Быть веселее всех это наречие

Какая часть речи слово «весело»
Быть веселее всех это наречие. Какая часть речи слово «весело»? Они называются знаменательными.

Какая часть речи слово «весело»?

Слово «весе­ло» — это само­сто­я­тель­ная часть речи при­ла­га­тель­ное в крат­кой фор­ме сред­не­го рода, одно­ко­рен­ное наре­чие или кате­го­рия состо­я­ния в зави­си­мо­сти от грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков в контексте.

Узнаем, какая часть речи сло­во «весе­ло» в рус­ском язы­ке, опре­де­лив его общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние (ОГЗ), мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки и син­так­си­че­скую роль в пред­ло­же­нии. Эти три состав­ля­ю­щие явля­ют­ся глав­ным кри­те­ри­ем в опре­де­ле­нии части речи, к кото­рой при­над­ле­жит любое сло­во рус­ско­го язы­ка. Так напри­мер, если сло­во обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та (какой? зеле­ный, чей? лебе­ди­ный) и име­ет грам­ма­ти­че­ские кате­го­рии рода, чис­ла и паде­жа, то это имя при­ла­га­тель­ное. С этой точ­ки зре­ния иссле­ду­ем сло­во «весе­ло». В зави­си­мо­сти от его грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков в кон­тек­сте оно при­над­ле­жит к раз­ным частям речи.

Слово «весело» — прилагательное

Рассмотрим, что обо­зна­ча­ет это сло­во и каки­ми обла­да­ет грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми в высказывании:

На удив­ле­ние, наше обсуж­де­ние этой серьез­ной про­бле­мы ока­за­лось непри­нуж­ден­но и весе­ло .

Исследуемое сло­во пояс­ня­ет под­ле­жа­щее, выра­жен­ное име­нем суще­стви­тель­ным, и отве­ча­ет на вопрос:

обсуж­де­ние (како­во?) весе­ло, то есть весе­лое.

В дву­со­став­ном пред­ло­же­нии эта сло­во явля­ет­ся имен­ной частью состав­но­го сказуемого.

Его началь­ной фор­мой явля­ет­ся сло­во «весе­лый», обо­зна­ча­ю­щее непо­сред­ствен­ный при­знак пред­ме­та. Это само­сто­я­тель­ная часть речи каче­ствен­ное при­ла­га­тель­ное, кото­рое обра­зу­ет крат­кие фор­мы, отли­ча­ю­щи­е­ся родо­вой при­над­леж­но­стью и кате­го­ри­ей един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

  • рас­сказ весел ;
  • девоч­ка весел а ;
  • настро­е­ние весел о ;
  • дру­зья весел ы .

Весело часть речи

В кон­тек­сте отли­ча­ем фор­му при­ла­га­тель­но­го от одно­ко­рен­но­го наре­чия и кате­го­рии состояния.

Слово «весело» — это наречие

Качественное при­ла­га­тель­ное «весе­лый» обра­зу­ет с помо­щью суф­фик­са сло­во, при­над­ле­жа­щее к дру­гой части речи:

Оно не изме­ня­ет­ся ни по паде­жам, ни по чис­лам, ни по родам.

Если в пред­ло­же­нии это неиз­ме­ня­е­мое сло­во пояс­ня­ет гла­гол, то оно обо­зна­ча­ет при­знак действия:

Дети весе­ло рас­ска­зы­ва­ли о лет­них каникулах.

Это сло­во отве­ча­ет на обсто­я­тель­ствен­ный вопрос:

В пред­ло­же­нии эта лек­се­ма явля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ным чле­ном — обстоятельством.

Наречие как неиз­ме­ня­е­мая часть речи объ­еди­ня­ет раз­лич­ные груп­пы слов, кото­рые в соот­вет­ствии с их зна­че­ни­ем и грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми делят­ся на раз­ря­ды:

  • наре­чия места (вбли­зи, рядом);
  • наре­чия меры и сте­пе­ни (очень, крайне);
  • наре­чия вре­ме­ни (вече­ром, вче­ра)

Это неиз­ме­ня­е­мое сло­во отне­сем к раз­ря­ду наре­чий обра­за действия:

  • гово­рить (как?) гром­ко;
  • идти (как?) впе­ре­вал­ку;
  • ска­тить­ся с гор­ки (как?) колоб­ком.

