Буквы н и нн в суффиксах наречий класс

Правописание Н и НН в различных частях речи
Буквы н и нн в суффиксах наречий класс. Правописание Н и НН в различных частях речи Как пишется не с наречиями.

Правописание Н и НН в различных частях речи

Выбирая, одинарную или удвоенную Н писать в слове, анализируют, какая это часть речи и как слово образовано.

Существительные

В имени существительном (ИС) двойная Н пишется, когда:

  1. Суффикс начинается с Н, а основа слова, от которого образовано разбираемое ИС, на Н заканчивается. Обычно это суффикс НИК (для ИС мужского рода) и НИЦ (для ИС женского рода):
    • бузин-ник (бузина)
    • дружин-ник (дружина)
    • именин-ник (именины)
    • малин-ник (малина)
    • мошен-ник (мошна)
    • осин-ник (осина)
    • рябин-ник (рябина)
    • беспридан-ниц-а (приданное)
    • бесон-ниц-а (сон)
    • звон-ниц-а (звон)
    • полен-ниц-а (полено);
  2. ИС образовано от прилагательного (ИП) или страдательного причастия (СтПр) с удвоенной Н. В таких случаях к основе ИП добавляются суффиксы ИЦ, ОСТЬ для слов женского рода и ИК – мужского:
    • болезненно-сть (болезненный)
    • взволнованн-ость (взволнованный)
    • гривенн-ик (гривенник)
    • доверенн-ость (доверенный)
    • жеманн-ица (жеманный)
    • избалованн-ость (избалованный)
    • избранн-ик (избранный)
    • изгнанн-ик (изгнанный)
    • конн-ица (конный)
    • коренн-ик (коренной)
    • лиственн-ица (лиственный)
    • нечаянн-ость (нечаянный)
    • образован-ность (образованный)
    • общественн-ик (общественный)
    • организованн-оть (организованный)
    • пленн-ик (пленный)
    • посланн-ик (посланный)
    • привилегированн-ость (привилегированный)
    • производственник (производственный)
    • пшенн-ик (пшенный)
    • ремесленн-ик (ремесленный)
    • родственн-ик (родственный)
    • священн-ик (священный)
    • семенн-ик (семенной)
    • собственн-ик (собственный)
    • современн-ик (современный)
    • согласованн-ость (согласованный)
    • туманн-ость (туманный)

Если же существительное образовано от ИП, в котором допускается только одна Н, то и ИС пишется с одинарной Н:

  • багрян-ица (багряный)
  • варен-ик (вареный)
  • ветрен-ость, ветрен-ик, ветрен-ица (ветреный)
  • гостин-ица (гостиный)
  • дровян-ик (дровяной)
  • коноплян-ик (конопляный)
  • копчен-ости (копченый)
  • костян-ика (костяной)
  • маслен-ица (масленый)
  • мудрен-ость (мудреный)
  • овсян-ица (овсяной)
  • торфян-ик (торфяной)
  • смышлен-ость (смышленый)
  • и т.п.

Уточнив, что существительное образовано от ИП, анализируют, как последнее образовано, чтобы выбрать нужное количество согласных на стыке частей слова.

Отыменные прилагательные

Количество Н в ИП, образованных от существительных, зависит от исходного слова и суффикса. Удвоенная согласная пишется, если:

  1. ИП образовано с помощью суффикса Н от слова, у которого последняя буква основы – Н (карман + Н = кармаННый, картина + Н = картиННый).
    Важно запомнить написание слов-исключений, которые пишутся с одной Н:
    юный, свиной, багряный, рдяный, рьяный, пряный, пьяный, румяный, синий, зеленый, буланый, фазаний, бараний, вараний.
  2. Для образования ИП использованы суффиксы ОНН, ЕНН (секция + ОНН = секциоННый, действие + ЕНН = действеННый).
    Исключения: ветреный (но безветренный, подветренный)

Одну Н ставят, образуя ИП по следующим схемам:

  1. Основа ИП + суффикс АН/ЯН. Чаще такие слова обозначают признак по материалу, из которого изготовлен предмет (кожа+ АН = кожаНый, серебро + ЯН = серебряНый).
    Запомнить исключения: стеклянный, оловянный, деревянный
  2. Основа ИП + суффикс ИН. Чаще так образованы прилагательные от ИП, обозначающих животных (сокол + ИН = соколиНый, комар + ИН = комариНый).
    Трудные случаи написания:
    • Стари…ый = старый + ИН= стариНа + Н = стариННый.
    • Гости….ый, гости…ица: гость + ИН = гостиНый + ИЦ = гостиНица.

