Буквы н нн в суффиксах причастий и наречий 8 класс

Буквы н и нн в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Буквы н нн в суффиксах причастий и наречий 8 класс. Буквы н и нн в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме Знаменательные и местоименные наречия.

Буквы н и нн в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Цель : активизировать и закрепить знание правил написания н/нн в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий.

Тип урока : повторительно-обобщающий.

Скачать:

ВложениеРазмер
bukvy_n_i_nn_v_suffiksah_imen_prilagatelnyh.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

БУКВЫ Н И НН В СУФФИКСАХ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ,
ПРИЧАСТИЙ И НАРЕЧИЙ

Цель: активизировать и закрепить знание правил написания н/нн в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

I. Устная разминка по правилам: н/нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

II. Работа со словарным словом: классика.

III. Выполнение упражнения 21.

Обозначить условия выбора орфограммы на месте скобок.

IV. Индивидуальная работа по упражнениям 22, 23.

V. Распределительный диктант.

Текст читается учителем, учащиеся по ходу чтения выписывают слова с н/нн в два столбика.

Задание: из данного текста выписать слова с изучаемой орфограммой в два столбика: с н и с нн ; графически объяснить условия написания, указать часть речи.

Образец: ра нн им – прил., основа на н + суффикс — н- .

Ра..им утром, едва забрезжил рассвет, я возвращался в знакомые места нехоже..ыми тропами. В дали, неяс..ой и тума..ой, мне уже мерещилась картина родного села. Торопливо ступая по некоше..ой траве, я представлял, как подойду к своему дому, покосившемуся от древности, но по-прежнему приветливому и дорогому.

Мне хотелось поскорее увидеть с детства знакомую рощу, старый колодец, наш палисадник с кустами жасмина и роз.

Погруже..ый в свои воспоминания, я незамет..о приблизился к околице и, удивле..ый, остановился в начале улицы. На самом краю села стоял ветхий дом, нисколько не изменившийся с тех пор, как я отсюда уехал. Все эти годы, на протяжении многих лет, куда бы меня ни забросила судьба, как бы далеко ни был от этих мест, я всегда неизме..о носил в своем сердце образ родного дома…

В центре палисадника разросся большой розовый куст, на котором расцвела нежная роза. Цветник запуще. сор..ые травы сплелись на вросших в землю клумбах и дорожках, никем не расчище..ых и уже давно никем не посыпа..ых песком. Деревя..ая решетка, далеко не новая, совсем рассохлась, облезла и развалилась.

Крапива занимала целый угол цветника, словно служила фоном для неж..ого блед..о-розового цвета. Но рядом с крапивой была роза, а не что иное.

Утре..яя роса оставила на лепестках розы несколько слезинок, в которых играло солнце. Роза точно плакала.

Домашнее задание: § 4, упр. 24; повторить правила правописания не с различными частями речи. Словарное слово: массив.

Задание: вставьте подходящие по смыслу прилагательные с суффиксом -енн-.

Зрелище было … . На суде были представлены … доказательства. Ребята собирают … растения. Была послана … телеграмма. Погода была … .

Задание: в предложениях выделенные существительные замените прилагательными с н или нн.

Кашу полили жиром гуся . Масленку наполнили маслом для машины. Ребенку дали кашу из пшена . Невдалеке раздавалось кряканье утки . Меня разбудило чириканье воробья . По степи раздавался топот лошади . В книге лежало перо петуха . Это была песня лебедя . Этот камень в народе называют «глаз сокола ». Наташа нашла камешек, который называется «бог кур ». В ушах переливались серьги из серебра .

Задание: из данных рядов слов выберите одно «лишнее» слово, устно объясните написание.

1. Тума..ый, племе..ой, соломе..ый, ветре..ый.

2. Деревя..ый, оловя..ый, стекля..ый, торфя..ой.

3. Козли..ый, тополи..ый, маши..ый, лебеди..ый.

4. Ю..ый, сви..ой, багря..ый, карти..ая.

5. Торжестве..ая, искусстве..ые, провокацио..ый, румя..ый.

6. Осе..ий, весе..ий, дли..ый, мыши..ый.

7. Многото..ый, миллио..ый, карто..ый, авиацио..ый.

8. Семе..ой, льня..ой, племе..ой, стреме..ой.

9. Орли..ый, сме..ый, суко..ый, жизне..ый.

10. Карава..ый, скобя..ая, слюдя..ая, ледя..ой.

– Если пишется одна буква н в слове, то поднимите правую руку, если две буквы н , то встаньте.

Проводится, когда учащиеся, по мнению учителя, устали при выполнении письменной работы.

В ра..ем возрасте отец впервые взял меня на весе..ий тетереви..ый ток. В ночной предутре..ей темноте мы шли через заросшие кустарником луга и перелески.