Отличаем наре­чие от созвуч­но­го сло­ва само­сто­я­тель­ной части речи кате­го­рии состояния.

«Весело» — это категория состояния

По напи­са­нию и грам­ма­ти­че­ской фор­ме наре­чие с суф­фик­сом сов­па­да­ет с кате­го­ри­ей состо­я­ния. Но все же меж­ду эти­ми сло­ва­ми, при­над­ле­жа­щи­ми к раз­ным само­сто­я­тель­ным частям речи в рус­ском язы­ке, име­ет­ся суще­ствен­ная раз­ни­ца. Узнаем, как отли­чить наре­чие с суф­фик­сом от кате­го­рии состояния.

Слово «весе­ло» обо­зна­ча­ет пси­хи­че­ское состо­я­ние гово­ря­ще­го. Оно выра­жа­ет состо­я­ние радо­сти, весе­лья, ожив­лён­но­сти, испы­ты­ва­е­мое кем-то или царя­щее в опре­де­лен­ной ситуации.

В отли­чие от наре­чия, обо­зна­ча­ю­ще­го при­знак дей­ствия и явля­ю­ще­го вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния, кате­го­рия состо­я­ния высту­па­ет в роли глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния — пре­ди­ка­та. Эта само­сто­я­тель­ная часть речи явля­ет­ся ска­зу­е­мым в без­лич­ном пред­ло­же­нии, в кото­ром нет и не может быть подлежащего.

Понаблюдаем:

От его шуток всем ста­ло весе­ло .

Как весе­ло в окру­же­нии этих доб­ро­же­ла­тель­ных людей!

Наречие

Наречие — это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак и отвечает на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «откуда?» и «почему?».

У наречия особое грамматическое значение. Эта часть речи может обозначать три вида признаков в зависимости от того, к какой части речи относится в предложении или словосочетании.

  1. Признак действия — наречие примыкает к глаголу или деепричастию:
    • запомнить (как?) наизусть,
    • стремиться (куда?) вверх,
    • сообщить (почему?) неспроста.
  2. Признак предмета — наречие примыкает к существительному:
    • путь (какой?) напрямую,
    • платье (какое?) наизнанку,
    • яйцо (какое?) всмятку.
  3. Признак другого признака — наречие примыкает к прилагательному, наречию, причастию:
    • потрясающе яркий,
    • очень хорошо,
    • вдвое больше.

Грамматические особенности наречия

Чтобы понять, что такое наречие в русском языке, разберем грамматические особенности, которые отличают его от других частей речи.

Неизменяемость наречий

Специфический морфологический признак наречия — это его неизменяемость. Она выражается в неспособности наречия образовывать грамматические формы рода, числа, падежа или лица. Наречия не склоняются и не спрягаются. У них нет специальных окончаний. Проверим:

  • гулять (как?) весело, гуляем весело, будем гулять весело;
  • крайне (в какой степени?) сладкий, крайне сладкого, крайне сладким.

По правилам могут изменяться глаголы и прилагательные, а наречия всегда сохраняют неизменную грамматическую форму. Конечные буквы наречий «о», «а», «е», «и», «у» — это не окончания, а словообразовательные суффиксы:

  • вытереть насухо;
  • стоять справа;
  • сидеть взаперти;
  • пить компот вприкуску.

Только наречия с суффиксом могут образовать формы степеней сравнения, которые при этом тоже не изменяются:

  • рано — раньше, более рано (раньше всех встать);
  • радостно — радостнее, более радостно (радостнее всех выглядеть).

Знаменательные и местоименные наречия

По функции все наречия можно разделить на знаменательные и местоименные. Если наречие обозначает признак действия, другого признака или предмета, оно считается знаменательным:

  • идти (как?) быстро;
  • стеснительный (в какой степени?) чрезмерно;
  • улыбка (какая?) невзначай.

Ряд наречий только указывают на признак, конкретно его не называя. Это местоименные наречия:

  • идти (куда?) туда;
  • (в какой мере?) нисколько не стеснительный.

У местоименных наречий есть своя градация:

Разряды местоименных наречий

здесь, там, тут, туда, так, оттуда, тогда, затем, оттого, потому, поэтому

нигде, никуда, никогда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, никак, незачем, нипочем и пр.

везде, всюду, отовсюду, всегда, всячески, по-всякому, по-иному, по-другому

где-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то и пр.

