Что делать с машиной не подлежащей восстановлению

Какая выплата по ОСАГО если автомобиль не подлежит восстановлению

🔔 Автоюрист сэкономит ваши деньги. ⭐⭐⭐⭐⭐ 100% гарантия, оплата по факту. ☎ тел: +7 495 290-92-46.

Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):

Дорожно-транспортное происшествие может привести к полной гибели автомобиля. Пережив первое потрясение его владелец сталкивается с множеством проблем. Самая главная из них – получение компенсации убытков. На какую сумму можно рассчитывать, если автомобиль был застрахован только по «автогражданке»? Что влияет на размер страховой выплаты? Как определяется тотал? К сожалению, стать участником аварии, после которой машину невозможно отремонтировать может каждый, поэтому предлагаю сегодня поговорить о том, какая выплата по ОСАГО положена автовладельцу в случае, если машина восстановлению не подлежит.

Полная гибель авто: общее понятие

Существенные конструктивные повреждения приводят к полной гибели транспортного средства. В соответствии с пунктом 18, статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40-ФЗ тотал признается, если:

  • невозможно провести ремонт поврежденного имущества;
  • стоимость восстановительных работ равен или превышает цену автомобиля на момент наступления страхового случая.

После того, как была установлена конструктивная гибель авто, страховая компания обязана выплатить собственнику машины компенсацию. Чтобы определить целесообразность ремонта машины проводится ее экспертиза. Принимается во внимание рыночная стоимость автомобиля из которой вычитают цену уцелевших деталей, узлов и агрегатов. Эти элементы, которые можно в дальнейшем использовать или продать, называются годными остатками. Их стоимость определяется по специальной методике. Эксперт принимает во внимание:

  • цена неповрежденного автомобиля;
  • дата выпуска авто и период эксплуатации до ДТП;
  • количество полученных повреждений;
  • затраты на снятие, хранение и предпродажную подготовку уцелевших элементов;
  • процентное соотношение стоимости годных остатков и машины.

Далее сравнивается стоимость восстановительных работ без учета износа подлежащих замене комплектующих и средняя рыночная цена такого же автомобиля.

Тотал могут признать, если расходы на восстановление авто составляют 60-85% от его рыночной стоимости. Эта цифра у разных СК может отличаться, так как страховщики ее устанавливают, руководствуясь внутренней политикой компании.

В каких случаях страховщику выгодно признать конструктивную гибель автомобиля

Иногда страховым компаниям выгоднее признать полную гибель транспортного средства, чем выплачивать компенсацию или выдавать направление на восстановительный ремонт. При принятии такого решения учитывается дата выпуска машины. Стоимость годных остатков сравнительно «молодого» автомобиля достаточно высока, что позволяет снизить размер компенсации. Соответственно, уцелевшие элементы авто с пробегом не окажут большого влияния на объем страховой выплаты.

Пытаясь сохранить прибыль страховые компании нередко идут на всевозможные ухищрения. В таком случае владельцу транспортного средства ничего не остается кроме как проверить результаты полученной оценки. Для этого приходится обращаться к независимому эксперту.

Расчет размера выплаты

Как мы уже говорили, при конструктивной выплате для определения размера компенсации из рыночной стоимости автомобиля вычитают цену годных остатков. Используется простая формула:

  • Ср – рыночная цена авто на момент гибели;
  • Сго– стоимость годных остатков.

При этом нельзя забывать о том, что максимальная сумма возмещения материального ущерба по ОСАГО на сегодняшний день составляет 400 тысяч рублей. Соответственно выплатить страховку в полном объеме за дорогостоящий автомобиль страховая компания не сможет.

Что касается транспортных средств «в возрасте», то признать их ремонт нецелесообразным гораздо проще.

⇓ДАВАЙТЕ РАССМОТРИМ ПРИМЕР: ⇓

Экспертиза показала, что стоимость ремонта поврежденного автомобиля составляет 250 тысяч рублей. На момент аварии рыночная цена автомобиля – 300 тысяч рублей. Стоимость годных остатков – 200 тысяч рублей.

Если воспользоваться вышеуказанной формулой, то пострадавшему автовладельцу страховщик должен выплатить:

300000-200000 = 100000 рублей.

