Что такое расходы подлежащие распределению

Состав, функции и учет общехозяйственных расходов преприятия

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Общехозяйственные расходы (ОХР) – затраты, не связанные непосредственно с производством продукции или другой основной деятельностью. Однако они необходимы для нормального функционирования любой организации. Это косвенные расходы, которые могут распределяться между производствами, видами продукции и списываются с учетом выбранного организацией способа. Состав ОХР, порядок учета, методика их распределения и списания, как правило, определяются видом деятельности хозяйствующего субъекта.

Общехозяйственные расходы в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Что относят к ОХР

Согласно Инструкции по применению Плана счетов (пр. 94н Минфина) к ОХР правомерно отнести:

  • оплату труда АУП центрального офиса с отчислениями в Фонды;
  • амортизацию ОС, НМА, используемых в управленческом процессе;
  • арендные платежи, если здания непроизводственного назначения используются по договору аренды;
  • расходы на содержание непроизводственных зданий, в том числе выплаты коммунальным службам;
  • расходы на охрану труда;
  • оплату командировок АУП;
  • расходы представительского характера;
  • канцелярские, банковские, расходы, на услуги аудиторов и пр.

Исчерпывающего списка ОХР нормативные акты на сегодняшний день не содержат. Главным признаком, позволяющим отнести затраты к этой категории, является тот факт, что они не связаны непосредственно с производством товаров, работ или оказанием услуг.

На заметку! При решении вопроса, считать расходы общепроизводственными или общехозяйственными, например, если у организации имеется филиал, целесообразно, кроме отношения его затрат непосредственно к процессу производства, оценить такой фактор, как участие ответственных лиц филиала в производстве продукции (управлении организацией в целом). В определенных случаях играет роль территориальная удаленность подразделения (филиала) от центрального офиса компании.

Распределение и списание ОХР

Общехозяйственные расходы в производстве по окончании учетного периода должны быть распределены, поскольку носят косвенный характер. Если организация выпускает один вид продукции, все ОХР переносятся на затраты по этому виду продукции целиком, т.е. можно сказать, что они «распределены» на него в полном объеме. Если видов продукции несколько, то ОХР распределяются на них пропорционально.

Базой распределения могут стать:

  • оплата труда работников производства;
  • прямые производственные затраты;
  • выручка от продажи продукции;
  • объем выработанной продукции и пр.

Организация самостоятельно принимает решение о выборе базы распределения ОХР и закрепляет ее в учетной политике. Одним из наиболее распространенных является распределение по заработной плате рабочих, занятых в производстве.

Пример распределения ОХР по базе – по оплате труда на производстве продукции

Распределению ОХР = ОХР периода/производственный ФОТ по периоду, где «период», как правило, — это «год», но могут быть взяты и предыдущий квартал, и полугодие.

Распределение ОХР по видам продукции А, В, С:

ОХР (А) = К * ФОТ (А),
ОХР (Б) = К * ФОТ (Б),
ОХР (С) = К * ФОТ (С).

Расчет: Пусть условно имеется субъект малого бизнеса, чьи непроизводственные затраты минимизированы, по сравнению с производственными. Сумма ОХР за период составила 200000 рублей. ФОТ производства за период – 600000 рублей, по продукции А — 300000, Б — 200000, С — 100000 рублей. Получаем:

  • К распред. ОХР = 200000 / 600000 = 0,3333.
  • ОХР (А) = 0,3333 * 300000 = 100000.
  • ОХР (Б) = 0,3333 * 200000 = 66667.
  • ОХР (С) = 0,3333 * 100000 = 33333.

Зная объем выпущенной продукции по видам, можно путем деления общей суммы затрат по видам на количество единиц соответствующей продукции исчислить ОХР в с/сти единицы изделия.

Аналогично ведется расчет и по другим, выбранным организацией, базам распределения.

Списывают ОХР тремя способами:

  1. С использованием счета 20 «Основное производство», переносом накопленных затрат в дебет этого счета с кредита 26 «ОХР», как об этом говорилось выше: на один вид продукции полной суммой, либо используя распределение по видам продукции.
  2. С использованием счета 90, субсчет «С/сть продаж». Затраты таким образом списывают организации и фирмы, оказывающие различные услуги (бухгалтерское сопровождение, консалтинг и т.п.), ведущие непроизводственную деятельность.
  3. С использованием т.н. метода директ-костинг. Суть его заключается в разделении затрат: на счете 20 собираются все производственные расходные статьи, которые затем подлежат списанию на продукцию, а на счет 90 полной суммой списываются ОХР (см. ПБУ10/99, абз. 2 п. 9).

