Что такое подлежащее и как она подчеркивается

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения

Общаясь каждый день с огромным количеством людей, мы не задумываемся о том, что наш разговор состоит из слов, слова складываются в предложения, предложения — в связный рассказ. И это правильно. Так и должно быть.

Но иногда все-таки приходится вспоминать школьную программу по русскому языку. Например, чтобы объяснить ребенку основные правила, составить без стилистических ошибок документ, грамотно написать письмо или простую SMS-ку. И здесь нам не обойтись без знаний о том, что же такое подлежащее, сказуемое, и какую функцию они выполняют в предложении.

Главные члены — грамматическая основа предложения

Прежде всего необходимо запомнить, что предложение — это не какой-то набор разных слов, а взаимосвязанные между собой речевые единицы, которые, располагаясь в определенном порядке, представляют законченную информацию.

Например, слова: гулять , я , в парке , люблю , осеннем — всем понятны, и каждое что-то обозначает. Но они существуют сами по себе и не несут никакой смысловой нагрузки. Если же эти слова выстроены в нужном порядке: я люблю гулять в осеннем парке — то получается законченная мысль, то есть предложение.

Каждое предложение строится по нескольким правилам:

  • слова должны быть обязательно согласованы между собой как по смыслу, так и грамматически;
  • в нем должны находиться основные слова или одно слово, вокруг которых группируются остальные;
  • члены предложения должны располагаться в таком порядке, чтобы информация была наиболее понятной;
  • не должны повторяться одни и те же слова.

Смысловым центром предложения являются его главные члены — подлежащее и сказуемое. Остальные единицы речи — это второстепенные члены предложения.

Способы выражения подлежащих

Подлежащее отвечает на вопросы кто (что)? и обозначает одушевленный или неодушевленный предмет (лицо, событие, явление, понятие и т.д.). В предложении оно всегда стоит в именительном падеже.

Может быть выражено не только одним словом, но и каким-либо словосочетанием, и даже фразеологизмом. Проще говоря, подлежащее — это то, о ком или о чем говорится в данном предложении. Это предмет, совершающий действие.

Способов выражения подлежащих существует множество, например:

  1. Существительное в именительном падеже единственного и множественного числа:
    • Белка грызет орехи .
  2. Числительное:
    • Двенадцать не делится на пять .
  3. Местоимение:
    • Я учусь в школе.
    • Мы пошли в кинотеатр.
  4. Инфинитив:
    • Курить — здоровью вредить!
  5. Прилагательное или причастие:
    • Взрослые вышли во двор.
    • Вошедший не закрыл за собой дверь.
  6. Наречие:
    • Завтра наступило неожиданно .
  7. Сочетания слов (географические названия, фразеологические обороты, количественно-именные сочетания или сочетания неопределенного местоимения с прилагательным, сочетания двух существительных с предлогом «с»).
    • Балтийское море является одним из самых больших водоемов в Северной Европе .
    • Бабье лето наступило совершенно неожиданно .
    • Тройка лошадей быстро пронеслась мимо нас.
    • Несколько мужчин сняли головные уборы .
    • Что-то страшное летало в темноте .
    • Мама с ребенком гуляли на детской площадке .

Реже подлежащее выражается союзом, предлогом, междометьем.

В чаще леса послышалось «ау» .
«Но» — противительный союз.

Особенности выражения сказуемых

Чаще всего подлежащее поясняется другим главным членом — сказуемым. Оно говорит о том, что делает человек или предмет, или в каком состоянии он находится.

Сказуемое отвечает на вопросы:

Что делал (сделал, сделает)? Какова (каков, каково, каковы)?

Сказуемое чаще всего бывает глаголом:

Девочка нарисовала маму.
Дети вышли на прогулку.
Я посещаю музыкальную школу.

Но может выражаться и другими частями речи.

  1. Кратким прилагательным:
    • Эта девушка очень скромна .
  2. Существительным:
    • Москва — столица России .
  3. Числительным:
    • Трижды три — девять .
  4. Наречием:
    • Днём — весна . Вечером — осень .

Различают два вида сказуемых: глагольные и именные. К тому же, глагольные сказуемые бывают простыми и составными.

Простые глагольные сказуемые могут быть выражены глаголом (в любом наклонении):

  • Вышел месяц из тумана .
  • Дайте мне вон ту книгу .
  • Осенью я пойду в школу .

