Что как подлежащее примеры

1.2. Подлежащее

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа ( кто? что? ).

Обратите внимание на значение (а) и форму выражения (б) подлежащего:

а) подлежащее – это то, о чем говорится в предложении (предмет речи);

б) основная форма выражения подлежащего – именительный падеж (вопрос кто? что? ).

На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например – книга): именительный падеж – книга; винительный падеж – книгу.

Ср.: На столе лежит карандаш ( книга ) – именительный падеж; Я вижу карандаш ( книгу ) – винительный падеж.

Сравним два предложения:

1. Я не спал; 2. Мне не спалось.

По смыслу они выражают примерно одно и то же. Однако в первом предложении (Я не спал) есть подлежащее, потому что есть местоимение в именительном падеже (я), во втором предложении (Мне не спалось) подлежащего нет, потому что нет местоимения в именительном падеже (мне – дательный падеж).

Способы выражения подлежащего

А) Подлежащее – одно слово:

ФормаПримеры
1. Имя
1.1. Имя существительноеСтарший сын (кто?) уехал в столицу.
1.2. Местоимение Он (кто?) уехал в столицу.
1.3. Имя прилагательное Старший (кто?) уехал в столицу.
1.4. Причастие Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет.
1.5. Имя числительное Двое (кто?) уехали в столицу.
2. Инфинитив (неопределённая форма глагола) Любить (что?) – это прекрасно.
Жить (что?) – родине служить.
3. Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного
3.1. НаречиеНастало и роковое послезавтра (что?).
3.2. Предлог «В» (что?) является предлогом.
3.3. Союз «А» (что?) – противительный союз.
3.4. Частица «Не» (что?) с глаголами пишется отдельно.
3.5. МеждометиеНеслось со всех сторон «ау» (что?).
4. Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного «Брату» (что?) – форма дательного падежа существительного.
«Читаю» (что?) – форма 1-го лица глагола настоящего времени.
«Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись» (что?) – было его девизом.

Б) Подлежащее – цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):

ФормаЗначениеПримеры
1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падежеКоличественное значение Пять стульев стояло у стены.
Несколько стульев стояло у стены.
Часть стульев стояла у стены.
Много стульев стояло у стены.
2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом изИзбирательное значение Двое из нас поедут в столицу.
Каждый из нас поедет в столицу.
Многие из нас поедут в столицу.
3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с (только при сказуемом – во множественном числе!)Значение совместностиСр.: Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать.
Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать.
4. Существительные начало, середина, конец + существительное в родительном падежеФазисное значениеСтоял конец сентября .
5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, терминологическое сочетание и словосочетание с метафорическим значением)Члены словосочетания только в совокупности выражают единое или не членимое в данном контексте понятие Млечный путь разостлался по небу.
Белые мухи
(снежинки) кружили в небе.
Шапка русых кудрей колыхалась на его голове.
6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что ) + согласуемое имяНеопределённое значение Что-то неприятное было во всем его облике.

1) К подлежащему всегда можно задать вопросы кто? что? , даже если оно не изменяется по падежам.

2) Именительный падеж – единственный падеж, с помощью которого может выражаться подлежащее.

Примечание. Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо. Ср.: Тридцать кораблей вышло в море. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море.

План разбора подлежащего

Указать способ выражения подлежащего:

  1. Отдельное слово: существительное, прилагательное, местоимение, числительное, причастие в именительном падеже; наречие или другая неизменяемая форма в значении существительного; инфинитив.
  2. Синтаксически неделимое словосочетание (указать значение и форму главного слова).

Озеро как будто было покрыто льдинками (Пришвин).

Подлежащее озеро выражено существительным в именительном падеже.

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков (Тургенев).

Подлежащее множество облаков выражено синтаксически неделимым (цельным) словосочетанием с количественным значением; главное слово (существительное множество) стоит в форме именительного падежа.

В темноте бородатый обо что-то споткнулся (Шолохов).

Подлежащее бородатый выражено прилагательным в значении существительного в именительном падеже.

Но заплатить за что-то, хоть самонужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров).

Подлежащее заплатить выражено инфинитивом.

Прошло около часа (Паустовский).

Подлежащее около часа выражено косвенным падежом существительного часа с предлогом около и указывает на приблизительное количество времени.

Упражнение к теме «1.2. Подлежащее»

Читайте также другие темы главы 1 «Грамматическая основа предложения»:

Способы выражения подлежащего

Рассмотрим спо­со­бы выра­же­ния под­ле­жа­ще­го раз­лич­ны­ми частя­ми речи и сло­во­со­че­та­ни­я­ми в пред­ло­же­нии. В про­стом пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее может быть обо­зна­че­но сло­ва­ми раз­ных частей речи, в том чис­ле инфи­ни­ти­вом, лек­си­че­ски и син­так­си­че­ски нераз­ло­жи­мы­ми сло­во­со­че­та­ни­я­ми и фразеологизмами.

В пред­ло­же­нии основ­ная мысль сосре­до­то­че­на в его син­так­си­че­ском ядре — под­ле­жа­щем и ска­зу­е­мом.

Подлежащее — это глав­ный член пред­ло­же­ния, с помо­щью кото­ро­го мож­но узнать, о ком или о чём идет речь в выска­зы­ва­нии. К под­ле­жа­ще­му мож­но задать вопрос кто? или что? Этот глав­ный член пред­ло­же­ния пояс­ня­ет­ся ска­зу­е­мым, обо­зна­ча­ю­щем дей­ствие или состо­я­ние субъекта.

Подлежащее име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа и может быть обо­зна­че­но не толь­ко отдель­ны­ми сло­ва­ми, но и сло­во­со­че­та­ни­я­ми и фразеологизмами.

Таблица

СпособПример
1. Имя суще­стви­тель­ное в и. п. Собака игра­ла с костью.
2. Имя числительное Семеро одно­го не ждут.
Шесть делит­ся на три.
3. Местоимение в име­ни­тель­ном падеже Никто не спал в эту ночь.
4. Инфинитив (обыч­но — в нача­ле предложения) Грубить — пло­хая привычка.
5. Субстантивированное при­ча­стие, прилагательное Взрослые отпра­ви­ли детей спать.
Вошедший при­вет­ство­вал присутствовавших.
6. Любая часть речи в зна­че­нии существительногоНаше зав­тра туманно.
Грянуло ура .
7. Различные соче­та­ния слов:
а) состав­ные гео­гра­фи­че­ские названия;
Садовое коль­цо — кру­го­вая транс­порт­ная магистраль.
б) устой­чи­вые соче­та­ния слов, в том чис­ле фра­зео­ло­ги­че­ские обороты;В стране актив­но раз­ви­ва­ет­ся сель­ское хозяй­ство .
в) количественно-именные сочетания; Несколько чело­век вошли в ком­на­ту. Один из них был в очках.
г) соче­та­ния соби­ра­тель­но­го сущ. с коли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем (ряд, часть, мно­же­ство) с сущ. или место­им. в р. п.;На пло­ща­ди собра­лось мно­же­ство наро­да .
д) соче­та­ния неопре­де­лен­ных место­име­ний с име­на­ми прилагательными; Что-то чер­ное заше­ве­ли­лось в углу.
е) соче­та­ние сущ. в и. п. с пред­ло­гом «с» и сущ. в тв. п. Мама с ребен­ком шли впереди.

Выражение подлежащего в простом предложении

Подлежащее выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи как имен­ны­ми, так и слу­жеб­ны­ми. В роли глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­ще­го субъ­ект дей­ствия, чаще все­го выступает

1. суще­стви­тель­ное в име­ни­тель­ном паде­же един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го числа

2. местоимения-существительные (лич­ные, отно­си­тель­ные, опре­де­ли­тель­ные, отри­ца­тель­ные, неопределенные)

Любой зна­ет ответ на этот вопрос.

3. коли­че­ствен­ное или соби­ра­тель­ное числительное

Двое быст­ро про­шли через тем­ный двор.

4. при­ла­га­тель­ное или при­ча­стие, кото­рое пере­шло в существительное

Скромный гово­рит о себе сво­и­ми поступками.

Выздоравливающие про­гу­ли­ва­лись по аллее.

6. наре­чие в роли существительного

7. слу­жеб­ные части речи и меж­до­ме­тие, кото­рые при­об­ре­ли пред­мет­ное значение

Около — это про­из­вод­ный пред­лог, а тоже — союз.

Громкое «бра­во» раз­да­лось с бал­ко­на театра.

Иногда осо­бое затруд­не­ние вызы­ва­ет под­ле­жа­щее, выра­жен­ное неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла, или инфинитивом.

Выражение подлежащего инфинитивом

Инфинитив может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния. Рассмотрим инфи­ни­тив в роли подлежащего.

К упать­ся ночью в море запре­ща­ет­ся .

В этом пред­ло­же­нии к сло­ву «купать­ся» зада­дим вопрос: о чем идет речь?

«Купаться» — это под­ле­жа­щее, кото­рое пояс­ня­ет­ся ска­зу­е­мым, выра­жен­ным гла­го­лом «запре­ща­ет­ся».

Купаться запре­ща­ет­ся — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва предложения.

Подлежащее, выра­жен­ное инфи­ни­ти­вом, нахо­дит­ся в нача­ле пред­ло­же­ния. Чтобы вер­но ука­зать под­ле­жа­щее в фор­ме инфи­ни­ти­ва и не спу­тать его с дру­ги­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, сле­ду­ет выяс­нить вто­рой глав­ный член. Такое под­ле­жа­щее, как пра­ви­ло, име­ет пояс­ня­ю­щее его ска­зу­е­мое, обо­зна­чен­ное сло­ва­ми раз­ных частей речи:

Осознать свою ошиб­ку — это бла­го­род­ство .

б) дру­гим гла­го­лом в фор­ме инфинитива

Для меня жить — зна­чит рабо­тать (И. К. Айвазовский).

в) сло­вом кате­го­рии состояния

Всегда насла­ждать­ся — это невоз­мож­но .

г) при­ла­га­тель­ным в пол­ной фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа с глаголом-связкой

Дарить сча­стье дру­гим — быть самом у счаст­ли­вым .

Выражение подлежащего словосочетанием

Подлежащее выра­жа­ет­ся лек­си­че­ски неде­ли­мы­ми сло­во­со­че­та­ни­я­ми, в соста­ве кото­рых укажем

а) име­на собственные

б) име­на нарицательные

в) устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния — термины

Подлежащее может быть обо­зна­че­но син­так­си­че­ски неде­ли­мы­ми соче­та­ни­я­ми слов, одно из кото­рых обо­зна­ча­ет коли­че­ство или ука­зы­ва­ет на него:

а) соче­та­ние чис­ли­тель­но­го с существительным

б) соче­та­ние суще­стви­тель­ных «боль­шин­ство», «мно­же­ство», «мень­шин­ство», «ряд», «часть», «сот­ня» с суще­стви­тель­ным в фор­ме р. п. мн. ч.

в) соче­та­ние место­име­ний «столь­ко», «сколь­ко», «несколь­ко» с суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме р. п. мн. ч.

г) соче­та­ния, выра­жа­ю­щие при­бли­зи­тель­ное коли­че­ство, с пред­ло­га­ми «око­ло», «до» и сло­ва­ми «мно­го», «мало», «свы­ше», «боль­ше», «мень­ше»

д) соче­та­ние место­име­ния или чис­ли­тель­но­го в и. п. с суще­стви­тель­ным в р. п. с пред­ло­гом «из»

е) суще­стви­тель­ное или лич­ное место­име­ние в и. п. с суще­стви­тель­ным в тво­ри­тель­ном паде­же, если ска­зу­е­мое име­ет фор­му мно­же­ствен­но­го числа

(Кто?) Я с бра­том , вой­дя в дом, сня­ли шапки.

Я (с кем?) с бра­том пошел на охоту.

ж) неопре­де­лен­ное место­име­ние (некто, нечто, кто-то, что-то и пр.) с при­ла­га­тель­ным (при­ча­сти­ем) в роли существительного:

Некто незна­ко­мый загля­нул в калитку.

Что-то тре­вож­ное послы­ша­лось нам в гуле ветра.

з) выра­же­ния с вре­мен­ным зна­че­ни­ем, в соста­ве кото­рых име­ют­ся сло­ва «нача­ло», » «сере­ди­на», «конец»

Незаметно подо­шла сере­ди­на квар­та­ла .

и) целые пред­ло­же­ния, кото­рые теря­ют предикативность

Подлежащее выражено фразеологизмом

В каче­стве глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния может высту­пать фра­зео­ло­гизм, кото­рый не делит­ся на состав­ля­ю­щие его сло­ва и цели­ком явля­ет­ся подлежащим.

Примеры:

Нить Ариадны помог­ла Тесею вый­ти из лабиринта.

Манна небес­ная вряд ли будет сыпать­ся нам.

Эта голу­ба я меч­та неосу­ще­стви­ма для меня.

Видеоурок «Подлежащее и способы его выражения (8 класс)»

Русский язык

План урока:

Подлежащее: определение и признаки

Вода, мороженое, девочки – это просто набор слов. Каждое из них что-то означает, но они существуют отдельно друг от друга.

На небе появилась луна – это четко структурированная система слов, передающая сообщение о природном явлении. Слова расположены в определенном порядке, выражают законченную мысль и произнесены с повествовательной интонацией. Все вместе они составляют предложение.

В предложении всегда есть смысловой центр – главные члены. Их всего два – подлежащее и сказуемое. На этом занятии нам предстоит усовершенствовать знания о подлежащем.

Определение подлежащего, принятое среди лингвистов:

К подлежащему можно задать вопрос «Кто? Что?». Для него характерен именительный падеж. В предложении оно может быть выражено как в единственном, так и во множественном числе. Подчеркивается одной прямой линией:

Слесарь принялся за работу.

Игрушки лежали на полу.

Воробей сидел на ветке и чирикал.

В паре с другим главным членом предложения, сказуемым, подлежащее берет на себя основную смысловую и коммуникативную нагрузку в предложении.

Подлежащее может быть выражено одушевленным (живым) существом или неодушевленным (неживым) предметом.

Примеры первой группы:

Щенок испугался шороха.

Девочка делает уроки.

Дети вернулись из школы.

Примеры второй группы:

Снег идет с самого утра.

Огромная туча надвигалась на город.

Куртка весит в шкафу.

Как найти подлежащее в предложении

Прежде всего, нужно выяснить, о ком или о чем идет речь в предложении. Для этого определите, к какому слову можно задать вопрос «Кто? Что?» Важно, чтобы это слово производило какое-либо действие:

Вечером мы (кто?) собрались за праздничным столом.

В данном примере есть субъект действия – местоимение мы. Оно стоит в именительном падеже. От субъекта можно задать вопрос к глаголу (что делаем?) – мы собрались.

Чтобы найти подлежащее в предложении, используйте следующий алгоритм:

В предложении не всегда есть подлежащее.

Проанализируем два примера:

  • Ирина не спала.
  • Ирине не спалось.

По смыслу эти предложения очень похожи, но в первом примере имеется подлежащее. Оно выражено существительным в именительном падеже – женское имя Ирина.

Во втором примере подлежащее отсутствует. Слово «Ирина» стоит в дательном падеже — кому? Ирине. Оно не может выступать главным членом предложения.

Запомните: в 95% случаев подлежащее выражается только с помощью именительного падежа! Что касается 5% исключений, то подлежащее может быть выражено косвенным падежом, если указывается приблизительное количество чего-либо:

Около двенадцати пушек стояли перед крепостью.

Свыше двухсот солдат вели бой на окраине города.

Одной прямой линией подчеркивается вся фраза. Это единственное исключение, когда подлежащее выражено не в форме именительного падежа.

Выражение подлежащего различными частями речи

Подлежащее во многом уникальная единица синтаксиса. Оно может быть выражено как одним словом, так и целым неделимым словосочетанием. Рассмотрим детальнее правила.

Подлежащее – одно слово

Подлежащее выражается с помощью разных частей речи в предметном значении:

Тетрадь лежит на столе.

Птица сидит в клетке.

  • Местоимения (чаще всего личные):

Я люблю читать.

Они усердно учатся.

В форме подлежащего могут выступать и другие местоимения разрядов:

Ничто человеческое ему не чуждо (отрицательное местоимение).

Кто ходит по двору? (вопросительное местоимение).

Четыре – четное число.

Восемь делится на два.

  • Субстантивированные прилагательные (те, которые потеряли значение признака предмета):

Бородатый выбежал из комнаты.

Военные ходят строем.

  • Субстантивированные причастия (те, которые потеряли признак действия):

Командующий строго посмотрел на солдата.

Сидящий устало вздохнул и закрыл глаза.

Твое завтра туманно.

Вот и настало решающее послезавтра.

  • Глагол (в форме инфинитива):

Любить – значит прощать.

Играть в баскетбол – главное увлечение Михаила.

По полю разносилось громкое «ау».

Искреннее «браво» разносилось по залу театра.

«И, да, еще и» — противительные союзы.

«Либо» — разделительный союз.

«Над» является предлогом.

«Вот» является самой употребляемой указательной частицей.

Стоит отметить, что служебные части речи и междометие редко выступают в роли подлежащего.

Таблица «Способы выражения подлежащего одним словом» выглядит так:

Запомните: в основном, подлежащее — одно слово, нарицательное (собственное) имя существительное или местоимение. Однако оно может быть выражено любой частью речи.

Подлежащее – неделимое словосочетание

В предложениях встречается подлежащее в форме свободного словосочетания. Единственное условие: слова должны быть синтаксически связаны в единую композицию.

В составе такой конструкции имеются следующие части речи:

  • Имя существительное или местоимение в именительном падеже+имя существительное или местоимение в творительном падеже с предлогом с и значением совместимости:

Отец с сыном поедут на море.

Брат с сестрой вернулись с прогулки.

Внимание! Глагол-сказуемое обязательно должен стоять во множественном числе.

Две подруги стояли около дерева.

Трое котят резвятся у порога.

  • Количественное числительное, существительное или наречие+существительное в родительном падеже:

Куча хлама скопилось на чердаке.

У Александра много работы.

  • Слово именной части речи+предлог из+существительное в родительном падеже:

Любой из нас может выиграть конкурс.

Многие из ребят посетили в этом году столичный театр.

  • Существительное начало, середина, конец+существительное в родительном падеже в фазисном значении:

Было начало марта.

Стояла середина января.

  • Неопределенное местоимение+согласуемая именная часть речи:

Что-то подозрительное было в облике нового коллеги.

Кто-то высокий вошел в помещение.

Общая таблица «Способы выражения подлежащего словосочетанием» выглядит так:

Отдельно стоит упомянуть о словосочетании «подлежащее-фразеологизм».

В этом случае части речи только в совокупности выражают единое понятие. Вся фраза выступает подлежащим и подчеркивается одной прямой линией:

У Ларисы золотые руки.

Манна небесная неожиданно посыпалась нам на голову.

На сегодняшнем уроке мы узнали, что подлежащее – главный член предложения, называет то, о чем идет речь в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос «Кто? Что?» и зачастую стоит в именительном падеже. Кроме того, оно может быть выражено любой частью речи (самостоятельной или служебной), а также цельным словосочетанием.

Давайте проверим полученные знания с помощью тестирования.