутреннего паспорта;
  • дипломатическим паспортом международного образца, если деятельность иностранного гражданина связана с дипломатическим или консульским представительством;
  • паспортом гражданина СССР в случае, если иностранец является гражданином одной из республик бывшего СССР и законно проживает на территории РФ;
  • разрешением на временное проживание на территории РФ;
  • видом на жительство в РФ;
  • удостоверением о присвоенном статусе беженца или о предоставлении убежища на территории РФ.

Является ли заграничный паспорт документом, удостоверяющим личность

Паспорт международного образца, выдаваемый гражданам РФ для поездок за рубеж, хотя и признан удостоверением личности, не является эквивалентом внутреннего паспорта, а потому обладает некоторыми ограничениями в гражданском обороте.

Ограничения обусловлены тем, что заграничный паспорт предназначен удостоверять личность гражданина РФ за рубежом, а потому не может быть эквивалентом внутригосударственного паспорта.

Является ли водительское удостоверение документом, удостоверяющим личность

Чисто юридически водительское удостоверение является лишь документом, подтверждающим право его обладателя управлять транспортным средством.

Однако, в соответствии с Постановлением ГКПИ 06-1016 ВС РФ, водительское удостоверение имеет двоякую функцию, а именно:

  • подтверждение права управления ТС;
  • подтверждение личности владельца водительского удостоверения.

Однако существует ряд ведомственных ограничений по гражданскому обороту водительского удостоверения.

Например, в соответствии с Положением ЦБ РФ, актами МИД и МВД РФ, исключено проведение любых банковских операций по водительскому удостоверению.

Документы, не удостоверяющие личность

Не являются удостоверением личности любые документы, выдаваемые в связи с профессиональной или иной деятельностью гражданина, например:

  • студенческие билеты и зачётные книжки;
  • пенсионные удостоверения, справки об инвалидности, удостоверения ветерана, инвалида, почётного донора;
  • трудовые книжки;
  • загранпаспорта;
  • свидетельства о браке и о расторжении брака;
  • профессиональные удостоверения, например, удостоверения адвоката, работника ФСБ, полиции, госслужащего или члена РАН.

Не могут служить удостоверением личности также:

  • копии паспортов, в том числе и заверенные нотариально;
  • справки об освобождении. Предел их действия – это предоставление в паспортный стол для получения основного документа.

Назначение кодов

Перечень кодов документов содержится в приказе MMВ-7-6/25@ от 25 января 2012 года. Назначение кодов состоит в регламентации учета видов документов, используемых для заполнения различных заявлений в налоговые службы.