Буквы на о и е после шипящих на конце наречий

Буквы «о», «е» после шипящих на конце наречий
Буквы на о и е после шипящих на конце наречий. Буквы «о», «е» после шипящих на конце наречий 2 Вблизи от дома росли ягоды.

Буквы «о», «е» после шипящих на конце наречий

Буквы «о», «е» после шипя­щих на кон­це наре­чий пишут­ся в зави­си­мо­сти от постав­ки уда­ре­ния в слове.

Прежде чем выяс­нить, в каких слу­ча­ях пишут­ся бук­вы «о», «е» на кон­це наре­чий после шипя­щих, опре­де­лим, какую зна­чи­мую часть сло­ва они выражают.

С этой целью рас­смот­рим при­ме­ры наречий:

  • ходить неук­лю­же;
  • све­жо пахнет.

От каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных «неук­лю­жий» и «све­жий» мож­но обра­зо­вать одно­ко­рен­ные наре­чия с помо­щью суффиксов:

  • неук­лю­жий → неук­люж е ;
  • све­жий → свеж о .

Понаблюдав за сло­во­об­ра­зо­ва­ни­ем, сде­ла­ем вывод, что бук­вы «о» и «е» обо­зна­ча­ют суф­фик­сы наречий.

Выясним, когда сле­ду­ет на кон­це наре­чий после шипя­щих «ч», «ж», «ш», «щ» напи­сать бук­ву «о» или «е».

Правописание буквы «о», «е» на конце наречий

Если бук­вы «о», «е» нахо­дят­ся после шипя­щих на кон­це наре­чий, то их напи­са­ние выби­ра­ем в зави­си­мо­сти от уда­ре­ния соглас­но пра­ви­лу орфо­гра­фии. В пра­во­пи­са­нии этих букв, кото­рые обо­зна­ча­ют суф­фик­сы наре­чий или суф­фик­сы и окон­ча­ния имен суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных име­ет зна­че­ние место уда­ре­ния в словах.

Буквы о е после шипящих на конце наречий

Правило

Буква «о» пишет­ся после шипя­щих на кон­це наре­чий под ударением:

  • выгля­деть свеж о́ ;
  • ходить нагиш о́м .

И, напро­тив, бук­ва «е» соот­вет­ствен­но пишет­ся после шипя­щих на кон­це наре­чий без ударения:

  • гово­ри гро́мч е ;
  • ска­зать интригу́ющ е .

Слово-исключение — это наре­чие «ещё».

В этом сло­ве вопре­ки орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу под уда­ре­ни­ем после шипя­ще­го пишет­ся бук­ва «ё».

Под уда­ре­ни­ем — «о»Без уда­ре­ния — «е»
свеж о
горяч о
хорош о
певуч е
бле­стящ е
раньш е
Исключение
ещё

Посмотрим, как в зави­си­мо­сти от места поста­нов­ки уда­ре­ния ана­ло­гич­но пишут­ся бук­вы «о», «е» у суще­стви­тель­ных и прилагательных:

  • лежать под стел­лаж о́м — любо­вать­ся да́ч е й ;
  • больш о́й про­пуск — на ме́ньш е й стороне;
  • морж о́в ый клык — плю́ш е в ый миш­ка.

Чтобы усво­ить напи­са­ние бук­вы «о» или «е», обо­зна­ча­ю­щей суф­фикс наре­чия после шипя­ще­го осно­вы, про­чтем при­ме­ры предложений.

Примеры

Тренер ободря́юще похло­пал спортс­ме­на по плечу.

Бабушка нача­ла певу́че рас­ска­зы­вать внуч­ке Маше сказку.

Миша блестя́ще сдал экза­ме­ны в вузе.

Тебе при­хо­ди­лось пла­вать в лес­ном озе­ре нагишо́м?

Перед стар­том лыж­ник быст­ро надел шапоч­ку на стри­жен­ную ежо́м голову.

В авто­бу­се пас­са­жи­ры смот­ре­ли негоду́юще на чело­ве­ка, гром­ко гово­ря­ще­го по телефону.

Народная муд­рость утвер­жда­ет, что ти́ше едешь — да́льше будешь.

Хорошо́ бы отдох­нуть еще часок!

Он не согла­шал­ся с нами и про­дол­жал горя­чо́ спорить.

Под теп­лы­ми луча­ми солн­ца детиш­ки бега­ют голышо́м.

Видеоурок для учащихся 7 класса

О и Е после шипящих на конце наречий

Как известно, большая часть наречий (далее – НЧ), оканчивающихся на О и Е, образованы от разных частей речи с использованием вышеупомянутых букв-суффиксов или суффиксов, в состав которых эти гласные входят. В тех НЧ, где они расположены после шипящих, возникает некоторая трудность в выборе правильной гласной, поэтому часто допускаются грубые орфографические ошибки. О том, как не ошибиться и правильно написать слово в подобной ситуации, пойдет речь в нашей статье. Далее будет изложено основное правило правописания гласных букв О и Е в суффиксах НЧ после шипящих, приведены примеры.

О и Е после шипящих на конце наречий

Правописание О и Е на конце наречий

Особенность подобных орфографических трудностей у НЧ имеет сходство с написанием вышеупомянутых гласных в конце слов других самостоятельных частей речи. То есть, все подчинено позиции упомянутых в слове букв. Для этого достаточно вспомнить орфограммы № 14, 18, 35, 38, 56, наконец, касающуюся причастия – 61. Так как наречия – неизменяемые слова, ударение в них традиционно, и поэтому все словоформы, о которых идет речь, можно разделить на две группы. Одна группа пишется с буквой «О», другая – с «Е». Те НЧ, в которых конечная гласная ударная, пишутся с – О, где безударная, с – Е.

Пишем О

если гласная находится в сильной позиции, то есть, в ударной, а словарная единица образована суффиксальным способом: горячий – горячо, хороший – хорошо, свежий – свежо.

Пишем Е

в тех НЧ, где словообразовательный суффикс находится в слабой, безударной позиции:
просто – проще, волнующий – волнующе, негодующий – негодующе, похожий – похоже.
Слова-исключения из данной орфограммы – наречие «еще» и «вообще».

О и Е после шипящих на конце наречий

Примеры

Примеры предложений с «о», «е» после шипящих на конце наречий:

  • Тренер ободряюще похлопал юного спортсмена по плечу и поздравил с первым спортивным соревнованием.
  • Бабушка протяжно и певуче стала рассказывать внучке Марии былину про Илью Муромца.
  • Анатолий блестяще сдал ЕГЭ и продолжил учиться в престижном столичном вузе.
  • В автобусе пассажиры негодующе смотрели на нетрезвого мужчину, который грубо спорил с кондуктором.
  • Все выше и выше поднимался бумажный змей над скошенным лугом.
  • Иван Иванович на собраниях всегда произносил свои речи горячо, пламенно.
  • Погоди, ужо ты свое получишь.
  • Хорошо было бы отдохнуть еще часочка три-четыре перед дальней дорогой.
  • Мы с приятелем горячо спорили о том, что будет на Земле через сто пятьдесят лет.
  • Не говорите общо, говорите только по делу, конкретно.
  • На берегу моря свежо пахло соленой водой и водорослями.
  • Казалось, что после сильного дождя с грозой солнце светит ярче.

Правописание подобных гласных в словообразующих и формообразующих аффиксах сущ. и прил. почти полностью дублирует законы выбора буквы О и Е на конце наречий. Но стоит помнить о том, что в общей массе имена существительные и прилагательные могут склоняться, то есть, менять свою форму, а в суффиксах может происходить чередование гласных и согласных. Такой процесс происходит при изменении числа и падежа: к примеру, в И. п. единственного числа имен существительных и прилагательных имеют одну форму, а в косвенных падежах и во множественном числе совсем другую:

  1. «О» пишется под ударением (мальчОнка, песцОвый, калачОм – калача, большОго – большим);
  2. «Е» в безударной позиции (дОченька, лАндышевый, мезИнцем – мезинца, хорОшего – хорошим).

НЧ такого права не имеет, это неизменяемая часть речи, написание подобных слов традиционно, изменение их орфографии считается ошибкой:

Урок русского языка в 7-м классе "Буквы О и Ё после шипящих на конце наречий"

Назад Вперёд

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с условиями выбора и написания букв о и е после шипящих на конце наречий.
  2. Сформировать умение выделять орфограмму « О, е после шипящих на конце наречий», определив часть речи и часть слова.
  3. Воспитать у учащихся любовь к родной планете, её красоте.

Вид урока: урок-игра.

Оборудование: презентация.

Ход урока

I. Организационный момент урока.

(Эмоциональный настрой учащихся.)

Учитель:

— Добрый день, дорогие ребята. Сегодня у нас пройдёт необычный урок, мы с вами отправимся в космическое путешествие, где встретимся с инопланетными существами, подготовившими нам ряд испытаний. В ходе нашего полёта мы изучим правило написания букв о, е после шипящих на конце наречий.

II. Повторение ранее изученного.

Учитель:

— Перед отправлением в полёт, нам необходимо установить уровень усвоения полученных нами ранее знаний по теме «О, ё после шипящих».

Выборочно-распределительная работа « На стартовой площадке»

Расположить слова в две колонки:

  • первая колонка: после шипящих пишется о;
  • вторая колонка: после шипящих пишется ё.

Парч…вый, камыш…м, ч…лка, ш…фёр, ч..лнок, свеч…й, печ…т, грош…вый, хорош…го, груш…вый,ч…рточка, ч…рника, харч…, ш…рох, ноч…вка, ч,девч…нка., пч…лка, ж…сткий.

III. Объяснение темы урока.

Учитель:

— Вот и прилетели мы на неизвестную землянам планету под названием Орфоландия. Чтобы получить разрешение на прогулку по Орфоландии, нужно изучить правило написания о, е после шипящих на конце наречий.

(Самостоятельное изучение правила).

Вопросы.

— Объясните написание гласных о, е после шипящих в словах певуче, свежо.

-Какая гласная недопустима после шипящих в наречиях? (ё)

— Чем обусловлено написание буквы ё в слове ещё?

(Данное слово является исключением из правила.)

IV. Тренировочные упражнения.

Учитель:

— Чтобы наше путешествие проходило интересно, маленькие орфонавты предлагают нам выполнить ряд заданий.

Задание 1. Выполнить упражнение № 241.

Задание 2. Образуйте от прилагательных наречия, графически обозначьте орфограмму.

Задание 3. Подобрать к глаголам наречия с буквами о или е на конце после шипящих. Задания выполняется по вариантам.

  • I вариант. Выступать, говорить.
  • II вариант. Учиться, поглядывать.
  • III вариант. Звучать, всматриваться.

Слова для справок: блестяще, убеждающе, хорошо, осуждающе, испытующе, торжествующе.

Задание 4. Объяснительный диктант.

Хорошо пройтись по вечернему зимнему лесу. Под ногами весело трещит блестящий снежок. Твоё внимание привлечёт большая серая птица, бесшумно севшая на ветку жёлудя. Поправив чёрную меховую шапчонку, направишься к реке, скованной зеркальным льдом. У речонки встретишь маленького зайчонку, спасающегося от хищника под пеньком. Свежо, прекрасно в лесу, и сердце твоё бьётся горячо и весело.

Учитель:

— Но как бы ни было хорошо в межгалактическом пространстве, мы не можем не помнить о своей родной планете. Сейчас в нашем городе кружится пушистый снег, а в окошках домов весело мигают праздничные огоньки: планета Земля готовится к встрече Нового года. Чтобы вернуться на нашу любимую планету, необходимо выполнить последнее задании, его мы получим от правителя Орфолактики великого Орфографуса.

Задание 5. Творческая работа.

Написать сочинение из 5-ти предложений о зиме, используя картину Виктора Вавейкина « Зимняя сказка» (<Рисунок 1>). В сочинении следует употребить наречия свежо, хорошо, волнующе, ещё, блестяще.