Составные глагольные сказуемые включают в себя вспомогательное слово и неопределенную форму глагола. Первое из которых несет грамматическое, а второе — лексическое значение:

  • Вчера папа начал красить забор .
  • Поэты любят читать стихи перед своими поклонниками .

Составные именные сказуемые выражаются двумя (несколькими) словами или одним словом, но не глаголом:

  • Ребенок был похож на папу .
  • Слово — серебро , молчание — золото .
  • Перед экзаменом я была спокойная , как никогда .

Знаки препинания между членами предложения

В зависимости от того, какими именно частями речи являются главные члены предложения, ставятся и знаки препинания, в частности «тире».

  1. Подлежащее и сказуемое выражены существительными:
    • Наши дети — наша радость!
    • Вода — источник жизни на Земле.
  2. Перед такими словами, как: это, вот, это есть, это значит:
    • Движениеэто жизнь!
    • Чтение — вот лучшее учение!
  3. Оба члена предложения — инфинитивы:
    • Много читать — больше знать!
    • Править страной — трудиться ежечасно .
  4. Один компонент основы предложения — глагол в начальной форме, другой — существительное в именительном падеже:
    • Изучать законы мироздания — удел избранных .
    • Брать ответственность на себя — обязанность настоящего мужчины .
  5. Оба члена предложения количественные числительные или количественное числительное + существительное в именительном падеже
    • Пять на десять — пятьдесят .
    • Напряжение электрической сети — двести двадцать вольт .

Как подчеркиваются главные члены предложения

Когда есть задание «Найти грамматическую основу» , то можно выполнить следующий алгоритм:

  • прочесть предложение, уяснить его содержание;
  • найти подлежащее, задав вопрос: кто или что здесь главный (-ое);
  • задав от него вопрос: что делает? найти сказуемое;
  • подчеркнуть найденные члены предложения.

Запомнить, как именно подчеркивать предложения с подлежащим и сказуемым совсем несложно: подлежащее — одной сплошной линией , сказуемое — двумя сплошными чертами .

Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием

Часто возникает вопрос: подлежащее и сказуемое — это словосочетание или нет? Чтобы ответить на него, нужно сначала вспомнить определение:

Словосочетание — это сочетание главного члена с одним или несколькими второстепенными членами предложения.

Если убрать из предложения второстепенные члены, то смысл не потеряется. Например, из предложения: Скоро наступила долгожданная зима уберем слова «скоро» и «долгожданная» . Получилось: Наступила зима . Основная мысль осталась понятной. Значит грамматическая основа — это уже простое нераспространенное предложение, а не словосочетание.

Как доступно рассказать ребенку о главных членах предложения

Нам, взрослым людям кажется, что найти грамматическую основу предложения просто. Но ребенку, который еще только знакомится с правилами русского языка, порой бывает очень трудно понять, что такое сказуемые и подлежащие, и как их найти. Особенно, если вторые выражены не существительными, а первые — не глаголами. Еще одна сложность заключается в том, что в предложении может быть несколько имен существительных.

В начальной школе изучаются только простые предложения, поэтому доступно рассказать о главных членах сможет рассказать практически любой родитель. Разберем объяснение на примере предложения:

К зиме заяц меняет серую шубу на белую.

Спрашиваем ребенка: о ком говорится в этом предложении? Правильно, о зайце. Заяц — это какая часть речи? Да, имя существительное. Значит слово «заяц» — подлежащее, подчеркнем его одной линией .

Далее задаем вопрос «Заяц что делает?» . Правильно, меняет. Меняет — это какая часть речи? Да, это глагол. Значит слово «меняет» — сказуемое; как подчеркивать сказуемое? Правильно, двумя прямыми линиями . Значит грамматическая основа заданного предложения: Заяц меняет .

Задание. Найдите подлежащее и/или сказуемое в следующих предложениях

  1. На уроке физкультуры дети выстроились в шеренгу по росту.
  2. Бабушка испекла для внучки вкусные пирожки с вишней.
  3. Кто-то шепотом произнес волшебную фразу.
  4. Отдыхающие расположились на лежаках под зонтами.
  5. Девочка все-таки ухитрилась найти спрятанную от нее шкатулку.
  6. Что сказала бы мама, увидев школьные отметки сына.

Чтобы быстро и правильно находить главные члены в предложении, нужно внимательно изучить данный вопрос и разобрать несколько примеров. Для погружения в тему рекомендуем также ознакомиться со смежной статьёй про грамматическую основу. Она дополнит материал и тогда эта тема не будет вызывать трудностей ни у вас, ни у ваших детей.

