Что такое семантика подлежащего

Подлежащее. Семантика подлежащего

Подлежащее – это главный член двусоставного предложения, грамматически независимый, обозначающий предмет, признак которого выражается сказуемым. Подлежащее, обозначая носителя признака, может быть выражено словом, имеющим любое лексическое значение при грамматическом значении предметности: оно может обозначать лицо, предмет, одушевленный или неодушевленный, явление, отвлеченное понятие и т.д.: Возвращаясь домой, Левин расспросил все подробности о болезни Кити и планах Щербацких (Л. Т.); Дождь, однако же, казалось, зарядил надолго (Т.).

Подлежащее как структурно-семантический компонент предложе­ния имеет следующие свойства: входит в структурную схему предло­жения (в группу главных членов); обозначает предмет речи (субъект мысли); содержит «данное»; выражается именем в форме именитель­ного падежа; занимает позицию перед сказуемым; является структур­но независимым словом, подчиняющим сказуемое в двусоставном пред­ложении.

В конкретных высказываниях подлежащее может не иметь полного набора указанных свойств, по­этому в его определение включаются наиболее существенные признаки: подлежащее – это главный независимый член предложения, обозна­чающий предмет речи (мысли) и выраженный именем в именительном падеже.

Общим вопросом к подлежащему является классический вопрос: о чем говорится в предложении? Этот вопрос позволяет выявить предмет речи (мысли) – логический субъект и «данное». Естественно, что при нетипичном подлежащем этот вопрос не всегда возможен. Вопросы кто? и что? отражают разграничение в семантике подлежащего деятеля, носителя признака и т. д. Серия остальных вопросов конкретизирует, детализирует семантику подлежащего. Одним из самых ярких дифференциальных признаков подлежаще­го является способ выражения – морфологические разряды слов, которые могут выполнять функцию подлежащего: Подбежали какие-томальчики Подбежали какие-то два мальчи­каПодбежали Петя и МишаПодбежали Петя с Ми­шей и т. д.).

В семантическом отношении подлежащее харак­теризуется тем, что обозначает тот предмет, который вы­двигается говорящим как субъект (непосредственный но­ситель) признака, выраженного сказуемым. Ср. например:

Сестра вызвала Михаи­ла. Михаил вызвал сестру.

Грейдер выравнивал до­рогу. Дорогу они выравнивали грейдером.

Он оставалсянеподвижным Глаза его оставались неподвижными. Таким образом, подлежащее – это выраженный именительным падежом существительного или его заместителями член предложения, с которым согласуется со ска­зуемым и который обозначает субъект действия или субъ­ект (носитель) пассивного признака, названного сказуе­мым.

Семантика подлежащего

Семантика подлежащего многослойна: в ней можно выделить два основных компонента — языковой и речевой, которые в свою очередь могут быть дифференцированы. Языковой компонент включает логический компонент (подлежащее обозначает предмет речи) и категориальное значение.

Подлежащее обычно выражается идентифицирующими словами, позволяющими «адресату речи выбрать нужную вещь из поля его непосредственного или опосредованного восприятия». Этим самым подлежащее, обозначая «данное», привязывает предложение к конкретной ситуации, так как «служит знаковым заместителем предмета»[12]. Именно подлежащее позволяет «зацепить» высказывание за мир»[13].

Семантика подлежащего выявляется универсальным вопросом «О ком или о чем говорится в предложении?», известным уже в начальной школе. Чтобы показать достоинство и недостатки этого вопроса при выделении подлежащего, сравним предложения:

  1. Черемуха душистая весною расцвела (Есенин).
  2. Ветви душистой черемухи смотрят мне в окно (Лермонтов).
  3. Приятно пахнет цветущей черемухой.

В речевой семантике этих предложений все внимание приковано к душистой (цветущей) черемухе, поэтому естественно, что на вопрос О чем говорится в предложениях? будет ответ: о душистой (цветущей) черемухе. Любой другой ответ на этот вопрос будет искусственным, не соответствующим речевой практике, противоречащим коммуникативной установке авторов этих предложений. Не случайно разные авторы выделяют среди многих признаков черемухи как предмета объективного мира ее аромат.

Предмет речи / мысли и подлежащее точно соотносятся только в первом предложении. Именно здесь налицо вся совокупность свойств подлежащего как структурно-семантического компонента предложения.

Второй пример требует более тонкого анализа. Логический субъект / данное ветви душистой черемухи образует состав подлежащего, но в этом составе структурно независимое положение занимает существительное ветви, семантически более бедное, чем весь состав подлежащего.

Еще сложнее для анализа третий пример, где есть предмет речи (иначе незачем и предложение строить!), но нет подлежащего, так как нарушено соотношение между логическими и синтаксическими категориями, чем достигается выражение тонких смысловых оттенков — здесь актуализируется действие пахнет. И в этом предложении также говорится о душистой черемухе, но подлежащего нет.

Универсальный вопрос «О ком или о чем говорится в предложении?» в практике преподавания корректируется вопросами им. п. кто? и что? А. М. Пешковский хорошо сказал об абстрактном характере этих вопросов: «Есть два слова в нашем языке, которые прекрасно выражают это общее значение предметности. Это слова кто и что. Вещественное значение их трудно определимо и во всяком случае очень отвлеченно. И вот эта-то отвлеченность и делает эти слова прозрачнее в отношении их формальных значений, подобно тому как пустой стеклянный сосуд гораздо лучше обнаруживает свою форму, чем наполненный. Когда мы спрашиваем кто и что, мы не называем никакого предмета (да и не знаем его, иначе не спрашивали бы), а только показываем своим вопросом, что то, о чем мы спрашиваем, нам представляется как предмет, а не как качество или действие. Значит, в этих словах выступают не сами предметы, а как бы одна чистая предметность, чистая «существительность», это идеальные существительные»[14].

Вопросы кто? и что? позволяют дифференцировать лицо и собственно предмет, а также выделить в предложении структурно независимое слово, выполняющее роль подлежащего.

Категориальная семантика подлежащего включает следующие основные значения:

    значение активного деятеля (лица или предмета): После завтрака Катя шла на острова, брала с собой книгу или вышивание.

Семантика подлежащего обусловлена как лексико-грамматическими свойствами слов, выполняющих функцию подлежащего, так и теми компонентами, которые привносятся связью со сказуемым. Так, наиболее важные значения деятеля и носителя признака связаны с характером сказуемого: глагольного и именного. Значение деятеля подлежащее имеет обычно в предложениях с глагольным сказуемым, а значение носителя признака — в предложениях с именным сказуемым. Одно и то же существительное в функции подлежащего может быть и деятелем, и носителем признака. Ср.: Пушкин родился в 1799 году. — Пушкин — это праздник человека. — Пушкин больше чем национален (А. Н. Толстой).

Please wait.

We are checking your browser. gufo.me

Why do I have to complete a CAPTCHA?

Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.

What can I do to prevent this in the future?

If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.

If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.

Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. You may need to download version 2.0 now from the Chrome Web Store.

Cloudflare Ray ID: 69a79a9a5e2e8e83 • Your IP : 85.95.189.96 • Performance & security by Cloudflare