Что означает группа подлежащего

Что такое подлежащее

Подлежащее — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет пред­мет, явле­ние, дей­ствие, при­знак, состо­я­ние кото­ро­го пояс­ня­ет­ся ска­зу­е­мым. Подлежащее обо­зна­ча­ет, о ком или о чём идет речь в пред­ло­же­нии, и отве­ча­ет на вопро­сы кто? или что?

Рассмотрим, что такое под­ле­жа­щее в пред­ло­же­нии и что оно обозначает.

Подлежащее как член предложения

Понятие «под­ле­жа­щее» тес­но свя­за­но с тер­ми­ном «пред­ло­же­ние». Одно сло­во или соче­та­ние слов нель­зя назвать пред­ло­же­ни­ем, если они про­сто назы­ва­ют кого-то или что-то:

Предложение в отли­чие от них обя­за­тель­но содер­жит закон­чен­ную мысль:

Синтаксически пред­ло­же­ние орга­ни­зо­ва­но по-другому по срав­не­нию со сво­бод­ным сло­во­со­че­та­ни­ем. В нем суще­ству­ет своя орга­ни­за­ция, образ­но гово­ря иерар­хия, где каж­дый член пред­ло­же­ния име­ет свое назна­че­ние и связь с дру­ги­ми его членами.

Центром про­сто­го пред­ло­же­ния явля­ют­ся его глав­ные чле­ны — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, меж­ду кото­ры­ми име­ет­ся пре­ди­ка­тив­ная связь.

Подлежащее обо­зна­ча­ет пред­мет, то, о чем идет речь в пред­ло­же­нии. Если пред­мет оду­шев­лен­ный, к нему зада­ет­ся вопрос кто? К неоду­шев­лен­но­му субъ­ек­ту дей­ствия зада­ет­ся вопрос что?

В пред­ло­же­нии глав­ный член ска­зу­е­мое пояс­ня­ет под­ле­жа­щее и сооб­ща­ет, что дела­ет этот пред­мет. Оба глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния рав­но­прав­ны по отно­ше­нию друг к другу.

Что обозначает подлежащее?

В пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее может обозначать

2. оду­шев­лен­ный или неоду­шев­лен­ный предмет

Из воды выпрыг­ну­ла (кто?) рыб­ка , сверк­ну­ла сереб­ри­стой чешу­ёй на солн­це и ушла в глубь.

Из род­ни­ка течет кри­сталь­но чистая (что?) вода .

Вечерний баг­ро­вый закат посте­пен­но стал нежно-розовым.

4. отвле­чен­ное понятие

6. каче­ство, свойство

Ходьба со скан­ди­нав­ски­ми пал­ка­ми — отлич­ная тре­ни­ров­ка всех мышц.

Как найти подлежащее в предложении?

Чтобы най­ти под­ле­жа­щее в пред­ло­же­нии, сле­ду­ет выяс­нить, о ком или о чём идет речь в выска­зы­ва­нии. Определим, какое сло­во отве­ча­ет на вопрос кто? или что? Причем важ­но, что этот пред­мет сам про­из­во­дит дей­ствие, кото­рое обо­зна­че­но ска­зу­е­мым, выра­жен­ным чаще все­го гла­го­лом в любой грам­ма­ти­че­ской форме.

С утра на небе све­ти­ло (что?) солн­це .

Как пра­ви­ло, глав­ный член пред­ло­же­ния под­ле­жа­щее, обо­зна­ча­ю­щий субъ­ект дей­ствия, име­ет все­гда фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа. В пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее под­чер­ки­ва­ет­ся пря­мой гори­зон­таль­ной лини­ей, а ска­зу­е­мое — двумя.

Пушистый (кто?) котё­нок игра­ет с клуб­ком ниток.

Яркие (что?) звёз­ды высы­па­ли на ноч­ной небосклон.

Чаще все­го под­ле­жа­щее выра­жа­ет­ся име­нем суще­стви­тель­ным, нари­ца­тель­ным или соб­ствен­ным, или место­име­ни­ем, обо­зна­ча­ю­щем лицо или пред­мет, кото­рый сам совер­ша­ет действие.

Значит, что­бы най­ти под­ле­жа­щее в пред­ло­же­нии, выпол­ня­ем после­до­ва­тель­но сле­ду­ю­щие действия:

  1. зада­дим вопрос: о ком или о чём гово­рит­ся в предложении?
  2. Ответим на этот вопрос с помо­щью сло­ва в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, обо­зна­ча­ю­ще­го лицо или предмет.
  3. Зададим к это­му сло­ву вопрос: кто? или что?
  4. Посмотрим, воз­мож­но ли от него задать вопрос к гла­го­лу: что дела­ет? что делал? и пр.
  5. Подчеркнем под­ле­жа­щее одной линией.

Выражение подлежащего различными частями речи

Подлежащее может быть выра­же­но сло­ва­ми дру­гих частей речи, а так­же нераз­ло­жи­мым сло­во­со­че­та­ни­ем, в соста­ве кото­ро­го име­ют­ся сло­ва сле­ду­ю­щих частей речи:

  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (три топо­ля, обе подру­ги);
  • сло­ва­ми «мно­го», «мало», «боль­шин­ство», «мень­шин­ство» + существительное;
  • место­име­ние «столь­ко», «сколь­ко», «несколь­ко» + существительное;
  • неопре­де­лён­ное место­име­ние (некто, нечто, несколь­ко, кто-то, что-то, кто-либо, что-либо и пр.) + при­ла­га­тель­ное или при­ча­стие (кто-то лас­ко­вый, нечто раз­дра­жа­ю­щее);
  • тер­мин или соб­ствен­ное наиме­но­ва­ние (бабье лето, Красный Крест)

Особый слу­чай, если в пред­ло­же­нии в каче­стве под­ле­жа­ще­го высту­па­ют два суще­стви­тель­ных или место­име­ние и суще­стви­тель­ное в име­ни­тель­ном и тво­ри­тель­ном паде­же, а их пояс­ня­ет ска­зу­е­мое в фор­ме мно­же­ствен­но­го числа.

На зад­нем сиде­нье авто­мо­би­ля оте ц и сын тихо гово­рят о чем-то.

Мы с сест­рой пошли в лес за земляникой.

СпособПример
1. Имя суще­стви­тель­ное в и. п. Собака игра­ла с костью.
2. Имя числительное Семеро одно­го не ждут.
Шесть делит­ся на три.
3. Местоимение в име­ни­тель­ном падеже Никто не спал в эту ночь.
4. Инфинитив (обыч­но — в нача­ле предложения) Грубить — пло­хая привычка.
5. Субстантивированное при­ча­стие, прилагательное Взрослые отпра­ви­ли детей спать.
Вошедший при­вет­ство­вал присутствовавших.
6. Любая часть речи в зна­че­нии существительногоНаше зав­тра туманно.
Грянуло ура .
7. Различные соче­та­ния слов:
а) состав­ные гео­гра­фи­че­ские названия;
Садовое коль­цо — кру­го­вая транс­порт­ная магистраль.
б) устой­чи­вые соче­та­ния слов, в том чис­ле фра­зео­ло­ги­че­ские обороты;В стране актив­но раз­ви­ва­ет­ся сель­ское хозяй­ство .
в) количественно-именные сочетания; Несколько чело­век вошли в ком­на­ту. Один из них был в очках.
г) соче­та­ния соби­ра­тель­но­го сущ. с коли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем (ряд, часть, мно­же­ство) с сущ. или место­им. в р. п.;На пло­ща­ди собра­лось мно­же­ство наро­да .
д) соче­та­ния неопре­де­лен­ных место­име­ний с име­на­ми прилагательными; Что-то чер­ное заше­ве­ли­лось в углу.
е) соче­та­ние сущ. в и. п. с пред­ло­гом «с» и сущ. в тв. п. Мама с ребен­ком шли впереди.

Примеры

Приветливая хозяй­ка встре­ти­ла нас радушно.

Цветная раду­га заце­пи­лась за край леса, а дру­гим кон­цом ушла в поле золо­той пшеницы.

Вы позво­ни­те мне зав­тра в десять часов?

Никто не ждал нас на вокзале.

Четверо щенят рез­вят­ся око­ло соба­чьей будки.

Большинство уче­ни­ков хоро­шо спра­ви­лись с заданием.

Наступило дол­го­ждан­ное Рождество Христово .

Узы друж­бы свя­зы­ва­ют нас со школь­ной скамьи.

Несколько воро­бьев купа­ют­ся в луже.

Что-то стран­ное появи­лось в его взгляде.

Кто-то незна­ко­мый загля­нул во двор.

Что такое подлежащее – как легко его найти в предложении и чем оно может быть выражено

Главный член предложения. Вместе со сказуемым образует грамматическую основу.

Давайте разбираться, что такое подлежащее. Это один из двух главных членов предложения. Второй – сказуемое. Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу.

К любому подлежащему можно задать вопрос «О ком/чём говорится в предложении». Например: «Я хочу быть летчиком» – о ком говорится в предложении? Обо мне. Я – подлежащее.

Чаще всего подлежащие выражаются существительными или местоимениями. В этом случае к ним можно задать вопросы «Кто?» и «Что?». Но так бывает не всегда.

Чем может быть выражено подлежащее

Существительным или местоимением. Они должны быть в именительном падеже, то есть отвечать на вопросы «Кто?» и «Что?». Например: «Кот лежит на печи. Он спит». Кто? Кот. Кто? Он. Это подлежащие, первое выражено существительным, второе – местоимением.

Сразу два важных момента

Первый. Именительный падеж нельзя путать с винительным. «Дом очень красивый» – у слова «дом» именительный падеж, это подлежащее. «Рабочие строят дом» – здесь у «дома» винительный падеж, это дополнение.

Если не разбираетесь – вот моя статья про косвенные падежи. Она очень короткая, откройте и пробегитесь глазами. Я даю там запоминалочку по порядку падежей, учу легко запоминать вопросы к ним и не путать именительный падеж с винительным.

Второй. Вы должны различать одушевленные и неодушевленные существительные, чтобы правильно задавать к ним вопросы. Там есть нюансы, потому что они не совпадают с понятиями «живое» и «неживое». Мертвецы и куклы – одушевленные, хоть и не живые. Тоже советую вам посмотреть статью на эту тему.

Там еще картинка классная, я для вас подбирал как раз, зацените.

Именем прилагательным. «Красивый – не значит умный», «Смелые ничего не боятся». О ком говорится в предложении? О красивых и смелых – это подлежащие.

Числительным. «Ноль есть не во всех системах счисления». О чем говорится в предложении? О ноле.

Имена прилагательные и числительные обязательно должны стоять в именительном падеже.

Наречием. «Завтра все равно настанет, хотите вы того или нет». Подлежащее здесь – «завтра».

Инфинитивом глагола. «Жить – Родине служить». В предложении говорится про «жить», этот инфинитив – подлежащее.

Как быть, если подлежащее выражено словосочетанием

Подлежащим будет либо одно слово в этом словосочетании, либо все словосочетание. Как правило, в эту категорию попадают географические названия и другие похожие сочетания слов. Например: «Чёрное море очень красиво». Подлежащим будет «Чёрное море».

Про это надо помнить, но в школе учителя обычно не дают подобных предложений. На экзамен они тоже не выносятся.

Другой пример: «Российская Федерация – великая страна». Нельзя говорить, что подлежащее тут «Федерация», а «Российская» – определение. «Российская Федерация» – это одно слово. То же касается Соединенных Штатов Америки, Объединенных Арабских Эмиратов и пр.

Когда подлежащим являются два существительных

Если сказуемое стоит во множественном числе. Смотрите: «Мама с дочкой зашли в магазин». Сказуемое во множественном числе – «зашлИ», то есть имеется в виду и мама, и дочка. Так что подлежащее – «Мама с дочкой».

А вот если «Мама с дочкой зашла в магазин» – тут уже подлежащее только «мама», а «с дочкой» – дополнение.

Бывают ли предложения с одним подлежащим

У них даже есть отдельное название: «Назывные». Знаменитый пример из Блока: «Ночь, улица, фонарь, аптека» – назывное предложение, в котором только подлежащие.

А вот пример из Мандельштама: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса».

Что значит «подлежащее отсутствует»

Если подлежащего в предложении нет, оно либо отсутствует, либо опущено. Отсутствует – это когда его нет и не может быть. Например: «Вечереет», «Холодает» – кто вечереет и кто холодает?

Или: «Тошнит», «Знобит» – кто тошнит и кто знобит? Никто, это ощущения возникают сами по себе.

В таких предложениях подлежащего нет, они называются безличными.

Что значит «подлежащее опущено»

Бывает так, что подлежащего нет, но нам понятно, кто совершает действие. Понятно может быть:

  1. Из контекста. Коля выбегает на улицу. Озирается по сторонам. Бежит к автомобилю. Во втором и третьем предложениях подлежащего нет, но нам понятно из первого предложения, что это все делает Коля. То есть «контекст» помогает восстановить подлежащее.
  2. Из ситуации. Вы сидите с другом в комнате, пьете чай. Друг смотрит в окно и вдруг говорит: «О! Отслужил!» – вы тоже смотрите в окно и видите, что по улице идет парень в военной форме. В предложении «Отслужил» подлежащего нет, но по ситуации понятно, что отслужил «солдат». Подлежащее «опущено», но восстанавливается из ситуации.

Русский язык

План урока:

Подлежащее: определение и признаки

Вода, мороженое, девочки – это просто набор слов. Каждое из них что-то означает, но они существуют отдельно друг от друга.

На небе появилась луна – это четко структурированная система слов, передающая сообщение о природном явлении. Слова расположены в определенном порядке, выражают законченную мысль и произнесены с повествовательной интонацией. Все вместе они составляют предложение.

В предложении всегда есть смысловой центр – главные члены. Их всего два – подлежащее и сказуемое. На этом занятии нам предстоит усовершенствовать знания о подлежащем.

Определение подлежащего, принятое среди лингвистов:

К подлежащему можно задать вопрос «Кто? Что?». Для него характерен именительный падеж. В предложении оно может быть выражено как в единственном, так и во множественном числе. Подчеркивается одной прямой линией:

Слесарь принялся за работу.

Игрушки лежали на полу.

Воробей сидел на ветке и чирикал.

В паре с другим главным членом предложения, сказуемым, подлежащее берет на себя основную смысловую и коммуникативную нагрузку в предложении.

Подлежащее может быть выражено одушевленным (живым) существом или неодушевленным (неживым) предметом.

Примеры первой группы:

Щенок испугался шороха.

Девочка делает уроки.

Дети вернулись из школы.

Примеры второй группы:

Снег идет с самого утра.

Огромная туча надвигалась на город.

Куртка весит в шкафу.

Как найти подлежащее в предложении

Прежде всего, нужно выяснить, о ком или о чем идет речь в предложении. Для этого определите, к какому слову можно задать вопрос «Кто? Что?» Важно, чтобы это слово производило какое-либо действие:

Вечером мы (кто?) собрались за праздничным столом.

В данном примере есть субъект действия – местоимение мы. Оно стоит в именительном падеже. От субъекта можно задать вопрос к глаголу (что делаем?) – мы собрались.

Чтобы найти подлежащее в предложении, используйте следующий алгоритм:

В предложении не всегда есть подлежащее.

Проанализируем два примера:

  • Ирина не спала.
  • Ирине не спалось.

По смыслу эти предложения очень похожи, но в первом примере имеется подлежащее. Оно выражено существительным в именительном падеже – женское имя Ирина.

Во втором примере подлежащее отсутствует. Слово «Ирина» стоит в дательном падеже — кому? Ирине. Оно не может выступать главным членом предложения.

Запомните: в 95% случаев подлежащее выражается только с помощью именительного падежа! Что касается 5% исключений, то подлежащее может быть выражено косвенным падежом, если указывается приблизительное количество чего-либо:

Около двенадцати пушек стояли перед крепостью.

Свыше двухсот солдат вели бой на окраине города.

Одной прямой линией подчеркивается вся фраза. Это единственное исключение, когда подлежащее выражено не в форме именительного падежа.

Выражение подлежащего различными частями речи

Подлежащее во многом уникальная единица синтаксиса. Оно может быть выражено как одним словом, так и целым неделимым словосочетанием. Рассмотрим детальнее правила.

Подлежащее – одно слово

Подлежащее выражается с помощью разных частей речи в предметном значении:

Тетрадь лежит на столе.

Птица сидит в клетке.

  • Местоимения (чаще всего личные):

Я люблю читать.

Они усердно учатся.

В форме подлежащего могут выступать и другие местоимения разрядов:

Ничто человеческое ему не чуждо (отрицательное местоимение).

Кто ходит по двору? (вопросительное местоимение).

Четыре – четное число.

Восемь делится на два.

  • Субстантивированные прилагательные (те, которые потеряли значение признака предмета):

Бородатый выбежал из комнаты.

Военные ходят строем.

  • Субстантивированные причастия (те, которые потеряли признак действия):

Командующий строго посмотрел на солдата.

Сидящий устало вздохнул и закрыл глаза.

Твое завтра туманно.

Вот и настало решающее послезавтра.

  • Глагол (в форме инфинитива):

Любить – значит прощать.

Играть в баскетбол – главное увлечение Михаила.

По полю разносилось громкое «ау».

Искреннее «браво» разносилось по залу театра.

«И, да, еще и» — противительные союзы.

«Либо» — разделительный союз.

«Над» является предлогом.

«Вот» является самой употребляемой указательной частицей.

Стоит отметить, что служебные части речи и междометие редко выступают в роли подлежащего.

Таблица «Способы выражения подлежащего одним словом» выглядит так:

Запомните: в основном, подлежащее — одно слово, нарицательное (собственное) имя существительное или местоимение. Однако оно может быть выражено любой частью речи.

Подлежащее – неделимое словосочетание

В предложениях встречается подлежащее в форме свободного словосочетания. Единственное условие: слова должны быть синтаксически связаны в единую композицию.

В составе такой конструкции имеются следующие части речи:

  • Имя существительное или местоимение в именительном падеже+имя существительное или местоимение в творительном падеже с предлогом с и значением совместимости:

Отец с сыном поедут на море.

Брат с сестрой вернулись с прогулки.

Внимание! Глагол-сказуемое обязательно должен стоять во множественном числе.

Две подруги стояли около дерева.

Трое котят резвятся у порога.

  • Количественное числительное, существительное или наречие+существительное в родительном падеже:

Куча хлама скопилось на чердаке.

У Александра много работы.

  • Слово именной части речи+предлог из+существительное в родительном падеже:

Любой из нас может выиграть конкурс.

Многие из ребят посетили в этом году столичный театр.

  • Существительное начало, середина, конец+существительное в родительном падеже в фазисном значении:

Было начало марта.

Стояла середина января.

  • Неопределенное местоимение+согласуемая именная часть речи:

Что-то подозрительное было в облике нового коллеги.

Кто-то высокий вошел в помещение.

Общая таблица «Способы выражения подлежащего словосочетанием» выглядит так:

Отдельно стоит упомянуть о словосочетании «подлежащее-фразеологизм».

В этом случае части речи только в совокупности выражают единое понятие. Вся фраза выступает подлежащим и подчеркивается одной прямой линией:

У Ларисы золотые руки.

Манна небесная неожиданно посыпалась нам на голову.

На сегодняшнем уроке мы узнали, что подлежащее – главный член предложения, называет то, о чем идет речь в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос «Кто? Что?» и зачастую стоит в именительном падеже. Кроме того, оно может быть выражено любой частью речи (самостоятельной или служебной), а также цельным словосочетанием.

Давайте проверим полученные знания с помощью тестирования.