Первые охотничьи вылазки научили меня видеть и слышать. В заросшем осокою и кувшинками пруду я наблюдал ути..ые выводки, видел, как плавают маленькие пушистые утята. В пруду было много всякой рыбы. По утрам с удочкой в руках я сидел на песча..ом берегу и следил за сделанным из гуси..ого пера маленьким поплавком. Дерзкий ветерок пузырем надувал за спиной льня..ую рубаху. Было приятно вытаскивать из воды небольших золотистых карасей, красноперых плотичек, толстоспи..ых серебря..ых головлей. Потом мы отбирали крупную рыбу, мелочь бросали в полотня..ую сумку. На костре варили уху. Усевшись в тени на берегу, хлебали ее деревя. ыми ложками. Удивительно вкусна, душиста рыбачья уха из свежей рыбы!

(По И. Соколову-Микитову.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация представляет обобщённый теоретический материал по теме, предлагает упражнения для тренировки. Удобна при подготовке к экзаменам, итоговом повторении.

Урок в 6 классе по теме: «Правописание букв Н и НН в суффиксах имен прилагательных» с презентацией

Технолог7ичес5кая карта урока.

Урок в 6 классе «Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)»

На сегодня актуальной проблемой остается использования новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Информационные технологии могут использоваться на различных этапах урока.

« Буквы ч и щ в суффиксах имен существительных – чик (– щик)»

Конспект урока по русскому языку.

Материал для подготовки к ЕГЭ иОГЭ.

Урок русского языка в 6-м классе по теме: «Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)».

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.Цель урока : познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов –чик, -щик; научить применять этот способ дейст.

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Написание гласных букв «е» и «и» в суффиксах имен существительных -ек, -ик»

«Н» и «нн» в причастиях

Написание «н» и «нн» в при­ча­сти­ях зави­сит от ряда усло­вий: пол­ная или крат­кая фор­ма, есть ли при­став­ка, зави­си­мые сло­ва и т. д.

Трудности в напи­са­нии «н» и «нн» в при­ча­сти­ях воз­ни­ка­ют от того, что их часто пута­ют с отгла­голь­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми, осо­бен­но в тех слу­ча­ях, когда омо­ни­мич­ные одно­ко­рен­ные сло­ва при­над­ле­жат к раз­ным частям речи и соот­вет­ствен­но пишут­ся по-разному.

Укажем, когда сле­ду­ет писать одну или две бук­вы «н» в причастиях.

Когда в причастиях пишется «нн»

1. С помо­щью суф­фик­сов -нн- или -енн- от гла­го­лов совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся пол­ные фор­мы стра­да­тель­ных при­ча­стий, обо­зна­ча­ю­щих при­знак по действию:

  • (что сде­лать?) забро­сить — заброш енн ый сад;
  • (что сде­лать?) купить — купл енн ый брас­лет;
  • (что сде­лать?) услы­шать — услы­ша нн ый рас­сказ;
  • (что сде­лать?) усе­ять — усея нн ое вес­нуш­ка­ми лицо.

Часто в соста­ве пол­ной фор­мы при­ча­стия име­ет­ся при­став­ка, что явля­ет­ся фор­маль­ным при­зна­ком напи­са­ния «нн», но её может и не быть, если при­ча­стие обра­зу­ет­ся от бес­при­ста­воч­ных гла­го­лов совер­шен­но­го вида:

  • бро­сить
  • родить
  • каз­нить
  • решить
  • про­стить
  • пустить
  • кон­чить
  • кон­ту­зить
  • встре­тить
  • пле­нить

Причастия, обра­зо­ван­ные от этих гла­го­лов, все­гда пишут­ся с «нн».

Понаблюдаем:

  • бро­сить — брош енн ый щенок;
  • решить — реш енн ая про­бле­ма;
  • про­стить — прощ енн ый мной (но про­щё­ное вос­кре­се­ние);
  • кон­чить — конч енн ый раз­го­вор (но кон­че­ный чело­век).

2. Вторым необ­хо­ди­мым усло­ви­ем напи­са­ния «нн» в при­ча­стии явля­ет­ся нали­чие при нём зави­си­мых слов:

  • выве­сить — вывеш енн ые на зда­нии флаги;
  • косить — кош енн ый утром лужок.

Важно, что при­ча­стия, обра­зо­ван­ные от бес­при­ста­воч­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида, но име­ю­щие зави­си­мые сло­ва, пишут­ся с «нн» в отли­чие от одно­ко­рен­ных прилагательных.

Сравним:

  • (что делать?) ква­сить — ква­ше н ая капу­ста — ква­ше нн ая в боч­ке капуста;
  • (что делать?) моро­зить — моро­же н ая рыба — моро­же нн ая в рефри­же­ра­то­ре рыба;
  • (что делать?) сушить — суше н ые тра­вы — суше нн ые на чер­да­ке травы.

3. Причастия, обра­зо­ван­ные от гла­го­лов с суф­фик­сом -ова-/-ёва-, пишут­ся с «нн»:

  • бето­ни­ро­вать — бето­ни­ро­ван­ный рабо­чим пол;
  • асфаль­ти­ро­вать — асфаль­ти­ро­ван­ное утром шоссе;
  • фар­ши­ро­вать — фар­ши­ро­ван­ный ово­ща­ми кабачок;
  • кор­че­вать — кор­чё­ван­ный осно­ва­тель­но участок.

Отметим, что мно­гие такие при­ча­стия утра­ти­ли при­знак по дей­ствию и пере­шли в при­ла­га­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие непо­сред­ствен­ный при­знак предмета.

Одна буква «н» в причастиях

В при­ча­сти­ях пишет­ся одна бук­ва «н» толь­ко в крат­кой форме:

  • посе­ян­ные вес­ной — вес­ной посеяны;
  • укра­шен­ная моза­и­кой — укра­ше­на мозаикой;
  • наве­шен­ная калит­ка — калит­ка навешена;
  • заме­шен­ное тесто — тесто замешено.

Обратим вни­ма­ние, что нали­чие зави­си­мых слов не вли­я­ет на напи­са­ние одной бук­вы «н» в крат­кой фор­ме причастия:

  • фла­ги выве­ше­ны на зда­нии администрации;
  • небо оза­ре­но салютом;
  • сти­хи наве­я­ны народ­ной поэзией;
  • дере­вья опу­ше­ны инеем.

Таблица «Особенности правописания «н» и «нн» в причастиях»

ННН
ПравилоПримерыПравилоПримеры
Причастие обра­зо­ва­но от гла­го­ла совер­шен­но­го вида и име­ет при­став­ку (кро­ме не-)пова­лен­ное дере­во; про­се­ян­ная мука; запи­сан­ное зада­ние; выку­пан­ный ребенокВ крат­ких при­ча­сти­ях, обра­зо­ван­ных от пол­ных стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни путем усе­че­ния части осно­вы и окончанияошиб­ки исправ­ле­ны; лече­ние про­ве­де­но успеш­но; поле вспа­ха­но; кры­ло голу­бя повре­жде­но; клят­ва сдержана
Причастие обра­зо­ва­но от гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида и име­ет зави­си­мые словарезан­ные для сала­та ово­щи; печён­ные в печи ябло­ки; акку­рат­но што­пан­ные носки
Причастия, обра­зо­ван­ные от гла­го­лов совер­шен­но­го вида без приставкикуп­лен­ный брас­лет; лишен­ный при­ви­ле­гий; пущен­ный на само­тек; про­щен­ный матерью
Причастия обра­зо­ва­ны от гла­го­лов с суф­фик­са­ми -ова-/-ева-/-иро-ва-согла­со­ван­ный с руко­во­ди­те­лем; обра­зо­ван­ный вул­ка­ном; лаки­ро­ван­ный поверху

Чтобы пра­виль­но писать при­ча­стия с «нн» или с «н», пред­ла­га­ем поша­го­вый алго­ритм рассуждений.

Алгоритм написания «нн» и «н» в причастиях

  1. выяс­нить часть речи (при­ча­стие или прилагательное);
  2. пол­ная или крат­кая форма;
  3. у при­ча­стия в пол­ной фор­ме опре­де­лить вид про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла (совер­шен­ный или несовершенный);
  4. выяс­нить нали­чие зави­си­мых слов;
  5. есть ли суф­фикс -ова-/ёва-.

Н и нн в причастиях

Примеры

В углу поблёс­ки­ва­ет увеша…ая игруш­ка­ми ново­год­няя ёлка.

Слово «увеша…ая» обо­зна­ча­ет при­знак по дей­ствию и отве­ча­ет на вопрос какая? Это стра­да­тель­ное при­ча­стие, кото­рое обра­зо­ва­но от гла­го­ла совер­шен­но­го вида (что сде­лать?) уве­шать. Оно име­ет пол­ную фор­му, на что ука­зы­ва­ет окон­ча­ние -ая. У при­ча­стия име­ет­ся зави­си­мое слово:

Следовательно, при­ча­стие «уве­шан­ная» пишет­ся с «нн» в суффиксе.

Веселая игра в прят­ки затея…а детьми.

Слово «зате…на» отве­ча­ет на вопрос:

Это при­ча­стие в крат­кой фор­ме жен­ско­го рода с окон­ча­ни­ем . У него име­ет­ся зави­си­мое слово:

Зависимое сло­во не вли­я­ет на напи­са­ние «н» в крат­кой фор­ме причастия.

Видеоурок «Правописание Н и НН в причастиях (7 класс)»