Естественно, что в таком случае проводить восстановительные работы за 250 тысяч рублей нецелесообразно. В таком случае страховщику намного выгоднее признать тотал, чем отремонтировать машину. А вот владельцам авто с пробегом стоит побороться за свои права и попробовать добиться проведения ремонта. Сделать это можно только в том случае, если независимая экспертиза покажет, что результат первичной оценки не соответствует действительности. Спросите – для чего? Ответ прост. Закон не позволяет при ремонте использовать бывшие в употреблении запасные части. Соответственно восстановление пострадавшего в аварии автомобиля окажется для его владельца более выгодным, чем признание его полной гибели.

Годные остатки: кому достанутся уцелевшие детали?

Чтобы максимально уменьшить выплату после признания конструктивной гибели автомобиля страховщики делают все возможное, чтобы подороже оценить оставшиеся годные детали. Эти элементы являются собственностью автовладельца и передаются ему после завершения процедуры. Но собственники авто не всегда хотят связываться с продажей запчастей. Как поступить в такой ситуации? Обязаны ли они забирать годные остатки? Свои разъяснения по данному вопросу дал Пленум Верховного суда РФ. Он постановил, что возвращать собственнику уцелевшие после аварии детали против его воли страховая компания не имеет права (Постановление Пленума СВ РФ №58 от 26.12.2017 года).

Оставив страховщику пригодные детали автовладелец может рассчитывать на полную выплату компенсации. Если собственник машины забирает уцелевшие элементы, то их стоимость вычитается из страховки. Принять решение может только владелец автомобиля. Навязывать ему выгодный для себя вариант страховщик не имеет права.

Получение страховой выплаты при конструктивной гибели авто

Процедура обращения в страховую компанию и последующее получение компенсации при тотале ничем не отличается от стандартной. Автовладелец:

  1. Принимает участие в оформлении ДТП. Обращаем внимание, что при соблюдении определенных условий сделать это можно при помощи Европротокола, так как с 01.10.2019 года максимальный размер компенсации при использовании Извещения о ДТП для жителей всех регионов России составляет 400 тысяч рублей.
  2. Подать заявление о наступлении страхового случая и пакет дополняющих его документов (их перечень мы озвучим ниже).
  3. Предоставить транспортное средство для осмотра. Изначально экспертизу проводят специалисты, сотрудничающие со страховщиком.
  4. Дождаться принятия решения. Страховая компания может отказать в выплате (для этого у нее должны быть веские основания) или возместить ущерб.
  5. Получить компенсацию.

Чтобы у страховщика не было оснований отказать в возмещении ущерба автовладельцу нужно не только своевременно обратиться с соответствующим заявлением, но и собрать пакет документов. Понадобится:

  • гражданский паспорт или другое удостоверение личности;
  • водительские права;
  • протокол, составленный сотрудниками ГИБДД или Извещение о ДТП;
  • ПТС, СТС;
  • постановление о возбуждении административного (уголовного) дела или об отказе в возбуждении;
  • квитанции и чеки, подтверждающие понесенные расходы;
  • другие документы, имеющие отношение к аварии.

При значительных повреждениях транспортного средства, когда есть вероятность того, что страховая компания признает его полную гибель, мы настоятельно рекомендуем внимательно следить за исследованиями, которые проводятся экспертом и детально изучить заключение специалиста. При возникновении малейших сомнений следует воспользоваться услугами независимого эксперта.

Если сторонний специалист выявит, что заключение эксперта не соответствует действительности, автовладельцу придется готовиться к судебному разбирательству.

Мы можем помочь!

Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.

Всё про ОСАГО, часть 2: как получить возмещение ущерба

От аварии на дороге не застрахован никто. Однако действу­ющий механизм ОСАГО страхует ущерб потер­певшей стороны. Если этой стороной оказались именно вы, то сначала почитайте наши советы о том, что делать сразу после ДТП, и правильно оформите происше­ствие. А дальше вам придётся обращаться в страховую компанию за возме­щением. Давайте разберёмся шаг за шагом, как получить всё, что вам полагается по закону.