где? куда? когда? зачем? как? почему? откуда? отчего?

где, куда, когда, зачем, как, почему, откуда, отчего

Классификация наречий по значению

В отличие от других частей речи, знаменательные наречия делятся на разряды по значению. Если наречие обозначает качество действия, признака, образ или способ совершения действия, то его называют определительным. Если наречие обозначает условия совершения действия, оно называется обстоятельственным.

Наречие как часть речи

Конспекты уроков по русскому языку
по теме «Наречие»

Урок 2. Тема: «Разряды наречий»

• закрепление умения находить наречия и определять их значение;

• систематизация знаний учащихся о значении наречий, знакомство со смысловыми группами наречий;

• формирование умения определять принадлежность наречия к той или иной смысловой группе:

• воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Оборудование:

1) карточки с индивидуальными заданиями;

2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.

Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.

Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели урока.

1. Индивидуальное задание, анализ предложения.

Задание. Запишите предложение, сделайте полный синтаксический разбор. Найдите в предложении наречие, расскажите о нем как о части речи.

Учитесь крепко, живите дружно (М.Горький).

2. Проверка домашнего задания.

Задание. Прослушайте стихотворение, выпишите наречия, поставьте к ним вопросы.

Не заслуга быть белым,
Не достоинство – русым,
Очень трудно быть смелым,
Очень просто быть трусом.
Кто не предал России
Ради собственной славы,
Знает: трудно быть смелым.
Знает: просто быть слабым.
Знает: трудно жить крупно.
Проще – жить осторожно.
Добрым – сложно и трудно,
А недобрым – несложно.

Вывод: выписывая наречия, ставя к ним вопросы, вы обратили внимание на то, что по значению наречия можно разделить на несколько разрядов. Об этом поговорим на сегодняшнем уроке.

II. Закрепление нового материала.

1. Чтение материала в учебнике «Смысловые группы наречий».

– Но почему же у наречия так много разных вопросов?

2. Чтение учителем сказки о смысловых группах наречия.

Задание. Пока учитель читает сказку, учащиеся выписывают все смысловые группы наречий.

На главной площади города все наречия уже успели разделиться на группы по интересам. Возглавляли каждую группу вопросы.

Вот группа наречий-путешественников во главе с вопросами где? куда? откуда? – они назвали себя Наречиями места.

Вот Наречия времени, возглавляемые вопросами когда? с каких пор? до каких пор?

Вопросы почему? отчего? пришли с любопытными Наречиями причины, а вопросы зачем? для чего? руководили Наречиями цели.

Последними появились Наречия образа действия с вопросами как? каким образом?

Вопрос как? вышел вперед, осмотрелся и спросил:

– Все ли наречия здесь? Вижу, что пришли наречия места, времени, причины.

– Мы тоже здесь, – откликнулись наречия цели и образа действия.

– Я не вижу Наречия меры и степени.

– Когда они появятся?

– Где они задержались? – посыпались вопросы из зала.

– Без них мы не сможем понять, насколько хорошо мы работаем и в какой степени дети усвоили законы нашей страны.

Тут появились опоздавшие Наречия меры и степени с вопросами сколько? в какой степени? в какой мере? насколько?

В полном сборе наречия решили, что каждая группа будет называться разрядом по значению, или смысловой группой, групп будет шесть, а распределять наречия по группам будут вопросы.

III. Тренировочные упражнения.

1. Составляем таблицу «Смысловые группы наречий».

Задание. Заполните таблицу, записывая к наречиям правильно вопросы и разряд.

2. Предупредительный диктант.

Задание. Определите, к какой смысловой группе относятся наречия.

1. Красиво, робко, по-хорошему, геройски, наизусть, пешком – образа действия.

2. Назло, нарочно, специально, наконец – цели.

3. Сверху, сбоку, направо, вбок, влево, близко, недалеко – места.

4. Мало, вдоволь, вдвое, чересчур, очень, весьма, слишком – меры и степени.

5. Завтра, давным-давно, всегда, издавна, смолоду, скоро, тотчас – времени.

6. Спроста, сгоряча, поневоле, со зла, сослепу – причины.

3. Подбор синонимов к наречиям.

Задание. Подберите к данным наречиям синонимы, запишите их.

Старательно – усердно.

Близко – неподалеку.

Воодушевленно – эмоционально.

Искусно – мастерски.

Ласково – нежно.

IV. Творческие задания.

V. Задания повышенной трудности.

1. Говорите правильно.

Задание. Как надо говорить: заимообразно или взаимообразно?

Ответ. Правильная форма – заимообразно, образована от существительного заем.

VI. Занимательный материал к уроку.

Задание. Разгадайте ребусы и определите части речи слов-отгадок.

VII. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Урок 3. Тема: «Степени сравнения наречий»

Цели урока:

• ознакомление с образованием сравнительной и превосходной степеней наречий, с синтаксической ролью наречий в сравнительной степени;

• формирование умения образовывать, находить и различать степени сравнения наречий;

• формирование умения различать сравнительную степень прилагательного и наречия, образовывать степени сравнения наречий;

• воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование:

1) карточки с индивидуальными заданиями;

2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.

Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.

Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели урока.

1. Индивидуальное задание, анализ предложения.

Задание. Запишите предложение, сделайте полный синтаксический разбор. Найдите в предложении наречие, расскажите о нем как о части речи.

Учитесь крепко, живите дружно. (М.Горький)

2. Лингвистическая разминка.

Задание. Продолжите строчку, учитывая разряд наречия.

Внизу, . (места).

Завтра, . (времени).

Горячо, . (образа действия).

Сослепу, . (причины).

Назло, . (цели).

Очень, . (меры и степени).

II. Объяснение нового материала.

1. Степени сравнения наречий. Работа с учебником.

Хотя наречия – неизменяемые слова, но одно исключение есть. Наречия образа действия на о (как и качественные прилагательные, от которых эти наречия образовались) имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную.

красиво танцевать – начальная форма;

танцевать красивее (более красиво) – сравнительная степень;

красивее всех – превосходная степень.

Таким образом, наречия образа действия на о, образованные от качественных имен прилагательных, изменяются по степеням сравнения.

Сравнительная степень наречия обозначает более (менее) высокую меру проявления признака: высоко летать – более высоко летать (выше летать).

Как и прилагательное, наречие имеет две формы сравнительной степени: простую и составную.

Простая форма образуется с помощью суффиксов:

-ее (-ей): бежать быстро – быстрее (быстрей);

-е: кричать громко – громче;

-ше: просыпаться рано – раньше.

Составная форма сравнительной степени образуется из сочетания начальной формы наречия со словами более (менее):

бежать более (менее) быстро;

кричать более (менее) громко.

Превосходная степень наречий имеет только составную форму: наречие в сравнительной степени + слова всех, всего:

бежать быстрее всех;

любить сильнее всего.

Простые формы наречий с суффиксами -ейше, -айше встречаются крайне редко, в основном в архаичных словосочетаниях типа покорнейше прошу, нижайше кланяюсь и т.д.

Формы сравнительной степени наречий и качественных прилагательных совпадают в произношении и написании:

Теперь лицо друга стало веселее (прилагательное).

Весной солнышко светит веселее (наречие).

2. Закрепление нового материала.

Задание. С данными словами составьте глагольные словосочетания. Запишите эти словосочетания, образуя степени сравнения наречий.

Образец:

взглянуть строго – строже (более строго) – строже всех.

Умно – умнее (более умно) – умнее всех.

Холодно – холоднее (более холодно) – холоднее всего.

Жарко – жарче (более жарко) – жарче всего.

Сладко – слаще (более сладко) – слаще всего.

Интересно – интереснее (более интересно) – интереснее всего.

Радостно – радостнее (более радостно) – радостнее всего.

3. Возьмите на заметку! Теоретический материал.

Чтобы не смешивать схожие формы этих частей речи, надо учитывать, что:

имя прилагательноенаречие
1) обозначает признак предмета1) обозначает признак действия;
2) относится к имени существительному2) относится к глаголу
3) отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?3) отвечает на вопросы как? каким образом?
4) в предложении выступает в роли сказуемого: Наше озеро (какое?) глубже реки.4) в предложении выступает в роли обстоятельства: Аквалангист нырнул (как?) глубже расставленных сетей.

4. Закрепление нового материала.

Задание.Выразительно прочитайте стихотворение Н.Языкова. Чем являются выделенные слова – наречием или прилагательным?