    В кратких ИП количество Н такое же, как и в полной форме (дали тумаННы, рощи багряНы).

Обобщим правописание НН и Н в ИП, образованных от существительных:

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных

Слова, образованные от глагола

От глаголов образуются слова со значением признака – прилагательные или причастия. Количество Н в этих частях речи определяют по разным правилам, поэтому сначала надо разобраться, как их различать:

Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?

Причастия

Вопрос о количестве Н в причастиях касается только страдательных залога, потому что в словообразовательной цепочке участвуют суффиксы с этой согласной. К глагольной основе на АТЬ/ЯТЬ присоединяется Н(Н), а к остальным основам (на ЕТЬ, ИТЬ, ЧЬ, ТИ и др) – ЕН(Н).

Чтобы быстро выяснить, сколько Н писать в СтПр, сначала определяют форму: в краткой всегда Н: прочитаННая – прочитаНа. Если форма СТПр полная, то анализируют другие критерии выбора:

  1. Вид. Совершенный – НН, несов – Н.
  2. Наличие приставки – есть – НН, нет – Н. Отрицательная приставка не учитывается, так как не влияет на вид и другие критерии. Приставку НЕ можно просто убрать.
  3. В причастном обороте всегда НН.
  4. В структуре слова есть ОВА/ЕВА или ИРОВА – НН. Кроме слов, в которых ОВ/ЕВ входят в корень (кованый, жеваный), если исключения употреблены без приставки и зависимых слов (подковаННый, немного жеваННый)

Увидев хотя бы один из перечисленных признаков, ставят НН.

Прилагательные

Образованные от глагола ИП пишут с одной Н. Такие слова обычно:

  • от глаголов несовершенного вида;
  • в предложении не имеют зависимых слов;
  • в составе слова нет приставки.
  • Крашеный забор вокруг усадьбы (полная форма, без приставки, несов. вид, без зависимых слов).
  • Уже крашенный забор (появилось завис слово-уже).
  • Покрашенный забор (приставка, сов. Вид).

Правило для причастий и прилагательных с Н и НН содержит список слов-исключений:

  • раненый
  • контуженый
  • жеваный
  • кованый
  • приданое
  • названый
  • смышленый
  • посаженый
  • неслыханный
  • невиданный
  • нечаянный
  • отчаянный
  • нежданный
  • негаданный
  • желанный
  • священный
  • медленный
  • виденный
  • виданный
  • слыханный
  • деланный
  • венчанный
  • обещанный
  • топтанный
  • читанный
  • считанный
  • надменный
  • чеканный
  • чванный
  • пеклеванный
  • клеванный
  • долгожданный

Наречия

Наречия образуются от ИП и СтПр присоединением суффиксов О/Е, поэтому количество Н соответствует написанию исходного слова. Трудность в различении наречий от

  1. Кратких причастий:
    • Обществоудивленорешением мэрии – кр. причастие.
    • Посмотрелудивленно– наречие от удивленный.
  2. Кратких прилагательных:
    • Лицо учителясосредоточенно– кр. ИП.
    • Сосредоточенновсматривался в надпись – наречие.
    • Боевое звенососредоточенона пике атаки – кр. СтПр.

Н — НН в наречиях на -О и -Е

В наречиях на -О и -Е пишется столько Н, сколько оно образовано: торжествЕННый — торжествЕННо; путаНый — путаНо.

Урок русского языка в 7 классе Тема урока: «Правописание Н и НН в суффиксах наречий»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

— Как вы думаете, каковы задачи нашего урока? Сформулируйте.

— Что мы ещѐ должны научиться различать?

Обобщение учителя: систематизация правил (их не меньше 11), разграничение языковых единиц в связи с данной орфограммой, подготовка к выполнению частей А, В.

II. Актуализация знаний учащихся.

1. У доски один ученик готовит опорный конспект по теме урока.

2. Класс в это время – орфоэпическая дуэль. (Устно.) (даны слова в два столбика по орфоэпии, отвечают по 1 человеку от каждого варианта (дуэль – кто грамотнее?), их рецензирует 1 уч-ся от класса).

1 вариант. 2 вариант.

Августовский Завидно Эксперт Дремота

Избалованный Духовник (священник) Квартал Языковые (явления)

Прибывший Языковая (колбаса) Включит Красивее

Каталог Перезвонит Жалюзи Черпать

Завсегдатай Собрала Оптовый Клала

3. Класс – лексико-орфографическая работа (устно)

Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить лексическое значение.