Вопрос: Может ли РСО при ежемесячном списании общехозяйственных расходов на счета учета затрат на производство распределять их по объектам калькулирования (видам оказываемых услуг) с применением установленных коэффициентов, а не пропорционально сумме прямых затрат на эти услуги? Что должно быть прописано в учетной политике для целей бухгалтерского учета?
Посмотреть ответ

Учет ОХР

Бухучет

Общехозяйственные расходы учитываются на активном счете 26. По окончании периода они переносятся на счет 20 (23) либо на счет 90. Фирмы, чья деятельность носит непроизводственный характер, могут и основные расходы собирать на счете 26, а затем переносить их на счет 90 (кроме предприятий торговли).

  1. Дт 26 Кт 76, 70, 71, 68, 69, 60, 23, 29, 10, 05, 02 и пр.- отражение непроизводственных затрат. Счета 23 и 29 применяются, если в организации есть вспомогательные и обслуживающие производства, которые оказывали услуги непроизводственного характера для АУП.
  2. Дт 20, 23 Кт 26 – списание ОХР на основное и вспомогательное производство (если последнее имеется в организации).
  3. Проводка Дт 20 Кт 26 делается по видам продукции на основании произведенных расчетов или полной суммой, если вид продукции у фирмы один. Распределение ОХР между основным и вспомогательным производствами можно произвести пропорционально их производственным затратам за период.
  4. При использовании счета 90 формируют проводку: Дт 90 Кт 26 по соответствующим субсчетам (2-если фирма оказывает услуги на сторону, 8-если используется директ-костинг).

Аналитика по счету 26 организуется в разрезе статей затрат и подразделений:

  1. Расходы на управление (командировки АУП, представительские расходы, оплата труда с отчислениями АУП и т.д.).
  2. Хозяйственные затраты (оплата труда и отчисления общехозяйственных рабочих и персонала, охрана труда, амортизационные отчисления и т.д.).
  3. Прочие ОХР (коммунальные платежи, канцелярия, почтовые расходы и т.п.).

Приведенный вариант учета — лишь один из возможных.

Налоговый учет

Затраты в НУ, касающиеся производства и реализации, подразделяются на прямые и косвенные (ст. 318-1 НК РФ). При этом перечень внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ) отнести к ним ОХР не позволяет. Порядок отнесения к тем или иным расходам организация может выбрать самостоятельно и закрепить его в учетной политике (ст. 319 -1 НК РФ). Следовательно, ОХР могут для целей НУ учитываться как прямые и как косвенные. Основное отличие в том, что косвенные расходы есть возможность учесть для целей НУ в текущем периоде, в то время как прямые исчисляются с учетом сальдо по незавершенному производству.

Несмотря на относительную свободу в вопросе разделения затрат по категориям, фискальные органы напоминают, что отнесение тех или иных затрат к косвенным законно лишь в случае, если отсутствует реальная возможность учесть их как прямые (письмо ФНС №КЕ-4-3/2952 от 24.02.2011 г. и ряд аналогичных документов).

Фирмы, оказывающие услуги, могут полностью учитывать свои затраты в текущем налоговом периоде.

Можно ли принять к вычету НДС по общехозяйственным расходам, если в налоговом периоде отсутствует реализация по основному виду деятельности?

Распределение накладных и общехозяйственных расходов между разными видами готовой продукции в учете бюджетного и автономного учреждения

Распределение накладных и общехозяйственных расходов

  • пропорционально прямым затратам (например по оплате труда; стоимости израсходованного сырья и материалов; другим прямым затратам);
  • пропорционально объему выручки от реализации продукции;
  • пропорционально другому показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Конкретный способ распределения накладных расходов между отдельными видами готовой продукции выбирается учреждением самостоятельно и утверждается в качестве элемента учетной политики.