Зачем нужен полис ОСАГО

В первой части мы уже разбирали суть ОСАГО, но напомним ещё раз – это страхо­вание гражданской ответ­ствен­ности. То есть обяза­тельств виновника аварии компенси­ровать потери другим её участникам. В этом главное отличие этого полиса от страховки КАСКО, возмеща­ющей ущерб авто­владельцу вне зависи­мости от того, кто в нём виноват. Полис ОСАГО гаранти­рует возмещение только тем, кто признан постра­давшими в ДТП.

Однако страховая компания возьмёт на себя финансовую ответ­ственность виновника только при соблюдении ряда условий:

его полис подлинный;

срок действия страховки не истёк;

полис оформлен именно на тот автомобиль, который стал виновником аварии;

водитель, совершивший ДТП, вписан в полис как допущенный к управ­лению авто­мобилем, или полис оформлен на неограни­ченное количество водителей.

Несоблюдение хотя бы одного из условий приравни­вается к отсутствию у виновника полиса гражданской ответ­ствен­ности. Действу­ющий полис у постра­давшего обеспечи­вает право на компенсацию от страхов­щиков, просто в случае отсут­ствия ОСАГО у виновника возмещать ущерб будет не его страховая компания, а более высокая инстанция — Российский союз авто­страховщиков (РСА).

За что положены выплаты по ОСАГО

По закону, возмещение пострадавшим положено за вред, нанесённый здоровью водителя и пассажиров, а также за ущерб имуще­ству в результате дорожно-транс­портного происше­ствия. Другими словами, за вред, нанесённый с участием транспорта на терри­ториях, предназ­наченных для его движения. А к числу последних относятся не только дороги, но также проезды, парковки, стоянки и гаражи.

Законодательство широко трактует понятия «вред» и «ущерб». Вред здоровью — это не только траты на лечение или лекарства, протезиро­вание или услуги по уходу, но ещё и компен­сация заработка, не получен­ного в период болезни, а также дополни­тельные выплаты в случае получения инвалид­ности аварии. Сюда же относятся, например, расходы на доставку пострадав­шего в больницу и услуги сиделки.

И под ущербом имуществу подразумеваются не только повреж­дения автомобиля. Согласно постанов­лению Пленума Верховного Суда от 26.12.17 № 58, это любые имуще­ственные затраты или расходы, которые потер­певший понёс при наступ­лении страхового случая. Например, оплата эвакуатора, хранение повреж­дённой машины. А также стоимость повреждённого или уничтожен­ного груза.

Отдельный случай — возможность компенси­ровать утрату товарной стоимости. Другими словами, разницу в цене машины до ДТП и после. Ведь согласитесь, каждый новый кузовной или иной ремонт после ДТП снижает рыночную стоимость автомобиля.

Однако совокупно все эти суммы не могут превышать цифры, установ­ленные статьёй 7 закона об ОСАГО: не более 500 000 рублей за вред здоровью или жизни и не более 400 000 рублей за ущерб имуществу. В случае гибели пострадав­­шего его родствен­­ники получают 475 000 рублей компенсаци­онных выплат, плюс 25 000 рублей на похороны.

Что не возмещают по ОСАГО

Но не всякий ущерб попадает под компенсацию по ОСАГО. К нестраховым случаям относят происше­ствия, не связанные с движе­нием транс­портного средства. То есть, если вы в гаражах «не разъехались» с соседом, это страховой случай. А если вашу машину ударило распах­нувшейся створкой его ворот, то нет.

Впрочем, многое зависит от обстоятельств. Например, ящик с овощами, упавший на припарко­ванную машину из разгружа­емой фуры, никак не подпадает под ОСАГО. Однако, если фура уехала до вашего появления, не оставив других следов своего пребы­вания, кроме вмятин на вашем автомобиле, инспекторов ГИБДД можно вызывать — поскольку обстоятель­ства возникно­вения ущерба вам неизвестны.

«Автогражданка» также не работает, если налицо другой вид ответ­ственности, и соответ­ственно, страхо­вания. Так, опасный груз страхуется пере­возчиком отдельно. Поэтому и вред, нанесённый им, не подпадает под ОСАГО — он компенси­руется другой страховкой. Не действует полис и для компен­сации морального или физического вреда, получен­ного пострадавшим, если виновник аварии бросился на него с кулаками — здесь дело уже совсем не в автограж­данской ответственности.