Экстре(н,нн)ый, некр…лог, д…пломант, д…пломат, ч…столюбивый, т…ология, тр…виальный, р…зонанс, окс…морон, а(н,нн)отация, л…тота, мент…литет, т(е,э)ндер, дил…тант, инт…(л,лл)…генция, аббр…виатура, бе(л,лл)…тристика.

(для справок: экстренный – срочный, некролог- посмертная статья, дипломант- победитель творческого конкурса, дипломат- международный политик, честолюбивый- стремящийся к известности, славе; теология-совокупность учений о Боге, тривиальный- избитый, лишенный свежести и оригинальности; резонанс- отзвук, отголосок; оксюморон- сочетание логически несовместимых понятий, аннотация- краткое пояснение к книге,

литота- преуменьшение признака, менталитет- склад ума, способ мышления, тендер- коммерческие конкурсные торги или аукционная распродажа по заранее поданным заявкам; дилетант- поверхностно знакомый с какой-либо областью деятельности, интеллигенция –образованная часть об-ва, аббревиатура- сложносокращенное слово,

состоящее из начальных букв или звуков, беллетристика- художественная литература).

4. Прослушивание теоретического материала (отвечает 1 ученик по опорному конспекту).

Перед этим обращение к классу — открыть учебники или свои опорные конспекты. — Что вы можете добавить к прозвучавшему ответу?

Если затрудняются, спросить класс:

— что мы должны помнить о правописании Н и НН в наречиях? — в кратких прилагательных? — в существительных: труженик, вареник, гостиница, пудреница, мудрѐность, масленица?

III. Обобщение и закрепление изученного материал. Диагностический контроль (с целью выявления «слабых мест»).Устно.

Свяще…ый долг, рискова…ый шаг, посаж…ый отец, уютная гости…ая, серебря…ый браслет, зва…ый ужин, нечая…ая радость, домотка…ый ковѐр, прида…ое невесты, взволнова…ое лицо, правле…ый автором текст, масля…ые краски, масле…ый блин, ветре…ая погода, девушка хорошо воспита…а, встреча прошла организова…о, высуше…ое бельѐ.

2. Орфографическая задача по отрывку из повести Л.Н.Толстого «Детство».

Вставить одну или две Н и объяснить.

Каждому ученику роздан текст, работают на листах ручкой. Время – 5 минут.

Прослушивание ответа – 1 ученик, остальные проверяют, карандашом

исправляют и сдают учителю.

4. Проблемная ситуация №1.

Как отличить краткое причастие от краткого прилагательного, и сколько Н писать в обоих случаях?

Газета прочита…а. И Девушка начита…а.

I. Если слово заменяется глаголом (прочитали),

значит, это краткое причастие следовательно, пиши Н ( прочитана).

II. Если слово нельзя заменить глаголом,

замени синонимом (умна, эрудированна) следовательно, это краткое прилагательное – пиши НН (девушка начитанна).

5. Распределительный диктант. Краткое причастие Краткое прилагательное

Ответ запута…, память свяще…а, население собра…о, походка медле…а, помощь обеспече…а, даль тума…а, бойцы ране…ы, вина доказа…а, положение бедстве…о, дорога пусты…а.

(подсказка: к краткому причастию можно поставить вопрос Что сделана?)

6. Проблемная ситуация №2

Как различать наречия и краткие причастия (прилагательные)?

Жил обеспече…о. И Ученики обеспече…ы учебниками.

(ответ: наречия отвечают на вопрос: КАК? краткие причастия — на вопрос Каков? Что сделан?)

для закрепления – упражнение №8.

9. Индивидуальное задание – сочинить буриме

IV. Итоговое обобщение.

1. Тестовый контроль (по вариантам).

Выписать в два столбика только номера примеров с НН в словах.

1 вариант. 2 вариант.

Лома…ая линия Гримирова…ый артист

Запута…ые нитки Каша сваре…а

Кафе – мороже…ое Работали напряжѐ…о

Маши…ое отделение Замороже…ое филе

Комната завале…а книгами Копчѐ…ая колбаса

Тума…ая мгла Ветря…ая мельница

Масл…ые краски Масле…ая каша

Жить в гости…ице Вяза…ый на спицах шарф

Кваше…ая капуста Незаслуже…ая обида

Неслыха…ая дерзость Непаха…ое поле

Работы сдать учителю.

V. Подведение итогов урока.

Уже к концу подходит наш урок.

Пришла пора нам подвести итог.

Надеюсь, что теперь чуть легче будет вам

Писать одну из самых сложных орфограмм!