Инструкция не содержит рекомендуемых способов распределения общехозяйственных расходов учреждения между отдельными видами готовой продукции. Согласно этому документу учреждение устанавливает способ такого распределения в учетной политике . Поэтому общехозяйственные и накладные расходы проще всего распределять одинаковым методом. Часть общехозяйственных расходов может не распределяться, а отражаться в составе расходов учреждения текущего финансового года по дебету аналитического счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года». При этом перечня нераспределяемых расходов инструкция не содержит. Поэтому, по нашему мнению, учреждение должно его определить самостоятельно, закрепив в качестве элемента учетной политики.

Учреждение занимается производством трех видов готовой продукции. Стоимость сырья и материалов, использованных в процессе производства, составила 1 200 000 руб., в том числе:

  • на изделие № 1 — 500 000 руб.;
  • на изделие № 2 — 400 000 руб.;
  • на изделие № 3 — 300 000 руб.

Заработная плата производственных рабочих составила — 590 000 руб., в том числе:

  • занятых в производстве изделия № 1 — 206 500 руб.;
  • занятых в производстве изделия № 2 — 247 800 руб.;
  • занятых в производстве изделия № 3 — 135 700 руб.

Общая сумма накладных расходов, связанных с выпуском готовой продукции, составила 340 000 руб. Сумма общехозяйственных расходов равна 90 000 руб. Вся сумма общехозяйственных расходов подлежит распределению.

Для упрощения данные в примере округлены до целых рублей.

Согласно учетной политике учреждения накладные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально стоимости сырья и материалов, израсходованных в производстве конкретных видов готовой продукции.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 1, составит:

500 000 : 1 200 000 × 340 000 = 141 667 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 2, составит:

400 000 : 1 200 000 × 340 000 = 113 333 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 3, составит:

300 000 : 1 200 000 × 340 000 = 85 000 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 1, составит:

500 000 : 1 200 000 × 90 000 = 37 500 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 2, составит:

400 000 : 1 200 000 × 90 000 = 30 000 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 3, составит:

300 000 : 1 200 000 × 90 000 = 22 500 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 1, составит:

141 667 + 37 500 = 179 167 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 2, составит:

113 333 + 30 000 = 143 333 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 3, составит:

85 000 + 22 500 = 107 500 руб.

Согласно учетной политике учреждения накладные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально заработной плате рабочих, занятых в производстве конкретных видов готовой продукции.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 1, составит:

206 500 : 590 000 × 340 000 = 119 000 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 2, составит:

247 800 : 590 000 × 340 000 = 142 800 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 3, составит:

135 700 : 590 000 × 340 000 = 78 200 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 1, составит:

206 500 : 590 000 × 90 000 = 31 500 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 2, составит:

247 800 : 590 000 × 90 000 = 37 800 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 3, составит:

135 700 : 590 000 × 90 000 = 20 700 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 1, составит:

119 000 + 31 500 = 150 500 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 2, составит:

142 800 + 37 800 = 180 600 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 3, составит:

78 200 + 20 700 = 98 900 руб.

Согласно учетной политике учреждения накладные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально выручке от продажи конкретных видов готовой продукции. При этом выручка от продажи готовой продукции составила 3 800 000 руб., в том числе:

изделия № 1 — 1 330 000 руб.;

изделия № 2 — 1 710 000 руб.;

изделия № 3 — 760 000 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 1, составит:

1 330 000 : 3 800 000 × 340 000 = 119 000 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 2, составит:

1 710 000 : 3 800 000 × 340 000 = 153 000 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 3, составит:

760 000 : 3 800 000 × 340 000 = 68 000 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 1, составит:

1 330 000 : 3 800 000 × 90 000 = 31 500 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 2, составит:

1 710 000 : 3 800 000 × 90 000 = 40 500 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 3, составит:

760 000 : 3 800 000 × 90 000 = 18 000 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 1, составит:

119 000 + 31 500 = 150 500 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 2, составит:

153 000 + 40 500 = 193 500 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 3, составит:

Распределение общехозяйственных расходов при совмещении спецрежима в виде ЕНВД и ОСНО

Автор: Малышева О. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Со следующего года спецрежим, при котором налогоплательщики уплачивали ЕНВД, отменяется.