Но если ущерб всё-таки нанесён автомобилем, необходимо вспомнить статью 1079 Гражданского кодекса. Она говорит, что поскольку автомобиль — источник повышенной опасности, его владелец обязан возместить любой вред, причинённый этим самым источником. Исключе­ниями могут быть только случаи умысла или грубой неосторож­ности потерпевшего. Поэтому за всё, что не покрывает ОСАГО, разрешается спросить с виновного в суде.

В чью страховую компанию обращаться

Виновник ДТП может быть застрахован в одной компании, а вы купили полис в другой. Куда вам обращаться за возмещением? Если пострадала только машина, нужно идти в «свою» страховую — ту, что оформ­ляла вам ОСАГО. Она выплатит компен­сацию, а уже потом будет сама разбираться с компанией виновника. Это так назы­ваемое прямое урегули­рование. Правило действует и для аварий с участием более двух машин. Неважно, оформлено ДТП по Евро­протоколу или сотрудником ГИБДД, лишь бы не было постра­давших в аварии людей. А у всех её участников действовали полисы ОСАГО.

В противном случае подавать заявление на воз­мещение и получать его придётся в страховой компании винов­ника аварии. Туда же нужно идти, если проблемы со здоровьем появились после подачи заяв­ления о прямом урегули­ровании — закон это разрешает. Например, в момент аварии человек чувствовал себя нормально, оформил ДТП, съездил в свою страховую, а к вечеру его состояние вдруг ухудшилось. Обратился к врачу, а тот обнаружил вывихнутое плечо или небольшое сотрясение мозга. В этом случае можно подать на возмещение вреда здоровью в СК виновника.

Когда обращаться в страховую компанию

Статья 961 ГК РФ говорит ясно: сообщить страховщику о наступ­лении страхового случая нужно незамедли­тельно, если договором страхования не определены иные сроки. Поэтому звонить в СК необходимо при первой возможности после ДТП.

Затем в течение пяти дней потерпевшему требуется подать заявление на выплату, приложив документы (их список приведён ниже). При оформ­лении по Евро­протоколу и виновный, и потерпевший в течение этого же срока предо­ставляют копии извещения о ДТП своим страховщикам. А если аварию оформляли через приложение «Помощник ОСАГО», то это произойдёт автоматически.

До мая 2019 года забывчивый виновник ДТП, оформ­ленного по Европротоколу, мог получить регрес­сивное требование (его страховая получала право взыскать с него всю сумму, выплаченную потерпевшему). Однако сейчас этот пункт из закона об ОСАГО исключён. Часто и постра­давшему СК грозит лишением возмещения, если тот опоздает с подачей документов. Но согласно статье 12 Закона об ОСАГО, это законно, только если такие правила прописаны в договоре страхования. Читайте внимательно мелкий шрифт!

В течение тех же пяти дней страховая требует предоставить автомобиль для осмотра. Здесь строгости меньше, чем с документами, но чем быстрее эксперт компании осмотрит машину, тем скорее будет выплата. В противном случае СК вправе перенести осмотр или экспертизу на срок до 20 рабочих дней.

Автомобиль в нетранспортабельном состоянии могут осмотреть там, где он хранится, но о состоянии машины нужно сообщить при подаче заявления в СК. Само­стоятельно назначить экспертизу владелец может только при условии, что машину, предостав­ленную в срок, специалист страховой компании так и не осмотрел (пункт 3.12 главы 3 постанов­ления Банка России «О правилах обязатель­ного страхования гражданской ответ­ствен­ности владельцев транспортных средств»). В этом случае страховщики посчитают возмещение на основе оценки, прове­дённой по заказу потерпевшего, а стоимость экспертизы включается в сумму понесённого убытка.

Какие документы нужно предоставить

При любых обстоятельствах в страховой компании при подаче заявления на возмещение вам, как пострадавшему в ДТП, надо будет предоставить:

ПТС и СТС вашего автомобиля;

полис ОСАГО на него, оформленный на бланке, или распечатку электронного полиса;

действующую диагностическую карту, если ваша машина старше 3 лет;

банковские реквизиты для перечисления компенсации.

А вот набор документов об аварии зависит от её тяжести и, соответственно, способа оформления.

Подтверждение ДТП, оформленного по Европротоколу. В последние годы относительно мелкие аварии предписы­вается оформлять по так называемому Евро­протоколу. Это делают сами участники без привле­чения ГИБДД, заполняя в двух экзем­плярах специальный бланк, выдава­емый вместе с полисом ОСАГО, или с помощью приложения «Помощник ОСАГО» для смарт­фонов. О том, в каких ситуациях применим Евро­протокол и как правильно зафиксировать ДТП, мы уже писали.

В этом случае для получения возмещения пострадавший в допол­нение к остальным документам также предо­ставляет:

свой экземпляр заполненного бланка Европротокола;

фотографии с места аварии.

Фотографии должны быть на отдельном носителе, если Евро­протокол оформ­лен на бумажном бланке, или вместе с данными «Помощника ОСАГО». Закон не запрещает оформлять Евро­протокол и без фото­графий, но они помогут страховщикам быстрее разобраться с вашим делом.

Европротоколом можно воспользоваться даже в том случае, если участники не пришли к согласию о виновности. Просто в этом случае макси­мальное возмещение снизится с 400 000 до 100 000 рублей.

Подтверждение ДТП, оформленного инспектором ГИБДД. Если авария не соответ­ствует любому из условий Евро­протокола или у одного из участников есть полис КАСКО, её должен оформить инспектор ГИБДД. В итоге он выдаст потерпевшему следующие документы:

справку по форме № 154 — её ещё называют справкой о ДТП;

копию определения о возбуждении дела об админи­стративном право­нарушении и проведении админи­стративного расследо­вания, к которому приложены данные всех участников;

Все эти бумаги также нужно направить страховой компании. Они подтвердят вашу невинов­ность и укажут СК на ответ­ственного за ДТП и его страховую компанию.

Возмещение вреда здоровью и жизни

Оформление компенсации за вред здоровью проходит отдельной статьёй, причём пострадавший может требовать его от каждого виновника. Например, когда ГИБДД признаёт аварию «обоюдной» — то есть случив­шейся в результате нарушения ПДД сразу несколькими водителями. В этом случае законно отправлять заявление на возмещение в страховую компанию каждого из них.

Список прилагаемых документов зависит от особен­ностей конкретной ситуации. В какой-то аварии обошлось ушибами и цара­пинами, а где-то понадо­билось длительное лечение. Поэтому и выплаты по этой статье происходят в два этапа.

Первая выплата — для неё нужны справки и свидетель­ства, которые подтвер­ждают травмы, полученные непосред­ственно в результате ДТП, а также прове­дённое лечение. Такими документами могут быть:

справка из скорой о помощи, оказанной на месте происшествия;

медицинское заключение с перечнем полученных травм и описанием лечения из больницы, в которой пострадавший лечился после ДТП;

выписка из амбулаторной карты с диагнозом, историей болезни и описанием лечения;

подтверждение лечащего врача о продолжении лечения.

Все документы должны быть обязательно заверены личной печатью врача и печатями лечебных учреждений.

После выписки из больницы пострадавший проходит судебно-медицин­скую экспертизу. Она учитывает как фактиче­ское состояние больного, так и всё подтвер­ждённое документами лечение. По её результатам оконча­тельно устанавли­вается, какой степени вред нанесён постра­давшему и насколько он трудо­способен. Заключение экспертизы служит основанием для судебного решения, его же нужно предо­ставить в страховую для расчёта второй части выплат.

Для получения второй выплаты к заключению судмедэксперта прилагают все свидетель­ства расходов на лечение и любые справки, подтверж­дающие ухудшение здоровья последствий ДТП. Такими бумагами могут быть:

справка о полученной инвалидности;

все чеки и договоры, подтверждающие расходы на платное лечение и покупку лекарств;

подтверждение расходов на покупку протезов, медтехники или аксессуаров;

затраты на сиделок;

расходы на спецпитание, если его прописали.

Недополученный доход или даже необходимость смены профессии причи­нённых травм также можно компенси­ровать в рамках возмещения вреда по ОСАГО. Для этого нужны:

справка с места работы с указанием среднего заработка;

договор о получении нового профессионального образования.

Родственникам погибшего для выплаты достаточно предоставить копию его паспорта, справку о смерти в результате вреда, полученного в ДТП, а также документы, подтвер­ждающие родство с погибшим.

Когда ждать возмещения

О сроках возмещения закон говорит чётко — в течение 20 дней со дня подачи заявления в страховую компанию, не считая выходных и праздников. Даже за вред здоровью первая выплата должна пройти не позже этого срока, а на вторую можно подавать без ограни­чения времени, но не позднее исковой давности, которая составляет 3 года.

Однако на практике 20-дневное требование часто не соблюдается. Поводом может стать, например, предостав­ление неполного комплекта документов или некорректное оформ­ление одного из них. Тогда выходит, что сам заявитель не выполнил условия, и задержка обуслов­лена причинами, не зависящими от страховой.

Но если с документами всё нормально, то через 20 дней должно произойти одно из двух. Либо заявителю дают расчёт возмещения и переводят деньги, а также направ­ляют документы на ремонт, либо присылают мотивиро­ванный отказ в выплате.

Нерасторопность обойдётся СК в копеечку: при опоздании с выплатой за каждый день просрочки начис­ляется пеня в размере 1% суммы возмещения, при просрочке мотиви­рованного отказа — 0,5% от суммы запрошенного возмещения.

Сколько выплатят за разбитый автомобиль

Для расчёта суммы возмещения на ремонт автомобиля существует особая методика Банка России, которой обязаны пользо­ваться все страховые компании. Однако она довольно запутанная и противоречивая.

Например, в ней оценка восстанов­ления почему-то зависит от даты и места ДТП. Поэтому стоимость одного и того же ремонта разнится в зависи­мости от дня и региона. Кроме того, при расчёте учитыва­ется износ автомо­биля и его отдельных деталей, снижающий суммы выплат. В пределе – до 50 процентов. А средне­рыночная стоимость запчастей и отведённых на ремонт нормочасов высчиты­вается на основе данных о ценах на эти услуги и товары, предо­ставленных пред­приятиями из разных регионов.

Общая формула расчета следующая:

РК = СР + СМ + СД, где

РК — общий размер компенсации;

СР — стоимость ремонта;

СМ — стоимость материалов;

СД — стоимость деталей, которые подлежат замене.

Оценить каждое из слагаемых этой формулы для конкретного случая можно на сайте Российского союза авто­страховщиков в специальном калькуляторе.

Как возместят, деньгами или ремонтом

До апреля 2017 года у российских авто­владельцев был выбор: получить по ОСАГО деньги на ремонт или же взять «натурой» – починиться на рекомен­дованной страховой компанией СТО. В актуальной редакции закона такого выбора нет. Для легковых авто­мобилей, находящихся в частном владении российских граждан, приоритетное возмещение — натуральное. То есть страховая отправит машину в ремонт и оплатит работу авто­сервиса и запчасти, стоимость которых рассчиты­вается по методичке Банка России после осмотра.

У СК обычно заключены договоры со многими СТО, но направить повреждённый автомобиль могут не на каждую. По закону, техцентр должен находиться не дальше 50 км либо от места ДТП, либо от места житель­ства потерпевшего. Также выбрать СТО можно ещё на этапе заключения договора ОСАГО. Тогда при прямом возмещении туда вас и отправят на ремонт.

Несмотря на всё вышесказанное, есть сценарии, в которых страховая вынуждена будет отдать деньги — это случаи, когда она просто не имеет возмож­ности выполнить обязатель­ства по натуральному возмещению.

Если машина на гарантии и не старше двух лет, вам обязаны предложить для починки официальный дилерский центр. У СК нет договора с такой станцией? Можете требовать возмещение деньгами. То же требо­вание будет справедливо, если страховая отказывает в направ­лении на ремонт в техцентр, который есть в её списке партнёров или о котором вы письменно договорились, заключая договор ОСАГО. Совсем фанта­стический вариант — у страховой нет ни одного партнёра-ремонтника или все предло­женные станции дальше 50 км и от места ДТП, и от дома потер­певшего. В этом случае страховая должна выплатить денежную компенсацию.

Ещё ряд случаев денежного возмещения перечислен в законе об ОСАГО. Ущерб возместят в денежной форме за машину, не подлежащую восстанов­лению или ремонт которой превышает лимит в 400 000 рублей. Деньги может выбрать потерпевший, получивший средний или тяжкий вред здоровью в ДТП, инвалид, которому повредили в аварии специально оборудо­ванный автомобиль, а также родствен­ники погибшего водителя. Наконец, страхователь имеет право при заключении договора условиться со страховой об исключительно денежной форме возмещения.

Частая проблема — требование доплаты на СТО после завер­шения ремонта, потому что в ходе работы были выявлены дополни­тельные проблемы. Однако закон требует, чтобы все возможные доплаты были согласо­ваны с потерпевшим и страховой компанией до начала ремонта. Скорректиро­ванную сумму и изменённый набор работ после найденных скрытых повреждений станция сообщает в СК и потерпев­шему после приёмки машины. И лишь получив согласие, начинает работы.

Возможны варианты, в которых пострадавший может доплатить за ремонт добровольно, подписав со страховой соответ­ствующее соглашение. Например, вы хотите ремонти­роваться в полюбив­шемся техцентре и договари­ваетесь с СК, что согласны заплатить за разницу между рассчитан­ными затратами и реальными. Другой легитимный случай — согласие доплатить в ситуации, если стоимость ремонта и запчастей превышает установ­ленный лимит в 400 000 руб. А третий — обоюдная вина в ДТП. Тогда каждый из участников получает лишь половину возмещения посчитанного ущерба, а вторую платит из своего кармана.

Но при любом раскладе: сначала согласие на доплату, потом — ремонт. Провести его должны в течение 30 дней со дня передачи машины на СТО — это прописанный в законо­дательстве срок. За каждый день просрочки — пеня в 0,5% от суммы возмещения. Любые некаче­ственные работы — повод подать жалобу, на что отведено 10 дней. В данном случае за восстанов­ление автомобиля отвечает страховая компания. Если она не реагирует на претензии, придётся обращаться в суд.

Как считают выплаты за ущерб здоровью

Правительство регламентировало расчёт травм при ДТП в особом нормативе. Каждое зафиксированное повреждение там считается в процентах от максимально возможного возмещения в 500 000 рублей. Например, сотрясение мозга в зависи­мости от тяжести — 3–5%, удаление почки — 45% и т.д. Проценты за травмы разных органов суммируются. Кроме того, в тарифе учитываются траты на лекарства и обследо­вания. На основе этих данных вычисляется сумма для первой выплаты.

Затем пострадавший проходит судмед­экспертизу и собирает все подтверж­дающие проведённое лечение документы, договоры и чеки. К общей сумме всех расходов на лечение прибавля­ется утраченный заработок. Он рассчиты­вается как процент от подтверж­дённого средне­месячного дохода за время пребывания в больнице. Из получив­шейся суммы (расходы на лечение + утраченный заработок) вычитается размер первой прове­дённой выплаты, а получив­шаяся разница возмещается потерпевшему.

Когда страховая компания может не заплатить

Страховая не всегда удовлетворяет требования о возмещении. В выплате откажут, когда ДТП произошло обстоя­тельств, не связанных с дорожной ситуацией: стихией, беспорядками, военными действиями и т.п. Право­мерен отказ и в случае, если предо­ставлены не все документы, есть подозрения в мошен­ничестве. Кроме того, аварии во время автогонок, обучения вождению или тест-драйва считаются резонными поводами для отказа в выплате по ОСАГО. Во всех случаях компания обязана дать письменный мотиви­рованный отказ, который, конечно, можно попробовать обжаловать в суде.

А по ряду причин страховая просто не имеет права платить, и эту обязан­ность выполняет Россий­ский союз авто­страховщиков. Его выплата офици­ально называется не возмещением, а компен­сацией. Так происходит, когда у виновного в аварии нет ОСАГО или его полис поддельный. Другой случай: полис есть, но виновник в него не вписан. По сути, всё это разно­видности одного и того же проступка — незастрахо­ванной автограж­данской ответ­ственности. В PСА нужно обращаться и когда виновник аварии скрылся с места происше­ствия и остался неизвестен.

Также РСА несёт ответственность при банкрот­стве или отзыве лицензии у страховых компаний, работающих по ОСАГО. Кстати, на сайте органи­зации есть их список. При этом для потерпевшего по сути меняется только место обращения, а пакет предо­ставляемых документов остаётся тем же, что и при обычном требовании возмещения. Ну а главная особен­ность: компенсация РСА происходит только деньгами.

Итак, совсем коротко

— По ОСАГО потерпевшему компенсируют как вред здоровью (лимит 500 000 рублей), так и ущерб машине (не более 400 000 рублей).

— Если в ДТП пострадали только автомобили и у всех участников аварии есть ОСАГО, за возмещением пострадавший должен идти в свою страховую компанию.

— За возмещением вреда здоровью обращаются в страховую виновника.

— При отсутствии у виновника действующего полиса ОСАГО придётся обращаться в РСА.

— Подать в СК все документы и заявление на возмещение, а также предоставить машину на осмотр нужно в течение 5 дней с момента ДТП.

— Возмещение считается по методикам Центробанка с учётом износа автомобиля, места и времени аварии. В течение 20 дней его должны выплатить деньгами или дать направление в СТО на ремонт.

— Приоритетно натуральное возмещение — ремонт. Деньги можно получить в исключительных случаях, когда у СК нет возможности восстановить автомобиль силами партнёрских станций.

— За вред здоровью возмещение проводят в два этапа: в течение 20 дней — за полученные травмы, затем после экспертизы — за все расходы на лечение и восстановление. Компенсация только деньгами.

— Если у страховой отозвана лицензия или она обанкротилась, её обязательства выполнит Российский союз автостраховщиков. Он же компенсирует ущерб и вред, причинённый неизвестным виновником или тем, у кого не застрахована должным образом автогражданская ответственность.

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

Верховный суд ответил, сохраняется ли гарантия на машину после ДТП

Андрей Мочалин* купил у ООО «Динамика Архангельск Митсубиши» новую машину, завод-изготовитель установил на нее гарантию 3 года или 100 000 км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше). Через несколько месяцев Мочалин попал в ДТП, машина опрокинулась и кузов деформировался. Страховая признала машину не подлежащей восстановлению. Тем не менее, Мочалин смог починить ее и спустя год с небольшим перепродал Антону Цветову*.

Новый собственник регулярно проводил техническое обслуживание автомобиля у официального дилера, и тот регулярно выявлял проблемы и давал рекомендации по их устранению. Когда у машины отказал двигатель, дилер вдруг сообщил, что гарантия на автомобиль не распространяется, поскольку он участвовал в ДТП и эксплуатировался с неисправностью.

Из-за чего сломался двигатель?

Цветов обратился в «Лабораторию технической экспертизы», по заключению которой причина неисправности носит производственный характер и является гарантийным случаем. Тогда автомобилист направил дилеру претензию, а тот предложил представить машину для диагностики. Цветов не стал пригонять автомобиль — вместо этого отремонтировал его у сторонней организации и обратился в суд с иском к ООО «Динамика Архангельск Митсубиши» о взыскании 501 459 руб. за ремонт, 62 000 руб. за эвакуацию, 16 000 руб. за оценку, 5 000 руб. за моральный вред.

Октябрьский районный суд г. Архангельска назначил в ГУП «Фонд имущества и инвентаризации» судебную экспертизу. Та установила: отказ двигателя произошел из-за эксплуатации неисправного автомобиля. Суд назначил повторную экспертизу в «Агентстве криминалистической экспертизы». Согласно ей, причина разрушения двигателя носит производственный характер. Поэтому суд первой инстанции решил, что ответчик ненадлежащим образом обслуживал автомобиль, и удовлетворил иск.

Архангельский областной суд назначил в «Агентстве криминалистической экспертизы» дополнительную экспертизу. Она установила: ДТП не является причиной возникновения неисправности. Кроме того, потребитель соблюдал правила использования автомобиля после его диагностики и технического обслуживания — это дилер не предупредил, что до ремонта машиной пользоваться нельзя. Поэтому апелляция согласилась с нижестоящей инстанцией.

Три экспертизы всё установили

Руководитель судебной практики Клифф Олег Харитонов объяснил: общество не устроила оценка фактических обстоятельств дела и выводы судов. Однако с учетом того, что уже были проведены три экспертизы (основная, повторная и дополнительная), кассация сочла нецелесообразным направлять дело на новое рассмотрение.

* — имя и фамилия изменены редактором.