Мой друг! Что может быть милей (прилагательное)

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей (прилагательное),

Там радостней (прилагательное) весна златая,

Прохладней (прилагательное) легкий ветерок,

Душистее (прилагательное) цветы, холмы там зеленее (прилагательное),

Там сладостней (наречие) журчит поток,

Там соловей поет звучнее (наречие),

Там все нас может восхищать,

Там все прекрасно (прилагательное), там все мило (прилагательное).

III. Тренировочные упражнения.

1. Сравнительная и превосходная степени.

Задание. В соответствии с теоретическим материалом данного урока заполните таблицу.

Степени сравнения наречий

сравнительнаяпревосходная
простаясоставнаяпростаясоставная
печально
интересно
звонко
низко
строго

2. Прилагательное или наречие?

Задание. Определите, в каких словосочетаниях выделенные слова являются краткими прилагательными, а в каких – наречиями.

Взлететь высоко – наречие.

Говорил громко – наречие.

Полотно красиво – прилагательное.

Рисует красиво – наречие.

Здание высоко – прилагательное.

Движение быстро – прилагательное.

Плыл быстро – наречие.

Звучание громко – прилагательное.

Утро прохладно – прилагательное.

Встретил прохладно – наречие.

3. Сравнительная или превосходная?

Задание. Определите, в каких словосочетаниях наречия использованы в сравнительной степени, в каких – в превосходной.

Бежать быстрее – сравнительная.

Бежать быстрее всех – превосходная.

Любить сильнее – сравнительная.

Любить сильнее всего – превосходная.

Смеяться громче – сравнительная.

4. Тест по теме «Степени сравнения наречий».

1. У наречий отсутствует следующая степень сравнения:

1) простая сравнительная;

2) простая превосходная;

3) составная сравнительная;

4) составная превосходная.

2. Простая сравнительная степень наречий образуется с помощью:

1) окончаний;

2) словообразующих суффиксов;

3) формообразующих суффиксов;

4) приставок.

3. Укажите суффиксы, не участвующие в образовании простой сравнительной степени наречий:

4. Составная сравнительная степень наречий образуется с помощью слов:

1) самый, самая;

2) наиболее, наименее;

3) всех, всего;

4) более, менее.

5. В каких вариантах все словосочетания содержат наречия в сравнительной степени?

1) Поднялся выше, нарисовал красивее;

2) поднялся выше всех, нарисовал красивее, сделал быстрее, бросил дальше;

3) кричит громче, говорил дольше, поднялся выше, раскрасил менее ярко;

4) спел громко, нарисовал красивее, поднялся выше.

6. Какое предложение содержит наречие в сравнительной степени?

1) На улице весело смеются дети.

2) Всех веселее звучал голосок Катеньки.

3) На снимке лицо Бориса веселее.

4) Сегодня ансамбль пел веселее и громче.

7. Укажите предложения, в которых есть наречия в сравнительной степени.

1) Звонок звенел все громче и настойчивее.

2) День ото дня глаза ее делались грустнее.

3) И молча он коня седлает, страшнее взор его пылает.

4) Злее человека я не встречал.

8. Какое слово не является наречием в сравнительной степени?

1) Вернее;

2) проще;

3) жесточайше;

4) дальше.

9. В каких предложениях есть наречие в сравнительной степени?

1) Всегда труднее сказать правду о себе самом.

2) Эта задача труднее предыдущих.

3) Решиться на серьезный поступок труднее, чем что-либо обещать.

4) Труднее всех приходится тем, кто осваивает новые маршруты.

10. Составная превосходная степень наречий обозначает, что признак:

1) проявляется в большей степени;

2) проявляется в наибольшей (наименьшей) степени;

3) проявляется не всегда;

4) присутствует в значительном количестве.

11. Составная превосходная степень наречий образуется с помощью:

1) суффиксов -айш-, -ейш- от наречия;

2) слов очень, слишком от наречия;

3) слов всех, всего и наречия сравнительной степени;

4) слова всех и наречия.

IV. Задание повышенной трудности.

Словоформа выше.

Вопрос. Какой частью речи является словоформа выше в примерах:

1) Колокольня выше церкви.

2) Колокольня расположена выше церкви?

Ответ:

В обоих примерах элемент выше представляет собой неизменяемую словоформу со значением сравнительной степени. Но для того, чтобы решить, к какой части речи она принадлежит, следует, во-первых, определить, с какой исходной формой она соотносится, а во-вторых, обратить внимание на ее синтаксическую функцию в высказывании.

В первом примере словоформа выше играет роль именной части составного сказуемого; исходной для нее является положительная степень прилагательного высокий (ср.: Колокольня высокая; Колокольня более высокая, чем церковь). Во втором примере выше – это обстоятельство, и соотносится эта словоформа с наречием высоко (ср.: Колокольня расположена высоко; Колокольня расположена более высоко, чем церковь). Таким образом, в первом примере выше – прилагательное, во втором – наречие.

V. Творческие задания.

1. Сочиняем рассказ.

Задание. Найдите и подчеркните словосочетания, содержащие наречия в сравнительной и превосходной степенях. Придумайте и запишите рассказ на тему школьной жизни, используя как можно больше данных словосочетаний с наречиями.

Громче всех поздоровался; ужасно не хотелось; плохо знал; моментально подумал; бодро завел; плетется рысью; уже рассердилась; только сбиваешь; читай наизусть; кричал громко; читай сейчас же; прекрасно понял; смотрела внимательно; смотрел еще внимательнее; сразу вспомнил.

Задание. Вспомните все, что вы узнали о степенях сравнения наречий, составьте и запишите диалог – спор двух мальчиков, отправившихся в путешествие.

VI. Занимательный материал к уроку.

Задание. Разгадайте ребусы и определите части речи слов-отгадок.

Ответ: внутри.

Ответ: сзади.

Урок 4. Тема: «Словообразование. Образование наречий»

Цели урока:

• ознакомление с разными способами образования наречий;

• формирование умения образовывать наречия от других частей речи;

• формирование умения различать способы словообразования;

• воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование:

1) карточки с индивидуальными заданиями;

2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.

Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.

Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели урока.

1. Индивидуальное задание, анализ предложения.

Задание. От чего образованы наречия? Напишите слова, от которых образованы данные наречия.

Образец: артистично – артистичный.

Певуче – (певучий);

искусно – (искусный);

щемяще – (щемящий);

искусственно – (искусственный);

вызывающе – (вызывающий).

2. Лингвистическая разминка.

Задание. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) с двадцатью пятью рублями;

2) нет претензий;

3) хуже всего;

4) не ложите сюда тетради.

1) в обеих сумках;

2) беги;

3) положь;

4) красивее.

1) в пятистах шагах;

2) пять килограммов;

3) более красивее;

4) лягте на коврик.

II. Объяснение нового материала.

Работа с учебником или материалами презентации, выполненной в программе PowerPoint.

Наиболее распространенными способами образования наречий являются следующие:

1) суффиксальный: быстрый – быстро, творческий – творчески;

2) приставочно-суффиксальный: сухой – досуха, изнанка – наизнанку;

3) приставочный: хорошо – нехорошо, куда – никуда;

4) сложение разных видов:

сложение слов: еле, еле – еле-еле;

сложение с первым элементом полу-: полулежа;

сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить – мимоходом; пол, сила – вполсилы.

Задание. Определите способ образования наречий:

1) четырежды – (суффиксальный);

2) засветло – (приставочно-суффиксальный);

3) назавтра – (приставочный);

4) давным-давно – (сложение слов).

III. Тренировочные упражнения.

• Способ образования наречий.

Задание 1. Определите способ образования данных наречий:

вдали – (приставочно-суффиксальный);

медленно – (суффиксальный);

мягко – (суффиксальный);

быстро-быстро – (сложение слов);

тише – (суффиксальный);

когда-то – (суффиксальный).

Задание 2. Определите способ образования наречий. Соотнесите данные наречия (левая колонка) с их способом образования (правая колонка).

Искренне, осуждающе,
когда-либо
Наречия, образованные с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса
Вкось, замуж, вплавьНаречия, образованные путем сложения
По-прежнему, по-видимому, впустую, издавнаНаречия, образованные с помощью суффиксов
Полушутя, полулежаНаречия, образованные с помощью приставок

• Словообразовательные «цепочки».

Задание 3. Восстановите словообразовательные цепочки:

неописуемо – (неописуемый – описать) – писать;

безумно – (безумный – умный) – ум;

бесконечно – (бесконечный – конечный) – конец;

разнообразно – (разнообразный) – разный + образ.

• Анализ текста.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Сделайте морфологический разбор наречия плавно.

Он запел.

(Хрустально)чистый звучный и необыкновенно сильный тенор зазв_нел в комн_те. В самом тембре этого яркого, метал_ического голоса было что(то) др_матическое страс_ное.

Плавно и нежно л_лись один за другим грудные, г_рячие, тр_пещущие звуки. Они л_лись св_бодно с бл_городной сдержанностью, звучали просто и скромно, словно он не хотел обнаружить глубины чу_ства а оно, как пламя, само прорывалось и било из груди певца переполненной горячими, страс_ными звуками.

Он пел о тоске любви. Негой огнем и сл_зами дышали эти звуки.

(С.Г. Скиталец)

• Приставочный способ словообразования.

Задание 5. Докажите, что данные наречия образованы приставочным способом.

Образец записи: не + мало – немало.

Неоткуда, нигде, невежество, повсюду, несерьезно, несправедливо, никогда, некогда, отныне, отовсюду, назавтра, неразборчиво, насовсем, никуда, некуда, навсегда, невдалеке, неспокойно.

• Наречие как часть речи.

Задание 6. Перепишите текст, поставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните наречия как члены предложения. Выполните морфологический разбор наречий неописуемо и выше.

А ночью лес принял неописуемо жуткий, сказочный вид: стена его выросла выше и в глубине ее между черными стволами безумно заметались запрыгали красные мохнатые звери.

Бесконечно разнообразно струились фигуры огня между черными стволами и была неутомима пляска этих фигур.

(М.Горький)

• Тест по теме «Словообразование наречий».

1. Наречия от прилагательных образуются:

1) с помощью приставок;

2) с помощью суффиксов;

3) с помощью соединительных гласных.

2. Наречия от существительных можно образовать:

1) с помощью суффикса -о;

2) с помощью суффикса -и;

3) с помощью суффикса -ом;

3. Наречия можно образовать:

1) от всех самостоятельных частей речи;

2) только от прилагательных;

3) от прилагательных, существительных и числительных.

4. Наречия не могут образовываться:

1) сложением основ;

2) переходом из одной части речи в другую;

3) приставочно-суффиксальным способом;

4) могут образовываться любым из этих способов.

5. Укажите верный вариант словообразовательного разбора:

1) слева – левый (от прилагательного приставочно-суффиксальным способом);

2) слева – влево (приставочно-суффиксальным способом от наречия).

6. Определите, как образовано наречие почти:

1) от глагола почитать;

2) от глагола чтить;

3) от существительного чтиво.

IV. Творческие задания.

Задание 1. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия.

Был полдень, ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, _______ заметались птицы.

Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспомощно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно.

• Вспоминаем фразеологизмы.

Задание 2. Замените данные фразеологизмы (устойчивые словосочетания) наречиями.

Положа руку на сердцечестно
У черта на куличкахдалеко
Рукой податьблизко
К ак в аптекеточно
Как баран на новые воротанедоуменно
На широкую ногурасточительно
Черным по беломуясно
Битый часдолго
Бок о бокрядом
Вверх дномкувырком
Веки вечныенавсегда
На вес золотадорого
Душа в душудружно
Не покладая рукстарательно

Задание 3. Подберите подходящие по смыслу наречия и вставьте их в текст.

Слова для вставки: доверху, по-прежнему, вокруг, весело, яростно, совершенно, непрерывно, сверху.

Тимошка одним рывком оказался рядом с ней (Дашей) и, борясь с _______ падавшими _______ потоками воды, несколько раз ________ отряхнулся, затем сел и посмотрел на _______ промокшую Дашу. Дождь _________ шумел в листьях яблони, _________ все ________ кипело от дождя, деревья стояли грузные, наполненные ________ водой.

(П.Проскурин)

Воспользовавшись данным текстом, выпишите наречия, образованные:

1) приставочным способом – . ;

2) суффиксальным способом – . ;

3) приставочно-суффиксальным способом – . .

V. Занимательный материал к уроку.

Задание. Разгадайте ребусы и определите части речи слов-отгадок.

1. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

2. Горюнова Г.Г., Лобановская З.Д., Долженко О.А. Наречие и красноречие. Практикум по русскому языку. СПб.: Паритет, 2004.

3. Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах. Для олимпиад, викторин и самообразования. Минск: ООО «Новое знание», 2004.

4. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В.Аникина. М.: Художественная литература, 1998.

5. Соловьева Н.Н. Русский язык в задачах и играх. Тетрадь для творческих работ. 7-й класс.
М.: Материк-Альфа, 2004.