В соответствии с п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 № 97-ФЗ с 01.01.2021 положения гл. 26.3 НК РФ не применяются, так как продление действия системы налогообложения в виде ЕНВД считается нецелесообразным (см. Письмо Минфина России от 18.11.2019 № 03-11-11/88856). Дело в том, что «вмененка» не учитывает масштабы экономической деятельности и применяется вне зависимости от размера фактической выручки или дохода налогоплательщика. С развитием цифровых технологий совершенствуется применение онлайн-касс, у налоговых органов появилась возможность контролировать фактически полученный доход, в то время как плательщики ЕНВД по-прежнему исчисляют налог с физических показателей, что приводит к злоупотреблениям со стороны хозяйствующих субъектов.

То есть у организаций есть еще год для применения этого спецрежима. Для тех налогоплательщиков, которые одновременно применяют ОСНО и спецрежим в виде ЕНВД, по-прежнему актуален вопрос учета расходов (назовем их общехозяйственными), которые относятся к обоим видам деятельности – например, коммунальные, транспортные, управленческие.

Как посчитать расходы для целей исчисления налога на прибыль, если их невозможно разделить на расходы, относящиеся к виду деятельности, переведенному на «вмененку», и виду деятельности на ОСНО?

При совмещении режимов налогообложения организация обязана вести раздельный учет

Плательщики налога на прибыль, осуществляющие предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕНВД, должны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности (п. 9 ст. 274 НК РФ).

Обязанность ведения раздельного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций при совмещении ОСНО и спецрежима в виде ЕНВД прописана для хозяйствующих субъектов и в п. 7 ст. 346.26 НК РФ.

Несмотря на то, что в гл. 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» НК РФ отсутствуют положения, согласно которым организацию могут привлечь к ответственности за неведение раздельного учета, игнорирование этой обязанности может привести к неправильному исчислению облагаемой базы, а соответственно, и суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет. А это чревато штрафными санкциями по ст. 122 НК РФ.

Учетная политика

Налоговый кодекс не устанавливает порядка ведения налогового учета в случае совместного применения ОСНО и спецрежима в виде ЕНВД.

В общих чертах раздельный учет обрисован в п. 9 ст. 274 НК РФ, из которого следует, что при исчислении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы и расходы, относящиеся к деятельности, подлежащей обложению ЕНВД.

При этом расходы организации, осуществляющей несколько видов деятельности и совмещающей ОСНО и «вмененку», в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, в общем доходе организации по всем видам деятельности.

К сведению: организация вправе разработать и применять в хозяйственной деятельности собственный порядок ведения раздельного учета с учетом принципов, изложенных в п. 9 ст. 274 НК РФ.

Самостоятельно разработанный порядок ведения раздельного учета закрепляется в учетной политике либо другом внутреннем документе, утвержденном приказом по организации, или нескольких документах, которые в совокупности будут содержать правила, касающиеся порядка ведения организацией раздельного учета.

В приказе об учетной политике необходимо отразить следующие основные моменты:

определить способ (принцип) разделения показателей по видам предпринимательской деятельности;

перечислить документы (основания), на которые организация будет ссылаться при ведении раздельного учета. Здесь же необходимо указать требования, которые должны предъявляться к этим документам;

предусмотреть правила распределения показателей, которые одновременно применяются в нескольких видах деятельности (для тех случаев, когда показатели нельзя отнести к тому или иному виду деятельности).

Организация раздельного учета

В отличие от налога на прибыль, для целей исчисления ЕНВД размер полученного дохода значения не имеет, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 346.29 НК РФ объектом обложения единым налогом признается вмененный доход налогоплательщика. Под вмененным подразумевается потенциально возможный доход плательщика ЕНВД, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для исчисления величины единого налога по установленной ставке (ст. 346.27 НК РФ). А вот фактически полученный доход от деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, для исчисления налога на прибыль имеет определяющее значение.

В связи с этим для разделения доходов организации необходимо предусмотреть в рабочем плане счетов специальные субсчета к счетам учета выручки, например:

субсчет 90-1-1 «Выручка от деятельности, облагаемой налогами в соответствии с ОСНО»;

субсчет 90-1-2 «Выручка от деятельности, переведенной на уплату ЕНВД».

Таким образом, при исчислении налога на прибыль исключить «вмененную» выручку не составит особого труда.

Что касается расходов, если они могут быть прямо отнесены к тому или иному виду деятельности, их следует распределять непосредственно по этим видам деятельности. В таком случае к затратам, уменьшающим базу по налогу на прибыль, будут относиться затраты, которые связаны с видом деятельности, который облагается этим налогом в общем порядке.