Сигнальными карточками показать, как усвоен материал:

Розовые карточки – хорошо усвоили

Белые – некоторые вопросы ещѐ вызывают трудность. Какие вопросы ещѐ вызывают трудность?

Оценки за урок, оценки после проверки тестов и заданий

1.Выучить опорный конспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
prezentatsiya_n-nn.ppt1.13 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ПРАВОПИСАНИЕ Н-НН В ПРИЧАСТИЯХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИЯХ

Н? НН? неожида..ый незамече..ый свяще..ый исти..ый пута..ый ветре. ый лома..ый искус..ый золоче..ый рассея..ый серебря..ый заслуже..ый Выпиши слова с НН

СЛОВА С НН неожида нн ый незамече нн ый свяще нн ый исти нн ый заслуже нн ый рассея нн ый НН В прилагательных Н + Н ОНН, ЕНН Искл.: ветреный, юный, румяный, свиной В причастиях полных причастиях сов.вида на –ованный, -еванный несов.вида с зависимым словом Искл.: раненый, жеваный, кованый

НАЙДИТЕ ОШИБКИ Заокном увлеченно кричали мальчишки. Сонце светило, очень сильно пахло сире — нью. Меня тянуло выпрыгнуть в окно и побежать к ребятам. Но на столе разбросанно лежали мои учебники. Они были изорваные, залитые чернилами, грязные и ужастно скуш — ные. Но они усиленно держали меня в душной комнате, заставляли решать задачу о каких-то допотопных земле-копах, вставлять пропущенные буквы, повторять некому не нужные правила и делать многое другое, что мне было совершенно неинтересно.

ВЫПИШИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ С НАРЕЧИЯМИ За окном увлеченно кричали мальчишки. Солнце светило, очень сильно пахло сире — нью. Меня тянуло выпрыгнуть в окно и побежать к ребятам. Но на столе разбросанно лежали мои учебники. Они были изорванные, залитые чернилами, грязные и ужасно скуч — ные. Но они усиленно держали меня в душной комнате, заставляли решать задачу о каких-то допотопных землекопах, вставлять пропущенные буквы, повторять никому не нужные правила и делать многое другое, что мне было совершенно неинтересно.

ВЫПИСАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ С НАРЕЧИЯМИ увлече нн о кричали очень силь н о силь н о пахло разброса нн о лежали ужас н о скучные усиле нн о держали соверше нн о неинтерес н о

Н И НН В НАРЕЧИЯХ увлече нн о – увлеченный (причастие) силь н о – сильный (прилагательное) разброса нн о – разбросанный (причастие) ужас н о – ужасный (причастие) усиле нн о – усиленный (причастие) соверше нн о – совершенный (прилагательное) интерес н о – интересный (прилагательное)

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА рассея нн о рассея н о ? рассеянно рассеяно

Витя рассеянно слушал хвастливую болтовню Кузи. Войско двоек рассеяно . Как? причастие Каково? + зависимое слово наречие рассеянно

НАЙДИ СЛОВО С ОШИБКОЙ 1. Искренно веселый, мужественно признался, путанно отвечал 2. Наследство растерянно, организованно провел, удивленно посмотрел 3. Взвешено произнес, ломано изогнулся, войско было объединено путано растеряно взвешенно

Н или НН? Взволнова..о говорить Безум..о посмотрел Отчая..о закричал Внимание ребят рассея..о Ветром рассея..ы семена по полю Медле..о шел по городу Заснеже..о белели крыши домов Карти..о подбоченясь

Проверь себя! Взволнова нн о говорить (наречие) Безум н о посмотрел (наречие) Отчая нн о закричал (наречие) Внимание ребят рассея нн о (прилагательное) Ветром рассея н ы семена по полю (причастие) Медле нн о шел по городу (наречие) Заснеже нн о белели крыши домов (наречие) Карти нн о подбоченясь (наречие) «5» — 8 «4» — 6-7 «3» — 4-5

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация составленна по программе «Перспективная начальная школа».

Урок-презентация по русскому языку. 7 класс. Тема: Урок-обобщение по теме «Наречие»

Вопросы урока: 1. Грамматическое значение наречий.2. Лексико-грамматические разряды.3. Способы образования, сравнительная форма наречий.4. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.5.

Педагогический проект «Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся»

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс.

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока «Словосочетание»

Данный урок ориентирован на учебник «Русского языка» под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний).

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема «Правописание наречий»

Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме «Правописание наречий» разработана с учетом требований адаптированной основной.

Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык — один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок.

Открытый урок русского языка 6 класс ТЕМА «-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных»

Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-.