Признаки подлежащего и способы его выражения

Подлежащее — что это значит в русском языке

Подлежащее — это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа «кто?» или «что?», например: Пришло долгожданное лето. Пришло (что?) лето.

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

Как найти подлежащее в предложении

Подлежащее находим по алгоритму:

Пришло долгожданное лето.

  1. О ком или о чем говорится в предложении? В предложении говорится о лете.
  2. Помним, что подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа «кто?» или «что?», поэтому перепроверяем себя, определив падеж предполагаемого подлежащего. Слово «лето» стоит в именительном падеже.
  3. Делаем вывод, что слово «лето» в данном предложении является подлежащим.

Признаки, на какие вопросы отвечает, как подчеркивается

Нахождение подлежащего может вызвать затруднение, если в предложении встречается несколько слов, отвечающих на вопрос «что?», ведь это вопрос как именительного, так и винительного падежа. Чтобы верно определить падеж, можно задать к слову оба падежных вопроса (кто? что?) или вместо предполагаемого подлежащего подставить другое слово, у которого при склонении окончание изменяется и в косвенных падежах не совпадает с именительным, например, книга или лиса. Сравним:

И.п. (кто? что?) — лиса, книга

В.п. (кого? что?) — лису, книгу

На моем подоконнике распустился цветок.

Рассуждаем так: в предложении говорится о цветке, который распустился. Слову цветок созвучно подходят оба вопроса именительного падежа. Подставляем проверочные слова в именительном падеже:

«На моем подоконнике распустилась лиса, книга». Окончание у проверочных слов не поменялось. Делаем вывод, что слово цветок в данном предложении является подлежащим. Подлежащее нужно подчеркивать одной чертой.

На моем подоконнике распустился цветок.

Сравним: На своем подоконнике я вижу прекрасный цветок.

В данном предложении слово цветок тоже отвечает на вопрос что? Но оба вопроса именительного падежа задать не получится (вижу кто? что? – цветок), а подойдут вопросы винительного падежа: вижу кого? что? Цветок. На вопросы косвенных падежей отвечает дополнение.

Подставить проверочные слова лиса и книга, сохранив окончание именительного падежа, тоже не получится:

«На своем подоконнике я вижу прекрасную лису, книгу».

Вывод: в данном предложении слово цветок не является подлежащим.

Выражение подлежащего различными частями речи

Часто подлежащее выражено существительным или местоимением в именительном падеже.

Узорчатые скатерти лежали на столах. (Скатерти – существительное в именительном падеже).

Он мгновенно запрыгнул на гнедого скакуна. (Он – личное местоимение).

Кто может к нам прийти в столь поздний час? (Кто – вопросительные местоимения).

Ты не смог отвести глаз от девушки, что сидела в первом ряду. (Ты – личное местоимение, что – относительное местоимение).

Этот некто всегда появлялся неожиданно и делал в городе много шуму. (Некто – неопределенное местоимение).

Никто более не смел заговорить с ним об этом. (Никто – отрицательное местоимение).

Что это? (Это – указательное местоимение).

В роли подлежащего также может выступать любая часть речи, употребленная в значении имени существительного. Например:

1. Субстантивированные части речи (те, которые приобрели некоторые свойства существительного), обозначающие предмет или лицо по признаку, — прилагательные, порядковые числительные или порядковые (счетные) прилагательные, причастия;

Умный так не скажет. (Умный – прилагательное).

Первый оказался не очень вкусным. (Первый – порядковое числительное).

Каждый верит в чудо. (Каждый – местоименное прилагательное).

Произошедшее вчера не выходило у меня из головы. (Произошедшее – причастие).

Местоименное прилагательное некоторые авторы включают в состав местоимений, называя его местоимение-прилагательное или адъективное местоимение.

В приведенных примерах мы легко восстановим некую недосказанность подлежащего: умный человек; первый блин; каждый ребенок; произошедшее событие или то, что произошло.

2. Подлежащее может быть выражено инфинитивом (неопределенной формой глагола):

Помогать в первую очередь себе — мое кредо.

3. В синтаксической конструкции, используемой для формулировки значения понятия, определения, в роли подлежащего может выступать абсолютно любая часть речи:

Понимать — значит сочувствовать.

«Идти» — глагол в неопределенной форме.

«Ой» и «ай» — это междометия.

«Позавчера» — наречие.

Примеры простых и составных

Подлежащим может являться одно слово (как в примерах, приведенных выше) или несколько слов.

Бегать по утрам полезно. Заниматься гимнастикой полезно.

Во втором примере подлежащее — сочетание глагола в неопределенной форме (инфинитива) с именной частью речи.

В роли подлежащего может выступать нечленимое словосочетание, например:

  • сложные наименования (Северный полюс нас манит. Каждого туриста привлекает Красная площадь.);
  • словосочетания с количественным значением (Много тетрадей лежало на столе. Трое друзей отправились в кругосветное путешествие. У завода собралось с десяток мастеровых. Каждому досталось по прянику);
  • словосочетания со значением избирательности (Кто-нибудь из вас здесь бывал раньше?) Сюда же отнесем (Все времена года по-своему прекрасны);
  • сочинительный однородный ряд, а также словосочетания со значением совместимости – существительное в именительном падеже плюс существительное в творительном падеже (Чук и Гек были очень дружны. Мать с отцом уехали на заработки).

Фразеологизм также может выступать в роли подлежащего: Воевать пошли от мала до велика.

Особый случай

В художественной литературе встречаются конструкции, где подлежащее выражено местоимением в родительном падеже. Чаще всего это присуще речи со сниженной разговорной окраской:

Ничего ему не мешает.

Пускай его себе живет. Пусть его гуляет. Уж пусть бы ее молчала.

Как подчеркиваются члены предложения, и чем выражается подлежащее

На протяжении с 1 по 11 класс изучается русский язык, затем его продолжают учить в разнообразных высших учебных заведениях, что показывает важность знания языка в нашей стране. Для того чтобы уметь логически и правильно строить предложения, легче формулировать свои мысли, необходимо знание русского языка, ведь он нужен не только при написании рефератов, диплома или сдачи Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ), но и на протяжении всей жизни. С подчеркиванием членов предложения дело обстоит достаточно легко, но нужно запомнить несколько правил.

Инструкция

Для начала нужно изучить ряд членов предложения.

  1. Подлежащее и сказуемое являются главными членами. Дополнение, обстоятельство, определение — второстепенными.
  2. Подлежащее чаще всего является существительным, отвечает на вопросы — «кто?» и «что?». Форма подчеркивания — одна прямая линия.
  3. Сказуемое часто является глаголом и отвечает на вопрос «что делает?». Как оно подчеркивается, тоже нужно запомнить — двумя прямыми линиями.
  4. Дополнение отвечает на вопросы «с кем?», «с чем?», «кем?», «чем?», «кому?», «чему?», «кого?», «чего?» и т.д. Форма подчеркивания — пунктир.
  5. Определение — на вопросы «чей?», «какой?». Важно знать, как оно подчеркивается — волнистой линией.
  6. Обстоятельство отвечает на вопросы «чей?», «откуда?», «куда?», «где?», «когда?». Форма подчеркивания — точка с пунктиром.

Части речи, являющиеся подлежащим

Подлежащее — это один из главных членов и обозначает событие, лицо, предмет, явление. Выражаться оно может разными способами:

  1. Наиболее часто используемый способ выражения — употребление именительного падежа нарицательного или собственного имени существительного.
  2. В предложении может быть и местоимением: отрицательным, неопределенным, вопросительным.
  3. При помощи относительного местоимения-подлежащего в сложноподчиненном предложении придаточная часть может присоединиться к главной. Быть подлежащим только в случае употребления в значении имени существительного могут местоимения из другого разряда: указательное, определительное.
  4. Бывает словами других самостоятельных частей речи, которые могут приобретать значение имени существительного: порядковое, собирательное или количественное числительное, прилагательное, причастие.
  5. Междометия в такой роли тоже встречаются.
  6. При инфинитиве, часто использующемся как подлежащее, не бывает определений, потому что он сохраняет в себе значение глагола. Чаще всего оно предшествует сказуемому.
  7. Такую функцию зачастую выполняют неделимые словосочетания. Существительное, указывающее на количество или количественное числительное, в роли главного слова, и существительное в родительном падеже в роли зависимого наиболее часты среди таких сочетаний. Словосочетания со значением единства, совокупности также часто употребляются в предложениях.
  8. В роли главного члена могут быть неделимые сочетания именования событий, организаций, географические названия. Также это устойчивые сочетания, представляющие терминологические понятия, крылатые выражения.

Видео

Эта видеоподборка поможет вам научиться выделять главные и второстепенные члены предложения.