В случае невозможности разделения расходов (относятся к обоим видам деятельности) они определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, подпадающей под уплату ЕНВД, в общем доходе организации по всем видам деятельности.

Значит, по расходам организации следует также открыть соответствующие субсчета. Например, к счету 44 «Расходы на продажу»:

субсчет 44-1 «Расходы на продажу в деятельности, облагаемой налогами в соответствии с ОСНО»;

субсчет 44-2 «Расходы на продажу в деятельности, переведенной на уплату ЕНВД»;

Методику распределения показателей по субсчетам целесообразно отдельно прописать в учетной политике.

О видах доходов, которые участвуют в расчете пропорции

В целях определения суммарного объема всех доходов организации для расчета расходов по пропорциональному принципу следует брать доходы без учета НДС и акцизов. Такой вывод следует из Письма Минфина России от 18.02.2008 № 03-11-04/3/75. Чиновники сослались на п. 1 ст. 248 НК РФ, в котором указано, что к доходам в целях исчисления налога на прибыль относятся доходы от реализации и внереализационные доходы. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю.

К сведению: величина расходов, относящихся к деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, исчисляется пропорционально доле доходов от этого вида деятельности в общем доходе организации по всем видам деятельности, который включает в себя доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы, за исключением сумм налогов, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Аналогичный подход можно найти в арбитражной практике. Так, в Постановлении ФАС ВВО от 20.06.2012 по делу № А11-4682/2011 отмечено: поскольку в формировании налоговой базы при исчислении налога на прибыль участвуют как доходы от реализации товаров (работ, услуг), так и внереализационные доходы (к которым относятся проценты, полученные от выдачи займов), при определении пропорции на основании п. 9 ст. 274 НК РФ обоснованным является включение в состав общего дохода организации по всем видам деятельности внереализационных доходов.

О порядке распределения общехозяйственных расходов

Исходя из положений абз. 3 и 4 п. 9 ст. 274 НК РФ плательщики налога на прибыль, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении базы по налогам, исчисляемым по разным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных налоговых режимов.

При этом четкой методики распределения таких общехозяйственных расходов ни гл. 25, ни гл. 26.3 НК РФ не содержат. Минфин в своих письмах предлагает два варианта.

Вариант первый: для распределения расходов доходы по видам деятельности, облагаемым ЕНВД, следует определять нарастающим итогом с начала года, то есть так же, как и при расчете базы по налогу на прибыль в соответствии с п. 7 ст. 274 НК РФ.

Вариант второй: общие расходы нужно распределять ежемесячно исходя из показателей выручки (дохода) и расходов за месяц.

Налогоплательщику следует выбрать один из предлагаемых вариантов и отразить свой выбор в учетной политике для целей налогообложения.

Вариант первый: доходы для распределения расходов рассчитываются нарастающим итогом

Вот какие разъяснения по этому варианту даны Минфином в Письме от 02.07.2013 № 03-11-06/3/25138.

Налогоплательщиками, применяющими ОСНО, при определении объекта налогообложения доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав учитываются в соответствии со ст. 249 НК РФ, а внереализационные доходы – в соответствии со ст. 250 НК РФ. Не учитываются доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ.

Организации по видам предпринимательской деятельности, переведенным на уплату ЕНВД, не освобождены от ведения бухгалтерского учета.

При совмещении различных режимов налогообложения организациям, являющимся плательщиками ЕНВД, рекомендуется определять доходы по видам предпринимательской деятельности, переведенным на уплату указанного налога, на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений ст. 249, 250 и 251 НК РФ.

В связи с тем, что при формировании базы по налогу на прибыль доходы определяются нарастающим итогом с начала года (п. 7 ст. 274 НК РФ), доходы по видам предпринимательской деятельности, переведенным на уплату ЕНВД в порядке, указанном выше, также целесообразно определять нарастающим итогом с начала года.

Организация совмещает ОСНО (оптовая торговля) и спецрежим в виде ЕНВД (розничная торговля) с начала года. Общехозяйственные расходы, которые нельзя отнести к конкретному виду деятельности, подлежащие распределению, составляют 100 000 руб. ежемесячно.

В учетной политике организации указано, что для распределения расходов доходы по видам деятельности, облагаемым ЕНВД, следует определять нарастающим итогом с начала года.

По итогам полугодия организация получила доходы в следующих размерах: